Гора Таганай

Я давно увлекаюсь туризмом - водным, пешим, велосипедным... А как-то раз сходил в поход в горы, на Конжаковский камень. Тогда стало понятно, что горные путешествия мне очень по душе. Ведь хорошие физические нагрузки полезны для организма, а впечатления от горных пейзажей, свежего воздуха и чистой воды просто незабываемы. От видов, открывающихся с вершин, захватывает дух, только там осознаешь, насколько велики горные просторы, ими можно любоваться бесконечно. Конечно, после этого похода мне захотелось посетить и другие вершины Урала. Хребет Таганай в Челябинской области заинтересовал меня давно, многие знакомые рассказывали о нем. Так что я стал собирать информацию и готовиться к встрече с Таганаем.

Хребет состоит из трех отдельных частей - Большой Таганай, Средний Таганай и Малый Таганай. Они представляют собой параллельно идущие цепи горных вершин и скал, перемежающихся длинными языками курумника - так называемыми каменными реками. Высота гор составляет до 1178 метров (гора Круглица). Хребет Таганай дал название одноименному национальному парку.

На территории парка площадью более 500 квадратных километров протекают небольшие речки и ручьи, бьют родники. Растительность отличается большим разнообразием - здесь и сосновые, и еловые, и лиственные участки леса, и горные луга и тундры, и горное редколесье. И вообще, растения на Таганае встречаются характерные для северного и южного Урала, Европейской части России, Поволжья, Башкирии, Казахстана. Эту удивительную живописную горную страну называют русской Швейцарией.

Рекомендуем всем обязательно посетить это сказочное место, даже если у Вас нет специальной физической подготовки, так как путешествие по Таганаю под силу самому обычному человеку. Весь парк пронизан хорошо утоптанными маркированными тропами, где указано не только направление, но о расстояние до интересных объектов, так что заблудиться невозможно. На маршруте есть несколько туристических лагерей, "приютов", где возможно не только поставить палатку, но и поселиться в домике с удобствами, заранее забронировав его на сайте парка. Рядом с приютами есть родники с чистейшей водой. За установку палатки и дрова взимается плата, но она совершенно необременительная, особенно учитывая те впечатления, которые Вы получите от посещения Таганая.

Путешествие на хребет Таганай. День первый

Мы выехали на Таганай 28 мая в час ночи поездом "Нижний Тагил - Адлер". Хорошо, что билеты решили купить за пару дней раньше, купили два предпоследних - верхние полки в соседних купе. Прибытие в Златоуст планировалось в 9 утра 29 мая. Александр доехал до вокзала на метро (там последняя электричка уходит с Уралмаша в 00.05), а я по-буржуйски - на такси. Поезд уже стоял у перрона, мы спокойно дошли до нашего вагона, загрузились, постелили спальники. После того, как поезд тронулся, мы немного поглядели на мелькавшие за окнами огни, и заснули.

В Златоусте с поезда сошли только мы одни - больше никого. Нас это немного удивило, мы считали, что на Таганай едет много туристов отовсюду. Зашли в здание вокзала - кстати, довольно симпатичное и современное, чтобы купить обратные билеты. Хотя кроме нас в кассу стояли всего три человека, застряли мы надолго, хорошо что не спешили. Там одна тетенька сдавала билеты, заказывала другие и никак не могла решить, какие сдать, какие заказать… Мы уже весь вокзал осмотрели, узнали, что он построен в 1986 году и рассчитан на пятьсот пассажиров, пока она закончила.

Кассир нас сначала напугала, что места есть только сидячие на дневной поезд, но потом выяснилось, что есть на ночной Анапа-Екатеринбург как раз два места в плацкартном купе - верхняя и нижняя полки в середине вагона. Посадка в 22.13 Москвы, прибытие в 7.24. Мы обрадовались и купили билеты. Вышли на привокзальную площадь.

Прямо через дорогу от вокзала стоял памятник металлургу и геологу Павлу Петровичу Аносову, и улица также носила его имя. Дело в том, что он жил в Златоусте около 30 лет и сумел восстановить секрет изготовления булатной стали для знаменитых златоустовских клинков. По этой улице Аносова мы шли до крутого поворота налево, по дороге пытаясь найти магазин, где купить хлеба и минералки, но супермаркет "Магнит" открывался аж в 10 утра, а мелкие магазинчики были какие-то подозрительные.

