|
Велопутешествие на гору Старик Камень, что под Нижним Тагилом
Знал бы - не поехал. Хорошо, что не знал День 3. Дружелюбный заяц, последние буераки, родник "Алексей", поселок Карпушиха, рудник Ломовский, водоем у горы Ежовая, Кировград, ШуралаУтром проснулся выспавшийся, солнце уже светило на палатку. Через пару минут прозвенел будильник. Было тихо, только летали обычные мухи. Я поднялся, выглянул в окошко, и увидел птичек, их было несколько видов - камышевки, зарянки, желтенькие трясогузки. Они летали над речкой, скакали по кустикам, занимались своими делами, общались. Было в этом что-то очень приятное и успокаивающее. И тут в полутора метрах от палатки я увидел птичку, которая пробиралась мимо, именно крадучись. Полусогнутыми лапками она перебирала осторожно, размером была почти с воробья, а видом напоминала дрозда, тоже с крапинками. Если не ошибаюсь - зарянка, еще птенец, ну то есть этого года. Она медленно что-то разглядывала на земле, периодически склевывая. Прямо такая трогательная была. Потом с куста слетел крапивник, и запрыгал по дороге. Меня в палатке им не было видно, так что птички не стеснялись. Но пора было выходить, и, пока нет кусачих насекомых, сделать одно важное большое дело, которое, кстати, вчера я не сделал ни разу... Потом с удовольствием сделал зарядку на бережке и умылся. Утро было чудесным - огромное голубое небо, густая зелень, в которой копошатся десятки пташек, чистая вода журчит в речке, в воде маленькие рыбешки, сверкают солнечные блики... На камушке сидит желтая трясогузка. Тишина. Пахнет свежестью, травами. Просто мечта... Завтракать пошел в палатку, где, конечно, было уже жарко, зато не кусает никто. Поскольку снаружи было уже полно оводов, пришлось мне снова полностью одеться, и собирать вещи, терзаясь от жары. В какой-то момент я поднял глаза - а на меня скачет заяц! То ли он не заметил человека, то ли не осознал, кто я, и потому не сразу остановился. Я успел сходить за фотоаппаратом, но тем временем заяц свернул в кусты, чтоб меня обойти. Ну, думаю, не успел снять его. А буквально через полминуты он снова вышел на дорогу, видно, в кустах совсем дебри. И вот тогда-то я его сфотографировал - и как он на дороге, и как потом ускакал... Да, еще, конечно же я походил по округе, и сфотографировал окрестности при утреннем освещении. Потом налил в путь воды в бутылку, ополоснулся еще пару раз на прощание (шикарное ощущение!), и отправился в сторону Карпушихи. Вдоль ЛЭП пешком, а там уже на велосипеде. В 10.40 я выехал на основную дорогу до Карпушихи, покинув ЛЭП. Остановился на маленький отдых, но там в тенистом месте было слишком много комаров, спокойно не отдохнешь. Пришлось садиться на велосипед, и скорее развивать скорость, чтобы оторваться от облака оводов. И никак не удавалось мне ехать достаточно быстро, так что меня все время кусали. Ехать было жарко, зато получалось быстрее по сравнительно хорошей дороге. Я даже куртку снял, надеясь, что на скорости оводам меня будет не догнать. Хотя первые три километра были непростые, и потолкать пришлось велосипед по колдобинам. По обочинам росла земляника, овевая меня аппетитным ароматом и радуя ярким цветом, чтобы скрасить трудности. По пути вспугнул несколько птиц семейства куриных, возможно, рябчиков или куропаток. Они были смешные, вид имели слегка глуповатый, суетливо бежали вытянув шеи, метались, как оглашенные. Но мне удалось-таки сделать снимок одной из них, правда, не с первого раза. В этом месте дорога была уже больше с горки, опять пришлось тормозами скрипеть. Слева увидел я вагончик, и шлагбаум посередине дороги. На вагончике была табличка с надписью "Висимский заповедник". Там еще стояли домики, легковая машина и какой-то странный механизм. Из вагончика на меня глядел