--> Студия DV-PRO. Главная страница

Путешествие по реке Косьва

В нашем путешествии больше всего нравилось нам то, что на Косьве нет никаких жилых поселков, да и вообще людей встречается мало, так что приходила невольно мысль, что мы - одни из немногих, кто здесь прошел, любуясь красотами суровой северной природы. Хотя, надо сказать, что летом она вовсе не так уж сурова, балует и солнечным теплом, и ягодами, и птичьими песнями...

Вполне вероятно, что, прочитав этот рассказ, Вы захотите сами посетить Косьву, и своими глазами увидеть те красоты, что видели мы. Но нужно учитывать, что Косьва - довольно сложная река для новичков, и маршрут первого сплава лучше построить на более "простых" и доступных реках, вроде Чусовой или Сылвы. О них и о других реках, где мы бывали, на моем сайте есть рассказы. И, конечно же, для сплава у Вас должно быть надежное плавсредство и удобная экипировка. О том, как все это выбрать читайте в разделе «Советы туристам и путешественникам».

Ну а в этой части речь пойдет об обилии на реке чудесных отмелей и островках, которые повстречались на нашем пути, о коррективах, внесенных непредсказуемой уральской погодой в наши планы - вместо того, чтобы пройти по Широковскому водохранилищу, нам пришлось окончить путешествие в бывшем поселке Рассольный. О знакомстве с двумя рыбаками, которые помогли нам добраться до цивилизации, о необычных шахтерских городках Кизел и Углеуральский, которые по сути загубили чиновники из правительства, и о том, почему станция Чусовская не целая, а "Половинка".

А еще про аномальную четырехметровую траву, поразившую нас, и про добрых людей, приютивших нас на своем огороде в ожидании поезда. Они даже угощали нас огурцами с грядки, и свежей клубникой...

Это двенадцатая часть рассказа, рекомендую начать с первой

День 12. Турбаза в Рассольном

Всю ночь стояла блаженная тишина, ничто не мешало нам спокойно спать. А утром - о, разочарование! Я проснулась от первых капель дождя. Потом снова кричали вороны, и часам к девяти утра поливало уже вовсю, и небо закрылось плотным серым матрасом, без всякой надежды на перемены. Снова плыть нельзя. Решили позавтракать в палатке, дождаться окошка между дождями, все упаковать в полиэтиленовые мешки и пленку, и плыть дальше, хоть бы и в мокрую погоду.

Обед готов, можно и не останавливаться особо. А то до Широковского водохранилища оставалось всего два дня и 35 км пути. Кто знает, сможем ли мы завтра за день столько пройти - вдруг условия станут еще хуже, или там засада какая-нибудь... Но дождь нам шанса не давал - шел с интервалами три-пять минут. Торчали почти все время в палатке, занимая себя, как могли - прочитали все газеты, просмотрели все карты, выспались на несколько дней вперед.

В районе обеда все было точно также. Делать было нечего, мы пообедали, а я потихоньку начала внутри палатки складывать вещи. Но примерно в половине второго налетел сильный ветер, и хлынул ливень. Он буянил где-то минут сорок, давая нам понять, что отплыть сегодня не судьба. Ураганные порывы трепали палатку так, что нам пришлось ее придерживать. И все кончилось резко, как будто закрыли кран. Стало снаружи тихо, мы выглянули - а там сияет солнце, небо голубое, как ничего и не было. Только край тучи быстро и воровато уползает за лес.

Мы, пользуясь моментом, скорее потащили к воде лодку. И тут послышался звук мотора, и по дороге от бывшей деревни выехала машина, бордовая Нива. Из нее вышли мужчина и женщина. Они поинтересовались, мы только приехали или уже уезжаем? Мы говорим, хватит, два дня здесь торчали, пора и плыть уже. Они поведали, что едут из Березников, и всю дорогу шли дожди. А по Широковскому водохранилищу ходить на веслах не посоветовали - там, сказали, почти постоянно большая волна, так что даже вдоль берега грести такое большое расстояние неудобно.

Порекомендовали дойти до Рассольного, а там уж на чем-нибудь до железной дороги добираться, там турбаза, на ней транспорт должен быть, да и рыбаки на машинах приезжают. Мы их поблагодарили за информацию, сели в лодку, и - аллилуйя! - отчалили. Стало жарко, и мы как-то моментально запарились. Но вдалеке снова уже маячила туча, и неясно было, долго ли продержится хорошая погода. Нива тоже уехала с места нашей стоянки куда-то дальше.

