Студия DV-PRO. Главная страница  

Заброска туристов

Для настоящего путешественника привлекательным туристический маршрут делают не только красоты и уникальные природные объекты, но и удаленность их от цивилизации, осознание того, что "здесь не ступала нога человека". А раз так, то добраться до начала такого пути непросто, Вам понадобится помощь различных транспортных средств. Лучшим из них, конечно, является вертолет, он может доставить в любой медвежий угол, но стоимость его аренды заоблачная, так что вертолетную заброску в этой статье мы рассматривать не будем.

А вообще вопрос заброски на начало маршрута достаточно серьезен, так как от этого зависит и длительность похода, и пройденное расстояние, а иногда и вообще возможность совершить поход. Любого туриста, планирующего дальнее и длительное путешествие, волнуют такие вещи: каким транспортом воспользоваться для заброски, где найти надежного водителя, сколько будет стоить заброска, как правильно договориться о заброске, и тому подобные. В этой статье я постараюсь осветить эти моменты.

Естественно, самый доступный транспорт, это рейсовые автобусы или железная дорога, но, к сожалению (а может - к счастью), они не всегда доходят до самого объекта. Многие путешественники, которые любят забираться далеко в глухие места, часто вынуждены пользоваться услугами владельцев автотранспорта той местности, где начинается или заканчивается их маршрут.

Понятно, что можно начать искать водителя с машиной по прибытии на место, но это рискованно - во-первых, Вы можете потратить много лишнего времени на поиски; во-вторых, неизвестна сумма, которую запросит водитель за доставку; в-третьих, Вы можете совсем не найти транспорт. Так что лучше планировать заброску заранее. Но даже договорившись с человеком, нельзя быть уверенным в успехе на сто процентов. Я постараюсь поделиться своим опытом, и подсказать, как избежать нештатных ситуаций в большинстве случаев.

1 3

Как туристу договорится о заброске

Главный помощник путешественника в наше время - это интернет. Именно с него нужно начинать поиск координат людей, которые занимаются заброской туристов на маршруты. Где конкретно? Например, это могут быть сайты туристической тематики, а именно рубрика, где водители данной местности размещают объявления о своих услугах. Это могут быть форумы на тему путешествий, там тоже можно почерпнуть информацию о вариантах заброски. Более того, на форуме Вы сами можете задать вопрос, и Вам могут дать координаты водителей туристы, которые уже пользовались их услугами. Это даже удобнее, потому что Вам расскажут и о цене, и о надежности, и о комфортности заброски. Хотя нужно понимать, что все, что Вы найдете в интернете, окажется наиболее дорогими вариантами. Причина в том, что водители - жители сельской местности, часто вообще не имеют и не умеют пользоваться интернетом, и объявления об их услугах дают посредники, естественно, получая за это часть Вашей оплаты, либо те, кто занимается заброской профессионально, то есть на коммерческой основе.

Для примера можно упомянуть всем известный маршрут от железнодорожной станции Инта до базы «Желанная», откуда начинаются пути до Манараги, горы Народная, рек Лемва, Кожим, Косью и так далее. Каждый год туда идет поток туристов со всей России, что сулит хорошие доходы забросчикам. Пешком осилить такой путь затруднительно и долго, поэтому почти все заказывают автотранспорт. Все туристические объекты находятся на территории национального парка Юдыг-Ва, у которого есть свой сайт, там каждый может заказать машину для заброски. С одной стороны, это удобно, но, с другой стороны, администрация парка для перевозки туристов использует наемных водителей, то есть является посредником. Аппетиты у администрации велики, потому и цены получаются довольно высокими. Со слов одного водителя, несколько лет назад, за перевозку группы путешественников он получил 12 тысяч рублей, между тем группа заплатила 18. Он дал номер телефона и посоветовал больше не связываться с парком, а звонить прямо ему. Думаю, что таких случаев масса.

