Отчет о сплаве по реке Вильва
Река Вильва (в переводе с коми-пермяцкого "новая вода") протекает в Пермском крае, начинается в районе между поселками Медведка и Бисер, а впадает в Усьву прямо перед городом Чусовой, и уже затем в реку Чусовая. Длина реки 170 км. В верхнем течении много порогов и перекатов. В Пермском крае есть еще три реки с одноименным названием (Глухая Вильва, Вильва - приток Язвы, Большая Вильва - приток Косьвы). У Вильвы, о которой пойдет речь на этой страничке, есть несколько притоков: Вижай, Коростелевка, Большая и Малая Порожные, и другие.
Река Вильва является самой грязной в Пермском крае, благодаря шахтам, воды которых окрашивают реку в рыже-оранжевый цвет. Вообще-то виноваты не шахты, а конкретные люди, которые отравляют и реку и все живое губят вокруг. Кто там у нас шахтами владеет? Они просто экономят на очистке, а те, кто должны следить за этим, на это не обращают внимания, главное, чтобы налоги текли, и желательно в конкретный карман. Конечно, эта страничка про реку, но и этот вопрос обойти нельзя.
На реке, примерно в 7 км. выше устья Вижая, на месте газопровода идущего через реку, во время весенних паводков появляется довольно опасный слив, на котором перевернулось немало сплавщиков.
Многие начинают сплав от поселка Нововильвенский. Заканчивать можно в городе Чусовой. Основные достопримечательности реки - это скалы, они менее грандиозны, чем на Чусовой или Вишере, ну так и речка не того масштаба.
Это вторая часть отчета о сплаве по реке Вильва. Начало тут.
Река Вильва, часть 2
Опасные пороги
Станция "Теплая гора" встретила холодом и промозглым ветром. Ни фига себе теплая, дубак здесь жуткий! Машин нет, точнее они есть, но либо очень дорого (настолько мы не рассчитывали), либо везут группы, с которыми похоже договорились заранее. Мы с Васькой отправились в поселок поискать машину и купить продуктов (шоколад, приправы и майонез мы забыли дома - вот она тасамаянужная вещь), еду купили, поиски транспорта результатов не дали. Пока мы ходили ребята нашли машину, но мы в это время бродили по поселку и пришлось ее отпустить. Не повезло. Станция постепенно опустела, осталось только две группы, одной из которых была наша.
Вариантов на тему что делать три: 1) ждать до завтра, когда подъедут опять грузовики, но стоять рядом с поселком не хотелось; 2) пойти на реку Койва, которая вот она, в ста метрах отсюда течет, но неужели мы так легко сдадимся и опять не попадем на Вильву, тем более, что договорились встретиться там с Димкиной компанией; 3) пойти на трассу ловить грузовик, а параллельно обсудить как следует первые два пункта, что мы и сделали.
Грузовик не ловится, не растет кокос (холодно). Холодно и нам. Разожгли костер, достали перекус. В это время ребята наконец-то нашли машину, надо грузить вещи. Холодно, грузовик открытый, не спасает даже то, что сидим как сельди друг на друге. Трясемся по таким ухабам, по которым не каждый тарантас проедет. Километров через тридцать такой "дороги" лопается одно колесо. Видимо перегрузили мы машинку-то. Кое-как добрались до поселка Медведка, где есть хоть какой-то шанс починиться.
Прошло часа два, а конца-края ремонту не видно. И пришлось бы нам здесь ночевать, если бы не подъехал другой грузовик, в который сразу же загрузились. Когда добрались до поселка Нововильвинск, уже темнело. Вещи скинуты в одну кучу, пока разгребали и перетаскивали свои вещи, выяснилось, что потеряли спасжилет (единственный на всю нашу компанию), сломан половник, фонарь также не подлежит восстановлению. А вокруг места выгрузки я нашла множество частей от нашей байдарки: замок, стрингера и даже кусок кильсона. Уже в темноте поставили палатки, сварили харч и немного поболтали с нашими попутчиками, обменялись адресами. Ночь ясная, похоже будут заморозки.
