|
Озеро Молтаево
Первомайский велопоход на озеро МолтаевоДень первый. Плотина Режевского пруда, лесной пожар, деревня Першино, скалы Першинский Камень, Сохаревские скалы на реке РежМаршруты для велосипедных походов на пару-тройку дней Александр набросал еще в прошлом году, но далеко не все из них сумел осуществить. И вот, когда настали майские праздники, и пришла подходящая погода, он просмотрел все варианты, и выбрал самый подходящий - на пригородном поезде до Режа, а дальше через несколько деревень и сел на озеро Молтаево. Такой маршрут он отобрал не случайно. Километраж здесь был маленький - всего около 100 км, ехать практически везде по асфальтированным дорогам, где немного машин. И растянули мы этот путь на три дня, потому что выходных было только три. Мой старенький заслуженный велосипед требовал замены втулки заднего колеса, а сделать это мы не успели. А еще мне подарен был на день рождения велорюкзак-штаны, я с таким еще никогда не ездила, и надо было понять, удобно ли мне будет. Решили взять видеокамеру, чтобы снять фильм о нашем путешествии, а на съемки нужно дополнительное время. Ну, а на озеро Молтаево Александр хотел съездить уже давно, так как там неотразимая для него приманка - развалины санатория, заброшенного в 90-е годы. Так что 28 апреля мы сложили заранее наши рюкзаки, и приготовились на следующий день покинуть город и отправиться в весенние поля и леса. Именно день - мы решили рано не ехать, а выбрали поезд на 12.20. Вообще, Режевское направление не слишком популярное, и рейсов там немного - в 8.30 утра, наш, в полдень, и в 17.00. И еще одна особенность - в той стороне нет электросети, так что ходят туда пригородные поезда, которые тянут тепловозы, попыхивая дымком. Вечерком я еще на пробу прокатилась по району на велосипеде, который Александр привел в порядок - колесо, конечно, постукивало, но терпимо. С утра пораньше я заварила чай в термосе, нажарила в дорогу курицы с картошкой, завернула порции в фольгу, и часов в 11, хорошо заранее, поехали до вокзала. Надо было определить, смогу ли я нормально ехать с тяжелым велорюкзаком на багажнике. Сразу выяснилось, что садиться на велосипед с таким рюкзаком мне очень неудобно. Он, и так получается выше седла, а еще увенчанный сверху скатанным туристическим ковриком. Пришлось стараться перешагнуть раму, а это нелегко. Только с криком "Йэх!" смогла. Александр посоветовал заняться йогой. Ему-то хорошо, вон ноги длинные какие, он и руль велосипеда в легкую перешагнет. Но зато ехать оказалось совершенно не трудно, на поворотах меня не заносило, я вообще не чувствовала рюкзака. Так что до вокзала доехали прекрасно. Купили билеты, и поехали к выходу на платформы. На табло наш поезд еще даже не значился, слишком рано. Пришлось постоять минут 10 на улице. Потом вошли в здание, увидели, где нас ждет поезд, и поехали по тоннелю. Неприятно удивил подзабытый факт, что не во всех переходах к перронам на нашем вокзале есть пандусы для всякой колесной техники. Здесь как раз не было - пришлось велосипеды с тяжелыми рюкзаками наверх затаскивать по ступенькам. В поезде мы сняв с велосипедов рюкзаки, установили наши "машины", и сидели, придерживая их, всю дорогу, потому что при торможении поезда они норовили упасть. Ехать нам было недолго, всего два часа, так что не страшно. Поезд тронулся, мы выехали из города, и за окном поплыли лесные опушки, полянки, дороги - снег везде растаял, оставив после себя прилизанную траву. Повсюду цвела верба и мать-и-мачеха. Часто вдоль насыпи тянулись залитые водой участки. В половине третьего мы прибыли в Реж. Здесь поезд стоял всего две минуты, так что надо было пошевеливаться с высадкой, и мы с этим справились - приготовились заранее, вытащив велосипеды в коридор. Спустя очень короткое время те немногие пассажиры, что здесь вышли, разошлись, и мы остались на перроне одни. Было очень ветрено, вокруг пустынно, и совершенно не похоже, что мы находимся в городе, больше смахивало на деревню. Решили мы здесь и пообедать, на скамейке у здания вокзальчика, а уж потом ехать в центр Режа, смотреть пруд и завод. Достали еду, перекусили. Долго рассиживаться не пришлось - холодно. Так что погрузились на велосипеды, и двинулись по вездесущей улице Советская к городскому пруду. Проехали мимо магазинов "Пятерочка" и "Монетка", подумали, что надо в один из них потом