Путешествие по Улсу и Вишере

О Вишере мы знали уже давно. Знали, что река эта течет на севере Пермского края, славится своими удивительными скалами, часто в литературе называется "Алмазная Вишера", и добраться до нее из наших мест непросто и недешево. Наверное, поэтому, мы не спешили туда попасть, но мечтали, а пока путешествовали по уральским рекам, что поближе. Но вот настал момент, когда все наиболее интересные и доступные реки были нами пройдены, дошла очередь и до неизведанной Вишеры.

Река Вишера поразила нас своей суровой красотой и отдаленностью от большой земли, там особенно чувствовалось, что она более северная. Вокруг дремучие еловые леса, местами непроходимые. А таких скал, как здесь, мы не видели больше нигде. Даже широко известная Чусовая не может сравниться с Вишерой, с ее великолепными, огромными Камнями - Писаный, Говорливый, да один Ветлан чего стоит!

Множество исторических мест в окрестностях Вишеры тоже прибавляет ей очарования. По берегам заброшенные деревни и села, раньше довольно людные, а сейчас пустые и тихие. То и дело видишь древние бревна, которыми были укреплены берега, остатки пристаней и мостов, загадочные намеки на просеки в лесах - следы работы лесорубов, рудокопов... И более свежие исторические перемены - старые паромные переправы, замененные теперь железными мостами.

На Вишере мы прожили несколько дней нашей жизни - насыщенных, интересных и спокойных. Прошли мы по ней около 130 километров, по самому популярному участку от Усть-Улса до Красновишерска. Жилых деревень на этом участке Вишеры немного - Вая, Сыпучи, Вишерогорск, Заговоруха и Романиха. Вишера полноводная, большая река, и сплавляться по ней можно в любое теплое время года. Места для стоянок проблемы не составляют, отмелей достаточно. Питьевая вода на всем протяжении реки - из впадающих ручьев и речушек. Дно реки каменистое, потому вода прозрачная. Она теплее, чем в Улсе, так что всякие утки, цапли уже встречаются, а вот рыбы немного, хоть местные рыбаки и говорят, что и щуки водятся. Приглянулась нам Вишера, не зря мы о ней мечтали, все ожидания оправдались, и хочется когда-нибудь еще раз туда вернуться.

Это десятая часть рассказа о нашем путешествии. Рекомендую начать с первой

По реке Вишера

День 10. Поселок Вая, утренний туман, магазин на воде, спасение синички, рыбаки, скала Гребешки, ночные гости

17 августа мы проспали дольше, чем обычно, даже будильник проигнорировали. Вышла я наружу уже часов в восемь. Солнца не было, небо в облаках, но дождем они не грозили. А вот река утопала в тумане. Его пласты поднимались с нижнего течения, и снова больше по левому берегу. Гор и леса вдали совсем не было видно. А на нашей отмели - ни клочочка тумана! Парадокс.

Потом я взглянула на реку, и с изумлением увидела, что уровень воды сильно поднялся, сантиметров на двадцать. Теперь волны плескались прямо у нашего вчерашнего костра, от которого до реки было метра три. Залило и камни, на которых мы сидели. И вода в Вишере стала значительно холоднее. Видно, сильные дожди прошли.

У местных трясогузок был несколько недоуменный вид, они не могли понять, куда девалась львиная доля их отмели? Александр сказал - зато течение будет быстрее, и плыть легче. Мимо нас прошла моторка. Рыбаки на противоположном берегу тоже собирались в путь - то ли на рыбалку, то ли уже до дому. У нас собраться быстро не получилось - то Александр пошел снимать кусты, то туман, то еще что-нибудь. Ну, да ладно, зато фильм будет интересный. Я уже давно сложила рюкзак, а он только готовился.

Наконец, мы сели позавтракать. Кстати, на седьмой день пути у нас закончилось сливочное масло, а сыра осталось на один завтрак - надо будет в Вае докупить. Можно сказать, что трех с половиной батонов при умеренно теплой температуре хватает на неделю, и они не портятся. Черного хлеба осталось полбуханки. К тому времени, как мы были готовы отплыть, где-то в половине десятого, небо стало расчищаться от облаков, но пока не над нами.