Между прочим, на сайте национального парка Юдыг-Ва написано, что нахождение на территории парка строго за плату, иначе Вас могут оштрафовать. Но на самом деле есть случаи, когда путешественники выигрывали дела в суде, а суд постановлял, что национальный парк может взыскивать плату лишь за пользование их услугами - ночевка в домике, баня, транспорт и т.п. А нахождение на территории и передвижение - бесплатно. Большинство туристов об этом не знают, отдают свои деньги просто так, чему администрация парка очень рада. Другим примером может служить такой же национальный парк Таганай - там денег за вход или нахождение на территории никто не требовал, но с недавних пор администрация парка опять захотела дополнительных доходов.

Как я уже говорил, когда Вы заказываете заброску от Инты через парк Юдыг-Ва, Вы переплачиваете, так как водитель получает лишь часть уплаченной Вами суммы. Так что выгоднее будет найти водителя напрямую, так будет намного дешевле. Поэтому постарайтесь добыть телефоны водителей или каких-либо предприятий в Инте, связанных с автотранспортом - автотранспортных, лесозаготовительных, геологоразведочных, и закажите транспорт по телефону. Еще один вариант - это приобрести местные газеты или почитать объявления о заброске к началу туристических маршрутов по прибытии в пункт назначения. Объявления чаще вывешивают у вокзала, у магазинов.

Для примера: когда мы собирались на Вишеру, мы искали в интернете координаты людей в Североуральске, занимающихся заброской до реки Улс. Предложений было много, цены на заброску до Улса - от 6 до 9 тысяч за машину УАЗ. Каждый второй рассказывал, какая там ужасная дорога, и поэтому такая цена, но я прекрасно знал, что туда можно хоть на запорожце доехать (конечно, в сухую погоду). А по прибытии в Североуральск в киоске "Роспечать" мы купили местную газету, и там обнаружили гораздо больше предложений, чем в интернете, и цены в них были намного ниже. Причем предложения были о заброске не только из Североуральска, но и из Ивделя на перевал Дятлова, и из Краснотурьинска в сторону Конжаковского камня, и много куда еще.

Еще пример: От Краснотурьинска до Кытлыма - популярное направление у путешественников. Туда ездят и на Конжак, и на Серебрянку, на реки Тыпыл и Косьву. И многие, кто занимается заброской на коммерческой основе, пытаются заломить цены от 5 тысяч рублей и выше за обычный УАЗик. Рассказывают туристам, что там плохая дорога, броды-разливы, ямы-размывы. Но я лично знал людей, которые ездили и на Усть-Тыпыл, и на Усть-Тылай на рыбалку не однократно на девятке. И даже такси от Краснотурьинска до Кытлыма стоит две с половиной тысячи, но это такси, где водитель получает около половины выручки. Ну и на автобусе туда можно доехать, меньше ста рублей билет.

Еще бывает так, что Вам нужна доставка от небольшой деревни, где нет ни газет, ни интернета. Там есть один вариант - заходить в каждый двор (лучше тот, где стоит машина), и интересоваться, не подвезет ли кто. Местные жители всегда подскажут, кого из владельцев транспорта можно нанять для заброски. Также можно воспользоваться служебными машинами, которые доставляют продукты, почту, или забирают продукцию местных жителей, или возят сотрудников предприятий на работу. Их расписание Вам тоже подскажут местные жители.

Самый популярный легковой автомобиль для заброски - УАЗ-469

Самый популярный легковой автомобиль для заброски - УАЗ-469

1 3

Сколько стоит заброска

Стоимость заброски - очень актуальный вопрос для каждого туриста, но не очень понятный. Подавляющее большинство людей не могут объективно оценить - высокая цена, которую им объявил водитель, или нет. По этой причине почти все туристы почти во всех случаях значительно переплачивают. Это плохо и для самого путешественника, отдающего лишние деньги ни за что, и для водителей - такие легкие деньги их развращают, они заламывают все большие суммы. Поэтому для того, чтобы объективно вести обсуждение условий поездки и суммы ее оплаты, любому путешественнику желательно знать основные слагаемые, от которых зависит стоимость заброски.

