Путешествие по реке Каква

Мы начали сплав с верховий Каквы, недалеко от впадения речки Ольва. Там проходит лесная дорога в сторону реки Пожва. Опасались, что воды будет мало, и придется идти пешком, но шедшие перед этим дожди нас выручили, глубины хватало, чтобы плыть большую часть пути. Пешком тоже походили, но в пределах разумного. Воспринимали это как своеобразную Каква-аэробику. Особых завалов по пути не было. Нам очень понравилась чистейшая вода и огромное количество больших удобных отмелей-пляжей, где можно загорать и купаться.

В этой части рассказа нам предстоит знакомство с единственным обитаемым населенным пунктом на реке - поселке Каквинские Печи, у которого довольно интересная история. И поселок этот встретил нас удивительной картиной - упавшим в реку домом, будто тоже собравшимся в плавание... Также на этом участке ждали нас три моста: у поселка Каквинские Печи, на технологической дороге газопровода (самый странный, из огромных труб, положенных в реку вдоль течения), и на дороге на Кытлым.

Побывали мы и на месте бывшей деревни Галка у одноименной речки, где жили люди в самый тяжелый период - после раскулачивания и ссылки на Урал, без вещей, без еды, поначалу в вырытых вручную землянках. Именно в этом месте начинаются скалы на Какве, до этого ни одной не видели. Еще был детский лагерь "Светлячок" на месте старой деревне Башеневка, где нам было интересно увидеть, как отдыхают нынешние школьники.

В этой части путешествия река Каква уже довольно широкая и глубокая, пешком ходить почти не приходилось. Но вот ручейков с пресной водой стало намного меньше, тем более июль - жаркий месяц...

Это пятая часть рассказа, рекомендую начать с первой

Сплав по Какве продолжается. Каквинские Печи, Кытлымский мост

День 5. Мост из труб. Лагерь Светлячок. Кытлымский мост

Утром я краем уха услышала будильник (Александр его снова оставил в рюкзаке под лодкой). Провалялись мы до 7 утра, от солнца уже в палатке стало жарко, и мы скорее выбрались на воздух. После зарядки я сразу окунулась, чтобы охладиться, стала делать завтрак. И здесь на нас отчего-то налетели комары и слепни, покоя не давали. Загрузили мы лодку, и около девяти отчалили, как и вчера, нырнув в реку на прощание. Уж очень жарко было с самого утра.

Река и здесь петляла, но не так сильно, как после моста. Петли были крупнее, и на них с двух сторон попадались хорошие отмели. Глубины стали намного больше, в том числе ямы, где и с головой скроет. А по перекатам теперь уже можно было везде проплывать, а не выскакивать из лодки.

Почти сразу после отплытия, через пару поворотов, мы увидели, как кто-то плывет через реку, и не такой уж мелкий. Может, норка? Но нет, это оказалась крупная, с мою ладонь, жаба. И по ней видно было, что она плавает для удовольствия, а не куда-то конкретно. То туда повернет, то сюда... Саша ее и с лодки поснимал на видео, и по реке за ней походил с камерой. А под конец ее взял, и мне принес показать. Мы ей спинку почесали, и отпустили обратно.

Плыли дальше, отыскивая глазами впадение речки Валенторский исток, чтобы набрать воды, но ничего не обнаружили. То ли пересохла, то ли впадает совсем незаметно... Жаль, придется, наверное, брать воду из Каквы, и кипятить. Прошли мы несколько перекатов, миновали длинные протоки, и повсюду нас сопровождали настолько красивые виды - просто садись, и пиши картину! На длинных протоках приходилось старательно грести, там течения почти нет. В одном месте искупались, я прямо легла в реку, невозможная жара!

Вот доплыли мы до линии электропередачи. Пристали там, и я, одевшись в штаны, ветровку и кроссовки, отправилась на ЛЭП, поискать ягод. Было там очень красиво - за прибрежными кустами открывались поляны с цветущими травами, все пестрело розовыми, белыми, желтыми цветами. Кругом летали пчелы, шмели, бабочки, какие-то жучки, и никого кусачего! А еще цвела таволга, и воздух был пропитан сказочным медовым ароматом. Я сорвала несколько соцветий, чай заварим сегодня. Но вот земляники даже листьев не обнаружила, не то что ягод. Так что вернулась к лодке, и мы поплыли дальше.