30 апреля
Когда мы проснулись, вовсю светило солнце, но было зябко. Вода в котле промерзла насквозь, а это уже пахнет не заморозками, а настоящим морозом! Пермские туристы давно встали и к этому времени практически собрали свои катамараны. Видимо уйдем отсюда последними, но это никого не напрягает. На завтрак хотели сварить соляночку, но тут выясняется, что всю солянку разбили по дороге. Эх, надо было ее переложить в пластиковую посуду. После завтрака занялись сборкой судов.
Пермяки уже отплывали, но перед этим вручили нам наш спасик, потерянный вчера. Спасибо! Спасик был отдан мне, как единственному члену нашей команды, на котором он застегивался. Пермяки ушли, мы помахали им вслед рукой, вряд ли нам удастся их догнать. Мимо стали проплывать взбудораженные группы туристов. Одни зачалились, развели костер, сушатся. Естественно любопытство взяло верх и мы пошли узнать, что же у них случилось. Все оказалось и просто и страшно. Они забросились выше на Хмели, а там творилось что-то ужасное: сильное течение плюс камни и завалы. Там ломались даже катамараны, а байдарки тонули просто на раз. Не было группы, которая вышла оттуда без потерь (к счастью все живые).
Наконец-то все вещи увязаны на кат, сделаны последние фото перед отплытием, коленки предательски подрагивают. Катамаран стартует первым. Течение сильное, но река пока не слишком сложная, хотя меня один раз накрыло стоячим валом. Я верещала от восторга, но Вася сказал, что это еще цветочки, а дальше валы в два раза больше будут. Я прикинула и решила, что пройдем и их.
Вообще-то река из байдарки воспринимается совсем по-другому, нежели с катамарана. Прошли немного, так как солнце уже садилось. Встали на правом берегу. Низковато, зато дров море, да и место не такое плохое, как сначала показалось. На вкусное сделали блинчики с "Уральским" салатиком (только что придумали). Гитару починили, но играть на ней пока нельзя, развлекаемся байками.
1 мая
С праздником! Сегодня решено дойти до порога Нырок, а за ним встать и сделать дневку. Вася предупредил, что Нырок будет после моста. Сложностей пока не встречается, разве что маленькие вальчики и шиверки. Идем не напрягаясь, уж мост-то мы точно не пропустим. А вот и мост! Зачалились до него на правый берег, отдохнули, сфотографировались. Пора идти дальше. Прошли под мостом в правый пролет, дабы чего-нибудь случайно не зацепить.
После моста с правого берега впадает нехилый ручей, его мы издали приняли за порог. При большом желании можно и прокатится, но байдарка угробится однозначно. Большой уклон, камни, а в месте впадения ручья в Вильву улова нет, течение сразу уносит дальше. А дальше справа обливной камень с бочечкой, а слева валы. Мы прошли по центру, а кат попытался поймать и бочку, и валы.
Вообще-то на порог это похоже не было. Может его затопило. Уровень воды очень высокий. Тогда где обещанные после порога валы. Тоже затопило. Эти мысли нас не покидали до тех пор, пока мы не увидели остатков второго моста. Так вот какой мост имел в виду Вася! Проходили осторожно, ближе к левому берегу, а то здесь можно и порваться, что и случилось с ребятами, попавшимися нам за мостом. После этого моста мы действительно довольно скоро чуть не влетели в порог, который появился за правым поворотом. Еле успели зачалиться в ближайших кустах на правом берегу. Здесь вообще чалиться и осматривать порог надо по правому берегу.
На пороге было полно туристов. Некоторые катались. Но не было НИ ОДНОЙ! байдарки. Или их всех поломало на Хмелях, или сюда на байдарках просто не ходят! Радости нам это не прибавило, наоборот, в желудке появилось нехорошее ощущение. После осмотра решили, что придется идти с заходом в бочки и первой и второй ступеней. К более спокойной (если так можно сказать) воде у левого берега выгрести мы не успеем, места для разгона маловато. На камни справа лезть тоже не хотелось.
Наш катамаран груженый прошел все это сходу без проблем. Но зато чуть не кильнулся кат других туристов из Перми. Насмотревшись, Вася стрельнул спасик (только порог пройти) у ребят с белого катамарана. Вообще-то, конечно, не помешало бы иметь каску и неопреновую гидру, ну да ладно, согреемся тем, что есть. Все ждали шоу - когда пойдет наша байда. И мы пошли, да не просто пошли, а ломанулись со всей дури, чтобы успеть развернуться и хоть немного разогнаться.