человек, но выходить на улицу не торопился, видно, тоже не любитель оводов. Тогда я вошел сам, спросил, был ли я в Висимском заповеднике и что здесь находится. Он подтвердил, что да, был, а здесь карьер, который периодически работает, тут есть скала, из которой добывают щебень. На скалу я не пошел, сходил только посмотреть поближе на карьер, но там была собака, и я не рискнул уж совсем близко подходить. Слева видел маленький водоем, еще один вагончик. Поехал я дальше, дорога пошла лучше, да еще под большой уклон, и я наконец-то разогнался, как следует, нещадно эксплуатируя тормоза на спуске. Обогнал двух женщин, которые шли с бидонами в руках, явно с земляникой. Впереди уже виден был асфальт и пару машин. Там же был родник "Алексей", красиво оформленный металлической аркой, к нему вела деревянная дорожка, а сам родник находился в беседке под навесом, и из двух кранов, торчавших из каменной декоративной стенки, била неслабая струя воды. Подход был из бетонных ступеней, имелся деревянный настил кругом, и на табличке было написано: "К 100-летию п. Карпушиха. 1914-2014". У родника мужчина набирал воду в большие канистры. Я вылил воду которая из Шайтанки, и набрал новой, похолоднее, из родника. Сам тоже освежился, намочил голову. За это время подъехала пара машин - люди тоже за водой, видимо, родник популярный. Отдохнув и посмотрев карту, около 12 часов я отправился дальше. Мои лесные приключения окончились, теперь путь будет пролегать по асфальту. Но стало немножко грустно, ведь именно там были настоящие приключения. Ощущения от езды по хорошей дороге были странные, мне казалось, что велосипед несется, как бешенный, вообще без моего участия! Так соскучился бедный механизм по ровным дорогам. В поселке Карпушиха я завернул направо, в сторону Ломовского и Кировграда. Проехал по улицам, и решил переодеться в шорты, потому что оводы пропали, а вот жара осталась. Оперев велосипед о столб дорожного знака, я убрал ненужную одежду и накомарник в рюкзак. Через некоторое время я увидел поворот на рудник Ломовский, и с некоторым разочарованием обнаружил, что ведет туда грунтовая дорога. Ну, поехал по ней. Справа была еще одна своротка, и вдалеке уже виднелись какие-то строения. Подъехал я к ним, там был практически упавший забор с открытыми воротами. Я оставил велосипед, и, подавая голос на всякий случай, вошел на территорию. Везде было пусто, кругом развалины. Только стоит машина, а возле нее двое парней. И еще сидит на цепи собака, а рядом лежит без привязи вторая, огромная, черная и лохматая. Я крикнул парням, не кусаются ли собаки. Но ответа не расслышал. Повторил - и снова не расслышал, больно тихо парень говорил. А собаки на наш разговор никак не реагировали. Только в самом конце большая на меня залаяла и побежала в мою сторону. А мужики - ноль эмоций. Я на всякий случай взял камень, но он же ей как слону дробина. Подошла она метра на три, и встала, облаивая меня. И вот только сейчас парни подошли, я у них спросил, почему у них собаки без привязи, и нет предупреждения об этом на въезде? Такая и сожрать может... Парни сказали, что они здесь не хозяева, сами кого-то ждут, а на воротах, вроде бы есть надпись "Въезд запрещен". Ага, только ее не видно, ворота-то открыты... Я понял, что ничего интересного там нет, и выехал снова на грунтовку до рудника. Но перед самым рудником дорога была явно специально завалена деревьями. Мне хотелось все-таки добраться до водоема, который был обозначен у меня в навигаторе, и я нашел объезд справа. Кстати, на грунтовке снова появились оводы, но я уже не стал надевать штаны. До водоема ехать было довольно далеко. На берегу стояла машина - то ли за ягодами кто приехал, то ли купаться... Разглядел, что это искусственно созданный пруд, а у