Сплав по реке Косьва

Продолжаем наш рассказ о длительном и интересном сплаве по реке Косьва. Мы уже миновали самое начало, где река носит явные, и не всегда приятные следы деятельности человека, где рукава и протоки запутаны, а по берегам дыбятся отвалы от работы драги. К этому времени уже где-то далеко остался шумный мир городов с отравленным воздухом, мы погрузились в тишину, журчание воды и пение птиц.

В этой части Косьва приобрела вид нормальной реки, без отвалов и перекатов, и уже не нужно было каждые сто метров вылезать из лодки и шлепать пешком по воде, Но погода стала мокрее, и все чаще дождик загонял нас в палатку. Также у нас состоялась встреча с мишкой косолапым, я его даже снять на видео успел, большой ему поклон за это.

Расскажем мы, как пытались забраться на гору Ослянка. О том, как плутали в дебрях, и уже почти дошли до вершины, она была так близко, но погода не позволила это сделать. Повстречались опять с нашими знакомыми туристами-пенсионерами.

Расскажем о чудесных отмелях, на которых так удобно останавливаться. И насекомых там нет, и виды вокруг прекрасные, и речка чистая журчит. О том, как один старый и мудрый лось оставил для нас в лесу подарок - огромные рога. Мы ему за это очень благодарны.

Несмотря на все трудности, которые пришлось пройти в этом путешествии, Косьва нам очень понравилась, и как раз во второй части было, пожалуй, больше всего ярких событий. Надеюсь, этот рассказ Вам понравится, жду ваших впечатлений и соображений через форму обратной связи.

Это седьмая часть рассказа, рекомендую начать с первой

День 7. Сплав по Косьве продолжается

Ночь прошла спокойно, мы хорошо утеплились перед сном, да и холода не было особого, на ровном спать было комфортно. Рано утром Саша выглядывал из палатки, и отметил, что все заволокло дымкой и туманом. Я потом тоже выглядывала, да, и правда по небу бегут темные облака, и дует не сильный, но холодный ветер. Стали мы думать - то ли плыть дальше, то ли здесь оставаться? Решили так: до обеда побудем на острове, а там будет ясно, что за погода нас ждет. Дрова я убрала на всякий случай под лодку и тент, и снова забралась в теплую палатку.

Мы еще сладко подремали, и через часик надумали выходить наружу, чтобы позавтракать. На полянке, покрытой водяным лопухом постоянно паслась очень маленькая птичка, у нее на другом берегу было гнездо, а здесь она собирала всяких мошек. А еще утром у палатки бегала пара трясогузок с желтыми попками, и живо интересовалась нашим клубком желтой веревки...

Решено было отчаливать в дальнейший путь после обеда, небо вроде уже начало расчищаться. Ну, если честно, такая погода, сменившая жару, тоже была приятна, да и ветер сдувает всех кусачих насекомых. И вот, в два часа дня мы, наконец, отплыли. Прошли протоку со множеством камней, слева впадала небольшая речка. В конце следующей протоки был остров, тоже с неплохой отмелью. Здесь виднелось несколько съездов с дороги к реке.

Еще за одной протокой справа нас встретила не слишком большая, порядком осыпавшаяся, скала, а напротив нее был выход на высокую поляну. Колея от машин с обоих берегов указывала на брод. Мы решили выйти, поглядеть, что там, наверху. Поднялись по земляным ступенькам. Там была довольно большая, как следует вытоптанная поляна, оборудованная чурбаками, костровищем и даже железной печкой под деревом. Понятно было, что люди здесь регулярно отдыхают.

Я прошла немного по колеям, и увидела дивной красоты поляну - обширная, длинная, и кое-где маленькие деревца - березки, елочки. Возможно тут раньше была деревня, хоть и не было видно остатков строений, а запах гниющих развалин присутствовал, видно, бревнышки местами были, только скрывались в траве. Прелесть поляне придавало пышное цветение трав, особенно много было иван-чая, и еще ромашки, тысячелистник. А вот насекомых кусачих не наблюдалось, одни трудолюбивые пчелки кружились.

Александр немного поснимал, и мы поплыли дальше, Косьва здесь сворачивала налево, и шла длинными, широкими и мелкими протоками. Но все же ходить пешком пришлось немного. Было очень красиво, когда плывешь против солнца - все дно видно до мельчайших песчинок, и кажется, что лодка летит над ним в янтарно-желтом воздухе - это вода приобретала такой цвет в солнечных лучах. Прекрасно отслеживалась скорость лодки.

Встретились места, где дно заросло длинными, шелковистыми, зелеными водорослями - прямо как волосы русалки, и течение их загадочно и нежно колышет... Грести сегодня было очень хорошо, не жарко, дул ветерок. Правда, иногда он был встречным, и снижал немного нашу скорость. Мы сжевали по сладкому яблоку, стало еще лучше. Александр взглянул на небо, и обеспокоенно предложил пристать к одной большой отмели, не совсем подходящей для стоянки. У него создалось впечатление, что может пойти дождь. Сбоку набегали темные тучки.

Мы подождали какое-то время на бережку, тучка уже совсем прошла мимо, и собрались вроде отплывать, но Саша все сомневался. Стал надевать на свой рюкзак полиэтиленовый мешок, и мы немного задержались. А когда пошли уже к лодке, я услыхала какой-то странный шум, громче, чем шумит ветер. Смотрю - на небе за тучей еще что-то серое, размытое. И птицы с той стороны полетели... На нас упало несколько капель, донесенных ветром.

