Сплав по реке Косьва

Продолжаем наш рассказ о длительном и интересном сплаве по реке Косьва. Мы уже миновали самое начало, где река носит явные, и не всегда приятные следы деятельности человека, где рукава и протоки запутаны, а по берегам дыбятся отвалы от работы драги. К этому времени уже где-то далеко остался шумный мир городов с отравленным воздухом, мы погрузились в тишину, журчание воды и пение птиц.

В этой части Косьва приобрела вид нормальной реки, без отвалов и перекатов, и уже не нужно было каждые сто метров вылезать из лодки и шлепать пешком по воде, Но погода стала мокрее, и все чаще дождик загонял нас в палатку. Также у нас состоялась встреча с мишкой косолапым, я его даже снять на видео успел, большой ему поклон за это.

Расскажем мы, как пытались забраться на гору Ослянка. О том, как плутали в дебрях, и уже почти дошли до вершины, она была так близко, но погода не позволила это сделать. Повстречались опять с нашими знакомыми туристами-пенсионерами.

Расскажем о чудесных отмелях, на которых так удобно останавливаться. И насекомых там нет, и виды вокруг прекрасные, и речка чистая журчит. О том, как один старый и мудрый лось оставил для нас в лесу подарок - огромные рога. Мы ему за это очень благодарны.

Несмотря на все трудности, которые пришлось пройти в этом путешествии, Косьва нам очень понравилась, и как раз во второй части было, пожалуй, больше всего ярких событий. Надеюсь, этот рассказ Вам понравится, жду ваших впечатлений и соображений через форму обратной связи.

Это восьмая часть рассказа, рекомендую начать с первой

День 8. Большая Ослянка, бывшая деревня

12 июля мы проигнорировали утренний звонок будильника, и еще всласть повалялись. Ночью было очень тихо, немного прохладно, потому что Саша забыл закрыть шторку входа, да еще под нами пара корней иногда втыкалась в бока, и теперь, когда температура стала повыше, хотелось понежиться, погреться... Снаружи было тихо, только пищали птички, да кедровка кричала. Ветра не наблюдалось. Я выглянула - небо чистое, и солнышко уже светит на нашу отмель. Через тропинку к берегу прошмыгнула мышка.

Умылась я в речке, вернулась в палатку - приводить в порядок Александра, а то у него все косточки болели. Вещи мы решили сразу стаскать вниз, к воде, и там уже складывать и грузить в лодку - все это, чтобы не привлекать внимания оводов и комаров здесь на полянке. Да и позавтракать можно было на бережку. Над горой Ослянка небо было чистое, только сверху, высоко, неслись облака, не зацепляясь за вершину.

За завтраком покормили заодно и мальков - корочкой батона, которая начала плесневеть. Очень рыбешки обрадовались! А потом мы поплыли дальше. Сегодня собирались дойти до горы Ослянка, на которую мы хотели совершить восхождение. Вот только спорили с Сашей - с ночевкой туда идти, или нет. Мне идея ночевать на горе не нравилась совсем - и страшновато - мало ли какие зверушки там шляются, и вещи не берегу надолго оставлять не хочется. А он напирал на то, что идти далеко, и либо не успеем к ночи вернуться, либо ноги так убьем, что назавтра вообще ходить не сможем. А куда ходить-то? Сел в лодку, да и плыви себе...

Прошли длинную протоку, минут сорок она тянулась. И в конце был остров с хорошей отмелью, и я сначала подумала, вот жаль, что мы не знали вчера о нем, а то бы здесь заночевали... Но потом решила, что и так поздно ужинали, а сюда пока доплыли бы - с голоду загнулись. Обошли мы остров справа, дальше все протоки отличались гораздо большей глубиной, так что пешком по реке ходить почти не пришлось. Но в одном месте встретился правый проход у островка, такой узкий слив, который спускался настоящими террасами. И Александр решил снять на видео наш проход по нему с лодкой.

