Сплав по реке Косьва

Продолжаем наш рассказ о длительном и интересном сплаве по реке Косьва. Мы уже миновали самое начало, где река носит явные, и не всегда приятные следы деятельности человека, где рукава и протоки запутаны, а по берегам дыбятся отвалы от работы драги. К этому времени уже где-то далеко остался шумный мир городов с отравленным воздухом, мы погрузились в тишину, журчание воды и пение птиц.

В этой части Косьва приобрела вид нормальной реки, без отвалов и перекатов, и уже не нужно было каждые сто метров вылезать из лодки и шлепать пешком по воде, Но погода стала мокрее, и все чаще дождик загонял нас в палатку. Также у нас состоялась встреча с мишкой косолапым, я его даже снять на видео успел, большой ему поклон за это.

Расскажем мы, как пытались забраться на гору Ослянка. О том, как плутали в дебрях, и уже почти дошли до вершины, она была так близко, но погода не позволила это сделать. Повстречались опять с нашими знакомыми туристами-пенсионерами.

Расскажем о чудесных отмелях, на которых так удобно останавливаться. И насекомых там нет, и виды вокруг прекрасные, и речка чистая журчит. О том, как один старый и мудрый лось оставил для нас в лесу подарок - огромные рога. Мы ему за это очень благодарны.

Несмотря на все трудности, которые пришлось пройти в этом путешествии, Косьва нам очень понравилась, и как раз во второй части было, пожалуй, больше всего ярких событий. Надеюсь, этот рассказ Вам понравится, жду ваших впечатлений и соображений через форму обратной связи.

Это девятая часть рассказа, рекомендую начать с первой

День 9. Неудавшийся поход на гору Ослянка

Утром мы проснулись еще до звонка будильника, то есть раньше 6.45. Саша попросил меня выглянуть наружу - как погодка. Можно ли двигать на Ослянку, или надо сидеть в палатке. Я посмотрела - погода непонятная. На половине неба серые облака, но с просветами. Над горой висела темная туча, а за ней виднелся серый край чего-то. Может, это сплошная облачность, которая вскоре наползет и скроет небо на неделю, а может - просто небольшое облако, которое пройдет за два часа... Договорились мы подождать еще полчасика, и там уже решать, что делать.

Выглянули спустя это время - вообще все небо затянуло. Мало того, еще и дождь закапал, намекая, что не стоит высовываться наружу. Мы немного поспали еще. В девять часов открыли глазки, выглянули - а везде голубое небо! И отплывает последний катамаран наших соседей. Решили мы, что надо все же рискнуть и сходить на Ослянку. Тем более что с вечера все уже подготовили. Так что мы поскорее сделали зарядочку, позавтракали последними кусками подмосковного батона, сложили в серый рюкзак вещи и еду с собой, а остальное несколькими партиями перетаскали в наше потайное место в густых кустах на берегу, под большим деревом.

Тщательно укрыли все на случай дождя, и Саша еще написал смешную записочку "Уважаемые рыбаки, пожалуйста, не берите наши вещи. Мы ушли на Ослянку 13 июля, вечером вернемся. Спасибо". Хотя вряд ли кого из людей понесет в эти кусты. Александр сполоснулся в речке, и мы отправились по дороге к горе.

Она была прекрасного качества, внизу настелена гать, сверху насыпан мелкий щебень, очень плотный. Все ровно, мне показалось, что проедет даже машина с низкой посадкой. Но места, подмытые весенними ручьями, могли стать непреодолимым препятствием для всех типов машин, кроме внедорожников. Особенно яма в самом начале пути - у нее глубина больше метра, шириной во всю дорогу, и по обочине не проехать - болотина. В ней стоит вода, там плавают веселые головастики. Мы ее перешли по бревну, оставшемуся от настила. Кстати, за болотиной маячили бобровая плотина и хатка у запруды.

