--> Студия DV-PRO. Главная страница

Велопутешествие Алапаевск - Нижний Тагил

На этой странице я предлагаю Вашему вниманию рассказ об одном из моих велопутешествий, по маршруту от Алапаевска до Нижнего Тагила. Чтобы Вы понимали, на что планируете потратить время, читая сей рассказ, коротко изложу основные моменты. Я неоднократно бывал в районе Режа, изъездил там все вдоль и поперек, и мне было очень интересно.

Для путешествия на велосипеде, важно, что там есть дороги, с нормальным асфальтовым покрытием (грузовиков там ездит немного, так что покрытие разбивать особо некому), да и легковых машин мало, места-то ненаселенные. Встречаются села и деревни, где можно пополнить запасы еды и воды, прочувствовать спокойную деревенскую жизнь, и посмотреть старинные церкви и храмы, которые там сохранились. Причем эти храмы настоящие, не новоделы наподобие Верхотурья или Тобольска. Да, новые конечно красивы, но не хватает там духа истории, времени, они пустые. Поэтому в те края я буду ездить еще не раз. А сейчас решил заехать чуть подальше, до Алапаевска.

Общий километраж маршрута получился около 200 км, забрасываться и сниматься с него удобно, все поездами и электричками. Дороги, в основном асфальт, но был и непонятный участок, от Верхней Синячихи до Нижней Салды, и там было самое интересное. То, что называется глубинка. На маршруте присутствовали знаковые объекты: Верхне-Синячихинский музей под открытым небом, Алапаевская узкоколейка - некогда самая протяженная в России, забытый поселок Шайтанский рудник, где некий московский богатей хочет купить целую деревню, видел я уникальный мост через речку, никогда такого не встречал, Верхнесалдинский металлургический комбинат, который в 90-годы прославился на всю Россию своими темными делами, ну и УралВагонЗавод Нижнего Тагила.

Получилось много интересных снимков. Надеюсь, рассказ и фотографии доставят Вам удовольствие, и Вы узнаете что-то новое об истории нашего края, а может и сами захотите там прокатиться. Если соберетесь и побываете в тех местах, мне будет любопытно узнать, каковы Ваши впечатления, где Вы побывали, и что там увидели.

День первый
Супер-электричка, Алапаевск, музей в Синячихе, монастырь, Алапаевская узкоколейка, урочище Ясашная

В воскресенье в середине июля я глянул погоду - прекрасная, жара уже спадет, но будет тепло и сухо. И подумал, что сделаю еще одну попытку во вторник, а то до этого уже несколько раз не получалось. Правда, закупать еду не стал, на маршруте места людные, магазины есть, куплю что-то, в конце концов. Вечером за час все собрал, завел будильник на 5 утра, и лег спать.

Но проснулся даже раньше. Сложил в рюкзак еду, ну и всяких консервов взял, овощей, так что должно хватить на все дни. Велорюкзак пришлось увеличить за счет второго этажа, вещей немало получилось. Отметил еще, что на улице очень прохладно, а я в одной футболке и шортах... Потихоньку поехал на Аппаратную. Решил ехать именно отсюда, а не с вокзала, потому что поезд в расписании вообще указан был с начальным пунктом Шарташ. Билеты хотел покупать у кондуктора, но вовремя заметил, что там работает касса. Поезд стоит всего 2 минуты, надо было успеть загрузиться. Велорюкзак надел на спину, и стал ждать.

Когда подъехал паровоз, в нем оказалось всего два вагона, но зато каких! Я был просто потрясен! Таких удобных, у нас я отродясь не видел - комфорт выше всяких похвал! Двери вагона посередине, широкие, раза в полтора шире обычных. Выезжает подножка, чистые поручни. Даже с велосипедом удобно было заходить. У входа туалет, и можно проходить в вагон в обе стороны. Проход широкий, места - с одной стороны два, с другой три в ряду. И кресла мягкие, с углублениями для тела, есть высокие подголовники, да еще все ярких красивых цветов. Прямо настроение поднимается от такого дизайна!

