--> Студия DV-PRO. Главная страница

Путешествие по реке Каква

На этой странице я предлагаю Вашему вниманию рассказ о нашем путешествии по реке Каква, совершенном на лодке из ПВХ в самом жарком месяце лета - июле. Почти все туристы, которые сплавлялись по реке, начинали обычно сплав от моста на Кытлымской дороге, но мы решили забраться в самые верховья. Конечно, был риск, что там река настолько мелкая, что придется идти по ней пешком, но мы были к этому готовы, ведь самое интересное именно в той глухомани, где нет ни рыбаков, ни других туристов. Так все и оказалось.

Большинство относительно доступных чистых и безлюдных рек мы уже прошли, и когда ехали на реку Косьва, проезжая по мосту через Какву, посмотрели на нее, и поняли, что для сплава она тоже подойдет. А потом я нашел на карте дорогу, что ведет в верховья, и наш знакомый из Краснотурьинска помог нам добраться туда на своей "Ниве".

Немного общей информации о реке: начало Каква берет на склонах горы Ольвинский Камень, и течет по тайге. Условно река делится на две части - от истоков до Кытлымской дороги, где единственный населенный пункт - Каквинские Печи, да и то практически пустой, и от моста на Кытлым до Серова, сразу за которым Каква впадает в реку Сосьва. На второй части реки людей гораздо больше, много сплавщиков, да и по берегам несколько мест, где близко подходит дорога, и там тоже встречаются отдыхающие.

Еще про Какву можно добавить, что в переводе с мансийского это название означает "Чистая вода", и она действительно очень чистая и холодная - настоящая горная речка, и русло у нее каменистое. Но чистая она только до моста на Кытлым, а точнее - до детского лагеря.

В прошлом, двадцатом веке, на Какве было много маленьких поселений, которые возникли при ссылке раскулаченных крестьян из средней России - Галка, Полутовка, Тота, Башеневка, Шихан... В каждом несколько десятков домов, жители которых занимались заготовкой леса и изготовлением древесного угля. Но существовали они недолго, уже в 60-е годы жители начали их покидать, либо умирать от старости. До наших времен остались только Каквинские Печи. Но в 90-х годах пришла перестройка, которая погубила множество деревень в России, в том числе и Каквинские Печи.

Ну, а что мы увидели на этой чистой таежной уральской реке с нетронутой природой, как мы отдохнули - читайте в рассказе.

Верховья Каквы - чудесные места

День 1. Дорога до Краснотурьинска. Наглые кассиры в Магните. Заброска до реки

В наше ненормальное время, когда весь мир сошел с ума, и отравил людям жизнь всякими ограничениями, и прочим беспределом, особенно хотелось провести отдых вдалеке от этого дурдома. Ко всему прочему в прошлом году мы нигде не плавали, и наша лодка тосковала в чулане.

И вот, с 3 по 11 июля прогноз пообещал хорошую летнюю погоду, температуры от 22 до 28 градусов тепла, переменную облачность и нечастые дожди с грозами. Нельзя было упускать такую возможность! Стали мы думать, куда же податься с лодкой. Мне ужасно хотелось побывать именно на Какве - я много хорошего о ней слышала - и красивая, и чистая, и живописная, и деревень практически нет... К тому же маршрут подходил по длительности, и был давно готов.

Мы на всякий случай рассматривали еще Сылву и Сергу, но все это было не серьезно. На Серге всего 30 км, плыть просто некуда. А на Сылве мы уже были много раз, и она совсем не глухомань. Так что все же остановились на Какве, и решили выезжать 3 июля. Посмотрели предложения на Бла-Бла-Каре, подходящие были. Саша позвонил нескольким водителям в Краснотурьинске, чтобы выяснить, кто и почем возит на реку. Конечно, у нас был козырный вариант - уже знакомый нам Юрий, но и про других не лишнее узнать, вдруг он занят? Да и про состояние дороги что-то могут сказать.

Перевозчиков оказалось всего несколько человек, коммерсанты с высокими ценами, так что Саша позвонил Юрию, и предложил ему 2 тысячи, чему тот очень обрадовался. Ведь доходы местных жителей сильно упали, а он работает в такси, и поездок практически не стало, так что эти деньги лишними точно не будут.

