--> Студия DV-PRO. Главная страница

Путешествие по реке Косьва

В нашем путешествии больше всего нравилось нам то, что на Косьве нет никаких жилых поселков, да и вообще людей встречается мало, так что приходила невольно мысль, что мы - одни из немногих, кто здесь прошел, любуясь красотами суровой северной природы. Хотя, надо сказать, что летом она вовсе не так уж сурова, балует и солнечным теплом, и ягодами, и птичьими песнями...

Вполне вероятно, что, прочитав этот рассказ, Вы захотите сами посетить Косьву, и своими глазами увидеть те красоты, что видели мы. Но нужно учитывать, что Косьва - довольно сложная река для новичков, и маршрут первого сплава лучше построить на более "простых" и доступных реках, вроде Чусовой или Сылвы. О них и о других реках, где мы бывали, на моем сайте есть рассказы. И, конечно же, для сплава у Вас должно быть надежное плавсредство и удобная экипировка. О том, как все это выбрать читайте в разделе «Советы туристам и путешественникам».

Ну а в этой части речь пойдет об обилии на реке чудесных отмелей и островках, которые повстречались на нашем пути, о коррективах, внесенных непредсказуемой уральской погодой в наши планы - вместо того, чтобы пройти по Широковскому водохранилищу, нам пришлось окончить путешествие в бывшем поселке Рассольный. О знакомстве с двумя рыбаками, которые помогли нам добраться до цивилизации, о необычных шахтерских городках Кизел и Углеуральский, которые по сути загубили чиновники из правительства, и о том, почему станция Чусовская не целая, а "Половинка".

А еще про аномальную четырехметровую траву, поразившую нас, и про добрых людей, приютивших нас на своем огороде в ожидании поезда. Они даже угощали нас огурцами с грядки, и свежей клубникой...

Это пятнадцатая часть рассказа, рекомендую начать с первой

День 15. Жизнь не в городе, а в О-городе

19 июля проснулись от вороньих криков и собачьего лая. Да и ночью спалось беспокойно - то машина проедет, то поезд загрохочет, то собаки шумят. Так что хуже, чем в городе. С шести утра вообще невозможно было спать из-за той настырной вороны, она целый час орала, выдавая крики очередями по три штуки. Поэтому в семь часов мы уже встали. Ящерка так и ночевала с нами.

Мы сделали утреннюю разминку, и к нам в огород вышел хозяин дома Валера. Где-то полчаса текла светская беседа за жизнь, о том, как здесь с работой, со здравоохранением... Короче, обсудили окружающую обстановку в деталях. Сам Валерий лет пять проработал на шахте, а потом перешел в систему исполнения наказаний, уж не знаю, кем он работал - то ли водителем, то ли охранником.

Жаловался, что, пока работал - все успевал, и по дому, и везде. А как на пенсию вышел, совсем времени не стало. На рыбалку только пару раз за лето съездить получается, а так надо дом ремонтировать, забор поправить, баню достраивать... А рыбачат они с сыном на Широковском водохранилище и на Большой Косьве (куда мы не доплыли). Забавно, как людям в голову не приходит, что с возрастом просто делаешь все медленнее, а на восстановление сил уходит больше. Валера ушел, а мы стали завтракать. А Саша даже попробовал немного молока от хозяйской коровки - угостили.

После завтрака, чтобы чем-то занять время, мы решили отправиться на прогулку по Базовой - поселку, который лежал ниже станции. Вещи закрыли в доме, палатку оставили на попечение собак, сказали Валере, что нас нет, и вышли на улицу. По дороге поближе исследовали загадочный гигантский борщевик, нашли один, росший в кювете у дороги - какой-то уж совсем немыслимый. Измерили примерно - около четырех метров! Я даже не поленилась, спустилась в эту канаву, и снялась на видео рядом с растительным монстром.

Мы прошли переезд, и свернули к Базовой. Вокруг царили разруха и запустение, жилых домов встречалось раз в пять меньше, чем брошенных, в их числе и двухэтажные. Прошли большую поляну, где по весне, должно быть, разливается речка Губашка, там все поросло травой. А сама речка оказалась маленьким, всего полметра шириной, ручейком, с ржавой водой. Дошли до магазина, дорога упиралась прямо в него. Он напоминал синюю деревянную будку. Александр купил там пакетик семечек, а я немного подумала, и взяла полбулки хлеба на обед. Налево от магазина вели две дороги, и одна, пошире, асфальтированная - направо. По ней мы и двинулись.

