Путешествие по Улсу и Вишере

О Вишере мы знали уже давно. Знали, что река эта течет на севере Пермского края, славится своими удивительными скалами, часто в литературе называется "Алмазная Вишера", и добраться до нее из наших мест непросто и недешево. Наверное, поэтому, мы не спешили туда попасть, но мечтали, а пока путешествовали по уральским рекам, что поближе. Но вот настал момент, когда все наиболее интересные и доступные реки были нами пройдены, дошла очередь и до неизведанной Вишеры.

Река Вишера поразила нас своей суровой красотой и отдаленностью от большой земли, там особенно чувствовалось, что она более северная. Вокруг дремучие еловые леса, местами непроходимые. А таких скал, как здесь, мы не видели больше нигде. Даже широко известная Чусовая не может сравниться с Вишерой, с ее великолепными, огромными Камнями - Писаный, Говорливый, да один Ветлан чего стоит!

Множество исторических мест в окрестностях Вишеры тоже прибавляет ей очарования. По берегам заброшенные деревни и села, раньше довольно людные, а сейчас пустые и тихие. То и дело видишь древние бревна, которыми были укреплены берега, остатки пристаней и мостов, загадочные намеки на просеки в лесах - следы работы лесорубов, рудокопов... И более свежие исторические перемены - старые паромные переправы, замененные теперь железными мостами.

На Вишере мы прожили несколько дней нашей жизни - насыщенных, интересных и спокойных. Прошли мы по ней около 130 километров, по самому популярному участку от Усть-Улса до Красновишерска. Жилых деревень на этом участке Вишеры немного - Вая, Сыпучи, Вишерогорск, Заговоруха и Романиха. Вишера полноводная, большая река, и сплавляться по ней можно в любое теплое время года. Места для стоянок проблемы не составляют, отмелей достаточно. Питьевая вода на всем протяжении реки - из впадающих ручьев и речушек. Дно реки каменистое, потому вода прозрачная. Она теплее, чем в Улсе, так что всякие утки, цапли уже встречаются, а вот рыбы немного, хоть местные рыбаки и говорят, что и щуки водятся. Приглянулась нам Вишера, не зря мы о ней мечтали, все ожидания оправдались, и хочется когда-нибудь еще раз туда вернуться.

Это одиннадцатая часть рассказа о нашем путешествии. Рекомендую начать с первой

По реке Вишера

День 11. Рыбацкая изба, заброшенная деревня Акчим, отшельник Геннадий, Камень Писаный, ночной таймень

Утро началось с того, что на берег прилетел ворон, уселся на нашей поляне, и стал петь. Уж такие он рулады выводил! Очень похоже на тропического попугая курлыкал. Потом к нам на крышу прилетели трясогузки, стали там бегать, скакать, трещать крылышками. А одна несознательная птица какнула на палатку. И еще кто-то пищал у нас под лодкой. Саша сказал, что ночью, пока не спал, слышал, прислонив ухо к подушке, какой-то хруст. Видимо, грызун нашел сухарик и ел его под лодкой, но все пакеты с продуктами выглядели целыми.

После звонка будильника я еще полежала немного, и вышла наружу. Батюшки, а там вокруг все как в молоке! Туман такой, что не видно ни берега, ни начала реки, ни конца. Ладно, подумала я, и стала делать зарядку. Сквозь туман призрачным кругом пробивалось солнце. Я довольно долго будила и приводила в чувство Александра, потом он тоже пошел делать зарядку. Потом завтракали баранками и сыром. Александр поснимал красивые цветы, пчелок на поляне, паутину с капельками росы.

Отплыли где-то в 11 часов, когда рассеялся туман. Тогда стало понятно, что день солнечный и теплый. Но уплыли мы недалеко - Саша опять засек избу. Пришлось причалить. Отправились на разведку к домику. Тропинка была выложена плашками из бревен, дворик тоже ими выложен.

Избушка добротная, с крытым крылечком типа мини-веранды. Всякая утварь вокруг... Внутри печка, нары, стол. Все как всегда. Но напрягает то, что люди, которые там живут периодически, так по-свински ведут быт. Все, абсолютно все, до последней кружки, было грязным. Как им самим не противно? Неужто трудно помыть за собой? Эта грязь совсем не гармонировала с красотой природы вокруг. Короче, у меня такие избы вызывают брезгливость. А вот Саше все нравится - место глухое, и домик хороший... Мы поплыли дальше.

