Велопутешествие на скалу Кораблик, рядом с поселком Синегорский

Скала Кораблик находится в нескольких километрах от поселка Синегорский, что стоит на Серебрянском тракте, ведущем от Нижнего Тагила к реке Чусовой. На самом деле это не одна скала, а целая группа скальных выходов на вершине небольшой горы. Как понятно из названия одна из скал в своих очертаниях похожа на большой корабль, а для большего сходства люди там даже кирпичную трубу построили. Взобравшись на "верхнюю палубу" можно увидеть Нижний Тагил, поселок Синегорский, золотые прииски и бескрайние уральские леса.

В нескольких километрах от Кораблика в лесах есть и другие скалы, меньше по масштабу, но не менее причудливые - Арка, Палец, Перья... Все они находятся на перевале Синяя гора. На соседнем перевале, Большой Урал, обозначена стелой граница Европы и Азии, причем скалы именно со стороны Европы.

Отправной точкой для посещения скалы Кораблик является город Нижний Тагил, где и в самом городе есть немало объектов достойных внимания и интересных путешественнику. Все их мы, конечно, посетить не успели, но про все, что видели, в рассказе написали.

Поселок Синегорский, как и многие на Урале, возник как место жительства людей, трудившихся на массовой заготовке леса. Здесь появились сначала бараки, а потом и обычные деревенские дома, огороды, детские сады, школы, почта и магазины. К сожалению, когда все промышленные леса в округе вырубали, поселки эти просто умирали. Здесь Синегорскому повезло немного больше - поселок живет, в нем работает клуб, магазин, есть школа для детей из нескольких окрестных поселков, и туда пока ходит рейсовый автобус из Нижнего Тагила.

Также нам интересна была и дорога, а точнее - Серебрянский тракт. Он пересекает несколько перевалов, и проходит через Зыряновский прииск, где и в наши дня ведется добыча золота. А весенняя пора придала нашему пути очарование коврами лесных цветов и прозрачными ручьями талой воды по обочинам.

Это третья часть рассказа, рекомендую начать с первой

День третий

Скала Арка, скала Палец, поселок Синегорский, обратно из Европы в Азию по Серебрянскому тракту

Утром проснулись по будильнику в 6.15. Снаружи было тепло, так что выход дался нам легко. Прямо удивительно, до чего здесь было хорошо! Через расщелину в скалах на нашу полянку падали солнечные лучи, кругом громоздятся дикие камни, лес стоит такой спокойный, прямо над нами - дерево с красивыми пушистыми желтыми сережками, ольха, наверное. И аромат прекрасный, и мягкий утренний свет...

Мы сделали зарядку, и сели завтракать. Я забрала продукты из нашего "холодильника" в снегу. Мы съели бутерброды с чаем, я собрала вещи в палатке, и мы отправились снова на вершину Кораблика. Солнечный свет теперь падал с другой стороны, и потому хорошо были видны те объекты, что вчера пропадали в дымке. Хорошо стали различимы горнолыжные трассы на высокой горе, а вот Тагил мы рассмотреть уже не смогли.

Здесь, на вершине, так замечательно было сидеть - нежный свежий ветерок, захватывающие виды, солнечное тепло, просто уходить не хотелось. Но нам надо было еще много куда успеть, да еще совершить марш-бросок до Нижнего Тагила на электричку в 4 часа вечера. Так что пришлось спускаться. Упаковали мы рюкзаки, спустили велосипеды на нижнюю поляну, там нагрузили на них рюкзаки, и направились, пока что пешком, по лесу к дороге. Ветреницы пока еще не раскрылись, и были похожи на белые колокольчики. И уже начал свои музыкальные упражнения наш знакомый дятел.

