Путешествие по реке Косьва

В нашем путешествии больше всего нравилось нам то, что на Косьве нет никаких жилых поселков, да и вообще людей встречается мало, так что приходила невольно мысль, что мы - одни из немногих, кто здесь прошел, любуясь красотами суровой северной природы. Хотя, надо сказать, что летом она вовсе не так уж сурова, балует и солнечным теплом, и ягодами, и птичьими песнями...

Вполне вероятно, что, прочитав этот рассказ, Вы захотите сами посетить Косьву, и своими глазами увидеть те красоты, что видели мы. Но нужно учитывать, что Косьва - довольно сложная река для новичков, и маршрут первого сплава лучше построить на более "простых" и доступных реках, вроде Чусовой или Сылвы. О них и о других реках, где мы бывали, на моем сайте есть рассказы. И, конечно же, для сплава у Вас должно быть надежное плавсредство и удобная экипировка. О том, как все это выбрать читайте в разделе «Советы туристам и путешественникам».

Ну а в этой части речь пойдет об обилии на реке чудесных отмелей и островках, которые повстречались на нашем пути, о коррективах, внесенных непредсказуемой уральской погодой в наши планы - вместо того, чтобы пройти по Широковскому водохранилищу, нам пришлось окончить путешествие в бывшем поселке Рассольный. О знакомстве с двумя рыбаками, которые помогли нам добраться до цивилизации, о необычных шахтерских городках Кизел и Углеуральский, которые по сути загубили чиновники из правительства, и о том, почему станция Чусовская не целая, а "Половинка".

А еще про аномальную четырехметровую траву, поразившую нас, и про добрых людей, приютивших нас на своем огороде в ожидании поезда. Они даже угощали нас огурцами с грядки, и свежей клубникой...

Это одиннадцатая часть рассказа, рекомендую начать с первой

День 11. Вынужденная дневка

Ночка снова выдалась теплой, на высоком берегу речная сырость реки нас не доставала, а под палаткой была ровная земля с мягкой травкой - прямо как дома на кровати. Саше спалось замечательно, но до того момента, пока не пошел дождь. Удары капель по палатке его разбудили, он высунулся закрыть вторую половинку тента. И потом долго не мог уснуть от шума дождя. А тот, как нарочно, то пойдет, то прекратится. Вот и просыпался человек всю ночь.

Зато утром спал долго - а что еще делать в такую погоду? Плыть-то все равно нельзя. Я тоже проснулась еще до звонка будильника, этому очень поспособствовала местная стая ворон. С утра пораньше они прилетели на поляну к нашей палатке, и начали громко и активно общаться. На разные голоса. Видно, обсуждали нас. Особенно достала одна птица - она непрерывно издавала какие-то жалобные стоны, будто ее раздавило асфальтовым катком. И длилась эта беседа ворон около получаса...

Я не выдержала, выглянула посмотреть, что происходит. Оказалось, две вороны сидят прямо в костровище, метрах в двух от палатки, и орут. Увидев меня, они растопырили крылья и возмущенно заорали с удвоенной силой. И скорее улетели, как от демона. Но минут через пять они вернулись обратно - уже не садились на поляну, а летали туда-сюда, пересаживались с дерева на дерево, и все так же орали. Ну что ты с ними сделаешь. В перерыв между дождиками я вышла наружу, достала термос, сыр и зерновые хлебцы на завтрак, и вернулась в палатку.

После еды Александр читал, а я пыталась привести в порядок свое лицо, сильно пострадавшее от солнца - вся кожа была в веснушках, каких-то пятнышках и морщинках. Намазала все кремом, расчесала волосы, и стала глядеть в щелку двери на птичек. К нам прилетали трясогузки - и обычные серые, и желтые, ловили мошек. Побывали клесты, желтые, довольно яркие, со своими крестообразными клювами - посидели немного на кусте, и улетели. Видела еще толстенького, круглого куличка, из тех, что бегает плавно, как на колесиках, пособирал что-то с земли.

По небу бежали уже не темные, а светло-серые облака, но все было затянуто, и периодически начинал моросить дождь. До обеда точно не стоило ждать улучшения погоды. Хотели мы подогреть на обед рис с тушенкой, но снова помешали осадки, пришлось есть кашку в холодном виде, но и так она оказалась очень даже ничего. Съели мы половину котелка, стало нам хорошо, закусили конфетами - стало еще лучше! А тут и дождь кончился, и даже солнце вышло. Но все равно по небу было видно, что сегодня плыть никуда нельзя.

Ну я и предложила, пока мы здесь зависли, сделать костер, приготовить на завтра еду и накипятить чаю. Саша стал возражать, что дров нет, а в лесу они все мокрые, и т.д., и т.п. Но я не стала слушать эти стоны, взяла из рюкзака пилу, и отправилась по дороге в сторону бывшей деревни, как раз по обочинам росли елки. Прошла я, отбиваясь от оводов, метров 150. По пути отовсюду взлетали вспугнутые птички - серые, коричневые, пестрые... И одна из них долго сидела, глядя на меня, не улетая.

Направо, пересекая небольшую полянку, шла какая-то дорожка. А за деревьями под раскидистыми елями виднелась стоянка, стояли прислоненные к стволу две доски, лежала поваленная елка, остатки костра с мокрыми дровами. По краям полянки кое-где краснела земляника. И тут гляжу - на старой ели в пределах досягаемости для меня торчит сухая ветка, толстая и длинная. Я встала на камень, и начала пилить ветку. Пилила долго, в глаза мне постоянно сыпались опилки. Наконец, ветка отвалилась. Я еще одну такую отпилила у поваленной елки, и пошла обратно к палатке.