Расстояние
Расстояние, которое должен преодолеть автомобиль (или другой транспорт), напрямую влияет на стоимость заброски и является одним из главных факторов. Вы можете заранее измерить по карте предстоящий путь, и с учетом остальных условий, указанных ниже, это поможет Вам определить ориентировочную сумму оплаты, а также приблизительное время в пути. Я понимаю, Вы ждете от меня цифр, но уж слишком много факторов, влияющих на стоимость заброски. Могу сказать только базовую стоимость за заброску автомобилем УАЗ - 20 рублей за километр по грунтовке, это максимум. То есть, если Вам нужно проехать сто километров, то 20 х 100 = 2000 рублей. Плюс столько же в обратную сторону. Это нормально. Все, что выше - должно быть обосновано. Из общей суммы примерно 25% пойдет на оплату горючего. Если машина покрупнее, то и расход бензина побольше.

Автомобиль
Тип автомобиля и его потребление топлива также определяет стоимость Вашей поездки. Условно все автомобили можно разделить на несколько категорий. Начнем с маленьких: это Нивы, УАЗы, в меньшей степени всякие импортные джипы, в общем, внедорожники на 2-3 туриста с рюкзаками. Это идеальный вариант, если Вы путешествуете один или в паре. Эти машины обладают достаточной проходимостью, надежностью, и при этом недорогие в эксплуатации, поэтому их достаточно много у сельских жителей. Недаром УАЗ проектировался как военный автомобиль, да и топлива он расходует меньше, по сравнению с ГАЗами и Уралами. Следующая категория - это УАЗ-452, так называемый "батон", или "буханка". Он также довольно экономичный для заброски по лесным дорогам, и подойдет для группы до 5-6 человек. Недостаток этих машин, по сравнению со старшими братьями - меньшая глубина преодолеваемых бродов.

Далее идет уже грузовой транспорт, самый популярный из них ГАЗ-66, в народе называемый "шишига". Так же как УАЗ, это очень надежная машина, и распространенная в сельской местности в силу своей специфики и доступной цены. Это первый советский автомобиль, получивший знак качества. Проходимость и вместимость ее гораздо выше, чем у перечисленных выше машин. Еще есть Урал, так называемая "вахтовка" с пассажирской будкой. Он самый дорогой в аренде из всех перечисленных - он и топлива потребляет больше, и в эксплуатации подороже. Зато большая группа туристов может заказать такой автомобиль и разделить стоимость аренды между всеми участниками. Таким образом, в расчете на одного человека, получится даже дешевле, чем на УАЗе.

Примерный расход топлива этих автомобилей на грунтовке такой: УАЗик - около 15 литров на сто километров. "Батон" - 15-20 литров. Газ-66 - 25 и более литров на сто километров. "Вахтовка" - около 30. Расход зависит от состояния дороги и от умения водителя. Бензин - АИ-92.

Ну, и есть также гусеничный транспорт, который встречается уже ближе к полярному кругу, там, где начинаются тундра и болота. Принадлежат вездеходы и болотоходы, чаще всего, не физическим лицам, а предприятиям. Нанимать такую технику слишком невыгодно экономически - из-за огромного расхода топлива цена будет сопоставима с арендой вертолета. Воспользоваться вездеходом можно, только если он идет "по пути", и Вас подвезут или бесплатно, или за небольшую благодарность.

Дорога
Состояние дороги - решающий фактор при определении стоимости заброски, он может менять цену независимо от километража. Конечно, лучше всего о состоянии дороги знают те, кто по ней ездит, то есть местные, но и Вы по карте можете узнать тип дороги - асфальтированная, грунтовая (отсыпанная), лесная, то есть земляная. Стоимость километра по асфальту, естественно, дешевле всего, и такая дорога доступна любому виду транспорта. Грунтовки сильно различаются по качеству, иногда это ухоженная, хорошая дорога, но чаще - покрытая ямами, как после бомбежки, местами размытая. Конечно, заброска по такой дороге будет дороже, чем по асфальту, а также и время пути будет увеличено в несколько раз. Пример - дорога от Североуральска до Жиголанских водопадов.

