Гора Таганай

Я давно увлекаюсь туризмом - водным, пешим, велосипедным... А как-то раз сходил в поход в горы, на Конжаковский камень. Тогда стало понятно, что горные путешествия мне очень по душе. Ведь хорошие физические нагрузки полезны для организма, а впечатления от горных пейзажей, свежего воздуха и чистой воды просто незабываемы. От видов, открывающихся с вершин, захватывает дух, только там осознаешь, насколько велики горные просторы, ими можно любоваться бесконечно. Конечно, после этого похода мне захотелось посетить и другие вершины Урала. Хребет Таганай в Челябинской области заинтересовал меня давно, многие знакомые рассказывали о нем. Так что я стал собирать информацию и готовиться к встрече с Таганаем.

Хребет состоит из трех отдельных частей - Большой Таганай, Средний Таганай и Малый Таганай. Они представляют собой параллельно идущие цепи горных вершин и скал, перемежающихся длинными языками курумника - так называемыми каменными реками. Высота гор составляет до 1178 метров (гора Круглица). Хребет Таганай дал название одноименному национальному парку.

На территории парка площадью более 500 квадратных километров протекают небольшие речки и ручьи, бьют родники. Растительность отличается большим разнообразием - здесь и сосновые, и еловые, и лиственные участки леса, и горные луга и тундры, и горное редколесье. И вообще, растения на Таганае встречаются характерные для северного и южного Урала, Европейской части России, Поволжья, Башкирии, Казахстана. Эту удивительную живописную горную страну называют русской Швейцарией.

Рекомендуем всем обязательно посетить это сказочное место, даже если у Вас нет специальной физической подготовки, так как путешествие по Таганаю под силу самому обычному человеку. Весь парк пронизан хорошо утоптанными маркированными тропами, где указано не только направление, но о расстояние до интересных объектов, так что заблудиться невозможно. На маршруте есть несколько туристических лагерей, "приютов", где возможно не только поставить палатку, но и поселиться в домике с удобствами, заранее забронировав его на сайте парка. Рядом с приютами есть родники с чистейшей водой. За установку палатки и дрова взимается плата, но она совершенно необременительная, особенно учитывая те впечатления, которые Вы получите от посещения Таганая.

Это четвертая часть рассказа, рекомендую начать с первой

Путешествие на хребет Таганай. День четвертый

1 июня мы проснулись часиков в семь. У меня ныли икры от вчерашнего похода и бедра от непривычного лежания на твердой земле. Зато погода была прекрасная, просто летняя, как в июле. Я пошла умываться - и в восхищении затормозила у палатки - наша поляна казалась райским местом - синее небо, ярко-зеленая трава, цветы, бабочки, солнечные лучи. У Юрия в доме было открыто окно, на нем стоял цветок в горшке, слышалась музыка из радиоприемника. После водных процедур на Гремучем ключе я извлекла Александра из спальника (спальник перекрутился, поэтому самостоятельно расстегнуть молнию бедняга не мог).

Мимо нас периодически проходил Юрий - то косить траву, то еще по каким-то делам. Наконец, Александр стал подавать признаки жизни и вышел на полянку. Я пока сходила за водой, сделала костерок, вскипятила чай. После зарядки позавтракали (Саша ел бутерброды, а я кашку Быстров). А дальше мы стали загорать - расстелили коврики на травке, валялись… Только Александру все мешали насекомые - то комар, то муха. Тогда я отправила его за фотоаппаратом, чтобы он меня сфотографировал в новом купальнике - раз ему все равно не лежится.

Провели мы фотосессию, потом Саша предложил веселую акцию - налил в две бутылки ледяную воду из родника, поставил фотоаппарат на автоспуск - и я стала поливать его водой в кадре. Ну и лица у нас вышли на фото! У Саши глаза из орбит вылезли, а у меня - моська до крайности злорадная. Кстати, мимо нас уже дважды проходил мужичок, явно из местных, который, видимо, собирает здесь кислицу (горец альпийский, или златоустовская кислица) - это такая таганайская травка, из молодых побегов которой люди варят варенье, готовят салаты, солят их, маринуют и т.п. Говорят, все это очень вкусно и полезно, и больше нигде эта кислица не растет.