Провели мы лодку пешком, и нас сопровождали летающие над водой кулички. После этого Саша еще поменял карту памяти в видеокамере, одна уже было заполнена. И с этого места мы уже видели вдалеке гору Ослянка. То слева, то справа вдоль реки тянулись скальные стены, не слишком высокие, но мощные. И повсюду здесь встречались птицы - утки, цапли, кулики. Четверка цапель все время перелетала с место на место по мере нашего к ним приближения. В Косьву здесь впадали на коротком промежутке несколько ручьев и речушек.

А еще прошли мимо довольно высокой горы, у которой все склоны были покрыты каменными осыпями, или мелким курумником, и даже несколько стволов упавших деревьев валялись. Я поняла, что это гора Сыпучая, и скоро будет нежилая деревня Ослянка. И точно, уже виднелся уголок поляны, где она когда-то стояла. Поляна от деревни была длинной и широкой, там еще стоял какой-то навес из жердей. Издали еще мы заметили какой-то яркий желтый объект, то ли палатки, то ли еще что... Оказалось, УАЗик, наполовину прикрытый тентом, или куском баннера. От машины к нам вышли двое мужчин, и обратились со стандартным вопросом - а где рыба? Очень удивились ответу, что мы не рыбаки. Стояли эти люди на берегу у впадения реки Малая Ослянка, в конце поляны.

Мы прошли мимо, и увидели, что Косьва дальше делится на два рукава большим островом, который нас просто притянул, как магнитом, настолько он был красив. На берегах мелкая ровная галька, целый пляж, как для туристического слета. А на дальнем от нас берегу все было покрыто цветами, как в волшебном саду. Белая ароматная медуница, крупный розовый клевер, пижма, сиреневый мышиный горошек, темно-бордовая кровохлебка, какие-то яркие желтые цветки... И даже мать-и-мачеха росла правильными кучками-клумбами.

В центре острова, и чуть ближе к дальнему концу возвышался метра на два островок из кустарника, и там гнездилось множество мелких птичек, а также три кулика. Они все очень изумились появлению человека, и с писком разлетелись. А завершался островок длинной песчаной косой с мелким песочком. На другой стороне острова нашлись несколько костровищ, а также куча плавника. Я его собрала, так как хотела на обед сварить картофельное пюре. Притащила все ближе к лодке, для подвески котелка нашла странную вещь - гнутую кочергу из ребристой арматуры, тяжелую, но прочную. Вообще-то их там было две, но мне хватило и одной.

На костре вскипятили воду на пюре, заварили его, настрогали салатика, и сели на лодке обедать. И тут вдали послышались раскаты грома, и стало ясно, что пока плыть никуда не надо, подождем. Мы вообще хотели немного здесь задержаться, уж больно хорошо! Обидно, но самые лучшие места для стоянки, как правило, попадаются в неподходящее время, когда еще плыть и плыть... Грозовая туча приближалась, но была она раздвоена, и над нами оказался как раз менее страшный участок. Так что нас только слегка намочило, к тому же мы успели вещи сложить на берегу и накрыть лодкой, а сами нарядились в дождевики.

Переждав дождик, мы, было, обрадовались выглянувшему солнышку, но появилась другая туча. Стало ясно, что будет вторая серия. Но до нее мы успели даже позагорать! Во всех этих делах мы провели на чудо-острове часа два, и совершенно не скучали. Дивный воздух, изумительные виды... Прогулки по островку даже в дождик были исключительно приятны. Наконец мы погрузились в лодку, и поплыли дальше. И увидели еще два острова, один другого краше - с шикарными отмелями, с дровами, с чудесными цветами.