Увидели мы златоустовский трамвай, старый такой, образца как в Нижнем Тагиле, у него двери открываются как в купе поезда. Вроде увидели магазин - на входе в подвальчик было написано "Продукты", и я снова решила попытать счастья. Спустилась, открыла дверь… и галопом взлетела обратно. На меня пахнуло таким перегаром, что глаза режет. Успела разглядеть в полутьме длинные столы, а за ними местные колдыри заседают с пивом с утра пораньше. Видимо продукты сразу же и выпивают.

Дальше улица Аносова переходила в какую-то дорогу типа объездной по краю города. Мы прошли мимо исправительного заведения - колония или СИЗО - не знаю, только все в колючей проволоке. Дальше путь шел в гору, и маячили вдалеке несколько многоэтажек. Справа было здание "Златоустовские электрические сети" или что-то в этом роде.

Подошли мы к остановке маршруток, там стояли два киоска, на одном красовалась надпись "Хлебушек". Я сунулась туда, но вот как раз его-то там и не было. Консервы, пиво, сникерсы - пожалуйста, а хлеба нет. Местные жители посоветовали зайти в магазин в многоэтажке. Мы зашли - и там купили и хлеб, и воду. А заодно решили и позавтракать рядом с этим домом, там был удобный широкий бетонный бордюр, на нем мы и разместились.

Александр, пока я резала бутерброды, расспросил местных, как нам лучше пройти до входа в парк. Нам объяснили, что надо добраться до конца поселка Пушкинский, до указателя "Магнитка", и у конечной остановки маршруток, возле магазина "Белый ключ" свернуть по грунтовке направо. Мы поели, собрались и двинулись дальше. Дорога здесь сворачивала налево, превращаясь в деревенскую улицу Циолковского с домами по обе стороны. Нас удивил материал, из которого было построено множество домов - это железнодорожные шпалы, причем использованные, пропитанные креозотом.

Видимо, люди не догадываются, что это канцероген и яд. Вот только как они выносят запах от него, особенно в жару... Как только мы пошли по этой улице, сразу увидели хребет Большой Таганай - Двуглавую сопку, кусочек Откликного гребня и часть Круглицы, по-моему. Изумились, как близко они к городу. Потом оказалось, что впечатление верно только по отношению к Двуглавой сопке, до нее действительно всего около 5 километров.

Улица шла сильно в горку, было жарко, идти с рюкзаками тяжеловато. Но, к счастью, поворот на гору Таганай оказался недалеко. Здесь улица называлась уже Бажова. Был там даже большой железный щит, где раньше, должно быть, была надпись, сейчас же можно было на ржавой поверхности прочесть только "…ется…". Мы предположили, что содержание было таким: "Таганай. Памятник природы. Охраняется государством". Так как рядом конечная остановка маршруток, то с вокзала можно и не топать пешком, а доехать сюда.

Итак, пошли мы к входу в национальный парк "Таганай", название которого, кстати, переводится с башкирского как "Подставка Луны". Парк протянулся на 25 километров в длину, и на 15 - в ширину. По сторонам дороги стояли уже достроенные и еще строящиеся коттеджи разной степени достатка хозяев. Особенно поразил один справа - он больше был похож на санаторий, чем на жилой дом, с огромной территорией, с видом на водохранилище, с огромными окнами, с кованой оградой. Слева от дороги показался большой деревянный крест с надписью "Господи, спаси и сохрани", а справа, напротив него вход в главную усадьбу национального парка, которую мы решили подробнее рассмотреть на обратном пути.

Прямо перед туристом разворачивалась большая информационная доска, где были написаны правила поведения на территории парка, карта-схема гор, стоянок и приютов, значки типа "Стоянка запрещается", "Разведение костров запрещается" и другая информация о природных зонах, флоре и фауне Таганая. Мы сделали несколько фотографий и через шлагбаум вошли в парк.

