Велопутешествие на скалу Кораблик, рядом с поселком Синегорский

Скала Кораблик находится в нескольких километрах от поселка Синегорский, что стоит на Серебрянском тракте, ведущем от Нижнего Тагила к реке Чусовой. На самом деле это не одна скала, а целая группа скальных выходов на вершине небольшой горы. Как понятно из названия одна из скал в своих очертаниях похожа на большой корабль, а для большего сходства люди там даже кирпичную трубу построили. Взобравшись на "верхнюю палубу" можно увидеть Нижний Тагил, поселок Синегорский, золотые прииски и бескрайние уральские леса.

В нескольких километрах от Кораблика в лесах есть и другие скалы, меньше по масштабу, но не менее причудливые - Арка, Палец, Перья... Все они находятся на перевале Синяя гора. На соседнем перевале, Большой Урал, обозначена стелой граница Европы и Азии, причем скалы именно со стороны Европы.

Отправной точкой для посещения скалы Кораблик является город Нижний Тагил, где и в самом городе есть немало объектов достойных внимания и интересных путешественнику. Все их мы, конечно, посетить не успели, но про все, что видели, в рассказе написали.

Поселок Синегорский, как и многие на Урале, возник как место жительства людей, трудившихся на массовой заготовке леса. Здесь появились сначала бараки, а потом и обычные деревенские дома, огороды, детские сады, школы, почта и магазины. К сожалению, когда все промышленные леса в округе вырубали, поселки эти просто умирали. Здесь Синегорскому повезло немного больше - поселок живет, в нем работает клуб, магазин, есть школа для детей из нескольких окрестных поселков, и туда пока ходит рейсовый автобус из Нижнего Тагила.

Также нам интересна была и дорога, а точнее - Серебрянский тракт. Он пересекает несколько перевалов, и проходит через Зыряновский прииск, где и в наши дня ведется добыча золота. А весенняя пора придала нашему пути очарование коврами лесных цветов и прозрачными ручьями талой воды по обочинам.

День первый

Набережная в Тагиле, Центральный сквер, Демидовский завод-музей, Серебрянский тракт

Весной этого года выдалось много праздничных дней, но в первые 5 дней погода не позволила нам куда-то выехать надолго, всего один погожий денек 5 мая простоял, и мы посетили лес и скалы. И следующие выходные, с 9 по 12 мая, мы не хотели просидеть дома. В День Победы у меня еще была работа, вторую половину дня лил дождь, так что решено было выезжать 10 мая, на три дня с двумя ночевками, за Нижний Тагил, как раз там и дороги бы подсохли, чтобы на велосипеде комфортно ехать. А за 9 мая как раз подготовиться.

Мы выбрали для велопохода скалы Кораблик - это надо на электричке доехать до Нижнего Тагила, проехать город насквозь до Серебрянского тракта, и по нему - до поселка Синегорский. А там и до горы всего километров 5 останется. Там на вершине красивые скалы, есть на что посмотреть. Погоду обещали теплую, 22-24 градуса, и по ночам не холодно. Почему на велосипеде и именно на скалы? Потому что в лесу еще не везде подсохло, а здесь большая часть пути будет по дорогам, а на скалах уж точно сухо. Плюс зелень на деревьях еще не выросла, и не будет мешать сделать хорошие фотографии этих скал, а то летом их и не разглядишь за листьями...

О том, как собирались, писать не буду, не многим это интересно, в общем, доехали до вокзала почти за полчаса до отправления электрички. Ну и хорошо, потому что в зоне досмотра все равно возиться долго - рюкзаки снимать, прогонять по ленте, потом снова навьючивать... Да еще путь, на который прибывает поезд, нам сообщили, когда уже прошло время прибытия. И из тоннеля велосипеды пришлось толкать по лестнице прямо по ступеням - руководство все деньги вбухало в досмотровую зону, а про удобства для пассажиров в виде пандусов для людей с колясками, тележками и другим колесным транспортом забыло. Пожилых садоводов просто жалко.

Билеты до Нижнего Тагила нам обошлись в 168 руб. с человека и по 50 руб. за каждый велосипед. Электричка подъехала, Александр заскочил в вагон, и занял нам места у тамбура, где можно приткнуть велосипеды. Поставили наши машины рядом на задние колеса, и прицепили велозамком к ручке окна. Так они не шатались и не падали, и никому не мешали. Один рюкзак поставили на маленькое сидение, один - на большое, и сами сели рядом. Мест в вагоне было еще много. Почти все пассажиры ехали в сады - у них были характерные сумки и рюкзаки, отовсюду торчала рассада, лопаты, грабли и т.п. И все они вышли в интервале от Огородной до Таватуя, дальше вагон шел почти пустой.

