Велопутешествие вдоль реки Чусовая (Шаля - Коуровка)

Река Чусовая всем известна на Урале, и не только путешественникам, но и любому жителю. И за пределами нашей области эта река тоже довольно популярна. На Чусовую приезжают даже иностранцы. Каждый сезон десятки и сотни туристов караванами плывут по Чусовой на всем, что не тонет.

В моей жизни Чусовая оставила заметный след - это была первая река, по которой я сплавлялся, еще совсем не имея опыта. Именно после этого я понял всю прелесть лесной жизни, купил лодку, палатку, да и вообще стал путешествовать. И не только на лодке, но и пешком, а затем и на велосипеде. Так как я бывал с лодкой на Чусовой много раз, то теперь решил посмотреть ее красоты уже не с воды, а проехать вдоль реки на велосипеде. Заехать в те места, где я бывал раньше, глянуть, что там изменилось.

Маршрут получился очень удобный, заброска на электричке до Шали. А там течет река Сылва, по которой я тоже не раз сплавлялся. Забегая вперед, скажу, что путь мы выбрали удачный - по километражу получилось около 160 километров, и при этом интересных объектов огромное количество, и природных, и исторических. Основные пункты маршрута были такие: поселок Шаля, село Сылва, Илим, Мартьяново, село Чусовое, Староуткинск, Волыны, Нижнее Село, Каменка, и Коуровка.

В это путешествие я брал с собой видеокамеру, чтобы на память осталась вся красота уральской природы и наши приключения, тем более что с погодой повезло. Надеюсь, что прочитав этот рассказ, Вы согласитесь со мной, что места совершенно чудесные, и, может быть, захотите повторить этот маршрут, если у Вас есть велосипед. Буду рад, если напишете мне о своих впечатлениях, или расскажете о чем-то интересном, чего мы не заметили.

Начало рассказа тут

День второй

Ночевка на понтоне, поселок Илим, Мартьяново, село Чусовое, скала Гардым, неожиданная авария, река Чусовая

Утром встали мы без пятнадцати восемь, вполне отдохнувшие. Стали делать зарядку, чтобы согреться и размяться. Хоть солнце и закрывали облака, зато ветра не было, и воздух довольно теплый. А потом я отправилась за водой на родник, одевшись в штаны, кроссовки и ветровку. Взяла пустую бутылку, термос и котелок. Прошла по дамбе, и углубилась по дороге в лес, такой дремучий, старый. Еловые стволы огромные, с веток мох свисает. Но сама дорога довольно сухая.

Вот я прошла вдоль всего пруда, там колеи сворачивали направо, но была тропка и налево. Я решила, что мне сюда. Перешла через маленький овражек с сырой землей и многочисленными следами бобровых лап. Рядом стояла береза, наполовину отгрызенная, скоро упадет. Потом я вышла на луговину с мокрой травой и желтыми купальницами, и еще почти столько же шла по ней, периодически теряя и находя тропу. Слушала утреннее пение птичьего хора, смотрела по сторонам - красота, покой...

В конце этого луга стояла большая береза, и вот между ее огромных корней как раз и оказался родник. На ветке ствола висел ковш. В одной яме вода вытекала, в другой, огражденной досками, было что-то вроде отстойника, а в третьей можно было уже набирать воду. А вода-то и правда совершенно прозрачная и с синеватым оттенком. Я набрала все емкости, и пошла обратно. Ноги были к этому времени абсолютно мокрые от росы на траве. У речки я помыла термос, и вернулась к палатке.

Александр перекладывал вещи. Я осмотрелась на клещей - нашлось три штуки. Сашу я отправила кипятить чай в дом, а сама собрала свой рюкзак и нарезала на завтрак бутербродов со вкусным сыром с грецкими орехами. Александр позвал меня в дом, посмотреть и поснимать. Там все было чисто и аккуратно, приятно находиться. Была большая гостиная с кухонным уголком, и отгорожены пара маленьких комнат со спальными местами.

