Путешествие по реке Косьва

На Урале есть множество рек, пригодных для туристических сплавов, но меня больше привлекают реки северной части. У них есть преимущества, которых лишены те, что расположены южнее, или в других частях России. Во-первых, северный Урал мало населен, и реки там чистые, не отравленные промышленностью. В них впадает множество лесных и горных ручьев, в которых вода питьевая, и она намного лучше, чем та, что в городе за деньги продается.

Во-вторых, там нет дорог, населенных пунктов, и вообще какой-нибудь цивилизации, и можно почувствовать глухомань и оторванность от основного мира. Соответственно, кроме чистой воды там еще и чистый воздух, тишина и покой, и в лесах гораздо больше зверей и птиц.

В-третьих, реки там горные, и имеют твердое дно и каменистые берега с галечными отмелями, а это намного удобнее, чем земляные или глинистые. На отмелях и клещей практически нет, и кусачих насекомых гораздо меньше, и высаживаться удобно. Солнышко греет, ветерок продувает, можно загорать, как на пляже.

Большинство северных рек, удобных для сплава, мы уже посетили, об этом есть рассказы на сайте. И вот дошла очередь до знакомства с рекой Косьва. Мы давно о ней знали, и собрали всю нужную информацию, но туда довольно сложно и недешево забрасываться, а также есть трудный большой порог Медвежьи головы, и все это нас до поры останавливало. А в этот раз мы решились.

Путешествие получилось долгим и очень насыщенным. Некоторые события для нас были впервые - например, находка пары лосиных рогов необыкновенной величины. Также первый раз мы увидели хозяина здешних лесов, медведя. Ну, и много всего другого удивительного. Я брал с собой видеокамеру, так что на память остался интересный фильм о наших приключениях на Косьве.

Так как мы плыли две недели, рассказ получился длинный, и потому я его разделил на три части. Надеюсь, прочитав о нашем путешествии, Вы сможете в некоторой степени представить те места, в которых мы побывали, и разделить наши эмоции. А может, этот рассказ даже побудит Вас тоже отправится в какое-нибудь водное путешествие...

Это третья часть рассказа, рекомендую начать с первой

День 3. Косьвинские лабиринты

Утром я проснулась задолго до будильника. Выглянула - небо синее, можно выходить. Надо срочно косточки размять. Стала делать зарядку. Саша вставал не так легко, отлежал бока капитально - все-таки первый день. Но, в конце концов, вышел наружу и он. Вокруг было замечательно, мы никуда не торопились, так что отплыть быстро не получилось. Позавтракали, в это время по берегу проехала какая-то машина, мелькнув над кустами крышей. Оказывается, дорога к Тыпылу совсем рядом пролегает.

Характер реки и сегодня был непростым - длинные спокойные протоки оканчивались либо резким поворотом, либо, еще чаще, узким каменистым сливом, пройти который можно было лишь пешком. Перепады бывали по полметра и больше! Прям вся река ступеньками. А так как камни на сливах скользкие, а течение бурное, Александр еще разок макнулся, споткнувшись и потеряв тапок. Но тапок он догнал, к счастью.

На одном перекате мы встретили людей - двух девочек с отцом на лодке, они, видно, ловили рыбу. Мужчина посмеялся, что обычно все на лодках плавают, а мы рядом идем. Можно подумать, он не видел, что глубина здесь сантиметров 10, и груженая лодка, да еще с людьми, просто сядет на мель. Потом был еще пожилой неразговорчивый мужчина на одноместной лодочке, который приехал сюда на машине.

Дальше снова нас ждал ребус - две широкие протоки, идущие в разные стороны. Куда плыть? Мы решили пойти прямо, туда, куда вел широкий слив. Попали, видимо, во второстепенный рукав Косьвы, извилистый, по берегам его высились кучи отвалов, было множество мелких заливчиков. Метров через 500 он соединился с основным руслом, и мы опять встретились с отцом и девочками на лодке, видно, они прошли по другому рукаву.

Вокруг все было хорошо - прекрасная солнечная погода, чудесный чистый воздух с ароматами реки и леса, милые нашему глазу виды кругом. Прошли мы на лодке еще немного, дошли до очередного узкого слива, который преодолевать только пешком. Время близилось к обеду, но решили поискать более тенистое место. Александр согласился, что надо немного еще проплыть, а то вдруг это вообще тупиковая протока?

