Путешествие по реке Косьва

На Урале есть множество рек, пригодных для туристических сплавов, но меня больше привлекают реки северной части. У них есть преимущества, которых лишены те, что расположены южнее, или в других частях России. Во-первых, северный Урал мало населен, и реки там чистые, не отравленные промышленностью. В них впадает множество лесных и горных ручьев, в которых вода питьевая, и она намного лучше, чем та, что в городе за деньги продается.

Во-вторых, там нет дорог, населенных пунктов, и вообще какой-нибудь цивилизации, и можно почувствовать глухомань и оторванность от основного мира. Соответственно, кроме чистой воды там еще и чистый воздух, тишина и покой, и в лесах гораздо больше зверей и птиц.

В-третьих, реки там горные, и имеют твердое дно и каменистые берега с галечными отмелями, а это намного удобнее, чем земляные или глинистые. На отмелях и клещей практически нет, и кусачих насекомых гораздо меньше, и высаживаться удобно. Солнышко греет, ветерок продувает, можно загорать, как на пляже.

Большинство северных рек, удобных для сплава, мы уже посетили, об этом есть рассказы на сайте. И вот дошла очередь до знакомства с рекой Косьва. Мы давно о ней знали, и собрали всю нужную информацию, но туда довольно сложно и недешево забрасываться, а также есть трудный большой порог Медвежьи головы, и все это нас до поры останавливало. А в этот раз мы решились.

Путешествие получилось долгим и очень насыщенным. Некоторые события для нас были впервые - например, находка пары лосиных рогов необыкновенной величины. Также первый раз мы увидели хозяина здешних лесов, медведя. Ну, и много всего другого удивительного. Я брал с собой видеокамеру, так что на память остался интересный фильм о наших приключениях на Косьве.

Так как мы плыли две недели, рассказ получился длинный, и потому я его разделил на три части. Надеюсь, прочитав о нашем путешествии, Вы сможете в некоторой степени представить те места, в которых мы побывали, и разделить наши эмоции. А может, этот рассказ даже побудит Вас тоже отправится в какое-нибудь водное путешествие...

Это пятая часть рассказа, рекомендую начать с первой

День 5. Порог "Медвежьи головы"

Когда окончательно рассвело, встал дежурный по лагерю наших соседей, с той стороны послышалось бряканье посуды и стук топорика - он разводил костер и готовил завтрак на всех. Мы выглянули из палатки, и прямо напротив в реке увидели рыбака, видно, из той ночной машины. Из-за всего этого встали рано, будильник зазвенел в 8 утра, когда мы уже собрались и готовы были отчаливать. Ясная и теплая погода обещала, что порог мы сможем пройти без дождя, что очень радовало. В то же время, на небе уже появилась дымка, которая нас хоть немного сбережет от палящих лучей солнца.

Пока мы собирались, с противоположного берега периодически слышно было, как пьяный голос из кустов орал "Андрюха" и еще что-то нечленораздельное. Но "Андрюха", явно городского вида рыбак, причем трезвый, не реагировал, и ушел далеко вниз по реке. Через какое-то время вдоль того берега за ним вслед прошел еще один хорошо экипированный рыбак.

Готовясь к преодолению порога, мы надели на наши рюкзаки большие пакеты, чтобы они не подмокли снизу. Установили на две пайолы штатив и камеру посредине лодки, укрепив веревками за уключины, и теперь он возвышался над нами. Хоть это и мешало немного махать веслом, зато можно было снять преодоление порога - с рук-то не получится, они точно будут заняты.

Наши соседи, пенсионеры, отплыли чуть раньше нас (они-то с камерой не возились), но нам даже удобнее было, понаблюдать. Мы прошли всего метров триста, и после поворота направо начались эти самые Медвежьи головы. Из компании соседей у его начала осталась лишь надувная лодка с одним гребцом, катамараны уже продвинулись вглубь порога. Один из них не с первого раза обошел особо сложное место, пробовал с одной стороны, потом с другой, крутился на месте... Мужчина с надувной лодки с берега подсказывал, как лучше действовать.

