Путешествие по реке Каква

Мы начали сплав с верховий Каквы, недалеко от впадения речки Ольва. Там проходит лесная дорога в сторону реки Пожва. Опасались, что воды будет мало, и придется идти пешком, но шедшие перед этим дожди нас выручили, глубины хватало, чтобы плыть большую часть пути. Пешком тоже походили, но в пределах разумного. Воспринимали это как своеобразную Каква-аэробику. Особых завалов по пути не было. Нам очень понравилась чистейшая вода и огромное количество больших удобных отмелей-пляжей, где можно загорать и купаться.

В этой части рассказа нам предстоит знакомство с единственным обитаемым населенным пунктом на реке - поселке Каквинские Печи, у которого довольно интересная история. И поселок этот встретил нас удивительной картиной - упавшим в реку домом, будто тоже собравшимся в плавание... Также на этом участке ждали нас три моста: у поселка Каквинские Печи, на технологической дороге газопровода (самый странный, из огромных труб, положенных в реку вдоль течения), и на дороге на Кытлым.

Побывали мы и на месте бывшей деревни Галка у одноименной речки, где жили люди в самый тяжелый период - после раскулачивания и ссылки на Урал, без вещей, без еды, поначалу в вырытых вручную землянках. Именно в этом месте начинаются скалы на Какве, до этого ни одной не видели. Еще был детский лагерь "Светлячок" на месте старой деревне Башеневка, где нам было интересно увидеть, как отдыхают нынешние школьники.

В этой части путешествия река Каква уже довольно широкая и глубокая, пешком ходить почти не приходилось. Но вот ручейков с пресной водой стало намного меньше, тем более июль - жаркий месяц...

Это четвертая часть рассказа, рекомендую начать с первой

Сплав по Какве продолжается. Каквинские Печи, Кытлымский мост

День 4. Каквинские Печи. Уплывший дом. Обнос моста

Встали мы почти точно по будильнику. Ночь прошла хорошо, было еще теплее, чем вчера. Мы даже двери не стали закрывать, сетку оставили, и нос в спальник прятать не пришлось. Кстати, ночью, уже под утро, прилетала какая-то птица, и, сидя недалеко от палатки, красиво пела, не трелями, а отдельными музыкальными фразами. Голос у нее был не звонкий, а чуть приглушенный, но громкий. Так что мы немного послушали.

По плану у нас было - выплыть не позднее 9 утра. Так что стали как всегда делать зарядку и готовится к завтраку. А кругом такая красота, что глазам не верится! Синее небо, солнечные лучи яркие, радостные, на одном конце отмели песчаные дюны... Мы поели, искупались в реке на прощание, и без 10 девять утра продолжили наше путешествие.

Плыли, поражаясь наваленным баррикадам вдоль берегов - чего там только не лежало! Целые деревья, вывернутые с корнями, отпиленные бревна, пни, коряги... Многие были присыпаны слоем земли сантиметров 30, видно, давно уже лежат. Снова нам попадались утки с утятами. Один утенок притаился у самого берега, рядом с нами, и испуганно косил глазом - не съедим ли мы его? Снова река делала резкие повороты, и нам приходилось очень внимательно следить за тем, чтобы на сильном течении вписаться в них.

У одного поваленного ствола дерева мы даже остановились - сфотографировать, а то рассказать людям - не поверят. У него диаметр был метр! Мы такие раньше только на Кавказе видели, когда на Мамзышху ходили. Это было либо кедр, либо пихта. Кора уже давно с него слезла, так что не разобрать.

Солнце стало иногда скрываться за облаками. Около десяти часов утра я услышала вдалеке собачий лай, и метров через двести показались Каквинские Печи. За деревьями виднелся домик, явно жилой, с занавесочками. И Каква здесь разделялась на два рукава - направо - большой, но уходящий от деревни под прямым углом, и прямо - узкий и довольно мелкий. Мы даже сомневались, куда же плыть? Ну, Александр поднялся на берег, посмотрел, что деревня вся с этой стороны, и поплыли прямо.

За следующим поворотом нас ждало странное зрелище - в реке, как-то скособочившись, на ребре, лежал ... дом! Через окна было видно, что внутри все обрушилось, проросли деревья, а раньше стены были внизу покрашены синей краской, а сверху побелены. На стене краснел номер "34". Как будто кто-то прямо домом в сплав собрался... Вдалеке виднелись на берегу другие дома.