Проследовали мы по длиннющему, шириной всего метра три, сливу, идущему ступенями, и такому мелкому, что лодку часто приходилось поднимать и тащить. Это нелегко, лодка-то груженная, ладно хоть ручки удобные есть, метр за метром переставлять приходилось. Было жарко, от солнца мы уже стали прикрываться, а то и обгореть можно.

Повернули мы направо - и попали в основное русло. Стали искать, где пообедать. Остановились у большой, хорошей отмели, Саша ее обследовал, обошел весь остров, довольно обширный, и нашел местечко, которое ему очень понравилось - по правой стороне острова, с мелкими камешками и зарослями лопухов. Был там выход и на высокие отвалы, а там, между прочим, росла земляника... Предложил встать здесь на дневку, да и заночевать.

Рядом бодро журчала река, на островке цвели нежные белые цветочки. В кустах порхали и пели птички. И солнце вовсю старалось показать, что и на Урале лето может быть не хуже южного. У Саши подгорели руки и плечи. По пути попадалось много интересного, например, по берегам было множество деревьев, погрызенных бобрами, и мы прошли мимо глинистой площадки, истоптанной бобриными лапами. Там сильно пахло зверьем, видно, рядом живут. Встречались нам и утки, и кулички. А в некоторых местах над рекой стелился сногсшибательный медовый аромат таволги.

Решили мы сварить супчик, раз встали надолго. Насобирали дров, потом повалялись и в палатке, и на бережку. Сделали мы в низинке костер, и сварили походный борщ, добавив кусок мелко порезанной жареной курицы. Вкусно получилось. Приготовили на завтра чай в термосе и в бутылке, а то в жару пить сильно хочется. Помылись в речке, благо, кусачих насекомых никаких не было, да и вода была достаточно теплой.

Кстати, спать этой ночью было ровно и мягко, как на диване - мелкие камушки и подстеленные лопухи помогли. Да и воздух совсем теплый, мы даже сначала палатку закрывать не стали, оставили одну москитную сетку. Саша ночью все выглядывал наружу, и было почти все время светло, нормальная темнота держалась всего пару часов. А вот ко второй половине ночи сильно попрохладнело, и мы застегнули дверь.

Продолжение рассказа о путешествии по реке Косьва

Как добраться до реки Косьва

Как Вы уже знаете из рассказа, добраться до реки Косьва не просто, не дешево, и не быстро. Но варианты есть.

Можно на машине, из Екатеринбурга по Серовскому тракту до Краснотурьинска, а лучше до Карпинска - с Донбасской 380 км. Затем до Кытлыма 60 км, пройдет любая машина.

Из Кытлыма есть три дороги, нижняя (влево) - в сторону Павды, верхняя (правая), до бывшего поселка Усть-Тылай, она идет по склону горы Косьвинский Камень. Но лучше выбрать среднюю, она тоже до Усть-Тылая, по качеству она получше, но есть пара бродов. Выезжать нужно с улицы Мира, и когда будет развилка - направо не сворачивайте.

Дорога хорошая, с твердым покрытием, идет параллельно реке Малая Косьва. До первого брода доедет хоть Запорожец, и можно стартовать оттуда, но придется тащить лодку по мелким и извилистым протокам. На внедорожнике лучше доехать до слияния рек Большая Косьва и Усть-Тылай, там уже воды поболе. До этого места от Кытлыма примерно 30 км.

Если на автобусе, то до Карпинска около 8 часов, билеты дорогие, да еще за каждое место багажа доплачивать нужно.

По железке - самый оптимальный вариант, в электричке места побольше и за рюкзак доплату не берут. Доезжаете до Краснотурьинска, а там либо на такси, либо заброску искать. С этим могу помочь - у меня и в Серове есть человек, он занимается заброской на Косьву, на Какву, и Пожву, может довезти прямо до места. И в Краснотурьинске, на Ниве. Это дешевле, чем грузовик какой нанимать.

Ну и как мы можно, на Бла-бла-каре. Об этом написано в начале рассказа.

В начале на Косьве сплошные перекаты

Карта реки Косьва

Порог "Медвежьи головы"
фрагмент из фильма "Путешествие по реке Косьва"