Мы за две минуты выкинули на берег вещи, накрыли их лодкой, сами натянули дождевики и встали рядом. И сразу полил довольно сильный дождь. Он бы основательно промочил наши вещи, если бы мы не успели принять меры. Александр, пока ждали, поглядел на навигаторе, что мы прошли 7 километров за 2 часа сегодня. Но вот дождь окончился, я сняла свой гламурный розовый дождевичок, и стала его трясти, чтобы стряхнуть капли. И он, собака такая, порвался на плече! Видно, совсем материал хлипкий. Придется заклеивать скотчем.

Протерли мы лодку и пайолы, погрузились обратно, и, уже под синим небом, поплыли искать место для стоянки. Причем место надо было найти хорошее, безопасное, а то по прогнозу завтра должны весь день идти дожди. Ветер был встречный, и очень прохладный, и даже на ярком солнце не было жарко. Я так потеряла бдительность, что оставила штаны закатанными. И когда встали на стоянку, почувствовала, что ноги подгорели.

Мы прошли довольно много, и нас постоянно сопровождали цапли - сначала две, а потом и все четыре, а в конце вообще семь. Они взлетали при виде нас, и неторопливо летели вперед. И так много раз. И еще утки. А на камушках сидели кулички, толстенькие, с кургузым хвостиком, пугливые. И трясогузки порхали, конечно, куда без них. В одном месте, на крутой скале, они бегали по ней практически вертикально, помогая себе крылышками. Саша все это птичье царство заснял на видео. Вдали иногда вставали лесистые горки метров 500 высотой.

Потом солнце стало светить нам в правый глаз, и уже ничего не было видно, что происходит на правом берегу. Так как река была в этом месте широкой, отмели встречные все были с очень крупными камнями, неподходящие для стоянки. Видимо, это просто обнажившееся дно. Мелкие камушки чаще всего бывают на узких участках с бурным течением. Проплыли мимо впадения слева двух речек - их обозначали кучи мокрой гальки и небольшие бурунчики. Одна из них называется Боярская, и гора там тоже есть такая.

Наконец где-то в половине седьмого мы дошли до впадения справа речки Березовка, и увидели лысую вершину горы Ослянка. А напротив устья речки на левом берегу тропинку наверх, и за деревьями небольшую полянку с костровищем. Мы вышли туда, чтобы оценить, не встать ли нам здесь? Александру не очень приглянулось то, что летали оводы, но мы их быстро перебили. Я привела доводы, что если нас застанет непогода, то здесь и вода есть питьевая, и река нас не затопит, и ветра сильного не будет. Так что постановили все же встать здесь. Дорог с поляны в лес не было, доступ только с реки. Лес тут вообще дремучий - непролазное переплетение елок, кустов, крапивы и еще черт знает чего. Давно я такого не видела.

Было у нас подозрение, что на этой стоянке ночевала компания наших знакомых пенсионеров, потому что нашлись явные следы от четырех палаток, свежие. Еще здесь были нарубленные и напиленные дрова, береста, все культурно сложено. Веревочка для сушки вещей натянута. Мы поужинали на берегу, а уж потом оделись и пошли ставить палатку. Подстелили лопухи, сложили вещи. Солнце довольно рано скрыл от нас холм на другом берегу. Зато вершина Ослянки была ярко освещена.

Мы развели костер, накипятили чайку. А огонь решили поддерживать подольше, с ним гораздо уютнее. Немного посидели у воды - там комаров поменьше. Пообсуждали реку - она явно обмелела, сказывается июль и жара. В воде плавали толстые, доверчивые мальки, сантиметров по 10 длиной. Они, как на Чусовой, спокойно заплывали прямо в руки - и хлеб поесть, и даже просто из любопытства. Обычно на мелкоте тусуются только более мелкие рыбешки...

Продолжение рассказа о путешествии по реке Косьва

Как забраться на гору Ослянка

О том, как добраться до реки Косьва, у меня написано на предыдущих страницах. Как вернуться с реки - напишу в конце. А тут я расскажу, как подняться на гору Ослянка во время сплава по реке Косьва.

На это дело лучше закладывать целый день, то есть накануне подплыть как можно ближе к впадению реки Ослянка, там раньше поселок был, заночевать, а с утра выйти в путь. Вещи можно так же, как мы, спрятать в лесу.

Идти нужно по хорошей дороге, вдоль реки Большая Ослянка примерно 10 км. Затем направо будет отворот, тоже широкая дорога, только не перепутайте, там ближе этого места тоже направо просека, и еще одна дорога, по которой мы пошли - Вам нужно пройти еще дальше. Вообще, карта или навигатор будут очень кстати.

По этому отвороту идете в горку, через пару километров дорога поворачивает направо, и круто в гору, и еще через два километра лес заканчивается, и начинается открытое пространство на горе. Но до самой вершины, чтобы посмотреть виды, нужно еще топать по гребню. Сам гребень около 8 км. Условно у него две вершины. До первой километра два, там есть небольшие скалы, до второй около пяти. Весь путь туда-обратно около тридцатки, и часть в гору.

На Косьве прекрасные виды

Карта реки Косьва

Наша попытка восхождения на гору Ослянка
фрагмент из фильма "Путешествие по реке Косьва"