Гора Таганай

Я давно увлекаюсь туризмом - водным, пешим, велосипедным... А как-то раз сходил в поход в горы, на Конжаковский камень. Тогда стало понятно, что горные путешествия мне очень по душе. Ведь хорошие физические нагрузки полезны для организма, а впечатления от горных пейзажей, свежего воздуха и чистой воды просто незабываемы. От видов, открывающихся с вершин, захватывает дух, только там осознаешь, насколько велики горные просторы, ими можно любоваться бесконечно. Конечно, после этого похода мне захотелось посетить и другие вершины Урала. Хребет Таганай в Челябинской области заинтересовал меня давно, многие знакомые рассказывали о нем. Так что я стал собирать информацию и готовиться к встрече с Таганаем.

Хребет состоит из трех отдельных частей - Большой Таганай, Средний Таганай и Малый Таганай. Они представляют собой параллельно идущие цепи горных вершин и скал, перемежающихся длинными языками курумника - так называемыми каменными реками. Высота гор составляет до 1178 метров (гора Круглица). Хребет Таганай дал название одноименному национальному парку.

На территории парка площадью более 500 квадратных километров протекают небольшие речки и ручьи, бьют родники. Растительность отличается большим разнообразием - здесь и сосновые, и еловые, и лиственные участки леса, и горные луга и тундры, и горное редколесье. И вообще, растения на Таганае встречаются характерные для северного и южного Урала, Европейской части России, Поволжья, Башкирии, Казахстана. Эту удивительную живописную горную страну называют русской Швейцарией.

Рекомендуем всем обязательно посетить это сказочное место, даже если у Вас нет специальной физической подготовки, так как путешествие по Таганаю под силу самому обычному человеку. Весь парк пронизан хорошо утоптанными маркированными тропами, где указано не только направление, но о расстояние до интересных объектов, так что заблудиться невозможно. На маршруте есть несколько туристических лагерей, "приютов", где возможно не только поставить палатку, но и поселиться в домике с удобствами, заранее забронировав его на сайте парка. Рядом с приютами есть родники с чистейшей водой. За установку палатки и дрова взимается плата, но она совершенно необременительная, особенно учитывая те впечатления, которые Вы получите от посещения Таганая.

Это вторая часть рассказа, рекомендую начать с первой

Путешествие на хребет Таганай. День второй

Ночью периодически шел дождь и шумели порывы сильного ветра, но воздух был теплый, так что мы не замерзли. Ночь показалась мне очень длинной, так как я часто просыпалась от шума ветра, ворочалась на твердой с непривычки поверхности. На рассвете посмотрела, который час - было только 7.15, а я уже выспалась. Но снаружи было мокро, поэтому я вышла из палатки только в 8. Надо было осмотреться. Как же я удивилась, увидев, что вокруг наша десятиметровая полянка, а больше ничего не видно - белый туман и все. Полная тишина. Как будто на острове. Александр попросил поискать сухих веток для костра, но это была глупая затея - все было абсолютно мокрым. Так что я снова забралась в палатку, и мы еще подремали.

В конце концов, стало пробиваться солнце, я высунулась наружу - над нами уже синело небо и очень быстро неслись прямо над головой клочки облаков. В тумане стал виден призрак Откликного гребня. Постепенно облака рассеялись. Солнце быстро высушивало траву и камни. Мы развесили на скалах спальники и одежду на просушку, все-таки развели костер, благодаря бревнышку, намокшему только сверху, газетам и сухому горючему. Вскипятили воды на три кружки чая, позавтракали. Пока собирали вещи, любовались чудесными видами, загорали под жарким солнышком, и надеялись, что тропинки на склонах уже подсохнут и не будут скользкими.

Вопреки нашим опасениям, вниз было идти гораздо легче и быстрее, чем вверх. И с удержанием равновесия проблем не возникло, и тропинки уже не были скользкими. Мы присели отдохнуть всего один раз, и то из-за жары. Александр по дороге спас от муравьев большого черного жука - его уже хотели утащить в муравейник. Короче, в час мы уже снова были у Белого ключа, где планировали умыться, почистить зубы, помыть посуду. Там был всего один человек, егерь Максим, совсем молодой, не больше 30 лет, наверное. Мы спросили, будет ли дальше вода. Он ответил, что да, конечно, возле приюта "Гремучий ключ", но я на всякий случай набрала бутылку.