Пространство вагона только наполовину заполнено сидячими местами, и очень просторно, можно свободно ставить детские коляски, хозяйственные тележки, большие сумки, велосипеды. А для инвалидов даже специальные мягкие опоры под спину, с ремешками и крючками. Есть и опускающиеся места, которые появляются только по необходимости. Вероятно, эти вагоны импортные. Я расположился с комфортом, прикрепив надежно велосипед. Ехать надо было долго, около пяти часов. Воздух в вагоне был свежим - то ли утром еще не нагрелся, то ли кондиционер работает.

Проехали озеро Щучье, Березит, Кедровку. Путь мне уже знакомый. Чуть подальше начались станции, где я давно не бывал, и появилось чувство, что уже далеко уехал. Часов в 10 я съел на второй завтрак банан. Потом боролся со сном, вертел головой, глядя в окно. Красиво было - не описать! Чуть не в каждом месте, где солнечные пятачки под соснами, тянуло остановиться отдохнуть. И как-то неожиданно быстро доехали до Режа. Там постояли две минуты, и поехали дальше, в сторону Егоршино. Миновали села, в которых я бывал на велосипеде - Покровское, Трифоново...

В Егоршино стояли долго, минут 20-30. Видимо, ждали другой поезд, Тавда-Егоршино. И после Егоршино на нескольких станциях в нашем вагоне двери не открывались, машинист объявлял, что неисправны. Я еще подумал, как же я в другой вагон переходить с велосипедом и рюкзаком буду, проходы между ними узкие. Но пришел работник, и двери исправил, мне сказали, что в Алапаевске их откроют. От Егоршино до Алапаевска было еще 4-5 остановок, между которыми длинные отрезки безлюдных лесов.

А еще я сходил в туалет - еще один шок испытал. Он оказался просто царским! Огромный, человек 10 войдет, наверное. Предусмотрено место для инвалидов-колясочников. Унитаз новой конструкции - маленький и высокий, вода сливается не так, как обычно. Чаша наливается полностью водой, стоит несколько секунд, а потом вода как-то удергивается вниз, как от вакуума! Кругом чисто, никакого запаха, есть зеркало, вода в кране течет от нажатия кнопки, и как из душа, струйками, рукомойник только маленький. Мыло есть, салфетки, туалетная бумага - короче, для белых людей.

Перед прибытием в Алапаевск я приготовил вещи, намазал кремом от солнца лицо и руки, и мы еще долго ехали по самому городу, он довольно длинный. Вдоль реки Нейва множество живописных развалин заводов и цехов. Жаль, что я не был готов сделать снимки, не знал что тут такие колоритные достопримечательности будут. Ничего, маршруты в эти места есть, в другой раз сфотографирую.

Ну вот, поезд прибыл в Алапаевск, и я без проблем вышел. Удивился, что вокзал здесь совсем маленький и очень старый, обшарпанный, не то, что в Егоршино - большой, из кирпича, аж в три этажа, хотя Алапаевск вроде побольше, и народу здесь не меньше чем в Артемовске. Подошел к скамейке, там поставил на багажник рюкзак, включил навигатор, и поехал. Сначала выехал по улице Павлова налево, в сторону собора и Кукуйской ямы, переехал по мостику речку Алапаиха. Свернул направо, к Храму.

Как проехал Кукуйскую яму - старый железный рудник, даже не заметил. Видел пустырь какой-то, но не понял, что это она. Мне потом уже женщина местная сказала, что яма эта вся заросла, да еще местные жители туда теперь мусор сваливают. Сфотографировал собор Святой Троицы Живоначальной, каменную статую святой. Дальше поехал по улице Ленина в сторону выезда из города, и у Пятерочки притормозил, чтобы купить квасу или газировки. Было примерно 12.30 или чуть больше. В магазин зашел прямо с велосипедом, прислонил его внутри. Купил за полтинник двухлитровку обуховской минералки.