Перед уходом мы оставили Николаю красное яблоко и записку с благодарностью, и с нашим телефоном, вдруг захочет с нами связаться. Заварили термос и чай на завтрак, и вернулись на понтон. Поели, и Саша пошел умываться. Кстати, над нами вчера вечером и сегодня утром пролетали с криками клином лебеди - это очень красивое зрелище! Мы окончательно собрались, попрощались с хорошим местом, и отправились по полю обратно к трассе.

Довольно скоро по лесной дороге вышли к беседке, я там переоделась в шорты, еще разок осмотревшись на клещей. Саше повязали его яркий красно-синий платок, как бандану, и поехали дальше. Следующий наш пункт был Илим. До него было близко, но снова с крутыми подъемами. На окраине мы миновали какую-то заправочную станцию, потом железнодорожный переезд, и свернули на главную улицу. Еще на въезде было старое кладбище и обелиск павшим в Гражданскую войну.

В самом Илиме видели указатель на село Харенки - 17 км. У местного магазина я попросила остановиться, очень захотелось шоколада. Купила "Твикс". А еще поболтала с продавщицей, она пожаловалась, что здесь нет водоема, да и сам поселок помирает. Хотя приехали мы по нормально отремонтированной дороге. Саша еще спросил у продавщицы, по какой дороге нам ехать дальше, а то там в три стороны асфальт. Она рассмеялась - дорога только одна, Шаля - Первоуральск, а остальной асфальт через 20 метров заканчивается.

Подошла к нам местная Илимская собачка, я почесала ей пузо, она осталась довольна. Намекала, чтобы и Александр ее тоже почесал, но он сделал вид, что собачьих намеков не понимает. Набрал в колонке воды в бутылку, мы пожелали продавщице хорошего дня, и поехали в сторону Староуткинска по улице Щорса. Гнали мы под горку, на выезде видели огромную красивую липу.

За Илимом мы поднялись на несколько горок, причем пешком, и спустились несколько раз с ветерком. У меня не ко времени сломалась подножка велосипеда, просто перестала держаться в сложенном состоянии, и грозила попасть в педаль. Александр привязал ее шнурком, чтобы не болталась. Проехали речку Илим - тонкий ручеек в болотине. Видели ворона, еще каких-то птиц…

До поворота на Мартьяново мы еще не доехали, но было уже 12.40, и мы увидели у дороги на поляне деревянный помост и скамейку. Остановились, решили тут пообедать, чтобы в траву не садиться, от клещей. А после еды переместились в тень деревьев, и там еще посидели, наговаривая события дня на диктофон. В солнечный день кругом было замечательно красиво, такие яркие краски, что глаза слепит! Трава зеленеет, небо синеет, цветы пестрым ковром… И так приятно все это наблюдать из прохладного местечка, да под пение птиц.

Дальше нам надо было проехать 4 км до поворота на Мартьяново, и потом еще 7 до самого села. Александру хотелось там побывать, потому что когда-то давно он, сплавляясь со своим другом по Чусовой, там ночевал, и еще через много лет останавливался на дневку. Вот и решил навестить знакомое место. Нам повезло, в этой части дороги было много длинных спусков, так что проехали легко, Саша даже с рук поснимал движение.

Свернули, и по более узкой дороге поехали к Чусовой. Асфальт там был, хоть и плохонький, так что ехали нормально. Потом, правда, попался затяжной подъем, но и его преодолели. Только жара терзала, а еще я забыла намазать наши лица кремом от солнца. Мимо несколько раз проносились КАМАЗы, распространяя запах битума. И вот мы поняли, куда они ехали. Начался участок дорожных работ, и мы удивились - поселок совсем крохотный, зачем вкладывать деньги в дорогу, по которой мало кто ездит? Тем более, она еще вполне приличная.

Увидели плакат "Внимание! Разлив битума", разную технику, почувствовали резкий запах свежего асфальта. Шины наших велосипедов стали прилипать к покрытию - видно, мелкие брызги битума разлетались везде. В одном месте дорогу перегородила ГАЗель с рабочими, мы еле протиснулись. От крутых подъемов, жары и запах битума у меня начала болеть голова, и я подумала - блин, еще же потом обратно ехать 7 кило! Да еще мелкая щебенка прилипала к битуму на колесах, и летела потом нам в педали, в кроссовки, на велорюкзаки, и даже иногда в лицо!

