Велопутешествие вдоль реки Чусовая (Шаля - Коуровка)

Река Чусовая всем известна на Урале, и не только путешественникам, но и любому жителю. И за пределами нашей области эта река тоже довольно популярна. На Чусовую приезжают даже иностранцы. Каждый сезон десятки и сотни туристов караванами плывут по Чусовой на всем, что не тонет.

В моей жизни Чусовая оставила заметный след - это была первая река, по которой я сплавлялся, еще совсем не имея опыта. Именно после этого я понял всю прелесть лесной жизни, купил лодку, палатку, да и вообще стал путешествовать. И не только на лодке, но и пешком, а затем и на велосипеде. Так как я бывал с лодкой на Чусовой много раз, то теперь решил посмотреть ее красоты уже не с воды, а проехать вдоль реки на велосипеде. Заехать в те места, где я бывал раньше, глянуть, что там изменилось.

Маршрут получился очень удобный, заброска на электричке до Шали. А там течет река Сылва, по которой я тоже не раз сплавлялся. Забегая вперед, скажу, что путь мы выбрали удачный - по километражу получилось около 160 километров, и при этом интересных объектов огромное количество, и природных, и исторических. Основные пункты маршрута были такие: поселок Шаля, село Сылва, Илим, Мартьяново, село Чусовое, Староуткинск, Волыны, Нижнее Село, Каменка, и Коуровка.

В это путешествие я брал с собой видеокамеру, чтобы на память осталась вся красота уральской природы и наши приключения, тем более что с погодой повезло. Надеюсь, что прочитав этот рассказ, Вы согласитесь со мной, что места совершенно чудесные, и, может быть, захотите повторить этот маршрут, если у Вас есть велосипед. Буду рад, если напишете мне о своих впечатлениях, или расскажете о чем-то интересном, чего мы не заметили.

День первый

Берег Сылвы, Демидовский завод, прекрасные лебеди, сказочное урочище Култыш

В самом конце мая Александр решил совершить небольшое велопутешествие по тем местам, где обычно плавал на лодке. Естественно, я захотела присоединиться, взяла два дня отгула на работе. Надо сказать, что выбор такой был не случаен - уже больше двух недель стояла дикая жара, и очень хотелось прочь от города к разным озерам и речкам. Вот и решили проехаться за 4 дня от Шали до Коуровки вдоль Чусовой. Но, как только мы наметили поход, прогноз погоды нас немного огорошил, первые два дня ожидались совсем не теплыми. Ну да ладно, не первый раз мерзнуть, зато прокатимся!

Маршрут был готов - электричкой до Шали, дальше до поселка Сылва, потом Илим, Мартьяново, ну и далее. В путь Александр решил взять видеокамеру, чтобы снять места, где мы так давно не бывали, больше 10 лет, наверное! У меня на подготовку особо времени не было, рабочие дни, так что закупкой продуктов занимался Александр, а я напекла пирожков с капустой, и пожарила курицу.

Вставать надо было в 5.45, электричка до Шали была раненько. Утром на улице было прохладно, но не холодно. Нас немного замедлили утренние пробки из машин, но мы все равно прибыли на вокзал с запасом. Прошли досмотр, выкатили велосипеды на перрон, электричка уже стояла. Мы загрузились в вагон, и сели.

И вот, пока ехали в поезде, нам показалось, что за бортом ощутимо похолодало. Я даже куртку надела. Людей было мало, ехать долго. Я уже и подремать успела… А за окнами все цвело и зеленело, будто середина лета на дворе. Но ведь оно еще даже не начиналось, 27 мая!

Вышли мы в Шале, а там реально холодно, максимум градусов 12 тепла, и ледяной ветер дует, руки мерзнут. Зашли возле вокзала в Пятерочку, купили питьевой воды, газировки, да еще пару булок с корицей, их сразу и съели, чтобы согреться и настроение поднять. Ну а затем путешествие началось!

Мы поехали по улице Ленина, на повороте, перед мостом притормозили, чтобы снять местные памятники - погибшим в Великой Отечественной войне, в Гражданской войне, ветеранам Афганистана. На улице Орджоникидзе, видимо, располагался самый центр Шали, там были городская администрация, налоговая, полиция, множество магазинов, храм, памятник Ленину, фотозона "Я люблю Шалю". Читалось, кстати, как "Я Шалю".