Потом, около часа дня, я нашел небольшую площадку со скамейками и колодцем с водой, и решил там пообедать. Это оказался колодец милосердия, рядом со Зворыгинским сквериком. Отобедал перцами фаршированными, закусил конфетами из жевательного мармелада, в виде червячков, очень мне нравятся. Набрал воды в бутылку из колодца, на всякий случай, и отправился дальше. Проехал мимо второго храма, у кладбища, церковь Святой Екатерины, и двинулся к выезду из города.

Выехал из Алапаевска, борясь со встречным ветром, сильным и упорным, было полвторого. Движение по дороге по ветке Салда-Алапаевск мне показалось более оживленным, чем на Режевском направлении. Асфальт был далеко не идеальный, но был, ехать можно. Проехал стелу "Алапаевск", убогую и запущенную. Она и так-то простенькая, да еще и вся заросла бурьяном. Даже не интересно фотографироваться рядом. Ни герба, ни эмблемы...

Дальше справа и слева начались просторные красивые поля, засеянные чем-то желтоватым. Небо широкое, с облаками и синими прорехами. И вдруг раз - через поле уже виден Храм в Нижней Синячихе! Надо же, уже приехал, а я-то настроился долго пилить. Обрадовался - меньше часа ехал. Доехал до развилки: направо - Нижняя Синячиха, налево - монастырь и Салда. Проехал направо, и прибыл в Синячиху. Тут я уже бывал. На сайте есть подробный рассказ о музее деревянного зодчества в Нижней Синячихе.

Я помнил, что поселок небольшой, и половина - это территория музея под открытым небом. Увидел я кафе, где мы обедали, декоративную каменную стенку с нишей, что есть у нас на фото. Рядом был магазин "Ирина". Народу нигде никого. Храм совсем не изменился с прошедших времен - как был облупленный, так и есть. Но все равно, по-своему красивый. Уж всяко лучше чем новодел.

И вот я въехал на территорию музея, и мне показалось, что все здесь не так грандиозно, как сохранилось у меня в памяти. Обычные деревенские домики, и не скажешь, что историческое наследие. Видимо, сказалось то, что я уже все это видел, и фотографировал, да еще был с экскурсией, и слушал интересные факты, заходил внутрь изб и дворов, рассматривал разные предметы. А с тех пор побывал во многих богом забытых деревушках, где домиков таких не мало... Нашел я подветренную сторону возле избушки, сел, и стал говорить на диктофон.

Просидел целый час, отдохнул, в план вроде укладываюсь. Небо, кстати, больше затянули облака. Около четырех часов дня я спустился к плотине, осмотрел дорогу, ведущую через дамбу, на горку и вправо. Там множество мелких деревушек, туда у меня тоже есть маршрут, когда-нибудь съезжу. Посмотрел на скалу на противоположном берегу, где стоит зеленая часовня Александра Невского, сделал пару фотографий, и поехал обратно к выезду, в сторону Верхней Синячихи. Проезжая мимо кафе, обратил внимание, что оно, кажется, закрыто. Видимо, работает только в выходные и по предварительной записи для экскурсий.

По дороге был еще большой комплекс мужского монастыря, туда тоже заехал. Все там прекрасно, красиво сделано, территория большая. Но, поскольку он стоит прямо у трассы, то, где бы ни находился человек, он будет слышать шум машин. Внутри нашлась выкошенная поляна с надписью "место для палаток", и там стояли два больших армейских шатра. Видимо, это все для паломников. Дальше был симпатичный садик с декоративными елочками, кустарниками, цветами. Высажено все любовно, ухаживают за растениями аккуратно.

В глубине территории было еще несколько зданий - трапезная, жилые корпуса монахов. Еще дальше хозяйственные постройки, стройматериалы, дрова, лошадка в загоне пасется. И уже в лесу виднеются несколько домиков, где тоже кто-то живет. Собака на привязи громко лаяла, но при этом активно виляла хвостом - наверное, приглашала пообщаться, скучно ей одной. Удивили меня маленькие окна во всех помещениях, как бойницы, - неужели монахи так не любят свет, и им не интересно смотреть на окружающий мир? Спросил у одного монаха, он объяснил, что это сделано специально, ведь цель монахов не на мир смотреть, а с Богом общаться, так что ничто не должно отвлекать от молитвы.

