Гора Таганай

Я давно увлекаюсь туризмом - водным, пешим, велосипедным... А как-то раз сходил в поход в горы, на Конжаковский камень. Тогда стало понятно, что горные путешествия мне очень по душе. Ведь хорошие физические нагрузки полезны для организма, а впечатления от горных пейзажей, свежего воздуха и чистой воды просто незабываемы. От видов, открывающихся с вершин, захватывает дух, только там осознаешь, насколько велики горные просторы, ими можно любоваться бесконечно. Конечно, после этого похода мне захотелось посетить и другие вершины Урала. Хребет Таганай в Челябинской области заинтересовал меня давно, многие знакомые рассказывали о нем. Так что я стал собирать информацию и готовиться к встрече с Таганаем.

Хребет состоит из трех отдельных частей - Большой Таганай, Средний Таганай и Малый Таганай. Они представляют собой параллельно идущие цепи горных вершин и скал, перемежающихся длинными языками курумника - так называемыми каменными реками. Высота гор составляет до 1178 метров (гора Круглица). Хребет Таганай дал название одноименному национальному парку.

На территории парка площадью более 500 квадратных километров протекают небольшие речки и ручьи, бьют родники. Растительность отличается большим разнообразием - здесь и сосновые, и еловые, и лиственные участки леса, и горные луга и тундры, и горное редколесье. И вообще, растения на Таганае встречаются характерные для северного и южного Урала, Европейской части России, Поволжья, Башкирии, Казахстана. Эту удивительную живописную горную страну называют русской Швейцарией.

Рекомендуем всем обязательно посетить это сказочное место, даже если у Вас нет специальной физической подготовки, так как путешествие по Таганаю под силу самому обычному человеку. Весь парк пронизан хорошо утоптанными маркированными тропами, где указано не только направление, но о расстояние до интересных объектов, так что заблудиться невозможно. На маршруте есть несколько туристических лагерей, "приютов", где возможно не только поставить палатку, но и поселиться в домике с удобствами, заранее забронировав его на сайте парка. Рядом с приютами есть родники с чистейшей водой. За установку палатки и дрова взимается плата, но она совершенно необременительная, особенно учитывая те впечатления, которые Вы получите от посещения Таганая.

Это третья часть рассказа, рекомендую начать с первой

Путешествие на хребет Таганай. День третий

Ночь прошла вполне нормально, только вначале было холодновато - туман какой-то сырой висел, что ли. А к утру потеплело, поэтому мы проспали до восьми часов как младенцы. Я уже готовилась идти умываться, когда к палатке подошел заботливый Юрий будить нас, чтобы на Круглицу не опоздали. Александр поделился впечатлениями о спальнике-коконе. Там когда утягиваешь шнурок капюшона, для лица остается небольшая дырочка, и вот если во сне много вертеться, как Саша, то эта дырочка съезжает на ухо, или на затылок, и дышать не получается. Так вот забавно. Во сне ему приходилось пытаться переворачивать спальник на себе - просто цирковая эквилибристика.

Я умылась, стала готовить завтрак и собирать рюкзак в дорогу - воду, еду. Саша сложил палатку (Юрий посоветовал не оставлять ее на поляне - могут пожаловать бомжики из Златоуста, а она маленькая, легкая, унесут), сложил вещи, которые нам не понадобятся в горах. Мы даже небольшую зарядку сделали. Кстати, утром почему-то появились комары и мошка, которые несколько отвлекали нас от дел. Позавтракали, отнесли вещи Юрию, и отправились на Круглицу, самую высокую вершину хребта Таганай. Нам с собой дали карту на всякий случай, хотя вся тропа маркирована.

Мы решили пройти мимо Откликного Гребня, не поднимаясь на него, сначала взойти на Круглицу, а на обратном пути уже на Гребень. Дело в том, что на него тропа не обозначена, люди поднимаются кому где удобно, а после возвращаются на маркированную дорогу. Путь наш вел в горку, сначала по обычному смешанному лесу, который постепенно перешел в густой ельник. Начали мы от отметки 8,5 км. у приюта "Гремучий ключ". По дороге видели следы, похожие на лосиные.

Дальше, километра через полтора, пошел очень интересный горный лес - совсем почти без подлеска, просто с подстилкой из черничника, состоящий из низкорослых кудрявых березок, маленьких елочек, сосенок. Он далеко просматривался насквозь. Проходили мимо большой поляны, с которой виден уже был Откликной Гребень, нависающий над лесом, если покричать - слышно было двойное эхо. Некоторое время мы шли под сенью этой махины, и, наконец, попали на еще большую поляну у его подножия.

