Путешествие по Улсу и Вишере

Поскольку наше путешествие по Вишере начиналось с реки Улс, мы решили и о ней рассказать свои впечатления. Надо заметить, что со стороны Свердловской области на Вишеру попасть можно только через Улс, иначе никак. Или заезжать уже со стороны Пермского края. Улс - река небольшая, узкая и мелкая, причем настолько, что для сплава по ней надо выбирать время весенней большой воды, либо после обильных дождей. Иначе Вам придется большую часть пути шлепать по руслу пешочком. До места начала сплава добираются по дороге от Североуральска на Жигаланские водопады. Но учтите, дорога эта в плохом состоянии, а ехать далеко, так что заброска обойдется недешево.

Улс выглядит как настоящая таежная река, берега ее близко друг от друга и покрыты густым лесом. Первые 10-15 километров встречаются рыбаки, потому что есть там лесные дороги. А вот дальше - уже никого, полная глушь, до самой Золотанки. Удобных мест для ночевки на реке хватает - это и отмели, и рыбацкие стоянки. Вдоль Улса встречается немало охотничьих изб, и прямо на берегу, и поодаль. Вода в реке отменно чистая и прозрачная, к тому же в Улс впадает много мелких речек и ручьев, стекающих с гор, так что с питьевой водой проблем нет. Наиболее крупные впадающие реки - Жигалан, Сурья, Лямпа, Кутим, на которой стоял когда-то Кутимский железоделательный завод.

Дно реки из некрупной гальки, больших валунов нет. Течение быстрое, так что, когда позволяет глубина, можно даже не грести особо - само несет. Отсутствие скал по берегам с лихвой искупается тем, что со многих мест Улса открываются величественные виды Уральских гор - вершин хребта Кваркуш. Вода в Улсе холодная, и рыбы, кроме хариуса, никакой практически не водится, да и водоплавающей птицы не встретишь - ни уток, ни цапель. А еще Улс знаменит своим завалом - копился он, видно, десятки лет, и, как бы мы ни старались его описать, все равно это будет далеко от реальности, это надо видеть... Целый участок реки, около сотни метров, просто исчез под толстым слоем намертво перепутанных бревен, веток, пней и корней. Но не волнуйтесь, по берегу есть тропа для обхода.

Нужно обязательно учитывать, что Улс совершенно оторван от цивилизации, и возможности схода с маршрута просто нет. Нет ни магазинов, ни медпунктов, ни почты или телефона. Если что - Вам в любом случае придется добираться до единственной жилой точки на Улсе - Золотанки, где есть турбаза со спутниковым телефоном и дорога на Красновишерск. Как раз своей дикостью Улс нам и понравился, и еще великолепными горными видами и хрустальной быстрой водой.

Это третья часть рассказа о нашем путешествии. Рекомендую начать с первой

По реке Улс

День 3. Вниз по реке, туман над водой, спасение мыла, пешком по Улсу, настоящий хариус, речка Крестовка

В 7 утра прозвенел будильник, я вышла на бережок. В густом тумане бродили несколько фигур рыбаков. Я умылась и вернулась к палатке. Алексей готовился разжигать костер. Я сходила в лес, спилила сухую елочку, и присоединилась к нему. Он предложил, чтобы мы вскипятили чай первыми, а он потом. Александр тоже проснулся и вышел к нам. Пока кипятился котелок, небо расчистилось, выглянуло солнце. Мы сделали зарядку, а потом позавтракали с горячим чайком, наконец-то.

Алексей рассказал, что приехал сюда на выходные, даже не столько порыбачить, сколько просто отдохнуть в тишине на природе. Они с Сашей обсудили модели своих палаток, лодок, рыбалку на Улсе, нашу корявую заброску. Я пока тихонько собирала вещи, раскладывая их на просушку. Термос чая на вечер заварила. Александр вымыл лодку, осмотрел раны от встреч с местными камнями. И решили мы пайолы вытащить, во избежание других повреждений. Положили их просто вдоль посередине лодки. Потом все погрузили, и отчалили, но пешком - вблизи снова был мелкий перекат.

Так, то вплавь, то пешком, мы прошли несколько поворотов. По реке все еще стлался туман, скрывая от нас коварные высоко торчащие из воды камни, так что ушки приходилось держать на макушке, чтобы не врезаться в такой сюрприз. Радовались, что сняли пайолы - все же зацепили несколько раз камушки, правда, мягко. Видели на берегах еще пару-тройку рыбаков. Затем, на небольшой отмели решили пристать, чтобы нормально умыться.