Погода за окном нас радовала - небо синее, солнце яркое, в лесу уже полезла зеленая травка, начали пробиваться молодые листочки, так что все было в нежной зеленоватой дымке. Я даже не стала газету читать - любовалась видами вместе с Александром. В районе Анатольской мы стали потихоньку готовиться к выходу - упаковали все, как надо, отвязали велосипеды, загрузили на них рюкзаки, и вывезли их в тамбур. Постояли остановку, а тут и Нижний Тагил. Вышли спокойно, и оказались на перроне.

Чтобы попасть в город, надо было спускаться в тоннель. И тут началась жесть! Просто непроходимый квест. Пандус был крутой и скользкий, из полированного камня, и посередине - узенькие ступеньки, куда невозможно ступать двумя ногами, только одной! А вторая - по тому самому скользкому камню. И с двух сторон мощные толстые металлические перила. И велосипед не вписывается, если его прямо держать, только под сильным наклоном. Как мы там не убились - не знаю. В конце я все же поскользнулась, но чудом удержалась на ногах. В тоннеле хорошо было только то, что прохладно, а так - сыро и грязновато.

В конце тоннеля мы попали в холл, откуда вели три двери - все закрыты, указателей нет, и людей, как на грех, нет, спросить не у кого. Я стала дергать все двери по очереди - нашла открытую. За ней еще коридор, и снова закрытые двери. Ну, выбрали мы нужные, а они с двумя створками, и обе стремятся захлопнуться, как только их откроешь. С груженым велосипедом пройти в них - та еще задачка. Я ухохоталась, пока сама прошла и Александр протиснулся. Вот что надо на ютуб выкладывать!

Ну, наконец мы очутились на площади у вокзала. Воздух там был жаркий, раскаленный. А нам еще нужно было вернуться к другой стороне вокзала - сходить в туалет перед дальней дорожкой. Мы объехали здание, и припарковали велосипеды у стены. Сначала прогулялся Саша, потом я. Мы отметили, что в этом вокзале, слава богу, нет досмотровой зоны, где надо всякие сумки-рюкзаки снимать, только рамка металлоискателя. Потом Саша сфотографировал вокзал, мы уточнили у прохожих, в какой стороне находится набережная и Центральный сквер, и поехали туда. Дело в том, что Александр еще дома наметил список достопримечательностей Нижнего Тагила, которые нам по пути, вот мы и отправились их осматривать.

Мы поехали сначала по проспекту Строителей, потом по проспекту Мира. Улицы Тагила мне неожиданно понравились - я несколько раз бывала в этом городе, но давно, и он мне запомнился довольно мрачным. А теперь все привели в порядок, и смотрелось все светло, чисто и радостно. Машин гораздо меньше, чем у нас.

Сначала у поворота к набережной увидели большой современный отель "Демидов", и рядом с ним - маленький симпатичный паровозик. Конечно, нам немедленно захотелось сфотографироваться с ним, и мы попросили проходившего мимо парня нас щелкнуть. Затем объехали здание отеля, и уже хотели было спускаться на набережную, но тут заметили второй объект - высокий железный старинный велосипед Артамоновых, у которого переднее колесо огромное, а заднее - крошечное. Мы и на нем друг друга поснимали! Тем более что за ним в стеклянных стенах отеля отражался большой и сверкающий Нижнетагильский пруд.

Вообще вид из этого отеля открывался потрясающий - водная широкая гладь, красивая ухоженная набережная, отсыпанный песочком пляж, какой-то большой храм с золочеными куполами на другом берегу, и справа еще высокая гора Лисья с часовней, а по пруду ходят прогулочные пароходы. На пляже, пользуясь жаркой погодой, лежали загорающие тагильчане. К песочку сверху вели несколько лестниц, все смотрелось очень красиво. Если доведется Вам поехать в Тагил - рекомендуем именно этот отель.

Вся прибрежная территория была облагорожена и вычищена. Набережная выглядела новой, современной, только что построенной, при этом со вкусом и удобно. Все разделено на зоны - пляж у реки, прогулочные дорожки на двух уровнях, спортивные площадки, детские площадки, масса скамеек, всяческие милые небольшие скульптуры. В общем, интересно будет каждому. И тишина - больших дорог рядом нет, только улица Горошникова, но она второстепенная.