Метров через 200 мы заметили березу, у которой кора в нескольких местах была большими пластами завернута наружу, и на одном как раз и сидел маленький пестрый дятел, размером чуть больше воробья, окрашенный в серо-белые тона. И это именно он издавал такие громкие дроби! Он с бешеной скоростью долбил кору, его голова практически расплывалась в полоску... Непонятно, как он так может делать. Александр сделал несколько снимков птички. Потом дятел пересел на другой пласт, и его дробь стала ниже тоном.

Мы еще постояли под березой, послушали, поудивлялись мастерству птички. Ну, пошли дальше. И как-то очень быстро дошли до развалин лагеря углежогов, а потом и до поваленной ели. По пути Александр где-то заметил ветку ландышей - странно, как рано они расцвели. И вот мы вышли на дорогу, и сразу нас охватила жара, хоть и было всего 8 утра. Мы повернули налево, а дорога повернула направо. Ехать было довольно удобно, потому что шла она прямо, или даже под горочку.

Через минут 10 Александр сказал что пора поворачивать к скале Арка. Мы увидели справа просеку, и перетащили наши велосипеды через канаву с ручейком. Их мы спрятали в густых елках, чтоб с дороги не было видно, взяли с собой только напоясную и фото сумки. Надели куртки, побрызгались от клещей, мало ли по каким дебрям придется ходить! Здесь когда-то явно проезжали лесовозы, колеи были глубокие, в них стояла вода, но поверху было сухо. Видели прошлогоднее гнездо какой-то мелкой птички, всего в полуметре над землей на кусте. Нам надо было пройти метров 800 до скалы.

Почти весь путь мы прошли по старой просеке, увидели большую вырубку, и налево уходило что-то вроде сильно заросшей просеки, к тому же заваленной кучами сухой травы, веток и коряг. А метров через 200 уже виднелась скала Арка. Идти здесь было, мягко говоря, не слишком удобно, того и гляди ногу сломаешь. И еще шиповник колючий стремился нам занозы в руки загнать... Хорошо хоть, это было не в разгар лета, а то еще труднее было бы. И клещи здесь совершенно точно есть! На подходах к скале мы обнаружили одного на мне, одного на Саше, и скорее их сняли.

Подошли мы к Арке, она поразила нас своей суровой, могучей красотой и необычностью. Скала была открыта с двух сторон для обзора, в ней виднелось большое отверстие, и стояла она, как плоская стена, на абсолютно ровном месте. Венчали ее три фигурных камня, один похож на птеродактиля. Высота отверстия метра четыре, и сквозь него видно лес и небо. Взобраться на скалу, вероятно, можно только со снаряжением, уж больно крутые у нее все стенки.

Недалеко от скалы нашлось костровище, но старое, видно, люди здесь нечасто бывают. Александр все это сфотографировал, еще полюбовались скалой с противоположной стороны, и отправились обратно к дороге по краю просеки. Взяли велосипеды, переправили их обратно через канаву, немного напугав местную лягушку. Сели и поехали в сторону старой дороги до Синегорского.

Очень скоро мы оказались на развилке - направо в горку наша дорога, а налево длинная-длинная, прямая, как стрела, дорога до Серебрянки. И вся - вверх-вниз, вверх-вниз! И так много километров. По дороге этой можно до Чусовой доехать. Старая дорога была короче, но зато совершенно убитая. Вся земляная, с текущими по ней ручьями, но главное - ужасно крутая. Ехать по ней возможности не было, только пыхтеть, толкая велосипеды. Ладно хоть там тень от деревьев, а то бы померли от жары.

Так постепенно мы доползли до перевала Синяя гора, и там увидели поляну и лесную дорогу, наверное, на скалу Палец. Свернули туда, и справа на краю в приятном сосновом лесу увидели какую-то тропинку. Там решили оставить велосипеды, пока ходим на скалы. Закатили свой транспорт в тень деревьев, смотрим - а оттуда уже видны камни, перед ними вытоптанная поляна, большое костровище, скамейка, стол из каких-то поддонов, площадка высоко на сосне с лестницей туда, деревянные турники... Видимо, местные жители оборудовали себе место отдыха. И кругом было чисто.