Таганай - гора Круглица и Откликной гребень

Откликной Гребень возвышался, как гигантская стена, почти отвесная с этой стороны. Форму он имел костяного гребня стегозавра, весь из пиков, башенок, столбиков, и оставлял неизгладимое впечатление. Только я сразу поняла, что лезть на него не хочу, уж больно грозным и неприветливым он выглядел. На одной из вершин был установлен флаг. На огромной поляне были живописно раскиданы группы маленьких деревьев, а посередине стояла идеальная классическая елка, украшенная к Новому году конфетами и бантиками из синей фольги - видимо, туристы отмечали праздник прямо здесь. Поляна эта используется для дневок, костровищ не видно - везде написано, что здесь нельзя разводить костры и ставить палатки.

Очень много по дороге попадалось муравейников, да к тому же крупных. Муравьев везде толпы. Еще множество белых бабочек, некоторые из них уже умирают, и муравьи их утаскивают к себе. С той же поляны видна была уже гора Круглица - самый высокий объект на Таганае (1178 метров). Тропа уходила резко вправо и начина спускаться вниз, а потом шла прямо. В одном месте был перевал, откуда открывался вид на две долины между гор.

Снова начался подъем, мы подходили к "Долине сказок". Дорожка стала похожа на парковую - посыпанная мелким белым песком, она петляла между маленьких деревьев и ярких цветов. Кое-где поднимались фигурные скалы, напоминающие сказочных персонажей. На многих елочках висят косматые бороды лишайников. На 12-м километре направо уходила тропа на приют "Таганай", а наш путь лежал прямо, через Долину сказок. Мы шли по каменистой тропе в негустой тени деревьев, и вдруг справа отрылась необычная поляна, вся уставленная пирамидками разной формы из камней.

Они были маленькие и большие, простые и затейливые и представляли собой удивительное зрелище. На дереве в глубине поляны висела табличка "Светлой памяти Андрея Тарасова". Мы подумали, что этот человек где-то здесь погиб, и туристы в его честь складывают эти фигурки. Но оказалось, что традиция эта началась задолго до гибели Тарасова. По поверью, если сложить такую пирамидку и загадать желание - то оно сбудется.

Метров через сто после этой поляны тропинка пошла вверх и вывела нас к скалам на краю Долины сказок. Дно этой долины также было посыпано мелким белым песочком, из зарослей елочек и березок торчали фигурные скалы. Справа просматривалась тропинка, ведущая к Круглице, видимо от приюта "Таганай". Мы поднялись на скалы, Александр сфотографировал виды Откликного Гребня, Круглицы, Среднего Таганая. Полюбовавшись и отдохнув немного, мы продолжили путь.

Было ясно, что подъем на гору не будет слишком сложным - она ведь не зря названа Круглицей - ее склоны, покрытые курумником, очень пологие и достаточно ровные. Скакать с камня на камень мы уже привыкли, большие рюкзаки нам не мешали. В одном месте Саша увидел мелькнувшее под валунами животное - какого-то грызуна, вероятно пищуха или что-то вроде.

В 13.20 мы достигли самой вершины горы Круглица, даже не устав. Вот только я сильно проголодалась. На камнях вершины виднелось множество надписей, среди них такие как "Зайцевъ Н. 1903 годъ". То есть туристы на гору ходят уже не первый век. Также были памятные таблички о гибели каких-то людей и деревянный крест. Вид открывался прекрасный во все стороны - окрестные долины, поселок Магнитка, Златоуст, озеро Тургояк, гора Три брата, какие-то поселения на горизонте, еще горы…

И еще взгляд останавливался на плато самой Круглицы, расположенное ниже вершины. Оно тянулось на полкилометра, совершенно ровное. Но главное, на нем были выложены белыми и розовыми камнями разные имена, самое крупное - "Жанна" и сердце метров двадцать в диаметре. Неленивые люди приходили сюда!

Александр хотел непременно спуститься на это плато и дойти до противоположного края горы. Я сначала колебалась, идти ли туда, но потом решила все-таки рискнуть. Хотя курумник там состоял из более крупных камней, да и есть очень хотелось. Ну, через минут 20 были мы уже на плато, искали место для обеда. Только сели в тенечек под кусты, как из травы налетели какие-то мухи, ужасно назойливые, хотя и не кусачие. Они лезли в глаза, в рот, в нос, в уши…

Мы поменяли дислокацию, сели на выложенное камнями имя Жанны, но и это не помогло. Пришлось мне надеть ветровку, затянуть капюшон и так есть. А Александр просто бегал с едой кругами, чтобы мошки не догнали. Кроме мошек летали во множестве все те же белые бабочки, кругом цвели низенькие горные цветочки, зеленел мох, какие-то пестрые лишайники. Над всем этим летал и пел жаворонок.