В пути нас сопровождало немыслимое количество оводов. Спасло только то, что они почему-то все сконцентрировались на наших штанах, и в основном сидели там. Чуток покусали нам руки, а лица мы защитили накомарниками. Хорошо хоть погода была нежаркой, а то в закрытой одежде нам бы несладко пришлось. Ручьев по дороге нам что-то не попадалось, а пить хотелось. Воды мы с собой не взяли, понадеявшись на близость речки Ослянки и наличие родников на горе - но речка была за непроходимыми зарослями, а до родников еще дойти надо. Так что, когда я увидела небольшую лужицу на месте стока для ручья, сейчас пересохшего, я попробовала воду - вроде хорошая. Ну, и набрали мы осторожно кружкой в бутылку.

В одном месте увидели странное явление - несколько молодых елок на обочине слева одинаково сломаны и уложены верхушками к дороге. Что это такое и зачем - неясно. И еще встречались, опять же на обочинах, места, где торчала изумительно густая щетка из молоденьких елочек, как игрушечных, сантиметров 50 высотой - все одинаковые, как будто их тут специально посеяли.

За час мы дошли до места поворота на гору, которое значилось по карте и треку в навигаторе. В реальности здесь мы увидели тоже вполне приличную дорогу с гатью, довольно широкую, и везде следы шин, видно, квадроциклов. Шли мы, громко разговаривая и покрикивая - предупреждали возможных мишек о нашем приближении. Оводы здесь пропали, зато появились комары.

По лесной дороге прошли километра полтора. По обочинам кое-где встречалось растение высотой до груди, на котором росли нежные, белые, крупные колокольчики необыкновенной красоты. Никогда раньше такого не видела. А еще повсюду цвела ароматная таволга. Из кустов иногда взлетали птицы, даже крупные, вроде тетерева. Тут Александр остановился, и сказал, что дорога, по которой мы идем, отклонилась от нашего маршрута, и следует теперь вдоль горы и к реке, а не на ее склон. Мы вернулись назад, и он указал на примятую траву в сторону горы - типа, это сюда нам нужно идти, чтобы выйти на гору.

Шли мы, шли, зашли в травяные дебри, труднопроходимые из-за больших камней, поваленных стволов и корней. Мне с рюкзаком уже было совсем несладко, о чем я и сказала Саше. Мне казалось, что должен быть более приемлемый, нахоженный путь. Он тоже был смущен, ведь автор трека, которым мы следовали, ничего не упоминал о том, что идти надо по полному бездорожью. Так что мы вернулись обратно на лесную дорогу и прошли по ней еще чуть-чуть. Потом поняли, что можем дальше так и не встретить нормальной дороги к склону, и решили повернуть обратно, на большую грунтовку, и с нее пойти по пути пенсионеров.

Но метров за пятьсот до грунтовки мы увидели четкое, хорошее ответвление дороги в сторону подножья горы, и навигатор нам это подтвердил. Вот туда мы и направились. Поначалу нас радовали две ясные колеи и человеческие следы. Но, через какое-то время дорога перешла в натоптанную тропу, шедшую по очень старой дороге - то по одной колее, то по другой. Трава становилась все выше, по пояс затем по грудь, а потом вообще стала полностью скрывать нас.

Все это были замечательно пахнущие цветущие растения. Но нам за ними отчего-то постоянно чудилась улыбчивая медвежья морда... Место-то как раз для мишек - и ягод много, и лес густой. Так что мы во весь голос пели, хлопали в ладоши и покрикивали. Затем тропа пошла в гору, и стала иногда вообще теряться среди папоротников и травы. А главная изюминка - это то, что не было видно, что внизу. И мы несколько раз проваливались в ямы с водой, в лужи с грязью, поскальзывались на мокрых камнях и стволах.

