Путешествие на велосипеде по глухим местам Урала

Что можно сказать об этом маршруте? Если коротко, то это было настоящее приключение. Я увидел очень много интересных мест, преодолел всяческие трудности, но главное - я испытал чувства и эмоции, которые редко посещали меня в других моих поездках. Теперь чуть подробнее. Те места я знаю уже давно, и есть там достаточно такого, что стоит посетить и посмотреть. И вот, сидя над картой и придумывая новые маршруты, я подумал: а почему бы не забраться поглубже?

Нашел в районе Краснояра глухой лесной квадрат с заброшенной дорогой от Платониды и Старик-Камня до поселка Верхние Серги. В этих местах совсем не было населенных пунктов, и выглядели они таинственно и многообещающе. Была, конечно, вероятность, что я не смогу там проехать, но ведь всегда можно вернуться знакомым путем. А вообще этот участок даже пешком можно преодолеть, не такой уж он и протяженный.

Составляя маршрут, я наметил все объекты, куда нужно заглянуть, рассчитал примерный километраж и время в пути, осталось только выбрать время с подходящими погодными условиями. Так как часть дороги мне была знакома, да и по маршруту присутствовало Моховое болото, я понимал, что надо ехать в максимально сухое время, то есть в конце лета - и земля подсохла уже, и комаров меньше. До Старик-Камня дорогу я прекрасно изучил, бывал там не раз. Второй участок - от Старика до поселка Ревдель, и далее до Верхних Серег - по лесным дорогам, местами земляным, местами грунтовым. И третий участок, от Верхних Серег до Дружинино, там уже асфальт.

Надеюсь, мой рассказ получился не менее интересным, чем сама поездка, хотя, конечно, чувства, что я испытал, словами передать не просто. Думаю, читая это повествование, Вы сможете представить те места, Вам будет интересно, и время Вы потратите не зря.

Это третья часть рассказа. Рекомендую начать с первой

Ревда - Мариинск - Краснояр - Платонида - Старик-Камень - Ревдель - Верхние Серьги - Атиг - Дружинино

День 3. Солнечный Ревдель

В восемь утра зазвонил будильник на телефоне, я проснулся довольно бодрым. Небо уже абсолютно чистое, светит солнце, но лучи его на палатку не попадают из-за тени от деревьев. Вышел наружу, почувствовал лесную сырость, и скорее пошел на открытое место на дороге, где уже солнце. Мне сразу стало хорошо - теплые лучи согрели даже в такое раннее время. Здесь я сделал зарядку, размышляя, что делать дальше. У меня закончился чай, осталось пара глотков, и те холодные, и завтракать не с чем, а здесь костер не развести, хвойных дров не было, одни березы да осины, возиться и тратить время не хотелось. Есть что-то другое, типа консервов, не хотелось, да и сыр с батоном бы остались...

Так что сделал бутерброды, как обычно, и решил запивать просто водой. Но когда попробовал, понял, что, ну очень не вкусно, так что остатки чая растягивал, как мог, запивая еду. Потом сушил тент от палатки, он весь был в каплях конденсата - переворачивал его на солнышке. Собрал вещи, страдая от обилия движений с наклонами, особенно при складывании палатки, спина моя не очень-то хорошо гнулась. Помаялся, навешивая велорюкзак на велосипед - держать-то его некому.

Поехал я обратно, к мостику через Ревдель, туда, где вчера видел отмель, или насыпь из гальки. Речка бежит мимо чистая, светлая, небольшая, но не слишком мелкая. Здесь я планировал помыться и помыть велосипед. Как раз уже и тепло стало по-летнему. Сначала помыл я своего железного коня, чтобы потом дать ему хорошо просохнуть. Сильно ему досталось в этом походе. Мыть пришлось долго, повсюду надо было выскребать грязь из труднодоступных мест. Хорошо, что взял с собой тряпку и щетку.