Посмотрел я небольшую часовенку, декоративный мостик, рядом десятка полтора могил - монастырское кладбище. Тоже все очень ухоженное. И строилась недалеко новая колокольня. И еще в нескольких местах видно было, что кое-что недостроено, недоделано... Выезжал я с территории монастыря через большие деревянные ворота, массивные, тяжеленные, как в древней крепости. В них сделана дверца, но там порог сантиметров 20, с велосипедом неудобно. Ворота были не заперты, так что я их открыл, выехал, и обратно закрыл. Было около пяти.

Проехав некоторое время по дороге прямо на солнце, я увидел дома Верхней Синячихи. Дорога шла направо, и я раздумывал, то ли туда свернуть, то ли ехать дальше вперед. Достал карту, посмотрел, и решил ехать вперед. Скоро дорога чуть повернула налево, и перешла в улицу Ленина. У меня в этих местах значился заброшенный храм. Но ничего похожего не видать. Слева заметил магазин "Монетка", спросил у мужчины про храм, он ответил, что да, был такой, но его давно перенесли в другое место, а куда, он и не знает.

Пока с ним общался, стоя у магазина, понял, что меня отчего-то тянет на плюшку, надо зайти, купить. Так же, как раньше, закатил велосипед прямо внутрь, и купил булочку с джемом, "Смак", всего за 26 рублей, вкусная оказалась. Недалеко музей был, но у меня на это времени не было. Поехал я направо к плотине пруда. А рядом находился железнодорожный переезд и здание станции Алапаевской узкоколейной дороги. И снаружи стоят интересные скульптуры.

Я подъехал посмотреть - домик вокзала был словно игрушечный, совсем маленький, и рельсы тоже напоминали детскую железную дорогу. А скульптуры рядом были сварены из деталей паровозов и вагонов, и назывались "Любовь", "Счастье", и в таком роде. В здании никого не было. И вокруг нет людей, чтобы попросить меня сфотографировать на этих игрушечных рельсах. Так что пришлось найти подходящий поребрик, поставить туда фотоаппарат, настроить автоспуск, и сделал несколько кадров. Как раз и солнце вышло.

Дальше я поехал в горку, увидел небольшую площадь, и рядом руины большого старинного храма Пресвятой богородицы. Остались только стены, и они все заросли молодыми деревьями и кустами. Еще там были монумент павшим в войне, администрация, спортивный комплекс и дальше расходятся улицы. Я вернулся обратно, проехал по плотине, и повернул направо, в сторону Салды, Нижней и Верхней. Но до них еще было далеко, даже завтра не доберусь.

Перед выездом из Верхней Синячихи, я съехал с дороги, поставил к ограде велосипед, и надел штаны и кофту, а то уже вечерело, да еще свежий ветерок обдувал, холодновато. Но минут через 10 активной езды стало снова жарко. И как только миновал последние дома Верхней Синячихи, машины на дороге совершенно пропали! Тогда я не обратил на это особого внимания, подумал, видимо жители Салды чаще ездят в Нижний Тагил, чем в Алапаевск. Было уже 18.30, небо стало чистым, солнце светило уже спокойно.

Я подъехал к узкоколейной дороге, и присел отдохнуть. Идет эта железка в сторону Санкино. Я изумлялся, как держится паровоз на таких узеньких и тонких рельсах, как не падает? Ужинать решил позже, надо еще проехать немного до конца дня. Около семи вечера поехал дальше, предварительно расстегнув кофту и закатав штаны. Дорога шла по смешанному лесу, много было каких-то больших луж по обочинам. Иногда попадались съезды в сторону метров на 20, и дальше он обрывается, и видно, что никто в лес уже давно не ездил. Интересно, для чего так сделано? Я предположил, что это для водителей, чтобы сворачивали при поломке починиться, а то дорога узковата.