Проехали по дамбе маленького живописного пруда. Водоем окружали зеленые холмы с лужайками, но вот хорошего спуска к воде и места для отдыха нигде не было. Проехали мимо косогора справа, где землю возле одного дома хозяева изобретательно укрепили старыми автомобильными покрышками, уложив их в шахматном порядке и засыпав землей внутри. А снаружи уже травка выросла, получилось необычно и даже красиво.

Дальше мы уже выехали из Шали, и двинулись к поселку Сылва. Здесь начались горки - недлинные, но крутые подъемы и спуски. Пришлось попыхтеть, но это было хорошо, мы хоть согрелись немного, только руки на руле мерзли, я даже пожалела, что не взяла перчатки, и подумала, не надеть ли носки на руки… Периодически нам встречалась разная сельская живность - то корова, то козы… Видели пару здоровенных козлов с большими рогами.

И вот километров через 10 показался поселок Сылва. Слева на горке белел обелиск павшим героям Гражданской войны, а дальше открывался удивительно красивый вид на поселок, холмы и пруды. Просто готовая композиция для идеального пейзажа! Здесь тоже паслись коровы с телятами. Кругом цвела синяя медуница, желтые купальницы, одуванчики и розовый шиповник - и это в мае! К тому же везде аромат от цветущей черемухи и сирени. Поют зяблики и дрозды, короче, жизнь просто кипит!

Мы въехали в поселок, Саша поснимал местный храм и верхний Сылвинский пруд, и нам надо было повернуть здесь налево, чтобы посетить место нашей отправки много лет назад в сплав по реке Сылва. Мы проехали мимо нижнего пруда, переехали плотину, где вода с грохотом сливалась в реку. Она была уже не такая мутная, и не пахла неприятно, как у нас в городе. А в небольшом заливе на реке стояла у камня большая цапля. Дальше дорога шла на Шигаево.

На том месте, где мы трижды стартовали на сплав, возле огромного тополя построили еще симпатичную беседку с коваными решетками, столом и скамьями. Все выкрашено в синий цвет, красиво. Ну вот, будет где пообедать с удобством. Особенно мы порадовались тому, что старый тополь жив-здоров, он такой эффектный. Людей не было, будний день, все на работе. Только потом приехал на велосипеде рыбак, и долго не мог выбрать место, где ему спуститься к реке, чтобы сесть рыбачить.

Александр поснимал на видео наше прибытие и торжественный обед, а затем мы уселись под деревом, где ветер потише, переварить обед, да наговорить на диктофон. Пока болтали, стало выглядывать солнышко, и все чаще… К тому времени, когда собрались продолжать путь, в небе уже синели довольно крупные прорехи в облаках. Кстати, когда мыли руки в реке, очень удивились, вода была настолько теплее воздуха, что нам захотелось нырнуть, чтобы погреться!

Около трех часов двинулись обратно к храму, чтобы ехать уже в сторону Илима. Когда мы проезжали в эту сторону, заметили у реки живописные руины, по карте посмотрели - это старинный железоделательный завод Демидовых. Решили туда заглянуть. И вот, пока мы доехали до плотины у Храма, солнце разогнало половину туч, небо засияло, и пейзажи стали настолько хороши, что верится с трудом - такие открылись просторы, зеленые холмы, водные зеркала! Значительно потеплело, да и ветер уже дул потише.

Мы спустились по грунтовке прямо к развалинам. Рядом паслось небольшое стадо коров, один молодой бычок нам вежливо уступил дорогу. Александр стал снимать руины на видео, обходя их по кругу. А я просто заглянула внутрь. Мощные стены были сложены пополам из природного камня и древнего кирпича из красной глины, 8 рядов в метр толщиной. Видно было, что крыша и стропила новые, после реставрации.

А вот огромные дощатые двери выглядели очень старыми, лет на 50, а то и на 70. Массивные металлические петли, их скрепляющие, и замок - те просто демидовских времен, явно скованы вручную, немного ржавые, удивительно, что их в металлолом не скрутили. Внутри было видно, что кирпичи со стен понемногу отваливаются. На земляном полу какие-то деревянные конструкции, мусора нет, только немного следов коров.