Пока мы умывались и мыли посуду, со стороны Откликного Гребня пришел парень, снял рубашку и улегся загорать на скамейке в лагере. Кроме того, сразу, как мы скинули рюкзаки, к нам уверенным шагом подрулила банда из двух кошек и одного кота, причем голубоглазого и абсолютно косого. Короче, кот вида самого быковатого и сурового. Кошки для порядка потерлись об наши ноги, но быстро перешли к общению с рюкзаками, по опыту зная, что колбаса, скорее всего, там. Александр поснимал этих колоритных аборигенов.

В ручье, из которого мы умывались, вода была очень холодной, Саша даже пожаловался, что у него пальцы на руках замерзли. А мне нормально. Мы еще немного отдохнули, позагорали, и пошли к следующему приюту Таганая - "Гремучий ключ", думая, что еще успеем сегодня, оставив там рюкзаки, сходить на Откликной Гребень. Когда уже собирались уходить, на полянку пришли парень с девушкой, явно не в первый раз. Парень рассказал, что косоглазый кот - потомок сиамского кота Семена, который тут жил много лет. Потом он увидел егеря, и радостно бросился к нему. А девушке сказал, что раз встретил знакомого, они здесь и заночуют.

До Гремучего ключа нам нужно было пройти два с половиной километра. По дороге, местами каменистой и крутой, шли мы по жаре. Вокруг видели много хороших стоянок. В одном месте дорогу пересекает речка, а слева от нее большая, красивая поляна, вся в цветах. Над поляной высится вторая вершина Двуглавой сопки, придавая незабываемое очарование этому месту. Мы посидели на большом белом камне, передохнули, попили водички.

Скоро добрались до указателя, где значилось, что до приюта Гремучий ключ 0,5 км, до Откликного Гребня 3 км, и 7,5 км. до горы Круглица. Метров через 300 слева показалась избушка, которую мы сначала приняли за приют, потом выяснилось, что это всего лишь баня. А сам приют был на 200 метров дальше - издалека показались цветные палатки на большой зеленой поляне, флаг России, "Кресло желаний", двухэтажный дом егеря.

Приют Гремучий ключ и Митькины скалы

От дороги поляну отделяли прелестные небольшие березки. На одной из них висела табличка с указателями в разные стороны - "Откликной Гребень" направо, и "Митькины скалы" налево. Над поляной высилась вершина Двуглавой сопки. На краю поляны было уютное местечко с костровищем и чурбачками для сидения, Александр сразу его облюбовал, и палатку решили ставить рядом. Тем более что отсюда было ближе всего до ручья, как нам сказал егерь Юрий. Он же поведал, что сейчас здесь туристов кроме нас нет, а вчера ушли 15 человек, очень шумных и нетрезвых - так что нам повезло. Выяснилось, что рюкзаки можно у него оставлять бесплатно, а палатку установить - это уже платно.

Мы спросили, как пройти на Митькины скалы - они были ближе, чем Гребень, всего 1,5 км. Юрий показал тропу, маркированную желтыми метками. По ней налегке мы быстро дошагали до места. По пути видели муравейник со снесенной кем-то верхушкой, помет лося и что-то похожее на след маленькой медвежье лапы, размером с мою ладошку. Потом Юрий предположил, что это скорее рысь наследила, медведей здесь практически не видят, уж больно людно.

Вышли мы к курумнику из огромных каменных глыб, который поднимался на высоту девяти-двенадцатиэтажного дома, и там торчали Митькины скалы - живописный гребень из отвесных утесов. По каменной россыпи путь пришлось отыскивать самим - тропинку мы как-то потеряли. Мне было лезть страшновато, перебиралась все больше на четырех конечностях, в отличие от Александра, легко скакавшего с камня на камень. Уже почти на самом верху нашлась тропинка. А еще нашелся клещ, шагавший по моей кофте - мы его быстренько сняли и выкинули.

Гребень оказался очень узким - не в каждом месте можно было даже сесть. Хотя вид с него открывался, конечно, шикарный, во все стороны горной страны Таганай. С нашей стороны, кстати, было тихо, а стоило высунуться за гребень - начинал дуть сильный и холодный ветер.

