Велопутешествие вдоль реки Чусовая (Шаля - Коуровка)

Река Чусовая всем известна на Урале, и не только путешественникам, но и любому жителю. И за пределами нашей области эта река тоже довольно популярна. На Чусовую приезжают даже иностранцы. Каждый сезон десятки и сотни туристов караванами плывут по Чусовой на всем, что не тонет.

В моей жизни Чусовая оставила заметный след - это была первая река, по которой я сплавлялся, еще совсем не имея опыта. Именно после этого я понял всю прелесть лесной жизни, купил лодку, палатку, да и вообще стал путешествовать. И не только на лодке, но и пешком, а затем и на велосипеде. Так как я бывал с лодкой на Чусовой много раз, то теперь решил посмотреть ее красоты уже не с воды, а проехать вдоль реки на велосипеде. Заехать в те места, где я бывал раньше, глянуть, что там изменилось.

Маршрут получился очень удобный, заброска на электричке до Шали. А там течет река Сылва, по которой я тоже не раз сплавлялся. Забегая вперед, скажу, что путь мы выбрали удачный - по километражу получилось около 160 километров, и при этом интересных объектов огромное количество, и природных, и исторических. Основные пункты маршрута были такие: поселок Шаля, село Сылва, Илим, Мартьяново, село Чусовое, Староуткинск, Волыны, Нижнее Село, Каменка, и Коуровка.

В это путешествие я брал с собой видеокамеру, чтобы на память осталась вся красота уральской природы и наши приключения, тем более что с погодой повезло. Надеюсь, что прочитав этот рассказ, Вы согласитесь со мной, что места совершенно чудесные, и, может быть, захотите повторить этот маршрут, если у Вас есть велосипед. Буду рад, если напишете мне о своих впечатлениях, или расскажете о чем-то интересном, чего мы не заметили.

Начало рассказа тут

День четвертый

Усадьба бабушки Устиньи в Нижнем селе, камень Маньков, деревня Каменка, птенец на дороге, Коуровка

Ночка выдалась такая теплая, что даже не было нужды прятать нос в спальник, даже с открытой дверью палатки. А на травке лежать к тому же еще и достаточно мягко, так что спалось чудесно, почти как дома. Только в 4 утра рядом кричал какой-то зверь, так громко, что я проснулась. Не сумела опознать, кто это, но точно не птица. А потом сразу начали петь, свистеть, щебетать все птицы разом, глубоко не уснешь.

В 6.30 подал голос будильник, но мы решили поспать еще. И встали только в семь. На улице было прекрасно, и уже тепло. Александр с утра отправился снимать виды со скалы, окрестные красоты. А я стала собирать вещи, сходила по разным делам, умылась. Выяснила, что мошки в таких местах просыпаются тоже рано. Мы даже когда зарядку делали, приходилось от них бегать. И Саша надел очки, чтобы они в глаза не лезли.

Потом позавтракали, погрузили все вещи, и уже были готовы отъехать, но тут Александр говорит: "Ой, я забыл поменять батарейки в навигаторе". А они лежат у меня в рюкзаке, довольно глубоко. Блин! Пришлось снимать мой рюкзак, открывать, вытаскивать лишнее, открыли канистру, где все лежит… И тут он опять говорит: "Ой, а батарейки не здесь, они у меня в шляпе рюкзака". Давай это все обратно складывать. Блин еще раз!

Ну, поменял он батарейки, сложил свой рюкзак, навесил на велосипед, повернулся ко мне и спрашивает, чего я жду? У меня язык отнялся - а и правда, чего я жду? Подножка не работает, велосипед надо держать, чтобы рюкзак на него надеть. До него дошло, и он помог мне. Вот тогда и поехали на дорогу, попрощавшись с удобной стоянкой. Было жаль, что время поджимает, и мы не можем сходить дальше по дороге, посмотреть на русло речки Большая Сибирка.