Видели множество куликов, совершенно не пугливых. И утку с утятами встретили. Мамаша разными кряками указывала птенцам, что делать - нырнуть, или удирать, или под бережок спрятаться... Там, где приходилось плыть в тени леса, было настолько хорошо, что мы невольно начинали грести медленнее, чтобы подольше не попадать под палящие лучи солнца. А на жаре постоянно тянуло выпасть из лодки в воду.

За очередным поворотом мы увидели трубы очень большого диаметра, больше метра, наверное. 13 штук их было. Они были уложены так, чтобы река сквозь них протекала, а сверху были засыпаны землей, гравием, и на них была сделана дорога. Такой вот мост. Перед мостом местность заболоченная, видно, при стройке все разворотили. Но вода везде чистая, не стоячая. Кругом острые камни, щебень. А нам пришлось по ним ходить, делать обнос.

Пристали мы к левому берегу около половины двенадцатого, перетаскали вещи наверх. Потом все перенесли на правый берег, и там надо было еще по булыжникам и обломкам бетонных блоков отойти подальше от моста, где вообще царил хаос, и лодку на воду было не спустить. Здесь в воде лежали бревна, но их как-то можно было обойти. Так что выбрали мы пятачок, где можно относительно свободно грузиться. Но вот носить вещи по острым битым камням и обломкам бетона было нелегко...

Сложили мы, наконец, все в лодку, и сели пообедать салатом и брауншвейгской колбасой. Вкусная оказалась. И еще разными фруктами закусили. После этого я взяла кружку, и отправилась поискать землянику. Налево вдоль дороги отчего-то даже листьев ее видно не было, тогда я перешла мост, и вот справа нашла несколько земляничных полянок, но, к моему разочарованию, на них уже кто-то ягодки собрал. Так что мне досталась жалкая горсточка.

Вернулась я к Александру, он там уже был в нетерпении. Предложил наговорить на диктофон события, но я сначала должна была упасть в речку - охладиться, а то мозг уже закипал от жары. Посидела немного в холодной воде, и тогда уже смогла рассказывать. Саша тоже окунулся, и мы около половины второго отплыли дальше. Вернее, сначала часть пути провели лодку пешком между валунами и бревнами. И дальше еще был участок с крутыми перепадами высот, где тоже лодку потаскали. А потом река пошла полукруглыми протоками с маленькими отмелями.

Снова нас сопровождали разные птицы - кулички, утки с семействами, трясогузки... Попались на реке несколько очень глубоких, по меркам этих мест, ям. Там больше двух метров глубина была, дно еле просматривалось. И жара уже настолько донимала, что я с трудом сидела прямо, хотелось одного - упасть в воду, и не вставать! Голени и колени горели, голова ощущалась, как раскаленный шар. А еще встречались участки с медленным течением, где надо было усиленно грести.

В одном сложном месте мы на скорости въехали под "расческу", и ветки нас немного похлестали, и оставили в моих волосах и на Сашиной одежде какую-то траву и тину... Примерно в полчетвертого у меня уже перекосило плечо от усердной гребли. Обоим стало невмоготу. Александр приметил небольшую отмель с мелкими камнями, и глубоким местом для купания. Да еще там была тень от деревьев, так что такую остановку нельзя было пропустить.

Мы причалили, и как забрались в воду! Как же мы понимали теперь коров, которые в жару забираются в реку или болото, и там стоят часами. Мы тоже были готовы здесь провести часы... И вода уже казалась такой теплой! Даже поплавали немного против течения. Саша выпил кваску, я - водички, постелили на мелкой гальке коврики, легли, и уснули. А когда проснулись, любовались видом - он был такой трогательный - пышные кусты, склоненная березка, позади - зеленый лес. Иногда издалека уже долетал слабый шум дороги на Кытлым. Мы встали, надели футболки, и отправились дальше.

Сегодня надо было вставать на ночевку пораньше, чтобы накипятить воды несколько котелков, да еще еду приготовить. Воды мы набрали уже из Каквы, потому что впадения речек и ручьев в ближайшие день-два не предвиделось, а ниже моста в Какве вода будет уже не та, там же водилы машины свои моют. Проплыли мы несколько поворотов, и скоро где-то здесь должен был появиться детский лагерь "Светлячок". И точно, мы увидели их насосную станцию, такую бордовую будку у реки, и оттуда шланги тянутся. А на высоком берегу уже виден забор и крыши корпусов. За поворотом открылся еще и подвесной мост. Странно было только то, что купалки или пляжа для детей нигде не было видно.