Мы оставили свои велосипеды, и отправились на скалы. Мне показалось, что они значительно проигрывают по эффектности всем, что мы здесь видели раньше. Обычные, не слишком высокие, не слишком фигурные, но вполне симпатичные. В самом высоком камне тоже было сквозное отверстие, как в Арке, только поменьше. Скалы представляли собой довольно длинную гряду, в начале пониже, метров 15, а потом уже повыше. Самая высокая и правда отдаленно напоминала толстый палец, это та, что с отверстием. А после этой скалы камни снова шли на понижение, но при этом тянулись на несколько десятков метров.

Гулять вокруг этих скал было непросто - они как следует заросли лесом, везде торчат корни, ветки, стволы молодой поросли. Все камни во мху, в лишайниках... Александр собрался влезть на высокие скалы, а меня отправил осмотреть левую сторону - что там интересного есть? Я прошла вдоль гряды, забралась на один камушек, а тут и Саша спустился. Мы уже вместе пошли дальше, искать скалу Острый палец, которая по карте значилась где-то здесь.

Александр увидел ее первым, и крикнул мне, чтобы подходила. Острый палец стоял на длинном каменном постаменте, высотой был примерно метров 5, и формой похож на тонкий наклоненный влево палец. На постамент упал ствол сосны, и вообще бурелома и мха кругом было предостаточно. По длинной каменной плите я подошла к этому странному останцу, осмотрела его, и решила возвращаться к велосипедам. А Саша хотел сходить дальше по лесной дороге, где у него по карте значились еще скалы.

Присела я на бревно, взяла из рюкзака водички попить... Сидеть было хорошо, воздух такой свежий лесной, солнышко пригревает, бабочки летают... Минут через 20 Александр почему-то уже вернулся. Странно, подумала я, он ведь обычно все очень обстоятельно осматривает, фотографирует... А оказалось, что никаких скал там вообще нет, на карте неверная информация. Лесная дорога превратилась в обычную небольшую просеку, и потом поворачивает направо. Лес перешел в молодой осинник, очень густой. И прямо у дороги многие деревца были обглоданы лосями, причем часто на высоте больше 2 метров.

После поворота дорога метров через 50 заканчивалась, плавно перетекая в звериные тропы. Именно здесь должны были находиться скалы, но ничего подобного видно не было. Саша на всякий случай еще прошел немного по узкой тропе, но дальше начинался спуск вниз. Побродил немного кругом, и пошел назад, поняв, что скал здесь нет, одни лежки косуль и лосей, щедро посыпанные шариками их помета.

На обратном пути Александр обошел с другой стороны весь скальный массив Палец, и вышел на поляну, где я его ждала, к тому времени уже сидя на деревянном помосте на сосне. Болтала ногами, песни пела. Саша позвал меня спуститься, чтобы высказать свое предложение. Я почувствовала, что он опять придумал какую-нибудь ерунду. И точно! Он предложил пойти отсюда на скалы Перья, с правой стороны от дороги, типа до них недалеко, метров 400.

Я напомнила ему, что нам сегодня к четырем часам надо уже быть в Нижнем Тагиле, а ехать по дороге с крутыми подъемами 30 км по жаре... Он не унимался - ну, говорит, тогда ты здесь посиди, меня подожди, я быстро! Короче, я дала ему 15 минут, и уселась на камне на полянке греться на солнышке. Было уже половина двенадцатого...

Пятнадцать минут я наблюдала за муравьями в соседнем муравейнике, любовалась просторной зеленой поляной, и, как ни странно, вернулся Саша вовремя. Сказал, что скалы нашел, но они достаточно скромные. К ним вела дорога, по дебрям ломиться не надо. Скалы оказались примерно в ста метрах от дороги, все окружены лесом, и высотой только чуть выступали над вершинами деревьев. Он все поснимал, и только дома уже выяснил, что это вообще не Перья, а другие, безымянные скалы. До Перьев он просто не дошел.