После впадения в Вишеру Нижней Золотихи, пошел длинный прямой пролет. Там видели несколько съездов с дороги к реке, на одном стояла машина, были люди. Река повернула налево, там в заводи под скалами Саша еще раз попытал счастья со спиннингом. Не повезло. Лодка была почти вытащена на берег, я сидела и ждала. Потом по-братски разделили вкусную грушу, и с удовольствием ее умяли. Александр предложил сегодня сварить что-то горячее не в ужин, а в обед, пока хорошая погода.

Нам как раз попалась прекрасная большая отмель посередине разлива реки. Во все стороны - простор, голубое небо, пышные облака. Кудрявые кустики, крупная галька. На противоположном берегу Вишеры живописная небольшая скала. Река золотится под солнцем. Райский курорт! К тому же полно сухих дров. Костер сделали быстро, сварили макароны с тушенкой и кисель на десерт. Богатый получился обед. Пещеры, которые значатся до Акчима, решили не искать, все равно туда нормальных троп нету, а по дебрям шататься не хотелось.

На отмели ночевали люди, мы видели следы от палаток, там галька была убрана прямо до земли. Посмотрели карты - где мы. Оказалось, за следующим поворотом нас ждет деревня Акчим, неизвестно - жилая или нет. Мы отчалили, немного отдохнув. Доплыли до скалы по протоке с быстрым течением. Там река сворачивала, на левом берегу зеленел живописный покос с елочками и палками для стогов, а на правом были раскиданы домики Акчима. Еще на реке были несколько небольших островов. По домам стало ясно, что вряд ли кто-то живет в этой деревне. Мы решили там высадиться, поискать живых людей, расспросить их.

Обогнули длинный плоский остров Пальничный, и заметили, как от берега отходит лодка с четырьмя людьми. Трое мужчин в белых рубахах, а один - в черной. Один парень улыбнулся нам, блеснув металлическими зубами. В той же лодке сидела маленькая собачка гламурного вида, типа мальтийской болонки. Она нас звонко облаяла, и лодка скрылась за поворотом. Вероятно, люди приезжали сюда косить и ставить стога. Весь склон, где был расположен Акчим, был выкошен, и стояло множество высоких плоских стогов - такими их делают в этих местах, чтоб быстрее сено сохло. Стогов было больше, чем домов.

Мы стали подплывать к месту выхода к берегу дороги, и увидели, что к покосившемуся сарайчику подходит пожилой дядечка, снимает замок, достает мотор для лодки. Сарай он снова закрыл, мотор навесил на лодку, и отчалил нам навстречу. Александр его остановил и спросил, кто здесь живет. Старичок ответил, что живет тут один. Саша говорит - а как же без электричества? А старичок говорит - у меня генератор есть. Выяснили, что зовут его Геннадий, ему около 70 лет. Живет он охотой и рыбалкой. Но он торопился, так что долго разговаривать с нами не стал, уплыл, а мы пошли осматривать деревню.

Тот ее живописный участок на склоне было лишь половиной Акчима, остальная часть шла ниже по течению реки уже на пологой низинке. Дома располагались хаотично, без намека на улицы. Огородов уже тоже не было видно, только дома в окружении травы и кустов. На всех более-менее открытых и ровных местах трава была скошена, а вокруг строений высилась в рост человека. Кое-где разросшиеся деревья почти скрывали крыши и стены. Все домики старые, покосившиеся, но практически на каждом висит замок. Ясно, что люди сюда приезжают, видимо, используя дома как место для ночевки по время покоса или рыбалки. Бывшие это жители Акчима или соседних деревень - неизвестно.

Мы поднялись по дороге на горку, осмотрели два дома, где, предположительно, и жил Геннадий - только к ним были протоптаны тропинки. Все было крайне бедно. Видно, что готовит он летом во дворе на маленькой железной печке, там стояла и посуда - все старое, заржавленное и убогое. В сарайке такой же старый инвентарь, инструменты. Огорода нет, и непонятно, где же Геннадий берет овощи, картошку, хотя бы. И ни козы, ни собаки у него, ни кота... Короче, печально все.

Потом я спустилась поближе к лодке, а Саша отправился поснимать дальние домики. Одна банька была во всю высоту меньше его роста, примерно по грудь, а внутри вообще для лилипутов - предбанник не больше 140 см, там лежали дровишки, старый ковшик. А сам вход в парилку вообще по пояс, войти можно только на коленях. И внутри крошечное оконце для света, маленькая лавочка, сантиметров 30 шириной, полатей нет. Печурка старенькая, а на нее навалены железные детали - шестеренки и тому подобное, видимо, чтобы это все нагревалось и держало тепло.

Дома частично разрушены, заросли черемухой, стены ушли в землю, иногда метра на полтора. У домов иногда висели какие-то лохмотья древней одежды, иногда - инвентарь для сенокоса, всякие вилы, самодельные деревянные грабли. На домах с замками висят занавески на окнах, чтобы посторонние глаза не видели, что там внутри.