Порог начался резко - просто вся река покрылась огромными камнями, в маленькие проходы между которыми лилась, бурля, вода. Но первую ступень мы смогли пройти нормально, лавируя между камнями. Дальше камней стало больше, и мы повернули к берегу. Все тот же мужчина с надувной лодки помог нам втащить наше судно на камень - мы тоже решили высадиться, чтобы осмотреться и выбрать, будем ли мы сразу плыть, или самую засаду пройдем, ведя лодку на веревке вдоль камней.

Александр оценил ситуацию, и сказал, что мы попробуем лодку провести все-таки берегом. Дело в том, что глубина здесь почти везде была большая, по грудь, а то и с головой, а камни торчали так густо, что наша лодка обязательно бы цеплялась бортами и царапала дном. Так и порвать ее недолго... Да и камни все были разного калибра - от огромных валунов до 30-сантиметровых осколков, и все покрыты скользкими водорослями, так что вставать на них опасно, ноги поломаешь.

Поэтому мы привязали к лодке длинную веревку, сами пошли по берегу, перескакивая по камням, как горные козлы, а ее вели в проходы и сливы, где получалось. Приходилось и пропихивать лодку между камнями, и вылезать по валунам на середину реки, потому что в другом месте не было прохода для нее. Я тоже принимала активное участие - предусмотрительно раздевшись до купальника. Александр шорты снимать не стал, и потому их вскоре замочил, поскользнувшись на камне.

Продвигались мы медленно, солнце палило, а я радовалась, что нет дождя - по мокрым камням прыгать было бы вообще невозможно. Я и так уже содрала ноготь с одного пальца на ноге, и сама не заметила, как... В нескольких местах под камнями на берегу журчали невидимые ручьи, впадая в Косьву.

400 метров мы шли часа полтора. Потом метров 20 проплыли. Потом снова метров 200 шли пешком, но на этом участке и камни были поменьше, и их количество сократилось. А дальше снова тесные протоки между громадными "сундуками" - и наша лодка об них стукалась, со стоном шоркалась дном, а Саша каждый раз приговаривал "Бедная лодочка, потерпи!" В одном месте в лодку заплеснула-таки вода, но это было не страшно - все упаковано.

Вот слева от порога поднялась высокая скала, а под ней снова камни и буруны - там мы шли пешком. И напротив скалы на правом берегу стоял УАЗик, а в реке - рыбак, с интересом поглядывая на наши маневры. И вот, наконец, уже где-то к обеду, мы заметили, что перекаты и крупные камни пошли потихоньку на убыль. Стало можно чаще садиться в лодку и плыть относительно свободно. Некоторую часть наших приключений мы поснимали на видеокамеру.

Между прочим, торчащие из воды камни - прекрасное место засады для оводов, и в самых сложных затыках, когда все внимание надо сосредоточить на пороге - вот тут-то и налетают на вас жужи, стараясь испить кровушки. Это, безусловно, добавляло острых ощущений от преодоления порога. А еще у нас руки-ноги с левой стороны конкретно обуглились, и дымка в небе не спасла, кожа там просто огнем горела...

Где-то в районе часа дня мы уже захотели кушать, видно переволновались. Как раз самые страшные участки перекатов мы прошли, и заметили под елками на берегу относительно тенистое местечко. Начинался склон горы Дикарь Камень, туда и пристали, чтобы подкрепиться и попить. В воде нашей небольшой гавани плавали в большом количестве мальки, уже довольно подросшие. Дальше по реке виднелись еще пороги, но уже не такие страшные.

После обеда мы убрали штатив и камеру, и отправились дальше. Прошли всего метров триста по относительно свободной воде, где камней торчало немного, и их было просто обойти. Что нас мучило, так это жара - солнце пекло невыносимо, руки и ноги горели, я не выдержала, и надела ветровку и длинные штаны. Если нужно было выскакивать из лодки и вести ее пешком по мелководью, я их закатывала.