Кое-где прямо по тропе неслышно бежал ручей. Поэтому ноги у нас давно и безнадежно вымокли, в кроссовках хлюпало. Раз смотрю - Александр вдруг резво замахал руками, крутанулся на месте, и, мелькнув в воздухе пятками, исчез в траве. При этом упал он еще и с рюкзаком - я ему как раз недавно передала потаскать. Ну, думаю, все, в дрова. Нет, гляжу - встал, отряхнулся, посмеялся, и дальше бодренько пошел!

Идти было очень увлекательно - не знаешь, где еще упадешь. Подъем все увеличивался, появились островки курумника, камни были покрыты лишайниками, вокруг елок рос ягель и черника. Все чаще мы теряли тропу, и плутали по несколько минут в ее поисках, пока не обратили внимание на зарубки, на деревьях их ставят не просто так. Дело пошло быстрее. Но вот физически стало труднее. Жарко, все время в горку, дорога коварная, воды мало, рюкзак как-то потяжелел, а еще ведь надо для съемки останавливаться, возвращаться и т.п.

Но красота этих мест отвлекала от трудностей. Здесь было дико, глухо, и неописуемо здорово! Многие старые ели обвесили свои ветки длинными прядями свисающего мха и лишайников, заросли иван-чая и таволги придавали вид запущенного, но прекрасного сада. Камни и корни самых причудливых форм будили фантазию. Один большой камень, обросший мохом, был прямо вылитый плюшевый мишка. На кустах красной смородины висели яркие гроздья ягод, а кое-где в зелени вдруг сверкала ярко-желтыми листьями отдельная ветка. Я попросила чуть притормозить и отдохнуть.

Через пару минут мы продолжили путь. Теперь он вел круто в гору, между деревьями уже пару раз виднелась вершина горы - и тут - черт! пошел дождь. Загремел гром, началась гроза с ливнем. Мы встали под разлапистую елку, натянули на рюкзак большой мешок, сами надели дождевики, и стали ждать. Провели мы в такой позиции больше часа. Я периодически складывалась пополам от стояния на месте, Александр пел песни для поддержания моего боевого духа и отпугивания медведей. А потом посмотрел, что уже второй час дня, и пора обедать. Предложил времени не терять, и поесть, пока торчим под дождем.

Как раз ливень немного утих, и мы смогли достать банку ветчины "ОVА", которая нас приятно порадовала. Я ее покупала, думая, что это что-то вроде колбасного фарша, а оказалось, что это вкусный мясной продукт ближе к хорошей тушенке. На гарнир у нас был помидор и перец, черный хлеб, и на закуску - цукаты. Стало веселее, постепенно даже согрелись. Дождик уже капал очень умеренно, и мы решили идти дальше.

В высокой мокрой траве мы очень быстро промокли до пояса, но уже не обращали на это внимания. Примерно километр еще шли до начала курумника на склоне, и последние метров 300 вместо зарубок на деревьях стали встречаться красные ленты - издалека их еще лучше видно. Где-то здесь я видела красновато-коричневую крупную лягушку, пробиравшуюся по траве. А пока Александр снимал какие-то ягодки, на меня очень сердито с ближайшего куста тенькала птичка - видно, что-то я сделала не так.

Первый участок курумника был почти горизонтальный, а дальше начался крутой подъем, как бы состоящий из лоскутов - часть низкий лесок, часть хаос из серых камней. Везде подстилка из черничника и брусничника. Ягодки брусники уже начали поспевать. И множество разнообразных мхов и лишайников - почти белый ягель, ярко-зеленый пышный мох, лишайник из трубочек снизу зеленых, а сверху ярко-красных - не знаю названия. Плоский светло-зеленый лишайник, похожий на оленьи рога.

Здесь на нас налетела гадкая мелкая мошка, она постоянно лезла в глаза, затрудняя движение по курумнику - многие камни качались, так что надо было внимательно смотреть, куда ставишь ногу. Напоминаю - все еще и сырое от дождя, лишайник на камнях размок, и под ногами предательски скользил. Но вверх лезть было все же более удобно. Мы доползли уже почти до верхнего плато, оставалось метров 300 всего, но вдруг где-то позади громыхнуло.

