|
Путешествие по реке Косьва
Любопытная информация о реке КосьваВ интернете о Косьве информации немного, да и та, что есть - полная чушь. На всех сайтах об Уральских реках одно и то же, копируют друг у друга не стесняясь, и сразу понятно, никто из владельцев этих сайтов никогда на Косьве не бывал... Можно сказать, что у Косьвы нет истоков. Река начинается в месте слияния рек Тылай и Большая Косьва, когда-то там был поселок Усть-Тылай, сейчас - большая поляна. В свою очередь, Большая Косьва начинается ближе к поселку Кытлым, а Тылай - за Конжаковским Камнем. Течет Косьва по землям Пермского края. Затем река проходит между гор Дикарь-Камень и Острый тур, и поворачивает на юг, протекает у подножия гор Растесский Камень и Ослянка, которая весьма живописна и частенько видна с реки. После впадения справа реки Няр, ближе к поселку Кучек, начинается Широковское водохранилище, которое тянется до поселка Широковский. Затем река приобретает обычный вид, но там уже начинается населенка, а после Губахи это уже отравленная река с ржавой и вонючей водой. Хотя в тех местах по берегам есть скалы и пещеры. Верховья реки, там где Тылай, все изрыты драгой, добывали золото и платину, сейчас там много отвалов и проток с перекатами. До самого водохранилища на реке нет ни одного населенного пункта, турбаза в Рассольном не в счет, поэтому вода в реке чистая, много рыбы и другой живности. На реке есть знаменитый порог с названием Медвежьи головы, его длина около 5 км. На Широковском водохранилище стоит Широковская гидроэлектростанция, она весьма знаменита. Само водохранилище длиной около 25 км., ширина примерно с километр. Считается, что это первая ГЭС на Урале, длина ее плотины аж 300 метров. Рядом одноименный поселок. И поселок и плотина были построены сразу после войны, в основном военнопленными. И километраж. Усть-Тылай - Усть-Тыпыл - 18 км. Усть-Тыпыл - Рассольный - 72 км. Рассольный - водохранилище - 28 км. И по водохранилищу до плотины еще 25. Все эти цифры можно умножать на полтора, учитывая изгибы и петли реки. Предыстория, или как мы собирались на КосьвуАлександр мечтал поехать на реку Косьва довольно давно. Привлекало то, что и места ненаселенные, и порог там знаменитый "Медвежьи головы", и на гору Ослянка можно подняться. И вот выдался у нас длительный отпуск, и мы смогли выделить целых две недели на такое путешествие. Стали смотреть, как же можно туда заброситься и сняться. Очень порадовались, что обратно не нужно ничего мудрить, ходит прямой поезд Соликамск-Екатеринбург, проходящий через станцию Половинка-Чусовская, где мы должны были оказаться в конце пути. Для этого надо было доплыть до поселка Широковский (на Широковском водохранилище) и оттуда на попутке приехать к железной дороге. Так что обратные билеты мы купили заранее, на 19 июля. А вот с заброской все обстояло намного сложнее. Транспорт до реки заказывать надо от Краснотурьинска, а туда добираться - путь неблизкий. От Екатеринбкрга ходит скорая электричка, в пути 6 часов 40 минут, но вот время для нас не самое удобное... Второй путь - ехать на автобусе. Это часов 8 езды, билеты дорогие, да плюс багаж - два рюкзака и лодка... Так что вспомнили про сайт "Бла-бла-кар", где можно договориться с частными лицами, которые едут в нужное место, чтобы взяли с собой. Нашли некоего Геннадия, предпринимателя двадцати восьми лет. Он как раз предлагал три места до Краснотурьинска 5 июля в 10 утра из Екатеринбурга. Мы ему позвонили, и забронировали все места, для себя и багажа. Александр еще позвонил в Краснотурьинск и через их службу такси договорился о заброске на Косьву в районе нежилого поселка Усть-Тылай. Между прочим, за 2 тысячи рублей можно просто заказать такси от Краснотурьинска до Кытлыма, а нам ехать всего на 30 км дальше. А у коммерсантов, которые занимаются