Как оказалось, зря - все равно на одном из перекатов лодку потащило теченьем, и она на меня наехала. Я упала в воду прямо в штанах. С ноги моей слетел сланец, и весело поплыл вперед. Саша кричал, чтобы я его догоняла - а как я босиком по скользким камням побегу? Пришлось ему самому скакать. При спасении сланца он героически потерял и свои оба, ушиб палец и косточки щиколоток на ноге, но все тапки догнал, свои надел и торжественно мне вручил мой.

Пока мы добрались до Верхней Косьвы, вдоволь насладились множеством мелких перекатов с быстрым течением, и участков, где река опять была нашпигована валунами. Здесь мы часто шоркали бортами лодки об эти засады. Александр жаловался на голод - не наелся салатом, бедняга. Я достала и скормила ему яблоко. Мы подошли проверить на пригодность одну отмель, и увидели, как из воды несколько раз выскочила крупная рыба. Я обрадовалась возможности прилечь на лодку и отдохнуть, а то уже плечо онемело. Отдохнули немного, и поплыли дальше.

За очередным поворотом мы увидели позади над лесом острую треугольную вершину горы, наверное, это был Острый Тур. Саша иногда сверялся с навигатором, ожидая, когда же мы пройдем Верхнюю Косьву. И вот показалась длинная поляна на высоком берегу, вся заросшая цветущим иван-чаем. А внизу на берегу люди - мужчина и две женщины в купальниках, отдыхающие. Чуть поодаль и машина стоит. В этот момент мы снова шли пешком по мелкому месту. И тут увидели что-то вроде каменного идола на берегу.

Мы прошли мимо мужчины, который просто лежал на мелководье на животе. Он спросил нас, много ли рыбы наловили. Когда узнал, что мы не рыбачим, сразу потерял к нам интерес. На берегу показался еще один "идол", и Александр стал снимать на видео и его, и берег, и вершину Острого Тура над лесом. При просмотре видео потом оказалось, что "идол" - это просто каменная труба от печи, торчащая на месте жилого дома. Там же на поляне стоял старый электрический столб, и крышка погреба торчала. А когда-то в Верхней Косьве было целых два моста - в самой деревне и на выезде из нее. От одного сохранились островки-опоры на реке, основания из бревен.

Вдалеке через реку переходила, и поднималась в гору высоковольтная линия электропередачи, а перед горой на поляне на левом берегу стояли несколько уцелевших домиков Верхней Косьвы. Мимо этих домиков нам снова пришлось долго идти пешком по мелкоте, и страдать от жары. Мы подустали, но надо было пройти как можно дальше от этого места. Наконец, мель кончилась, и стало можно плыть. А тут и теневая сторона началась, было очень приятно охладиться. Прошли мы пару длинных проток, несколько отмелей с крупными камнями, да еще слишком узких или низких, неподходящих, короче.

Навигатор показывал, что дальше будет много островов, вот на них мы и надеялись в плане стоянки. Первый из них весь зарос лопухами, так что пошли дальше. Вспугнули по пути два утиных семейства, и они забавно от нас удирали. Справа тянулась лесистая гора с каменным основанием, а ниже по течению мы увидели остров. На наше счастье он был обрамлен отмелью, подходящей для нас. К центру острова камешки стали мелкими, отмель высокой, так что и в дождь не зальет.

Часть острова была покрыта ивняком, там же росла красная смородина. В кустах торчал плавник - как раз на дрова. Но вот вокруг острова было так мелко, что лодку пришлось оставить далеко от берега, чуть не на середине реки. Что на соседний остров, что на любой берег можно было спокойно перейти пешком. Александр отправился обводить лодку вдоль острова до более глубокого заливчика, чтобы вещи далеко не носить, а я занялась сбором дров для костра. Некоторые стволы плавника было нелегко вытаскивать, так они запутались в кустах.