Мы снова поднялись на дорогу, идущую по дамбе между двумя прудами. Верхний пруд был побольше, чем нижний. На другой стороне дамбы слева на высоком холме возвышался белый обелиск. Но мы проехали мимо, забираться туда не стали. Вскоре мы уже выехали из поселка Сылва, миновав справа своротку на загородный клуб "Пригорье", а слева большой железный крест, и камень с надписью "Село Сылва основано в 1649 году". Опять начались крутые подъемы и спуски. В одном месте я чуть не полетела с велосипеда, засмотревшись на красивый вид реки Сылва внизу.

Следующей нашей целью был разрушенный мост через Сылву, в самом начале пруда. Ехать становилось все жарче, теперь мы уже радовались, когда дул ветер, хоть немного нас охлаждая. У реки то и дело встречались красивые полянки для отдыха, и даже была построена беседка недалеко от дороги. А еще за одним поворотом на открытом разливе реки мы заметили несколько белоснежных точек, подъехали ближе, пригляделись - а это лебеди!

Тут же в сторону берега в горку уходила песчаная дорожка. Мы решили разведать, куда она ведет. Поднялись по ней на крутой берег, и с него увидели и развалины моста впереди, и остатки дороги, и большой заболоченный разлив реки - а на нем отдыхают шесть лебедей. Скоро птицы нас заметили, выстроились одна за другой, и величественно проплыли мимо нас к открытой воде. Изумительный вид! Их оперение сверкало на солнце, как ледник в горах. Александру повезло снять это зрелище на камеру.

Потом мы решили отдохнуть на чудесной поляне наверху, полюбоваться красотами. Шум машин с дороги сюда почти не долетал. Кругом цвела земляника. Составили план - ехать сейчас к урочищу Култыш, и, если там понравится, ночевать. Потому что подходящих мест с водой от Илима до Мартьянова могло не оказаться, а в Илиме пруд далеко, и неизвестно какой. Мы еще съели на полдник по яблоку, сели на велосипеды, бросили прощальный взгляд на реку с лебедями (они вернулись, и кормились под нашим берегом, такие большие, оказывается!), и поехали дальше, с некоторым сожалением покидая чудесное место.

По дороге нам нужно было высматривать своротку направо, к урочищу Култыш. Солнце припекало, подъемы все продолжались, и иногда мы даже шли пешком. Переехали мост через речку со странным названием Мусорка. Хотя она совсем так не выглядела, вода довольно приличная. Шириной река была около метра, и только под мостом разлив метра четыре. Мы спустились к воде, и вот там отчего-то действительно пахло так, будто рядом жгут свалку. Мы так и не увидели источник запаха. Вернулись на дорогу, посмотрели с другой стороны моста - тоже ничего. Очень странно.

Поворота, похожего на тот, что нам нужно, все не было. Попадались только тропинки или очень старые, сильно заросшие колеи. Александр все глядел в навигатор и карты. Ну, ехали пока, наслаждаясь ароматами цветов и пением птиц. Дрозды сновали повсюду. А на одном дереве сидел крупный рыжий ястреб с круглыми большими глазами. Кроме обычных для наших мест трясогузок, зябликов и дроздов, мы уже встречали множество ласточек, крапивников, цаплю, чомгу, несколько видов уток, лебедей, скворцов, коршунов… Прямо какое-то птичье царство!

Так мы ехали, а поворота на Култыш все не было. Где же мы будем ночевать, если не найдем урочище. И вот увидели у дороги старую беседку в зарослях. И раздолбанную дорогу, уходящую в лес, перегороженную поваленной березой. Мы сразу подумали, что путь завалили специально. Туда мы и завернули. Объехали березу, и пошли пешком по дороге, ехать было слишком сложно. А идти меньше километра, так что прогуляемся. Мы вообще не были уверены, что идем на Култыш, может, эта дорога просто на вырубку.

В лесу нас сразу атаковали комары, покусав руки и плечи. Саша заметил, что дорога спускается ниже, так что наверное к воде. А потом впереди показалось большое пространство, и за ним блестящая новенькая крыша дома. Так, оказывается урочище обитаемо, а дома ли хозяева. Мы пошли по правой дороге, и скоро вышли к довольно большому пруду. На берегу под соснами стояло несколько домиков и строений, и на понтоне красовалась новехонькая деревянная баня.