Мы взяли велосипеды, вышли на дорогу, поставили их на подножки, и Саша полностью обтерся снегом, который нашел на краю леса. Я тоже немного освежилась. И мы пошли по дороге уже вниз, к Синегорскому. Ехать пока было невозможно, слишком крутой наклон, дорога с крупными булыжниками и текущими ручьями. Может быть, новую дорогу в объезд, сделали именно из-за крутизны горы, ведь в дождь или гололед машинам очень трудно приходилось. А внизу уже хорошо был виден поселок Синегорский, а за ним - перевал со стелой Европа-Азия.

Потом мы дошли до места, где стояли два принесенных кем-то кресла, и здесь дорога стала более пологой, мы уже поехали, аккуратно объезжая ручьи и камни. В поселок мы влетели на скорости, и понеслись по асфальту центральной улицы Мира - прекрасное ощущение! По сторонам тянулись сначала огороды и брошенные избы, потом уже жилые дома, бедные и побогаче, и даже несколько коттеджей в отдалении. Кое-где брели по улице коровы, дети катались на велосипедах и самокатах, люди поглядывали на нас с крылечек и грядок, трое рабочих наносили разметку на дорогу у местной двухэтажной школы.

Александр их немного расспросил, и ему рассказали, что в школе учиться примерно 50 детей, которых собирают школьным автобусом еще в двух-трех поселках - Серебрянка, Северка, Дальний... Сам школьный автобус, кстати, стоял рядом, во дворе. Мы проехали мимо пруда и развилки, откуда мы ездили на Кораблик, и вскоре асфальт кончился. Там стояли машины, которые посыпали дорогу новой порцией щебня, но, в основном пыли.

Ехать по свеженасыпанному рыхлому грунту было очень непросто, колеса вязли в нем, велосипед вилял, да еще встречные машины поднимали густые облака красноватой пыли. Хорошо, что посыпать они успели короткий участок, полкилометра всего. Надо еще было остановиться у колонки, чтобы набрать воды. Мы вклинились к одному дяденьке, который наполнял множество больших канистр, и быстро набрали две двухлитровки. А Саша еще успел попить, умыться и съесть на дорожку банан.

Я решила не отставать, и тоже подкрепилась сочным яблоком. Мы понимали, что сейчас нам предстоит пешком затаскивать на горку велосипеды, и крутой подъем продлится целый километр, так что силы понадобятся. Александр намотал на голову мокрую белую тряпочку, а я на шею - мокрую косынку, для охлаждения.

Изрядно попыхтев, мы достигли перевала со стелой "Европа-Азия", Александр сделал еще насколько фотографий, и мы решили здесь пообедать, время уже подошло. Расположились на дальней стороне пьедестала стелы, чтобы пыль особо не долетала, да и присесть можно. На газете разложили еду, и пообедали. И уже бодрые, сели на велосипеды, и покатили из Европы в Азию.

Ну, что сказать. В сторону Нижнего Тагила ехать было намного легче. По дороге было много затяжных и довольно пологих спусков, где вообще педали крутить не надо, только следи, чтоб на крупный камень не наехать. Уставали только немного руки, вцепившиеся в руль на крутых спусках, вот там приходилось не сладко, на тормозах ехать все время, потому что велосипед на щебенке становился плохо управляемым. Еще один плюс - время суток другое, и деревья дают хотя бы условную тень, и солнце в глаза не светит, так что немного прохладнее.

Ну, и то, что путь нам был уже знаком, и мы примерно представляли, сколько еще осталось проехать. А вот машин почему-то было больше, по крайней мере, нам так показалось, и пыли было гораздо больше. Так что наглотались мы ее порядочно... Но трудности нас не пугали, мы были бодры и шустро ехали вперед.