На воде нас охватил влажный холодный туман. Он пах сыростью, речной и болотной водицей, но это не было неприятно. У левого берега, куда нам надо было пристать, чтобы набрать воды из ручья, туман все еще оставался густым. Но он не помешал нам услышать шум бегущей воды. Мы подгребли к речушке, набрали воды в канистру, отметив, что она лишь чуть холоднее вишерской. Поплыли мы дальше, радуясь скорости течения, там, где было помельче, камушки на дне просто пролетали под нами.

Мы шли практически посередине реки, справа от нас тянулись три острова, а за ними из леса поднимались живописные скалы, которые Александр снял на видео. Попались нам навстречу несколько рыбаков на лодках и на берегу. Острова мы проходили долго, они были длинные, особенно остров Еловый, и использовались местными жителями как покосы. На островах возвышались готовые рыжие стога, торчали жерди, вкопанные для опоры новых. Наверное, сено переправляют на лодках к дороге, а там везут трактором до Ваи.

Тишина в тумане была потрясающая, очень спокойная и уютная. Воздух теплый, градусов двадцать, даже туман не давал эффекта промозглой сырости. Нам было хорошо... Мы плыли быстро, я сказала Саше, что уж половину-то пути до Ваи мы точно прошли. Я очень стремилась попасть туда еще до вечера, так хотелось попробовать, есть ли телефонная связь, да и в магазины за продуктами заглянуть. От Вишерогорска до Ваи 105 км, и есть грунтовая дорога, а мост через Вишеру позволяет транспорту приезжать в поселок напрямую.

Вишера дальше делала поворот налево, и на повороте высилась темно-серая монолитная скала с тремя вершинами, без солнца она смотрелась несколько мрачновато. У смотрящего создавалось впечатление, что скала перегораживает реку, и дальше пути нет. И почему-то мне показалось, что тянет печным дымком. Мы прошли под суровой скалой, сняли ее, конечно. В конце небольшой протоки тоже были скалы, а за ними - домики Ваи. Уже приплыли!

Издалека Вая выглядела гораздо более перспективно, чем Золотанка. Дома все ухоженные, покрашенные, никакого беспорядка не наблюдается. Множество лодок вдоль берега. А еще до начала поселка, на большой поляне у скал, деревянная беседка сработана. Кстати, у беседки мы увидели катамаран и туристов. По-моему, они там ночевали, а сейчас уже собрались и завтракали (или обедали).

Улица, шедшая вдоль реки, была над высоким обрывом, и к воде выходила не окнами домов, а задними стенками бань, так удобнее воду туда таскать или накачивать. Дальше шла дорога, а вот уже за ней - фасады домов с палисадниками. По берегу у поселка ходили люди. Мы решили пристать между двумя лодками, где у дома наверху стоял мужчина, у него-то мы и хотели спросить про магазины. Чтобы причалить именно туда, куда задумали, нам пришлось приложить некоторые усилия, потому что течение было стремительным, и норовило пронести нас мимо Ваи.

Только пристали - мужчина и говорит "Можете метра на три-четыре в любую сторону сдвинуть лодку, а то я сейчас буду отсюда водопровод в баню тянуть". Мы, конечно, подвинулись, и мужчина стал нас расспрашивать - кто, откуда и куда. Мы честно отвечали, чем вызвали уважение и восторг парня, он оказался тоже поклонником водного туризма.

Между прочим, местным жителем он стал недавно, года четыре назад, когда купил половину старенького дома за смешную сумму. А так живет он в Челябинске, а сюда приезжал отдыхать и на рыбалку, и так ему Вая понравилась, что теперь он все лето проводит с семьей в симпатичном отремонтированном доме, да и зимой наезжает, от суеты городской отдохнуть.