После островов то справа, то слева пошли скалы, потом слева впадала мелкая, почти пересохшая речка, неизвестная нам. Затем справа впадала речка Гашковка, чуть побольше. А дальше, уже довольно близко, мы увидели гору Ослянка. Уже можно было разглядеть подробности на ее склонах. Александр сказал, что скоро покажется деревня Большая Ослянка. Мы подошли к ней, и первое, что увидели - остатки старого моста на берегах, потом дорогу, и дальше - нежилой домик на левом берегу в зарослях кустарника.

Пристали там, где дорога спускалась к воде, Саша вышел на землю, достал навигатор, и оказалось, что это только самая окраина, а до самой деревни плыть еще порядочно, примерно полтора километра. Сели в лодку, и двинулись дальше. По правому берегу тянулась суровая, скалистая гора, покрытая еловым лесом. А по левому - вот эта большая поляна, оставшаяся от деревни. Дальше был большой остров с отмелью - там тоже можно останавливаться. Справа за островом впадала маленькая речка, вроде Лужковка называется, и в ней мы набрали воды. На насыпи, намытой речкой, камушки были странной формы - как иглы, или кинжалы, длинные и острые и на гранях, и на конце. Я даже опасалась за свои сланцы, вдруг проколю?

И вот, оглянувшись от этой речушки по ходу движения, мы увидели цветной палаточный лагерь наших знакомых пенсионеров. Стояли они на берегу Большой Ослянки, и мы решили, что с ними обязательно увидимся и поболтаем. Еще увидели на левой стороне реки в глубине яркий новехонький домик - желтый, с красной крышей, кажется, даже недостроенный еще. Вроде еще леса вокруг стояли, и терраса у него есть... А неподалеку маячил старенький домишко, нежилой наверное.

Мы проплыли вдоль всей поляны, и поняли, что пристать можно только в двух местах - или рядом с командой пенсионеров, или чуть левее, раньше впадения речки. Но бережок был не очень - там проходила дорожная колея, и валялись булыжники, а вода была какая-то стоячая, с бензиновыми разводами, наверное, от лодок рыбаков. В траве бултыхалась тина и лягушачья икра. Но совсем страшного ничего не было, так что мы пристали, ведь по карте дорога на гору Ослянка начиналась именно здесь.

Мы высадились, помахали приветственно руками команде пенсионеров, а они нам, и Александр отправился по дороге на разведку. Даже вещи с лодки пока не стали выгружать - не были уверены, останемся ли здесь, пойдем ли на гору... Выяснилось, что дорога идет поверху поляны через весь поселок, заворачивая потом налево, в сторону горы Ослянка. Был здесь раньше мост через речку Ослянка, но сейчас он разрушен, и рядом есть брод для машин, и дорога продолжается дальше.

От места, где мы причалили, Саша прошел по колее к полю, и вышел на старую дорогу. Перешел через брод у моста, чтоб попасть в лагерь команды пенсионеров. Встретил у остатков моста рыбака, он приехал с другом из Кизела на машине, стоит она ниже по течению на большой поляне. Рассказал рыбак, что дальше по реке есть домик, в котором постоянно живет егерь. Саша вышел на начало дороги, которая поворачивает на гору, и пришел к палаткам наших знакомых.

Выяснил, что они стоят здесь со вчерашнего дня, и трое из группы ушли на гору Ослянка, и должны вернуться сегодня вечером. Был здесь сильный ливень и ветер, им всю поляну под палатками залило. А завтра у них последний день сплава, и их заберут в поселке Рассольный. Тогда мы решили, что неплохо бы дождаться возращения туристов с горы, узнать подробности, как туда идти, что они видели, какие трудности ждут и так далее. Сели мы на бережку, поужинали, и стали ждать.

Около восьми часов вечера в лагере послышались радостные возгласы, и мы увидели, как от леса приближаются трое мужчин в камуфляжной одежде. Они стали со всеми обниматься, как будто с войны вернулись! Немного погодя и мы подтянулись к их палаткам, чтоб расспросить обо всем. Пришлось еще подождать, потому что кто-то сразу пошел мыться на речку, кто-то сел есть. Сидели на камушке, и терпеливо ждали.