Справа вдоль дороги текла целая речка в придорожной канаве. Но канава здесь имела непривычный вид каменисто-песчаного русла, по которому струится идеально прозрачная вода, смотреть на нее было истинным удовольствием, даже воздух казался прохладнее. Сначала ширина ее была полметра, потом уже метр, а в одном месте она разлилась до двух метров. За этой речкой в лесу тянулись все те же ковры прекрасных белых цветов, а ближе к дороге - россыпи желтых цветков мать-и-мачехи. А потом еще проехали место, где на протяжении примерно двухсот метров вдоль дороги тянулась не растаявшая толстая наледь, и речка текла под ней.

По пути мы частенько останавливались, и пили вволю воды, а Саша еще поливал свою тряпку на голове, чтоб солнечный удар не заработать. Промчались мимо места нашей первой ночевки, жаль, что времени заехать туда у нас не было. Мы просто бросили прощальный взгляд в сторону поля и озерца, которого с дороги даже не было видно. По километровым столбикам я отмечала, сколько мы уже проехали - восемь километров, десять, двенадцать.

На двенадцатом мы проехали мимо домика у пасеки, где я отлеживалась с головной болью по пути сюда. Александр посматривал на часы навигатора, прикидывая, успеем ли мы доехать до вокзала в Тагиле до 15.50. Вроде бы получалось, что должны успеть. Вот уже мы проехали сады, вот начался асфальт, и мы поехали с другой скоростью и без пыли! Скоро Нижний Тагил.

Мы прокатили между высоких горок из красноватой глины, покрытых сосновым лесом, и въехали на окраину города. Долго петляли по маленьким улочкам микрорайона Выя, а потом выбрались на центральные улицы. Проехали снова по мосту через реку Тагил, выехали к драматическому театру, и свернули на улицу вдоль набережной. Опять полюбовались по пути сквером и фонтанами, прудом и пароходами, у отеля "Демидов" свернули налево, и вот уже в конце улицы виден вокзал. А у нас еще в запасе полчаса.

На вокзале пришлось втаскивать велосипеды на крыльцо, потому что пандусов там нет. А ступени-то высокие... Стали в зале искать кассы, но к нам подошла кассир, и продала билеты прямо на ходу. А вот к электричке надо было снова идти через тот незабываемый квест с непроходимыми пандусами, закрывающимися дверями и сырым тоннелем. Я в этот раз даже не полезла на пандус, просто затащила велосипед на руках. Так безопаснее.

Вышли мы на третий путь, выбрали вагон, практически пустой. Не спеша загрузили велосипеды, так же привязали их к окну, и разместились с комфортом. Когда поезд тронулся, кондуктор даже не стала проверять у нас билеты - это она же нам их и продала на вокзале. Я была счастлива, что мы успели вовремя. Нехорошо было только то, что в вагоне стояла душная жара, несмотря на открытые окна. Ладно хоть людей было мало, а то просто задохнулись бы.

Александр всю дорогу периодически выходил в тамбур, мочил тряпку водой из бутылки, и снова накидывал на голову. Жаль, вода уже нагрелась и была теплой. На мою удачу моя голова после отдыха действительно прошла, и мне стало намного веселее. Остаток пути я ехала с удовольствием, любуясь видами за окном. Вскоре жара спала, и в вагоне стало комфортнее. А поезд наш ехал со всеми остановками, так что в дороге мы были минут на 20 дольше, чем по пути в Тагил.

Примерно в районе станции Таватуй мы решили устроить перекус, просто чтобы провести время с большим разнообразием, аппетита-то от жары все равно не было. Я читала газету "Комсомольская правда", поражаясь, во что превратилось это, когда-то уважаемое, издание. Ничего интересного, ничего умного, ничего полезного...