У дома стояла машина, УАЗик, и я подумала, что сейчас окажется, что здесь шумная компания рыбаков. Саша пошел к дому, пока я парковала велосипед к большому чурбаку. Я услышала голоса - там был пожилой мужчина. О чем они говорили, не слышно было, но я заметила, что на сосну рядом с ними прилетела и села какая-то крупная птица, и тут мужчины издали изумленные возгласы. Я подошла к ним, и поняла, что в дупло сосны нырнула... утка! Вот те раз! Не думала, что древесные утки забираются так далеко на север, считала, что они только в европейской части России живут.

Мы познакомились с мужчиной, представились велопутешественниками, и попросили разрешения остановиться на ночь в палатке где-то рядом. Хозяин этой маленькой базы оказался гостеприимным, и предложил нам вообще ночевать в доме, сказал, что сейчас уезжает, и дом закрывать не будет. А завтра часов в 10 вернется. Или можно палатку поставить на понтоне, или на дамбе пруда. Только просил не разводить костер, а чайник, если что, вскипятить на газовой плите в доме.

Выяснилось, что Николай работал начальником пожарной охраны, недавно вышел на пенсию, и теперь занимается этой базой, в доле с другом (тот состоятельный товарищ, взял это место в аренду на 49 лет, и открыл охотхозяйство). Еще до выхода на пенсию Николай обустраивал этот пруд, дом, баню, сейчас держит здесь пасеку, разводит карпов. А его друг строит еще два гостевых дома и баню. В июле сюда даже будут тянуть электропровода, так что совсем цивилизованное место станет. Родился он в Шале, а живет в селе Сылва. Мы поделились с ним своими впечатлениями от красоты пейзажей в его родных местах, он пригласил приезжать почаще.

Еще Николай показал нам направление в лесу на родник, как он выразился, с "синей" водой, то есть очень чистой и холодной. Известен источник еще со времен войны, Николай его обустроил, повесил ковш. Кстати, мы спросили, он ли завалил дорогу березой - да, это был он. Сказал, что как-то встретил машину, которая сюда пыталась проехать, парень в ней искал металлолом. Еле удалось выпроводить. А металлолом хозяин и сам собрал. Так что собственность приходится охранять, и ездить объездами, чтобы никто не знал. И собачку на территории держать, охранника (он ее как раз вчера домой увез, на выходные).

Николай попрощался с нами, пожелал хорошего отдыха, и уехал. Вот прекрасная жизнь у человека - и активная, и в тишине. Не зря он сказал, что настоящая жизнь у него началась только с выходом на пенсию. Мы стали думать, где же поставить палатку? Александр предложил экстрим - понтон с баней! Но будет наверное сыро и холодно там ночевать. Да и места там вроде мало. Но решили зайти, посмотреть.

С обратной стороны, где вход с баню, оказалась площадка как раз для палатки. И пол ровный, застелен полимерными досками. И вид с понтона красивый, пахнет от свежей бани сосновой смолой прекрасно. Согласилась, будем спать здесь! Так мы еще не ночевали. Понтон был огражден перилами, в воду уходила лесенка. Еще два огромных поплавка-понтона в пластиковом корпусе стояли прямо здесь, на платформе, и мы их использовали как столы.

Велосипеды поставили в угол, и установили палатку. Кстати, заглянули и в баню - очень красиво, светло, чисто, и аромат дивный. Александр еще сходил поснимать все хозяйство и виды на закате, а я пока достала еду на ужин - бутерброды с колбасой, огурчик, вареное яйцо, чай. Потом отправились по дамбе к месту, где из пруда вытекает речка Култыш, было слышно, как она шумит.

Дамба оказалась широкая, ровная, с другой стороны от пруда большое травянистое пространство, но не заболоченное, видно, заливает его только весной. А пока просто купальницы цветут, кусты растут. И вездесущие дрозды и зяблики летают. Речка вытекала довольно прозрачная, с желтоватой водой и каменистым дном. Через нее был перекинут самодельный мостик из шести бревен с редко набитыми на них досками. Перейти было можно. И этим активно пользовались муравьи, здесь пролегал их путь.