Мы напилили и накололи дров, и я попросила Сашу, пока нет дождя, развести костер, чтобы вскипятить чай. Но он всячески оттягивал этот момент. Я уже и посуду помыла, и ягод пособирала. Правда, на крутом и скользком склоне не удержалась, и сделала кульбит, прямо как акробат! Только ноги вверху мелькнули! Александр просто восхитился моим мастерством! Сначала-то подумал, что я себе шею свернула... Но я даже не успела понять, что упала.

Потом я решила сходить по берегу еще в сторону, откуда мы приплыли, вдруг там тоже земляника есть? Пошла, смотрю - обрыв берега все снижается, и вот уже в лес можно спокойно подняться. Заглянула туда, под деревья - а там просто ковром черника! Я немного ее пособирала и пошла обратно к стоянке. А Саша еще даже не думал разжигать костер! Я прямо рассердилась - где мой чай? Ну, он понял, что сопротивляться бесполезно, и зажег огонь. Дождик слегка побрызгал конечно, но костру не повредил, а дрова мы спрятали под лодку. Дымил правда костер нещадно, и как-то во все стороны сразу.

Заварили термос, сделали Александру кружку кофе, и он, как белый человек, выпил его, сидя на чурбаке, и почитывая несвежую прессу. Любовался игрой света и тени от туч и облаков - то все мрачное, серое, то вдруг ударит в прореху луч и выхватит кусочек зеленой листвы на берегу... Заметил, что у нас на поляне есть норка, в которой живет компания шмелей. Они периодически вылетали из нее, а один выгребал оттуда лапками мусор - прибирался.

Снова усилился дождь, и мы забрались в палатку. Погадали кроссворд, а потом завалились спать, и проснулись только в полшестого вечера. Я бы и еще спала, но Саша меня растолкал - на солнышко посмотреть. Снова втискиваясь между дождями, мы быстренько сварили на ужин макароны, и сжевали их с банкой тунца. Были несколько удивлены видом этой рыбы - в банке оказались мельчайшие кусочки, просто фарш! Но на вкус нормально. И в последний "подход к штанге" Александр еще накипятил воды на кофе, и потом поддерживал огонь еще долго, чтоб было уютнее.

В это время я, не теряя времени, отправилась за черникой в лес. Опасаясь комаров, натянула на голову капюшон - но в лесу не встретила даже мошки. Тихо и пусто. Только разок пискнула птичка на березе. И повсюду черника. Даже ходить никуда не надо - на пятачке два на два квадратных метра в момент набрала полную кружку ягод, да еще поесть успела. Лес здесь был гораздо симпатичнее, чем попадался до этого - без дебрей, с мягким мхом, уютный какой-то.

Стоило мне выйти из леса, как сразу пошел дождь. Оглянулась я - а там по реке уже тащится брюхом черная суровая туча. Я прибавила ходу. Мы быстро поставили под тент котелок с кипятком, залезли в палатку, заварили кофе. А перед этим еще съели большую кружку ягод для разминки. Кофе с сухариками был замечательный, но снаружи опять шел дождь. И столько его вылилось за день, что даже вода в Косьве слегка поднялась. Мы волновались, какая же погода ждет нас завтра.

Вечером еще выходили мыть посуду и умываться, и часов около десяти легли спать. Когда Саша умывался, заметил, что камушек, торчавший прежде метрах в пяти от берега из воды, больше не виден - сантиметров на пять-десять река прибыла. Вот так и прошел день вынужденной дневки - скучновато, зато отдохнули на всю катушку. Из-за клочковатых низких облаков иногда виднелась Луна, обозначая прорывы между ними. Дождя пока не было, ветра тоже. В кустах верещала то ли птичка, то ли лягушка, будто кто-то трясет в ладошках горстку мелочи...

Продолжение рассказа о путешествии по реке Косьва

Как вернуться с реки Косьва на большую землю

О том, как добраться до реки Косьва, написано в начале рассказа, тут напишу, как лучше вернуться обратно. В принципе к реке подходят дороги на всем ее протяжении, и если у Вас есть человек с внедорожником, можно уехать из любого места, куда он доберется.

Ну а так, вариант первый - плыть до Рассольного, там находится турбаза, на которой можно договорится с транспортом. Но цены там очень завышены, видимо, владельцы шибко жадные. И если Вы сумеете найти, кто бы за Вами приехал из Углеуральского, Кизела, Губахи, или Александровска, это будет по-любому дешевле. Проехать может только внедорожник, и в сухую погоду.

Второй вариант - доплыть до поселка Кучек, это гораздо ближе к цивилизации. Там либо искать транспорт прямо в поселке, либо также заказывать из Губахи или Углеуральского, и лучше заранее.

Третий вариант - доплыть до плотины, которая в поселке Широковский, это еще ближе, соответственно и выбираться дешевле и быстрее. Кстати, чтобы Вас не облапошили, рекомендую прочитать статью «Как туристу договорится о заброске».

Выезжать лучше на паровозе Соликамск - Екатеринбург, из Углеуральского, точнее, со станции Половинка-Чусовская. Дело в том, что в городах паровоз стоит две минуты, а на Половинке - полчаса. Хотя эта станция просто посреди леса, там вообще вокруг ничего нет. До Екатеринбурга ехать около 12 часов и без всяких пересадок.

Еще вариант из Губахи до Екатеринбурга доехать на авто, около 400 км, через поселок Теплая Гора, Нижний Тагил.

Вынужденная дневка

Карта реки Косьва

Видео о путешествии по реке Косьва