Зато с перевала открылся потрясающий вид - горы вдалеке и поближе, холмы с лесом, долина Чусовой, ровные зеленые поля, дома Мартьяново, огромное небо над все этим, облачка… Просто дух захватило! И вот мы спустились в Мартьяново, и поехали по улице Центральной (на некоторых домах название было даже продублировано на английском, смешно) налево, к выезду из поселка. Дома были обычные, средней руки, много старых. А вот на другом берегу Чусовой, на крутом склоне, виднелись несколько дорогих коттеджей.

Скоро мы выехали на полевую дорогу, и двинулись вдоль реки в сторону впадения в Чусовую реки Каменка. Проехали белую новенькую ферму и вроде как строящуюся турбазу - трехэтажный кирпичный дом. Для частного дома уж явный перебор. Я местами шла пешком, потому что на дороге встречались глубокие неровные колеи. В одном месте на высоком берегу, среди маленьких сосен была построена хибарка из фанеры, картона и еще черт знает чего, рядом стояла машина, и там, видно, отдыхали какие-то люди.

Скоро Саша воскликнул: "Вот, вот эти камни, мы как раз тут котелки мыли!" С некоторым трудом мы спустились по неровному, заросшему травой склону к интересной скальной накладке - камни, как терка, выступали прямо из земли на берегу, спускаясь в воду. Я удивилась выбором места - тени нет, даже кусты далеко. Сесть на эти камни сложно, они все в острых выступах. Ну, что делать… Хотя бы вода рядом, можно охладиться. Правда, часть камней вод водой была покрыта скользким налетом, так что надо было аккуратнее, чтобы не упасть.

Я намочила руки, ноги, лицо и голову - ведь была самая жара, три часа дня. Александр хотел здесь побыть подольше, чтобы искупаться, и позагорать в тишине. Ну ладно, тоже буду купаться. Зашла в реку, и стала там плескаться. И еще намочила платок, и повязала на голову. Александр тоже вымылся, и сел на берег греть косточки, промороженные ночью. Пополдничали яблоками. Мимо нас на лодке проплыли рыбаки, дедушка с внуком.

Перед отъездом намазались кремом от солнца, и отправились обратно к трассе. Узнали по пути, что два раза в неделю из Шали сюда заходит автобус, но он вроде только до Первоуральска. А вообще, пока ехали 7 км, машин попалось совсем мало, одна в 15 минут. Дорожные работы уже закончили, техника стояла припаркованная на краю поля. Битум подсох, и не так липнул к колесам. А нам пришлось пройти километр до перевала пешком, там очень крутой был подъем.

Вернулись мы на трассу, теперь надо было ехать до села Чусовое, там посмотреть достопримечательности, и затем искать ночевку. Километра через 4 доехали до указателя "Чусовое. 5 км". Ну вот, снова пилить до села. Я-то рассчитывала, что до него пара километров. Но дорога туда нас порадовала, весь путь шел в тени, и ровно, либо под горку. Ехалось прекрасно! Ветерок обдувает, кругом красивые поля и лужайки, потом еще открылись виды на Чусовую. А в само село вел крутой спуск, и мы просто влетели туда! Мне даже пришлось сойти с велосипеда в одном месте, так как там дорога очень круто обрывалась вниз, тормозов не хватит! Даже пешком велосипед еле спустила.

Мы хотели найти базу художников, куда они приезжают на пленер. Но ворота подходящего под описание участка были закрыты, и никого. Там была большая территория, обширная веранда, дом. Мы прошли мимо территории, к краю пруда. Там стоял дом купеческого вида, рядом густые заросли кустов. Пруд был живописный, на другом берегу дома села, церковь интересная - как обычный большой дом, а наверху купол и крест. Над прудом возвышался холм, и на нем обзорная площадка с белой беседкой. В кустах заливался соловей, и торчала рекламная надпись "Быстрый интернет здесь", забавно, в кустах.

