Сплав по реке Сылва

Сылву мы выбрали для нашего путешествия за относительно легкую доступность - два часа на электричке и 15 минут на машине; за хорошую ширину и глубину; за малую населенность людьми. На маршруте от села Сылва до Шамар всего 5-6 небольших деревушек, а рыбаков и тем более туристов встретить на реке можно только изредка.

Длина Сылвы 493 км, она берет начало на западном склоне Среднего Урала, течет в основном на запад и впадает в Чусовской залив Камского водохранилища. За поселком Шамары Сылва протекает уже по территории Пермского края. Река многоводная, вода чистая, течение хорошее, в низовьях спокойное. Сылва совсем не похожа на Чусовую - ее русло очень извилистое, берега крутые и неприступные, поэтому сплав по Сылве немного сложнее.

В бассейне нижней Сылвы расположены известные карстовые пещеры - Кунгурская, Закурьинская, Сергинская. В районе села Серга начинается Сылвенский залив Камского водохранилища. Условно сплав по Сылве можно разделить на два этапа: петля до Шамар, и после - там, где Сылва протекает через аномальную зону в районе деревни Молебка. Наше знакомство с этой рекой мы решили начать, как и положено - с начала.

С песней по Сылве

31 августа
Поездку, которая начинается сегодня, мы с Александром готовили заранее - хотели сделать фильм о сплаве по Сылве. Правда, потом, когда было решено идти по сокращенному маршруту, не до Шамар, а только до Коптел, видеокамеру все-таки не взяли, кино наше отложили до следующего раза, ограничились фотоаппаратом. Нашли попутчиков - Леонида и Валерия. Но в последний момент у Валерия что-то не получилось, и в результате Леня сказал, что будет сплавляться один на надувной лодке. А перед самым выездом выяснилось, что он все-таки нашел товарища и будет на байдарке-трехместке.

Прибыли мы утром на вокзал, Леонид позвонил, сообщил, что они уже подъехали и выгружают вещи, сейчас найдут, где машину оставить и подойдут. Ждали мы долго, уже стали подозревать, что вещей подогнали КАМАЗ, но оказалось, Леня просто долго не мог поставить машину. В результате минут за 15 до отправления электрички наши спутники появились почти бегом, уверенные, что опаздывают, с криками "Лена! Лена!". Я помахала им, крикнула номер платформы и пошла за Сашей и вещами. Билеты мной заранее были уже куплены, в поезд мы погрузились без проблем. Народу было немного, мы заняли два полных купе со всеми своими рюкзаками и лодками. Позавтракали, а потом спали почти до самой Шали, только Александр наслаждался пейзажами за окном. И неудивительно, ведь все встали рано, а товарищ Лени - Лева, так вообще не спал ночь. Он только за день до этого прилетел (не поверите!) из Израиля, и до 5 утра наслаждался общением с родными и близкими, которых давно не видел.

В 12 часов мы прибыли в Шалю, нас встретила солнечная погода, хотя пока было не слишком жарко даже в куртках. На привокзальной площади мы быстро поймали большое такси, кажется, Ниссан, куда все прекрасно поместились с вещами. Знакомой нам с Сашей дорогой нас доставили на берег Сылвы, где за три месяца до этого мы так же начинали сплав. Теперь, конечно, там все было гораздо веселее и зеленее, а простор, от которого захватывает дух, остался тот же. С берега реки был виден краешек села Сылва, шумящая плотина пруда и безлесные холмы по правой стороне. Уровень воды в реке стал немного ниже, но течение все-таки наблюдалось, и не плохое.

Наша старая лодочка, мной порванная, а Александром старательно заклеенная, была готова уже через 20 минут. А вот с байдаркой Лени возни было больше - там же надо собирать металлический каркас. И хотя его собирали по книжечке, под конец что-то напутали с какими-то вилками. Тогда было решено, что Лева и я идем за водой, чтобы время не терять, а Леня и Саша переделывают байдарку.

Идти за водой было не очень близко, на крайнюю улочку села, там своеобразной колонкой служил шланг с краном. На обратном пути нам попались навстречу несколько аборигенов навеселе и с бутылками пива. Они с любопытством нас разглядывали - видно не так часто здесь появляются туристы. Когда мы вернулись с полными канистрами, Ленина лодка уже была готова, даже с авторской доработкой - резиновыми кольцами для подвески бутылок с водой. Можно было обедать и отчаливать. Нас угостили малосольными огурчиками, мы поделились жареной курицей. За трапезой все друг к другу присматривались, пытаясь понять, с какими людьми свела судьба в предстоящем путешествии. Отплыли мы первые - все равно байдарка догонит и перегонит. Так и вышло - мы плыли всего минут 10, когда из-за поворота появилась лодка наших попутчиков.

