Велопутешествие на гору Старик Камень, что под Нижним Тагилом

Гора Старик Камень высотой 755 метров лежит на условной границе Европы и Азии, в окрестностях Нижнего Тагила, ближайшие населенные пункты - поселки Левиха и Карпушиха. Рядом несколько горок пониже - Голая, Дикая, Оборотная. Со Старика их хорошо видно. На склоне горы курумник, и много сухих деревьев, что придает горе Старик Камень своеобразный вид. Давным-давно места эти были глухими, и бежали сюда от притеснений раскольники, прятались в тайге, строили скиты. Одно из известных мест - могила инока Павла.

Вообще эта гора находится на территории Висимского заповедника, в местности, которая называется "Веселые горы". Почему веселые, мне было непонятно, в интернете нашел объяснение, что слово это означало раньше "радующие глаз, красивые". Но чего-то красивого я там не увидел, места скорее глухие и дикие, особенно сухостой на горе. Радости тоже особой не испытал, наоборот, хлебнул немало трудностей.

На Урале гор с таким названием как минимум две: первая - недалеко от Краснояра, рядом с Платонидой и Шунутом, но та все-таки это больше скала, чем гора; вторая - у поселка Левиха под Нижним Тагилом, о которой речь, и это именно гора. Много лет назад я уже пытался добраться до нее, но в тот раз нам так понравилось местечко на речке Шайтанка, что мы решили провести все время отдыха именно там, и на гору уже не поехали. Маршрут на гору Старик Камень у меня разработан давно, просто ждал он своего часа. И вот, наконец, настало время осуществить этот поход, и я отправился в путь.

Забегая вперед, скажу - если бы знал, что меня ждет, не поехал бы туда. Но, с другой стороны - хорошо, что не знал, и поехал, и справился со всем, что приготовило мне это путешествие. В городе мы совсем отвыкаем от таких испытаний, так что получил я множество необычных эмоций и удовлетворение от преодоления. А как все было - читайте дальше. Надеюсь, мой рассказ хотя бы частично Вам передаст, что я там чувствовал, и Вы сможете все себе представить.

На этой страничке вторая часть рассказа. Рекомендую начать прочтение с первой части

"Знал бы - не поехал. Хорошо, что не знал"

День 2. Опять колдобистая дорога, гора Старик Камень, граница "Европы-Азии", могила инока Павла, речка Шайтанка, странный зверь

Все вещи были на месте, посторонних кругом нет. Порядок. Подумал, что надо было все-таки накрыть палатку тентом, а то под утро уже и в спальнике стало зябко. Но в целом чувствовал себя отдохнувшим, выспаться, можно сказать, удалось. Я выглянул наружу, увидел, что из-за вершин деревьев уже показалось солнце, освещая сбоку камушки в русле реки. Никаких насекомых пока не было, но это явно ненадолго.

Зато кругом порхали птички - целая стая. Они слетали к воде попить, искали насекомых в траве и кустах, и пищали на разные голоса. Они были разных видов. Одни цветом походили на воробьев, но были мельче и круглее, может, какие-то крапивники, другие имели зеленовато-серое оперение и желтоватые бровки над глазами - это, вроде бы корольковая пеночка. Были и синички.

Вышел я из палатки, стал делать зарядку, стоя в речке и глядя на бабочек, которые перелетали по камушкам. Переливницы - коричневые с белыми полосками и оранжевыми глазками на крыльях, большие перламутровки - оранжевые с коричневыми полосками и пятнышками, тополевые ленточники - коричневые с белыми, оранжевыми и синими полосками... Потом в палатке позавтракал чаем с бутербродами. Обнаружил, что часть сливочного масла растаяло и вытекло из обертки, хорошо, что было оно в пластиковом контейнере.

Как только вышел наружу, чтоб собирать палатку и вещи, на меня немедленно налетели оводы, и пришлось скорее надевать штаны, ветровку, накомарник, и брызгать руки репеллентом. Кусать меня перестали, но моментально стало ужасно жарко. Я вещи собирал уже совершенно мокрый. Пакеты с едой пришлось сушить, потому что на них утром выпала роса.