Покатили по дамбе пруда, навстречу нам попался мужчина с удочкой. Спросили у него про базу художников, тот ответил, что они приезжают с июня, так что пока никого нет. Мы разговорились, и выяснилось, что жена у дядечки художница, училась вместе с Анатолием Макаровым, и он их хороший друг! Вот как тесен мир. Мужчина очень удивился, узнав, что я тоже знаю Макарова, и давно с ним работаю, да и других художников их компании тоже знаю.

Выяснилось, что раньше была школа, а потом училище имени Шадра выкупило здание, чтобы студенты могли приезжать, и рисовать с натуры роскошные пейзажи. Мы уточнили у мужчины, как проехать к камню Шайтан, попрощались, и поехали. Скала эта уже виднелась в конце улицы слева. Кстати, пока мы беседовали, заметили, что по пруду плавает человек, и холодная вода его ничуть не смущает!

Подъехали к Шайтан Камню, где было сосредоточено сразу много интересных объектов. Туда подходил подвесной мост через Чусовую, рядом построена большая эстрада с металлической аркой, где проходит фестиваль "Река Чусовая", начиналась тропинка на сам Шайтан Камень. С другой сторону памятный знак с красным пароходным колесом, а чуть правее еще целый ряд каменных обелисков, посвященных ученым, которые исследовали геологию этих мест, Ермаку, управляющим заводов, караванным барок, и еще бог знает кому… Вся история реки!

Мы сделали фото на эстраде, поснимали подвесной мост. Там два мальчишки выуживали из реки металлолом, складывая его в тачку. Нашли две подковы, еще всякие ржавые железяки. По мосту проехали два мотоциклиста. Александр поднялся на Шайтан Камень, а я пока читала надписи на камнях. Потом мы поменялись, Саша отправил мня наверх, соблазнив шикарными видами. Тропа была несложной, я быстро поднялась на вершину. Да, картины оттуда открывались прекрасные.

Выше по течению Чусовой видны были скалы Гардым и еще какие-то, поменьше, а также большая часть села Чусовое и петля самой реки. Я полюбовалась на шикарные просторы, и спустилась вниз. Надо было ехать дальше. Было уже около 7 часов вечера, надо же еще где-то поужинать. И вот мы по улице Советская стали подниматься в сторону скалы Гардым. Я думала, что там и умру, настолько крутой и длинный подъем! Как тут местные жители ходят? Ну, правда, у нас еще велосипеды тяжелые. И жара.

И вот Александр заметил ближе к концу подъема справа уложенные у дома длинные доски, на которые можно было присесть, да еще в тени сирени. Он предложил здесь поужинать, я радостно согласилась. Мы прислонили велосипеды, и сели на доски. Тут же из ворот дома Советская 6 вышла хозяйка. Мы попросили разрешения посидеть, она была не против, и сама присела на стульчик, поболтать с нами.

Так, за едой, мы узнали, что женщина до пенсии жила в Екатеринбурге, в Кировском районе, и тоже на улице Советская! А на пенсии они с мужем переехали сюда 7 лет назад, в дом его родителей, и очень довольны. Хотя большая часть в селе теперь не местных жителей, а дачников. Но зато есть целых 5 магазинов, частная ферма, лесопилка, автобус из Екатеринбурга ходит 2 раза в день, так что село живет.

Поужинав, мы попрощались, и отправились на скалы Гардым. Поднялись до конца улицы, и там свернули в поле. Миновали его, вышли у лесочка к дороге, и увидели парней с мотоциклами как раз на камне Гардым. Поставили велосипеды и вышли на вершину. Скалы были очень высокие, и вид с них сильно впечатлял - снова на реку, село Чусовое, скалы Собачьи уши. А в воздухе парила туча мотыльков-однодневок. Сверху посмотрели, нет ли спуска к воде - нет, его не было. Так что ночевать здесь смысла нет, без воды неудобно. Решили проехать по дороге до бродов, которые значились по карте.