Осмотрели дом, у которого целым остался только фасад, а боковая стена просто выпала. Внутри виднелись разбросанные вещи, сломанная мебель. Адрес дома значился "Садовая, 170". А рядом стоял жилой дом - вот приятное соседство людям досталось! На противоположной стороне дороги была какая-то небольшая огражденная территория с колючей проволокой поверх забора. Висела табличка со сводом правил, чего здесь нельзя делать. Для колонии было маловато места, что бы это могло быть? Но дверь была открыта... Потом оказалось, что это здание пожарной охраны.

И снова вдоль дороги перемешались брошенные и жилые дома. Деревьев было немного, только те, что посажены людьми - березы, ясени, тополя. До настоящего леса в любую сторону было очень не близко. Местность нам такая не понравилась. Дошли до очередной развилки. Слева явно располагалась колония - за высоким забором с колючей проволокой лаяли собаки, для них там были вольеры. Виднелись корпуса для заключенных, небольшие, административные здания... Я подумала, что здесь и работает Люба, это и есть, вероятно, туберкулезная колония.

Стояла пара машин, бродили двое мужчин, ждали кого-то, что ли... Рядом строилась беседка, для посетителей, видимо. А через дорогу двое тощих мужичков в робах сгребали скошенную траву под присмотром двоих охранников. Саша спросил у охранника, куда ведет дальше эта дорога, и тот буркнул - "Десятка, двадцатка". Мы не поняли. Потом нам объяснили, что это номера тамошних колоний. А дорога потом приводила в Широковский.

Повернули мы обратно, и по пути видели двух котов - один валялся на земле, а второй, серый, нереально крупный, на него царственно смотрел. Еще видели железнодорожную ветку "не общего назначения", то есть тоже принадлежащую колонии. Там стоял домик, сидела караульная овчарка, она нам повиляла хвостом. И было еще высокое сооружение, с которого охрана заглядывает на крыши вагонов - не спрятался ли кто-нибудь сверху. Было очень жарко, меня уже прямо сморило, походило немного на Абхазию - та же разруха и жара, только вот моря в конце пути нет...

Пообедав и немного отдохнув, мы во второй половине дня отправились на другую прогулку, теперь вверх от станции, к Углеуральскому, куда Саша вчера ходил. Поснимали по пути старинные дома. По заросшему, неухоженному скверу проследовали мимо памятника погибшим шахтерам, и вышли на улицу Коммунистическую. Дошли до Пятерочки, купили там воды, квасу и коробку конфет в благодарность хозяевам. На обратном пути просто изнывали от жары, в небе все еще стояла дымка, как от лесного пожара, но дымом не пахло.

Потом отдохнули в палатке, поужинали (хотя в меня полезло только одно яблоко), и стали готовиться к поездке домой. Помылись, собрали вещи, поговорили с хозяйкой, обменялись телефонами на всякий случай. Узнали от нее, что Половинка-Чусовская так называется потому, что находится на полпути между Губахой и Кизелом, а Чусовская - это Железнодорожная ветка. Базовая - так назвали поселок в честь складов для исправительных учреждений, которых когда-то здесь было еще больше.

Потом мы попрощались с хозяйкой, вручили ей коробочку конфет, навьючили на себя рюкзаки, и отправились на станцию, скоро должен был подойти наш поезд. Александр вез тележку с лодкой, я тащила сумку с лосиными рогами. Радовались, что остановились так близко от станции, а то по такой жаре далеко тащиться было бы несладко. Остановились у станционного здания. Кроме нас было даже еще два пассажира - старушка с внуком.

Слева от перрона подъехал автофургон для перевозки заключенных, из него вышли несколько охранников с собаками и автоматами, и вывели группу заключенных с большими сумками, те сразу сели на корточки. На втором пути остановился пригородный поезд, видимо, чтобы пропустить наш междугородний. Он вскоре подошел. Так как стоянка была 20 минут, мы никуда не торопились, спокойно сели в наш шестой вагон, в абсолютно пустое купе. Только на нижней боковушке ехала старушка, и она попросила, чтобы ее земляничная рассада постояла на нашем столике.

При посадке нам пришлось убедительно доказывать молодому проводнику, что наш багаж не превышает нормы ручной клади - 36 килограммов, а то он требовал багажную квитанцию. Мы распихали свои вещи очень удачно - тележку и лодку на третью полки, и еще придавили все это сумкой с рогами, а два рюкзака были уже настолько неплотно набиты, что вместе вошли под нижнюю полку. Только пакет с продуктами достали, чтоб поближе.

