Велопутешествие вдоль реки Чусовая (Шаля - Коуровка)

Река Чусовая всем известна на Урале, и не только путешественникам, но и любому жителю. И за пределами нашей области эта река тоже довольно популярна. На Чусовую приезжают даже иностранцы. Каждый сезон десятки и сотни туристов караванами плывут по Чусовой на всем, что не тонет.

В моей жизни Чусовая оставила заметный след - это была первая река, по которой я сплавлялся, еще совсем не имея опыта. Именно после этого я понял всю прелесть лесной жизни, купил лодку, палатку, да и вообще стал путешествовать. И не только на лодке, но и пешком, а затем и на велосипеде. Так как я бывал с лодкой на Чусовой много раз, то теперь решил посмотреть ее красоты уже не с воды, а проехать вдоль реки на велосипеде. Заехать в те места, где я бывал раньше, глянуть, что там изменилось.

Маршрут получился очень удобный, заброска на электричке до Шали. А там течет река Сылва, по которой я тоже не раз сплавлялся. Забегая вперед, скажу, что путь мы выбрали удачный - по километражу получилось около 160 километров, и при этом интересных объектов огромное количество, и природных, и исторических. Основные пункты маршрута были такие: поселок Шаля, село Сылва, Илим, Мартьяново, село Чусовое, Староуткинск, Волыны, Нижнее Село, Каменка, и Коуровка.

В это путешествие я брал с собой видеокамеру, чтобы на память осталась вся красота уральской природы и наши приключения, тем более что с погодой повезло. Надеюсь, что прочитав этот рассказ, Вы согласитесь со мной, что места совершенно чудесные, и, может быть, захотите повторить этот маршрут, если у Вас есть велосипед. Буду рад, если напишете мне о своих впечатлениях, или расскажете о чем-то интересном, чего мы не заметили.

Начало рассказа тут

День третий

Поселок Староуткинск, Камень Богатырь, улица Сталина в Волынах, карьер у реки Большая Сибирка

Усталость взяла свое, мы спали крепко. Ночь выдалась не холодная, так что можно было дрыхнуть. Только вот часа в 4 утра начали громко петь все птицы в округе, а потом до кучи прилетели несколько сорок, и стали оглушительно трещать рядом с палаткой. Мой будильник отчего-то не зазвенел, так что проснулись мы около семи. На улице уже стояло яркое летнее утро, в палатке становилось жарко.

Вышли мы из нашего домика, и не торопясь стали заниматься обычными делами. Я еще раз отметила, какое дивное место нашли для стоянки - и вход в воду хороший, и поле рядом, и дрова есть. На мелководье толпы мальков, река искрится на солнце. Никаких кусачих насекомых не было. Мы сделали зарядку, окунулись в реку. Я собрала дров на костер. Тем временем пришел рыбак, и стал бродить неподалеку.

Костер сделали с двумя рогатинами, вскипятили чай, позавтракали. Нам очень понравился сыр с грецкими орехами. Потом рыбак ушел, я разделась, и легла в речку. Блаженство! Уезжать отсюда совершенно не хотелось. Когда загружали рюкзаки, я забрала часть тяжелых вещей к себе, чтобы не случилось неприятностей с Сашиным багажником. В 10.20 выехали со стоянки, и двинулись по полю наверх. И скоро уже были у камня Гардым, там еще полюбовались на красивые дома и участки.

Затем, минут через 10, мы уже были в Чусовом, и выехали на дорогу, ведущую к трассе. Проследовали мимо двора с сельхозтехникой, и скоро выехали на трассу. Жара к этому времени усилилась, а, как на грех, пошли снова крутые подъемы, где только пешком идти. Так что до Староуткинска мы пилили долго. Косынки намочили, останавливались часто попить. Проехали речки Трошиха, Пестериха и Ямная. На разливе у Ямной стояла крупная цапля. Около 12 часов я почувствовала, что надо съесть что-то сладкое, а то упаду. Мы остановились, зажевали по кусочку козинака, и продолжили путь.