Пообедав, мы пошли к краю горы. С него ничего особенного ни открывалось, поэтому мы развернулись и двинулись другой дорогой вокруг вершины к маркированной тропе. По дороге Саша нашел и положил мне в ладошку маленький легкий шарик неизвестного происхождения. Он восхищенным голосом спросил, что это? Мне это было известно, о чем я и сделала заявление - это высохшая заячья какашка! Александр удивился, что здесь, на горе, делают зайцы? Ну, ответ-то был очевиден, вот же он, в руке.

По курумнику мы пробирались не слишком быстро - некоторые камни качались, надо было двигаться осторожно. Я очень обрадовалась тропе, просто как старому другу. Мы скоренько по ней спустились и в 15.30 уже снова были в Долине сказок. Нас ждал путь на Откликной Гребень.

Спустились мы уже знакомой тропинкой, но до самой поляны не дошли, а свернули направо раньше по одной из многочисленных тропинок, которые вели к началу Откликного Гребня - нам показалось, что там подниматься будет попроще. Но только вышли к подножию и уже стали прикидывать, как лучше начать подъем, как появились двое туристов - мы узнали в них парня и девушку, которых уже встречали на "Белом ключе". Они поинтересовались, не видали ли мы ямы с родником.

А нам действительно попалась по дороге яма, только вода в ней была стоячая и замусоренная опавшими листьями, насекомыми и даже этикетками от бутылок. Парень опечалился, им нужна была вода. По поводу подъема он сказал, что с краю взойти можно, они туда даже зимой забирались, но вот добраться до вершин по гребню не удастся - они отделены друг от друга большими расщелинами. Поэтому подниматься надо посередине Гребня, и вроде бы даже девушка (то есть я) сможет забраться. Ну, пошли мы к центру, там начиналась еле заметная тропа наверх.

Когда мы стали подниматься, внизу подошли на поляну еще двое туристов, натянули тент, поставили палатку. Поначалу путь был вполне нормальным - курумник, более мелкие камешки. Правда, камешки эти под ногами ехали иногда. Но вот дальше тропинка стала вертикальной земляной, где приходилось цепляться за какие-то кочки и пучки травы. И примерно на середине подъема я поняла - если даже мне повезет, и я смогу забраться наверх, то слезть уже не получится. Придется вызывать вертолет. И я сказала Саше, что остаюсь здесь, на площадочке, ждать его. Он попробовал еще меня поуговаривать, но я уперлась. Тогда Александр продолжил путь один.

И вот я торчала на этом пятачке часа полтора, созерцая окрестности и думая, как буду спускаться обратно. Один раз я услышала с вершины Откликного Сашин крик, и в первый момент подумала, что он свалился. Но потом поняла, что это он от восторга. Я продолжила любование белыми цветочками и бабочками, перепела все знакомые песни, чтоб скучно не было.

Солнце зашло за гору, стало прохладно. Потом налетели мошки. Я надела капюшон ветровки, а они стали биться об него, и звук был очень похож на звук дождевых капель, я даже напугалась - здесь только дождя еще не хватало - вообще никогда не спустимся. Внизу туристы включили приемник, и я прослушала тематическую подборку песен "Только дождись меня" Газманова, "Стою у трапа самолета, по мне скучает высота" Антонова и другие, так же в тему.

И вот, наконец, послышался голос Саши, он звал меня, чтобы определить мое местоположение. Я ему ответила, и через несколько минут он присоединился ко мне. Сиял Александр, как начищенный самовар, доволен был до безобразия. Хочешь, говорит, я тебе покажу лицо счастливого человека? И в фотоаппарате показывает снимок - он сам себя на вершине щелкнул - радостный такой!

Оказалось, что наверх он добрался далеко не сразу. Тропиночка уперлась в непроходимую скалу. Он немного спустился и по склону перешел чуть дальше. Снова полез наверх, и снова уперся в непреодолимое препятствие. И так несколько раз, причем было видно, что другие люди так же ходят и ищут пути подъема. Хотел даже уже отступить, но решил, что это для него непереносимый позор, и продолжил искать путь. Наконец, с горем пополам, по отвесным скалам, он вполз-таки на вершину Откликного Гребня.

Вид, конечно, оттуда был суперэффектный - потому что с отвесной скалы. Были видны все вершины Таганая. Поляночка внизу размером с носовой платочек, хотя на самом деле она будет побольше чем футбольное поле. С другой стороны Гребня склоны не настолько крутые - довольно пологий курумник, но почему-то туристы все-таки поднимаются с вертикальной стороны, так интереснее.

