Путешествие по реке Косьва

На Урале есть множество рек, пригодных для туристических сплавов, но меня больше привлекают реки северной части. У них есть преимущества, которых лишены те, что расположены южнее, или в других частях России. Во-первых, северный Урал мало населен, и реки там чистые, не отравленные промышленностью. В них впадает множество лесных и горных ручьев, в которых вода питьевая, и она намного лучше, чем та, что в городе за деньги продается.

Во-вторых, там нет дорог, населенных пунктов, и вообще какой-нибудь цивилизации, и можно почувствовать глухомань и оторванность от основного мира. Соответственно, кроме чистой воды там еще и чистый воздух, тишина и покой, и в лесах гораздо больше зверей и птиц.

В-третьих, реки там горные, и имеют твердое дно и каменистые берега с галечными отмелями, а это намного удобнее, чем земляные или глинистые. На отмелях и клещей практически нет, и кусачих насекомых гораздо меньше, и высаживаться удобно. Солнышко греет, ветерок продувает, можно загорать, как на пляже.

Большинство северных рек, удобных для сплава, мы уже посетили, об этом есть рассказы на сайте. И вот дошла очередь до знакомства с рекой Косьва. Мы давно о ней знали, и собрали всю нужную информацию, но туда довольно сложно и недешево забрасываться, а также есть трудный большой порог Медвежьи головы, и все это нас до поры останавливало. А в этот раз мы решились.

Путешествие получилось долгим и очень насыщенным. Некоторые события для нас были впервые - например, находка пары лосиных рогов необыкновенной величины. Также первый раз мы увидели хозяина здешних лесов, медведя. Ну, и много всего другого удивительного. Я брал с собой видеокамеру, так что на память остался интересный фильм о наших приключениях на Косьве.

Так как мы плыли две недели, рассказ получился длинный, и потому я его разделил на три части. Надеюсь, прочитав о нашем путешествии, Вы сможете в некоторой степени представить те места, в которых мы побывали, и разделить наши эмоции. А может, этот рассказ даже побудит Вас тоже отправится в какое-нибудь водное путешествие...

Это четвертая часть рассказа, рекомендую начать с первой

День 4. Встреча с туристами-пенсионерами

С раннего утра нас встретило синее небо. За два часа собрались, позавтракали, и отчалили. При этом оделись так, чтоб хоть немного защититься от солнца, даже лица кремом от загара намазали, а то носы пооблезают. Река немного изменилась, на ней стало гораздо меньше перекатов, которые надо преодолевать пешком. Так что мы достаточно быстро доплыли до впадения речки Кырья, но поняли, что это было оно только потом. А так подумали, что это просто еще одно русло, течения видно не было.

Там нам встретился сложный перекат, где надо было проводить лодку пешком, и мы, пользуясь моментом, вышли на берег и поднялись на дорогу. Увидели несколько широких цветущих полян под ярким солнцем. Красоту, конечно, портили следы пребывания людей - кучи мусора, валяющиеся банки и т.п. Вот как раз слева от поляны, если смотреть по ходу нашего движения, и впадала Кырья. С поляны были видны горы - позади Косьвинский Камень, а впереди, наверное, Острый Тур.

Мы поплыли дальше, вскоре слева услышали журчание ручья, и решили подойти набрать воды, ее у нас уже не осталось. Вода в потоке была холодная, чистая и вкусная. Налили мы канистру, сели в лодку - смотрим, мимо вдоль берега плывет-крадется небольшая уточка с красноватой головой, видимо, какой-то нырок. Хотели снять на видео, но она стала быстро удирать по воде, так что в кадр не попала, зато попали ее утята, целый выводок пушистых темных птенцов со светлыми горошками на тельце, штук восемь. Один из них побежал по воде за мамой, а остальные медленно пробирались мимо нас, и побежали только, когда мы уже стали грести. Так что Саша прекрасно их заснял.

Река сильно петляла, а дорога на Усть-Тыпыл и дальше была проложена, вероятно, по прямой, так что Косьву часто пересекали броды. Между прочим, дорога была совсем неплохого качества, на машине типа Нивы вполне можно проехать. Дальше по пути мы достали и съели две наши последние груши, очень вкусные. Все прибрежные кусты кишели мелкими птичками, в основном, серенькой расцветки. Видели мы и еще уток, какого-то другого вида.

С очередной протоки показалась, уже гораздо ближе, гора, которую мы опознали как Острый Тур. Здесь сняли вид, как мы плывем на его фоне, поставив штатив на бережку. Заодно потом и пообедали. В воде мельтешило огромное количество мальков, от одного сантиметра до четырех - просто рыбий детский сад. Все любопытные, пощипывают ноги, подбирают крошки от обеда... В этот день мы хотели пройти побольше. Нам оставалось километра четыре до Усть-Тыпыла, а оттуда еще километров семь до начала порога Медвежьи головы. Поэтому нужно было сегодня встать на ночлег поближе к порогу, чтобы завтра с утра его пройти, он ведь целых шесть километров, не шутки.