Ближе к правому берегу в конце поляны была еще одна большая удобная отмель с мелкими камушками, а сразу за ней возвышалась гора Троицкая. А с левого берега впадали два ручья и одна невеликая речка. Пока мы плыли, нас принимался несколько раз мочить дождик, но мы предусмотрительно накрыли все вещи тентом от палатки, а сами сели поверх него, так что это было не страшно. Прошли мы мимо пары интересных гор, у которых на склоны выползли длинные языки курумника - одна была на правом берегу, другая - на левом. Проплыли мимо большого утеса, вспугнули несколько цапель, группу уток...

До Рассольного было всего километров девять, а скорость у нас держалась хорошая - вода поднялась, мелей не было, течение быстро несло лодку. Так что доплыли до места как-то очень скоро. Еще обернулись мы назад у впадения речки Ореховая, а вдалеке, чуть перекрытая ближней горкой маячит Ослянка, посылая нам привет напоследок. На небе как-то оказалось все разом - и солнце, и синь, и облака разных цветов, и черные клоки туч. А под этой мешаниной - умытые дождем леса, сверкающая каплями трава, быстрая река - красиво до невозможности.

Затем проплыли мимо горы Троицкая, и вот вдалеке показалась база отдыха Рассольный. Презентабельные домики ярких желтых и зеленых цветов нас немного удивили, мы ожидали более скромного вида. За ними виднелись несколько домов самого поселка. Но еще до Рассольного мы увидели на острове с правой стороны УАЗик, красную палатку и детей, бегающих по берегу. Решили подойти к туристам, узнать о базе отдыха.

К нашему удивлению, люди оказались аж из Воронежа! Они приехали часа два назад, и хотели пожарить шашлык, но им все мешал дождь. Один из мужчин сказал, что сам родом из Воронежа, но долго жил здесь, в Рассольном, служил в армии. И на этом острове было стрельбище, откуда стреляли по соседней горе. Еще рядом была зона, и воинская часть охраняла заключенных. В те времена поселок был довольно большой.

Сама Косьва тогда была очень грязной, женщины даже белье в ней полоскать не могли - вся вода была взбаламучена драгой, ходившей выше по течению. Сказал он, что этот УАЗик они наняли в Кизеле по дружбе за 4 тысячи рублей. Водитель машины тоже подошел, узнал, что мы идет от Кытлыма, и заулыбался - он хорошо знал те места. Мужики сказали, что если нам не удастся нанять транспорт в Рассольном, то по водохранилищу надо сплавляться до села Няр, а оттуда 18 километров до Коспашского как-то добираться, потому что ни в Кучеке, ни в Няре машину найти практически невозможно.

А когда только подплывали мы к острову, встретился нам на середине реки рыбак, и Саша у него спросил, на чем он приехал, и когда поедет обратно? Рыбак махнул рукой на машину на берегу, и сказал, что обратно они с товарищем едут в понедельник, часов в 12 дня. Мы это запомнили - ведь их всего двое, может, согласятся и нас с собой взять. Встали мы на большой отмели у подъема на базу, Саша оставил меня с лодкой, а сам пошел на разведку.

Перед турбазой, метров за двести от нее, была дорога, по которой можно было съехать на остров, где мы остановились, по мелкому броду. Имелся и брод на другой берег Косьвы, но там проехать можно только на внедорожнике или Урале - и глубоковато, и камней много, и течение...

Довольно скоро Саша вернулся. На базе было всего три человека - один администратор, одна уборщица, и один рабочий - дрова пилить-таскать и другую тяжелую работу делать. Внутри все выглядело очень презентабельно - и травка скошена, и дворики симпатичные, и домики, но проживающих не наблюдалось. Только пара котов и овчарка, явно хорошей родословной, обученная. Она даже предлагала поиграть с ней палочкой, которую принесла в зубах - побороться с ней за эту игрушку. Ну, Александр поиграл немножко...

Вошел он в здание, которое ему показалось административным блоком, через прихожую попал в бар со стойкой, бокалами и т.п. Оттуда вела винтовая лесенка на второй этаж, были входы в пару комнат, а в одной виднелись через открытую дверь двухэтажные кровати. Все чистенько, но очень минималистично и скромно. Спросил он, есть ли кто живой, но никто не ответил. Тут вошел молодой парень лет двадцати. Саша спросил, не ходит ли машина, которая возит самих сотрудников куда-нибудь по хозяйственным делам, может, подкинули бы нас? Парень сказал, что такие вопросы не решает, надо подойти к Марии Ивановне.

А Мария Ивановна ответила, они только сегодня приехали, да и такое у них не практикуется, они работают четко по тарифам - 9 тысяч в кузове открытого грузовика, 11 тысяч - в крытом автомобиле, и не важно, сколько человек. Это подтвердил и управляющий, говорит - если надо - можем вызвать машину. Александр пожелал им счастливо оставаться, и пошел к лодке, тихо недоумевая по поводу такого подхода.