Мы еще проплыли, и увидели дом, в окнах у него кружевные занавески, а рядом стоит УАЗик. Явно здесь люди есть. И наверх вроде тропинка видна. Александр решил причалить, и пойти прогуляться по деревне. Он надел штаны и кроссовки, и отправился в Каквинские Печи. Но в самом начале пути случился казус - он переходил канаву, и наступил на доску-мостик, край доски ушел под воду, и кроссовок и низ штанины окунулись в воду. Так и пошел мокрый!

Направился он по дороге вдоль речки. Открытое место, где стоит деревня, было обширное, до ближайшего леса примерно километр. Прошел мимо дома, явно административного назначения - то ли магазин, то ли школа. Потом ему сказали, что там была контора - наверное, леспромхоза. Еще сохранилась надпись "Добро пожаловать". Дальше был штабель бревен этажа с два высотой, остатки красной кирпичной стены старой школы, и потом довольно большая усадьба с надворными постройками. Оттуда вышел только черный кот, и на все окрики никто не отозвался.

Потом Саша отвернул от реки, и прошел по улочке вглубь деревни. Многие дома были уже полуразрушены, другие просто заброшены или закрыты. На окнах - занавески, чтобы не было видно, что внутри. Наверное, сюда хозяева иногда приезжают - на рыбалку, охоту или сенокос, или летом как на дачу. По пути видел вдалеке за лесом Конжаковский Камень, и там даже снежники. Дошел до приличного дома, огород ухоженный, картошка растет. Из дома как раз вышла женщина пенсионного возраста, и Саша ее расспросил про житье-бытье в Каквинских Печах.

Она рассказала, что живет в этой деревне с 60-го года, как родилась. Протока, по которой мы приплыли, была раньше дальше, с годами русло размывалось, и берег осыпался в реку. У жителей уплывали огороды, а потом и дома стали в воду соскальзывать. В половодье Каква сильно буянит, вода поднимается метра на два, и очень быстрое течение. Раньше, пока работал леспромхоз, люди жили прекрасно, все валили и возили лес. А вот переработки его здесь не было. И школа была, и клуб, и магазины.

В 90-е годы леспромхоз закрылся, хотя заготовка леса продолжалась частниками. Но они не стали брать на работу местных жителей и заботиться о поселке, им выгоднее нанять привозных гастарбайтеров, платить им копейки, и не надо никаких детских садиков... Работы для местных не стало, и деревня стала умирать. Уже много лет людям потихоньку стали давать квартиры в других населенных пунктах, сначала семьям с детьми, потом и остальным. Но многие люди совсем не хотят бросать свои дома, ведь они здесь выросли, и дома вполне добротные, и огород...

А в 2019 году администрация района отключила здесь электричество, чтобы заставить людей поскорее переехать в Карпинск или еще куда. Им невыгодно содержать малонаселенную и отдаленную деревню - сюда же надо чистить дороги и обеспечивать транспортное сообщение, ремонтировать электросети и т.д. Зато недавно отремонтировали дорогу и мост! Совершенно нелогично, но у дорожной организации контракт не истек, и его надо выполнять.

Пока они беседовали, к дому подъехал УАЗик, это был муж тетеньки. Он с лодкой вернулся с рыбалки. А скоро и еще мужчина подошел на разговор. Вот эти три человека здесь постоянно и живут. Мужчины сказали, что Каква очень активно меняет свои очертания и дно. Еще поведали интересный факт - они по лесам ходят постоянно, и за грибами, и на охоту - ни одного клеща не видали, а как приезжие в лес идут - только и знают с себя этих животин снимать!

Поснимав еще видео брошенной деревни, Саша вернулся на берег. Пока его не было, я тоже поднималась наверх - надо же посмотреть, как там все. За домом начиналась обычная деревенская улочка, безлюдная и тихая. Была там поленница с аккуратно сложенными березовыми дровами. Откуда-то из глубины деревушки выбежали две маленькие девчушки, и направились вприпрыжку к реке - купаться, наверное. Дальше вдоль улицы тоже стояли вполне крепкие дома, все было чисто и аккуратно.