Из палатки надо было вытряхнуть залетевших туда оводов. Эти глупые создания раздражали, они не понимали намеков, если овода смахнуть или слегка шлепнуть, он не улетает, опасаясь за свою жизнь, а продолжает стремиться укусить. Сложил велорюкзак, в очередной раз удивившись, что он, кажется, стал меньше. Я даже проверил, не забыл ли чего?

Перед отъездом разделся, вошел в речку, перебил оводов, чтобы успеть сполоснуться, и освежился. Господи, да без этих назойливых разбойников здесь был бы просто рай! Из-за них даже не остановишься, чтобы полюбоваться природой, они сразу все внимание отвлекают на себя. Освеженный, я оделся в сырую одежду, перевез велосипед на другую сторону, сделал еще несколько фотографий этого местечка. К этому времени бабочек на камнях собралась уже большая стая.

И вот, проверив стоянку не предмет забытых вещей, и еще раз искупавшись (это очень приятная процедура), я отправился в дальнейший путь. Сразу начался подъем, так что приходилось все время идти пешком, и толкать велосипед в горку. Оводы постоянно грызли руку, которой я держал седло велосипеда, она же получается сзади, и я не вижу, что на нее кто-то сел. Рука уже опухла.

Постепенно лес изменился, стал более сырым, и число оводов уменьшилось, зато прибавилось комаров. Справа налево через дорогу перетекали несколько ручейков. Как-то раз впереди меня с дороги взлетела какая-то большая птица, больше глухаря. И по полету было похоже на хищника, то ли коршуна, то ли крупного филина. Крыльями она взмахивала медленно и тяжело. Она пролетела вперед, и там села на дерево.

Направо уходила дорога на гору Два Брата. С правой же стороны видел поляну со стоянкой, а слева внизу бежала Шайтанка. Идти здесь было чуть приятнее от того, что дорога все время была в тени, а то жара бы была совсем невыносимой. Поверхность дороги стала еще хуже, камни пошли крупные, по ним велосипед толкать - просто наказание, уже и руки устали, и ноги, и спина...

Развлекали меня наблюдения за окружающим - несколько раз дорогу переползали неуклюжие черные жуки-навозники, разок промелькнула ящерка... В одном месте увидал ручеек, и с наслаждением из него напился. Конечно, у меня с собой была припасена бутылка квасу, но я ее не открывал, потому что по такой болтанке квас взбаламутится, и станет невкусный. Так что его оставлю на обратный путь со Старик Камня.

Вскоре после этого дорога пошла направо в гору. Хотя куда уж больше в гору, казалось бы, и так крутой подъем. Через пару километров этот путь приведет меня к подножию гор Голая и Старик Камень. Пройдя несколько сотен метров, я решил спрятать велосипед с рюкзаком, и дальше идти налегке, а то уже сил не осталось, и взмок весь. Отвез я его метров на 20 от дороги, и положил в кустах. С собой взял только фотоаппарат, бутылку с остатками воды и тряпку, руки вытирать. И отправился на Старик Камень.

Кругом был смешанный лес, в основном, ели, березы и осины, сосен мало. Кустарника много, заросли травы повсюду. Между прочим, как только я оставил велосипед с рюкзаком, сразу стало гораздо меньше оводов, наверное, их привлекают большие размеры, они думают, что это корова идет, и можно поживиться. А просто человек не так интересен.

Вот так я и пыхтел в крутую гору. Было уже без двадцати двенадцать. Ладно хоть тенек присутствовал, и солнце иногда пряталось за облака. Заметил я ответвление дороги направо, в сторону горы Голая, и пошел по нему, думая сначала посетить эту вершину. Но навигатор показал, что дальше этот путь сворачивает куда-то в непонятном направлении. Я решил не рисковать, вдруг она просто через перевал идет. Вернулся, и пошел на Старик Камень.

По дороге увидел обустроенный родник, даже с табличкой, обложенный камешками, но, к моему большому сожалению, он совершенно высох, и воды мне не досталось, а она была бы очень кстати. А уже буквально через несколько минут я понял, что пришел - впереди увидел нагромождение камней, небольшую полянку, и под елкой скамейку с костровищем. Если бы родник не пересох, то тут и пожить можно было бы пару дней.