Забрался Александр и на вершину с флагом. Увидел огромный валун, который непонятно на чем держался над пропастью - кажется, вот толкни ногой, и упадет. Перебираться по Гребню было сложно и опасно, много было гладких скал, где не за что зацепиться, все они были разделены глубокими трещинами и провалами, частично заполненными камнями. Короче, Сашу распирало от счастья и гордости, что он смог покорить Откликной Гребень, что и зафиксировал на фото.

Наслаждался видами, переползая по Гребню, Александр долго. Но, в конце концов, вспомнил о несчастной девушке, ожидающей его на пятачке между небом и землей, и стал спускаться. Правда, дорогу вниз уже подзабыл, поэтому и кричал "Лена!". После всех восторгов мы решили уже идти вниз. К счастью, спуск я осилила вполне прилично, а Саше он вообще трудности не составил.

На поляне мы присели на камень перекусить и попить водички, и позади нас увидели туристов под тентом. Александр заинтересовался его конструкцией, и подошел к ним. Оказалось, что тент самодельный, примерно 3 на 4 метра, прошитый-проклеенный. Нам рассказали подробно, как его шить, как делать крепления… Мы попрощались с туристами и пошли в обратный путь, теперь дорога шла под гору, поэтому добрались очень быстро.

Зашли в домик к егерю, забрали вещи, и пошли ставить палатку. Когда поставили, Юрий пришел специально сказать нам, что мы ее в рекордно короткие сроки установили - 5 минут. Саша ему ответил, что это мы еще не торопились, вот если бы дождь собирался - минуты хватило бы. Тут Юрий спросил, какой у меня номер телефона - я еще раз повторила, а он и говорит, зачем же я последнюю цифру неправильно ему назвала? Видимо, сам не так расслышал.

Оказывается, он нас потерял, и стал звонить на мой телефон, а так как набирал неверно, то и ответили ему, что никакой Лены там нет. Мы удивились - ведь не так уж долго нас не было - в 10 ушли, в 20 вернулись. А Юрий решил, что мы заблудились. Я спросила - где тут можно заблудиться-то? Вокруг столько прекрасных ориентиров. А он ответил, что довольно часто такое с туристами происходит (видимо, на нетрезвую голову).

Отдали мы егерю денежку за ночевку, поужинали, и завалились в палатку - расслаблялись, отдыхали, все-таки по горам наползались. Потом еще выбрались попить чаю, и окончательно легли спать. На завтра планировали первую половину дня загорать на полянке, а потом сходить до каменной реки, и может и на Средний Таганай. Спалось нам ночью не идеально - во-первых, все-таки было еще прохладно, а потом пришли дикие собаки, встали неподалеку от палатки, и давай лаять. Длилось это долго - часа два, наверное. Помолчат пару минут - и снова.

Я подумала, что это они на какую-нибудь зверушку на дереве лают (Юрий утром мое предположение подтвердил, стая бродячих собак частенько пугает Таганайских туристов). Кроме того, периодически стонала какая-то ночная птица. Потом, когда успокоились собаки - началось хоровое пение ночных птичек, до того громкое, что мешало спать. Короче, ночка выдалась беспокойная.

Продолжение рассказа о нашем путешествии по парку Таганай

Как добраться до парка Таганай

Для того чтобы посетить горы Таганая, Вам нужно добраться до Златоуста. От Екатеринбурга есть несколько вариантов. Первый, самый удобный - на паровозе. Рейсов достаточно, лучше выезжать вечером, чтобы утром уже быть в Златоусте. Веря в пути 8-10 часов.

Можно доехать на автобусе. Время в пути гораздо меньше, билеты гораздо дешевле, но всю дорогу только сидя, и за рюкзак доплачивать. Как альтернатива - бла-бла-кар.

Если на своей машине, то едем через Сысерть, Касли, Кыштым, Карабаш и Тургояк, примерно 270 кило. Или можно ехать через Полевской и Верхний Уфалей, 250 км, но дороги там похуже.

В Златоусте от ж.д. вокзала можно пойти пешком, в правую сторону, по улице Аносова. Затем эта улица переходит в Песчанную. До входа в парк 3.5 км. Либо этот путь проделать на маршрутке, до остановки Пушкинский поселок, местные называют этот район - Белый Ключ. И там еще от остановки до парка около 800 метров. Есть даже маршрут, который прямо до входа Вас довезет. Ну а там уже выбирайте, по каким тропам куда идти...