Когда он привел лодку, ему уже было совсем невмоготу от жары, он ведь еще оделся в кофту и штаны, потому что здесь летало множество оводов. Я на них особо внимания не обращала, просто хлопала особо наглых. Александр занялся костром, я выгружала вещи. Где-то справа куковала кукушка. Уже очень хотелось есть, и мы решили быстро сварить гречку с тушенкой. Пока варилась кашка, мы поставили палатку, сложили вещи в тени кустов. Я просто мечтала окунуться в реку, чтобы немного освежиться. Хоть солнце уже и клонилось к закату, жара стояла невыносимая.

Но, как только я собралась скинуть одежду и искупнуться, со стороны Верхней Косьвы через наш остров торжественно и чинно проследовали, никуда не спеша, двое рыбаков. Пришлось ждать, когда они удалятся. Ну, зато за это время доварилась каша, я добавила туда лучку с тушенкой (тушенка была свиная, я ее покупала в Кировском, кажется, так вот оказалась хреновой - мяса мало, остальное жир и желе. "Курганская"). Хотя каша все равно получилась вкусной - мясной аромат-то был.

Наконец-то я забралась в воду, найдя более-менее глубокое место (сантиметров 35), легла на пузо, и блаженно замерла. Через пару минут мне полегчало. Я еще поплескалась, и вышла на берег. Пора было ужинать. Александр решил мыться после еды. Пока он купался, я заварила чаю в термос на завтра. А после водных процедур он от усталости, жары и от оводов забрался в палатку отдыхать. Я принесла ему вечерний чай с пряниками прямо в палатку, где он смотрел карту. А сама пила чаек снаружи, сидя на лодке - оводы уже легли спать, стало прохладно.

Перед сном я еще постирала вещички, убрала все на ночь. Выпила кофейку. Тут и Саша вышел из палатки, чтобы положить лодку к палатке. Мимо нас обратно прошел рыбак, потянув за собой хвост оводов... Мы накрыли вещи лодкой, поставили сигнализацию на всякий случай. Над нами пролетела крупная цапля - видно, уже на ночлег. Кстати, здесь летала над водой хищная птица и ловила рыбу. Видели, что один раз ей удалось кого-то поймать. Забрались в палатку, лежать сегодня было ровно и мягко, прохлада радовала.

Продолжение рассказа о путешествии по реке Косьва

Как добраться до реки Косьва

Как Вы уже знаете из рассказа, добраться до реки Косьва не просто, не дешево, и не быстро. Но варианты есть.

Можно на машине, из Екатеринбурга по Серовскому тракту до Краснотурьинска, а лучше до Карпинска - с Донбасской 380 км. Затем до Кытлыма 60 км, пройдет любая машина.

Из Кытлыма есть три дороги, нижняя (влево) - в сторону Павды, верхняя (правая), до бывшего поселка Усть-Тылай, она идет по склону горы Косьвинский Камень. Но лучше выбрать среднюю, она тоже до Усть-Тылая, по качеству она получше, но есть пара бродов. Выезжать нужно с улицы Мира, и когда будет развилка - направо не сворачивайте.

Дорога хорошая, с твердым покрытием, идет параллельно реке Малая Косьва. До первого брода доедет хоть Запорожец, и можно стартовать оттуда, но придется тащить лодку по мелким и извилистым протокам. На внедорожнике лучше доехать до слияния рек Большая Косьва и Усть-Тылай, там уже воды поболе. До этого места от Кытлыма примерно 30 км.

Если на автобусе, то до Карпинска около 8 часов, билеты дорогие, да еще за каждое место багажа доплачивать нужно.

По железке - самый оптимальный вариант, в электричке места побольше и за рюкзак доплату не берут. Доезжаете до Краснотурьинска, а там либо на такси, либо заброску искать. С этим могу помочь - у меня и в Серове есть человек, он занимается заброской на Косьву, на Какву, и Пожву, может довезти прямо до места. И в Краснотурьинске, на Ниве. Это дешевле, чем грузовик какой нанимать.

Ну и как мы можно, на Бла-бла-каре. Об этом написано в начале рассказа.

Порог "Медвежьи головы"

Порог Медвежьи головы

Карта реки Косьва

фрагмент из фильма "Путешествие по реке Косьва"