От отеля мы направились по набережной - искать скульптуру Дворника. Мы нашли ее быстро, у детской площадки. Дворник был темный, металлический, и очень забавный - он как будто взмахнул метлой, прогоняя кота, который ловит голубя, и тот, и другой, получается, висят на метле. Запечатлев эту фигуру, мы медленно поехали дальше, все рассматривая. Был недалеко каменный медведь, потом такой же металлический Городовой... Очень нам понравилось здесь гулять, намного лучше, чем у нас в Екатеринбурге, где в центре шумно и тесно.

Мы еще прошли мимо местного цирка, и оказались напротив Центрального сквера с фонтанами. Главный фонтан увидели сразу - большой, сложной конструкции, с затейливыми струями - опять же, в Екатеринбурге таких я не знаю. Вода так красиво сверкала! Вокруг фонтана была площадь со скульптурами ожидающих влюбленных и семьи - папа, мама и дочка. Справа находился тагильский ЗАГС. Время было уже обеденное, и мы решили здесь и покушать. Примостились на бортике под елками, в тени, достали продукты и пообедали. Удобно - руки можно было в фонтане помыть.

Потом я пошла наверх, в сквер, посмотреть - есть ли там что интересное? Интересного оказалось много, так что пошли туда вместе, чтобы все поснимать. Для удобства подъема людей с колясками и велосипедами на всех лестницах были сделаны пандусы, нормальные, не как на вокзале. Так что мы легко поднимались с уровня на уровень. И везде были всякие фишки - то бронзовый фотограф со старинным фотоаппаратом, то большая подкова, то скульптура студента, лежащего на травке с ноутбуком...

Еще встретилась девочка, играющая в прятки, малыш в маечке, опустивший бронзовые ножки в очередной фонтан (их там было еще штуки 3-4), старичок и парень, читающие на скамейке кто книгу, кто планшет. Шахматист за игрой. И все это - в свежей зелени деревьев и кустов. В конце сквера была площадь драматического театра и какой-то памятник.

Гуляли мы там почти час, забавных фотографий сделали много, пора было уже и ехать дальше. По плану у нас еще был памятник Ленину и музей-завод. По пути спрашивали, где тут есть магазины типа "Пятерочки" или "Магнита", но никто не знал, и где Серебрянский тракт - тоже. Не слишком осведомленные жители нам попадались. Ну, памятник Ленину мы все же нашли, он один такой - на огромном постаменте в виде земного шара стоит маленькая фигурка Ильича. Рядом находится краеведческий музей и дом Демидова.

От памятника поехали налево, к плотине и заводу-музею имени Куйбышева, отсюда его уже было видно. Схема движения по дороге здесь была несколько запутанная и неудобная, пришлось разок правила нарушить. Когда проезжали через плотину, отметили, какое бурное течение - вода неслась со скоростью курьерского поезда! Видимо, талые воды переполняли пруд.

И вот справа от городского пруда нам открылся музей-завод. Его территория находилась ниже уровня дороги метров на 5-6, но все равно промышленные сооружения намного возвышались надо всем вокруг. Какие-то бункеры, башни, трубы, транспортеры, рельсы... Все темно-бурое от ржавчины, мрачное, огромное, так и кажется, что сейчас оттуда появится призрак... И это в ясную, солнечную погоду, а в пасмурную здесь просто страшновато, наверное.

Мы знали, что по этому "Демидовскому заводу" водят экскурсии, и нам захотелось потом еще разок отдельно приехать в Нижний Тагил, чтобы сходить в этот музей под открытым небом, послушать историю уральской металлургии. А пока Александр просто сфотографировал наиболее внушительные объекты доменного цеха, вагонетки на рельсах, табличку с названием. Еще сделал фото городского пруда с этой стороны - с катерами и пароходами.

Я немного опасалась, что отсюда Саше захочется подняться на гору с часовней, которая была как раз через дорогу наискосок от нас. По ней гуляли люди. Дело в том, что я не горела желанием ползти в крутую горку. Но все обошлось, Саша сказал, что передумал даже заезжать на Строгановские отвалы, где стоит старинная техника, и мы едем уже из Тагила на Серебрянский тракт, иначе можем до Кораблика сегодня не успеть. Мы выехали на дорогу, и двинулись налево. Отправились в направлении микрорайона Выя по улице Островского.