Потом отрегулировал тормоза (задние просто в ноль уже стерлись). Проверил стойки велобагажника, а то когда трясешься с горки по камням, велосипед сильно подпрыгивает, и тяжелый велорюкзак - тоже, так что стойки могут и подломиться, если не очень надежные. Но мои оказались в порядке. Кстати, в другом путешествии у меня так и случилось, и я столкнулся с большой проблемой. Что это, и как ее решил, читайте в статье «Как избежать поломки велобагажника в дороге».

Потом поснимал местные пейзажи, помылся в речке сам. Глубина была по колено. Чистому телу стало намного лучше. А еще лучше было от созерцания приятных окрестностей - зеленые кусты и кудрявые березки, синее небо, речка с негромким журчанием утекает вдаль. Мне она напомнила Шишим своими размерами и очертаниями. Кругом стрекотали кузнечики, чирикали какие-то птахи. И не скажешь, что самый конец лета.

Сделал я все дела, хотел поехать обратно по дороге, туда, где приметил кучку сухих палочек, и там развести костерок, сварить обед и накипятить чайку. Но здесь было так замечательно, на жарком солнышке, у воды... И стали меня опять посещать мысли, а не остаться ли здесь на ночевку? Поставить палатку, позагорать, послушать тишину и журчание реки.

Я понял, что надо постараться привести самому себе разумные доводы против. Если я сегодня ночевал далеко от речки, и так задубел, что же будет на самом берегу, когда наползет ночной туман. Совсем ведь окочурюсь! Еще подумал, что терять время на костер и приготовление обеда тоже не очень рационально. Лучше я на обед съем еду для ужина, а на ужин уже сварю пюре, все равно на стоянку становиться. Да и на крайний случай консервы есть. И принял я решение ехать дальше, как планировал по маршруту.

Но вот собирался я крайне долго, растягивая процесс, так не хотелось покидать теплое и уютное место. Утешало то, что сегодня дорога ожидается полегче, хоть километров больше, зато поеду быстрее. Пока все грузил, стало жарко, и напоследок я еще разок окунулся, чтоб освежиться и взбодриться. За своими делами я наблюдал за событиями вокруг - по мосту проехал УАЗик, потом вышел работник охотхозяйства, стал топить баньку, таскать воду из речки. Подошел ко мне, мы поболтали немного.

Он сам из Нижних Серег (или Верхних, не помню), работает здесь с напарником. Рассказал, что за рекой живет старый медведь, а на этой стороне - молодой. И когда кто-нибудь куда-то идет отсюда, старый медведь частенько лесом человека провожает, наблюдая из кустов. Еще поведал, что по утрам здесь всегда густые туманы - в двух метрах ничего не видать. Видимо, низина. Сказал, что на том конце Ревделя еще остались развалины от домика, и больше ничего. Потом я еще пообедал, и в половине третьего выехал на большую дорогу в сторону Верхний Серег.

Сначала дорога шла круто в горку, и примерно километр я тащил велосипед пешком. По жаре совсем не сахар. Потом местность выровнялась, и я поехал. Качество дороги в целом радовало, только у горы Черный бык попалась пара мест, где потребовался обход. По обочинам росли грибы, там, где ехал помедленнее, можно было разглядеть и красноголовики, и подберезовики. Мелькали и ягоды земляники. В сторону от дороги иногда попадались отворотки совершенно дикого и страшного вида, и как туда люди ездят, непонятно. Колеи нереальной глубины, и все в грязи.

У одной большой лужи, чтобы ее обойти, пришлось ножом обрезать или обламывать ветки кустов, торчащие над единственным узким и мягким бортиком, где можно было хоть как-то пройти. Провозился там долго, но прошел, и велосипед провел. Часам к четырем небо понемногу затянуло облаками, стало не так жарко. Я понимал, что сегодня последний день в лесу, поэтому не торопился. Двигался без напряга, то побыстрее, то помедленнее, так что особой усталости не чувствовал, но вот спина по-прежнему реагировала на некоторые движения болью, так что старался быть аккуратнее.

