Путешествие по Улсу и Вишере

Поскольку наше путешествие по Вишере начиналось с реки Улс, мы решили и о ней рассказать свои впечатления. Надо заметить, что со стороны Свердловской области на Вишеру попасть можно только через Улс, иначе никак. Или заезжать уже со стороны Пермского края. Улс - река небольшая, узкая и мелкая, причем настолько, что для сплава по ней надо выбирать время весенней большой воды, либо после обильных дождей. Иначе Вам придется большую часть пути шлепать по руслу пешочком. До места начала сплава добираются по дороге от Североуральска на Жигаланские водопады. Но учтите, дорога эта в плохом состоянии, а ехать далеко, так что заброска обойдется недешево.

Улс выглядит как настоящая таежная река, берега ее близко друг от друга и покрыты густым лесом. Первые 10-15 километров встречаются рыбаки, потому что есть там лесные дороги. А вот дальше - уже никого, полная глушь, до самой Золотанки. Удобных мест для ночевки на реке хватает - это и отмели, и рыбацкие стоянки. Вдоль Улса встречается немало охотничьих изб, и прямо на берегу, и поодаль. Вода в реке отменно чистая и прозрачная, к тому же в Улс впадает много мелких речек и ручьев, стекающих с гор, так что с питьевой водой проблем нет. Наиболее крупные впадающие реки - Жигалан, Сурья, Лямпа, Кутим, на которой стоял когда-то Кутимский железоделательный завод.

Дно реки из некрупной гальки, больших валунов нет. Течение быстрое, так что, когда позволяет глубина, можно даже не грести особо - само несет. Отсутствие скал по берегам с лихвой искупается тем, что со многих мест Улса открываются величественные виды Уральских гор - вершин хребта Кваркуш. Вода в Улсе холодная, и рыбы, кроме хариуса, никакой практически не водится, да и водоплавающей птицы не встретишь - ни уток, ни цапель. А еще Улс знаменит своим завалом - копился он, видно, десятки лет, и, как бы мы ни старались его описать, все равно это будет далеко от реальности, это надо видеть... Целый участок реки, около сотни метров, просто исчез под толстым слоем намертво перепутанных бревен, веток, пней и корней. Но не волнуйтесь, по берегу есть тропа для обхода.

Нужно обязательно учитывать, что Улс совершенно оторван от цивилизации, и возможности схода с маршрута просто нет. Нет ни магазинов, ни медпунктов, ни почты или телефона. Если что - Вам в любом случае придется добираться до единственной жилой точки на Улсе - Золотанки, где есть турбаза со спутниковым телефоном и дорога на Красновишерск. Как раз своей дикостью Улс нам и понравился, и еще великолепными горными видами и хрустальной быстрой водой.

Это вторая часть рассказа о нашем путешествии. Рекомендую начать с первой

По реке Улс

День 2. Вот он - дикий Улс, первый день на реке, речки Жигалан, Сурья, и Лямпа, супер-мега-завал на Улсе

Это была тяжелая ночь. Мы с усталости совсем позабыли отключить будильники в телефонах, и вот, сначала в 5 утра, а потом в 5.15 нас разбудили еще и они. Несмотря на бессонную ночь, мы проснулись окончательно в семь утра с небольшим. На улице было пасмурно и тихо. Я огляделась - люди из палаток по соседству уже встали и готовились разводить костер, бродили по полянке. Улс в этом месте был узкий и мелкий, а вот мост над ним - высокий и совсем не такой уж разрушенный.

Александр взял лодку и пошел на берег ее накачивать, а я собрала вещи и приготовила завтрак. Пока не проснулись "алкаши" из вахтовки, Саша поснимал мост и виды с него. Познакомился с соседями - это были две пары из Перми, они на машинах приехали на Жигаланские водопады, там еще не были. Им ужасно понравилось, что мы собираемся плыть на лодке по этим местам, позавидовали нам белой завистью.

И вот, как только мы позавтракали и приготовились к отплытию, пошел дождь. Сначала мелкий, а потом все сильнее. Мы накрыли вещи тентом от нашей старой палатки (мы взяли его с собой, чтобы укрываться в лодке, если дождь пойдет внезапно), лодку перевернули, а сами встали под елку - ждать у моря погоды. Настроение было не очень. Хотелось скорее уплыть отсюда - здесь все напоминало о неудачной и долгой заброске, о противной компании, которая спала неподалеку... Короче, надо было срочно отдалиться от негатива и погрузиться в созерцание природы.