Сылва за лето преобразилась - берега все в зелени, вода уже не как в мае - мутная и коричневая, а стала намного прозрачнее, прогрелась, большие участки заросли буйными длиннющими водорослями, по которым приходилось не плыть, а ехать. Но течение после прошедших дождей все же было, на нашу удачу. Солнце припекало все сильнее. Сначала мы с Александром сняли куртки, потом кофты, потом разделись совсем и загорали. Плыли, перекликаясь с нашими спутниками - они шли где-то впереди. Река сильно петляла, поэтому иногда странно было слышать ответные крики товарищей откуда-то сзади. Перед деревушкой Шигаево (первой и единственной на пути до Коптел) все остановились поразмяться. Походили по лесу, вышли на большую лужайку на горке, посмотрели на домики селения внизу.

На ужин решили вставать уже на ночной стоянке - долго ее искали, ведь выбраться на берег на Сылве не так-то просто, берега либо покрыты непролазными зарослями травы, либо крутые и обрывистые. Наконец, наткнулись на ту, где мы ночевали в первый раз в мае. Перед ней справа большая поваленная ель, а выйти на берег можно по двум деревцам, упавшим в воду. Она довольно сильно заросла, с высадкой возникла проблема - кругом высокая крапива. Но мы справились, Александр выкосил ее веслом от байдарки за неимением лучшего инструмента. Леониду высаживаться было полегче - у него высокие болотные сапоги.

Общими усилиями вытоптали места под палатки и костер, принесли дров. Лева буквально отобрал у меня пилу, считая, что не женское дело - пилить деревья. Не знаю, по-моему, это лучше, чем пилить мужчин. Кстати, вот уж с чем на Сылве нет проблем, так это с дровами. Людей здесь бывает немного, поэтому полно сухостоя и валежника, не то что на Чусовой. Леня сварил вкуснейшую гречневую кашу с мясом, которую мы съели с пирожками, и еще запили чаем с пряниками. Все это, надо сказать, проходило под забавный треп Лени и Левы, они оказались приятными и легкими в общении людьми. Лева периодически вставлял замечания о житье-бытье в Израиле - все-таки уже 10 лет там обитает. А Леня частенько принимался напевать песни бардов, шансон или читать стишки собственного сочинения, довольно остроумные.

Потихоньку темнело, пора было умываться и спать. По прогнозу ночью ожидался заморозок - так и вышло. Я случайно прикоснулась к нашей лодке, а она уже обмерзла. Но мы были готовы, утеплились как следует, свитеры, теплые брюки, шапка, шерстяные носки. Можно сказать, и не замерзли. Ночью я выходила из палатки и видела, какие устрашающей величины и яркости звезды сияли в небе - их света хватало, чтобы разглядеть лес, палатки и даже траву.

1 сентября
На следующее утро первым встал Леня. К моменту, когда я вышла из палатки, он уже развел костер и вскипятил воду для супа. Но меня поразило не это, а толстый слой белого инея, лежавший на всем вокруг. Лодка, трава, палатка, мои сланцы - представляете, как приятно было сунуть в них босые ноги. И по мерзлой травке - умываться. А вот вода в реке как раз оказалась теплой, от нее даже пар шел. Я вспомнила, что в этом месте в мае мы утопили во время умывания мыло. Александра заморозка привела в восторг - все искрилось, как в сказке, он немедленно схватил фотоаппарат, и пока не растаяло, кинулся фотографировать. А когда солнце поднялось повыше, с веток деревьев закапал дождик. Тем временем мы заварили чай. Лева еще спал, поэтому не увидел всей экзотики русского морозного утра. Когда он проснулся, трава уже оттаяла, и было почти жарко. Мы собрали вещи и отплыли раньше.

Плыть по реке Сылва - одно удовольствие: тепло, тихо, утки-журавли вылетают из прибрежных кустов. Проплыли мимо поляны с огромным стогом сена, похожим на купол церкви. Чтобы его сфотографировать, Александр даже встал на скамейку лодки, опасно покачиваясь. Только одно не давало расслабиться: на реке за лето рыбаки понатыкали колышков для сетей поперек русла, и довольно часто. Поэтому приходилось все время смотреть в оба, лавировать между ними. Между прочим, некоторые из них были сделаны из металлической арматуры. Неслабо, да?

Часа в два мы уже стали удивляться, что это наши спутники нас не догоняют. Увидели место, где можно выбраться на берег и решили ждать их на обед. Они прибыли буквально минут через пять, сказали, что останавливались, чтобы взять чурбаки для сидения, ну и так, размяться. На большой скошенной поляне расстелили стол, коврики, подогрели на газовой горелке суп и замечательно пообедали, закусывая его курицей, огурцами и помидорами. Потом еще полчаса валялись, отдыхали, а Лева даже уснул на солнышке. Я сходила по тропинке наверх, обнаружила там дорогу и услышала мотоцикл - наверное, уже близко был мост на деревню Вогулка.