Обернувшись, мы увидели дивную картину долины с рекой внизу, дальние леса и горы, все в такой романтической дымке... Но слева, уже совсем близко, к нам двигалась грозовая туча, поливая все под собой струями дождя. На нас уже упали первые капли. Мы посмотрели на вершину - а над ней тоже висит туча, и я поняла, что если сейчас не спуститься вниз, то после ливня я застряну здесь до утра. Слезть по скользкому курумнику вниз у меня не получится, не сломав одну-две ноги. Об этом я поведала Александру. Хоботок у него вытянулся, и он робко предложил, что, может, я тогда подожду его здесь с рюкзаком, а он быстренько сбегает на вершину налегке? До вершины идти километра два всего...

Представив, сколько времени займет преодоления двух километров скользких камней только в одну сторону, я поняла, что не готова сидеть тут, поедаемая мошками, и ждать, не зная, не упал ли где-нибудь мой спутник, и не лежит ли со сломанными конечностями. К тому же начал греметь гром, а всем известно, как опасно в грозу находиться на голой горе - долбанет еще молния... Короче, я убедила Сашу, что надо довольствоваться достигнутым, и идти назад. На 750 метров мы поднялись, панорамой полюбовались, пора и честь знать. Еще неизвестно, что нас у реки ждет - вдруг там все дождь залил, так придется еще как-то на ночлег устраиваться.

Мы глотнули водички, поглядели еще на просторы уральские, сняли панораму, и пошли вниз. Вот тут и стало ясно, что не все так просто. Коленки у меня затряслись на третьей минуте, после нескольких попыток падения, к счастью, неудачных. Дыхание стало прерывистым, как у собаки в жару, а общий вид, наверное, такой жалкий, просто дура-дурой, что Александр периодически подходил, брал меня за дрожащую лапку, и пытался как-то ободрить.

При этом могу сказать, что боялась я больше всего не за себя, а за то, что, повредив ногу, я стану причиной больших трудностей для спутника - меня ведь как-то тащить надо будет вниз, и все путешествие вообще утратит свою приятность. Потому ползла я медленно, чуть ли не на заднице. Наконец, дошли до горизонтальной полосы курумника. Тут дождь снова усилился, как бы прогоняя нас поскорее от горы. Кстати, на самом верху курумника видели мы помет медведя - так что ходят они здесь иногда, это факт. А внизу, на лесной тропе, встречался помет лося.

Примерно без двадцати пять мы достигли места, где под ногами уже снова была твердая лесная земля и знакомая тропа. Дождь лил, как из ведра, у нас уже и рюкзак промок до нитки, и сами, хоть выжимай. На скользкой тропе я тоже решила не отставать от Саши, и навернулась, усевшись попой на кочку. Идти теперь было легче и быстрее, тропа была известна, мы помнили, как она идет, и не терялись. Постепенно трава стала ниже, и дождь утих.

Когда мы вышли на дорогу с колеями, он еле брызгал. А на дороге у Косьвы дождя не было совсем. Идти надо было 5 километров. Вскоре собралась группа поддержки в количестве ста оводов, которые снова расселись по нашим промокшим штанам. На обратном пути собрали мы по горсточке земляники на обочинах. И отметили, что камни на дороге были уже сухие - можно надеяться, что будет где палатку поставить.

А вообще, погода над нами просто издевалась - утром заманила обещаниями пойти на гору, с горы прогнала грозой, вымочила насквозь дождем, а в конце обратного пути выяснилось, что у реки даже дождика не было! Около шести часов мы уже прибыли к броду через Большую Ослянку, сначала перейдя через большую поляну у леса, как следует залитую водой. У реки даже не стали снимать кроссовки - бесполезно, все равно они уже абсолютно мокрые. Прямо в них и перешли брод, только штаны засучили.

