Гора Таганай

Я давно увлекаюсь туризмом - водным, пешим, велосипедным... А как-то раз сходил в поход в горы, на Конжаковский камень. Тогда стало понятно, что горные путешествия мне очень по душе. Ведь хорошие физические нагрузки полезны для организма, а впечатления от горных пейзажей, свежего воздуха и чистой воды просто незабываемы. От видов, открывающихся с вершин, захватывает дух, только там осознаешь, насколько велики горные просторы, ими можно любоваться бесконечно. Конечно, после этого похода мне захотелось посетить и другие вершины Урала. Хребет Таганай в Челябинской области заинтересовал меня давно, многие знакомые рассказывали о нем. Так что я стал собирать информацию и готовиться к встрече с Таганаем.

Хребет состоит из трех отдельных частей - Большой Таганай, Средний Таганай и Малый Таганай. Они представляют собой параллельно идущие цепи горных вершин и скал, перемежающихся длинными языками курумника - так называемыми каменными реками. Высота гор составляет до 1178 метров (гора Круглица). Хребет Таганай дал название одноименному национальному парку.

На территории парка площадью более 500 квадратных километров протекают небольшие речки и ручьи, бьют родники. Растительность отличается большим разнообразием - здесь и сосновые, и еловые, и лиственные участки леса, и горные луга и тундры, и горное редколесье. И вообще, растения на Таганае встречаются характерные для северного и южного Урала, Европейской части России, Поволжья, Башкирии, Казахстана. Эту удивительную живописную горную страну называют русской Швейцарией.

Рекомендуем всем обязательно посетить это сказочное место, даже если у Вас нет специальной физической подготовки, так как путешествие по Таганаю под силу самому обычному человеку. Весь парк пронизан хорошо утоптанными маркированными тропами, где указано не только направление, но о расстояние до интересных объектов, так что заблудиться невозможно. На маршруте есть несколько туристических лагерей, "приютов", где возможно не только поставить палатку, но и поселиться в домике с удобствами, заранее забронировав его на сайте парка. Рядом с приютами есть родники с чистейшей водой. За установку палатки и дрова взимается плата, но она совершенно необременительная, особенно учитывая те впечатления, которые Вы получите от посещения Таганая.

Это заключительная часть рассказа, рекомендую начать с первой

Путешествие на хребет Таганай. День пятый

В последний день нашего пребывания на Таганае планы несколько нарушил дождь, шедший все утро с небольшими перерывами. Так что завтракать нам пришлось в палатке, и часов до 12 лежать в ней же. На Александра все это так повлияло, что он стал трясти меня, изображая поездку в вагоне поезда, и приговаривая "Ты-дыщь, ты-дыщь…", "Ту-ту-у-у!", "Постель брать будете?"

Мы уже даже стали рассматривать план на случай продолжения дождя и дальше - вещи собирать под навесом, а идти обратно прямо под дождем. Но, к счастью, небо начало расчищаться, и вскоре выглянуло солнце. А затем оно так засияло, что высушило моментально и траву, и землю, и палатку. Мы пообедали пюре и салатом, так что продуктов у нас осталось совсем немного. Разве что банку консервов Александр привезет обратно домой, да булку черного хлеба как сувенир из Златоуста. Мы собрали вещи, попрощались с егерем, с прекрасной полянкой, и отправились в обратный путь.

В обратный путь

Шли неторопливо, ведь времени было достаточно - поезд-то только в 12 ночи. По пути перешли через несколько курумников - я уже и забыла, что они там есть. Навстречу все время попадались группы туристов - взрослые, дети. Шли и по 20 человек. Суббота... Мы порадовались, что основное время провели здесь в будние дни при совершенном безлюдье. Каких-то школьников Александр поприветствовал словами "Здравствуйте, товарищи пионеры!", а они в ответ "Здравствуйте, товарищи… (тут они задумались) дяденьки". Очень мило вышло. Еще двое детей нас попросили "Если увидите группу людей с маленькими детьми и огромными рюкзаками - предупредите, что мы еще не потерялись". Мы, конечно, выполнили их просьбу.

Дошли мы до приюта "Белый ключ", остановились там на полянке посидеть, отдохнуть. Но долго сидеть не получилось. В одном из домиков приюта я заметила какую-то возню - это, то ли дрались, то ли боролись два пьяных парня. Их движения напоминали подводные. Победил обоих алкоголь. Вскоре из их же компании к нам подрулил также подвыпивший юнец со следами сильного пристрастия к алкоголю на лице. Он сунул мне в лицо маленькую змейку, сказал, что это у него гадюка, и он с ней играет. Не хочу ли и я поиграть со змейкой?

Он явно рассчитывал, что я начну визжать, упаду в обморок, или брошусь бежать. Но я змей люблю, к тому же гадюку от ужа умею отличать. Так что изобразила на лице вежливый интерес, но играть отказалась. Стало понятно, что надо валить отсюда, тишину и покой нарушали пьяные голоса. Так что мы продолжили путь, снова и снова встречая разнообразных туристов. Уже здороваться с ними устали. Всяческие приятные ароматы кружили нам напоследок голову - то пахло цветами и медом, то сладкой сосновой смолой, то жасмином (хотя он там не растет).

Как-то неожиданно быстро дошли мы до реки Тесьма. Там на уютной полянке у моста решили сидеть до вечера - не в городе же поезд ждать. Александр лег на коврик, я накрыла его одеждой, чтобы не тревожили комары, а сама села на камушек на берегу, и смотрела на бегущую воду, болтала в ней ногами. Птички оляпки снова летали туда-сюда, по камушкам скакали трясогузки. И тут со стороны Таганая появилась компания из трех человек, видимо тех, что напились в приюте. Они на ходу ругались друг на друга матом, нетвердым шагом приближаясь к мосту.