Скоро увидели указатель "Староуткинск 2 км. Первоуральск 60 км". Мы свернули налево по пустынной дороге, и въехали в поселок так же, как в Чусовое, с ветерком. Иногда даже страшновато было гнать на такой скорости под горку! Докатили до самой дамбы пруда. Затормозили у магазина, поставили велосипеды в тени каменного здания, где паслись местные козы. Одна из них старательно лизала угол дома.

Саша отправился в магазин, купил газировки. Я купила печенья разного вида на закуску. У крыльца магазина резвились несколько веселых козлят. А под крышей каменного дома виднелось множество гнезд ласточек, и они постоянно прилетали-улетали. Причем некоторые садились на остатки совсем разрушенных гнезд. Александр поснимал их на видеокамеру.

Потом проехали по плотине пруда, где набережная была оформлена чахлыми клумбами и скамейками. Все было очень уныло. За плотиной виднелась церковь, и там рядом было место тусовки местной молодежи - из открытой машины играла музыка, подвыпившие парни ныряли в воду. Недалеко стоял памятный камень о создании завода в поселке. А справа темнели закопченные здания старинного демидовского завода, частично скрытые огромными тополями.

Чуть дальше от пруда находились городская администрация, спортивный комплекс, здание храма, памятник погибшим в Великой Отечественной войне. Александр объехал все это в поисках тенистого места, где можно сесть и пообедать - ничего. И тут я кинула взгляд вниз по улице, и разглядела, что под большими тополями в тени сложены у забора доски - может, там разместимся. Направились туда, а там еще и скамеечка есть между деревьями! Как удачно. Мы сели в тени, блаженствуя в прохладе.

Напротив стоял старенький домик и сарайчик. К нам тут же подошла кошка, требовательно мяукая - видно, знала, что у нас на обед индейка в собственном соку. Конечно, я ее угостила. Мы с удовольствием поели консервы с хлебом и помидором, и закусили вкусным печеньем. Выпили чаю. Вот теперь можно и дальше ехать, к камню Богатырь. По пути увидели колонку, и набрали воды, причем она гораздо вкуснее, чем купленная в магазине.

Мы искали кладбище, возле которого должен быть камень Богатырь. Спросили мужчину, он удивился, что мы не знаем, и показал нам дорожку вверх - на кладбище и камень сразу. Даже когда мы еще только поднимались, уже открылись захватывающие виды. В поле обзора попадали сразу три моста - бетонный через реку Утка, подвесной через Чусовую, и еще один бетонный через Чусовую. И еще было видно вдалеке кладбище - их, оказывается, в Староуткинске три штуки!

Справа у нас шли могилки, а слева - травянистая вершины скалы Богатырь. Там можно было подойти к краю, посмотреть сверху, что мы и сделали. Отсюда было видно, что скала состоит из трех утесов, внизу под ними растут огромные мощные старые ели. По реке плывут лодки, за рекой пасутся коровы и лошади. Поселок сам очень большой, часть его за рекой. Машинки ездят, люди ходят. И над всем этим висит душным облаком летняя жара.

Потом мы вернулись снова на дорогу, намазались еще разок кремом от солнца. Заехали еще на одну вершину Богатыря... До трассы мы ехали долго, Там пруд Староуткинский около пяти километров тянется. Хорошо, что без больших подъемов. Уже подумала, не ошибся ли Саша. Далеко ли дорога. Но выяснилось, что не далеко. А там надо свернуть в деревню Волыны, и найти улицу с редким названием - "Сталина". Мне туда отчего-то не хотелось. Может, потому, что Сталина не люблю...

Меньше километра по трассе в обратную сторону, и начинаются эти Волыны. Справа от трассы лежали штабеля бревен, слева заправка. А мы поехали по деревенской улице. У одного строящегося дома фундамент был затянут баннером "Учись в УрГЭУ за 33 тысячи в месяц". И тут дорога, засыпанная мелкой щебенкой, едущей под колесами, стала круто уходить вниз. Я сошла с велосипеда, и повела его пешком, чтобы не упасть.