После обеда решили плыть до отмели, на которой мы с Сашей обедали в мае. Теперь впереди шли Леня и Лева, они сказали, что будут ждать нас у моста. Но, когда мы проходили мост, правый пролет которого был забит плавником, там никто нас не ждал. Между прочим, сразу после моста справа - удобная стоянка со скамейкой и костровищем. Потом потянулись более дикие места с поваленными деревьями, корягами в воде и большим количеством следов работы бобров. Где-то через час мы догнали спутников на отмели слева - они вышли прогуляться. Наверх вела тропинка, и было место для стоянки. Но так как еще не наступил вечер, мы договорились искать ночевку дальше, причем на любой пригодной для стоянки отмели, потому что уже поняли, что нам не добраться до той, где мы останавливались. На всякий случай я напомнила, что наша отмель справа по берегу, а напротив - ручей. И все. Товарищи скрылись из виду, и мы еще долго их потом не видели.

Пока гребли по реке, нам часто попадалась черемуха, свисающая над водой. Прямо из лодки можно было набрать ягод, что мы и сделали, и потом ели ее по дороге. Саша съел больше, поэтому у него стал фиолетовый язык и желто-коричневые зубы - обворожительная улыбка. А улыбаться было чему, вокруг-то красота! Над нами все время пролетали какие-то птицы, стрекозы, бабочки… Плыли мы, плыли, порядком устали, грести уже надоело. Глаза искали байдарку или хоть стоянку… Одна нам попалась, но на ней никого не было. Там по правому берегу участок земли полого спускался к воде, стояла синяя лодка, и на берег шла тропинка. За ней виднелись навес и костровище. Мы очень пожалели, что ребята проплыли мимо и не заметили ее.

Ниже по течению нам встретилось опасное местечко: река поворачивает налево и резко направо, быстрое течение несет лодку прямо на кусты по левому берегу. Но зато сразу за кустами - удобная небольшая отмель с галькой, а оттуда тропинка на маленькую поляну для стоянки. У этого местечка мелко, можно выпрыгнуть из лодки и дотянуть ее пешком, а так нам вырулить к берегу не удалось. В конце концов, мы решили пристать в любом подходящем месте, поужинать и уже тогда догонять спутников. Скоро такая возможность представилась: малюсенькая галечная отмель с лежащим на ней стволом, а напротив отмели - великолепная ярко-красная елка. Судя по следам, Леня и Лева здесь уже побывали, видно смотрели, нельзя ли остановиться. Мы быстро развели костерок, за пять минут вскипятили чай и поели с ним пирожков. Повеселевшие после еды, мы отправились дальше.

Уже надвигались сумерки. За очередным поворотом мы увидели плывущего через реку рыжего бобра. Он нас заметил, притормозил, повернул большую плоскую голову, полминуты нас поразглядывал, а потом выпрыгнул из воды, прогнувшись в спине, да как хлопнет по поверхности широким черным хвостом! И нырнул. Это он сигнал опасности друганам подал. А мы погребли дальше. Еще пара поворотов, и снова плывет бобр, только не рыжий, а темный. И шуметь он не стал, молча нырнул в неизвестном направлении. Но это было еще не все на сегодня. Мы гребли и тихо беседовали, огибая небольшой мысок, когда услышали в кустах громкий нарастающий треск, кто-то ломился прямо к нам с берега. Решив, что такие звуки может издавать только медведь, я испугалась, Александр тоже напрягся. Мы уже были готовы рвануть от хищника. И тут из кустов прямо на нас вывалился здоровенный бобер. Он торопился из последних сил, хрипя и пыхтя, как старый курящий астматик, запинался, почти пахал носом землю, добежал до воды, и плюх! Бомбочкой нырнул в реку перед носом лодки. Мы секунду ошеломленно молчали, а потом начали неудержимо смеяться…

Еще немного, и мы увидели дым от костра, стелющийся над рекой, потом Леву на берегу и байдарку. Нас радостно поприветствовали, и сказали, что верили в то, что мы догоним. Причаливать и выходить было довольно удобно, камушки и что-то вроде лесенки наверх. Только очень много маленьких лягушат у воды - мы боялись их подавить. На берегу уже стояла палатка, горел костер. Мы скоренько нашли у самого леса место для себя, разбились и присоединились к чаепитию у костра. Рассказали о своих встречах с местными бобрами. Вечерок был теплый, бережок - крутой, посидели хорошо. Договорились остаться  здесь на целый день: Леня хотел порыбачить на удочку, Александр покидать спиннинг, а я сходить за грибами. Лева тоже был не против. На этом мы закончили посиделки и разошлись спать. Ночь, что приятно, оказалась теплой, мы чувствовали себя, как дома в спальне.