Отсутствие отдыхающих не удивило, учитывая расценки, обозначенные на табличке. Три с половиной тысячи в сутки с человека! За что такие деньги - неясно. Ну, баня у них есть, ну, рыбалку обещают... Так в любом месте Косьвы рыба ловится не хуже, а за баню столько выложить как-то глупо. А ехать в кузове как дрова, да еще и 9 тысяч! До Кизела там всего 50 км, нет, что-то у людей не то...

Я в это время сидела на борту лодки, раздевшись до купальника - жара стояла нешуточная. А на бережке сидели возле джипчика пара парней, и заинтересованно поглядывали в мою сторону. Потом по одному спустились с удочками к реке, и даже поймали небольшую рыбку. Когда подошел Александр, мы поняли две вещи - во-первых, на нас снова надвигалась дождевая туча, и, во-вторых, что надо пообедать и подойти к рыбаку с УАЗика, чтобы поговорить о совместной поездке отсюда до Кизела или Углеуральского.

Мы хотели пообедать рисом с тушенкой, который оставался у нас со вчерашнего обеда, но с огорчением обнаружили, что еда не вынесла теплой погоды, и испортилась. Мы так пожалели, что не съели вчера вечером - такое вкусное кушанье было... Пришлось нам обойтись салатом и колбасой. А рис мы раздали малькам в реке и воронам на берегу, порадовали всех. И еще оказалось, что совершенно заплесневело полбулки черного хлеба, я поздно заметила. Тоже рыбам скормили. Так что из хлеба у нас осталось два пакета сухарей и зерновые хлебцы, не так уж плохо на два дня до конца пути.

Только мы достали еду, как хлынул тропический ливень, мгновенно заливший и нас, и ужин. К тому же откуда-то налетело штук сорок оводов, и стали лепиться именно на нас - то ли были голодны, то ли спасались от дождя... Короче, спокойно поесть не удалось.

Вскоре туча ушла, снова стало жарить солнце. Мы упаковали вещи в лодке, и поплыли к противоположному берегу реки у поворота, где стоял тот рыбак. Причалили к камушкам, и Саша хотел попробовать дойти к нему пешком - закатал штаны, подобрал полы дождевика, и почапал. Я отвернулась на секунду - слышу - плюх! Поворачиваюсь - Александр поднимается из воды... Поскользнулся. Тогда мы поплыли вместе на лодке.

Рыбак, увидев нас, заулыбался, представился Геннадием, поведал, что недавно перебрался в Добрянку Пермского края из Мордовии, и сейчас с другом Андреем рыбачит. На нашу просьбу взять нас с собой к цивилизации ответил - да конечно! Нас всего двое, места хватит, только куда вам надо точно - скажите Андрею, а то я не местный, могу не сообразить, по пути ли это. Для начала еще посмотрели они карту в навигаторе, определили, что вроде бы Углеуральский, который рядом с нужной нам станцией, лежит прямо по дороге на Добрянку и Губаху.

Теперь нам нужно было как-то вернуться с лодкой метров на триста выше по течению, и перейти на другой берег, чтобы встретиться с Андреем, поговорить, и потом устроиться на острове ждать. Операция проходила в экстремальных условиях - течение здесь было быстрым и сильным, Косьва изобиловала мелями и перекатами, выгребать вверх было не всегда возможно, так что большую часть пути мы проделали пешком причудливыми зигзагами.

Молодые парни у джипа помирали со смеху, глядя на наши маневры. Я чуть не лишилась обоих сланцев, пару раз чуть не свалилась, но, в конце концов, мы достигли острова. Я снова осталась с лодкой, пока Саша ходил договариваться с Андреем. Решили так, что, если нам сейчас откажут, то прямо сразу отходим, и гребем до Няра, а то и по водохранилищу, пока сил хватит. Время у нас еще есть... А если водитель согласен взять нас с собой, то ищем место для стоянки на полтора дня.

Сидела я, и глаз не могла отвести от чудесного этого места - если смотреть от поселка вверх по течению, видны две покрытые лесом горки, если вниз - разлив Косьвы с поворотом, где прозрачный поток воды бурлит и скачет, большая поляна, оставшаяся от Рассольного, несколько домиков там, деревца ухоженного садового вида. На самом берегу стоит домик турбазы, похожий на обсерваторию с круглой крышей, и еще 4-5 ярких домиков, беседка, поленница дров, деревянный крест...

На противоположный левый берег есть несколько бродов с галечными выездами, уходит куда-то дорога, и тоже угадывается за прибрежными кустами большая поляна, видно, Рассольный стоял на обеих сторонах реки. Тучи все разбежались, и небо оптимистично синело. Гляжу, возвращается с переговоров Саша. Я вопросительно на него посмотрела, и он сказал, что да, нас согласны довезти до нужного нам места, и даже бесплатно. Так что решили обвести лодку вокруг острова, чтобы попасть в протоку между ним и берегом, чтоб встать в тихом месте на большой отмели.