И тут обнаружилось, что мыло мы забыли на стоянке! Я его положила Саше для умывания, а он решил сделать это позже, и забыл про него. Он решительно заявил, что так этого не оставит - уплыли мы не так далеко, а странствовать еще долго, и без мыла это неудобно. Кроме того, он вспомнил свой подвиг семилетней давности - возвращение солнечных очков на Чусовой.

Надел он штаны, кофту, взял с собой кроссовки, нож, накомарник и дождевик, и направился на другой берег - идти спасать мыло. Мне сказал, чтоб ждала, если до вечера не вернется - начинать волноваться. Ну, мне не впервой куковать одной в лесу. А ему предстояло пройти километра два-три по местному дикому лесу, хотя была надежда, что вдоль реки найдется рыбацкая тропинка (так и вышло).

На другом берегу Александр поменял сланцы на кроссовки, и удалился. Я погрузилась в тишину, впрочем, она нарушалась журчанием воды, свистом и щебетом пичужек в кустах, иногда каркала ворона. Чтобы не скучать, я достала диктофон и наговорила путевые заметки за последнее время, потом взяла газетку почитать. Тут пошел мелкий дождь, и пришлось укрыть тентом лодку с вещами. Сама я тоже забралась под тент, там и сидела.

Примерно через час-полтора вернулся спасатель, криками приветствуя меня. Выглядел он забавно - длинный дождевик с капюшоном и козырьком превращали его в типичного маньяка, он вышел из дождя и тумана, взял сланцы, и прямо в штанах и кроссовках пошел ко мне через реку - видно, уже до этого вымок до нитки. Но мыло принес. Сказал, что Алексей очень удивился и обрадовался его появлению - скучновато ему там одному, рыба что-то не клюет, да и погода не очень.

Шел туда и обратно Саша по тропе рыбаков, это было намного легче, чем ломиться через лес. Хотя и через тропку валялись упавшие деревья. Трава по сторонам дорожки высокая и мокрая, так что уже через пять минут вымокли и штаны, и кроссовки. Периодически он кричал "Хоп-хоп", чтобы дать понять зверям, что он идет. Из кустов все время взлетали мелкие птички. Вдоль тропинки часто попадались маслята, заросли черники, даже земляника иногда. Из этого происшествия мы сделали вывод - проверять перед отъездом не только стоянку, но и все места, где собирали вещи, умывались и готовили еду, чтобы больше ничего не забыть.

Отжали Сашины кроссовки и штаны, он залез в воду, чтобы освежиться, умылся мочалкой со спасенным мылом, и мы еще и пообедали здесь. Да, мочалку мы в этот раз взяли поролоновую, ей мыться в речке намного удобнее, она мылит хорошо. Обед завершился банановым кексом - удивительно для такого места.

Но пока обедали - дождь начался снова, потом перестал, потом снова начался... Короче, мы решили в перерыв между дождем доплыть до следующего островка, и там накрыть лодку тентом. Сами встали под березу, и ждали. Дождь снова кончился, и мы повели лодку пешком мимо острова. В одном месте я поскользнулась, и упала, хорошо, не в воду, а боком на борт лодки. Потом сели и поплыли дальше, вдыхая запах таволги, которая по-латыни смешно называется "филипендула".

По пути проплывали несколько довольно высоких скал и покрытых лесом горок - на них росли сосны. А вот ниже, у реки - все больше ели и кедры с примесью лиственных деревьев. И видно, что уже поспевает брусника, горит красными огоньками. В Улс впали уже 4 реки, и воды стало побольше. Жаль, что Улс местами разливался очень широко и мелко. А еще со дна торчали камни внушительных размеров - один был примерно 7 на 5 метров, и высотой полтора. Короче, преодоление перекатов иногда уже походило на слалом.

Было жарко. Мы решили загорать в лодке, разделись, и тут вышел казус. Я хотела быстренько скинуть шорты, стоя в воде у лодки, но не удержала равновесие, замочила шорты, потеряла сланец, и чуть не упала сама. Александр бросился вслед моему уплывающему тапку, и догнал его, несмотря на быстрое течение, пока я держала лодку. Долго смеялись. Такое видео собрало бы много просмотров!

Проплыли место, где справа стояла высокая скала, и под ней было глубоко. Саша сказал, что видел несколько мальков-подростков. И тут я поворачиваю голову направо - и замечаю в двух метрах от лодки четырех крупных рыб, сантиметров по 60 каждая - длинные, серебристые, с прозрачным хвостом. Они, недоверчиво косясь, проплывают мимо. Я успела сказать Александру, и он их тоже увидел. Наверное, это и были хариусы, а может, и ленок. Как у него загорелись глаза! Сразу захотелось порыбачить...