Мы зашли под мост, там стоял мужчина в трусах, рубашке и ковбойской шляпе - видимо, сотрудник лагеря, который во время сончаса отдыхает на реке. Я заметила, что у моста на маленькой полянке слева стоит палатка, столик, два кресла, и сидит полная женщина в белье. Увидев нас, она обрядилась в короткое платье в цветочек. Мы спросили у мужчины, это ли лагерь "Светлячок", и работает ли он? Мужичок подтвердил, что да, работает.

Мы еще поинтересовались, где дети купаются? Мужчина удивился - да вы что, они не купаются, запрещено! Вот сегодня в жару их просто из шланга поливали, как слонов в зоопарке... Мы все четверо обсудили наше пионерское детство, когда мы и купались, и в походы ходили, и пионерские костры жгли... А теперь как в тюрьме, за забором...

На месте этого лагеря раньше был поселок Башеневка. Образовали его раскулаченные переселенцы, которых сюда пригнали насильно в 1930-ых годах. Занимались они заготовкой сосновой смолы и валкой леса. Постепенно взрослое население умирало, а дети, у кого были, переезжали поближе к цивилизации. Государство не хотело поддерживать жизнь в поселке, и в 1978 году исключило его из списка населенных пунктов.

Александр спросил, можно ли снять видео на территории лагеря? Ему сказали, что внутрь не пустят, но есть место, где из-за забора можно снять с пригорочка. К нам подошел еще один сотрудник, в резиновых сапогах. Они нас спросили, где мы встали на реку, куда плывем, что видели - ну, обычные вопросы на сплаве. Рассказали, что подвесной мост остался от деревни. При этом лагерь открыли в 1958 году! Это значит, мост гораздо старше. Женщина оказалась поварихой, и работает в местной школе, а летом решила подработать в лагере.

Вернулся Александр, спросил, осталось ли от деревни кладбище - да, осталось, где-то в стороне дороги. От дороги, кстати, до лагеря всего полкилометра. А в лагере он видел пустынную территорию, огороженную забором. У забора с обеих сторон трава выкошена. Ему удалось войти внутрь через калитку, пользуясь отсутствием охранника, и недолго походил внутри, поснимал. Сотрудник сказал, если что - я вас не видел. И ушел в домик, где рядом стояла легковая машина. Видел дорожку, скамейку, несколько корпусов, столовую, игровую площадку. А детей - только вдалеке несколько человек.

Ну, мы попрощались с сотрудниками лагеря, и поплыли дальше. Они сказали нам, что мост на Кытлым уже за следующим поворотом. И правда, скоро показался капитальный мост на бетонных серых опорах. У моста и под мостом отдыхали местные с семьями, стояли несколько машин, был даже велосипедист в спортивной форме и шлеме. Один мужчина надувал лодку, видно, на рыбалку собрался.

Александр высадился, чтобы поснимать, я ждала в лодке. Обнос здесь не понадобился, можно было спокойно пройти под мостом. Мы сели в лодку, и поплыли по второй части нашего маршрута. За длинной прямой протокой можно уже было начинать искать место для стоянки. На правом берегу на маленькой отмели видели небольшого зверька размером с кошку, темного и гибкого, явно не норка. Может, хорек? Кто-то из куньих, тело длинное, ножки короткие.

Над рекой орали, как попугаи, вороны, иногда мелькая между деревьев. Еще встретилась птица, похожая на городского голубя, но побольше и покруглее, светло-серого цвета, наверное, горлица, или лесной голубь... Над зарослями водяного лопуха беззаботно вились стрекозы-красотки, сверкая на солнце синими крыльями.

Километра через полтора, после поворота налево, начались отмели. Первая была совсем маленькой, вторая - как выразился Саша, "неправильной" - самое удобное для палатки место с мелкой галькой расположилось в самой дальней точке, у леса и залива со стоячей водой. Там же были лужи, в которых были заперты штук 20 мальков. А центр отмели весь зарос кустами. Здесь мы не остались.

В этих местах нас догнал рыбак, что накачивал лодку у моста. Он был одет в камуфляжного цвета форму, а на голове - большая белая тряпка, придавленная кепкой, видно, чтобы солнце шею не жгло. В лодке стояла пайва и большая сумка от лодки. Спереди торчала удочка с поплавком. Он греб двумя веслами, и на мелких перекатах из лодки не выходил, а проползал через камни, смешно подпрыгивая на попе.