2 сентября
Утречком снова первым встал Леня, заварил чай. Они с Левой завтракали рисовой кашей, я овсяной, а Александр, как всегда ел бутерброды с сыром. Он жаловался, что ночью в палатке ему было жарко. Пока ели на бревне, заметили, что в нем полно небольших отверстий, а в них ящерки. Такой многоквартирный дом. В некоторых дырочках они даже по двое сидели, и совсем нас не боялись. Саша сделал несколько забавных снимков. Потом я взяла ножик, мешочек, и почапала поискать грибов. Александр наладил спиннинг, и ходил по берегу, бросал. Леня и Лева готовились плыть за водой и рыбачить вверх по течению. Через час-полтора, когда я облазила все окрестные дебри, стало ясно, что грибными здешние места назвать трудно. Но на грибной супчик худо-бедно набралось опят и сыроежек, да еще большой обабок. Зато я выяснила, что тропинка мимо нашей палатки ведет через лес и поляну на берег реки через следующий изгиб. И еще что вокруг, как и везде на Сылве, много заболоченных участков, из которых вытекают мелкие ручейки.

Грибным супом мы и пообедали: я туда еще макароны добавила, как потом оказалось, не зря. Наши попутчики убыли на рыбалку, а мы с Сашей, который опять ничего не поймал из-за постоянных зацепов спиннинга за водоросли, прилегли вздремнуть в палатке. Я-то спала долго, а Александр решил еще попытать счастья с обычной удочкой. Сквозь сон я посоветовала ему ловить на вареные макароны. И счастье ему улыбнулось! Он разбудил меня радостным криком, потрясая пойманной рыбкой, и вернулся на берег продолжать охоту. Через некоторое время я вышла из палатки посмотреть, что там делается, и увидела, что Саша с Леней наловили уже целый аквариум в котелке. Из этой рыбной мелочи и сварили уху, хотели даже не чистить ее, но я воспротивилась, и, как живодер, потрошила трепыхающуюся рыбешку. Уха Саше не очень понравилась - слишком мало мяса и много костей. А я так вообще ела грибной суп, Леня тоже уху не стал. Он немного расстроился, что не удалось найти место, где клевала бы крупная рыба. К вечеру небо было серенькое, иногда брызгал дождик, но ветра не было и было тепло. Ночь прошла спокойно.

3 сентября
Проснулись мы снова, как по будильнику, ровно в девять. Я сразу обнаружила на телефоне смс с прогнозом погоды на сегодня: дождливо, плюс 18. Ну, это в Екатеринбурге, а у нас-то было только пасмурно, но сухо. Надо было тихонько собираться и продолжать сплав по Сылве. Сварили гречку с тушенкой, позавтракали. Леня и Лева пошли искать рыбных мест, а вдруг повезет. Александр укладывал вещи, а я села за дневник. Наши рыбаки вернулись очень скоро, и снова ни с чем, одна мелочь…

Мы уже были готовы, поэтому отчалили первыми, напомнив, что по дороге надо обязательно набрать воды, выше по течению ручья не нашлось. Надо заметить, что удобных мест, где можно пополнить запас чистой воды, на Сылве немного. В основном, все ручьи с болотной водой, к тому же к ним трудно подобраться из-за зарослей травы и топкого грунта вокруг. Через некоторое время байдарка нас обошла. Александр передал Лене фотоаппарат, тот нас сфотографировал и отдал его обратно. Еще раз уточнил, как найти ручей, и мужчины погребли в четыре руки. До этого места оказалось не слишком далеко. Когда мы их догнали, Лева заканчивал набирать воду в довольно неудобной позе, все-таки байдарка оставляет мало возможностей для маневра сидящего в ней. Мы причалили к борту лодки и дали свою канистру. Я держалась за байдарку, пока наш запас воды не перекочевал под скамейку Александра. Мы пошли дальше, а наши спутники пристали к отмели - видно, Леве надо было отдохнуть и размяться после сложной процедуры у ручья. Кстати, отмель эта наполовину заросла водными лопухами, и не узнать с мая-то.

Потом нас снова обогнали. Я ожидала, что скоро должен появиться второй мост, но мы плыли, плыли, а его все не было. Наконец, из-за девятого или десятого поворота направо, показалось это чудо инженерного искусства. Перед ним журчали на левом берегу два ручья, один довольно удобный для набора воды. Байдарка парковалась справа за мостом. К этому времени небо расчистилось, и солнышко часто выглядывало из-за облаков. Мы тоже выбрались на берег, достали из лодки все для обеда и пошли на мост: фотографировали Леню и Леву, они - нас, мы - друг друга… Вид сверху открывался красивый, по левому бережку бежал еще один ручеек; через мост, сложенный из толстенных бревен, шла грунтовая дорога. Обедали мы грибным супом, пирожками и зерновыми хлебцами со сгущенкой. Потом немного отдохнули и поплыли дальше.

Нам с Александром хотелось увидеть нашу прошлую стоянку, чтобы определить, далеко ли еще до большой отмели и поляны, где мы жили весной. Но время шло, а ничего похожего не встречалось. На некотором расстоянии от моста справа начинались покосы со стогами сена. На одном из лугов стоял мужчина, не знаю, рыбак или нет. Он долго провожал нас взглядом (еще бы, я во все горло распевала песню). Еще несколько раз нам попадались ручейки и маленькие отмели, но потом потянулись крутые отвесные берега - не выйдешь нигде.