Самый сложный вариант - лесные дороги, так как практически никто за ними не следит, поэтому на них встречаются препятствия - поваленные деревья, промоины от ручьев, глубокие колеи от лесовозов, разливы после дождей и другие сюрпризы. Встретить там можно все что угодно, и нет гарантии вообще попасть в конечную точку на автомобиле. Конечно, чем сложнее дорога, тем дороже будет стоить заброска при одинаковом километраже.

Время года и время суток
Время года играет не последнюю роль в возможности и удобстве заброски. В весеннюю распутицу может совсем не найтись желающих везти Вас по разбитой или лесной дороге, хотя летом или зимой там оживленное движение. Также после обильных осенних дождей грунтовые и лесные дороги тяжелы для преодоления. Для асфальтированных дорог время года значения практически не имеет, так как почти все их после зимних снегопадов чистят, за исключением второстепенных, которые могут быть недоступны из-за снежных завалов. А мы помним, что чем труднее дорога, тем дороже. Ночное время может несколько удорожить Вашу заброску, если Вам необходимо прибыть на место именно утром - водителю сложнее ехать в темноте, да еще если по лесной дороге. С другой стороны, многие водители сами оговаривают вечернее или ночное время доставки, так как днем заняты на основной работе.

Конкуренция
В таком виде деятельности, как заброска туристов, конкуренция не сильно выражена, так как все доставщики живут в небольших населенных пунктах, где все обо всех все знают - кто на чем ездит, куда и за сколько возит. Как правило, они просто договариваются между собой о порядке цен для туристов, Исключение - посредники (коммерсанты), и особо жадные, которые рассчитывают так сказать "на дурачка" (те же коммерсанты). Но, так как любой водитель понимает, что стоимость, которую он берет за свои услуги, завышена, то при определенных условиях бывает, что водители соглашаются сделать скидку, но заинтересованы, чтобы об этом не узнали коллеги.

Опять же пример из собственной практики: Каждый год я езжу куда-нибудь далеко, и ищу заброску. Конечно, у меня есть контакты уже знакомых водителей, но бывает, что маршрут новый. Когда при первом разговоре с водителем по телефону мы обсуждаем стоимость заброски, то я обещаю "подумать", и перезвонить, "если что". И часто мне перезванивают сами водители, и предлагают уже гораздо меньшую стоимость поездки. Поэтому здесь можно посоветовать никогда не соглашаться сразу на предложенную Вам сумму, так как даже если Вы сумеете снизить цену, водитель в накладе не останется - цена-то и так сильно задрана

А секрет такого отношения к туристам прост - заработная плата в таких поселках и городках низкая, а про путешественников местные жители думают, что раз они едут на отдых, значит, у них много денег. И вот эту уверенность местных жителей лучше не подкреплять своим внешним видом. Если Вы выделяетесь яркой, дорогой одеждой, у Вас дорогостоящее оборудование - фотоаппараты, видеокамеры, квадрокоптеры, ружья, спутниковые телефоны, ящик "Хеннеси" и т.п., если Вы признались, что приехали из Москвы - будьте уверены, Вам заломят астрономическую сумму. Так что лучше не выпячивать свое благосостояние, а выглядеть скромнее, тогда отношение к Вам будет иным, и отразится на стоимости заброски благоприятно. Водитель из Североуральска, который нас как-то забрасывал, посоветовал нам при найме транспорта представляться местными, североуральцами, тогда и цена будет в полтора-два раза ниже.