Маршрут делился на две части: выше Кытлымского моста, и ниже. Большинство туристов едут именно к нему, и сплавляются оттуда до базы Шихан. Но Саше хотелось попасть в самые верховья Каквы, это примерно 50 км. от Краснотурьинска по асфальту, потом поворот на Каквинские Печи, и по грунтовке еще километров 30 до впадения Ольвы, Белой Горы и Рябинового Увала. Запасной вариант был, если Каква в этом месте окажется слишком мелкой, вернуться с Юрием ближе к Каквинским Печам, и плыть оттуда.

Мы забронировали на Бла-Бла-Кар машину, водитель обещал нас забрать прямо от дома, это хорошо, потому что багажа у нас немало. Договорились на два часа, но в день отъезда он предложил выехать пораньше - это нам еще лучше было! 2 июля я предупредила родню, что уезжаю на сплав, пожарила традиционных пирожков и курицу, мы собрали продукты, и были уже готовы.

Взвесили рюкзаки и лодку - мой был 23 кг, Сашин - 24, сумка с лодкой - 25. Около половины второго пошли на встречу с водителем. Дождались его на Хонде Одиссей, с вместительным багажником. Мы все загрузили, и сели. Кроме нас на переднем сиденье ехал парень по имени Николай.

В пути останавливались только раз, на заправке. Там вышли, размяли ноги. В машине я смотрела в окно или дремала. Машина была праворульная, и водителю все время приходилось выглядывать, как кого-то обогнать. В одном месте дорогу перебежал, задрав хвостик, бурундук. Ехали мы 4 с половиной часа, и ноги, и спина, и пятая точка очень устали. В районе Нижнего Тагила был ремонт дороги, и мы там немного постояли в пробках. Проезжали Лобву, поворот на Верхотурье, несколько раз пересекали реку Тура.

Около 6 вечера мы уже подъезжали к Краснотурьинску. Парня высадили в поселке Рудничный, он собирался завтра на рыбалку и шашлык. Нас мы попросили высадить в центре, у торгового центра "Столичный". Машина подъехала к площади, мы выгрузились на большую скамейку, расплатились, попрощались, и Александр набрал телефон Юрия. Попросил его нас забрать минут через 30, нам надо было кое-что купить в магазине и перекусить.

Саша ушел в магазин. В это время я достала из рюкзака презенты Юре - его фото на реке у машины, баночку меда и пакет хорошего чая. Ждала я долго, наблюдала окружающую жизнь. Мимо ходил иногда трамвайчик. Площадь была украшена большими шарообразными черными вазонами, в которых выросли здоровенные букеты лебеды и львиного зева. На скамейки присаживались периодически семьи с детьми - поесть мороженого. Я покормила пирожком воробьев, и тут подъехал Юрий.

Узнав, что Александр пошел в магазин, он хохотнул - типа, не знаете вы особенностей местной торговли. Сегодня вечер пятницы, все закупаются, а продавцы у нас никуда не спешат. Когда Саша вернулся, мы вручили Юре подарки, он еще попросил фотографию ему на электронку скинуть, чтобы на аватарку поставить. Мы съели по паре пирожков с соком, и стали грузиться. Все вошло в багажник, так что в машине ехали с комфортом, свободно расположившись.

Нам пришлось заехать в другой магазин, чтобы купить квасу. В торговом центре, в "Магните", взять не удалось - Александр нашел стеллажи с напитками с большим трудом, взял сок и квас "Русский дар". Отстоял очередь в кассу, долго, и очень изумился, когда кассир озвучила гораздо большую сумму. В общем, не вдаваясь в подробности, на ценнике одна цена, кассир говорит другую. Александр даже ценник принес кассиру, а ей по барабану! Она понимала, что администратор и директор уже ушли, так что никто ей не указ.

Так Саша и ушел без кваса, очень сердитый. Мы проехали через центр Краснотурьинска, мимо завода, дымящего трубами. Остановились у "Пятерочки", и Саша снова ушел за квасом. А Юра тем временем мне жаловался, что лета у них в этом году нет, погода только вчера наладилась после холода и дождей, что работы нет, денег нет... Александр вернулся с двумя двухлитровками кваса по адекватной цене, довольный такой. И мы поехали дальше.

По дороге болтали с Юрием про его дачу, про рыбалку в Гаринском районе, про щуку на 10 кило, выловленную там... На фото реально был прямо крокодил! Из нее сделали вкусные котлеты. Мы же рассказали коротко о сплаве по Косьве, куда он нас забрасывал. У него, кстати, на обратном пути тогда машина чуть не уплыла в одной речке, на глубину случайно заехал...