Тяжелый велосипед тащил меня вниз, ноги ехали по камням. В один момент он стал наклоняться, я нажала на тормоза, чтобы его удержать. И мне по косточке на ноге ударила педаль. Я даже испугалась, что сейчас устрою пожар - такие искры посыпались у меня из глаз! Боль была неописуемая. Дальше я еле ковыляла, от всей души ругая и педаль, и дорогу, и Волыны, и Сашу вместе со Сталиным. Вот чувствовала же, что нельзя мне сюда ехать!

Мы спустились к железнодорожному акведуку, прошли под ним, и оказались на обычной деревенской улице, это и была искомая Сталина. Ну что сказать - маленькая, тихая, домики аккуратные, ни мусора, ни хлама деревенского. Что интересно, на каждом доме, возле надписи, был профиль Сталина. Параллельно ей дальше текла речка Утка, которая в Староуткинске в Чусовую впадает.

Нога моя пульсировала болью, так что Александр оставил меня с велосипедом в тени у забора, а сам поехал по улице, высматривая, у какого дома ему сняться на память. Вернулся ко мне, и я сняла его проезжающим на фоне таблички "ул. Сталина 49" с профилем Великого Отца народов. Я пока осмотрела несчастную ногу - содрано было до крови, но те так уж сильно, и опухать только начало.

Дальше мы стали думать, как нам ехать обратно. Решили тем же путем, что приехали, а то неизвестно, какая дорога будет, если поехать по улице Сталина и дальше по лесу. Кое-как я поднялась обратно на горку к трассе, и там мы остановились в тени сосен. Достали сочный апельсин и съели его напополам, обсуждая, где будем сегодня ночевать. Я была против посещения фермерского хозяйства и потом трехкилометрового пути в Треку по полевой дороге.

Предложила сократить этот кусок маршрута. Тем более было уже 5 часов вечера, а я хотела на ужин приготовить горячее. К тому же возможны были грозовые дожди, и тогда нам вообще не выехать из грязных полей. Сошлись мы на том, что через 7 км будут два съезда - к скале Гребешки на Чусовой, и к карьеру в урочище речки Большая Сибирка. Сначала проверим Чусовую, если там нельзя будет заночевать - поедем на карьер.

Выехали мы на дорогу. На наше счастье в небе появились немногочисленные облачка, и кое-где от леса падал тень. Да и подъемов крутых стало меньше. Машин было мало, птицы пели. Места, конечно, красивые кругом. Проехали эти 7 кило, и повернули налево, к скале Гребешки, до нее было метров 300. Тропа была колдобистая, я пошла пешком. Вот начался спуск, и там была оставлена машина. А нас обогнал внедорожник, нагруженный тюками. Это был плохой знак, явно у реки людей много.

Мы стали подходить к берегу, услышали лай собаки. Александр предложил мне подождать, пока он сходит пешком на разведку. Я осталась, огляделась - а по мне уже пара клещей бродит. Минут через 10 Саша вернулся, сказал, что ему там не понравилось, и отправил меня посмотреть. А собака все не замолкала! Я сходила вниз, и поняла, что ночевать здесь не хочу. На одной поляне стоял внедорожник, и два мужика разгружали палатки, тент и ящики с пивом.

На второй полянке стояла палатка, возле которой лаяла собака - пушистый шпиц, а хозяйка пыталась ее уговорить глупыми словами. Я посоветовала перевести собачку в тень с солнцепека, и успокоить, а то ее удар хватит от перегрева. К речке Большая Сибирка спуск был неудобный - хлипкие лесенки без перил, и такой же мостик, причем до воды с него не дотянуться. А к Чусовой подходов вообще не было. Было понятно, что с такой глупой собакой, а точнее - хозяевами, спокойной ночи не будет.

Я повернула, и решительно пошла обратно. Объявила Александру, что здесь нам делать нечего. Мы снова сели на наших коней, и поехали к другому повороту, к урочищу Большая Сибирка. Даже думать не хотелось, что и там не понравится. Хорошо, что ехать меньше километра. Но с той стороны дороги было получше - не такие густые заросли, дорога ровнее, и вообще как-то веселее.