К вершине я решил подниматься по южному склону. Деревья здесь стали гораздо ниже и разлапистей, и между ними то и дело виднелись участки курумника и просто здоровенные валуны с пятнами зеленого мха и лишайника. Между ними торчали высохшие ели с корявыми стволами и торчащими сучьями. Я выбирал путь по открытым камням, это удобнее и безопаснее, чем по густой траве, видно, куда ногу ставишь. И вот в 12.20 я на вершине. Там в скалу был вбит металлический знак, точка триангуляции, и я сфотографировал рядом с ним свою ногу. От станции Быньговский прошел и проехал 40 километров.

Обошел я вершину, оглядывая окрестные горы и долины, наслаждаясь отсутствием насекомых - здесь их, наверное, ветерок сдувал. На горе Голая действительно был большой безлесный участок, покрытый серыми камнями. За ней, слева, выглядывала гора Оборотная. А между гор зеленели обширные поляны с низеньким еловым редколесьем и частыми фигурами высохших берез и елок. И вдаль простирались такие же невысокие, пологие старые горы, больше напоминающие холмы. Небо над ними было мутноватым от жары, с клубами крупных кучевых облаков.

Кстати, гора Оборотная 75 лет хранила одну очень интересную тайну. На склоне горы в 2017 году были найдены обломки упавшего самолета. Нашли их ребята из поискового отряда "Держава", из города Невьянска. А тем сообщил один турист, который также как и я пошел на гору Старик Камень. Он первым наткнулся на обломки, и впоследствии передал информацию поисковикам. Как впоследствии оказалось, этот самолет вылетел в мае 1942 года из города Воронеж, тогда назывался Куйбышев, и не долетев до Нижнего Тагила, врезался в гору. На борту было шесть человек, все погибли.

Поисковики сначала не знали, что это был за самолет, откуда и куда летел, и кто был на борту. Но при раскопках среди обломков они обнаружили орден Ленина, и по номеру выяснили, кому принадлежала награда, ну а там и маршрут узнали. А принадлежал орден Матвею Борисовичу Шенкману, который в годы войны был директором завода, где собирали знаменитые самолеты ИЛ-2. Так получилось, что гора Оборотная хранила эту тайну ровно 75 лет. В общем, весьма интересная история, в интернете даже фильм есть об этом - "Шенкман - последний полет", посмотрите, это наша история...

Ну продолжу. Видел помет косули и пару лежек с утоптанной травой у подножия небольших скал. Попался и след от велосипеда, а рядом большой отпечаток лосиной ноги на грязи. Присел я отдохнуть на вершине, на голову повязал тряпку, предусмотрительно намоченную в ручье - для охлаждения. Кофту снял, положил проветриваться. Полюбовался разными горами - Два Брата, Билимбай, Ежовая. Разглядел и поселок Левиха вдалеке, и даже, вроде бы, Черноисточинский пруд.

На западную сторону гор уже не было, сплошной лес до горизонта... Но вообще вид ничего выдающегося из себя не представлял, видали мы и получше, это вам не Таганай и не Конжак. От горы Старик Камень я ожидал большего. Так что постигло меня некое разочарование. Видимо, избалован я красивыми местами, много где побывал, много чего повидал. Мог бы в такую погоду валяться где-нибудь не бережку хорошего водоема, и оводов бы не было. Понял, что мне хочется на юг, там и красот всяческих больше, и неудобств всяких меньше, и море, опять же...

На гору Голая я решил не ходить - подниматься надо было по мелкому неудобному курумнику, а вид с нее ничуть не лучше, чем со Старика. Посидел на вершине, полюбовался бескрайними лесами, и после небольшого отдыха, начал спуск вниз, чтобы пообедать и ехать уже в сторону дома, но другой дорогой, через Карпушиху. В голове мысли крутились вокруг прохладной речки и кваса.

Дошел до велосипеда, вытащил его на дорогу, и расположился на обед, благо, кусачих здесь почти не наблюдалось. Аппетита что-то особого не было, больше по необходимости съел я три пирожка, немного колбасы, помидорку. Видно, жара действует, во рту все пересохло. Пришлось все это квасом запивать. Закусил грушей, порядком помятой, зато сочной.

После обеда я сел на велосипед, и поехал вниз и вправо, но спуск продолжался недолго, снова начался подъем, так что пришлось опять толкать велосипед. Но теперь все было немного лучше, и подъем не так крут, и оводов гораздо меньше. Ну и настроение было спокойное - дошел все-таки...