В районе Сортировки стали мы готовиться к выходу - упаковали рюкзаки, отвязали велосипеды, навьючили их, и выкатили в тамбур. Народу было немного, так что выгружались из вагона мы без суеты и происшествий. Сели на велосипеды, проехали через выход без досмотра, и поехали на проспект Космонавтов. Нам нужно было еще заглянуть в "Мегамарт" - Александр очень захотел мороженого, и еще продуктов купить неплохо бы.

На подъезде к супермаркету я решила, что маловато было экстрима в нашем путешествии, и ... упала на газон. Просто велорюкзак перевесил, когда я пыталась слезть с велосипеда, сил то уже не было. Здорово повеселила водителей двух соседних автомобилей. Александр сторожил велосипеды, а я бродила по магазину, разыскивая нужные отделы. Купила Гостовский пломбир в шоколаде, всякие кефир-батоны, молочный красный чай нам с подругой.

Дальше мы уже без приключений доехали до дома, где нас ждала радость - была горячая вода! Так что мы смогли помыться, я разобрала рюкзаки, а Александр скинул в компьютер фотографии. Они получились замечательные, потому что погода была солнечная, и настроение у нас прекрасное. За весь поход мы проехали более 100 километров, скинули по полтора килограмма веса. Посмотрели столько чудесных новых мест, порадовались за Нижний Тагил, где не обнаружили разрухи и грязи, а наоборот, все с любовью сделано, ухожено, все с фантазией...

И по пути все эти леса, скалы, озеро - все было интересным и красивым, и надолго останется в нашей памяти. За исключением самой дороги, разумеется. Хотя и она не забудется... Александр сказал, что можно в те же места сходить потом погулять пешком, доехав из Тагила на маршрутке до Синегорского, ведь кое-что мы там не посмотрели, те же скалы Перья. Так что маршрут мы выбрали удачный и удобный, нам понравилось. И даже устали не сильно.

Как добраться до скалы Кораблик

Вариант первый - на велосипеде. Отправной точкой на скалу Кораблик является Нижний Тагил. Из Екатеринбурга туда можно добраться на электричке, время в пути около трех часов. Как Вы поняли из рассказа, в Нижнем Тагиле очень много объектов достойных внимания, и многие из них находятся по пути.

По городу нужно проехать около 11 км, в сторону Серебрянского тракта. Там, от круговой развязки до поселка Синегорский еще 20 км. В Синегорском, сразу после пруда - дорога налево. По ней еще 3.800, и там влево уже лесная дорога, хотя точнее - тропа, по ней до скал полтора километра.

Если Вы пешком, то добраться до скалы Кораблик тоже не составит особого труда. С автовокзала в Нижнем Тагиле туда едут два автобуса. Первый - до поселка Синегорский, а второй - до Верхней Ослянки. Это даже лучше, можно попросить водителя высадить Вас прямо возле поворота, там где начинается лесная тропа, и Вам останется до Кораблика всего полтора километра. Расписание не пишу - может измениться, узнавайте самостоятельно. Кстати, автовокзал в Тагиле рядом с железнодорожным, сто метров всего.

Кстати, в этом рассказе мы хорошо отзывались о Нижнем Тагиле, за исключением вокзала. Но это только центральная часть города. Как-то я возвращался из очередного путешествия, и заезжал в Тагил с противоположной стороны, так вот, там все уныло и депрессивно.
Рассказ называется «Велопутешествие Алапаевск - Нижний Тагил»

Карта нашего пути до Синегорского и скалы Кораблик

Фотографии с велопутешествия на скалу Кораблик

Пляж возле отеля Демидов
Сквер на набережной
Фонтан в Центральном сквере
Демидовский завод
Озеро на золотом прииске
Драга на Зыряновском прииске
Стела на перевале Большой Урал
Вид на поселок Синегорский с перевала
Вершина Кораблика
Скала Арка
Трехголовый дракон
Скала Палец
Эти скалы я спутал с Перьями