Также видел маленькую беседку, по углам у нее столбы, есть крыша, столик и скамейка. И она совсем новая, еще дерево не потемнело. Но поставили ее внизу, под насыпью дороги, и все заросло травой по пояс. И таких беседок встретилось мне уже штуки три. Ясно, что никто такими беседками не пользуется, туда же не подойти! Кто это понастроил, непонятно, деньги на ветер. Машин было очень мало, так что ехать хорошо. И что удивительно, за весь сегодняшний день я не видел вообще ни одного овода!

Примерно в половине восьмого вечера я увидел очередной съезд и беседку, до которой не добраться, и решил здесь поужинать. Нет, не в беседке, а прямо на дороге. Прислонил велосипед кое-как к пластиковому столбику, достал еду, и поел огурку, помидорку, жареную колбасу и хлеб. Запил минералкой. Вот и весь ужин. Поехал дальше. Как уже упоминал, отсутствие машин объяснял тем, что уже вечер, да и места тут малонаселенные.

На 42 километре асфальт закончился! И началась грунтовка не самого лучшего качества, было впечатление, что основу положили, а асфальтовое покрытие забыли. Были там и булыжники, и ямы. Может, ее хотели ремонтировать, и старый асфальт сняли, а новый сделать денег не хватило - поворовали. Пошла трясучка, как по стиральной доске. И, хотя машин было мало, за каждой тянулся столб пыли. Скорость моя упала до пешехода. Так вот почему машин тут нет. Стал думать, участок ли это такой, или до самой Салды будет такая ерунда. Но думал не долго, мои сомнения развеял знак с изображением машины с вылетающими из-под колес камнями, и надписью "25000 метров". Это почти до Салды! И главное, не 25 км, а 25 тысяч метров, чтоб уж напугать как следует.

Но я не из пугливых, даже наоборот, подумал, вот приключения будут, и двигался неспешно вперед. Выехал на открытое пространство с полянами, и понял, что это урочище Ясашная. Когда-то давно здесь была деревня, и довольно близко к дороге подходит речка. Увидел дорожку, как раз ведущую к берегу, но определил, что ехать придется далеко, дальше река будет ближе к дороге. Так что пока продолжил путь по основной грунтовке. Справа в поле работал трактор, кажется, косил сено. Слева стояли будки лесозаготовителей и штабеля бревен. Впереди вправо шло понижение, наверное, к речке Синячихе.

На поляне самого урочища тоже лежали высокие штабеля бревен, некоторые метра 3-4 высотой. И туда был съезд, а навигатор показывал брод через речку. Вот туда я и поехал, где брод, там дно твердое, как правило. Подъехал, посмотрел на речку - она не глубокая, сантиметров 40 максимум. Есть остатки деревянного моста. На перекатах вода журчит. Купаться удобно будет, а вот хороших мест для палатки на поляне не попадалось. Или голая земля, или травяные заросли. Походил я, и нашел подходящий пятачок на возвышенности, рядом с кучей бревен, и эта куча отгораживает местечко от дороги.

На земле насыпано много сухих опилок, тоже хорошо. До речки метров сто. Вот здесь я и решил поставить палатку. Нарезал немного травы, подстелил под дно. Поставил свой домик, накинул тент, открыл оба входа. Кругом вились мелкие мошки. Некоторые садились на меня, но укусов не было. Велосипед прицепил замком к палатке, рюкзак и вещи из него закинул прямо в палатку, я же в этот раз один, место есть. Утром сегодня я встал очень рано, и потому не сделал свои природные дела, и весь день было не до того. А вот сейчас, на стоянке, подумал, что пора. Забрался на штабель бревен, где нет мошек, и там присел. Красота...

Потом взял мыло, полотенце, кружку, обулся в тапки, и отправился к реке. Помылся там хорошенько, и чистенький вернулся в палатку. Забрался туда в 21.15, попил чаю, и стал набалтывать на диктофон события уходящего дня. Говорил до 21.45, солнце к этому времени уже зашло. Можно было спать, чтобы наверстать недосып. Будильник завел на 6 утра. Поскольку я в чистом поле, солнце меня согреет сразу, как взойдет.