После этой отмели Косьва опять изменилась - отвалы кончились, начались широкие разливы с маленькой глубиной, иногда всего сантиметров 30. Встречались и мели, но перекатов пока не было. На берегах было много подмытых деревьев, наклонных или уже упавших. Метровая подушка из земли, лежащая на галечной основе, каждую весну кусками отходила от берегов. Стало много отмелей, широких и узких, на любой вкус. За очередным поворотом я увидела у реки УАЗик, рядом несколько мужчин, один сидел в шезлонге. В реке мы заметили рыболовное приспособление типа "кораблика", и аккуратно его обогнули, чтобы не задеть лески. Рыбаки на нас с любопытством поглядывали, пока мы шли с лодкой по мели.

В полукилометре ниже впадала довольно крупная река Тыпыл, делая Косьву еще полноводнее. Здесь мы снова поставили штатив, и сняли, как проходим мимо впадения. Кстати, выше по течению Тыпыла пересекалось несколько дорог, видно, место очень популярное, вероятно, это и был Усть-Тыпыл. Мы видели большую поляну, где стояли раньше дома поселка. Закончив съемку, Саша уложил видеокамеру, мы взялись за весла, и погребли... Потом он обернулся назад, бросить прощальный взгляд, и поменялся в лице - на нем смешались изумление и ужас. Оказалось - он увидел одиноко стоящий на берегу наш штатив. Забыли! Пришлось грести обратно, подбирать оставленное.

Мы поплыли дальше, туда, где нас ждал порог Медвежьи головы. Все берега пестрели цветами - желтая ястребинка, белые ромашки и таволга, розовый иван-чай. Широтой и прозрачной водой Косьва уже иногда напоминала Чусовую. Сворачивала она здесь налево. Дальше шла очень длинная и широкая протока, но настолько мелкая, что лодка периодически шоркала по дну. На правом берегу виднелась изба, отмеченная и на карте. Вполне приличный дом с кирпичной трубой, со стеклами в окнах. Но с реки тропинка к нему совсем заросла.

На широкой протоке начался сильный встречный ветер, который даже забрызгивал воду в лодку, гоня волны против течения. Нос лодки плюхал по волнам. В какой-то момент стало совсем мелко, и мы, выйдя из лодки, побрели пешком, что в такую жару было даже приятно - хоть ноги прохладной водой освежить... Единственное, что было неудобно - камни на дне покрыты слоем губчатых водорослей, к которым резиновые сланцы просто прилипали.

Тут я увидела в воде какой-то светлый предмет, довольно большой. Я шагнула в сторону, нагнулась, и подцепила его рукой. Вуаля! А это лосиный рог, на пять отростков! Александр очень удивился и обрадовался. Я оттерла слой водорослей, и мы гордо положили добычу в лодку. Привезем домой, будем друзьям показывать.

Дальше по пути видели мы на правом берегу несколько рыбацких стоянок, множество отмелей. И у каждой Александр говорил - ну что, может здесь встанем? Но было еще рано, надо ближе подобраться к Медвежьим головам. И, хотя до порога оставалось еще далеко, но в русле реки уже начались большие камни - то на глубине, размером с сундук, а то и на поверхности уже торчит край валуна. Потом на берегах начались группы таких "чемоданов". И мы заметили, что отмелей-то все меньше, и они все более узкие, еле хватит, чтоб палатку поставить.

Мы засомневались, а вдруг уже до порога дошли? Саша говорит - ну, тогда сегодня его будем проходить! Вот уж этого мне совершенно не хотелось, шесть километров сложного порога можно и не успеть преодолеть до ночи. И что тогда, на валунах спать? И вот по правому берегу впереди открылась уже близко какая-то горка, где были видны все полянки на склоне. А в конце широкой протоки что-то краснело. А дальше в реке громоздились камни.

Подошли мы ближе, и нам открылась на левом берегу большая отмель, а на ней стоят 4 палатки, вытащены катамараны. Мы сразу подумали, что это та группа пенсионеров, что шли с Пожвы. Так и оказалось. По мелководью мы подвели лодку к берегу, и отправились навстречу тем туристам, спросить, кто они, откуда, и не будут ли против, если мы рядышком встанем на ночь. Поинтересовались у бородатого старичка, кто тут главный. Он весело ответил: "Ну, главный-то, конечно, я, а старший - он". И показал на другого мужчину.