Сначала он и выглядел, как парк - широкая и ровная аллея вела вглубь совсем не дремучего лиственного леса. Сразу повеяло зеленью, свежестью, цветочными ароматами. В половине одиннадцатого мы прошли где-то километр по тропе вглубь парка, идти было пока легко, дорожка действительно напоминала парковую. Комаров почти не было, только Сашу пару раз за ноги тяпнули, так мы ему "Москитолом" намазали. Вокруг бродили волшебные ароматы хвои, смолы, цветущих растений. Здесь уже вовсю цветет шиповник, у него жужжат упитанные шмели. По обочинам встречаются желтые купальницы. Лес в основном лиственный, хотя есть и узкие остроконечные ели.

Мы остановились передохнуть у малюсенькой речушки с крошечным мостиком, попили холодной водички. Мимо нас проехал мужчина на простеньком велосипеде без передач, у него даже рюкзака не наблюдалось, и обут он был в резиновые сапоги, из чего можно было сделать вывод, что это работник парка. Еще прошли мимо небольшой кучкой местные златоустовские туристы, видимо, на один день, потому что с крошечными рюкзачками.

После речушки через километр лесной дороги прибыли мы на берег реки посолиднее, называлась она Тесьма. Весело бежала по светлым камушкам, разливаясь метров на 15 в ширину. Местами в ней трепыхались по течению листья кувшинок. По камням странной походкой бродила необычная птичка, похожая на куличка. Только ножки у нее были короткие, она немного горбилась и периодически приседала. Вся птичка была толстенькая, шоколадного цвета, а на грудке большой белый "слюнявчик".

Мы понаблюдали за ней немного, и вдруг она проделала один фокус, после которого не узнать ее было уже невозможно. Птичка взлетела, спикировала к воде, пронырнула сантиметров 20 и также резко вылетела, а чуть дальше села на камушек. Как пингвин, честное слово. Это же оляпка! Она вот так, ныряя, добывает рыбешек и всяких водяных насекомых. И таких птичек там была пара. Чуть дальше по реке был деревянный мост на металлических опорах, на карте он значился как "Киалимский". По берегам у моста виднелось несколько хороших стоянок с костровищами, чурбачками, и бревнами.

Река Тесьма течет на отметке 3,5 километра, а вот между 4 и 5 километром тропа начинает забирать круто в горку, да еще на ней появляется множество камней разного размера и корни деревьев, так, что приходилось скакать, стараясь не поломать ноги. Дальше снова шла более ровная земляная тропинка.

И вот шли мы по ней, шли, и увидели слева странное дерево. Береза, а на высоте человеческого роста на ней огромный нарост, как будто ствол завязали узлом, метра полтора в диаметре. Мы, конечно, стали это чудо фотографировать. И тут Александр говорит: "Собака бежит! Нет, это кошка! Дикая наверное, сейчас загрызет нас". Смотрю, а там некрупная пушистая и немножко беременная кошечка дымчато-серого цвета, довольно решительным шагом приближается к нам.

Подошла она, и давай тереться о наши ноги, потом и вовсе запрыгнула ко мне (я на корточках сидела) и мурчит, и трется! А сама вся пыльная! И все поглядывает на рюкзаки - где же колбаса? Ну, голодной и тощей она не выглядела, вокруг множество мышиных норок, поэтому мы не стали доставать еду, а просто почесали ей за ушком.

Пока фотографировали чудное дерево, заметили, что в соседних кустах уже видны крыши домиков - это был приют "Белый ключ". Таких приютов на Таганае несколько. Зашли мы туда. Все как будто вымерло, никого. Несколько домиков, все они открыты, на столиках кое-где посуда и даже продукты оставлены. Так что кроме большой цепной собаки мы не обнаружили живых существ. За стоянкой течет ручей, образованный ключом, бьющим через небольшую трубу. А прямо напротив ключа начинается металлическая лестница на первую вершину Таганая - Двуглавую сопку, и конец ее скрывается где-то на склоне в лесу.

У этой лестницы нам попались навстречу несколько человек, они собирались идти дальше по тропе в сторону следующего приюта. Вещей у них с собой совсем не было, а была в компании, между прочим, женщина беременная, месяце на шестом-седьмом. Так что, поняли мы, в парк Таганай жители Златоуста просто так прогуляться приходят. А еще с лестницы спустилась семья с двумя детьми - видимо, забирались полюбоваться видом. Мы начали подъем, причем с рюкзаками - оставить-то их было не на кого.