противоположного берега торчат две бобровые хатки. Посредине возвышалась больше чем на метр какая-то штуковина с трубами и вентилем. Наверное, водоем делали для нужд рудника. Озерцо уже порядком заросло. Спросил у одинокого рыбака, что за пруд, но он был не в курсе. Я сделал несколько фотографий, и поехал обратно. Кругом были холмы-отвалы, покрытые уже тонким слоем почвы и заросшие молодыми деревцами. Оставив велосипед, я пешком походил по округе, фотографируя. Один отвал был больше других. Возле него стояли здания каких-то цехов, подсобок. Выезжать мне пришлось той же дорогой, потому что никакой другой видно не было. Выехал я на трассу, проследовал до стелы "Ломовский рудник" и поворота к нему, теперь уже асфальтированному. Времени у меня было достаточно, так что дай, думаю, заеду с этой стороны. Сразу при въезде направо от дороги высился отвал веселенького желтого цвета, как песчаный. И дальше был цех - двухэтажное здание из красного кирпича, рядом железная высокая конструкция, какие-то мешки навалены, трансформаторы стоят. Написано "Композиционные материалы". В этой части рудника уже видно было присутствие людей, стояли машины. Поехал было обратно на трассу, но заметил за деревьями безлесное пространство, подумал, что надо глянуть, наверное, там тоже водоемы. И точно, здесь находились отстойники. В одном вода была ржаво-оранжевая, а в другом зеленая. Но везде прозрачная, видно и дно, и рыбки даже... При этом водоемы были соединены, но вода в них не смешивалась. И почва везде была окисленная, загубленная. Потом поехал по трассе, было немного с горки, так что ехал быстро. Примерно в два часа я подъехал к горе Ежовая. Раньше на этой горе рудники были, а название горы от прозвища одного деревенского парня, его звали "Еж". Навигатор показывал, что всего я одолел 80 км за все путешествие. Здесь я решил пообедать пирожками с чаем. Подкрепившись, поехал дальше по дороге, которая шла здесь зигзагами и с постоянными крутыми подъемами и спусками, в горку конечно приходилось идти пешком. Через несколько километров я почувствовал, что начал уставать. У самого подножья горы Ежовая я завернул направо, где в лесу недалеко от дороги скрывался уютный водоем - кругленький, с островком у дальнего берега, с торчащими из воды камушками посредине. По берегам тоже было много крупных валунов. Вода рыжего торфяного цвета, но прозрачная. Стояла машина, купались люди, приехавшие на ней. Перед самой горой направо уходила дорога в обход Ежовой по низу. Там было что-то вроде маленькой улочки с несколькими домами, и написано "Зеленый бор", кажется, это детский лагерь, но не уверен. Еще была табличка, что в этом месте находится пансионат для пожилых людей, но ничего подобного видно рядом не было, только маленькие частные дома. Вдалеке маячило двухэтажное здание побольше, но у него в окнах не было стекол, так что оно брошенное. Я туда не поехал. Снова двинулся по трассе мимо горы Ежовая, там пересек реку Тагил по мосту. Вода в реке мутная, грязная. Слева от дороги торчат бревна, служившие опорами старому, разрушенному мосту, а еще дальше виднеется труба, подвешенная над рекой, наверное, какой-нибудь водо- или газопровод. Между бревнами все заросло листьями кувшинок, и даже их цветы кое-где желтеют. На горе Ежовая среди леса были выбриты широкие полосы, покрытые зеленой травой, зимой они превращаются в трассы для катания на горных лыжах. Виднелись столбы ограждения, опоры освещения и подъемников, вышка сотовой связи на вершине, и само здание горнолыжного комплекса с шестигранной башенкой, белой под красной крышей. Мне хотелось пить, но живот был уже полный, да и вода в бутылке нагрелась, не особо приятно ее пить. Еще хотелось полежать на травке после обеда... Но я не поддался, поехал дальше. В 