Пообедали мы салатом, домашним салом, картофельным пюре. Затем собрали вещи, сложили палатку и снова сдали все Юрию на хранение. Он поинтересовался, куда мы хотим отправиться. Когда узнал, что на каменную реку, посоветовал дойти дальше, на хребет Средний Таганай. Я выразила сомнения в том, что там есть что-то интересное, но Юрий сказал, что оттуда лучший вид на Большой Таганай, что мы не пожалеем. Ну, что ж, решили мы, дойдем до реки, до подножия хребта, а там посмотрим, будет ли у нас желание туда лезть.

Ужин мы взяли с собой, и в 12.30 вышли. Между прочим, так как это была пятница, на поляну приюта стали подтягиваться туристы. Первых парня и девушку мы предупредили, что наше место не занимать - мы вернемся. Они проследовали к другой части поляны. У меня появилось предчувствие, что этот вечер не будет таким тихим и спокойным, как предыдущие.

Каменная река и Средний Таганай

Вниз по тропе мы продвинулись на 0,5 км, до красной стрелки-указателя "гора Круглица", "Откликной Гребень" и т.д. Там же налево сворачивала маркированная желтыми отметками дорожка на Средний Таганай. Вела она по лесу, довольно сырому. Сразу было заметно, что людей там ходит совсем немного, но за тропкой следят. Мы пересекли несколько ручьев, маленьких и побольше. Я радовалась, что идем в тени, потому что солнце снова палило изо всех сил.

И вот мы добрались до каменной реки, ее главного русла. Зрелище впечатляло - метров 70, а то и больше в ширину было завалено глыбами величиной с диван, совершенно беспорядочно. А в длину эти завалы терялись вдалеке (всего река тянется на 6 километров). Причем когда заглядываешь между камнями - там, под ними - не земля, а снова камни. Потом шла узенькая полоска леса, и снова каменная река. Перешли мы все это достаточно легко - опыт-то уже имеется по камням скакать. По дороге в нас кинула объеденной шишкой белка.

Примерно через час вышли к Старокиалимскому тракту. Это дорога, которая ведет от входа в парк Таганай к горе Киалим. Вот там наша маркированная тропа вроде бы кончилась. Мы разошлись с Сашей в разные стороны - искать продолжения. Напротив выхода на дорогу была узкая тропинка, но без желтых отметок, поэтому мы сначала решили убедиться, нет ли других путей. Я когда шла, вспугнула у дороги двух птиц величиной с куропатку, которые вдруг стали кататься и валяться под елками. Присмотрелась - а они притворяются, что у них крыло сломано и уводят меня от гнезда.

Не обнаружив ничего похожего на тропу, я вернулась. Саша тоже не нашел тропинки, и мы отправились дальше по имеющейся. Через несколько десятков метров желтая маркировка возобновилась. Все по тому же сырому еловому лесу мы пробирались, перелезая через поваленные деревья, прыгая по булыжникам. Постепенно тропа начала забирать вверх. В просветах деревьев уже виднелись склоны хребта Среднего Таганая - самого короткого хребта, всего 2,5 км.

Минут через десять наклон тропинки стал почти вертикальным - пришлось карабкаться по корням, как по ступенькам. Несколько раз падали отдыхать на пеньках и камнях. Даже в тени деревьев было очень жарко, дышалось трудно. Дошли до фрагментов курумника, поднялись по ним, свернули налево, потом немного направо - и вышли к скалам на вершине. Здесь я вспугнула самку глухаря, такую толстенькую, серую.

Осмотрелись мы - оказалось, что вершин здесь несколько, и до самой высокой надо идти еще левее. Но мы решили не торопиться, и сначала отдохнуть на очень удобной плоской площадке, откуда открывался великолепный вид на весь Большой Таганай - Двуглавая Сопка, Митькины скалы, Откликной гребень, Круглица, Три брата - выстроились перед нами в шеренгу. Также, среди деревьев был виден приют "Гремучий ключ", где мы ночевали. Как на ладони, лежала каменная река на всем протяжении. Все это мы сфотографировали, а потом лежали и загорали, любуясь видами. Над нами вились белые бабочки, по скале ползали муравьи. Ощущение покоя и оторванности от мира было полным. Тишина нарушалась только шумом листвы и птичьим щебетом.