Ехать нам предстояло до Нижнего села. Сегодня солнце иногда пряталось за облаками, так что сильной жары пока не было. Да еще здесь закончились крутые подъемы, так что ехали бодро. Как-то быстро мы оказались у поворота на Нижнее село, до него было 4 км. Дорога была не такая живописная, а вот когда въехали на перевал, там снова начались прекрасные картины просторов, полей...

Мы сначала проехали по ул. Ленина, Там видели церковь, небольшой магазин, административное здание, маленький клуб. По улицам бродили козы. Людей было мало. У тетеньки, копавшейся в огороде, мы спросили про усадьбу бабушки Устиньи, и она сказала, что мы уже проехали, надо вернуться и ехать по соседней улице. Там мы заметили увитый вьюном симпатичный домик, и подъехали его поснимать. А рядом еще цветы росли необычные.

И вот хозяйка этого дома нам показала, где усадьба находится на самом деле - в самом конце улицы Советская, домик на окраине, с палисадником и белыми ставнями. Рядом на площадке стоял мангал, и женщина делала там уборку. Она с нами поздоровалась, и, узнав, что мы хотим посмотреть усадьбу, любезно пригласила нас на экскурсию. Женщину звали Светлана, и она сейчас подменяла хозяйку на время отпуска.

В доме пока были гости, но завтра они уже уезжали. Дому больше 100 лет, когда-то здесь жила старушка Устинья. А потом его купила Наталья, привела в порядок, и сделала гостевым. Во дворе устроила мини-музей народного быта - хомуты, ковши, столярные инструменты, чугунки... Глаза разбегаются! Постелены половики, висит гамак, стоят сани, разные кресла с подушками. Есть баня, летний душ с горячей водой. Есть теплый туалет.

Жить здесь могут одновременно до шести человек. Во дворе площадка для йоги и медитации. Короче, отдохнуть можно. К ним даже что-то типа летних лагерей с детьми приезжают. Показала Светлана сарайчик с кототерапией - там лежала мама-кошка с котятками. Сказала, что есть выход к Чусовой совсем рядом, 10 метров за углом. Только там мелко очень.

Она заинтересовалась видеосъемкой, Саша ей сказал, что у него есть сайт о путешествиях, а также услуги фото-видео, она записала телефон, и мы пошли на реку. От жары мы уже дымились, так что я очень хотела окунуться. На берегу стояли несколько человек, семья, я у них за спиной переоделась в купальник, и улеглась в реку. О, какое наслаждение! Семья скоро ушла, и Саша смог тоже раздеться и нырнуть в Чусовую.

Потом он вышел, а сюда приплыли несколько больших катамаранов с кучей людей. И на пороге ниже по течению они все образовали пробку, и долго стояли, ожидая, когда пройдут порог предыдущие. А одна девушка спросила, есть ли рядом магазин, а то они уже столько дней плывут! Выяснилось, что второй. Мы очень смеялись. Затем мы переоделись, надели на голову мокрые платки, и поехали обратно через село в сторону деревни Каменка. По пути в колонке набрали воды.

Мы выехали в поля, и вдоль реки двигались по дороге, глотая пыль за автомобилями, они все ехали к реке на поляну, отдыхать. А у нас начался крутой подъем, пришлось идти пешком. Там вошли в лес, и тень немного облегчила наши страдания. Обогнали девочку-подростка на велосипеде, и километра через два добрались до Каменки. К ней снова был очень крутой спуск, только успевай тормозить!

Свернули мы налево, и остановились у автобусной остановки рядом с магазином и прудом. Александр взял камеру, и пошел снимать с холма виды, а я дежурила с велосипедами. Местечко было красивое, и скалы есть, и пруд большой, и загородный клуб "Добрый ключ". Я еще позвонила домой, сказала, что скоро домой поедем. Потом мы переехали дамбу пруда, и дальше снова шли пешком, толкая наш транспорт. С нами рядом поднимались коровы.

Дошли до верха горы, Каменка кончилась, мы попили водички и поехали по грунтовке до Маевки. Справа в полях стояла куча техники - бороны, сеялки… По сторонам дороги стоял красивый лес, цвели рябина, сирень, черемуха, по обочинам белые цветочки земляники. По полям ехали вполне удобно, но потом начался крутой спуск к Маевке, и опять мы рисковали упасть.