Через полчаса дождь прекратился. Мы погрузили вещи снова - он начался снова! Все повторилось. Чтобы не стоять, кипя от негодования, под деревом, я бродила по поляне и вокруг, собирая землянику. Пермяки тем временем собрались, сели в машины и отправились на водопады - им-то дождь был не страшен. К слову сказать, за утро через мост и вброд реку переехали три или четыре машины к Жигаланам, и одна - обратно. А на поляну пермяков прилетели ворона и вороненок, который истошно кричал, выпрашивая еду.

Началась гроза, дождь перешел в ливень... Как только он стал тише, мы поставили палатку - решили ждать до обеда, может, раздует непогоду. Как только мы и вещи были в палатке - дождь прекратился. И пока мы рассказывали наши переживания на диктофон, небо расчистилось, засияло солнце, стало жарко - красота! Вот теперь можно пообедать и плыть, только шустро, чтобы опять не началось.

Быстро перекусили, запивая пирожки простой водой за неимением чая, снова собрались, сложили вещи в лодку и, наконец-то, отчалили. Настроение сразу поднялось - ведь интересный путь начался! Да еще и погода радовала. Правда, плыть по Улсу было невозможно. Каждые сто метров приходилось идти пешком из-за мелкой воды или торчащих со дна камней. А водичка-то холоднющая, ноги поначалу просто немели.

Места вокруг выглядели дикими и несколько суровыми - по берегам рос густой ельник, не менее густые кусты ивняка, все это перемешивалось с буреломом. Вдоль кромки воды лежало множество стволов упавших деревьев. Еще кругом цвела таволга - она источала дивный медовый аромат. Летали мелкие птички - трясогузки серые и желтые, кулички, утки, вальдшнепы...

Мы двигались в ожидании того грандиозного завала, который нам все обещали, но его все не было. Только Улс часто петлял, напоминая Сылву в верхнем течении. Но вот вода сильно отличалась - она была абсолютно прозрачной, как хрусталь, если бы не двигалась, то могло показаться, что ее просто нет. Русло просматривалось и в глубину, и вдаль на много метров. А вот рыбы нигде не было видно, даже мальков.

Когда нам показалось, что мы уже прилично отплыли от места заброски, Александр посмотрел на навигатор - всего 2,2 км. по прямой! Ну, ясно, что с учетом поворотов гораздо больше, но все-таки маловато. До впадения Сурьи и Большой Лямпы оставалось плыть 4 км. по прямой. По этому месту мы ориентировались - завал должен был быть до него.

По правому берегу показался выход и тропинка наверх. Там виднелась стоянка, вроде бы палатка. К нам вышел мужчина, одетый по-походному, с миской в руках. Стал спрашивать, откуда мы, до куда. Развлекаясь, стал нас всячески пугать - и до Красновишерска нам плыть три недели, и масштабов завала мы не представляем, а он о-очень большой! Также заявил, что поблизости шарится медведь. Забавник, короче, попался. Еще видели двух рыбаков, они тоже спросили о нашем пути и пожелали удачи.

Между прочим, весь день нам встречались изумительные отмели для стоянок - большие, высокие, с мелкими камушками или даже песком, с напиленными чурбачками и готовыми костровищами, с живописными кустиками. Короче, сказка для туриста-водника. Я подозревала, что как только нам действительно понадобится стоянка - сказка кончится. Но нам нужно было пройти в хорошую погоду до завала и его обойти, так как в дождь переносить вещи будет затруднительно.

Так что мы особо нигде не останавливались, лишь притормозили у небольшого чистого ручья, где я набрала воды, чуть не лишившись сланцев - их засосало в грязь, пришлось выковыривать. Еще ненадолго остановились у правого берега, где заметили кустики красной смородины. Ягоды были уже спелые, освежающие, хоть и кисловатые. А я еще сорвала несколько листьев для заварки чая.

Вода в Улсе из-за постоянных переходов пешочком перестала казаться нам холодной, ноги привыкли. Вот только характер дна не очень устраивал - оно было покрыто крупными камнями округлой формы со скользким налетом каких-то водорослей. Равновесие держать было сложно, как на катке, а если еще учесть сильное течение в некоторых местах... Вот в таком чудесном настроении, загорая, мы путешествовали по реке. Надо же, как скоро поменялось и настроение, и обстоятельства.

Каждая пара поваленных в реку стволов казалась нам началом того самого завала, но это все было не то. И вот он появился. Тут мы поняли, что это не завал, а супер-мега-завал. Я все недоумевала, почему бы местным рыбакам не собраться и не убрать его. Поняла, почему. Русло Улса на протяжении примерно 130 метров и 15-20 метров в ширину было завалено слоем бурелома высотой метра полтора.