Байдарка нас давно обогнала, я уже подустала грести, да и по реке потянуло вечерней прохладой. Хотелось пройтись по твердой земле, размяться. В одном месте мы приметили в речных лопухах спрятанную деревянную лодку и почти невидимый выход на берег. Мы поднялись. Там была стоянка рыбаков - на деревьях висели две куртки, вокруг костровища расставлены чурбаки. По берегу в обе стороны шли колеи от машин - было ясно, что несколько раз в год они здесь проезжают. Осмотрев все, мы осторожно вывели нашу лодку из зарослей и поплыли дальше. Наконец-то увидели нашу старую стоянку, но она так заросла, что ночевать на ней не было никакого желания. Еще нам попался брошенный плот, сколоченный из досок и покрытый остатками сена. Парой поворотов дальше мы заметили костер на высоком берегу, четверых мужчин у него, а потом и красную байдарку. Это Леня и Лева остановились у местных рыбаков: поговорить, посмотреть и рыбки прикупить. Позже мы узнали, что Лева при высадке макнулся в воду аж по пояс, последовал совету Лени выбираться сначала на рыбацкий плотик, а уже с него на берег. Плотик его не выдержал, и гражданин теплой страны неожиданно оказался в холодной водичке.

Рыбаки были из деревни Козьял, пришли сюда километров за пятнадцать пешком, налегке, ставить сети. У них не было ни палаток, ни спальников, ни лодки, только дохлый плотик. Но рыба была, и Леня приобрел трех язей и окуня. Мы проплыли мимо, не останавливаясь, только сфотографировали наших спутников на бережке. Дальше река делала несколько резких поворотов, течение ускорялось, от него у берега даже колыхалась желтовато-белая шапка пены метра 3 в длину. Проход по этому месту еще усложняли коряги в воде. Тут нас догнали байдарочники, и Саша притормозил посмотреть, как они будут проходить повороты. Оценка была дана положительная - все сделали грамотно. Чуть ниже по течению мы еще раз догнали спутников, они высадились на правый берег, думая, что достигли того места, о котором мы рассказывали. Его, конечно, тоже можно взять на вооружение - длинная узкая каменная отмель, удобная, есть выход наверх, где виднеется поляна, окруженная соснами, есть костровище. Вполне прилично, но не то, что мы искали. Еще чуть-чуть вперед - и вот она, знакомая заводь с маленьким островком и отмелями с двух сторон. И Леня с Левой, опять высадившиеся не там.

Нужно было разведать, что стало с нашей полянкой. На первый взгляд, там все так заросло, что не подберешься, но мы храбро вломились в чащу травы, и проход нашелся. Вернее, мы его проделали. С мая здесь явно никого из людей не было. Позвав Леню и Леву с другого берега, мы вытоптали, выкосили и вырубили заросли крапивы и шиповника, поставили у роскошной елки наши палатки и развели костер. От нашего прошлого костровища еще даже остались рогатинки. Потом Леня с Левой ушли рыбачить в заводи, а Александр занялся тем, что нарубил и накидал елового лапника на подход от берега к тропинке, чтобы не проваливаться в грязь. Я пока готовила пюре с тушенкой и чай. Пора было кормить Сашу, а то он был недоволен комарами и голодом. Поэтому мы поужинали, не дожидаясь возвращения наших спутников.

Когда появились ребята, было уже почти темно. Я предложила пюре на ужин, и тут выяснилось, что от меня-то ждали ухи, только я этого не поняла. Ну, поскольку еда уже была, решили уху отложить до утра. Леня устроился на бревне, которое лежало на берегу, а у меня совсем выпало из головы, что в этой его части живет множество муравьев. И вот Леня забеспокоился, удивился, что здесь такие злые комары кусаются… Я хлопнула себя по лбу, и говорю - это не комары, а муравьи! Извини, забыла предупредить. После этого несчастный принялся срывать с себя куртки-кофты-майки и стряхивать муравьев - настоящих и воображаемых. Странно, но в 30 сантиметрах от скопления насекомых на том же бревне никого не было.

Все вместе мы долго сидели у костра, разговаривали, пили чай (Саше пришлось дважды наливать, Леня случайно перевернул его кружку). Когда умывались с Александром внизу, на отмели, было так хорошо - вода теплая, тишина… Мы уже ложились спать, а Леня и Лева все еще сидели у огня. В палатке я даже не стала надевать теплые вещи, спала в одной майке, такая теплая была ночь. А вот у Александра сон получился не таким сладким - соседняя палатка совсем рядом, а в ней мелодично похрапывает Лева. Неудобно быть таким чутким, любой звук мешает. Вот я хоть при артобстреле чудесно сплю.