Первая вершина Таганая - Двуглавая сопка

Хотели ступеньки считать, смотрим, а они уже подписаны по номерам. Оказалось, что в лестнице 201 ступенька. Когда поднимались, оглянулись - а позади открывается потрясающий вид на долину и хребет Средний Таганай. Поднялись мы до конца лестницы, там была площадка с очень большим расписанным красками камнем, стояночкой и расходящимися двумя тропинками наверх - направо и налево. Отдохнув минутку, мы стали подниматься по левой тропинке.

Очень скоро она начала так круто уходить вверх (градусов под 50, наверное), что приходилось практически вертикально ползти по камням и корням. Жара к этому времени усилилась, рюкзаки казались набитыми кирпичами. К тому же на тропинке везде кишели муравьи, и чтобы их не давить, приходилось замедлять движение и внимательно смотреть под ноги. Мы утешались мыслью, что это у нас тур для похудения.

Где-то к середине склона ноги просто отказались задираться дальше, и мы присели отдохнуть на большом камне, скинув груз. Недалеко раздавался крик птицы, похожий на кукование, только в другом ритме и глуховатое, не "ку-ку", а "ду-ду-ду-ду-ду". Мне пришла на ум глухая кукушка, но она вроде живет в средней полосе России. Александр посмотрел на меня, и говорит - у тебя что-то с лицом, оно как будто стало больше. Я достала зеркальце, взглянула - точно, щеки интенсивно розового цвета почему-то распухли, и я стала похожа на хомяка. Видимо, от того, что шла в жару в наклонном положении и сильно пыхтела. Посмеялись мы и поползли дальше.

Подъем занял у нас еще примерно полчаса. На площадочку (еще не вершину!) мы ввалились уже почти без сознания. До левой вершины горы оставалось еще метров 200 по вертикали и метров 500 по расстоянию. На узенькой полянке мы скинули рюкзаки, постелили кофты, и упали на них без сил. Отдышались немного. Я встала и тихонечко побрела на скалы, что были прямо перед нами. Дошла до середины - оттуда уже видно было широкое пространство до Среднего Таганая, вторая каменистая вершина Двуглавой сопки, море леса внизу, высоченные острые скалы, курумник… Я вернулась к Александру, сказала, что там можно сделать хорошие снимки. Но сначала надо было подкрепиться, и я стала собирать обед - пирожки, колбаска, чай.

Почему-то ничего, кроме одного пирожка я съесть не смогла - видимо, от жары и усталости. Мы поели, Александр отправился на скалы с фотоаппаратом, а я прилегла и сейчас же уснула. Дремала я довольно долго. Открываю глаза - Саши все еще нет. Я крикнула "Ты где?" Он ответил с самой верхушки скал, позвал меня к себе. Я встала, пошла в ту сторону, но почувствовала, что сильно кружится голова, и не полезла наверх, хотя Саша уверял, что вид оттуда потрясающий.

Стали мы обсуждать, куда же идти дальше. Внимательно посмотрели по сторонам, и увидели, что маркированная тропа продолжает подъем на первую вершину, сначала спускаясь в небольшую ложбинку, а потом карабкаясь по скалам. На некоторой высоте виднелось что-то вроде металлической лестницы.

Вновь надели мы рюкзаки и потопали дальше. Снова подъем был крут, под ногами ехал песок. Нам встретился мужчина налегке, который спускался с вершины. Он спросил, почему мы не оставили рюкзаки в приюте. Удивился, когда услышал, что там никого не было - наверное, инспектор ненадолго куда-то отошел, сказал он. Пожелал нам удачного подъема, ободрил тем, что уже недалеко. Через несколько минут после встречи с мужчиной мы уже были на вершине Таганая - Двуглавой сопке, оставалось только взобраться на небольшие скалы. Как мы потом узнали, поднялись мы на южную вершину сопки, "Перья", а северная вершина называется "Бараньи лбы".