Нам он тоже рекомендовал присмотреться к местной недвижимости, можно купить развалюшку, восстановить ее, разбирая другие руины, да и жить-поживать. В свой дом он всего тысяч пятьдесят вложил - гвозди, краска, клей и т.п. Еще рассказал, что в июне этим летом прошел с друзьями почти по нашему маршруту, только на квадроциклах - Жигаланские водопады, плато Кваркуш, Кутим. С Василием знаком, козла Проню видал... В Вае нет ни телефона, ни интернета, и потому многие из его знакомых сюда отдыхать ехать не хотят, боятся отрыва от цивилизации. А вот ему здесь очень нравится.

Саша спросил, почему он не купил дом поближе к Челябинску, так он ответил - а поближе Вишеры нет! Тайга здесь великолепная, богатая, а власти никакой - делай, что хочешь! Рыбу лови, рябчиков стреляй... Эти слова меня немного смутили, как-то браконьерством они отдают. Надеюсь, отсутствие власти этот мужчина не использует во вред природе и знает меру.

В то время, пока Александр наверху разговаривал с мужчиной и снимал большой заржавленный катер (раза в два больше лодки), мимо меня прошел тихонько старичок. Он вел "кораблик", рыбацкую снасть на хариуса, и осторожно обвел нашу лодку. Спросил меня, далеко ли мы плывем. Я ответила, что в Красновишерск, а потом домой, в Екатеринбург. Старичок оживился - в Свердловск, что ли? А у тебя там далеко улица Советская? Я говорю - нет, недалеко. Тут выяснилось, что родственники старичка живут на этой улице. Нам стало смешно - как тесен мир.

Ну, парень нам сказал, что за поворотом есть магазин прямо на воде, на пароме. Я подумала, что он оговорился, и магазин просто рядом с паромом. Мы отправились вперед, обогнули поселок по дуге, и причалили к отмели. Кстати, по пути видели на высоком берегу среди домов большую вывеску "Стоянка. Дом у реки и баня". А еще дальше, у небольшого сарайчика, на камне белая надпись "Вая - это рай", а на самом сарае "Счастье", вот так! Видимо, большой запас этого нужного продукта хранится.

Метрах в ста ниже по берегу виднелся зеленый шатер летнего кафе. Но я решила подняться в поселок, и поискать хороший магазин там. Александр в этот раз остался у лодки - спиннинг наладить. Ведь мужик сказал, что в заводях здешних щука есть, но ловят ее редко и считают сорной рыбой, кормят ей собак или котов. А охотятся все за тайменем и хариусом.

Наверху на улице молодой парень под музыку, звучащую из колонок, вывешенных прямо снаружи дома, колол дрова, и указал мне дорогу к двум магазинам - в глубине поселка, со звучным названием "Лидия", и на пароме, в зеленом шатре. Я поднялась на параллельную реке улицу, по дороге отметив, что дома здесь все ухоженные, огороды засажены овощами, везде цветы в палисадниках - люди здесь живут и им это нравится. Довольно много новых домов строилось. Поселок радовал глаз.

Дошла я до магазина в конце улицы, но на нем висел замок. Я спросила играющих рядом детей, работает ли магазин, оказалось, что хозяйка - бабушка этих детишек, и сейчас повела младшего домой, скоро вернется. Я стала ждать, наблюдая, как мальчуганы стреляют из игрушечного лука, потом девчушка на велосипеде поехала звать бабушку. Мимо проехала машина, в которой сидели мужчины, явно собиравшиеся на охоту или рыбалку, в лесной одежде, обложенные рюкзаками и другим скарбом. А может, они возвращались уже из леса.

Вернулась девочка быстро, а за ней и бабушка-продавщица, совсем не старая, но озабоченная. Я спросила, есть ли хлеб, но его уже разобрали, причем еще утром, так что найти сейчас в деревне этот продукт вряд ли возможно. Но мне предложили сдобные свежие баранки. Я подумала, что они вместо батона нормально пойдут с сыром на завтрак и взяла, но по глупости только один пакет. Купила еще макароны, пряники и сыр, и пошла обратно на берег.