15.45 я прибыл к окраине Кировграда. С возвышенности мне был виден почти весь город, достаточно большой для этих мест. Стал размышлять, на какую станцию мне отсюда ехать. Можно до Нейво-Рудянской, но это километров больше, не хочется. А можно к Шурале, туда, наверное, и поеду. В Кировграде только надо поискать колонку или колодец, набрать свежей водицы. На перекрестке я повернул налево, в сторону Шуралы. Прокатив по улицам Кировграда, я миновал всяческие базы, склады, побывал у стелы "Кировград - город металлургов", у высоких светлых корпусов Кировградского завода твердых сплавов, рядом с которыми расположилась большущая стоянка со множеством автомобилей - видно, все жители города работают на этом заводе. Мне надо было покинуть промышленную часть города, и добраться до частного сектора, поискать колонку или колодец. Примерно в половине пятого я выехал за пределы Кировграда, до электрички оставался час, до Шуралы - 10 километров. В одном месте я посетил еще развалины какого-то промышленного объекта - большая площадка, засыпанная обломками кирпича, длинное низкое здание цеха с проломами в стенах, рядом три высокие кирпичные круглые башни, похожие на силосные, и еще остатки кирпичных строений странных конструкций. Территория была огорожена, но забор сломан, ничего не охранялась, все было пусто, если не считать встревоженной птички размером с дрозда. Времени оставалось немного, и я заторопился к электричке. Проехал мимо традиционного деревянного креста с надписью "Спаси и сохрани", потом мимо высокой белой стелы, где вертикально было написано "Кировград", и внизу - черный плавильный ковш. Кстати, эти кресты натыканы вдоль всех дорог в большом количестве, цель этого мне не ясна. Вряд ли они хоть кого-то спасли. Видимо, рекламная акция православной церкви. Видел железнодорожную линию, но явно промышленного назначения. И через некоторое время уже появился вдалеке поселок Шурала. На окраине спросил у девчушки-подростка как пройти к станции, а она говорит - "не знаю". Я удивился, она что, никогда никуда не выезжала отсюда, что ли? Поехал по улице, и встретил желанный объект - маленький деревянный колодец в домике чуть повыше собачьей будки. Вода была глубокой внизу и оказалась ледяной. Я напился, намочил голову и набрал воды в бутылку. Мокрой тряпкой повязал голову, и скорее поехал к станции по улице 1-го Мая, мимо большой белой церкви на соседней улице, мимо магазина на площади, к окраине поселка, через поля, мимо кладбища, и выехал к остановочной платформе 409-й километр. Сама станция Шурала была на пару километров дальше, и что удивительно, там населенного пункта как раз и не было. В поселке слева видел маленькую речку Шуралка, и большой пруд на ней, прямо возле дороги. Там была еще остановка автобуса. И вот на пруду было много отдыхающих, все загорали и купались, стояли их машины. На остановке человек 5 уже ждали электричку, было без 5 минут 5 часов. Я надеялся кого-нибудь попросить помочь мне загрузить велосипед вместе с рюкзаком, чтоб его не снимать. Пока 10 минут ждал поезд, налетели комары, мелкие, но много. Присмотрелся я к пассажирам, и не нашел среди них никого, кто мог бы мне помочь с погрузкой - женщины преклонных лет, пожилые мужчины, один вообще хромой. Гляжу - мальчик-подросток, лет 15. Вот его я и попросил. Он, конечно, порядком покорячился, но помог. В вагоне людей было мало, я расположился с комфортом. Всю дорогу смотрел в окошко, попивая водичку, да вспоминал различные места, которые видел по дороге на Старик Камень. Только от Таватуя пассажиров в вагоне прибыло, и стало душно. Голова моя нагрелась, несмотря на влажную тряпку. В Екатеринбурге выехал с вокзала без досмотра, и поехал до дома. По пути даже обогнал скутер с мотором! На спуске, конечно... За