Я немного побродила, вдыхая аромат цветущего клевера, и вернулась к лодке. Села на борт, и наблюдала то за девчонками на берегу, то за мальками пескариков в воде, то за семьей ворон. Попробовала позвонить домой, но сети здесь не было. Саша вернулся через час, сразу рассказал на диктофон, что увидел в деревне, помыл в реке испачканный кроссовок. Мы достали пленку на всякий случай, а то вроде бы дело к дождю шло. Попили воды с сиропом, и поплыли дальше.

На обширной отмели напротив Каквинских Печей собралось все местное общество - семья - папа, мама, и трое детей. И собачка. Отдыхающие разместились на разнообразной мебели, которая там стояла - старое кресло, стул, и даже школьная парта. Мимо них мы провели лодку по мели пешком, собачка нам обрадовалась, погавкала, повиляла хвостиком. И еще долго вдоль деревни нам приходилось вести лодку пешком. А в воде видели даже кирпичный фундамент дома! То есть домов здесь в реку снесло немало.

Деревня окончилась накренившимся деревянным заборчиком. Здесь раздались первые удары грома, и мы стали глазами искать подходящую для остановки отмель. Две нам не подходили, а у третьей уже начались первые капли. Мы пристали, и для начала прикрыли лодку синей пленкой - получилось как раз по размеру. Замечательно, что не надо вещи разгружать! Вот если бы кусок был на полметра длиннее, было бы еще удобнее. Но и так к нам в лодку вода не затекла. А мы надели дождевики, и переждали дождь. Прогулялись до острова, и там нашли бревна от домов деревни. Вот аж куда занесло!

В 12.30 дождики, вроде бы, закончились, и мы продолжили путь. К этому времени мы прошли от начала сплава 33 км. А вот тучки над нами все еще ходили, и ясно было, что дождь еще может пойти, к тому же и гром иногда погромыхивал... Одну за другой мы миновали три высокие хорошие отмели, с бревнами, с живописными видами. Прямо жалко было, что нам еще рано вставать на ночевку! А около часа дня мы встали возле еще одной высокой отмели, не потому, что она нам понравилась, а потому, что дальше виднелась какая-то засада - два упавших дерева, а между ними узкий проход, и что в нем - непонятно. Так что Александр решил прогуляться туда, и посмотреть, можно ли пройти через этот проход.

Там он увидел, что в проходе лежит притопленная сосна, но без людей провести лодку, наверное, можно. Сучков острых не было. Так что обойдемся без обноса. Надо только было раздеваться, а то там глубоко везде. Если честно, возиться на глубоком месте, да еще с корягами, мне не улыбалось - еще дно у лодки пропорешь, или ноги поломаешь... Так что я сделала хитрый ход, предложила остаться здесь на обед, а дальше посмотрим. Особенно на небо - гром гремел все ближе...

Я порезала салат, достала пирожки, и мы пообедали. Закусили вкусными грушами, и тут как раз стал капать дождь. Сколько он будет длиться, непонятно, и Саша предложил достать и поставить палатку, и пережидать в ней, как раз и поспать можно. Так и сделали. Вещи сложили под лодку, постелили коврики, искупались, и завалились в палатку. Тем более что дождик пошел. Под его шум мы и заснули.

И проснулись мы только около четырех часов! Дождя уже не было, можно было плыть дальше, а то сегодня совсем мало прошли. И вот, в 16.10 мы отчалили, как раз и завал обошли. Кстати, у соседней отмели мы издали несколько раз видели рыбака, потом он куда-то делся. И еще иногда слышался шум машин, видно, дорога близко к реке подходила.

Каква все так же петляла, удивляя нас множеством рукавов и стариц. И вот впереди показалась высокая и ровная галечная насыпь, явно дело рук человека, мы предположили, что это и есть мост. Но подплыв ближе, поняли, что нет, не мост. Насыпь располагалась не поперек, а вдоль реки, и за ней расстилалось ровное галечное поле, довольно большое, а потом только кусты. Может, старое русло реки...

А вот за следующей петлей мы действительно обнаружили мост. Высокий, деревянный, состоящий из 4 пролетов. Но главное, внизу у него был полный завал! Бревна напиханы так плотно, будто это плотина. Вот он, долгожданный обнос... Мы стали внимательно смотреть, где же можно выйти, и на первый взгляд ничего подходящего не было. Но потом разглядели, что с левого берега есть крошечная отмель, но неясно, можно ли оттуда выйти к мосту. А с правого берега - крутая тропинка на обрывистый берег, и наверху, не слишком высоко, стоянка с чурбаками и поляна. Мы пристали, и Саша полез смотреть, можно ли здесь пройти к мосту.

