Путешествие по реке Косьва

В нашем путешествии больше всего нравилось нам то, что на Косьве нет никаких жилых поселков, да и вообще людей встречается мало, так что приходила невольно мысль, что мы - одни из немногих, кто здесь прошел, любуясь красотами суровой северной природы. Хотя, надо сказать, что летом она вовсе не так уж сурова, балует и солнечным теплом, и ягодами, и птичьими песнями...

Вполне вероятно, что, прочитав этот рассказ, Вы захотите сами посетить Косьву, и своими глазами увидеть те красоты, что видели мы. Но нужно учитывать, что Косьва - довольно сложная река для новичков, и маршрут первого сплава лучше построить на более "простых" и доступных реках, вроде Чусовой или Сылвы. О них и о других реках, где мы бывали, на моем сайте есть рассказы. И, конечно же, для сплава у Вас должно быть надежное плавсредство и удобная экипировка. О том, как все это выбрать читайте в разделе «Советы туристам и путешественникам».

Ну а в этой части речь пойдет об обилии на реке чудесных отмелей и островках, которые повстречались на нашем пути, о коррективах, внесенных непредсказуемой уральской погодой в наши планы - вместо того, чтобы пройти по Широковскому водохранилищу, нам пришлось окончить путешествие в бывшем поселке Рассольный. О знакомстве с двумя рыбаками, которые помогли нам добраться до цивилизации, о необычных шахтерских городках Кизел и Углеуральский, которые по сути загубили чиновники из правительства, и о том, почему станция Чусовская не целая, а "Половинка".

А еще про аномальную четырехметровую траву, поразившую нас, и про добрых людей, приютивших нас на своем огороде в ожидании поезда. Они даже угощали нас огурцами с грядки, и свежей клубникой...

Это тринадцатая часть рассказа, рекомендую начать с первой

День 13. Жизнь на острове

Утром промеж горок и над Косьвой тоже стоял туман, когда, не в силах больше спать, я выглянула из палатки. Александр тоже заворочался ближе к восьми часам. Немного покапал утром дождик, но потом выглянуло солнце, и началась жара. Хотя на небе было много облаков, и они постоянно скрывали дневное светило, но побороть его яростное тепло не могли. Мы радовались, что стоим у воды, а то было бы тяжко.

На завтрак у нас не было ни чая, ни чего-то, с чем пожевать хлебцы. Так что надо было делать костер, а дров-то тоже нет. Плавника на берегу было мало, да и он весь мокрый после дождей. Сухих припасенных дровишек могло не хватить, и я отправилась на добычу через реку. Взяла пилу, надела ветровку и сланцы, закатал штаны, и перешла брод. Поднялась по дороге от реки до развилки - одна часть вела налево к базе отдыха через поле, а другая направо через ручей в лес. Шла лесная дорога параллельно реке за береговой горкой, росли там вокруг елки, и я надеялась найти высохшую, и ее спилить.

Но идти и искать мне пришлось долго - весь лес был на редкость здоровый и качественный, ели радостно зеленели, потряхивая пушистыми ветками, с которых иногда слетали капли. Повсюду было очень мокро, зато никаких насекомых. Наконец в глубине я заметила высохший ствол, и полезла в дебри. Лесина была мокрой, но я надеялась, что это лишь сверху, а внутри древесина сухая. Я ее спилила, убрала верхушку, чтоб нести удобнее, и пошла обратно. Мокрая кора елки сильно пачкала руки, и измазала ветровку.

Перешла я снова брод, и мы стали елку пилить и снимать с нее мокрую кору. Александр колол готовые чурки, волнуясь, что гореть не будет. Соорудили мы костер, и все-таки удалось вскипятить воду на чай и кашку "Быстров". А пока завтракали, еще заварили и термос на будущее. В это время пришли гости - те, что из Воронежа, они явились купаться, потому что здесь самое глубокое место и можно хоть как-то поплавать.

Они веселились, брызгались, визжали, короче, создавали радостную обстановку летнего утра. Потом, наплескавшись, вернулись к себе. И мы тоже поплавали - дно ровное, удобное, глубина по бедра, и течение небольшое. Периодически на нас нападали оводы, но мы их героически били, и кидали на корм рыбкам.