Я нашла местечко, где можно посидеть, не боясь свалиться, а Александр облазил весь гребень скал с фотоаппаратом. Причем, чтобы снять круговую панораму, он попросил меня спрятаться за камни, так что несколько минут я мерзла на ветру, жертвуя собой ради искусства. Потом я еще пожевала орешков и цукатов, пока Саша ждал правильного освещения для снимков. А потом мы пошли обратно, теперь уже по тропинке с маркировкой, что было гораздо легче. Вечерело, уже хотелось есть. Так что мы поторапливались.

Вернулись, немного опасаясь, что кто-нибудь появится и займет хорошее место для палатки, присмотренное нами. Но никто не подошел. Мы забрали рюкзаки, и пошли разбивать лагерь. Сложив вещи в палатку, мы занялись ужином. Я отправилась за водой, а Саша развел огонь. На ужин сделали пюре и салат, достали сало. Красота. Поели, и пошли посмотреть карту Таганая - она висела на доме егеря. Оглядели со всех сторон навесы со столами и лежанками для тех туристов, у которых палатки нет.

Еще в одном шатре почему-то лежало сено, хотя в самом приюте живут только семь кошек (за все время пребывания там мы видели лишь двух из них). На втором этаже дома есть номер-люкс с газом, тремя двуспальными кроватями, но без электричества. Снаружи этот люкс отделан светлым сайдингом, а весь дом деревянный. В приюте есть также генератор для особых случаев, так что можно сотовый телефон, например, зарядить.

Егеря дежурят по неделе, живут на первом этаже. Это нам рассказал Юрий, когда приходил с квитанцией за оплатой. Я еще купила у него магнитик с видом Таганая (качество, конечно, фиговое, но на память-то надо). Юрий предупредил, что в туалет надо ходить только в специально построенные "М" и "Ж", и показал, где они находятся. Вот Саша и отправился туда с инспекцией. Вернулся он с явными признаками шока на лице. Я спросила, что случилось - неужели все так великолепно. Александр ответил, что если мне придет идея сходить в "Ж" - немедленно от нее отказаться, так как запах этого места сшибает с ног наповал, как в газовой камере.

Потом мы накипятили чая на утро и в поход на следующие вершины - гору Круглица и Откликной Гребень. Легли в палатку, и долго слушали птиц, которых здесь много. Постепенно темнело, последним погрузился в темноту Средний Таганай. Мы тихо разговаривали, делясь впечатлениями о Таганае, радовались, что приехали в будние дни. В выходные здесь бывает много людей, так что отдохнуть хорошо вряд ли получилось бы. Юрий рассказывал, что на майские праздники здесь стояло сорок (!) палаток, и он собрал кучу денег. А так как многие привозят с собой водку и другое пойло, то можно себе представить, что тут происходит. Горы, видимо, были просто облеплены людьми.

Продолжение рассказа о нашем путешествии по парку Таганай

Как добраться до парка Таганай

Для того чтобы посетить горы Таганая, Вам нужно добраться до Златоуста. От Екатеринбурга есть несколько вариантов. Первый, самый удобный - на паровозе. Рейсов достаточно, лучше выезжать вечером, чтобы утром уже быть в Златоусте. Веря в пути 8-10 часов.

Можно доехать на автобусе. Время в пути гораздо меньше, билеты гораздо дешевле, но всю дорогу только сидя, и за рюкзак доплачивать. Как альтернатива - бла-бла-кар.

Если на своей машине, то едем через Сысерть, Касли, Кыштым, Карабаш и Тургояк, примерно 270 кило. Или можно ехать через Полевской и Верхний Уфалей, 250 км, но дороги там похуже.

В Златоусте от ж.д. вокзала можно пойти пешком, в правую сторону, по улице Аносова. Затем эта улица переходит в Песчанную. До входа в парк 3.5 км. Либо этот путь проделать на маршрутке, до остановки Пушкинский поселок, местные называют этот район - Белый Ключ. И там еще от остановки до парка около 800 метров. Есть даже маршрут, который прямо до входа Вас довезет. Ну а там уже выбирайте, по каким тропам куда идти...