зайти, купить воды и фирменных режевских булочек. Дорога все время шла по крутым горкам - вверх-вниз. Выехали мы к плотине пруда, а там такой ветер гуляет, что с велосипеда сдувает! Перед нами лежала довольно большая площадь перед стелой, посвященной героям войны. Там как раз фотографировалась пара молодоженов с гостями - суббота же. А так людей на улицах было мало, наверное, из-за погоды. Мы подъехали к ограде пруда, за которой по свинцовой воде ходили волны, довольно мрачная картина без солнышка. На другой стороне пруда виднелись домики и огороды частного сектора. Справа вдоль улицы тянулась стена местного завода, над ней торчала высокая кирпичная труба и еще какие-то сооружения, одно совсем черное, закопченное и ржавое. Александр поснимал отсюда виды, и мы поехали вдоль плотины к другому краю пруда, чтобы посмотреть пару старинных зданий. Особо интересного ничего не оказалось, так что мы поехали обратно. Зашли в "Монетку", купили квасу и булочек. Затем мы проследовали к станции мимо красивого здания школы - все бело-голубое, с какими-то украшениями, и направились в объезд вокзала с правой стороны. Там скоро выбрались из Режа на трассу Екатеринбург-Алапаевск. На указателе значилось, что отсюда до Алапаевска 66 км, а до Екатеринбурга - 70 км. По окрестностям Алапаевска я тоже колесил, кому те места интересны, читайте рассказ «Велопутешествие Алапаевск - Нижний Тагил» Дальше мы планировали заехать на Сафьяновский карьер. Но прежде чем мы доехали до поворота на него, слева на просеке мы увидели огонь и дым - горели трава и кусты. Дым несло ветром через дорогу, и он стелился по лесу. Рядом с пожаром стоял мужчина с овчаркой, он звонил по телефону, видимо, пожарным. Александр к нему подъехал, и услышал, что здесь проходили два подростка, и, вероятно, они и подожгли сухую траву. Мы проехали мимо этого места, но дымом пахло еще довольно долго. Через километр-другой мы увидели поворот направо и грунтовую дорожку, подумали, что там и есть карьер. Проехали мимо маленького замусоренного водоемчика. По дороге вдалеке бродил какой-то мужчина, как мне показалось, с собакой. Но, подъехав ближе, я поняла, что это у него тачка со щебенкой, из нее он подсыпает ямы на дороге. Мужчина ответил на вопрос, там ли карьер, что нет, там просто сады, а Сафьяновский карьер дальше, и указатель будет. Пришлось нам разворачиваться и пилить обратно, естественно, в горку. Еще через километр слева показалась идущая почти параллельно грунтовка, вся засыпанная белой пылью. Послышалось гудение мотора, и на этой дороге появился БЕЛаз, он ехал и поливал дорогу водой. Дальше грунтовка эта пересекала трассу, и шла на Сафьяновский карьер. И вот туда ехать мне как-то расхотелось. Ветер сегодня сильный, я как представила, что грузовик мимо нас проедет. Мы же как снеговики станем! Хорошо, что Александр тоже передумал туда ехать - дорога после полива мокрая и грязная. Короче, проехали мы мимо поворота (между прочим, там стоял шлагбаум, и везде висели таблички "Проезд запрещен", "Опасная зона", и все в таком духе). Следующим пунктом нашего маршрута было посещение деревни Першино (ну не тянет она на село). Там мы хотели осмотреть Покровскую церковь. Примерно через шесть километров доехали до указателя и своротки налево. Настораживало только, что дорога не асфальтированная, а просто грунтовка, переходящая в лесную дорогу. При этом она дальше раздваивалась, и левая часть стала совсем уж плохая. Так что мы вернулись немного и поехали по правой. Ехали-ехали, и вот впереди посветлело, и мы выехали на берег реки Реж. Тут Александр чертыхнулся - деревня оказалась на другом берегу, и моста нигде видно не было. Только впереди были скалы, и какие-то строения, кажется, заброшенные, справа от нас. Отсюда были видны даже развалины старой церкви на краю Першино. Мы поняли, что перебраться вряд ли удастся, но на всякий случай решили съехать вниз, к строениям. А вдруг найдется там переправа? Строения оказались старым домом, наполовину из натурального камня-плитняка, наполовину из кирпича. И в него были вставлены пластиковые окна. Но, видно, процесс ремонта еще не закончился, и люди пока здесь не жили. Еще дальше от дома по дороге обнаружилась пасека из примерно 15 ульев. Но пчелы вяло ползали только в одном. Саша дошел до реки, моста не нашел, поснимал пчелок, и мы поехали обратно. Видимо заезд в деревню