Здесь лежали, спутавшись друг с другом, тысячи стволов и коряг. Разобрать такой завал могла лишь бригада лесорубов с техникой за две недели работы, ведь копился он годами. Справа по берегу перед этой засадой была обнаружена тропа, мы причалили, вытащили рюкзаки и пакеты, и первой решили уносить лодку, чтобы было куда складывать вещи.

Тропа для обноса была натоптана, но в совсем неподходящем месте - кочки, ямы, лужи, бревна, корни деревьев, жидкая скользкая грязь, стволы, торчащие посередине... Короче, пока мы несли лодку, Саша весь испереживался, даже покрикивал на меня, неуклюжую. А у меня просто не хватало иногда силы или длины ног. Но мы героически преодолели обнос и поставили лодку на выходе из завала. Дальше все пошло легче, по одному-то идти удобнее. Хотя Александр поскользнулся и чуть ногу не подвернул. Главное, в этом месте все слепни, какие есть, устроили засаду, и норовили попить кровушки у путников - настоящие разбойники.

Загрузили мы снова лодочку, оглянулись на супер-завал, и с удовлетворением поплыли дальше, ведь самое главное препятствие на Улсе было успешно преодолено. Проплыли совсем чуть-чуть, смотрим, в Улс впадает сразу две реки - Большая Лямпа справа, и Жигалан слева. Сурью мы сначала вообще не заметили. Мы порадовались - теперь воды станет больше, а мелких мест - меньше. Наивные...

Перед впадением Жигалана, на берегу была оборудована стоянка, на ней были напиленные чурбаки, несколько мест для костра. Видно было, что сюда нередко заглядывают люди, травку всю вытоптали. Мы прошлись по бережку, поглядели на Жигалан, потрогали воду - холодная, чистая, горная. Александр прошел с камерой к чурбакам, а там целое скопище жуков-усачей, объятых любовной страстью, все по парочкам, или в процессе поиска партнера. Штук десять, а то и больше там бродило!

Мы снова сели в лодку и продолжили путь. Плыли еще час, может, больше. Вот теперь можно было и стоянку искать. Но, как и ожидалось, удобные отмели кончились. А тут еще начался дождик. На нашу удачу, на левом берегу мы все-таки увидели большую отмель, хоть и занятую - там, на стоянке, наверху была палатка, а возле нее находились трое рыбаков и женщина. Они разговаривали, прервав из-за дождя рыбалку. Но "жил" здесь только один парень, Алексей, он любезно выразил согласие, чтобы мы тоже тут остановились.

Мы немного подождали, пока дождь будет потише, скорее поставили палатку, укрыли все вещи, и забрались в наш лесной домик. Там и ужинать пришлось. Кстати, пока возились, рыбаки, кроме Алексея, ушли к машине - они сюда приехали по дороге из Североуральска, той, что ведет на Жигаланские водопады и далее, вдоль Улса. Когда засыпали, дождь все шел, и ночью принимался идти дважды. Зато было очень тепло и тихо, как дома.

Только один раз вечером нас потревожил Алексей - он разводил костер недалеко от нашей палатки, чайку вскипятить, а Саша решил, что это воры пришли за лодкой... Высунулся, а тут ничего страшного - просто сосед по поляне у костра возится.

Продолжение рассказа о нашем путешествии по Улсу и Вишере

Как добраться до реки Улс

Со стороны Свердловской области до реки Улс можно добраться через Североуральск. Если Вы едете на своем транспорте, то после Североуральска двигаетесь на Покровск-Уральский, и далее по дороге мимо горы Золотой Камень, в сторону Вогульского Камня и Жигаланских водопадов, это довольно популярное место.

Дорога грунтовка, но на всем протяжении вся в ямах, поэтому ехать придется медленно и долго. Расстояние от Североуральска до реки Улс составляет примерно 80 км, мы ехали около пяти часов. До моста можно доехать практически на любом автомобиле.

Если Вам нужно нанимать машину, то для начала рекомендую познакомиться с моей статьей «Заброска туристов». Можете искать машину с помощью интернета, можете читать объявления в Североуральских газетах, либо просто голосовать на выезде из Североуральска на Баяновку. Этот способ подойдет, если Вы путешествуете один, большую компанию вряд ли подберут.

Завал на реке Улс

Карта реки Улс

Фрагменты из фильма о путешествие по Улсу и Вишере
"Завал на реке Улс"

Остальные фрагменты из нашего путешествия по рекам Улс и Вишера
Вы можете посмотреть на ютубе