Так постепенно за разговорами мы проехали Карпинск, пересекли реку Турья, и теперь катили по Кытлымской дороге за 4 миллиарда рублей. Дорога была прекрасного качества. Ее построили для военных, до ракетного комплекса в горе Косьвинский Камень. Видимо руководитель наш уже давно замышлял недоброе, бункер себе готовил, никаких денег на это не жалел, пофиг что народ нищий...

Скоро доехали до моста через Какву, Александр там поснимал первые кадры на камеру. Потом справа показался уже поворот на Каквинские Печи, и Юрий туда свернул. Теперь до пересечения с Каквой оставалось примерно 25 км. Покрытие было твердым, укатанным, даже в дождь нормально будет. Потом Саша отследил по навигатору свороток на Пожву, и сказал, что нам туда, налево. Дорога стала чуть хуже, с ямками, но все равно с твердым грунтом. Мы поехали помедленнее, и в самом начале увидели летящего через дорогу глухаря.

После этого видели еще много штабелей бревен не самого лучшего качества, делянки-вырубки. И на одном березовом штабеле сидели два больших черных ворона. Была и еще птица размером с сойку, с белой окантовкой хвоста. И повсюду были дорожки к делянкам, видно, рубят здесь много где. Переехали мы несколько речек, но все они текли под дорогой - Исток, Оньша, Лягушка. Все маленькие. Лягушка на самой высокой точке перевальчика примерно полкилометра текла вдоль дороги, и именно здесь дорога была самая грязная и разбитая, как ни странно.

Но вообще мы поняли, что в хорошую сухую погоду, если ехать осторожно, до Каквы можно и на паркетнике добраться. Глубоких ям нет нигде, хотя может лесовозы их скоро наделают, они это запросто умеют. В просветы между деревьями было видно горный склон, туда светило солнышко, и дорога стала спускаться вниз, видимо, мы въезжали в долину Каквы.

И вот мы уже на реке - перед нами небольшой разлив Каквы, за ним перекат, слева - остатки моста, насыпь и торчат куски бревен. На насыпи маленькая стоянка с костровищем и каркасом из жердей для навеса. Саша пошел осматриваться, чтобы решить - ставить ли палатку прямо у дороги, или можно куда-то подальше уйти, чтобы переночевать и плыть уже с утра.

Александр понял, что сразу плыть здесь не получится, мелковато, но вот идти и вести за собой лодку можно вполне. Здесь вообще был брод, и ширина речки примерно метров 10, а ниже по течению она еще больше суживалась. Зато вода чистейшая, прозрачная, не зря Каква в переводе и есть "чистая вода". Мы выгрузили вещи, сердечно попрощались с Юрием, заплатили ему денежку, и он уехал. Остались мы одни.

У Александра появилось чувство, что порвалась последняя ниточка, связывающая нас с цивилизацией - теперь уже только плыть по реке, вернуться не удастся. И кто знает, что там ждет впереди? Вдруг завалы? И как их обходить? А у меня наоборот, было облегчение, что все, доехали, и теперь на неделю никаких людей, только природа и тишина!

Саша переобулся в сланцы, и пока мы разбирались с вещами, подъехал УАЗик. Из машины выглянули люди, и спросили, куда мы направляемся, тоже на рыбалку? Узнав, что мы собрались плыть по Какве отсюда, они округлили глаза и поинтересовались, а как же завалы? И вообще, разве можно здесь плыть, все плывут от моста на Кытлымской дороге. Мы ответили, что нам это не в первой, и воды хватит, тем более что у нас лодка, а не катамаран.

Нам пожелали удачи, но водитель предложил, что если надумаем, он завтра утром поедет обратно, и может нас прихватить до другого места начала сплава. Машина уехала, и Александр, закатав штаны, отправился по речке направо, и нашел ниже по течению у левого берега небольшую отмель. Вот там можно было поставить палатку, чтобы ее с дороги не было видно. От дороги отмель была метрах в 30-40.

Вода в реке оказалась достаточно холодной, а я и так подмерзла после машины. Подумала, что сейчас по холодной воде сделаю несколько ходок, костра мы сегодня не планируем, на отмели от воды сыро и холодно. Немного опечалилась... Александр, видя мое настроение, предложил все перенести самостоятельно, да и меня, если надо. Но я решила свое неудовольствие не выражать, надела сланцы, рюкзак, и пошла через реку.