заброской туристов, цены в два с половиной раза выше, и машины в два с половиной раза хуже. Водитель Юрий на "Ниве" с радостью согласился нас доставить к реке за 3000 рублей. В разговоре мы выяснили, что он бы и за две тысячи нас довез, ну да ладно, хорошему человеку не жалко. Кстати, нам предлагали еще вариант присоединиться к группе пенсионеров, которые начинали сплав на пару дней раньше, с реки Пожва, но их было 8 человек, а машина Уазик-батон, так что мы бы просто не вместились с вещами в транспорт. Накануне нашего отъезда из Екатеринбурга начались непонятки. Позвонил этот Геннадий, и сначала поинтересовался, не хотим ли мы поехать 6 июля? Я четко ответила, что у нас уже договоренность с другим транспортом, поэтому перенести поездку нельзя. Он сказал: "А, ну тогда ладно, едем вовремя". Но поздно вечером он позвонил уже Александру, и сообщил, что у него дела, так что поедет он в Краснотурьинск только 6 июля в 10 утра. Мы рассердились, даже очень. Потому что все же уже готово - вещи сложены, все продукты закуплены, пирожки напечены, курица нажарена. И, главное, морально-то мы уже там, в отпуске... Стали судорожно думать, что делать? Отпуск-то идет, да и хорошую погоду обещают именно в первой половине пути. Так что стали еще шерстить интернет на предмет найти кого-то, кто едет 5 июля. Нашли студента Дмитрия, который планировал выехать именно в этот день, но в 18.00. Пораньше у него не получалось, он защищал в этот день диплом. Тогда мы стали звонить Юрию - сможет ли он отвезти нас на реку ночью? Приедем-то мы часов в 12 вечера. Он ответил - "Да пожалуйста!" Ну, мы и приняли решение ехать с Дмитрием в 18.00. Помянули еще разок недобрым словом необязательного Геннадия... И стали ждать вечера 5 июля. День 1. Дорога до Краснотурьинска, или как мы попали в тюрьмуЧасов в 5 вечера позвонил Дмитрий, сказал, куда подъезжать с вещами. Мы вызвали такси, погрузили манатки, и поехали, все еще не веря, что наконец-то двинулись в сторону вожделенной Косьвы. Когда Дмитрий увидел наш багаж, он аж присел, хотя мы предусмотрительно выкупили все места. Лодка, два больших рюкзака и еще сумка с припасами. Наш водитель опасался, что все в машину не войдет, тем более что половина багажника уже занято. Но Александр включил свою логически-техническую мысль, и спокойно все разместил. Так что в половине седьмого вечера, таки 5 июля, мы отправились из Екатеринбурга в Краснотурьинск. А парень-то ехал вообще в Советский, это еще намного дальше. Машинка у него была совсем новенькая, "Мазда", и вел он ее очень аккуратно, не спеша, объезжая старательно любую ямку. Работал кондиционер, так что жара не донимала. В дороге мы провели пять часов. Остановились только где-то у Серова на пять минут буквально. В сумерках, около 12 ночи, мы подъезжали к Краснотурьинску. Свернули с дороги к городу, едем-едем, и нигде ни огонька. Никаких признаков Краснотурьинска. Кусты, лес, темно. Дмитрий уже начал беспокоиться, туда ли мы двигаемся? Александр сверился с навигатором, и успокоил - сейчас город появится. Мы позвонили Юрию, сказали, что подъезжаем. Он попросил остановиться на Попова, 66 - у торгового центра. Но тут выяснилось, что туда пилить еще далеко, 6 километров, это центр города, и Дима сказал, что высадит нас где-то поближе, а то ему еще полночи домой ехать. Выбора у нас не было. И вот мы выгрузились с вещами на каком-то пустыре, где стояла не то будка, не то беседка, отдали Дмитрию полторы тысячи, пожелали счастливого пути, и остались в одиночестве на темной дороге. Вокруг стояли какие-то низкие строения типа складов, штабеля досок, а на другой стороне дороги мощные ворота и колючая проволока. Видимо, какие-то склады или базы. В воздухе вились комары, они были рады ночному перекусу. Александр решил спросить у сторожа, где это мы, и пошел к