Вид с пригорка открывался прекрасный, мирный и уютный. Солнце освещало зеленые покосы, золотило реку. Запах трав и цветов добавлял сказочного очарования. Впервые за поход я увидела двух стрекоз... Было очень жаль, что люди ушли из такого красивого места. А еще больше жаль, что таких мест по Уралу и России тысячи и тысячи...

Наконец, Саша вернулся, пожаловался, что все ноги крапивой обжег, и мы сели в лодку. Обогнули небольшой мысок, и увидели на правом берегу стояночку. Там на полянке трава была выкошена, и имелось костровище. Мы вышли, побродили по стоянке, решая, ночевать ли здесь или нет. В конце концов, постановили плыть дальше, потому что время еще было не позднее, а прошли мы всего 17 километров от ночевки. Так что мы просто поужинали там салатом, закусили пудингом собственного приготовления из черники, сгущенки и творога, да и поплыли дальше.

Ниже по течению, по правому берегу Вишеры возвышались скалы, которые назывались "Камень Писаный", а за ними должно быть село Писаное, и еще на карте в скалах была обозначена пещера. Нам захотелось пристать туда и подняться на скалу, ведь это первая большая скала на Вишере. По длинной протоке мы приблизились к Писаному, и изумились, насколько он высокий, около 80 метров, гораздо выше, чем скалы на Чусовой. При этом его грандиозные вершины тянулись далеко за поворот, и конца ему не было видно.

Конечно, мы решили на него забраться, ведь вид сверху обещал быть незабываемым. Рядом с камнем на берегу видны были две стоянки, явно для больших групп туристов, со столами, табличками, костровищами... А под самим Писаным нашелся выход на берег и уходящая наверх тропа. Мы втащили лодку на камни, осмотрелись в поисках рыбаков или туристов на реке - никого не было. Тогда мы отправились к вершине по крутой тропе.

Тропа была земляная, с корнями и камнями, за которые можно было цепляться и ставить на них ноги, так что подниматься было не слишком сложно. Но в одном месте на тропу упало дерево, а Саша его не заметил, глядя, в основном, под ноги, и ударился головой. Таких упавших деревьев было много, и большая часть их была пропилена бензопилой. Наверное, туристы здесь бывают.

Но вот мы поднялись на вершину, и вышли к краю скалы. Оттуда до горизонта открывался простор неба над лесами, величественная Вишера в оба конца, село Акчим вдалеке, остров ниже по реке и уходящие бесконечно вершины камня Писаный... В спокойной воде реки отражалось небо, облака, скалы и сосны. Александр снял этот дивный вид, и мы перешли на другую вершину, более высокую и открытую. Даже воздух здесь, наверху, имел какой-то особенный аромат свободы. Наверное, где-нибудь на Эльбрусе так же люди чувствуют себя парящими над миром. Казалось, мы на одной линии с летящими по небу облаками.

Напротив камня на противоположном берегу виднелась небольшая стоянка. А на самих вершинах кроме сосен росли еще и кедры. Уходить не хотелось, но мне пришлось - лодка-то внизу с вещами одна, без присмотра. Так что я потихоньку стала спускаться вниз, стараясь не поскользнуться, а потом ждала Сашу на бережку. Он помахал мне сверху, и пошел к следующей вершине.

Александра не было довольно долго, а когда он спустился, то первое что сказал - быстро плывем к противоположному берегу на стоянку, чтобы успеть до дождя. Это он сверху увидел приближение ненастья. Так мы и сделали. Прихватили с собой сосновое бревнышко на дрова, и пристали к берегу. Все было хорошо, кроме черной, сырой земли под ногами. Она была растоптана ногами туристов, а высыхать не успевала из-за тени от густого леса. Так что подниматься и спускаться к воде, было очень неудобно. Но выбирать не приходилось.

Выбрали мы место под палатку под большой раскидистой елью, там было сухо, и лежали хвойные ветки. А сама поляна имела прямоугольную форму, и была достаточно обжитой. Правда, красоты там не наблюдалось, но все было практично - чурбаки, лавочка, костровище, и даже дрова, накрытые коробками. Вся красота была на другом берегу - вид "из окна" очень радовал - великолепные скалы впечатляли... Палатку мы поставили до дождя, вещи все успели сложить и накрыть лодкой. Но осадки оказались небольшими, в палатке посидеть пришлось всего минут двадцать, а потом можно уже было ставить воду на вечерний кофе. Мы как раз успели записать на диктофон дневные события.