Но вода мне слишком холодной не показалась, а через пару минут ноги вообще привыкли. А когда вышла на отмель - ногам даже тепло стало! Так что мне полегчало, наверное, возня с тяжелым рюкзаком меня подогрела. Я сходила обратно, помогла Саше надеть на плечи сумку с лодкой, хорошо, что у нее лямки есть, можно на спине носить, и сняла на видеокамеру, как он несет ее через реку. Так потихоньку за три ходки перенесли все вещи.

Наша отмель выступала над водой сантиметров на 30, узкая, метра 3, и длинная, метров 7. Галька довольно крупная, но палатку поставить можно. И даже кустики черной смородины рядом росли. Пока Александр срезал траву на подстилку, я выровняла площадку, убрав крупные камни. На траву мы поставили палатку, убрали вещи и лодку под тент. Вокруг летали комары, слегка покусывая нас в ноги. Воздух становился прохладнее, так что решили забираться в палатку, там попить чайку, наговорить на диктофон, да и спать. Раньше ляжем - раньше встанем.

Я умылась, Александр пошел тоже помыться, а я пока наводила уют в палатке. И в 10 вечера мы забрались в наш походный домик. На улице было все еще светло! Выпили вкусного чая с мятой, съели по пирожку. Я на ночь утеплилась, надев кофту и спальные штаны, забралась в спальник. Почувствовала, что под попой у меня ощутимая кочка, так что ночью будет не очень удобно, Саше повезло больше - у него все ровно.

Продолжение рассказа - Путешествие по реке Каква


Где начать сплав по Какве

Для начала Вам нужно попасть в Карпинск, или Краснотурьинск (от Екатеринбурга 400 км. по Серовскому тракту). Можно доехать на автобусе, но это неудобно и дорого - за каждое место багажа платить. Можно до Серова на паровозе или электричке, и уже из Серова до Краснотурьинска. Но тут надо подгадать стыковку, чтобы не ждать долго на вокзале.

Ну а можно на прямой электричке от Екатеринбурга до Бокситов. До Краснотурьинска 6 час. 40 мин. Но время неудобное. Ну а лучше всего договориться на Бла-бла-каре, по цене сопоставимо с электричкой, направление популярное, машин много. Мы обычно всю машину арендуем, у нас багажа много, и лодка.

Самый простой и доступный вариант, начать сплав от моста через Какву, по дороге на Кытлым. С недавних пор туда ведет новая асфальтированная дорога, от Карпинска до моста 20 км.

Второй вариант - это от поселка, теперь уже бывшего - Каквинские Печи. Недоезжая пару километров, будет мост через Какву, там можно стать на воду, или в самих Печах. От Карпинска это 32 км. Дорога хорошая, доедет любая машина.

Ну и самый лучший вариант - начать сплав по Какве от брода, там где мы стартовали. Это можно сказать верховья, но воды для сплава достаточно. От Карпинска это около 60 км, но машина только с высокой посадкой, там уже колдобины.

Если воды много, можно проехать по этой дороге дальше места нашего старта, еще 8 км, до брода через речку Ольва, и стать на воду там, а через 11 км. вплыть, или пешечком войти в Какву. А вообще дорога эта ведет до реки Тыпыл. Там типа охотничья база какая-то.

Для совсем экстремалов - ехать по нашему пути, но после речки Лягушка, через километр свернуть налево, и примерно через 20 км. доберетесь до речки Буртымка. Но дорога там плохая, очень, а река мелкая, пешком идти придется, до впадения ее в Какву. И завалов, думаю, много будет. Зато приключение настоящее. Если сможете пройти - мое Вам уважение. Напишите, мне интересны те места.

Карта нашего путешествия по реке Каква

Верховья Каквы

Верховья Каквы

Если материал был полезен - поблагодарите автора
или расскажите о нем другим людям в социальных сетях

Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в нашей студии Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма,
а из фотографий можно сделать музыкальное слайд-шоу.

Для тех, кто хочет самостоятельно монтировать свои фильмы, предлагаем обучение видеомонтажу он-лайн
А для начинающих фотографов - обучение по программе Adobe Photoshop

 

 

 
1 3
О студии Отзывы Задать вопрос Карта сайта

© Студия DV-PRO
Любое использование материалов с разрешения студии DV-PRO

Руководитель студии: 8 904 98 25 250
Редактор: 8 904 98 78 418

Гарантия качества