На полянке он увидел костровище и столик со скамейкой, а главное - тропинку прямо к мосту. Вот тут и будем выгружаться. Я посмотрела на земляной крутой берег, и поняла, что если полезу здесь с рюкзаком, да в мокрых сланцах - навернусь точно! Но благородный Александр оставил меня держать лодку, и перетаскал тяжелые вещи наверх сам. Я уже только мелочи носила. Пришлось брызгаться от комаров, они что-то здесь были активные.

Мы еще хотели снять, как он поднимает лодку. Но только мы приготовились, из-за кустов с левой стороны моста послышался громкий звон, рев мотора и бренчание. Пока не было видно, что это шумит, но надо было ждать, пока оно проедет. Через пару минут на мост выехало чудо техники - трактор или бульдозер на гусеницах, за ним привязана телега, а на ней - строительный вагончик. Вот это все и брякало. И тащилось это очень медленно.

Потом сооружение уехало, я сняла перенос лодки, и Саша пошел на разведку, есть ли за мостом место, где спуститься на воду снова. А я пока сложила всю мелочевку в рюкзаки и сумки. Саша задержался у края тропинки, присел, и оказалось, что это он землянику собирал. Рассказал, что тропинка к реке есть, и спуск к воде тоже. Я надела свой рюкзак, взяла еще что-то легкое в руки, и пошла. По пути заметила, что земляника вдоль обочин уже поспела. Александр унес сначала лодку, потом свой рюкзак, а мне остались сумка от лодки и весла.

Сгрузили в лодку уже на другой стороне моста вещи, я взяла кружку, и пошла по ягоды! Мое любимое занятие. Мешали мне только мои сланцы, они были жутко скользкие внутри, никак не высыхали, того и гляди, ноги поломаешь. Поэтому я сначала принесла сумку и весла, потом вымыла тапки, и только потом пошла собирать землянику. Ягод набралось не больше двух горстей, но и это хорошо! Крупная такая, душистая. Саша пока поснимал на камеру пескариков с моста.

Вернулась я к лодке, сняла ветровку и майку, и поплыла дальше в купальнике - солнце снова жарило во все лопатки! Отчалили мы почти через час, получается. Обнос делали минут 40, и еще 20 я собирала ягоды. Дальше Каква делала петлю, разделилась, образовала крутые перепады высоты. Нам в одном месте пришлось лодку проводить по камням, а напор воды был такой, что я чуть не улетела. Но это был последний привет от бурной горной речки, она поменяла свой характер. Мы оглянулись на этот порог - а там под солнцем все золотится и сверкает! Красиво...

После этого переката началась очень длинная, на километр, глубокая протока, примерно по пояс везде, а ямы есть и еще глубже. И течения почти нет, пришлось усердно грести. По дну камни все покрыты налетом темно-зеленых скользких водорослей, местами в середине русла длинные сопливые водоросли, а ближе к берегам - водоросли, похожие на волосы русалки или траву. Лес тоже поменялся, стало намного больше сосен, он стал не такой дремучий.

Встречались и красивые статные березы, и пышные кустарники. А вот гнилых и сухих деревьев поубавилось. И кончились поваленные стволы по берегам! Но вместе с этим и отмели кончились, стали очень редкими и узкими. А вдоль берегов - густая ярко-зеленая осока и заросли водных лопухов... После длинной протоки была большая петля, и вот там парочка отмелей была, но вставать на них было рано, хоть и шесть вечера, но прошли маловато, всего 11 километров.

Я предупредила, что вставать на ночевку надо не слишком поздно, потому что ужин я хочу варить, пока погода позволяет. Стали смотреть карту - дальше нас снова ожидала длинная прямая протока, а в конце ее петли. Вот там и найдется нам местечко. Мы поплыли по протоке, в сопровождении куличков. Один сидел под бережком, насупленный, и на нас даже не смотрел. На дне реки стали попадаться большие валуны, их надо было иногда обходить.