Вышли наружу, пошли искать мелкие дрова на розжиг, потому что на стоянке были только крупные чурбаки. Оказалось, что позади поляны буквально в двух метрах начинается болото, и дров там искать глупо. Тогда мы использовали свои запасы. И еще выяснилось, что близкое болото обеспечило эту стоянку некоторым количеством гнуса - очень мелких, почти невидимых, мошек, которые больно кусаются. Дождь и прохладная погода сделали их неактивными, но силы у этих крошек хватало, чтобы ползать у нас по ногам, там, где ступни, и покусывать. Укусы потом, естественно, будут чесаться. Так что пришлось нам срочно носки и штаны надевать, репеллент от комаров на них не действовал.

На хорошем костре вода быстро вскипела, и мы выпили кофейку с сарапульскими пряниками, а потом и на завтра чай заварили. Сидели на чурбачках, любуясь камнем Писаным, и обсуждая, скольким этажам дома соответствует его высота. Сошлись на пятнадцати. Сосны на вершине скалы выглядят, как карандаши. А мы наверху были, и знаем, что сосны нормальной высоты. Вот так.

Течения в реке под Писаным почти не было, вода была зеркально гладкой. В ней отражался камень с разнообразными узорами на поверхности, с нишами у линии воды. Их отражение создавало иллюзию букв, можно было прочитать слово "здесь". Иногда вдали слышался грохот и рев моторов лесовозов с дороги, но совсем тихо - далеко все-таки. А еще слышали голоса на реке - рыбаки, наверное.

Полюбовались мы, и решили ложиться спать, а то становилось и темно, и холодновато. Умылись и нырнули в палатку. Заметили, что на этой стоянке удивительно тихо - река не шумит, скала от всех звуков отгораживает с одной стороны, лес - с другой. Да и сам лес не шумел, ветра не было. Поэтому в палатке создавалась иллюзия настоящей спальни в доме, что давало надежду на спокойный сон.

Ха! Размечтались. Как только абсолютно стемнело, а мы покрепче уснули - началось. Сначала кто-то толи пришел, толи подплыл к берегу внизу, и стал чем-то брякать. Причем совсем рядом. Александр выглянул и сообщил, что это идет на шесте против течения рыбак на лодке. Рыбак тащился вдоль берега минут десять. Потом мы снова заснули. Ненадолго. Мимо протарахтела моторка. Уснули опять. Проснулись от звуков хождения по берегу под нашей палаткой. Александр выглянул, вздохнул и вылез из палатки прямо в трусах.

Под нами очередной рыбак устроился ловить рыбу, разложил свои причиндалы, видимо, надолго. На Сашин вопрос "Кто здесь плавает ночами?" ответил "Таймень не берет ни хрена". Логично. Рыбак был уверен, что таймень живет именно в омуте под Писаным, но отчего-то не желает клевать его "чудесного мыша". Господи, этот таймень, как порядочная рыба, наверняка спит и видит сны.

Александр спросил, надолго ли рыбалка? Тот говорит - да мы тут с братом до утра планировали... Александр выразил беспокойство - как спать-то в такой компании. Рыбак искренне удивился - ведь мы, говорит, не воры какие-нибудь, и будем очень тихо. И в подтверждение своих слов, что они с братом не нарушат нашего мирного сна, выронил с грохотом уключину. Я в палатке уже тихо подвывала от смеха. Саша пожелал рыбаку побыстрее поймать тайменя и идти спать.

Продолжение рассказа о нашем путешествии по Улсу и Вишере

Как вернуться с Вишеры на большую землю

О том, как добраться до Вишеры, написано в первой части, где мы плыли по реке Улс. Также есть информация о заброске в верховья реки в другом рассказе про Вишеру, читайте. Тут я скажу, как сняться с реки.

Заканчивать сплав по Вишере лучше в городе Красновишерск. Железной дороги там нет, но есть автостанция, и можно на автобусе доехать до Перми или других крупных городов Пермской области.

Железная дорога в тех местах идет от Соликамска через Яйву, Кизел, Губаху, город Чусовой, и далее через Тагил до Екатеринбурга. Это самый удобный вариант, в пути 15 часов. Там, где проезжает автобус, можно сделать пересадку. Если на этот паровоз мест нет, то можно добраться на электричке от станции Калийная до Чусового, и там будут другие варианты. Либо в Пермь, там рейсов побольше.

На автобусе от Красновишерска до Соликамска 100 километров, это примерно 2 часа, до Перми - 320 км, в пути около 6 часов.

Заброшенная деревня Акчим

Карта реки Вишера

Фрагмент из фильма о путешествии по Улсу и Вишере
"Заброшенная деревня Акчим"

Остальные фрагменты из путешествия по рекам Улс и Вишера
Вы можете посмотреть на ютубе