Перед речкой Блинова меня ждал очень долгий, на несколько километров, спуск. Пришлось снова насиловать тормоза, они прямо стонали. А потом, после речки, снова крутой подъем пешочком. К пяти вечера я уже преодолел отметку 100 километров от начала маршрута. По пути меня обогнал мужичок на стареньком мотоцикле, а потом "Урал", груженный березовыми бревнами. Местность была гористая, так что спуски и подъемы чередовались. После одного поворота направо дорога превратилась в земляную, и стало сыро. На этом участке, пару километров дорога была с большими колеями от лесовозов, и много чачи, поэтому большей частью шел пешком. Но к счастью, это было последний раз.

Вскоре между сосен я заметил домики, и понял, что уже доехал до поселка Верхние Серги. И пришло странное чувство - а надо ли ехать туда, где люди, асфальт и цивилизация? Может, вернуться в лес, и еще путешествовать по трудным, но уединенным дорогам? Ведь там так хорошо и спокойно... Было без пятнадцати семь вечера. Сфотографировал домики на окраине, а потом остановился на полянке, где лежала куча бревен, там было много сухих палок и веток. Здесь я решил сделать костер, и вскипятить чай на сегодня и на завтра, в термос, а заодно и поужинать. Вода у меня с собой была и на питье, из источника Платониды, и на чай, из речки Бардым.

Повесил котелок, налил туда водички, и устроился у костерка. Но тут вышел конфуз - палка, на которую я его повесил, оказалась надломленной, а я под пылью-грязью этого не заметил, и она прямо у меня на глазах подломилась, и весь котелок вылился в костер. Вот, блин! И что делать. Можно, конечно с велосипедом проехать до домов, там попросить воды, затем идти обратно... Но время терять не хотелось. Вылил я в котелок воду с Платониды, примерно пол-литра, на пару кружек хватит. Вот только вода долго как-то не закипала, я утомился ждать.

Затем залил кипятком пюре, заварил его, добавил домашнего сала, и поужинал. Поехал дальше, и по Верхним Сергам стал пробираться к Козинскому пруду, он более уединенный, чем Верхне-Сергинский. По улице Кирова, проходящей по горке, полюбовался на зрелище поселка на закате, дома были как на ладони. Хотелось прямо задержаться там подольше, чтобы запомнить эту красоту, неплохо было бы и в Верхнесергинский краеведческий музей сходить, но не в этот раз. Время поджимало, а мне же еще ночевку искать. Остановился только у белоснежного храма, чтобы его запечатлеть на фото. Церковь имеет название Введенский храм, и вроде даже там находятся частицы мощей Александра Невского, Симеона Верхотурского, и других почитаемых людей.

Проехал я по узкой полоске дороги, ведущей прямо через пруд на другой берег. А там снова начался крутой подъем в гору, пришлось мне попыхтеть. Поселок закончился, путь теперь шел вдоль ЛЭП и более полого. Я на всякий случай присматривался к отворотам дороги, если вдруг не получится найти стоянку у Козинского пруда, или туда нет въезда по какой-нибудь причине. Перед самым прудом съехал с горки, заметил несколько машин на берегу там и сям. Вид сверху был великолепный, весь пруд, берега с участками леса и зеленых полян.

По плотине переехал на другой берег, и решил уйти подальше, мало ли, ночью шумная компания приедет... Свернул я направо по лесной дороге. Шел-шел, видел пару костровищ у воды, но везде берег очень крутой, и ровной поверхности для палатки просто нет, идешь по склону горы, Козя называется, как и местная речка. Стал уже думать, что делать, где приткнуться? Ну, решил идти до конца, до впадения реки, там может оказаться местечко поровнее. Лишь бы заболочено не было.

На одной маленькой полянке, метров 10, уже стояли две палатки и машина, рядом ловили на удочку рыбаки. Я понял, что дальше обязательно найду еще подходящее место для ночевки. Прошел чуть вперед, и уже напротив лагеря отдыха на другом берегу, обнаружилась полянка такого же размера, что предыдущая, где было место для палатки, вокруг зеленая стена кустов и деревьев, лежит поваленная толстая сосна (на ней удобно сидеть), подход к воде, маленький деревянный пирс, и дно хорошее, песчаное. На пруд открывался широкий обзор, так что здесь мне очень понравилось.