4 сентября
Утром капал дождик, поэтому из палатки мы выбрались часов в десять. Я привела себя в порядок, помыла посуду, и пошла чистить рыбу. На отмели я увидела наших старых знакомых - двух куличков, которые еще в мае там жили. Лева, как всегда, принес дров, они с Леней развели костер. Саша делал зарядку на отмели и любовался крупной, упитанной рыбкой - язями и окунем. Окуня я чистила долго, пока добрые люди не сказали, что чешую у него вообще-то не снимают. Вот так городские жители узнают что-то новенькое. Ну, не часто я имею дело с речной рыбой. Когда я поднялась к костру, вода на уху уже кипела, чай был заварен, оставалось только мою кашку "Быстров" забодяжить. Саша, по традиции, ел бутерброды с сыром. А ребята уху, она вроде бы неплохая вышла, рыбы много. Одна даже не вошла, ее оставили на потом. После завтрака мужчины опять пошли за рыбой, кто с удочками, кто со спиннингом. Между прочим, здесь с утра какой-то пришлый рыбак ошивался, то на том берегу, то на нашем.

Я посидела у костерка, спустилась на отмель погулять, и тут мне пришла не очень удачная мысль попросить у Александра спиннинг - попробовать покидать. Он мне все подробно объяснил, показал, как надо, я забросила, и моментально своими косыми ручонками запутала ему леску, да так, что он полчаса, бедный, распутывал. Он даже заподозрил меня в злом умысле и диверсии. Что-то подсказывает мне, что не доверят мне больше спиннинг…

Ближе к полудню небо расчистилось, установилась солнечная погода, стало довольно жарко - сбылась мечта Левы, который вчера при высадке к рыбакам оказался в воде, вымок и все хотел подсушить вещи. Я, пока никого не было в лагере, читала, сидя на бревнышке, детективчик. Когда народ вернулся, выяснилось, что рыба ни за что ловиться не желает. Ни у кого. Тогда Леня с горя отдал мне оставшегося язя на запекание. Через 10 минут рыбка в фольге была готова, и каждый попробовал по кусочку. Вкусно, но косточек многовато.

Потом Леня с Левой снова уплыли, а мы с Александром сначала вздремнули в палатке, а когда стало совсем жарко, пошли искупаться и позагорать на отмель. Валялись, загорали, как будто и не осень совсем. Вернулись наши спутники с грязной от водорослей лодкой, тоже разделись, и сначала вымыли байдарку, а потом и сами искупались, запечатлев на фото этот исторический момент, как доказательство подвига. Для жителя жаркой страны Израиль Левы заплыв по осенней Сылве можно смело приравнять к покорению Северного полюса. Позже солнышко зашло за тучку, стало немного прохладнее, и мы с Александром отправились прогуляться вдоль заводи, обнаружили там рыбацкую стоянку с навесом, круглое отверстие в земле, наверное, нора ондатры, и небольшой ледник в корнях поваленного дерева. Сделали несколько снимков и принесли дров.

Вечером Саша взял лодку и поплыл со спиннингом к островку в заводи. Пока он рыбачил, я читала книжку, а мужчины у костра разговаривали о жизни, друзьях, женщинах… На улов им не повезло. Часам к семи я сделала салатик, покормила Александра, и он продолжил рыбалку. Леня возился с байдаркой, Лева объедал ближайшую черемуху... И тут Лева страшным шепотом сказал мне - смотри! Я оглянулась, а на другом берегу стоят два лося - побольше и поменьше. Я и не думала, что они такие здоровенные! На высоких тонких ногах массивные, немного горбатые туловища, головы вытянуты вперед - принюхиваются, всматриваются… Хотела взять фотоаппарат, но тут лоси то ли учуяли наш костер, то ли засекли Сашу в лодке или Леню на отмели, но быстрым шагом удалились в лес, оставив нас в радостном изумлении: надо же, живые лоси так близко.

Я варила гороховый супчик, когда на поляну начал вползать густой туман. Мы с Леней схватили фотоаппараты и стали снимать эту красоту. Туман накрыл полянку, а мы сели есть дивный гороховый суп с сухариками. Съели по две тарелки, очень было душевно. И тут тишину прорезал крик Александра - «Рыба! Поймал! Наконец-то». Короче, проявления буйной радости. Он кричал, чтобы я принесла нож и фотоаппарат. Мы спустились к реке - и правда, на крючке трепыхался щуренок сантиметров 30-35 длиной, ну очень зубастый. Александр сиял - наконец-то спиннинг сработал. Все стали фотографироваться со щучкой на фоне огромной луны в небе. Потом Александр, полный оптимизма, вернулся в лодку и отчалил, а рыбу я уложила в пакет, завернув в осоку. Мы еще долго сидели у костра, болтали и любовались полнолунием, пока не вернулся наш рыболов. Он взял фотоаппарат, меня, и на отмели около часа фотографировал нас с луной. Под конец я уже даже замерзла.

Пришли мы к огню, погреться, и там Александр еще долго фотографировал луну в облаках, костер… Кстати, фотографии получились довольно красивые. Над поляной висел туман. Когда мы уже совсем собрались спать, услышали не так уж далеко отчетливый волчий вой, и непосредственно убедились, что волки действительно воют на полную луну. Удивительно, но мне совсем не было страшно, наверное, потому, что сейчас осень, а не зима, и я надеялась, что они не голодные. Звук повторялся еще много раз. Александр решил подбросить в костер дров побольше, чтоб он и ночью горел, на всякий случай.