В конце концов, поговорить удалось, и мы узнали, что ходили они на Ослянку более длинным, зато более легким путем, где склон пологий, потому что пожилым мужчинам трудно ломится в крутую гору. Маршрут в оба конца составил у них 30 километров, дорога до горы хорошая, только оводов многовато. А вот на границе леса и курумника все заросло очень высокой травой, и после дождя она была мокрая, ну и вымокли они до нитки, во весь рост.

Курумник здешний намного сложнее преодолевать, чем на Конжаковском Камне - он гораздо крупнее, состоит из хаоса плит, многие из которых качаются, или торчат наподобие противотанковых ежей. С вершины там течет ручей, есть и несколько небольших родников. Зверей диких им не встретилось. Сказали, что идти сложно, зато на горе была хорошая видимость, похвастались живописными фотографиями. Вдоль дороги много земляники, в лесу на горе - много черники и встречается красная смородина. Саша сделал вывод, что сходить на гору надо, но на один день - выйти рано утром, и вернуться поздно вечером, и двигаться налегке, оставив лодку и вещи где-то здесь.

Прямо с вечера сдули и упаковали лодку, сложили в сумку продукты, которым не страшна вода. Александр приметил местечко, куда спрячем вещи. И легли мы спать. Стоянка, кстати, была хреновая - вечером нас закусали комары и гнус, даже меня достали, пришлось надеть накомарник. Подход к воде далеко - у речки Большая Ослянка, а в Косьве ни умыться, ни посуду помыть.

Единственное, что было хорошо - вид на гору Ослянка, больше на ее западную часть. Склон с четкой границей леса и курумника тянулся далеко, почти параллельно Косьве. Слева торчала одна вершинка, вправо дальше - вершинка повыше, и совсем далеко направо прорисовывались какие-то зубцы. А между Ослянкой и Косьвой была еще одна безымянная невысокая горка с пологими склонами, покрытая лесом, и лесистая же впадинка.

Палатку мы поставили прямо на дороге, но хотя бы относительно ровно. Ночь, вероятно, ожидалась прохладной, ведь рядом аж две реки, да место низкое. Так что я как следует утеплилась перед сном, и часов в одиннадцать заснули. Ночью выспались замечательно, ни сколько не замерзли, а Александру даже жарко стало, потому что кофту надел.

Продолжение рассказа о путешествии по реке Косьва

Как забраться на гору Ослянка

О том, как добраться до реки Косьва, у меня написано на предыдущих страницах. Как вернуться с реки - напишу в конце. А тут я расскажу, как подняться на гору Ослянка во время сплава по реке Косьва.

На это дело лучше закладывать целый день, то есть накануне подплыть как можно ближе к впадению реки Ослянка, там раньше поселок был, заночевать, а с утра выйти в путь. Вещи можно так же, как мы, спрятать в лесу.

Идти нужно по хорошей дороге, вдоль реки Большая Ослянка примерно 10 км. Затем направо будет отворот, тоже широкая дорога, только не перепутайте, там ближе этого места тоже направо просека, и еще одна дорога, по которой мы пошли - Вам нужно пройти еще дальше. Вообще, карта или навигатор будут очень кстати.

По этому отвороту идете в горку, через пару километров дорога поворачивает направо, и круто в гору, и еще через два километра лес заканчивается, и начинается открытое пространство на горе. Но до самой вершины, чтобы посмотреть виды, нужно еще топать по гребню. Сам гребень около 8 км. Условно у него две вершины. До первой километра два, там есть небольшие скалы, до второй около пяти. Весь путь туда-обратно около тридцатки, и часть в гору.

Бывшая деревня Большая Ослянка

Карта реки Косьва

Наша попытка восхождения на гору Ослянка
фрагмент из фильма "Путешествие по реке Косьва"