Еще было видно, что речку переезжают вброд на квадроцикле. Мы перешли на другой берег и оценили открывшийся вид - банька с нашей палаткой на зеркальной глади пруда, домики на фоне зеленой лужайки, поднимающейся по склону вверх. А на этом берегу вдоль дорожки обильно цвела земляника. Над прудом периодически пролетали утки, непонятно, то ли древесные, то ли обычные.

Сложив все в палатку и наведя порядок, я пошла снова к речке, умываться. А Саша в это время пил чай с печеньем. Потом я вернулась, и тоже выпила немного горячего чаю, а то было уже холодно. Пока мы стояли на понтоне и беседовали, бедная древесная утка никак не могла попасть к себе домой, и ругалась на нас. Она опасалась показывать, где дупло, и потому летала кругами, не решаясь туда влететь. Мы отошли подальше и притихли, чтобы утка могла успокоиться.

Потом Александр пошел умываться, а я переоделась на ночь, утеплившись, как следует. И вот тут обнаружила на своей майке клеща. Когда Саша пришел, его тоже осмотрели, и нашли еще одного, на обратной стороне кофты. Так что мы порадовались, что палатка на понтоне, клещей здесь точно не будет. А этих отправили поплавать.

Около девяти вечера мы забрались в палатку, деревья на другом берегу еще были освещены остатками солнышка. На ночь мы закрыли двери в палатку, чтобы к нам не проникал холодный туман с воды. За сегодня мы проехали немного, 28 километров, но красот насмотрелись на все 100!

Ночью было очень холодно. А у нас летние спальники. Протрясло нас хорошенько! Замерзли ступни ног, Саше даже приснилось, что палатка уже в воде, что мы тонем, и нас окружают утки. Он все время просыпался - то звук, то прикосновение, то еще что. А у меня мерзла макушка, и я прятала голову в спальник, кислорода не хватало, и голова стала чуть побаливать. Ну, и бока отлежали, конечно, на досках.

Под утро, как рассвело, мы выглянули - над водой стелился туман, уже летают утки и дрозды с трясогузками. Александр, щелкая зубами от холода, прямо в трусах вылез с видеокамерой на край понтона, чтобы поснимать фантастические утренние виды. А я заметила, что травка поблескивает, думала, что это роса. Потрогала - а трава заиндевела, твердая совсем, так что ночью был заморозок. Мы постарались согреться, и еще немного поспать. Остаток утра прошел не так экстремально.

Продолжение рассказа Велопутешествие вдоль реки Чусовая

Метаданные с видео о времени нашего передвижения

В первый день мы проехали от Шали до урочища Култыш 28 км, потом за два дня 105, и потом еще 30.
На вокзал Шали мы прибыли в 11.50.
13.25 - въехали в поселок Сылва.
16.10 - заехали на горку, откуда смотрели лебедей.
18.30 - подъехали на урочище Култыш.
28 мая в 4.15 - Саша снимал с понтона туман, солнце еще не встало.
10.30 - уехали с Култыша.
11.45 - были у магазина в Илиме.
13.00 - сели обедать у трассы на помосте.
14.50 - въехали в Мартьяново.
17.00 - уехали с реки Чусовой у Мартьянова.
18.40 - въехали в село Чусовое.
20.15 - были на камне Гардым.
21.00 - подъехали на место ночевки у брода на Чусовой.
19 мая в 10.20 выехали со стоянки у Чусовой.
13.00 - подъехали к магазину в Староуткинске, где были козы и ласточки.
13.45 - сели обедать под тополями у домика в Староуткинске.
15.00 - были на скалах Богатырь.
16.30 - были в Волынах на ул. Сталина.
18.00 - свернули к камню Гребешки.
19.20 - приехали на карьер урочище Большая Сибирка.
30 мая в 9.30 выехали с ночевки от карьера.
10.30 - были в Нижнем Селе.
11.10 - купались на реке Чусовая в Нижнем Селе.
12.00 - были в Каменке.
13.35 - прибыли на вокзал в Коуровке.

Для тех, кто хочет подробнее узнать о реке - Описание реки Чусовая

Карта нашего велопутешествия вдоль реки Чусовая

Фильм о путешествии вдоль реки Чусовая