Скоро он нас обогнал, а мы все искали стоянку. И нашли! Большую, метров 100 длиной, на повороте реки, с прекрасным обзором. Места глубокие, купаться хорошо. На противоположном берегу - трогательные березки, подальше - пышные елочки... На нашей же стороне, но через заливчик, виднелась стационарная стоянка недалеко от маленькой скалы. Там что-то вроде деревянных футбольных ворот, большая поляна с вытоптанной травой. Но люди явно давно не бывали. Потом оказалось, что это не ворота, а остов от навеса, а под ним стол и скамейки.

Когда высадились, отметили, что трассу отсюда практически не слышно. Я для начала занырнула в воду. А Александр говорит - о, пока ты разделась, сходи на другой берег, отпили сухих веток. Ну, я в сланцах и с пилой побрела. Но еще до середины реки течение стало таким сильным, а глубина такой большой, что я поняла, мне в таком виде здесь не переправится, и вернулась.

Тогда Александр сам сходил куда-то на другой конец отмели, там отпилил лесину, и его покусали слепни. Это был главный минус нашей стоянки - здесь столько кусачих жужей, сколько мы пока еще не видели в этих местах. У нас на отмели, кстати, я заметила, что плавника вдоль кустов спрятано достаточно.

Мы развели костер, поставили воду на макароны, и, пока все варилось, разбили лагерь. Хорошо, что деревья давали тень, мы туда сложили продукты. А бутылку с водой вообще положили в реку охлаждаться. Сами, кстати, тоже постоянно охлаждались в речке, потому что от жары просто кровь в жилах уже закипала! Саша пил квас, а я - то чай, то воду... Поели мы макароны с консервированным тунцом, и занялись разными делами. Александр мыл лодку, я разобрала все пакеты, приготовила все вещи, чтобы накрыть лодкой, навела уют в палатке.

И потом мы долго сидели у костра, кипятили котелок за котелком, чтобы и термос заварить, и питьевой воды запасти. Под конец Саша еще и кружку кофе выпил. Но вот вечерком повылезали на смену слепням комары и мошки, немного, но достаточно, чтобы несколько раз нас куснуть. На ночь мы еще искупались, помылись, оставили гореть костер, и забрались в палатку. Стояла тишина, по реке иногда плыли шапки белой пены... Небо совершенно чистое, только в районе заката чуть розоватое.

В палатке было прохладно, наконец-то можно расслабиться, а то жара сегодня прямо истерзала нас. Кожа на ногах горела, особенно на голенях. У меня они были красные и зеркально поблескивали... За сегодняшний день мы прошли 17 км, от начала сплава 57. Мы еще полежали в палатке, поглядывая на лес, реку и небо, и где-то в половине одиннадцатого заснули.

Продолжение рассказа - Путешествие по реке Каква

Исторические факты о поселке Каквинские Печи

Интересна история поселка Каквинские Печи. Еще в начале 1900-ых годов тут поселились люди, которые стали заниматься обжигом древесного угля, отсюда и название. В советское время поселок перепрофилировался на лесозаготовительный. Здесь была хорошая охота, рыбалка, у жителей были свои подсобные хозяйства.

В середине 1950-ых годов была построена дорога от Краснотурьинска, через Башеневку, и поселок стал развиваться еще больше. Лес раньше сплавляли по реке, а теперь стали вывозить по дороге. Появился даже конный двор.

Когда появилась пекарня, название поселка приобрело новый смысл, хлеб тут делали пышный, вкусный, и конечно без всяких Е2-Е4. Многие сплавщики, сначала от моста на Кытлым ехали на автобусе в Печи за хлебом, а уж потом отправлялись в путешествие по реке.

Но, как обычно, теперешнее правительство старается загубить все деревушки и сгоняет жителей в городские гетто. А чтобы люди пошевеливались, в 2009 году в поселке закрыли школу, детский сад, медпункт... Власть обещает жилье в городе, но разве могут заменить тесные клетушки собственный дом с огородом и всякой живностью. А сельское хозяйство - так им выгоднее огурцы-помидоры за границей закупать. Пока нефть качают, больше ничего не интересно...

О местах этих и поселках поведал мне немало интересного один из моих читателей, член Русского географического общества, Александр Федорович Меркер. Так что, кому интересно, можете покопаться в интернете.

Карта нашего путешествия по реке Каква