Скоро начались открытые места, дорога пошла вниз, и через пять минут мы уже остановились на большой площадке под скалой. Явно здесь что-то добывали, все было посыпано мелкой щебенкой, и заросло низкой травкой. Все это обрамляли кусты, и дорога уходила дальше во что-то вроде болотца. Саша туда сходил, и отправил меня тоже поглядеть. Там оказался разлив речки Большая Сибирка, часть была заболочена, но на дороге стояла чистейшая, прозрачная вода сантиметров до 20 глубиной, можно и умыться, и освежиться. Вода была холодной, дно твердым, болотом не пахло. Прекрасно!

Я сказала, что мы можем остаться. А что, людей нет, просторно, вода рядом! Пока Саша снимал окрестности на видео, я достала палатку и продукты, собрала дровишек. Очень хотелось уже умыться, поесть и лечь. Пока разгорался костер, я взяла кружку, и отправилась мыться. Чтобы не замутить воду в первом озерце, я прошла прямо болотом, по хвощу. Вышла на островок дороги, а с него уже во второе озерцо, где поглубже.

Там была целая куча маленьких черных головастиков, а еще улитки в длинных витых раковинах. Я стала набирать в кружку воды, и поливать на себя. Прекрасное чувство, когда смываешь с себя пыль и пот! Набрала еще в маленькую бутылку воды, если что руки помыть. Приняла дежурство по костру, а Саша пошел мыться. Заварила лапшу, и стала ждать Александра, нарезая огурец.

Потом услышала, что Александр просит принести ему бутылку. Я отнесла, но когда кидала, промахнулась, и бутылка улетела в кусты. Ну, посмеялись, Саша ее достал. Сказал, что пока шел, пару клещей подцепил. А в прудике заметил еще и пиявок - странно, я их не видела.

Затем мы поужинали горячей лапшой с колбасой и огурцом, закусили печеньем. Только Александра все кусали то мошки, то комары… В конце концов, он надел комбинезон и кофту. Потом сложили все вещи, велосипеды, я навела порядок в палатке. Где-то в километре от нас в лесу кричала то ли птица, то ли зверь, звук был дикий и громкий, как у большой кошки. И разок слышно было, как едет поезд по той ветке, что возле Волын.

Мы заварили на завтра термос, и выпили по кружке кофе перед сном. Но пить все еще хотелось. В десять вечера забрались в палатку, стали говорить на диктофон. Воздух был все еще теплый, так нагрелся за день. За весь маршрут мы проехали 133 километра. Надеюсь, до Коуровки успеем вовремя.

Продолжение рассказа Велопутешествие вдоль реки Чусовая

Метаданные с видео о времени нашего передвижения

В первый день мы проехали от Шали до урочища Култыш 28 км, потом за два дня 105, и потом еще 30.
На вокзал Шали мы прибыли в 11.50.
13.25 - въехали в поселок Сылва.
16.10 - заехали на горку, откуда смотрели лебедей.
18.30 - подъехали на урочище Култыш.
28 мая в 4.15 - Саша снимал с понтона туман, солнце еще не встало.
10.30 - уехали с Култыша.
11.45 - были у магазина в Илиме.
13.00 - сели обедать у трассы на помосте.
14.50 - въехали в Мартьяново.
17.00 - уехали с реки Чусовой у Мартьянова.
18.40 - въехали в село Чусовое.
20.15 - были на камне Гардым.
21.00 - подъехали на место ночевки у брода на Чусовой.
19 мая в 10.20 выехали со стоянки у Чусовой.
13.00 - подъехали к магазину в Староуткинске, где были козы и ласточки.
13.45 - сели обедать под тополями у домика в Староуткинске.
15.00 - были на скалах Богатырь.
16.30 - были в Волынах на ул. Сталина.
18.00 - свернули к камню Гребешки.
19.20 - приехали на карьер урочище Большая Сибирка.
30 мая в 9.30 выехали с ночевки от карьера.
10.30 - были в Нижнем Селе.
11.10 - купались на реке Чусовая в Нижнем Селе.
12.00 - были в Каменке.
13.35 - прибыли на вокзал в Коуровке.

Для тех, кто хочет подробнее узнать о реке - Описание реки Чусовая

Карта нашего велопутешествия вдоль реки Чусовая

Фильм о путешествии вдоль реки Чусовая