поездку я преодолел 105 километров, именно столько, сколько я насчитал по карте перед отъездом. Впечатления от маршрута у меня остались противоречивые - если бы знал, что меня ждет, не поехал бы. Но хорошо, что не знал, и поехал, ведь иначе я не увидел бы интересных мест, не получил бы удовольствия от преодоления трудностей. И главное - не испытал бы тех эмоций! Я был доволен тем, что осуществил свои планы, не отступил от трудностей, хотя был соблазн. А так - погода была чудесная, но слишком жаркая, так что я похудел на пару кило, нагрузил тело как следует. Ни с чем не сравнимое наслаждений получил от плескания в чистейших лесных речках, где можно одновременно купаться и пить эту прохладную воду... Изумился количеству ягод - земляника повсюду сопровождала меня в пути, издавая сладкий аромат. Повидал много живности - глухари, рябчики, зайцы, всякие птички певчие... Конечно, тучи оводов сильно подпортили удовольствие от созерцания красот природы, и мешали нормально делать фотографии, приходилось торопиться. Так что фотографиями я остался недоволен, они получились слишком контрастными, в том числе из-за яркой солнечной погоды, да и не передают они ощущений от присутствия в тех местах. Только самому, в живую... Проехал по новой для меня каменистой дороге, которая вся усеяна большими валунами и крупными булыжниками. Так что можно сказать не проехал, а прошел. Сил такой способ передвижения отнимает массу! Велосипед мой с честью выдержал сложное путешествие, хорошо, что перед поездкой я его подготовил - перебрал, промазал, сменил и правильно накачал шины. Сама гора Старик Камень меня немного разочаровала, я ожидал большего, думал, что она выше, виды с нее грандиознее... Дело в том, что отзывы других путешественников сбили меня с толку, уж больно они все восхищались горой. Но я в своей жизни побывал в таких красивых местах, видел столько чудес природы, что по сравнению с ними Старик Камень довольно скромен, хотя тоже достоин посещения, и имеет неповторимые черты. На меня гораздо большее впечатление произвела сама дорога туда и обратно. Как добраться до горы Старик КаменьЕсли Вы из Екатеринбурга на велосипеде, то самый удобный вариант - это повторить мой путь. До Быньговского на электричке, 2 часа 20 минут, и там на велосипеде по дороге до поселка Левиха - это 15 км. В Левихе нужно выезжать по улице Горняков. И ехать все прямо по лесной колдобистой дороге. До реки Дикая Шайтанка путь составит около 10 км. Но это будут трудные километры. На реке удобно заночевать. Далее по дороге от реки до вершины горы Старик Камень еще 5 км. колдобистой дороги. Можно забраться и на гору Голая, она рядом, но явных дорог туда нет, только едва заметные тропки. Остальные горы уже подальше. Если после реки сразу направо - дорога на гору Два Брата. На обратном пути также можно заночевать у реки, затем до Карпушихи - это 16 км. А до ж.д. станции "О.п. 419 км", которая рядом с поселком Шурала - 44 км. Это если считать от горы Старик Камень. По пути много разных интересных объектов, в рассказе об этом есть. Ну а кому мало, вот еще можно почитать - «Поселок Левиха - река Шайтанка». Если Вы пешком, то на станции Быньговский нужно поймать машину до Левихи, транспорт туда ездит. Ну а от Левихи уже пешочком, до горы 15 км. К вечеру дойдете. Либо до речки 10. Обратно пешком до Карпушихи, а там либо автобус, либо машина до электрички. В принципе реально. Можно и на автобусе, из Кировграда есть рейсы и до Левихи, и до Карпушихи, но расписание я не знаю, так что тут подсказать не смогу. Карта моего пути до горы Старик КаменьФотографии с поездки на гору Старик КаменьЕсли материал был полезен - поблагодарите автора
|
||||||||||
|
||||||||
|
© Студия DV-PRO |
Руководитель студии: 8 904 98 25 250 |