Небо нам снова грозило непогодой - над Ослянкой висела черная туча, громыхая громом. А нам непременно нужно было успеть до дождя поставить палатку, да и чайку вскипятить неплохо бы... Я с некоторым беспокойством наблюдала, как Александр подходил к нашей тайной закладке - а вдруг кто-нибудь там уже побывал? Но волнения были напрасны - все лежало так, как мы оставили, в целости и сохранности.

Оперативно перетащив все вещи обратно на место прежней стоянки, мы поставили палатку. Причем Александр, разбирая вещи в тайнике, отчетливо понял, что здесь ни капли с неба не упало - все сухое, включая траву. Парадокс - у горы поливало нас несколько часов. В палатку я закинула все, что может промокнуть - первые капельки дождя уже брызгали. Лодку надувать не стали - все равно не успеем. Просто сложили ее под тент вместе с моим серым промокшим рюкзаком. А я в кои-то веки почувствовала, что вспотела - а такое редко бывает.

Пошла мыться и стирать майку на речку, благо никаких людей поблизости не было. Группа туристов-рыбаков на двух резинках проследовала мимо нас раньше, Саша с ними пообщался, слегка удивленный их вопросом "Кто выиграл в последнем футбольном матче?" Ответил, что телевизор мы в этот раз с собой не взяли.

Чистая и довольная, я забралась в палатку. Александр тоже было последовал за мной, сполоснув руки-ноги, но понял, что этого мало. Через минуту с реки донеслось его уханье и кряхтенье. В это время дождик у нас прекратился совершенно, а вот Ослянку накрыло страшной черно-фиолетовой тучей вместе с половиной небосвода, и там вовсю полыхали молнии, и видно было, что дождь хлещет нешуточный. Видимо, небо прогневалось на наш визит.

Я прямо с содроганием представила, что было бы с нами, если бы мы там застряли. Потом еще гром гремел за Косьвой и ниже по течению, и тоже видно было, что дождь идет. Так что мы оказались на небольшом пятачке затишья. Такое везение надо было как-то отпраздновать. Прямо в палатке мы отужинали куриным паштетом и овощными консервами "мексиканская смесь", и закусили конфетами. Погадали кроссворд, выпили почти горячий чай, и в половине десятого вечера нам уже сильно хотелось спать. Будильник переставили на восемь утра, и закрыли глазки. Спалось нам замечательно, тепло и тихо.

Продолжение рассказа о путешествии по реке Косьва

Как забраться на гору Ослянка

О том, как добраться до реки Косьва, у меня написано на предыдущих страницах. Как вернуться с реки - напишу в конце. А тут я расскажу, как подняться на гору Ослянка во время сплава по реке Косьва.

На это дело лучше закладывать целый день, то есть накануне подплыть как можно ближе к впадению реки Ослянка, там раньше поселок был, заночевать, а с утра выйти в путь. Вещи можно так же, как мы, спрятать в лесу.

Идти нужно по хорошей дороге, вдоль реки Большая Ослянка примерно 10 км. Затем направо будет отворот, тоже широкая дорога, только не перепутайте, там ближе этого места тоже направо просека, и еще одна дорога, по которой мы пошли - Вам нужно пройти еще дальше. Вообще, карта или навигатор будут очень кстати.

По этому отвороту идете в горку, через пару километров дорога поворачивает направо, и круто в гору, и еще через два километра лес заканчивается, и начинается открытое пространство на горе. Но до самой вершины, чтобы посмотреть виды, нужно еще топать по гребню. Сам гребень около 8 км. Условно у него две вершины. До первой километра два, там есть небольшие скалы, до второй около пяти. Весь путь туда-обратно около тридцатки, и часть в гору.

Гора Ослянка

Карта реки Косьва

Наша попытка восхождения на гору Ослянка
фрагмент из фильма "Путешествие по реке Косьва"