Там увидела длинный подвесной мост, который вел к поставленному на понтон павильону магазина "Флагман". На второй половине понтона был установлен зеленый шатер летнего кафе, уже порядком драный. За столиками никого не было. Между прочим, этот понтон - все, что осталось от парома, который еще лет пять назад работал ниже по течению Вишеры, перевозя в Ваю машины с трассы от Красновишерска.

Потом там построили мост, и в пароме надобность отпала. Вот его и продали предпринимателю, а он соорудил здесь магазин. А рядом с магазином, на берегу, стоит очень старый большой сарай - лабаз, в котором когда-то давно хранились запас продуктов и других товаров для поселка. Их завозили по воде в навигацию, чтобы хватило на всю осень, зиму и весну.

Я осторожно обошла собаку, лежащую на ступеньках, ведущих к мосту, и зашла в магазин. Там работал телевизор, играла музыка, стояли продуктовые холодильники, давая надежду на наличие в продаже колбасы. Хлеба здесь тоже не оказалось, но зато нашелся лук, молочная свежая колбаса, и даже деревенская сметана и творог в маленьких пластиковых плошках. Теперь можно было и возвращаться.

Сашу я обнаружила слегка озабоченным - он показал мне обломок горлышка бутылки с пробкой, очень острый, и сказал, что он лежал буквально в двадцати сантиметрах от нашей лодки, и мы могли напороться. Александр взял камеру и отправился снимать магазин на понтоне и деревню, а я осталась наслаждаться жарким солнцем и свежей баранкой, попутно любуясь Вишерой. Вода в ней чистая, быстрое течение, глубина практически везде большая, так что нам не приходится вести лодку пешком - очень мне нравятся такие реки! А прекрасный воздух и изумительные виды по берегам довершают картину.

Через некоторое время из своего похода по Вае вернулся Александр, к моему изумлению, неся с собой булку черного хлеба. Это во "Флагмане" умному и обаятельному мужчине девушка-продавщица не смогла отказать в любезности, и продала хлеб, который хранила для себя. Она рассказала, что хлеб завозят в Ваю раз в неделю, его сразу раскупают жители, замораживают и сушат впрок. Еще Саша принес второй пакет баранок. Можно было продолжать путешествие.

Наш путь лежал к новому мосту, где мы собирались пообедать. Мы вышли на середину реки, проплыли уже последние домики деревни, и тут увидели, как над водой летит крохотная синичка-гаичка, а на нее сверху с криком стремительно налетает сокол, сбивает в реку, и начинает заходить на второй круг, чтобы уже схватить. Птичка отчаянно трепыхалась в воде.

Мы стали скорее грести в сторону синички, в это время сокол попытался ее цапнуть в когти, но Александр махнул веслом, чтобы отвлечь его, и он, к счастью, промахнулся. А вот мы успели подплыть, и Саша выловил пичужку. Она была совсем мокрая, но храбро пыталась клевать руку тонким клювиком. Мы подвели лодку к берегу, и Александр поднялся на луг, чтобы ее выпустить. Она даже лететь не могла, ускакала в кусты сушиться и чистить перышки. Мы пожелали ей удачи, и продолжили путь.

Очень скоро показался такой же железный мост, как мы видели у Золотанки, только без волноломов. Мы направились к правому берегу, где было удобно высадиться. Что-то похожее на строительную площадку. Саша пошел поснимать мост и вид с него, а я начала резать салат и колбаску на обед. Мы поели, закусили творогом, сели в лодку и отчалили.

Метров через 500 мы прошли мимо большой компании с машинами. Они расположились на берегу с палатками, навесами, веревками с бельем... Там было много взрослых и детей, и, судя по запасам дров, они стояли в этом месте уже давно, и планировали стоять еще долго. Когда мы уже миновали их лагерь, от берега отплыла лодка с тремя людьми и пошла вниз по течению. Потом мы видели, как они набирали воду у маленькой речки.