был с противоположной стороны реки, и не с трассы. Увидели, что есть дорога наверх, на верхушки скал, и поднялись туда прямо с велосипедами. Скалы назывались Першинский Камень, и с них открывался чудесный вид на Першино - целиком, и еще на реку Реж в обе стороны, и на скалы рядом. Слева далеко за деревней на берегу были построены отдельно стоящие несколько домов. Но самый богатый красовался в центре Першино - кирпичный, темно-красный, с узорами, двухэтажный с мансардой, с эркером на 4 окна, с большой территорией и двухуровневым двором, он был больше похож на Дом пионеров или Дом культуры. Между прочим, нашелся и мост! Он был левее той скалы, на которой мы стояли, и имел странный вид - будто его сломали между вторым и третьим пролетом. Наверное, так и было - опора в этом месте просела, и настил сделали на том, что от нее осталось. Так что по мосту ехать надо было сначала вниз, потом вверх. Но на наших глазах там проехал мотоцикл, и все обошлось удачно. Как раз к этому мосту и вела та плохая часть дороги, с которой мы свернули. Долго мы стояли там, наверху, на утесе, любуясь видом. Все немного портил сильный холодный ветер. Здесь явно было любимое место для пикников, но не замусоренное, очень приятное. Поехали мы обратно к трассе, и там начали движение к мосту через реку Реж в районе деревни Сохарево, чтобы остановиться там на ночлег в красивом местечке. Его мы заприметили давно, когда ездили в Верхнюю Синячиху. До моста было примерно километров пять или шесть. И снова пошла холмистая дорога, вдоль нее стоял еще не начавший буйно зеленеть лес, только пушистая желтая верба оживляла вид. И повсюду пели-заливались птицы. По дороге я видела еще гадюку, только что полинявшую, с ярким, четким, красивым узором на спинке - она лежала на обочине дороги, боюсь, что ее сбила машина. Но, может быть, только оглушила, потому что повреждений никаких заметно не было. Я надеялась, что змея останется жива, такая красавица, чуть больше метра в длину. Вот впереди показалась скала, и я поняла, что мост уже совсем рядом. Мы въехали на него, чтобы сверху осмотреть окрестности, понять, где есть хорошие места, не заняты ли они. Конечно, нет. Кто еще в такую погоду станет ночевать в лесу? А вот вид открывался с моста знатный - внизу бурно текущая мутноватая вода Режа, левый берег крутой, высокий, а поверху его - луг, и где-то там дорога от Сохарево. Сама деревня хорошо видна издалека на ровной поверхности. Правый берег тоже украшен скалами ниже по течению, а возле моста довольно большая поляна, подходы к воде, кусты и дорога наверх, к вершине скал. Я представила, как это все будет смотреться в ясную солнечную погоду - супер! Мы вернулись назад, проехали немного от начала моста, свернули на проселочную дорогу, и по ней съехали на берег. Внизу у реки решили не оставаться по двум причинам - сильный холодный ветер и слишком громкий шум проезжающих машин. Надо было углубиться в лес, где потише. Так что мы закатили велосипеды по дороге к скалам, и стали искать место для палатки среди сосен. Обошли участок берега метров пятьдесят, и нашли чудесное место - маленький, как раз по размеру палатки, пятачок между несколькими высокими соснами и небольшими кустами, покрытый мягким мхом, совершенно ровный, лишь с небольшим уклоном. А все другое пространство было либо сильно под наклоном, либо неровное, кочками и колдобинами. Ветра на выбранном месте было гораздо меньше. А костер разводить решили подальше от берега, на тропинке, метрах в 15 от палатки, вот там было совсем затишье, можно будет вечерком у огня посидеть, не рискуя замерзнуть. Я притащила туда камней для ограждения, слегка окопала круг, чтобы хвоя сухая не загорелась, набрала кучу хвороста. Перед тем, как начать ставить палатку, мы немного перекусили вкусными режевскими булочками с маком, попутно наблюдая, как по Режу сплавляются люди на катамаранах. Судя по виду, это был коммерческий сплав, и, кажется, там большинство было новичков - уж больно неумело гребли. Александр снял на видео, как они проходили узкое место между нашим берегом и островком, покрытым ивняком. Там торчали камни, и течение было бурным, но все прошли благополучно, только один катамаран уже за островом ненадолго сел на камни. Потом Саша прогулялся по лесной дороге, чтобы поглядеть, что нас окружает, и можно ли здесь спокойно ночевать, попутно еще