Сели они у моста, окончательно разругались, и один из них вышел к нам на полянку. Сел на бревно, и стал материться дальше. Подгреб его "товарищ", и они снова стали переругиваться. Слушала я, слушала, чувствую - сил нет, уши вянут. Попросила их не сквернословить, но в ответ один стал хамить, говорить, что они в лес специально приходят материться. Я говорю - лес большой, идите на другую поляну, там и ругайтесь... Он отвечает, нет, мы не уйдем. Тогда, говорю, мы уйдем. И сделала вид, что собираю рюкзак. Только они это увидели - немедленно свалили. Видимо, им просто хотелось перед кем-то покочевряжиться.

После их ухода мы перекочевали на камни на середину реки - там не было комаров. Александр разыскал в воде каких-то существ, замаскированных под сосновые иголки. Вроде, иголки, а ползут, усами шевелят. Личинки, наверное, чьи-то. Через мост переходили люди - кто на Таганай, кто обратно. Потом Саша забрался в воду, сполоснулся, и мы пошли ужинать. После ужина Александр увлекся общением с муравьями - дал им засахаренный кокос, потом вызволил красивых золотистых жуков из муравейника.

Пока собирались, пришли туристы, которых мы встретили у Откликного гребня - мужчина и женщина, рассказавшие нам, как шить тент. Так вот, Саше показалось, что женщина слепая. Ее спутник вел ее за руку, мостик они переходили "паровозиком" - она держалась за его пояс. Александра этот факт поразил, да и меня тоже - я подумала, как же она переходит через курумник?

Ну, наконец мы двинулись в сторону Златоуста, идти было несложно, только местами на дороге попадались мокрые и скользкие места. Оставалось километра три с половиной до Таганайского лесничества. Встретился местный сотрудник на велосипеде (мы его уже раньше видели). Стали слышны звуки машин с дороги на Магнитку, а также отдаленные раскаты грома. По обочинам на деревьях виднелись кое-где знаки какой-то игры типа "Зарницы" с указателями - не зря на полянку у реки выбежали как-то два подростка в военизированной одежде, явно спешащие и искавшие дорогу...

Наконец, мы вышли к основной усадьбе парка "Таганай", зашли в нее, но оказалось, что делать там совершенно нечего. Несколько утлых строений, где расположена регистрация и хозяйственные службы, небольшой кемпинг для машин, беседочки какие-то. Подростки играют в бадминтон, взрослые тусуются с пивом…

Добрались мы до конечной остановки маршруток "Поселок Пушкинский", решили там подождать - будет гроза или нет. Купили мороженое и шоколадку, съели, сидя на скамеечке. Любовались напоследок вершинами Таганая - Двуглавой сопкой и Откликным Гребнем - их хорошо было видно отсюда.

Попутно созерцали местных жителей, несколько портивших картины природы своими алкоголизированными физиономиями. Из магазина вышли счастливые родители с двумя друзьями, загрузили в корзинку под коляской три большие бутылки пива, а четвертую, не вошедшую, засунули под одеяльце к младенцу. И пошли бухать. Мы еще посидели и пошли к вокзалу, по пути фотографируя интересное освещение домов солнцем на фоне черных грозовых туч. Даже увидели радугу.

Добрались до скверика локомотивного депо, очень миленького, с мамочками и детками в колясках, но заваленного шелухой от семечек, которую эти самые мамочки и производили. Последняя уборка здесь была лет пять назад, наверное. Отдохнув недолго, дошли до вокзала и поднялись на второй этаж в зал ожидания - нам оставалось чуть больше часа до паровоза. Кроме нас здесь было еще два пассажира и пара охранников под пальмами. А если считать и милиционеров, то их было в три раза больше, чем пассажиров.

Через большие застекленные окна видны были с одной стороны горы, а с другой - кусочек Златоуста с подстриженными деревцами, трамвайчиком, памятником мастеру клинков и редкими прохожими. И там, где горы - снова бродят черные грозовые тучи. Пока мы сидели, стал греметь гром, сверкать молния, хлынул ливень. Мы забеспокоились, как будем выходить к поезду. Но к моменту нашей посадки дождь кончился, так что мы не вымокли. В поезде сразу легли спать и чудесно доехали до Екатеринбурга.

Итог нашего путешествия по Таганаю

Национальный парк "Таганай" нам очень приглянулся. Причины этого просты - это прекрасное место доступно - от поезда пешком через час уже оказываешься в парке. За парком следят - там не увидеть куч мусора (да и просто мусора). Видимо, и люди предупреждены, что сорить нельзя, и сотрудники парка работу выполняют добросовестно. На Таганае чудесный воздух - свежий, душистый. Природа Таганая очень разнообразна и богата.

На Таганае много достопримечательностей, причем абсолютно разных, рассчитанных на разные категории туристов. Это и вершины, и скалы, и каменные реки. Приюты дают возможность выбора отдыха - в палатках у костра или с комфортом, в снятых номерах. Единственный совет тем, кто любит тишину - ехать на гору надо в будние дни, в выходные огромный наплыв народа.

Ну, а мы сознательно не стали посещать все вершины Таганая, чтобы был повод обязательно вернуться в этот великолепный национальный парк - открыть для себя горы Киалим, Дальний Таганай, где раньше была метеостанция, а теперь туристический приют, посмотреть на геологическое чудо - скалу Три брата, самую низкую из вершин Таганая гору Юрма, что означает по-башкирски "Не ходи", познакомиться со скалами "Чертовы ворота", в общем, провести на Таганае еще несколько великолепных дней.