Мы прошли скалу Голосская, миновали острова Гостинские, длинный и широкий пролет с сильным течением, какую-то затонувшую баржу. Александр покидал спиннинг, но безрезультатно. Для щук слишком быстрая вода, а хариусы с тайменями не клюют на такую приманку. Иногда из леса налетал достаточно холодный ветер, но в остальное время воздух радовал теплом. На небе сменяли друг друга солнце и кучевые облака.

После Ваи километров пять по пути встречались несколько вполне приличных, подходящих для стоянки, отмелей. Но вставать было рано. В этот день мы проплыли по Вишере без всяких усилий тридцать километров, несмотря на то, что вышли поздно, да еще в Вае стояли часа два. Тогда как по Улсу иногда получалось всего три километра за день.

По правому берегу увидели мы избу, относительно новую, под солидной крышей, а недалеко от нее - рыбаки с лодками. Чуть ниже по течению стоял еще рыбак, Саша спросил у него, что это за изба? Мужчина ответил, что они с односельчанами ее срубили сообща, чтоб на рыбалку ездить. Вишера переставала походить на дикую и глухую реку.

Еще надо заметить, что за время путешествия мы так привыкли к чистому воздуху, что даже дым от сигареты рыбака чуяли теперь метров за сто-двести! Ниже по тому же берегу мелькнула еще изба, но уже вся такая таинственная, с замшелой кровлей, закрытая кустарником, к ней и тропинок не было, и казалось, что на берегу специально сделан завал из деревьев, чтобы ее скрыть.

Впервые за наше путешествие увидели большую цаплю, она торжественно пролетала мимо. Видимо, здешние воды уже не такие холодные, как на Улсе, и эта птица может найти себе в них пропитание. Еще наблюдали битву соколов, они подрались, кричали друг на друга, налетали, стараясь ударить. Что не поделили - неизвестно. Утки тоже встречались. В Вишеру впадало много ручьев и речек. Наиболее крупные были Верхняя, Средняя и Нижняя Золотиха. Утром, проплывая мимо, мы увидели, что там перекат из крупных камней высотой всего полметра, а гремит, как водопад.

Как всегда, когда было уже пора вставать на ночевку, все отмели закончились. Мало того, даже выходов на берег, где палатку поставить на открытом месте, больше не попадалось. Были тропки, ведущие под полог елового леса, где в темноте и сырости виднелись вытоптанные рыбаками полянки, но нам не хотелось так ночевать, наверняка там комаров полно. Хотелось есть, у меня устали от гребли плечи и руки, да еще почему-то онемела правая нога, видно, сидела неудобно. Так что стимул поскорее высадиться на землю был. Александр съел баранку с голодухи.

Увидели слева впадение речки Золотихи, подошли посмотреть, нельзя ли возле нее встать. Но оказалось, что там все покрыто большими валунами, заросшими травой, а между ними вместо земли - вода. Так что не вышло. Напротив речки была небольшая скала Гребешки, но возле нее тоже места не было. А вот когда проплыли мимо скалы, на правом берегу увидели открытое пространство, где земля казалась почти белой. Мы подумали, что это светлая галька, и повернули туда.

Это была не галька, а самый настоящий песок, как на море. Туда был выход, мы заметили костровище и тропинки в лес, и причалили. Было около 6 вечера. Мы выгрузили вещи, втащили на берег лодку. Саша стал заниматься палаткой, а я отправилась за дровами. Вокруг были елки и березы, а нам нужна была сосна. Пара этих деревьев виднелась неподалеку, но пройти к ним я не сумела - лес был сплошной бурелом. Зато там обнаружилось месторождений лисичек.

До этого я планировала сварить на ужин суп "Куриный с вермишелью", но поняла, что он будет грибным. Вот только все дрова, которые мы здесь нашли, оказались сыроватыми, поэтому пришлось довольно долго воевать с костром. Свой запас сухих дров мы экономили на черный день. Но, в конце концов, суп сварился, чай вскипятился, и мы поужинали. В процессе готовки я периодически отходила в лесок - он здесь был просто замечательный, без болотин. Чего там только не росло! И брусника, и малина, и черника, и земляника, и костяника... Больше всего было черники. Я ее насобирала порядочно, так что можно было завтра сделать десерт - творожок с ягодами и сгущенкой.

