|
Все про рюкзаки
Как правильно выбрать туристический рюкзакВо многих статьях по выбору рюкзаков, их подразделяют на несколько видов с не совсем понятными новичку названиями: экспедиционный, штурмовой, трекинговый, станковый... Для того чтобы все понимали, чем рюкзаки отличаются между собой, я скажу следующее: все эти рюкзаки можно назвать "туристический рюкзак для дальнего путешествия" - к ним относится любой из вышеперечисленных видов, так как различия между ними минимальны. Я же по видам разделяю рюкзаки так: маленький рюкзак объемом до 30 литров, то есть тот, с которым ходят по городу студенты, ездят велосипедисты, и ходят в однодневные походы на природу. В такой рюкзак можно положить пару бутербродов, термос, да куртку-кофту. Такие рюкзаки в этой статье рассматриваться не будут, так как они могут выбираться просто по цвету и форме, остальное для владельца большого значения не имеет. Второй тип рюкзаков - велорюкзаки, имеющие в том числе и лямки для ношения на спине, но предназначенные для навески на багажник велосипеда. Такие рюкзаки тут мы тоже не рассматриваем, если Вы путешествуете на велосипеде, Вам будет полезна статья «Как выбрать правильный велорюкзак». На этой странице речь пойдет о нормальном туристическом рюкзаке для походов, как минимум с одной ночевкой, а скорее - на несколько дней или больше. В такой рюкзак должны входить палатка, спальник, одежда и припасы, поэтому его объем должен быть гораздо больше, чем у легкого городского рюкзачка. Еще одно дополнение: некоторые производители разделяют модели рюкзаков на мужские и женские. Это объясняется тем, что женские габариты, как правило меньше чем мужские, и формы у них круглее, вот и рюкзаки для женщин имеют некоторые конструктивные особенности: меньший объем, более близкое расположение плечевых лямок, меньший обхват пояса. Но в принципе эти различия минимальны, и если выбранный рюкзак сидит на Вас хорошо, смело покупайте, не важно, какого он рода. Для примера: на двух-трех дневные походы вместо большого рюкзака я беру 70-литровый (Tatonka - Tana 70), который является аналогом Бизона, и вроде как считается женским, но сидит он на мне прекрасно, а я, если Вы видели мои фото, довольно широкий, да и рост под метр девяносто. Так что главное - это удобство, а не то, что там говорит производитель. |
|||||||
Из чего делают туристические рюкзакиИтак, начнем по порядку, из какой ткани лучше выбрать рюкзак. Как Вы понимаете, ткань для рюкзака должна быть в первую очередь прочной. Если ткань слабая, она может расползтись от твердых острых предметов в рюкзаке, или пошоркаться о землю (асфальт). Самые лучшие ткани для рюкзаков - Cordura и Oxford. Cordura - самый толстый и тяжелый материал, но он же и самый прочный. Порвать такую ткань почти нереально. Основа ткани - это разновидность нейлона, иногда с добавлением хлопка, на нее наносят пропитку, то есть, как бы макают ткань в полиуретановую смесь. Именно эта пропитка придает ткани такие уникальные свойства. Но Cordura бывает разная, существует около десятка видов этой ткани, из них шьют и обувь-одежду, и всякие чехлы-тенты-палатки, и много чего для военных, в любом случае рядом с этим словом должны быть цифры, которые обозначают плотность материала, например, Cordura 700. Чем выше цифра, тем прочнее материал, но и вес у рюкзака будет больше. Если Вы планируете заниматься туризмом всерьез и надолго, то лучше выбрать рюкзак именно из этой ткани, и чтобы цифра была побольше, где-то 500. Максимум бывает 1000, но это уже сумки-чехлы для всяких тяжелых грузов. Но выбирать рюкзак полностью из этой ткани - не самый лучший вариант. Нижняя часть рюкзака действительно должна быть очень прочной, а вот верх больших нагрузок не испытывает, и желательно, чтобы шапка рюкзака и некоторые другие части были из более тонкой, а соответственно и более легкой ткани, ведь вес рюкзака приходится также таскать на себе. Из ткани Cordura шьют только крупные и известные производители рюкзаков, да и то, не весь рюкзак, а лишь некоторые его части - эта ткань дорогая, и сложная в обработке. Если на рюкзаке отсутствует бирочка Cordura®, то это не фирменная ткань, хотя тоже может быть качественная. Главная проблема в том, что потребитель не сможет распознать подделку, так что сомнительным фирмам я бы не доверял. У Кордуры есть аналоги. Например, очень популярная ткань Кордон, по свойствам похожа, но качество скромнее, и себестоимость ниже. Многие якобы российские