В самой деревне у нас до электрички осталось около полутора часов, надо было поспешать. Мы выехали на асфальт, и двинулись вправо. На дороге заметили раздавленного птенца дрозда, а в паре метров - такой же, но живой, пока. И машина едет! Александр замахал руками, и водитель объехал птичку. Бестолковый такой, без хоста еще, чирикает. Мы погнали его обратно на обочину в кусты, к родителям. Надеюсь, он остался жив. Видимо, на дорогу он вылезал погреться.

Дальше уже шел населенный пункт Слобода, но мы туда не поехали, а отправились до Коуровки. Там был длинный спуск через долину еще одной реки Утка, довольно крупной, но мутноватой. Миновали большую лесопилку на горе, и увидели указатель "Коуровка 0,5". Свернули влево, и выехали прямо к железнодорожным путям. Там обошли с хвоста товарняк, и оказались на станции. Успели! До поезда еще было 20 минут. Саша купил билеты, поснимал последние кадры.

Выяснили, что садиться надо со второй платформы, перешли туда. Хорошо, что поезд остановился удобно, двери прямо перед нами, так что мы оперативно загрузились за одну минуту! Стали думать, как разместиться? Почти все было занято, места у входов никто не собирался нам уступать. Да еще кондукторы нам с укором сказали, что мы как-то не вовремя поехали с велосипедами, в воскресенье! Офигеть, какой подход. Так что ехали первые 40 минут порознь, в разных концах вагона. Но потом пересели на свободные места, стало удобнее. Да и ехать не так долго, около двух часов.

Перекусили яблоками, и скоро уже доехали до Екатеринбурга. Там вышли прямо на первой платформе, прошли через выход без досмотра, и поехали домой. На электронном табло значилось +34 градуса. Никакого дождя. За этот последний день мы проехали 30 км, плюс по Космонавтов километров 5.

Маршрут получился очень удачный, столько мест необыкновенной красоты! И с погодой очень повезло. Лишними мне показались только злосчастные Волыны. А вообще на 4 дня столько объектов многовато. Нигде не удалось расслабиться, и отдохнуть подольше. На этом маршруте надо учитывать, что из-за горок скорость передвижения намного меньше, так как надо пешком идти частенько. Хорошо было то, что к третьему-четвертому дню мой организм мобилизовался, и любые горки уже были не в тягость. И похудели мы с Сашей каждый на пару килограммов. Наверное, больше всего мне понравились села Сылва и Чусовое, такой красоты нигде не видела.

Александр по этому маршруту сказал следующее: направление для велопутешествия для нас новое, местность отличается обилием горок, и темп движения получается другой. Виды тоже другие, особенно с высоких мест, очень красиво. Можно заезжать на скалы, на реку купаться. Но надо учитывать, что там почти везде в сезон много людей, да еще если в выходные. Много полей у сел и поселков, простор. Много самих деревушек, где можно пополнять запасы воды и еды. Глухих мест нет, все обжитое. Объектов интересных много.

По времени мы в 4 дня уложились, 162 км, вроде достаточно. Но из-за горок и множества объектов за день проезжаешь довольно мало. И еще на видеосъемку время уходило. Но хорошо, что взял видеокамеру, будет фильм на память, там есть что посмотреть. Погоду выбрали правильно, дождей не было ни разу. Разве что иногда встречный ветер замедлял нашу скорость. Насекомых кусачих почти не было, так что время удачное. К путешествию надо более тщательно готовить велосипед и запчасти к нему. Физические нагрузки были небольшие, ноги, спина и пятая точка не болели, так как длинных перегонов не было, успевали отдыхать. В целом маршрут хорош, туда можно и на подольше ездить, чтобы в красивых местах жить по целому дню.

Для тех, кто хочет подробнее узнать о реке - Описание реки Чусовая

Карта нашего велопутешествия вдоль реки Чусовая

Фильм о путешествии вдоль реки Чусовая