Еще в этом чудном лесу было огромное разнообразие кустарников, трав и цветов, и все вместе производило пьянящее впечатление, в том числе и прелестным ароматом всей этой зелени. Это место просто очаровывало. Единственным минусом было близкое расположение дороги, ведущей в Красновишерск. Она проходила по другому берегу, и по ней часов до 9 вечера иногда грохотали лесовозы. Мимо нас проплыли пара моторок с рыбаками. Когда после ужина мы мыли посуду, обнаружили, что здесь в реке много мальков, и они, как и на Чусовой, не пугливые и активные - хватают любой корм и не шарахаются в сторону от любой тени.

Александр занялся наведением красоты - подогрел воды и сбрил отросшие за время путешествия усы. Резко помолодел. Вот так окончился наш первый день пути по Вишере. Спать мы легли, еще пока даже темно не было. Так как все-таки устали, уснули быстро. Проснулись уже в темноте от рева моторок. Судя по всему, их было три. И в ночной тишине этот звук был просто оглушительно громким. Моторки поравнялись с нами, одна проплыла мимо, а два мотора заглохли и стали приближаться к нашей стоянке.

Александр приоткрыл сверху оконце и выглянул. Он увидел, что длинная деревянная лодка, накрытая белым полиэтиленом, уже причалила метрах в двух от палатки, а вторая, светлая резинка, на середине реки ждет очереди на парковку. Но тут мужчина в резиновой лодке заметил нашу палатку, и стал говорить спутнику, что место уже занято, здесь люди спят. Но тот товарищ из деревянной лодки, вероятно, довольно нетрезвый, ничего не понимал, и, громко кряхтя, пытался вылезть на берег на четвереньках. На нем еще был надет грубый брезентовый плащ, который мешал двигаться, так что действовал мужчина на редкость неуклюже.

Выполз, и упал на землю, как подкошенный. Тут только он услышал слова напарника о том, что место занято, и надо плыть дальше. Разочарованный, дяденька снова завалился в лодку и завел мотор. Но ушли они не сразу, сначала пытались найти местечко на противоположном берегу, поэтому еще минут 15 мучили нас ревом, тарахтением и своими криками "О, е! Да тут везде вода... твою мать!" Видно, то ли сильно устали, то ли бензин уже кончался... И еще долго мы слышали, как они подходили к берегу в разных местах все дальше по реке. Наконец, все стихло, и мы уснули до утра.

Продолжение рассказа о нашем путешествии по Улсу и Вишере

Как вернуться с Вишеры на большую землю

О том, как добраться до Вишеры, написано в первой части, где мы плыли по реке Улс. Также есть информация о заброске в верховья реки в другом рассказе про Вишеру, читайте. Тут я скажу, как сняться с реки.

Заканчивать сплав по Вишере лучше в городе Красновишерск. Железной дороги там нет, но есть автостанция, и можно на автобусе доехать до Перми или других крупных городов Пермской области.

Железная дорога в тех местах идет от Соликамска через Яйву, Кизел, Губаху, город Чусовой, и далее через Тагил до Екатеринбурга. Это самый удобный вариант, в пути 15 часов. Там, где проезжает автобус, можно сделать пересадку. Если на этот паровоз мест нет, то можно добраться на электричке от станции Калийная до Чусового, и там будут другие варианты. Либо в Пермь, там рейсов побольше.

На автобусе от Красновишерска до Соликамска 100 километров, это примерно 2 часа, до Перми - 320 км, в пути около 6 часов.

Магазин в поселке Вая

Карта реки Вишера

Фрагмент из фильма о путешествии по Улсу и Вишере
"Поселок Вая"

Остальные фрагменты из путешествия по рекам Улс и Вишера
Вы можете посмотреть на ютубе