А еще на нашей отмели было огромное количество мельчайших лягушат, они размером меньше овода, заметить их на камнях трудно, так что нам приходилось быть очень внимательными, чтобы кого не раздавить. Вечером они все двигались от кустов к реке, а утром пошли обратно в кустики. Тех, кого мы видели в опасной близости от нашей палатки, мы брали в руки, и относили подальше. Особенно старался Саша, просто перевозчик лягушат!

А мне после завтрака не давали покоя ягоды земляники, замеченные во время похода за дровами. Так что я взяла пластиковое ведерко, кроссовки, чтоб переобуться за рекой, потому что земляника там росла прямо на откосах дороги, иногда довольно крутых, надо лазать за ней. Пока собирала ягоды, мимо снова проехал УАЗик воронежцев, я думала, они снова в магазин, но оказалось, что они совсем уехали - Александр потом сказал, что машина была набита вещами, и в ней сидели все взрослые и дети.

Вдоволь наползавшись по горкам, я набрала полную посудину, и счастливая принесла в лагерь. И вовремя - надо уже было начинать готовить обед. Хотела я разогреть консервированный перец с мясом, но подумала, что он может оказаться жирным, а у нас как раз овощей осталось много, так что решила еще почистить картошки, и перемешать ее, вареную, с перцем. Для костра насобирала плавник с другой стороны островка, он уже высох на солнце, притащила картонную коробку, невесть как здесь оказавшуюся. Вот из всего этого добра и развела огонь.

Из картошки и консервов сварили приличный суп, и съели его с сухариками, они у нас самодельные, с чесночком, остренькие, так что было очень вкусно. И даже кофе попили! Просто буржуйство. Из принесенных ягод я отсыпала полную кружку, и решила отнести ее на угощение рыбакам, с которыми мы завтра планировали ехать. Отправилась вокруг острова к их стоянке. Остров оказался большим, жара, запарилась идти! Рыбаков на месте не было, они стояли один - ниже по течению, другой - выше, и меня даже не видят. Так что я просто подошла к деревянному столу у машины, и пересыпала ягоды из своей кружки в хозяйскую, она стояла на столике перевернутая. И пошла обратно.

Перебрала я продукты, сложила компактно, сожгла мусор. И снова побрела за ягодами, теперь уже туда, где искала дрова. Земляники там тоже хватало, но много ягодок было уже раскисшими от дождей. Но добрать ведерко мне хватило и хороших. Стояла жара, хоть пару раз и принимался брызгать мелкий дождик. Саша на берегу, когда я вернулась около пяти часов вечера, сидел, как бедуин, намотав на голову полосатое полотенце, наблюдал за лягушатами. Он уже и в палатке успел полежать, скрываясь от очередной атаки оводов, и искупнулся.

Лягушата вокруг нас хаотично двигались кто куда, периодически забиваясь под камушки, чтобы отдохнуть в прохладе. Потом снова выбирались наружу, и продолжали путь. Сидеть на берегу здесь было одно удовольствие, уж очень красивое место - узкая протока, отделяющая остров от берега, в одном месте имеет дно, выложенное из цельной, как будто гофрированной скалы, и там же лежат несколько крупных камней, создающих журчащий порожек.

Скала на дне переходит в скалу на берегу, невысокую, но крепенькую. Протока в самых широких местах метров десять, а в самых узких - всего два. Есть в ней места глубиной по пояс, а есть - по щиколотку. Вода чистая и прозрачная. По берегу на горках стоит светлая и свежая березовая рощица из тонких молодых деревьев, очень трогательная. В реку здесь впадает небольшой ручей с хорошей водой, мы ее и набирали на чай-кофе.

Отмель, где стоит наша палатка, метров 15 шириной, из мелкой галечки, а дальше начинаются кусты ракитника, трава да цветы... Ветерок продувает, ни комаров, ни гнуса. Птицы чирикают. Метрах в 50 от нас ниже по течению остров оканчивается, и виден выход в большое русло Косьвы, дом с блестящей крышей в поле на месте Рассольного. А вот базу отсюда не видно. Летают здесь и вороны, и вороны (ударение на первый слог). На Сашу все бабочки присаживаются...