проходной. На вопрос "Вы не подскажете, где мы?", ему ответили "В тюрьме". Оказалось, что это колония. Мы позвонили Юрию, и сказали, что мы не у торгового центра, а возле какой-то тюрьмы. Он все понял, и предложил не тащиться ночью по лесам, а переночевать у него в квартире, и выехать на Косьву утром. Узнав, что это еще и бесплатно, мы согласились - все-таки устали с дороги, так хоть выспаться можно будет, а то мы на всю жизнь запомнили ночную заброску на Улс, это когда по Вишере плавали. Когда за нами подошла "Нива", выяснилось, что везти нас ночью Юрий не захотел не потому, что опасался ехать в темноте, а потому что друг попросил его подменить на дежурстве. Мы прибыли к дому Юрия в самом центре Краснотурьинска. У дома была площадь, трамвайные пути, современный торговый центр, довольно большой, он контрастировал со старинной водонапорной башней рядом. На ее крыше торчало великое множество антенн. Занесли вещи на второй этаж в просторную двушку. Мебели там было мало, зато тихо и чисто. Кстати, интересный факт - в середине прошлого века, когда еще Краснотурьинск был поселком Турьинские рудники, его хотели назвать в честь изобретателя радио А.С. Попова, но двусмысленные ассоциации помешали. А в честь Попова улицу назвали, и музей радио там организовали... Комната, куда нас определили, выходила окнами в тихий дворик, так что трамваи утром нас не побеспокоят. Юрий показал, где спать, где чай кипятить, попрощался и ушел, сказал, что заедет за нами в 8 утра. А мы попили чайку, вымылись (вода горячая только сильно пахла чем-то неприятным), и легли спать. Сон вышел изумительно спокойным - тишина, мягко, тепло... Продолжение рассказа о путешествии по реке КосьваКак добраться до реки КосьваКак Вы уже знаете из рассказа, добраться до реки Косьва не просто, не дешево, и не быстро. Но варианты есть. Можно на машине, из Екатеринбурга по Серовскому тракту до Краснотурьинска, а лучше до Карпинска - с Донбасской 380 км. Затем до Кытлыма 60 км, пройдет любая машина. Из Кытлыма есть три дороги, нижняя (влево) - в сторону Павды, верхняя (правая), до бывшего поселка Усть-Тылай, она идет по склону горы Косьвинский Камень. Но лучше выбрать среднюю, она тоже до Усть-Тылая, по качеству она получше, но есть пара бродов. Выезжать нужно с улицы Мира, и когда будет развилка - направо не сворачивайте. Дорога хорошая, с твердым покрытием, идет параллельно реке Малая Косьва. До первого брода доедет хоть Запорожец, и можно стартовать оттуда, но придется тащить лодку по мелким и извилистым протокам. На внедорожнике лучше доехать до слияния рек Большая Косьва и Усть-Тылай, там уже воды поболе. До этого места от Кытлыма примерно 30 км. Если на автобусе, то до Карпинска около 8 часов, билеты дорогие, да еще за каждое место багажа доплачивать нужно. По железке - самый оптимальный вариант, в электричке места побольше и за рюкзак доплату не берут. Доезжаете до Краснотурьинска, а там либо на такси, либо заброску искать. С этим могу помочь - у меня и в Серове есть человек, он занимается заброской на Косьву, на Какву, и Пожву, может довезти прямо до места. Это дешевле, чем грузовик какой нанимать. Ну и как мы можно, на Бла-бла-каре. Об этом написано в начале рассказа. Кытлым - крайняя точка цивилизацииКарта реки КосьваПорог "Медвежьи головы"
|
Если материал был полезен - поблагодарите автора
или расскажите о нем другим людям в социальных сетях
Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в нашей студии Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма,
а из фотографий можно сделать музыкальное слайд-шоу.Для тех, кто хочет самостоятельно монтировать свои фильмы, предлагаем обучение видеомонтажу он-лайн
А для начинающих фотографов - обучение по программе Adobe Photoshop
|
||||||||
|
© Студия DV-PRO |
Руководитель студии: 8 904 98 25 250 |