Мы оставили рюкзаки и поднялись налегке, прыгая, как горные козлы. С вершины Двуглавой сопки высотой 1134 метра нам открылся прекрасный вид на Златоуст вдалеке, хребет Средний Таганай, каменную реку и долину перед ним, множество высоких скал, вторую вершину Двуглавой сопки, Откликной гребень и даже небольшой кусочек горы Круглица за ним. И во все стороны, так же как на Конжаковском Камне, простиралась горная страна, только не северная, дикая, а более южная и приветливая.

Виднелись несколько водоемов - пруды в Златоусте, озеро Тургояк у самого горизонта, еще какое-то неопознанное озеро далеко-далеко. И почему-то лес между хребтов был полосатый - светлыми и темными полосками, видимо, когда-то хвойный лес частично вырубали, и на его месте вырос лиственный. А кроме всего этого мы отчетливо видели грозовые тучи, которые быстренько к нам приближались, и уже было заметно, что там идет дождь. Тогда мы опустили взгляд ниже, и заметили маленькую зеленую полянку у вершины, где можно было поставить палатку. Так мы и решили сделать - заночевать здесь, прямо на вершине. У нас было немного воды и чая, а уж умыться можно было и утром на Белом ключе.

Спустились мы за рюкзаками, пробрались на полянку и стали ставить палатку. Кстати, на краю полянки за кустами лежала металлическая конструкция, которую мы снизу приняли за лестницу. Это была часть вышки, погнутая и сломанная, а вторая лежала еще дальше - наверное, когда-то упала от ветра.

Только мы поставили палатку и забрались в нее, пошел дождь, сначала маленький, а потом все сильнее. Мы лежали в палатке, чувствуя себя не совсем чистыми, все-таки жара и пыль… И тут Александру пришла прекрасная мысль - помыться под дождем. И вот, раздевшись, мы выскочили под холодные струи, прыгали, орали, приветствуя гром и молнию, намокли как следует (я только на волосы надела полиэтиленовый пакет). А в конце еще и град пару-тройку минут шел!

Забрались обратно в палатку, вытерлись полотенцем и почувствовали себя гораздо лучше. Мы накрылись спальниками и блаженно лежали, слушая грозу. В горах она звучит не так, как внизу. Гром как будто на самой макушке, гремит гулко, как по железному тазу, перекатываясь долго по вершинам Таганая. Налетел ветер, в палатке стало прохладно и хорошо, мы потихоньку задремали.

Спали долго, Александр проснулся от того, что ему приснилось, что его приглашают ужинать. Он и спросил - а где ужин? Мне не очень хотелось вылезать из теплого спальника, но пришлось - надо было Сашу получше упаковать и нарезать салат. Ужинать стали в палатке - снаружи еще капал дождь, и было мокро, но не холодно. Поев, снова завалились спать. Даже чай вечером пить не стали - проспали. Хотели еще полюбоваться в темноте тем, как загораются огни Златоуста внизу, но из-за дождя и усталости не получилось. Вот как уморились, карабкаясь по горам.

Продолжение рассказа о нашем путешествии по парку Таганай

Как добраться до парка Таганай

Для того чтобы посетить горы Таганая, Вам нужно добраться до Златоуста. От Екатеринбурга есть несколько вариантов. Первый, самый удобный - на паровозе. Рейсов достаточно, лучше выезжать вечером, чтобы утром уже быть в Златоусте. Веря в пути 8-10 часов.

Можно доехать на автобусе. Время в пути гораздо меньше, билеты гораздо дешевле, но всю дорогу только сидя, и за рюкзак доплачивать. Как альтернатива - бла-бла-кар.

Если на своей машине, то едем через Сысерть, Касли, Кыштым, Карабаш и Тургояк, примерно 270 кило. Или можно ехать через Полевской и Верхний Уфалей, 250 км, но дороги там похуже.

В Златоусте от ж.д. вокзала можно пойти пешком, в правую сторону, по улице Аносова. Затем эта улица переходит в Песчанную. До входа в парк 3.5 км. Либо этот путь проделать на маршрутке, до остановки Пушкинский поселок, местные называют этот район - Белый Ключ. И там еще от остановки до парка около 800 метров. Есть даже маршрут, который прямо до входа Вас довезет. Ну а там уже выбирайте, по каким тропам куда идти...