Где-то в полшестого мы забрались в палатку, чтобы без помех пополдничать земляникой, я ее набрала почти пол-литра. Чуток сахарку добавили - объедение! Как раз в это время к нам подошел Андрей, спросил, как у нас дела, поблагодарил за ягоды, пожаловался, что рыба ловится не так хорошо, как хотелось бы. И сказал, чтобы мы завтра часам к 11 утра подтягивались к машине с вещами. Он еще осмотрел брод и въезд на берег, не слишком ли круто для "батона", и удалился по отмели за поворот.

Александра после ягод сморил сон, а мне что-то стало жарко в палатке, и я решила позагорать. Расстелила спальник и улеглась. И вот ведь странное дело - оводы здесь летают, но, пока лежишь неподвижно, они тебя не беспокоят. Примерно через часик солнышко скрылось за облаками, и вообще небо затянуло. Но дождь поливал только очень далеко от нас - видно было по тучам. А у нас хорошо...

Вообще денек вышел какой-то санаторно-курортный, никуда не плыли, ничего почти не делали, отдых в чистом виде. Сходили мы еще поплескаться в речке, понаблюдали за друзьями-лягушатами. Я помыла голову, благо, в речке вода теплая, так что детский шампунь смывается нормально. А еще разложила продукты, что поближе на дорогу, что подальше. Покрошила салат из овощей, порезала сальцо домашнее соленое - вот уже 12 дней, а оно совершенно свежее, - и поужинали. Закусили изюмом и цукатами.

Потом снова валялись в палатке. Смотрю - по верху палатки шлепают крохотные лягушачьи лапки. Подумала, что мне показалось. Попросила Сашу глянуть - он подтвердил, на палатке по крыше действительно бродит лягушонок. Как он туда попал-то? Александр снял этого альпиниста на камеру, а потом я его переправила в кустики, чтоб не разбился. По отмели все бегала трясогузка, пользуясь тем, что мы засели в палатке. Она у самого входа ловила мошкару, забавно подскакивая. За одной мошкой гонялась прямо по сетке, до самой крыши палатки, и там все-таки ее поймала.

На утро к отъезду у нас все было готово, настало время заняться косметическими процедурами, чтоб не напугать городское население своим появлением. Я почистила кожу пробничком скраба, помазала пробничком крема... Еще пробником крема от морщин намазала все, включая ноги - много было крема. Надела на ночь свои волшебные теплые носки, и блаженно валялась в палатке. Александру день показался очень-очень длинным, но хорошим. Не успел только он снять остров и турбазу, перенес это мероприятие на утро.

Продолжение рассказа о путешествии по реке Косьва

Как вернуться с реки Косьва на большую землю

О том, как добраться до реки Косьва, написано в начале рассказа, тут напишу, как лучше вернуться обратно. В принципе к реке подходят дороги на всем ее протяжении, и если у Вас есть человек с внедорожником, можно уехать из любого места, куда он доберется.

Ну а так, вариант первый - плыть до Рассольного, там находится турбаза, на которой можно договорится с транспортом. Но цены там очень завышены, видимо, владельцы шибко жадные. И если Вы сумеете найти, кто бы за Вами приехал из Углеуральского, Кизела, Губахи, или Александровска, это будет по-любому дешевле. Проехать может только внедорожник, и в сухую погоду.

Второй вариант - доплыть до поселка Кучек, это гораздо ближе к цивилизации. Там либо искать транспорт прямо в поселке, либо также заказывать из Губахи или Углеуральского, и лучше заранее.

Третий вариант - доплыть до плотины, которая в поселке Широковский, это еще ближе, соответственно и выбираться дешевле и быстрее. Кстати, чтобы Вас не облапошили, рекомендую прочитать статью «Как туристу договорится о заброске».

Выезжать лучше на паровозе Соликамск - Екатеринбург, из Углеуральского, точнее, со станции Половинка-Чусовская. Дело в том, что в городах паровоз стоит две минуты, а на Половинке - полчаса. Хотя эта станция просто посреди леса, там вообще вокруг ничего нет. До Екатеринбурга ехать около 12 часов и без всяких пересадок.

Еще вариант из Губахи до Екатеринбурга доехать на авто, около 400 км, через поселок Теплая Гора, Нижний Тагил.

Жизнь на острове

Карта реки Косьва

Видео о путешествии по реке Косьва