В бочку зашли правильно, но она оказалась очень жесткой, пробить ее сразу не получилось и мы за это тут же поплатились. Байдарку сразу поставило лагом и, теоретически в этот момент мы должны были кильнуться. Но следующим дружным гребком разворачиваем байдарку носом и выходим из бочки. Как будто всю жизнь тренировались. Дальше серия валов, вторая ступень - бочка, но в валах было время разогнаться и вторую бочку прошли легко. Затем чалка к правому берегу на валах, которые нам показались спокойной водой после всего этого.
По рассказу Марселя (он фотографировал) после нашего прохождения народ облегченно вздохнул: Прошли! Говорят, что прошли красиво. Пока выливали воду (полная байдарка, несмотря на фартук), на пороге никого не осталось, шоу кончилось, все снялись и ушли. Кататься нам почему-то не захотелось, решили не сушиться, а еще немного пройти и найти хорошую стоянку. Не знали еще во что вперлись... Сразу за левым поворотом начались стоячие валы. Они были не просто большие, а огромные! Подозреваю, что некоторые были порядка 2-2,5 метров. Вчера Вася обещал мне, что они будут в два раза больше, чем нам попадались, но не в пять же раз!
Как влетели туда, только и оставалось, что грести до одури. Байдарку швыряло, один раз просто свечкой поставило. Перед глазами только небо и пена. Как не кильнулись - одному лешему известно. Два раза воду из байдарки сливали (это с фартуком-то). Экстремальная чалка на валах для нас стала нормой. Иногда казалось, что все, прошли, и тут все начиналось опять.
Нашим на кате хорошо: покачались, поколбасились - сплошное удовольствие! Им только подавай такие валы. А я как увидела тот левый бережок с двумя пятачками сухой земли под палатки, да железной будкой с печкой (видимо зимнее обиталище охотников), так дальше идти отказалась. Просто физических сил уже не хватало, попадись еще что-нибудь подобное - не выгребу. Правда Вася сказал, что такого дальше уже не будет и это хорошо, а то нервы у меня уже на пределе.
Как добраться до реки Вильва
Река начинается в районе между поселками Медведка и Бисер. Первый населенный пункт на маршруте - поселок Нововильвенский, хотя он уже практически не жилой. Рядом когда-то была ж.д. станция Новая Вильва, но ее давно разобрали. Именно от этого поселка целесообразно начинать путешествие по реке. До сего места от Екатеринбурга если на авто - 300 км. Выезд с Донбасской улицы.
Если на общественном транспорте, то сначала нужно на электричке доехать до Нижнего Тагила, это не сложно. Там пересадка и едем до станции Теплая Гора, это в сторону города Чусовой. Тут уже сложнее, рейсов всего пара в день.
От поселка Теплая Гора до реки Вильва можно добраться только на внедорожнике. Ехать через поселок Промысла, Медведка, до поселка Нововильвенский. Там река рядом. Этот путь около 63 км. Имейте в виду, те кто занимается заброской туристов на Вильву, выставляют сильно завышенную цену, альтернативы-то все равно нет, поэтому могу посоветовать либо рассматривать другие варианты, либо кооперироваться с другими туристами, либо искать в поселке машину самостоятельно.
Для экстремалов могу посоветовать выйти на пересечении дороги от Медведки с речкой Хмели, и сплав начинать оттуда. Это примерно 43 км. Хмели довольно мелкая, узкая, много поваленных деревьев, так что придется по реке много идти пешочком. До ее впадения в Вильву около 3,5 км.
Карта реки Вильва
Если материал был полезен - поблагодарите автора
или расскажите о нем другим людям в социальных сетях
Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в нашей студии Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма,
а из фотографий можно сделать музыкальное слайд-шоу.
Для тех, кто хочет самостоятельно монтировать свои фильмы, предлагаем обучение видеомонтажу он-лайн
А для начинающих фотографов - обучение по программе Adobe Photoshop
|