И еще
Дорога оплачивается в оба конца. Когда будете подсчитывать километраж для определения примерной стоимости заброски, имейте в виду, что Вам придется оплатить и обратную дорогу, так как водитель-то в любом случае поедет обратно и потратит примерно такое же количество горючего и времени. Исключение могут составлять случаи, если Вы договорились с другой группой, которую Ваш водитель заберет с маршрута, доставив Вас. Тогда сумма делится между группами пополам. Как правило, вес багажа значения не имеет, скорее уж его объем - чтобы и Вы, и багаж поместились в транспортном средстве.

Грузовой автомобиль для заброски туристических групп - ГАЗ-66

Грузовой автомобиль для заброски туристических групп - ГАЗ-66

ГАЗ-66, будка

ГАЗ-66, будка

1 3

Хитрости водителей, занимающихся заброской туристов

Ну, и напоследок хочется коснуться такого вопроса, как некоторые негативные моменты со стороны водителей, которые, в лучшем случае, будут стоить Вам дополнительных затрат, а в худшем - вообще сорвать поездку. Чаще всего те, кто занимается заброской, мотивируя высокую цену, при первой беседе с Вами начинают причитать - какая дорога разбитая, какая она непроходимая, и сколько машин там ломается... - вот потому так много денег прошу. Вам, конечно, проверить состояние дороги невозможно, если Вы там до этого не были, и люди словам водителей верят. Поэтому я Вам посоветую: перво-наперво смотрите на погоду, потому что если Ваш маршрут выпадает на дни после долгих дождей, или на дворе - весенняя слякоть, в этом случае водитель может потребовать дополнительную плату, либо он вообще ни за какие деньги не поедет, пока дорога не просохнет.

Второй момент, постарайтесь с помощью карт определить тип дороги - после дождя грунтовка за день просохнет, а земляной дороге на это надо минимум пару-тройку дней. Попробуйте найти объективную характеристику дороги в интернете - на сайтах и форумах туристов (в том числе и авто). Может, Вы сумеете раздобыть координаты организации, которая пользуется этой дорогой, либо тех, кто там ездил, и взять информацию о ее состоянии у них. Можно получить информацию из фотографий тех мест, или видео - интернет Вам поможет. Имейте в виду, что характер дороги каждый год может меняться - могут быть размывы, оползни, разрушение мостов и т.п. Так что если маршрут редкий и водитель там едет впервые в этом году, могут быть неожиданности, вплоть до возвращения обратно из-за невозможности проезда.

Далее - сам автомобиль. Насколько он подготовлен к езде по бездорожью, старый или новый, надежный или нет, а так же его комфортность. Ведь время заброски иногда достигает 10 часов, и от условий внутри машины зависят и Ваше самочувствие, и стоимость заброски. Допустим, бывают машины, где внутри мягкие сидения, спинки, поручни, приспособления для закрепления груза, печка в зимний период. А есть грязные старые, где Вас ждут металлические каркасы с досками вместо сидений, острые железные углы и отсутствие чего-либо, за что можно держаться при тряске на колдобинах. Так что лучше всего заранее оговорить с водителем чистоту в салоне или кузове, и попросить выслать фото машины изнутри (хотя бы снятого сотовым телефоном).

Понятно, что водитель может прислать красивый снимок, а по приезду Вы увидите старую развалюху (типа - та машина сломалась, есть только эта), но тогда у Вас есть повод для снижения суммы оплаты или требования найти другого водителя и транспорта на замену. Кстати, не нужно стеснятся задавать вопросы, и просить конкретную информацию по доставке, ведь Вы платите за это, причем, немалые деньги. Большинство водителей будет Вас уверять, что "все нормально", но что Вы будете делать, если так не окажется? По факту у Вас уже не будет выбора и возможностей для диалога. У ответственного водителя при поездке в глушь должны быть лопата, бензопила, ну и инструменты для ремонта машины в полевых условиях. Хорошо, если автомобиль укомплектован лебедкой.