Через несколько километров, наконец, дорога пошла вниз, и стало возможно хотя бы периодически ехать. Хотя на больших колдобинах велосипед подпрыгивал вместе с велорюкзаком, приходилось часто ехать на тормозах, или вообще идти пешком, чтобы багажник не сломался под тяжестью рюкзака. Лес кругом был дремучий, берез не видно, одни осины да ольха, ну, елки еще.

В 15.10. устроил маленький привал, попил кваску. Очень надеялся, что дорога дальше пойдет получше, и можно будет увеличить скорость. Но попался мне еще один затяжной подъем, больше километра, но камни на дороге уже были мелкие и довольно ровные. А дальше я переключил велосипед аж на 3 передачу, и поехал уже с нормальной скоростью.

На перевале проехал мимо скромного столбика "Европа-Азия" с большим муравейником позади. На дороге видел безногую ящерицу - не то медянку, не то веретеницу, цвета темной меди, с металлическим блеском, упитанную такую, длиной примерно 40 сантиметров. Сделал ее фотопортрет, конечно. Она на меня даже внимания не обращала. Потом я повернул по дороге налево и вниз, здесь встречалось множество пересохших ручьев, некоторые крупные и с каменистым дном. А вода только в редких лужах. Еще попались останки зайца, которого, видно, растерзал какой-то хищник, наверное, коршун. Валялся на дороге серый пух и одна лапка.

В 16.20 я доехал до ЛЭП, и повернул налево, до речки Полуденная Шайтанка. Где-то здесь находится могила инока Павла. Я решил найти эту могилку, хотя дорога туда была очень плохой, вся в засохших глубоких колеях и обширных лужах. Так что велосипед надо было оставить здесь, и идти пешком, тут не больше 500 метров. Так и сделал. Погодка радовала, ветерок обдувал. Шел я по ЛЭП, когда проходил мимо большой лужи, вода в ней забурлила от огромного числа головастиков, а в одном месте впереди заметил улепетывавшего от меня во все лопатки зайчика.

Свернул я направо, увидел там большую поляну и какие-то строения: несколько рядов грубых деревянных скамей, перед ними - что-то вроде деревянной крытой эстрады в виде сарая, и там установлены три деревянные трибунки и лесенка. На трибунки, видимо, священники кладут книги, когда ведут молебен. Крыша этой постройки еще не была доделана, шифер положен только на половину, остальной сложен на земле. Стояли два туалета, большое костровище и дрова.

А вот самой могилы инока нигде не видно. Решил обойти это место по лесу, поискать могилу. Сразу заметил, что ни в лесу, ни на поляне вообще нет насекомых - ни комаров, ни мошек. ни оводов. Удивительно. А сам лес абсолютно дремучий, полный вывороченных с корнями деревьев и покрытых мхом поваленных старых стволов. И нависают древние ели и пихты с мохнатыми ветвями, оттого сумрак стоит, как вечером. И торчат кое-где огромные каменные глыбы, величиной с лесную избушку, полускрытые упавшими деревьями.

Мне было удивительно, чего инока занесло в такую глушь и далеко от речки? Вот бы узнать, что это был за человек, какие причины привели его к отшельничеству, как он здесь жил? По приезду я стал собирать информацию об этом человеке, ну и вообще о старообрядцах, если Вам это тоже интересно, можете почитать на страничке «Могила инока Павла».

Вышел я на полянку метров 20-30 в диаметре, кругом росли кустики, похожие на акацию, явно специально высаженные. Вернулся я к строениям по другой тропинке, и здесь увидел могилку, она почему-то находилась за стеной сарая. У дерева стоял деревянный крест, когда-то покрашенный коричневой краской. Сама могилка была обложена каменным бортиком высотой полметра, а внутри насыпана земля и растут трава и цветочки. Рядом с крестом, установленным в земле, был еще старый, прибитый к толстой осине, и он теперь поднялся вместе с выросшим деревом метра на три - то есть приколачивали его явно лет пятьдесят назад.

Я немного посидел в этом месте, подумал, что хорошо бы здесь палатку поставить - и дрова есть, и комаров нет. Но вот то, что вода отсутствует, сводило на нет все преимущества. Хотя видно было, что раньше тут ставили палатки, паломники, видимо. Взял я для костра доску и небольшое бревнышко, и пошел обратно к реке.