Поле, вдоль которого мы ехали, было засеяно какой-то травкой. Саша меня сильно обогнал, и вдруг резко затормозил. Смотрю, сошел с велосипеда, снял с него велорюкзак. Поравнялась с ним, а он и говорит - у меня авария. И это оказался не банальный прокол колеса, а гораздо хуже, срубило от тряски винт, на котором держался багажник! Мы стали думать, что делать? Александр решил пока не заморачиваться, а съездить до реки, и, если там есть место под ночевку, уже там и думать. Он уехал, а я осталась дежурить у рюкзаков, распевая во все горло турецкие песни.

Когда он вернулся, сказал, что место есть, хоть и не самое лучшее. Он надел велорюкзак за лямки на себя (хорошо, что они есть!), я взяла штатив, и мы поехали. Миновали поле, и выехали к броду. Место мне очень понравилось - мелкая щебенка с песочком, вход в воду хороший, течение быстрое, тихо, вид на лужок с беседкой на другом берегу, уточка крякает… Идиллия! Кстати, Саша заезжал и к другой стоянке, ближе к Чусовому, там были даже скамьи со столиком, но кругом трава, так что комарья будет много, больше, чем здесь, да и от деревьев темно.

Разгрузили мы велосипеды, отмахиваясь от комаров, и я стала ставить палатку. А Александр пока разбирался, что там случилось с винтом. А случилось самое плохое - шляпку срезало, а сам винт остался внутри, так что достать можно только в мастерской, высверливанием. Тогда Саша стал думать, и придумал - вкрутил запасной винт в другую дырку в раме для крепления дисковых тормозов.

Багажник стал чуть кривоват, но держался крепко, можно будет доехать до дома. Так что еще повезло, что винт срезало слева. Если бы справа - ничего не вышло бы, дополнительных отверстий там нет. И хорошо, что багажник сборный, а не сварной, а то стойка бы отломилась. Да и по высоте он регулируется. Мы еще поснимали все эти манипуляции на видеокамеру, чтобы потом сделать ролик про ремонт в помощь велопутешественникам.

Итак, палатка была уже готова, я отправилась мыться в речку. Из деревни иногда доносился собачий лай, но очень тихо. Александр сцепил велосипеды, тоже помылся, и мы забрались в палатку в 10.30 вечера. Пока наговаривали на диктофон, мимо нашей палатки пробежала юркая норка, прыгнула в реку, и поплыла. Болтали больше часа, а потом уже очень хотелось спать. Да и воздух остыл, надо было утепляться. Хотя такого мороза, как прошлой ночью, уже не было.

Продолжение рассказа Велопутешествие вдоль реки Чусовая

Метаданные с видео о времени нашего передвижения

В первый день мы проехали от Шали до урочища Култыш 28 км, потом за два дня 105, и потом еще 30.
На вокзал Шали мы прибыли в 11.50.
13.25 - въехали в поселок Сылва.
16.10 - заехали на горку, откуда смотрели лебедей.
18.30 - подъехали на урочище Култыш.
28 мая в 4.15 - Саша снимал с понтона туман, солнце еще не встало.
10.30 - уехали с Култыша.
11.45 - были у магазина в Илиме.
13.00 - сели обедать у трассы на помосте.
14.50 - въехали в Мартьяново.
17.00 - уехали с реки Чусовой у Мартьянова.
18.40 - въехали в село Чусовое.
20.15 - были на камне Гардым.
21.00 - подъехали на место ночевки у брода на Чусовой.
19 мая в 10.20 выехали со стоянки у Чусовой.
13.00 - подъехали к магазину в Староуткинске, где были козы и ласточки.
13.45 - сели обедать под тополями у домика в Староуткинске.
15.00 - были на скалах Богатырь.
16.30 - были в Волынах на ул. Сталина.
18.00 - свернули к камню Гребешки.
19.20 - приехали на карьер урочище Большая Сибирка.
30 мая в 9.30 выехали с ночевки от карьера.
10.30 - были в Нижнем Селе.
11.10 - купались на реке Чусовая в Нижнем Селе.
12.00 - были в Каменке.
13.35 - прибыли на вокзал в Коуровке.

Для тех, кто хочет подробнее узнать о реке - Описание реки Чусовая

Карта нашего велопутешествия вдоль реки Чусовая

Фильм о путешествии вдоль реки Чусовая