Сквозь деревья на другом берегу были видны постройки лагеря, а может, базы отдыха - какие-то беседки, корпуса, домики, пирс. Там негромко играла музыка, но я надеялся, что позже вечером ее выключат. Место достаточно отдаленное от всяких дорог, так что вряд ли меня ночью кто побеспокоит. Я глянул на навигатор, там значилось, что от начала пути я проехал 120 километров, а времени было 20.30. Поставил палатку, все вещи, кроме обуви, сложил в нее. Велосипед привязал к уголку тента на всякий случай. Налил себе кружечку горячего чайку из термоса, устроился на бревнышке - до чего приятно!

С удивлением заметил, что рядом по дорожке скачет дрозд, странно, уже ведь сумерки, почему он еще не спит? Сходил к воде, ополоснулся, смыл пыль дорог, да и забрался в палатку, наводить порядок. Надо было постелить спальник, да поменять батарейки в диктофоне и фонарике. Пока возился, стемнело. А вот воздух был по температуре очень теплый, в одной футболке, да у воды, мне сегодня было совершенно комфортно. Парадокс - вчера в это время я мерз.

Сквозь сетку палатки поглядывал на чистое небо и гладь Козинского пруда. Музыку на базе отдыха уже выключили, стало совсем тихо. Потом улегся поудобнее, и часам к десяти вечера заснул. А вот спал снова плохо, все ворочался. Но зато совсем не замерз, недаром две футболки надел. Палатка моя стояла входом к воде, ночью я выглядывал, видел огоньки на противоположном берегу, множество звезд в небе.

Продолжение рассказа о велопоездке в Ревдель

Дополнительная информация о поездке

Если Вы соберетесь повторить мой маршрут, некоторые дополнения будут Вам весьма полезны. Как уже было сказано, нужно выбирать сухое время, и чтоб успело подсохнуть, в лесу сохнет медленней. Ночевки лучше всего делать в тех местах, где ночевал я, это самый оптимальный вариант, и километров за день немного, и время будет в запасе, ну, чтобы отдохнуть там, или еще на какие дела. И вода всегда рядом.

От Ревды до Краснояра в принципе можно доехать на автобусе, я сколько раз ездил, там все время автобус полупустой, Вам с велосипедом места хватит, а так и время и силы сэкономите. На асфальте там интересного мало.

Возле Старик-Камня, с обеих сторон в лесу есть скалки, в пределах километра. Если есть желание, можете посетить, но троп туда нет никаких, да и скалы невысокие, без панорамных видов.

На охотничьи хозяйства можно не заезжать, особо интересного там Вы не увидите, а те, кто там работают, ничего любопытного сказать не смогут. Ну разве что Вы охотой увлекаетесь...

Это сэкономленное время можно потратить на пешую прогулку до Шунута. Прячете велосипед в лесу и за час дойдете до горы, ехать на Шунут на велосипеде по той дороге одно мучение.

Есть еще урочище старый Ревдель, но там вообще ничего не осталось, просто заросшая поляна. Дорога туда есть и от горы Катичева, с той дороги, по которой я ехал, и от Ревделя. Но обе дороги для велосипеда не шибко подходящие, большую часть пешком идти придется.

В поселке Верхние Серьги можно посетить Верхнесергинский краеведческий музей. Заранее позвоните и узнайте часы работы.

Ну а на Козинском пруду можно и отдохнуть денек-другой, лес хороший, водичка чистая, можно купаться, загорать.

Естественно, нужно подготовить велосипед, и взять для него все необходимое, смазку, тряпки-щетки, чтобы грязь отмывать, ну там ключи, камеру...

На карте, которая ниже, можно проследить мой путь, но вот некоторые дороги не соответствуют реалиям.

Карта маршрута моего путешествия до Ревделя

Фотографии, сделанные во время путешествия в Ревдель