По пути нам наконец-то попались магазины, где мы купили квас "Петровский" для Саши и печенье. Теперь можно было спокойно ехать за город. Дальше мы должны были следовать по улице Фрунзе до второго пруда, Выйского, и там уже свернуть налево, на Серебрянский тракт. Проехали по мосту через реку Тагил, и увидели на противоположном берегу еще один пляж, больше первого - чистым песком было отсыпано все пространство вдоль реки, а за ним - парк "Народный", и там спортивные площадки, аттракционы, кажется... Короче, еще одна грандиозная прогулочная зона. А у моста - большой торговый центр.

По широкой улице мы доехали до Выйского пруда, и повернули на Верхнюю Черепановых. Проехав немного, я увидела "Монетку", и попросила Александра притормозить, сбегала и купила бутылочку простой воды - очень хотелось пить от жары. Вскоре улица превратилась из городской в деревенскую, потянулись частные дома, и на них уже было написано "Серебрянский тракт".

Встали еще разок у колонки, набрали в две двухлитровые бутылки воды, умылись, освежились. А потом мы выехали за пределы города. Солнце жарило нам прямо в лицо, и было жарко. Хорошо хоть иногда набегали облачка, и дул прохладный ветерок. Проехали указатели, что до Екатеринбурга отсюда 136 км, а до Серебрянки 61.

Сначала наш тракт шел параллельно объездному шоссе, а потом свернул правее. А в районе каких-то садов кончился асфальт и нас немного побрызгал дождик. Покрытие дороги теперь было из хорошо укатанной щебенки и пыли, в общем-то, ехать было удобно, пока не проедет мимо автомобиль. Тогда все кругом скрывалось в клубах пыли, иногда даже руля велосипеда не разглядеть... Хорошо, что мы надели солнечные очки, они хоть как-то прикрывали глаза. И машин, слава богу, было немного.

Между прочим, некоторые водители понимали, чем грозит их появление велосипедистам, притормаживали, прижимались к обочине и тихонько проезжали мимо нас. Но таких было немного, в основном разные иномарки и внедорожники лихо проносились, оставляя после себя песчаную бурю. С обеих сторон дороги стоял непроходимый дремучий лес с путаницей елок и валежника. А по овражкам вдоль обочин текли бурные ручьи, так что войти в лес просто так не выйдет. Да и в лесу много затопленных мест.

Дорога шла постоянно в горку, к тому же встретилось несколько крутых подъемов, где велосипед надо было толкать пешком. Жара добавила свои три копейки, и в результате у меня дико разболелась голова. Я уже почти не видела, что мы проезжаем и где, старалась только не упасть вместе с велосипедом. Настал момент, когда я поняла, что дальше ехать просто не могу. В это время мы как раз были напротив здоровенного штабеля бревен с левой стороны дороги, перед ним - площадка, засыпанная щебнем, дальше поляна, и вроде там где-то домик стоял на отшибе с участком и постройками... Остановились, я как в тумане, выпила две таблетки, достала из рюкзака подстилку, отошла в тень штабеля, и легла на землю.

Сначала голова взорвалась новым приступом боли, но постепенно стала успокаиваться, правда, очень медленно. Пока лежала, из домика вышел старик с палками для ходьбы, направился сначала ко мне, потом к Саше. Они там что-то обсуждали, и отчего-то от голоса старика мне становилось еще больнее, и хотелось, чтобы он поскорее пошел домой...

Александру он рассказал, что раньше здесь была пасека, построили домик, потом узаконили строительство, стали жить на этом участке. А теперь дети у старика выросли и уехали, сам он уже несколько лет не может работать с пчелами, тяжело, так и доживает здесь один. Иногда к нему приезжают то родня, то приятель, продуктов привозят. С другой стороны дороги тоже чей-то маленький домишко стоит, еле виден. Вероятно, тоже пасека. Здесь, сказал, многие пчел держат, вдоль этой дороги.

Дедушка уже ушел в дом, я поднялась и выползла на солнышко, попыталась посидеть на бревне, но долго не смогла, снова легла. Александр все это время сидел на бревнах, смотрел по сторонам, газетку полистал... Часа через полтора я более-менее пришла в себя, и сказала, что можно попробовать потихоньку ехать дальше. Поскольку было уже около шести вечера, мы никак не успевали сегодня доехать до Синегорского, а тем более до горы Кораблик. Надо было искать место для ночевки где-то на дороге.

Сели мы на велосипеды, и покатили. Миновали речку Полуденка. Ехала я конечно медленно, а до Синегорского еще 15 кило пилить... Ну, худо-бедно одолели еще километров 6-7, и в конце пешком поднимались на крутой перевал. И тут на сцену вышли они. Комары. Крупные, голодные, они пользовались тем, что руки у нас заняты, и кусали в свое удовольствие, особенно меня, я ведь была в майке без рукавов. Велосипед с тяжелым рюкзаком удерживать и толкать наверх было трудно, да еще жара... Порадовал только вид огромных полян белых цветов в лесу, они, как снег покрывали там всю землю.