5 сентября
Ночка, хотя и была прохладнее предыдущей, прошла хорошо. Несмотря на то, что легли мы довольно поздно, встали, как обычно, в девять часов. Сегодня Леня и Лева убывают в Коптелы, а оттуда - в Екатеринбург. А мы решили еще денек пожить на этой отмели, уж очень погода замечательная. Наши спутники развели костер и уплыли напоследок порыбачить. А мы пока заварили кашку и чай, позавтракали. Я, как примерная коровка, опрокинула котелок с чаем, пришлось кипятить снова, а воды-то мало осталось! Вернулись рыбаки "с одною рыбкой", как в сказке Пушкина. Небольшого подлещика они оставили нам.

Пока они собирали вещи, Саша снова удалился на лодке порыбачить, а я, то читала книжку, то писала дневник, наблюдая за процессом сборов. Вот Лева на отмели драит котелки песочком, вот Леня возится с байдаркой, готовя ее к дороге… Наконец, пообедав гороховым супом, наши спутники были готовы к отплытию. Мы решили ночевать прямо на берегу, перенесли палатку на отмель, я постелила на камушки траву, чтоб было мягче спать. Александр взял фотоаппарат, чтобы запечатлеть момент расставания. Леня с Левой устроили из него целое шоу - с рапортом и показательными пиратскими выступлениями. Было весело, а Лева так увлекся, что даже забыл снять с груди седушку (смотрите фото), так и отчалил. Мы пожелали друг другу удачи, и байдарка, сверкнув веслами на повороте в последний раз, скрылась из вида.

Мы остались вдвоем, вокруг воцарилась тишина, только кузнечики стрекотали по берегам. Кстати, вчера один такой меня напугал. Я возилась с костром, когда краем глаза заметила, что у меня из-за плеча торчат чьи-то длиннющие усы, и хозяин их довольно увесистый. Я, не делая резких движений, встала и подошла к Александру, чтобы он снял чудище у меня со спины. Конечно, Саша надо мной посмеялся, чудище оказалось здоровенным зеленым кузнечиком, к тому же очень красивым. Насекомое ничуть нас не боялось и ползало по рукам, как у себя дома, пока ему проводили фотосессию, а под конец тяпнуло меня за палец - не зря я боялась.

Так вот, на обед мы испекли Сашиного щуренка и подаренного нам подлещика, доели уху. Потом загорали у палатки, спали, купались. Вечерком Саша еще пытался ловить рыбу, но без успеха. Погода весь день стояла изумительная - просто июльская жара! Поужинав, мы вместе отправились на очередной заход рыбалки. Тут выяснилось, что я не умею управляться с двумя веслами сразу, и Александр на меня немного поворчал. Ничего крупного поймать не удалось, а мелочь Саша отпускал обратно. Я пошла разводить костер и варить кофе, Александр продолжил рыбачить на спиннинг.

На поляну, как и прошлым вечером, вползал туман. В ожидании кофе я читала журнал и вслушивалась в звуки леса и реки. Уже почти стемнело, когда Александр втащил лодку на берег, помыл ее, она была вся вымазана илом от водорослей в заводи, и пришел к костру пить кофе. После этого он еще поснимал туман, потом мы любовались звездами и луной, видели, как пролетают над нами спутники. Иногда пролетали и более крупные объекты - то утка, то большой филин, то еще какая-то крупная ночная птица с резким голосом. Летучие мыши тоже иногда мелькали. Перед сном мы еще перемотали катушку спиннинга и забрались в палатку. С одного входа оставили только сеточку, так и спали, и не замерзли.

6 сентября
Утречком, когда мы выглянули из палатки, нам сначала показалось, что пасмурно. Но потом стало понятно - это просто очень густой туман, а небо безоблачное и солнце светит. До 11 часов окрестный лес был скрыт плотной белой пеленой, казалось, наша отмель отгорожена от всего мира, даже поляна рядом с нами угадывалась лишь в общих чертах. А потом солнце победило, и туман растаял.

Мы правильно сделали, что перенесли вчера палатку на пляж - на полянке все было насквозь мокрое, а камни остались сухими. Мы сделали зарядочку, позавтракали у костерка. Александр поплыл закинуть напоследок удочку, и - о чудо! Поймал толстенького, вроде подлещика! Я тем временем собирала вещи в дорогу, кипятила и остужала воду, на этот раз речную. Приготовила на обед пюре с тушенкой и запеченную рыбку. Саша отмывал лодку, чтобы в Коптелах не возиться долго и сразу ее сложить.