фирмы, которые шьют рюкзаки, используют именно эту ткань. Или ткань Кодра, Макспед. Производство часто в Китае. У этих аналогов и состав пропитки другой. Поэтому такие рюкзаки дешевле, хотя пишут что изделие из Кордуры. Суть в том, что рюкзак, сшитый даже из аналогов Кордуры, имеет большой запас прочности, но это если ткань фирменная, а не в подвале сплетена. Так что подходящие аналоги совсем не плохо, главное, чтобы и в остальном рюкзак был приличным. Ткань Oxford легче, мягче и дешевле, но тоже хороша для пошива рюкзаков. Технология та же - ткань плюс пропитка, но основа может быть из нейлона или полиестра. У этой ткани тоже есть несколько видов, как хороших, так и не очень. Различается по толщине нити, маркируется например Oxford 900 D. Чем меньше цифра, тем тоньше ткань, от 600 и выше это уже хорошо, такую ткань даже можно спутать с Кордурой. У Оксфорда тоже есть аналоги, у наших производителей это ткань Турист. Она имеет более скромные показатели чем Оксфорд, и стоит дешевле. Соответственно у китайцев свои аналоги, может есть и неплохие, но из чего они - вообще непонятно. Кстати, пропитки есть полиуретановые, обозначаются PU, эта пропитка не лишает ткань эластичности, можно сминать как угодно, а есть пропитка из поливинилхлорида (PVC). Их ПВХ категорически не рекомендую. Ну и соответственно, если нет четкого понимания из какой ткани рюкзак и с какой пропиткой, лучше его игнорировать. Если Вы не планируете таскать на себе большие веса в долгих путешествиях - рюкзак из ткани Oxford будет хорошим выбором. Тем более что выбрать подобный рюкзак будет легче - большинство моделей шьют именно из этой ткани. Еще лучше, если Вы сумеете выбрать рюкзак не просто из ткани Oxford, а где будет ткань в клеточку (или в ромбик), называется она RipStop. Эта ткань усилена более толстой нитью с шагом от 2 до 10 мм, которая создает что-то вроде прочной сетки, таким образом, ткань RipStop более устойчива на разрыв вдоль волокон. Также можно встретить рюкзаки из супер-новых тканей (Texamid, Dyneema), со всякими металлическими или кевларовыми нитями (RipStop), но я считаю, что стоимость таких рюкзаков гораздо больше их необходимых качеств. Маркетинг, знаете ли... Единственно, где оправдано использование этого материала - это дно рюкзака. То же самое касается дополнительных пропиток, не тех, которыми пропитывают саму ткань, а именно дополнительных - не обращайте на это особого внимания. Такая пропитка сойдет через год-два. Ткань для рюкзаков сама по себе достаточно плотная и воду может пропускать очень медленно, а если это фирменная Кордура или Оксфорд, там дополнительная и не нужна. Даже упав с лодки, вещи в рюкзаке, скорее всего останутся сухими, если конечно рюкзак сразу выловить. Да и вещи должны быть в пакетах. Лучше купить дождевой чехол для рюкзака, или самому сшить - это понадежнее пропитки будет. Ну и третий вид ткани для рюкзаков - это полиестр (Polyester). Многие производителей шьют рюкзаки именно из полиестра. Этот материал по всем параметрам уступает вышеназванным, но несмотря на это он также очень крепкий. Раньше рюкзаки шили именно из этого материала и ничего, все были довольны. Гораздо большее значение имеет не то, из какой ткани выбирать рюкзак, а как его наполнять, и как с ним обращаться. У меня был рюкзак из такого материала, фирмы "Манарага". Больше 20 лет я им пользовался, и он все еще жив, хоть и потрепанный изрядно. Это доказывает только одно - более современные ткани выдержат гораздо большие нагрузки. Если не разойдутся по швам, а это уже зависит от ниток. Обычному покупателю определить тип ниток довольно сложно, в описании к рюкзаку об этом ни слова, поэтому можно только порекомендовать выбирать рюкзаки серьезного производителя. Гарантии, что нитки там путевые, будут больше. А так, при шитье рюкзаков используются синтетические нитки (полиамид, капрон, лавсан разной модификации). Чем крепче ткань, тем крепче нить. Обратите внимание, чтобы концы ниток были спрятаны и прострочены, если торчат - повод задуматься. То же самое касается и торцов ткани - она не должна торчать, да в принципе у хороших, фирменных рюкзаков это и невозможно. Там все края ткани прострочены специальной лентой. Любой рюкзак имеет стропы. Стропы - это такая тканевая лента, очень прочная. Такими стропами обшит весь рюкзак, они придают ему прочность. Ручки рюкзака часто делают тоже из строп. На правильном рюкзаке стропы пристрачивают ко всем местам, где