В половине седьмого вечера мы поднялись на перевал Карасьи Горы, съехали с него, и Александр углядел в низине у реки за елками открытое пространство. Мы миновали мост, я осталась держать велосипеды на дороге, а Саша пошел на разведку. Вернулся довольный, и переправил сначала свой, а потом и мой транспорт через придорожную канаву. Зашли мы за елки, а там... Большое пространство, покрытое песочком, озеро с чистой водой размером с футбольное поле, по краю - лес, и вдоль него журчит речка Кедровочка. Пейзаж прям не реальный какой-то.

Лучше и не придумать для ночевки - с дороги всего этого не видно. Есть и костровище, и чурбачки, на чем посидеть. Решили сразу ставить палатку. Пока я отдыхала, Саша сходил на другой берег озера сфотографировать поля Зыряновского прииска. На том берегу еще лежали пласты снега, летали черно-белые крупные птицы, видимо, чибисы. А над озером я заметила пару уток. Вдалеке, в стороне Синегорского, видно было, что из тучки идет дождь. Александр вернулся, мы сложили вещи на ночь к палатке, ополоснулись в озерце, и сели ужинать. Кстати, в озере видели двух больших то ли лягушек, то ли жаб.

После ужина Александр посетовал на то, что если утром делать костер чтобы чай кипятить, много времени потеряем. Я подумала - а зачем утром время терять? И отправилась за дровами. Чувствовала себя уже вполне прилично, даже были силы любоваться природой кругом, замечать, что вдыхаешь чистый прохладный воздух, слушать свист ночных птичек...

Я прошла до тех елок, что отгораживали нас о дороги, и там нашла прекрасную сухую доску и жердь, вешать котелок. А от одной ели отломила нижнюю сухую ветку. Вместе с собранной здесь мелочевкой нам как раз хватило на хороший костер. Вскипятили воду, заварили чай в термосе. Поплескались в озере перед сном, и в 9 вечера забрались в палатку отдыхать. Саша еще сделал красочные снимки закатных облаков.

В половине одиннадцатого легли спать, радуясь, что воздух совсем не холодный. И спалось нам чудесно, мне так прямо как дома. Только слышалось сквозь сон, что работают дальше по дороге какие-то механизмы. Я еще удивилась, неужели они ночью дорогу ремонтируют? Но Александр не может игнорировать шум так, как я, и ему это сильно подпортило ночевку, он постоянно просыпался, и сны снились тревожные... Да еще ближе к утру прилетела к нашей палатке пара крупных птиц, села, и давай переговариваться друг с другом!

Продолжение рассказа о велопоездке на скалу Кораблик

Как добраться до скалы Кораблик

Вариант первый - на велосипеде. Отправной точкой на скалу Кораблик является Нижний Тагил. Из Екатеринбурга туда можно добраться на электричке, время в пути около трех часов. Как Вы поняли из рассказа, в Нижнем Тагиле очень много объектов достойных внимания, и многие из них находятся по пути.

По городу нужно проехать около 11 км, в сторону Серебрянского тракта. Там, от круговой развязки до поселка Синегорский еще 20 км. В Синегорском, сразу после пруда - дорога налево. По ней еще 3.800, и там влево уже лесная дорога, хотя точнее - тропа, по ней до скал полтора километра.

Если Вы пешком, то добраться до скалы Кораблик тоже не составит особого труда. С автовокзала в Нижнем Тагиле туда едут два автобуса. Первый - до поселка Синегорский, а второй - до Верхней Ослянки. Это даже лучше, можно попросить водителя высадить Вас прямо возле поворота, там где начинается лесная тропа, и Вам останется до Кораблика всего полтора километра. Расписание не пишу - может измениться, узнавайте самостоятельно. Кстати, автовокзал в Тагиле рядом с железнодорожным, сто метров всего.

Карта нашего пути до Синегорского и скалы Кораблик

Фотографии с велопутешествия на скалу Кораблик

Пляж возле отеля Демидов
Сквер на набережной
Фонтан в Центральном сквере
Демидовский завод
Озеро на золотом прииске
Драга на Зыряновском прииске
Стела на перевале Большой Урал
Вид на поселок Синегорский с перевала
Вершина Кораблика
Скала Арка
Трехголовый дракон
Скала Палец
Эти скалы я спутал с Перьями