Пообедав, мы собрали весь мусор, что можно было сожгли в костре, остальное взяли с собой, довезем до ближайшей мусорки. На том же костре спалили с почестями Сашину синюю заслуженную кофту 1986 года рождения, побывавшую в самых разных городах на Урале, в Крыму и на Кавказе. Весь процесс засняли. Дальше пошли складывать палатку и рюкзаки. Из-под палатки, как всегда, выскочила большая лягушка, они, видно слабость к Саше питают. Еще сделали мои фотографии у шеста, воткнутого в отмель, с надписью внизу белыми камушками «Александр». А потом мы отплыли. Было уже 14.30, надо двигаться шустро, чтоб не опоздать на поезд, который предположительно отходит в 18-19 часов, точно нам было не известно.

Мы очень романтично прогулялись по реке под жарким солнышком, наводившим на мысль не выходить в Коптелах, а плыть по Сылве дальше и дальше… По дороге съели последнее яблоко. Часа через полтора-два появились признаки близкого жилья: тропинки к берегу, привязанные лодки, остатки плота. Прошли мимо горы Челпашик, потом по длинному прямому участку реки, очень мелкому, буквально 15 сантиметров глубиной, в одном месте даже чиркнули дном по камням. Со всех сторон неслись тонкие приятные ароматы трав и хвои. Справа и слева тянулись открытые лужайки.

Потом мы увидели на берегу стадо коров, некоторые стояли прямо в воде. Аккуратно объехав их, сфотографировали. Поплыли дальше. От села крупной рысью догоняли стадо еще четыре отставшие буренки. Я помычала одной, она от удивления даже остановилась. Но вот и домики Коптел показались на безлесной вершине горы. Мы причалили к ее подножию - путешествие по воде окончено. Вытаскиваем сушиться лодку, переобуваемся из сланцев в кроссовки. В это время на бережок метрах в десяти от нас выходит темный, длинный, гибкий зверек. Не верю глазам, это норка! Она занимается своими делами, не обращая на нас никакого внимания. Жаль, что Александр уже упаковал фотоаппарат.

Ну вот лодка уложена, и мы карабкаемся по крутой тропинке наверх. Между прочим, потом нам посоветовали высаживаться после горы, там удобная поляна со скамейками, туда подъезжают машины за туристами. Наверху я остаюсь на уже знакомой улочке, по которой не торопясь прогуливаются мамы с колясками, сонные собаки, котята… Александр за 5 минут находит того же водителя, Юру, который подвозил нас весной. Мы садимся в машину, и едем в Шамары. По дороге Юрий рассказывает, что сплавляться можно и до деревни Симонята, оттуда тоже ходит транспорт к железной дороге, дает координаты друга, который может отвезти на станцию. Еще он говорит, что после Рощи Сылва сильно мелеет - одни перекаты, так что сплавляться там лучше в мае.

Прибываем на вокзал в Шамарах за 40 минут до отправления скоростного электропоезда из Перми, он отходит в 19.10. Как раз успеваем купить билеты (по паспорту, как на пассажирский поезд!) во 2-й класс - это с мягкими сидениями, как в туристическом автобусе. По дороге ужинаем остатками продуктов и в 22.00 прибываем в Екатеринбург. Вот и еще один сплав в нашей копилке.

После недели, проведенной в тишине на реке, ощущения от города не самые лучшие - толпы людей и машин, шум, выхлопные газы… Сразу начинаешь мечтать о следующем походе. Надеюсь, тех сил, которые дала нам Сылва, хватит, чтобы его дождаться.

Как добраться до реки Сылва

Чтобы из Екатеринбурга попасть на Сылву, сначала нужно доехать на электричке до поселка Шаля. Время в пути - три часа. В Шале на привокзальной площади можно нанять машину, когда прибывают электрички, такси там почти всегда.

Если провозились с вещами, и площадь опустела, можно либо посмотреть объявления о такси, либо подождать. На площади есть пара продуктовых магазинчиков, периодически туда кто-нибудь подъезжает.

Затем нужно доехать до села Сылва, это 10 км. Так что дорого быть не может. В этом поселке за церковью Сретения Господня нужно поворачивать налево, и ехать по улице Красных партизан. Она приведет к плотине, сразу за ней спуск к реке.

Второй вариант. Если вода большая, то от ж.д. станции по улице Орджоникидзе можно дойти до Шалинского пруда (Нижний), и там начать сплав. Проплываете пруд до конца, и затем по реке Шаля до впадения ее в Сылву, по прямой это километров 8, а с петлями все 15. Ну и конечно могут быть завалы. В общем, экстрим...

И еще. Недавно был в тех местах, ездил на велосипеде до деревни Ижболда. И мост, на Козьял который, весь забит стволами, там обнос делать придется. Выходить на берег лучше слева, прямо перед мостом, и через кусты наверх, там очень неудобно, но других вариантов нет.

О заброске на остальные участки реки Сылва читайте на соответствующих страницах, там, где рассказы об этих местах.

Карта реки Сылва, участок нашего сплава

Фотографии реки Сылва

Байдарка - конструктор для взрослых
Все готово, отплываем
Море удовольствия
Деревня Шигаево
Проснулись, а кругом иней
Парящая Сылва
Наступает осень
Отдых - отдыхом, а обед по расписанию