Когда проходили мимо парней с джипа, один из них, в красной майке, подошел к нам, поинтересовался, откуда сплавляемся, что видели. Сообщил, что на высоком берегу, на поле, есть место для лагеря со скамейками и столом. И даже извинился, что они с другом ржали над нашей переправой через реку. Мы его поблагодарили, успокоили, что не в обиде - смейтесь на здоровье!

Тут подошел Андрей, с которым мы собрались ехать. Он спросил у парня, когда они уезжают, тот ответил, что завтра. Андрей волновался, что если пойдет дождь, он на "батоне" своем может застрять на крутом подъеме, а вытянуть будет некому. Но парень сказал, что на той старице, где мы сейчас хотели встать, есть еще один выезд на берег - он не крутой, и весь каменистый, так что и в дождь не застрянешь. Андрей обрадовано пошел смотреть на этот выезд.

А мы поднялись в протоку по течению, причалили лодку к высокой отмели из мелкой гальки, и Александр отправился резать траву для подстилки под палатку. А в небе уже снова ходили черные тучки... Так что мы двигались очень шустро, и как раз успели сложить вещи под лодку и накрыть палатку тентом до начала очередного ливня. Хлестал он полчаса, а мы сидели в палатке. Звуки от других стоянок и с турбазы сюда практически не долетали, было тихо и уединенно. Протока оказалась довольно глубокой, и с небольшим течением, так что и помыться можно будет комфортно.

Мы выпили чаю в платке, я отправилась не бережок совершать вечернее омовение, и в это время послышался звук мотора. Только и успела накинуть ветровку на голое тело, и нырнуть в палатку. Мимо проехал к броду УАЗик наших знакомых - поехали в кафе на турбазу за покупками. Потом и Александр умылся, и мы легли спать.

Кстати, над рекой вечером стелились пласты тумана ниже по течению. Я боялась, что он подберется к нам, и вокруг станет сыро и холодно, но этого не случилось. А уже поздно, в темноте, пошел ливень, и долго барабанил с небольшими перерывами по тенту. Но, наконец, дождь кончился, и на всю ночь воцарилась блаженная тишина и покой.

Продолжение рассказа о путешествии по реке Косьва


Как вернуться с реки Косьва на большую землю

О том, как добраться до реки Косьва, написано в начале рассказа, тут напишу, как лучше вернуться обратно. В принципе к реке подходят дороги на всем ее протяжении, и если у Вас есть человек с внедорожником, можно уехать из любого места, куда он доберется.

Ну а так, вариант первый - плыть до Рассольного, там находится турбаза, на которой можно договорится с транспортом. Но цены там очень завышены, видимо, владельцы шибко жадные. И если Вы сумеете найти, кто бы за Вами приехал из Углеуральского, Кизела, Губахи, или Александровска, это будет по-любому дешевле. Проехать может только внедорожник, и в сухую погоду.

Второй вариант - доплыть до поселка Кучек, это гораздо ближе к цивилизации. Там либо искать транспорт прямо в поселке, либо также заказывать из Губахи или Углеуральского, и лучше заранее.

Третий вариант - доплыть до плотины, которая в поселке Широковский, это еще ближе, соответственно и выбираться дешевле и быстрее. Кстати, чтобы Вас не облапошили, рекомендую прочитать статью «Как туристу договорится о заброске».

Выезжать лучше на паровозе Соликамск - Екатеринбург, из Углеуральского, точнее, со станции Половинка-Чусовская. Дело в том, что в городах паровоз стоит две минуты, а на Половинке - полчаса. Хотя эта станция просто посреди леса, там вообще вокруг ничего нет. До Екатеринбурга ехать около 12 часов и без всяких пересадок.

Еще вариант из Губахи до Екатеринбурга доехать на авто, около 400 км, через поселок Теплая Гора, Нижний Тагил.

Турбаза в Рассольном

Турбаза в Рассольном

Карта реки Косьва

Видео о путешествии по реке Косьва



Если материал был полезен - поблагодарите автора
или расскажите о нем другим людям в социальных сетях

Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в нашей студии Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма,
а из фотографий можно сделать музыкальное слайд-шоу.

Для тех, кто хочет самостоятельно монтировать свои фильмы, предлагаем обучение видеомонтажу он-лайн
А для начинающих фотографов - обучение по программе Adobe Photoshop

 

 

1 3
О студии Отзывы Задать вопрос Карта сайта

© Студия DV-PRO
Любое использование материалов с разрешения студии DV-PRO

Руководитель студии: 8 904 98 25 250
Редактор: 8 904 98 78 418

Гарантия качества