Далее - сам водитель, или человеческий фактор. Он может быть ответственным, выполнить все, о чем договорились, приехать в назначенное время..., но всегда есть риск, что водитель не явится. Он может найти более выгодное предложение и увезти другую группу. Он может запить. Он может заболеть. Он может просто не захотеть ехать. А Вам скажет, что машина сломалась. Поэтому в особо сложных случаях оговаривайте с водителем не только маршрут и марку автомобиля, но и время отправления, количество пассажиров, возможность замены его кем-то, если он сам не сможет Вас везти. Очень часто бывает ситуация, когда водитель договаривается с Вами о заброске далеко в тайгу, Вы приезжаете на поезде, а Вам говорят - давайте заедем в соседнюю деревню, я захвачу еще двоих приятелей. Всего-то пару часов лишних. И Вам придется терпеть в салоне тесноту, курение посторонних, перегар, сквернословие и тому подобные прелести. Да и сами водители частенько не отличаются культурой.

Ясно, что дать гарантию, что человек попадется ответственный - невозможно, но если водитель нарушает свои обязательства - откажитесь от его услуг, если конечно можно найти замену. Непременно сообщайте об этом на форумах, чтобы предупредить других туристов. И постарайтесь всегда иметь запасной вариант договоренности о заброске - на всякий случай. Конечно, не договариваясь конкретно на сто процентов, а сообщив, что это - запасной вариант, чтобы самому не обмануть людей.

Часто происходит следующая ситуация: Вам необходима заброска, Вы ищите контакты водителей в интернете, находите, но стоимость слишком высока. В связи с тем, что у Вас нет выхода, Вы соглашаетесь, но по прибытии в населенный пункт отправления Вы находите других водителей, готовых отвезти Вас за гораздо меньшую сумму, которая как раз и соответствует километражу. Это такие города, как Краснотуринск, Североуральск, Ивдель. Возникает вопрос: что делать? Вы же вроде уже пообещали, и Вы честный человек, который держит слово, даже себе в убыток. Мне кажется в такой ситуации можно все-таки отказаться от первоначального варианта, мотивируя это тем, что стоимость заброски нереально высока, и по сути, Вас хотят обмануть, то есть содрать денег больше, чем оно того стоит. Возможно, в следующий раз слишком жадный водитель назовет более реальную цифру, чтобы не остаться вообще без денег.

Вот Вам еще конкретный пример из жизни. Несколько туристов прибыли в Кытлым, и стали искать машину для заброски на Косьву. Так получилось, что в тот день в Кытлыме была только одна машина, ЗИЛ-131 с номером М987НО 66. Водитель знал, что у ребят нет выбора, и за подвоз их к реке, 30 км, заломил аж 7000 рублей! Хотя по нормальному это стоило максимум тысячу. Я понимаю, деньги всем нужны, но должна еще быть хоть капля совести, видимо у этого человека ее не было. В общем туристам пришлось отдать эти деньги, а зря, так как даже из Краснотурьинска нашлось бы немало водителей, готовых отвезти группу до места за 4-5 тыс.

Ну вот, вроде бы и все, надеюсь, мой опыт и советы помогут Вам избежать негативных ситуаций. Если Вам есть, что добавить, пишите, ссылка внизу (Задать вопрос). Хороших Вам путешествий!

Урал-375. В народе - вахтовка

Урал-375. В народе - вахтовка

Сельский автомобиль - УАЗ-452

Сельский автомобиль - УАЗ-452

1 3

Понравился рассказ - поблагодарите автора,
или расскажите о нем другим людям в социальных сетях

Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в нашей студии Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма,
а из фотографий можно сделать музыкальное слайд-шоу.

Может быть Вы тоже бывали в красивых и интересных местах Урала. Я с удовольствием пообщаюсь с людьми, любящими путешествовать. При желании мы можем разместить Ваши фотографии и видеоматериалы, отчеты о походах, чтобы их могли увидеть и оценить другие любители природы и истории Урала.

 

 

1 3
О студии Отзывы Задать вопрос Карта сайта

© Студия DV-PRO
Любое использование материалов с разрешения студии DV-PRO

Руководитель студии: 8 904 98 25 250
Редактор: 8 904 98 78 418

Гарантия качества