В одном месте торчали три таких валуна, и на каждом сидел кулик. Они здесь были совсем не пугливые. Видели в русле несколько островов, заросших травой и кустарником, и на них явные тропы зверей к реке. А над осокой кружились стрекозы - обычные и блестящие "красотки". По пути мы обсуждали, как замечательно, что у нас на Урале реки горные, с каменистым твердым дном и отмелями, а не как в центральной России, текущие в канаве с земляными или глинистыми берегами, где высадиться целая проблема, и стоянки делать приходится в траве, где комарья полно.

Каква начала поворот налево, и мы увидели штук 10 наваленных бревен на повороте, и кусочек отмели, но низкой и с крупными камнями. Но вот мы завернули, и увидели окончание отмели - повыше, из мелкой гальки, открытое место, дров полно, и растут листья мать-и-мачехи, как раз стелить под палатку. Вот здесь мы и высадились в семь вечера. Александр поручил мне разгрузку лодки, а сам сходил на другой берег за дровами, притащил две большие лесины, и палки поменьше.

Кстати, пока он ходил, наша лодка сделала попытку побега - я пошла относить на берег канистру, и услышала тихий шорох - это она снялась с песочка, и тихонько поплыла. Но я ее поймала и затащила подальше на берег. Освободила лодку, и стал готовить все для горохового супчика. Случайно порезала палец, когда строгала сало... Костер сделали с помощью канистры - на нее положили палку для котелка, прижав с другой стороны большим камнем.

Обустроили мы лагерь, я еще за дровами сходила, пока суп варился. И попутно отметили, какие красивые виды отсюда открываются - и вдаль видно, и стена леса, освещенная солнцем, и пушистая осока... А вниз по течению - зеленый коридор высокой травы, кусты, как на картине, и река немного забирает влево... Завтра нас ждало впадение Валенторского истока, вытекающего из Валенторского озера, и нам надо было воды набрать, а то заканчивается.

Поужинали мы с удовольствием гороховым супом с салом, поставили палатку в самом хорошем месте отмели, в трех метрах от воды. Хорошо, что дул легкий ветерок, и комаров с мошками не было. Для закуски добавили в йогурт землянику, собранную у моста - с магазинным не сравнить! Накипятили воды для питья и на термос, попили душистого чая. Пора было умываться, и ложиться спать.

Но, конечно, хотелось и у костра посидеть, полюбоваться природой. Несколько раз над нами пролетала крупная утка, разок - большая чайка. В костер Саша положил побольше дров, в надежде, что он будет гореть всю ночь, но все скоро прогорело и погасло.

Как только мы уснули, я проснулась от шума на реке, будто моторная лодка мимо гонит... Но здесь же пороги, какая моторка? Высунулась из палатки - а это утка с утятами удирает по воде от кого-то! И звук от них, как тарахтение мотора. Дальше мы уже спали спокойно, так, я пару раз глаза приоткрывала - снаружи светло так, что и реку, и кусты видно. Тишина, никого нет. Тепло.

Продолжение рассказа - Путешествие по реке Каква

Исторические факты о поселке Каквинские Печи

Интересна история поселка Каквинские Печи. Еще в начале 1900-ых годов тут поселились люди, которые стали заниматься обжигом древесного угля, отсюда и название. В советское время поселок перепрофилировался на лесозаготовительный. Здесь была хорошая охота, рыбалка, у жителей были свои подсобные хозяйства.

В середине 1950-ых годов была построена дорога от Краснотурьинска, через Башеневку, и поселок стал развиваться еще больше. Лес раньше сплавляли по реке, а теперь стали вывозить по дороге. Появился даже конный двор.

Когда появилась пекарня, название поселка приобрело новый смысл, хлеб тут делали пышный, вкусный, и конечно без всяких Е2-Е4. Многие сплавщики, сначала от моста на Кытлым ехали на автобусе в Печи за хлебом, а уж потом отправлялись в путешествие по реке.

Но, как обычно, теперешнее правительство старается загубить все деревушки и сгоняет жителей в городские гетто. А чтобы люди пошевеливались, в 2009 году в поселке закрыли школу, детский сад, медпункт... Власть обещает жилье в городе, но разве могут заменить тесные клетушки собственный дом с огородом и всякой живностью. А сельское хозяйство - так им выгоднее огурцы-помидоры за границей закупать. Пока нефть качают, больше ничего не интересно...

О местах этих и поселках поведал мне немало интересного один из моих читателей, член Русского географического общества, Александр Федорович Меркер. Так что, кому интересно, можете покопаться в интернете.

Карта нашего путешествия по реке Каква