На просеке меня снова охватила жара. Вдалеке виднелся мой велосипед. Ночевку решил устроить на ЛЭП, у Полуденной Шайтанки, это удобно, вода рядом, место под палатку есть. А оводы - ладно, переживем! Разгрузил рюкзак, насобирал сухих палочек на растопку. Поставил палатку, закидал в нее вещи, и решил лечь внутрь отдохнуть немного. Прямо в одежде забрался. Уже там стянул мокрые вещи, все в песке, и переловил залетевших вместе со мной жужей, роившихся под потолком. В это время вышло солнце, и в палатке стало невыносимо жарко. Хорошо, что скоро оно должно скрыться за вершинами деревьев.

Лег я, раздетый, стал говорить на диктофон, ощущая, как по рукам стекают капельки пота. Хотелось спать, но засыпать немытым было некомфортно. Надо было выйти и сполоснуться в речке. Минут через двадцать я вылез наружу, и отправился к речке, мелкой и узкой. Но, на мое счастье, нашлась в ней ямка с глубиной сантиметров 40, где было удобно сполоснуться. Немедленно налетели оводы, так что приходилось сначала устраивать им побоище, потом начинать мыться, потом снова делать паузу, чтоб перебить вновь прибывших, которые старались укусить в намыленный бочок. Прямо возмущение вызывали эти глупые насекомые!

Вот такими короткими перебежками я одолел мытье. Оделся, и стал заниматься костром. Разделал топориком доску и поленце, взял сухих палок, и запалил костерок. Поставил в котелке немного воды, чтоб залить лапшу. Я очень давно не ел лапшу быстрого приготовления, в последний раз это было много лет назад. Тогда в походы я как раз брал всякие консервы и доширак, готовить не заморачивался. А тут она попалась мне на глаза в магазине, и подумал, что можно так сказать, вспомнить молодость. Купил "Доширак" в пластиковой прямоугольной коробке. И вот я открыл ее, обнаружил там маленькие пакетики с приправами, их содержимое высыпал в коробку, к лапше. Залил все кипятком, пока доставал разные вещи для ужина, все заварилось.

Мне приходилось постоянно двигаться, чтобы усложнить оводам задачу кусать. Небо тем временем заволокло облаками, и навалилась духота. Сел было на бревно, чтоб поесть, но из-за проклятых оводов это было просто невозможно, они лезли и в рот, и в глаза... Пришлось идти опять в палатку. Лапша была горячей, что было бы лучше в прохладную погоду. А так ничего особенного, только сильно острая. Наверное, в специях было много перца, так что надо высыпать не полностью, а лишь половину.

Пластиковую коробку пришлось сжечь, надеялся отпугнуть ядреным дымом насекомых - не помогло. Допил квас, который уже порядком потерял свои вкусовые качества в долгой дороге по жаре. Вскипятил еще воды и заварил чай в термосе на завтра, а сам допил остатки. Там было много, так что хватило на две кружки, которые я и пил весь вечер с тремя пряниками.

Пока заливал термос, метрах в десяти от палатки в кустах происходило что-то непонятное. Сначала прилетел к луже на дороге дрозд попить водички. Через некоторое время там же, рядом, но в зарослях, стали раздаваться какие-то звуки, для птицы слишком громкие. Характер звука я не мог определить - то ли зверь кричит, то ли птица, а может, люди к могиле инока приехали, и что-то там делают. Но звуки продолжались и настораживали неизвестностью.

Я подошел поближе, чтоб посмотреть, в чем дело. Увидел, что одно из деревьев, метра два высотой, подрагивает, и мне показалось, что звуками какое-то животное выражает свое недовольство моим присутствием. Может, кто-то здесь всегда спит, а я тут пришел нарушать покой. И вот он раздраженно ходит там, и задевает деревья, может напугать меня хочет. Но в траве по пояс я никого не разглядел и вернулся к палатке.

И звуки начались снова. Мне стало интересно, да кто же это может быть? И ведь не уходит, не то ворчит, не то рычит, деревьями потрясывает, я вот спать лягу, а он меня и оп. Я опять тихонько подошел, и покидал немного камешков в ту сторону, думал, может, кто взлетит или выбежит? Но никто не появился, только все затихло. Я плюнул и стал заниматься своими делами, решил - это не медведь, а остальное не опасно.