имеется нагрузка. На простеньком рюкзаке концы строп просто обрезаны, и в лучшем случае оплавлены, на более качественных моделях стропы подгибают и прошивают. Делается это для того, чтобы конец стропы не выскальзывал из пряжки. Хорошо, если те стропы, которые можно регулировать имеют на конце петлю, чтобы легче было тянуть пальцами. Важная характеристика стропы - это плотность. Слишком мягкая стропа быстро истреплется, особенно на тех пряжках, которые снабжены стопорящими зубчиками. Слишком жесткая - тоже нехорошо, затянуть такую стропу сложно, может проскальзывать. Следующее - это фурнитура, то есть всякие пластиковые пряжки (фастексы). Качество пластика Вам также не удастся определить, производитель об этом не пишет нигде. Качественные пряжки должны быть крепкими, чтобы не сломать, и сохранять свои свойства на морозе, часто именно при минусовой температуре пластик становится более хрупким и ломается. Опять же, качественная фурнитура скорее всего будет на рюкзаках серьезных производителей. По конструкции пряжки бывают различными, но это особой роли не играет, любую пластиковую пряжку можно сломать механически, так что не передавливайте их руками, и не наступайте ногами, когда снимаете рюкзак на привале. Главное - чтобы фастек был побольше, маленький очень неудобен. При покупке рюкзака проверьте все пряжки - хорошо ли они держат стропы, они не должны проскальзывать. Посмотрите, есть ли возможность замены пряжки, если вдруг Вы случайно ее сломаете. Молнии на рюкзаках делают или тракторные или витые. Первый тип - молния с крупными зубьями, например 10 номер, устанавливается на нижнем входе, либо на внешнем кармане. Такая молния выдерживает большие нагрузки, и она более практичная. Хорошо зарекомендовали себя молнии фирмы YKK. Витые молнии дешевле, их вшивают внутрь рюкзаков, во всякие внутренние карманы, там, где высокие нагрузки отсутствуют. Хорошо, если на бегунке молнии присутствует шнурок-петелька. Естественно, молнии также нужно проверить, чтобы нигде ничего не заедало. Как выбрать самый лучший туристический рюкзакВ начале статьи я сказал, что все из перечисленных рюкзаков называю туристическими. И это верно, с любым можно ходить в поход. Сейчас об этом подробнее. Самый простой, то есть дешевый рюкзак - это обычный рюкзак, где лямки пришиты прямо к корпусу рюкзака, а в то место, которое соприкасается со спиной, вшита пенка, то есть пенополиуретан, материал, из которого делают туристические коврики. Это самый примитивный вариант, чтобы в спину не давило, и была у рюкзака хоть какая-то форма. Такой рюкзак выбирать не советую - неудобно, особенно, если вес внушительный, а путь далекий. Следующим по удобству я бы назвал станковый рюкзак. Проще говоря, это металлическая рама (чаще всего алюминиевая), к которой приделан мешок для поклажи. До появления рюкзаков с анатомическими спинками были популярны у туристов и путешественников, так как вызывали меньшую нагрузку на позвоночник. Сейчас в магазинах найти их довольно сложно. Выбор такой модели оправдан, если Вы ходите недалеко, но с очень большим весом. Ну и самыми популярными, как и самыми лучшими, можно считать современные, так называемые анатомические рюкзаки. Это рюкзаки, спинка у которых имеет мягкие вставки, чтобы не давило, и вертикальные алюминиевые планки, чтобы вес рюкзака частично перенести с плеч на бедра. Такие модели как раз и составляют подавляющие большинство рюкзаков, представленных на рынке, причем эти подвесные системы имеют регулировку, то есть один и тот же рюкзак могут носить люди разного роста. Регулировка происходит путем перемещения точки крепления плечевых лямок вверх-вниз. Реже встречаются рюкзаки, у которых можно регулировать и крепление пояса. Следует заметить, с одной стороны это хорошо - выбираете рюкзак, подстраиваете его под себя, и вперед. Но с другой стороны, эти системы почти в два раза удорожают изделие, немного снижают прочность рюкзака, и прибавляют ему вес. Поэтому, если Вы хотите выбрать рюкзак для себя и нашли подходящую по росту модель без регулировки, но с мягкой спинкой и вставками-пластинами - смело покупайте, если конечно не планируете подрасти сантиметров на двадцать. Теперь о самом главном вопросе при выборе рюкзака, с какой подвесной системой лучше выбрать рюкзак. На первое место я бы поставил подвесную систему, обозначаемую английской буквой X. Это когда металлические вставки пересекаются в виде буквы Х. Система состоит из двух эргономично