Часа полтора мы отдыхали. Потом решено было пойти на другие вершины. Сначала вещи оставили, но затем пришлось их забрать, так как вершина оказалась далеко. Таких скальных пиков было несколько, один из них стоял совершенно отдельно от остального массива, как поставленный вертикально кусок халвы шириной метр, а высотой с семиэтажный дом.

На самый высокий пик мы уже не пошли, потому что это надо было спуститься глубоко вниз и подняться по другой тропинке. Озирали окрестности с предыдущей - отсюда открывались горы Большого Таганая и Малого, Златоуст, долины между гор. А над Златоустом клубились тучи, и было видно, что уже идет дождь. И движется все это в нашу сторону. Тут мы поняли, что надо делать ноги, если мы не хотим по мокрому отвесному склону съезжать на попе. Поужинать решили потом.

Спуск нам удался лучше, чем подъем - мы почти бегом осилили склон. Быстро перебрались через каменные реки, где совсем рядом с нами токовал глухарь. И тут пошел дождь. Я накрыла Сашу своей ветровкой, чтобы не замочило фотоаппарат. А сама даже и не промокла толком - лес нас прикрыл.

Пришли мы в лагерь, а там - куча детей. Привели целый класс, или два, хорошо, что остановились они на самой дальней от нас полянке. Поужинать нам на своей стоянке не удалось - опять пошел дождь. Тогда мы быстро поставили палатку, спрятали там все вещи, а есть пошли под навес возле домика егеря. Там было грязновато, но мы стоя нормально пожевали пирожки с чаем, поглядывая на палатку. Вернулись мы в наш домик, и лежали до окончания непогоды.

Потом снова, как и вчера, жгли костер, пили чай, смотрели на небо и горы… Дети, конечно, пищали и носились рядом, но не слишком назойливо. В основном они развлекались походами к ручью, но некоторые лазили по всем палаткам приюта. Сопровождающие их взрослые пели разные песни.

Я у костра сушила на руках свои брюки - весь низ штанин у них был мокрый. Одновременно с этим полезным делом любовалась закатом и пламенем. Саша заметил на елке висящую на ветке бабочку - так она, видимо, устроилась на ночь спать. Наконец, штаны высохли, и я заползла в палатку. В это время подошли еще четверо или пятеро туристов, и стали решать, где им сделать стоянку. Кажется, пошли к ручью на дальнюю поляну. Дети уже не кричали, уснули все. Ну, и нам пора было спать.

И только мы уснули, как на поляну прибыли еще человек пять, и около часа ночи, видя, что вокруг стоят палатки, и в них явно спят люди, начали громко переговариваться, ржать, и издавать много другого шума. Воспитание шикарное! Привет родителям. Хотелось выйти из палатки и сделать втык придуркам. Но вылезать было лень, поэтому Александр из палатки посоветовал им либо уйти в лес, либо заткнуться, и они все же затихли. Остаток ночи прошел спокойно, только какая-то птичка все время скрипела, как несмазанные качели.

Продолжение рассказа о нашем путешествии по парку Таганай

Итог нашего путешествия по Таганаю

Национальный парк "Таганай" нам очень приглянулся. Причины этого просты - это прекрасное место доступно - от поезда пешком через час уже оказываешься в парке. За парком следят - там не увидеть куч мусора (да и просто мусора). Видимо, и люди предупреждены, что сорить нельзя, и сотрудники парка работу выполняют добросовестно. На Таганае чудесный воздух - свежий, душистый. Природа Таганая очень разнообразна и богата.

На Таганае много достопримечательностей, причем абсолютно разных, рассчитанных на разные категории туристов. Это и вершины, и скалы, и каменные реки. Приюты дают возможность выбора отдыха - в палатках у костра или с комфортом, в снятых номерах. Единственный совет тем, кто любит тишину - ехать на гору надо в будние дни, в выходные огромный наплыв народа.

Ну, а мы сознательно не стали посещать все вершины Таганая, чтобы был повод обязательно вернуться в этот великолепный национальный парк - открыть для себя горы Киалим, Дальний Таганай, где раньше была метеостанция, а теперь туристический приют, посмотреть на геологическое чудо - скалу Три брата, самую низкую из вершин Таганая гору Юрма, что означает по-башкирски "Не ходи", познакомиться со скалами "Чертовы ворота", в общем, провести на Таганае еще несколько великолепных дней.