Палатка моя стояла поперек дороги, выходами в разные ее стороны. Основной - к речке, у другого выхода велорюкзак. Велосипед положил так, чтобы он был мне виден из палатки, и на руль повесил пакеты с едой, чтоб подальше от муравьев, чей муравейник был рядом, и их дорожка шла поперек дороги недалеко от палатки. Муравьев я сегодня основательно подкормил оводами, которых немало набил на себе. Несколько десятков, наверное, к себе домой они утащили.

Перед сном я решил еще разок освежиться в речке. К этому времени небо снова прояснилось, остались лишь несколько обрывков облаков. И оводов стало значительно меньше, так что помылся в этот раз спокойно. Видел в моей ямке рыбок, их тоже угостил оводами. Кстати, летают в этих местах чаще маленькие серые насекомые с длинным узким тельцем, попадаются еще пятнистые мухи, более крупные слепни, особенно больно кусающиеся, и коровьи слепни, самые крупные из них, с полосатым туловищем, которые летают, как бомбардировщик. Уж и не знаю, что будет, если такая штука укусит - наверное, дыру пробьет в теле... Нескольких таких я сбивал, когда они кружились надо мной, прямо в воду.

В девять часов вечера я уже забрался в палатку спать, было еще довольно светло. Отсюда дорога поднималась наверх, и был виден перевал у горы Рябиновая, до которого мы восемь лет назад добрались с велосипедами, и, застряв в высоченной траве, повернули назад, к речке Шайтанка. Палатка моя стояла прямо под проводами самой мощной ЛЭП, строенной, и я лениво размышлял, не долбанет ли меня током, если пойдет сильный дождь? В сырую погоду под ЛЭП частенько током покалывает.

Настроение было хорошее, на Старик Камень сходить удалось, да еще могилу инока Павла посетил, так что большую часть программы я выполнил. Немного посмотрел на безоблачное небо, и забрался в спальник, надеясь, что сегодня меня не будут мучить страшные сны. Будильник поставил на более раннее время, чтоб собраться, пока оводы не проснуться.

Спалось хорошо, ночью никто меня не беспокоил. Того зверя в кустах я так и не увидал, осталась для меня загадка. Было тепло, лишь под утро стало немного прохладнее. Ночью пару раз я просыпался, и взглядывал на небо - есть ли звезды, нет ли дождевых туч? Но погода была ясная.

Продолжение рассказа о велопутешествии на гору Старик Камень

Как добраться до горы Старик Камень

Если Вы из Екатеринбурга на велосипеде, то самый удобный вариант - это повторить мой путь. До Быньговского на электричке, 2 часа 20 минут, и там на велосипеде по дороге до поселка Левиха - это 15 км.

В Левихе нужно выезжать по улице Горняков. И ехать все прямо по лесной колдобистой дороге. До реки Дикая Шайтанка путь составит около 10 км. Но это будут трудные километры. На реке удобно заночевать.

Далее по дороге от реки до вершины горы Старик Камень еще 5 км. колдобистой дороги. Можно забраться и на гору Голая, она рядом, но явных дорог туда нет, только едва заметные тропки. Остальные горы уже подальше. Если после реки сразу направо - дорога на гору Два Брата.

На обратном пути также можно заночевать у реки, затем до Карпушихи - это 16 км. А до ж.д. станции "О.п. 419 км", которая рядом с поселком Шурала - 44 км. Это если считать от горы Старик Камень.

По пути много разных интересных объектов, в рассказе об этом есть. Ну а кому мало, вот еще можно почитать - «Поселок Левиха - река Шайтанка».

Если Вы пешком, то на станции Быньговский нужно поймать машину до Левихи, транспорт туда ездит. Ну а от Левихи уже пешочком, до горы 15 км. К вечеру дойдете. Либо до речки 10.

Обратно пешком до Карпушихи, а там либо автобус, либо машина до электрички. В принципе реально.

Можно и на автобусе, из Кировграда есть рейсы и до Левихи, и до Карпушихи, но расписание я не знаю, так что тут подсказать не смогу.

Карта моего пути до горы Старик Камень

Фотографии с поездки на гору Старик Камень

Здесь детство больше не живет