изогнутых скрещенных планок и полиэтиленовой пластины, необходимой для формирования профиля спины. И обязательно нижние концы должны вставляться в специальные кармашки на поясе, то есть они как бы опираются на пояс. Эти кармашки должны быть очень крепкими, ведь металлические латы норовят прорвать ткань и вылезти наружу. Чтобы этого не случилось, на концы пластин надевают пластиковые наконечники. Такая система значительно уменьшает нагрузку на позвоночник и понижает центр тяжести рюкзака, что улучшает устойчивость при передвижении, также система максимально переносит вес рюкзака с плеч на бедра. Это действительно очень полезно, когда путешествуешь пешком. Причем можно переносить нагрузку с плеч на бедра или наоборот прямо на ходу. Если Вы решили выбрать рюкзак с такой системой, обратите внимание, чтобы поясной ремень соответствовал окружности Ваших бедер, при малом диаметре, пластины будут давить на бедра, и при длительном переходе появятся болевые ощущения от пряжки, впивающейся в живот. Следующим по удобству будет рюкзак, где эти вставки не перекрещиваются, а идут как бы параллельно. Чаще всего такая система имеет в названии английскую букву V и какую-нибудь цифру, говорящую о модификации. Разные фирмы, занимающиеся производством рюкзаков, дают этим системам свои названия, тем самым только запутывая покупателей. На самом деле есть только две базовые системы, которые по своим функциям мало чем отличаются друг от друга. Все остальное - это производные от них, со всякими улучшениями и доработками. Поэтому Вы можете выбрать рюкзак с подвесной системой X1, V2, X Lite Vario, Y1, ABS V.1, и все это будет хорошо. Намного важнее в любой подвеске рюкзака - насколько прочны эти пластины, ну и как они крепятся к рюкзаку. У некоторых моделей рюкзаков присутствуют еще и горизонтальные вставки. Есть модели, где эти вертикальные вставки к низу сужаются, а на некоторых наоборот - расширяются. Второй вариант гораздо предпочтительней. Чтобы эти вставки не давили Вам в ребра, производители их немного изгибают, по форме тела человека. Если недогнули - плохо, будет натирать, перегнули - опять неудобно, будет давить. Кстати, пластины эти можно немножко догнуть до Ваших параметров. На хорошем рюкзаке желательна вставка на спинке из твердого, но эластичного материала, типа пластика, которая будет держать форму рюкзака и не позволит каким-либо предметам впиваться Вам в бока. Должны быть и нашивки, похожие на маленькие подушечки, именно в тех местах, которые соприкасаются с твердыми частями спины (бедра, лопатки). Несколько подушечек, нашитых на спинку рюкзака лучше, чем одна на всю спину. Между подушечками получаются канавки, по которым проходит воздух и происходит отвод влаги. Это называется - вентиляция спины, и тому подобные громкие названия: Vent Comfort, Air Flow Comfort, Anti Gravity, и другие. Эти подушечки делают из воздухопроницаемого материала, имеющего трехмерную структуру. Материал обладает отличными вентиляционными свойствами, и очень быстро сохнет. Используется не только на спинке рюкзака, но и на плечевых лямках. Когда будете выбирать рюкзак, очень тщательно проверяйте прочность подвесной системы, и ее надежность. Ведь она испытывает большие нагрузки, нигде ничего не должно болтаться, липучка должна быть крепкой, чтобы не раскрываться от нагрузок со временем. Особенно важны лямки. Места, которые давят на плечи, должны быть достаточно толстыми и упругими, чтобы не проминаться над весом рюкзака, и это можно определить только вручную, а не по картинке в интернете. Именно поэтому я не советую покупать рюкзак в интернет-магазине, с предоплатой и без возможности проверки. |
|||||||
Рюкзак с навесными карманами |
Схема подвесной системы рюкзака |
Станковый рюкзак |
|||||
Обзор туристического рюкзака Бизон с системой X1, от фирмы ТатонкаВы хотите узнать, из чего состоит рюкзак, какой фирмы лучше купить и как правильно делать покупку?
|
Если материал был полезен - поблагодарите автора
или расскажите о нем другим людям в социальных сетях
Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в нашей студии Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма,
а из фотографий можно сделать музыкальное слайд-шоу.Для тех, кто хочет самостоятельно монтировать свои фильмы, предлагаем обучение видеомонтажу он-лайн
А для начинающих фотографов - обучение по программе Adobe Photoshop
|
||||||||
|
© Студия DV-PRO |
Руководитель студии: 8 904 98 25 250 |