Вагон наш был старого типа, без кондиционера, с убогим туалетом, и везде пыльно - не успел проводник еще убрать. Хорошо хоть окно у нас открывалось, так проветрилось по пути. Мы постелили постели, и сели смотреть в окно. По дороге видели высокие отвалы, по ним бежал ручей, даже с водопадом. Видели, как грузят уголь. Видели всякие промышленные постройки - трубопроводы, цеха, еще разные ржавые железяки.

Видели реки Усьва и Косьва, горнолыжную трассу в Губахе. Но больше всего удивило, когда поезд остановился на станции "Губаха пассажирская". У дороги стоял станционный домик, и вокруг лес. Никаких признаков города, или хотя бы жилья. И людей нет. Потом довольно долго вдоль железной дороги шло высохшее русло реки, покрытое камнями. Река так и называлась - Каменка.

Проезжали, не останавливаясь, станции Усьва, Утес, и другие. После станции Утес в лесу начались сосны, мы обрадовались им, как родным. В Пермском крае-то одни елки... Было и жалко, и радостно покидать эти края, где все так печально, разруха, нищета, зато дивная природа. До города Чусовой мы решили спать не ложиться, потому что он ожидался в 11 вечера, там стоянка долгая, и спать пассажиры все равно не дадут. Так что выпили кофе с сухариками, и кто сидел, кто лежал.

На станции Чусовая к нам подсели в купе женщина с мальчиком. Все долго возились, так что заснуть удалось только в 12 ночи. Да еще музыка в паровозе играла странная - самая тупая из возможной современной эстрадной мути, с текстами типа "Да, я с ним переспала, и я хотела так сама". Роскошно. Хорошо хоть, в 10 вечера радио вырубили, а то я уже к начальнику поезда готова была пойти...

Продолжение рассказа о путешествии по реке Косьва


Как вернуться с реки Косьва на большую землю

О том, как добраться до реки Косьва, написано в начале рассказа, тут напишу, как лучше вернуться обратно. В принципе к реке подходят дороги на всем ее протяжении, и если у Вас есть человек с внедорожником, можно уехать из любого места, куда он доберется.

Ну а так, вариант первый - плыть до Рассольного, там находится турбаза, на которой можно договорится с транспортом. Но цены там очень завышены, видимо, владельцы шибко жадные. И если Вы сумеете найти, кто бы за Вами приехал из Углеуральского, Кизела, Губахи, или Александровска, это будет по-любому дешевле. Проехать может только внедорожник, и в сухую погоду.

Второй вариант - доплыть до поселка Кучек, это гораздо ближе к цивилизации. Там либо искать транспорт прямо в поселке, либо также заказывать из Губахи или Углеуральского, и лучше заранее.

Третий вариант - доплыть до плотины, которая в поселке Широковский, это еще ближе, соответственно и выбираться дешевле и быстрее. Кстати, чтобы Вас не облапошили, рекомендую прочитать статью «Как туристу договорится о заброске».

Выезжать лучше на паровозе Соликамск - Екатеринбург, из Углеуральского, точнее, со станции Половинка-Чусовская. Дело в том, что в городах паровоз стоит две минуты, а на Половинке - полчаса. Хотя эта станция просто посреди леса, там вообще вокруг ничего нет. До Екатеринбурга ехать около 12 часов и без всяких пересадок.

Еще вариант из Губахи до Екатеринбурга доехать на авто, около 400 км, через поселок Теплая Гора, Нижний Тагил.

В ожидании паровоза

В ожидании паровоза

Карта реки Косьва

Видео о путешествии по реке Косьва



Если материал был полезен - поблагодарите автора
или расскажите о нем другим людям в социальных сетях

Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в нашей студии Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма,
а из фотографий можно сделать музыкальное слайд-шоу.

Для тех, кто хочет самостоятельно монтировать свои фильмы, предлагаем обучение видеомонтажу он-лайн
А для начинающих фотографов - обучение по программе Adobe Photoshop

 

 

1 3
О студии Отзывы Задать вопрос Карта сайта

© Студия DV-PRO
Любое использование материалов с разрешения студии DV-PRO

Руководитель студии: 8 904 98 25 250
Редактор: 8 904 98 78 418

Гарантия качества