и дров принес. С топливом здесь все было в порядке - вокруг сосны, с них нападало за зиму столько сухих сучьев, что и ходить никуда далеко не надо. Александр сказал, что через полкилометра за опушкой нашего маленького лесочка уже начинается окраина деревни Сохарево. А в лесу кипит жизнь - такое количество поющих птиц, что даже удивительно, и голоса такие сильные, звонкие! Потом мы поужинали, а то была уже половина восьмого вечера. Поставили палатку. Место чудное - с высокого берега, метров 7-8, видна скала и луг на другой стороне реки, на фоне неба вырисовываются крыши нескольких крайних домиков деревни, внизу шумит поток на перекате, вокруг стоит сосновый бор, полный шустрых дроздов. По камням у воды бегают трясогузки. На небе тонкий месяц, и облака стали понемногу расходиться, розовея по краям. Поставив палатку, мы развели костер, вскипятили чай назавтра, допили из термоса заваренный дома. И сидели, уже в темноте - грелись, щелкали семечки, наслаждались покоем. Его изредка нарушали грузовые машины, которые на мосту громыхали больше, чем легковушки. Воздух был не слишком холодный, лишь порывы ветра иногда вносили некоторую неуютность. Костерок горел жарко, у меня уже кроссовки и штанины брюк раскалились. Часов в десять мы стали готовиться ко сну - я забралась в палатку, расстелила там коврики и спальники, достала теплые вещи на ночь. Умываться к реке я уже не пошла, было слишком темно и холодно, Александр отправился было на берег, но тоже передумал. Решили - умоемся утром! Уговорить Сашу надеть на ночь теплую кофту или что-то еще не удалось - у меня, говорит, спальник зимний, и улегся в трусах и майке. Ну, ну... Ночью было относительно тихо, только периодически будили большегрузные машины, не давали заснуть как следует - грохот долетал до нашей палатки. Где-то с трех до пяти утра машин вообще, кажется, не было. Еще было некомфортно оттого, что не умылись. Но главное - температура за бортом была всего ноль-плюс два градуса, так что Саша малость подмерз, да и я под утро немножко тоже. Продолжение рассказа о велопоездке к озеру МолтаевоКак добраться до озера Молтаево, и другая полезная информацияИз Екатеринбурга до Молтаево можно доехать и на общественном транспорте, сесть на автобус до Алапаевска, выйти на перекрестке у села Деево, и идти по дороге налево от трассы по указателю. До входа в санаторий отсюда расстояние 6.5 километров, так что даже с рюкзаком за пару часов можно дойти. Начав такую поездку пораньше с утра, можно успеть вернуться вечером того же дня. Если вы на велосипеде, то самое лучшее - поездом до Режа, а дальше по трассе, ну в общем, по нашему маршруту. Строения на территории санатория раскиданы на большой площади, и некоторые из них не сразу найдешь, они скрыты в зарослях, так что придется порядком лес прочесать. Еще надо заметить, что внутрь зданий заходить небезопасно, даже если у Вас есть каска. Перекрытия старые, могут рухнуть в любой момент, а на полу в кучах досок торчат гвозди, острые куски металла, битые кирпичи и стекла. Летом это место очень красиво в густой зелени, но исследовать остатки санатория, а тем более сделать хорошие фотографии руин, лучше всего ранней весной или в начале зимы, когда листвы нет. Да, и поскольку вокруг территории местность болотистая, то летом там просто тучи голодного комарья. Еще совет - если Вы решили дойти по остаткам гати до озера, с собой рекомендую взять палку для опоры и проверки глубины воды. Доски очень старые, гнилые, и могут провалиться, так что лучше вообще надеть резиновые сапоги. Есть к озеру еще подходы, с другой стороны, с дороги от трассы до деревни Молтаево. Слева будут тянуться поля, и вот через них идет неприметная колея к берегу. По ней Вы дойдете до относительно твердого, но влажного берега. Искупаться в озере у Вас, скорее всего не получится, дно очень вязкое, но вот поваляться в грязи сможете. Добавлю, что я неоднократно бывал в тех краях, я имею в виду окрестности города Реж, и если Вас тоже интересует это направление, могу предложить к прочтению еще один рассказ, «Велопутешествие от Режа до Режа». Карта нашего маршрута до озера МолтаевоВидеофрагменты из фильма о поездке на озеро МолтаевоОзеро и санаторий МолтаевоДеревня ПершиноЕсли материал был полезен - поблагодарите автора
|
||||||||||||
|
||||||||
|
© Студия DV-PRO |
Руководитель студии: 8 904 98 25 250 |