За этот день я проехал 47 км, немного больше, чем рассчитывал. В палатке было тихо, машин нет, до реки далеко, так что журчание не слыхать. На небе маленькие облачка с розовой подсветкой... Примерно в 10 вечера я забрался в мягкий спальник, и заснул.

Продолжение рассказа Велопутешествие Алапаевск - Нижний Тагил


Мои мысли на тему этого путешествия

Сам маршрут получился интересный, за 4 дня я наездил 204 км, в первый день - 47 км, во второй - 60 км, за третий день - 63, за четвертый - 34 км.

Видел много разных деревушек и симпатичных мест. Погода была сухая. Цветущие поля, ароматы трав... Больше всего мне понравилось урочище Ясашная - красота, тишина, речка чистая рядом, дров навалом, насекомых нет. Кстати, оводов и комаров вообще было крайне мало, только после Салды они появились. Чем ближе к Тагилу, тем больше жужей, непонятно почему.

Темп движения у меня был комфортный, без спешки, примерно по 50 км в день. Вставал я не рано, ходового времени немного. В населенных пунктах можно было пополнять запасы еды и воды. А вот почти все речки, встреченные мной, были непригодны для купания - маленькие, в глубоких земляных руслах и зарослях травы. Хорошо, что с собой были бутылки, можно воды набрать, и поливаться.

В этот раз я ни разу не разводил костер, обходился тем кипятком, который просил у людей, чтобы заварить термос. Интересно было общаться с людьми, особенно в глухих местах, узнавать от них историю их поселений, всякие интересные факты. Из этого путешествия я привез много фотографий, но вот себя практически не снимал, а зря.

Вообще, в тех местах еще много приличных дорог, по которым можно путешествовать на велосипеде, много сел и деревень, которые можно посмотреть, всяких карьеров, рудников, храмов, прудов... Между прочим, храмы - всегда самое выдающееся сооружение, что есть в деревне. У них и архитектура необычная, красивая, и построены на века, и расположены в лучших местах.

Жаль, что почти все деревни умирают, люди там доживают свой век, ничего не производя. Странная политика у государства, ведь раньше столько выращивали овощей, столько скота держали... Все свое было, покупать за границей не надо... А теперь ничего, одна зависимость... Ну, вот, как-то так...

Карта моего велопутешествия от Алапаевска до Нижнего Тагила

Фотографии из путешествия Алапаевск - Нижний Тагил

Алапаевск - провинциальный городок
Собор Святой Троицы Живоначальной
Алапаевск
В монастырь мне еще рано...
Музей деревянного зодчества
в Нижней Синячихе
Крестьянский конемобиль
В монастыре житье не худо...
Алапаевская узкоколейка (АУЖД)
Речка Синячиха
Урочище Ясашная
Лето в разгаре
Глухие дороги Уральской глубинки
Забытая деревня Ясашная
Урочище Северная
Пруд на реке Юрка
Храм в селе Акинфиево
Военная "база"
Любознательный козлик
Искатели земных богатств
Чудо инженерной мысли
Шайтан-мобиль
Цветочные ковры
Нижнесалдинская плотина
Площадь Свободы в Нижней Салде
Храм Александра Невского
Парк им. Гагарина в Верхней Салде
ДК имени Огаркова в Верхней Салде
Храм Иоанна Богослова
Плотина на реке Салда
Храм в селе Покровское
Нижнетагильский УралВагонЗавод

Если материал был полезен - поблагодарите автора
или расскажите о нем другим людям в социальных сетях

Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в нашей студии Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма,
а из фотографий можно сделать музыкальное слайд-шоу.

Для тех, кто хочет самостоятельно монтировать свои фильмы, предлагаем обучение видеомонтажу он-лайн
А для начинающих фотографов - обучение по программе Adobe Photoshop

 

 

1 3
О студии Отзывы Задать вопрос Карта сайта

© Студия DV-PRO
Любое использование материалов с разрешения студии DV-PRO

Руководитель студии: 8 904 98 25 250
Редактор: 8 904 98 78 418

Гарантия качества