Кроссовки мы подвесили сушиться на корме. Штаны и шорты сохли на рюкзаках. Мы проплыли мимо пары живописных речек, заваленных сухими деревьями. Были и отмели, но после впадения Лямпы они уже стали не так хороши - все из крупных угловатых булыжников и низкие - на такую палатку не поставишь. Но вот мы увидели более подходящую отмель - высокую, и с мелкой галькой.

Подплыли туда, но тут выяснилось, что отмель намыта речкой Крестовкой, и она протекает здесь посередине отмели. Но потом поняли, что места для палатки достаточно, а костровище уже есть, через Крестовку только перейти. Вода в ней была также очень чистая, холодная, и течение быстрое. А вообще место красивое, и в лес пройти можно спокойно. Так что мы остановились здесь, чтобы просушить вещи и спокойно переночевать.

Разложили все, поставили палатку, подложив под нее травы - пусть проветрится. Местечко для нее нашлось прекрасное - совсем мелкая галька. Пока занимались делами, еще и позагорали немного на жарком солнышке. Поначалу было достаточно много оводов, они все садились на лодку, ну, и на нас иногда, но были какие-то квелые, так что мы успевали их бить до укуса. Пока Саша занимался сбором травы, я решила пройти немного по берегу по течению реки - взглянуть, что там, а то вдруг дорога, палатки с рыбаками и т.п.

Вдоль речки шла узкая тропинка. Я немного по ней продвинулась, и тут вижу - свеженький след от медведя. Нет, думаю, я туда одна не пойду, пусть Александр потом прогуляется. Вернулась на стоянку, собрала по пути малость дровишек. Саша уже закончил свои дела, и мы вместе развели костер, чтобы сварить супчик и вскипятить чай. Неизвестно ведь, сколько продержится сухая погода, а то потом и горяченького не поешь, если дожди зарядят.

Суп получился вкусный, куриный с вермишелью, им с удовольствием и поужинали. Александр сетовал, что много времени уходит каждый раз на обустройство стоянки - все надо из лодки достать, сложить, переложить и т.п. Немного дров припрятали под лодку на завтра на случай сырости. А признаки дождя были - в той стороне, откуда мы приплыли, небо покрылось тучами, и все время слышались раскаты грома, но почему-то он к нам не приближался, гроза как бы зависла над Вогульским камнем, так и гремело часа два, и видно было, что из черных туч там идет дождь. Видимо, горы как-то задерживают облака. А у нас только ветер сильный подул с того направления.

Александр поснимал на видео пейзажи, речку Крестовку, нашу отмель, длинную дугообразную гору на противоположном берегу, всю покрытую густым зеленым лесом, как мехом, Антипинский Гребень называется. Еще сходил на разведку в ту сторону, куда я не пошла. Обнаружил там под густыми елями пустую стоянку, на одном стволе висела табличка "Горнозаводской", а тропинка вела дальше. Причем весь лес вокруг заболочен, но здесь сухо.

Вечерком попили чаю с остатками бананового кекса, сложили все вещи под лодку, и придавили ее бревном и камнем на случай ветра, а то у нас на Чусовой однажды лодка улететь пыталась. Внутрь поставили сторожок - миску с ложкой - если кто попытается лодку сдвинуть, ложка загремит. На палатку сделали растяжки палками, закрепленными камнями, чтобы тент во время дождя не касался палатки, а то промокнет.

Помылись, да и забрались в палатку (примерно в 21.15), а то уже прохладно становилось на улице, да и устали мы. На завтра планировали, если позволит погода, доплыть уже до впадения Кутима, да сходить на место бывшего чугунного завода. Часов в десять вечера заснули.

Продолжение рассказа о нашем путешествии по Улсу и Вишере

Как добраться до реки Улс

Со стороны Свердловской области до реки Улс можно добраться через Североуральск. Если Вы едете на своем транспорте, то после Североуральска двигаетесь на Покровск-Уральский, и далее по дороге мимо горы Золотой Камень, в сторону Вогульского Камня и Жигаланских водопадов, это довольно популярное место.

Дорога грунтовка, но на всем протяжении вся в ямах, поэтому ехать придется медленно и долго. Расстояние от Североуральска до реки Улс составляет примерно 80 км, мы ехали около пяти часов. До моста можно доехать практически на любом автомобиле.

Если Вам нужно нанимать машину, то для начала рекомендую познакомиться с моей статьей «Заброска туристов». Можете искать машину с помощью интернета, можете читать объявления в Североуральских газетах, либо просто голосовать на выезде из Североуральска на Баяновку. Этот способ подойдет, если Вы путешествуете один, большую компанию вряд ли подберут.

Пешком по Улсу

Карта реки Улс

Фрагменты из фильма о путешествие по Улсу и Вишере

Остальные фрагменты из нашего путешествия по рекам Улс и Вишера
Вы можете посмотреть на ютубе