Мы быстро выяснили, что заочно знакомы, и туристы удивились, что мы только сейчас их догнали. Объяснили, что идем не спеша, живем, там, где нравится. Стояла безветренная жара, и возле людей летало множество слепней. Но это не помешало нам выслушать рассказ о том, как плавается по Пожве. Нормально - завалов особых нет, но ужасно много рыбаков. Пенсионеры удивились, что мы не рыбачим, не пьем коньяка, и у нас нет с собой гитары. Просто какие-то неправильные туристы!

Люди были не против нашего соседства, и мы встали на другом конце отмели. Нам еще подарили для подстилки под палатку использованные березовые банные веники, уже сухие и очень ароматные. Пока устраивали наш лагерь, подошел один пожилой дядечка, и стал интересоваться нашей лодкой - где купили, какая грузоподъемность, как плавается... Саша ему пообещал написать адрес сайта, там есть статья, какую лодку лучше выбрать, и полностью все данные. А я пока оделась в рубашку с длинным рукавом и длинные штаны, а то кожа уже горела от ожога солнышком.

Поставили палатку, сложили все вещи, и зашли в воду - постоять, охладиться. Вид вокруг был фантастический - просторы, голубое небо и сверкающая река, зеленые островки на ней, большая гора выше по течению... Три милые пожилые дамы спросили нашего разрешения устроиться под большим кустом недалеко от нашей палатки, и присели в тени, тихонько беседуя. А мы пока забрались от жары и слепней внутрь палатки, и стали ужинать.

После отдыха Александр еще прошелся по берегу, снял на видео лагерь туристов-пенсионеров (их было 3 старичка, 3 старушки, молодой парень - чей-то сын, и мужчина лет 48 - руководитель группы. Все бодрые, подтянутые и веселые). Шли они на двух катамаранах и надувной лодке. Потом еще Александр пешочком вышел на середину мелкой здесь Косьвы, и поснимал виды окрестностей.

Утомленные жарой и кусачими насекомыми, мы легли спать довольно рано. Зато Саша ночью часто выглядывал из палатки на разные шумы, а потом и вовсе взял камеру и пошел снимать. Говорил потом, что вся река была покрыта романтическим туманом, красива и загадочна, и почти белая ночь позволяла все это хорошо рассмотреть. На фоне светлого неба, уже немного окрашенного в той стороне, откуда мы пришли, прорисовывался силуэт горы вдалеке...

Под утро тот туман, видно, заполз и к нам в палатку, и я закрыла нос капюшоном, чтоб не дышать холодным воздухом. А часов около пяти, меня разбудил гул - не то самолет, не то машина... Позже я поняла, что это крупная машина пытается преодолеть горку или колдобину, и взвывает мотором. Как только смолк рев мотора машины, начала визжать бензопила. Я прямо возмутилась - какого черта ночью-то пилить? Видимо, дерево на дороге. Но вот все стихло, и мы опять погрузились в приятную тишину.

Продолжение рассказа о путешествии по реке Косьва

Как добраться до реки Косьва

Как Вы уже знаете из рассказа, добраться до реки Косьва не просто, не дешево, и не быстро. Но варианты есть.

Можно на машине, из Екатеринбурга по Серовскому тракту до Краснотурьинска, а лучше до Карпинска - с Донбасской 380 км. Затем до Кытлыма 60 км, пройдет любая машина.

Из Кытлыма есть три дороги, нижняя (влево) - в сторону Павды, верхняя (правая), до бывшего поселка Усть-Тылай, она идет по склону горы Косьвинский Камень. Но лучше выбрать среднюю, она тоже до Усть-Тылая, по качеству она получше, но есть пара бродов. Выезжать нужно с улицы Мира, и когда будет развилка - направо не сворачивайте.

Дорога хорошая, с твердым покрытием, идет параллельно реке Малая Косьва. До первого брода доедет хоть Запорожец, и можно стартовать оттуда, но придется тащить лодку по мелким и извилистым протокам. На внедорожнике лучше доехать до слияния рек Большая Косьва и Усть-Тылай, там уже воды поболе. До этого места от Кытлыма примерно 30 км.

Если на автобусе, то до Карпинска около 8 часов, билеты дорогие, да еще за каждое место багажа доплачивать нужно.

По железке - самый оптимальный вариант, в электричке места побольше и за рюкзак доплату не берут. Доезжаете до Краснотурьинска, а там либо на такси, либо заброску искать. С этим могу помочь - у меня и в Серове есть человек, он занимается заброской на Косьву, на Какву, и Пожву, может довезти прямо до места. И в Краснотурьинске, на Ниве. Это дешевле, чем грузовик какой нанимать.

Ну и как мы можно, на Бла-бла-каре. Об этом написано в начале рассказа.

Группа туристов - пенсионеров

Карта реки Косьва

Порог "Медвежьи головы"
фрагмент из фильма "Путешествие по реке Косьва"