Велопутешествие на скалу Кораблик, рядом с поселком Синегорский

Скала Кораблик находится в нескольких километрах от поселка Синегорский, что стоит на Серебрянском тракте, ведущем от Нижнего Тагила к реке Чусовой. На самом деле это не одна скала, а целая группа скальных выходов на вершине небольшой горы. Как понятно из названия одна из скал в своих очертаниях похожа на большой корабль, а для большего сходства люди там даже кирпичную трубу построили. Взобравшись на "верхнюю палубу" можно увидеть Нижний Тагил, поселок Синегорский, золотые прииски и бескрайние уральские леса.

В нескольких километрах от Кораблика в лесах есть и другие скалы, меньше по масштабу, но не менее причудливые - Арка, Палец, Перья... Все они находятся на перевале Синяя гора. На соседнем перевале, Большой Урал, обозначена стелой граница Европы и Азии, причем скалы именно со стороны Европы.

Отправной точкой для посещения скалы Кораблик является город Нижний Тагил, где и в самом городе есть немало объектов достойных внимания и интересных путешественнику. Все их мы, конечно, посетить не успели, но про все, что видели, в рассказе написали.

Поселок Синегорский, как и многие на Урале, возник как место жительства людей, трудившихся на массовой заготовке леса. Здесь появились сначала бараки, а потом и обычные деревенские дома, огороды, детские сады, школы, почта и магазины. К сожалению, когда все промышленные леса в округе вырубали, поселки эти просто умирали. Здесь Синегорскому повезло немного больше - поселок живет, в нем работает клуб, магазин, есть школа для детей из нескольких окрестных поселков, и туда пока ходит рейсовый автобус из Нижнего Тагила.

Также нам интересна была и дорога, а точнее - Серебрянский тракт. Он пересекает несколько перевалов, и проходит через Зыряновский прииск, где и в наши дня ведется добыча золота. А весенняя пора придала нашему пути очарование коврами лесных цветов и прозрачными ручьями талой воды по обочинам.

Это вторая часть рассказа, рекомендую начать с первой

День второй

Зыряновский прииск, из Азии в Европу, поселок Синегорский, грандиозные скалы Кораблик

Самое смешное, что утром, когда мы проснулись, машины перестали работать. Как специально! Ну, мы еще полежали немного в тишине, понежились. Снаружи рассвело, и на другом берегу озера уже солнышко. Кругом порхали мелкие птички, весело чирикая. Потом встали, как всегда - зарядка, умывание. Я особенно радовалась, что голова больше не болит. Когда умывалась, нашла большую лягушку. Я ее взяла Саше показать, погладила по спинке, и она неожиданно заверещала тонким голоском - то ли напугалась, то ли от удовольствия, типа - почешите еще! Потом я ее отпустила в озеро и она там зависла, как космонавт в открытом космосе.

Воздух становился все теплее. Я накрыла завтрак на чурбачке, и мы поели. Утро выдалось чудное! В полях перед нами кружились черно-белые чибисы. Потом мы собрались, погрузились, с удовольствием ополоснулись в озерке, и поехали. Было 9 утра. К обеду нам надо было проехать до Синегорского, и дальше, к Кораблику.

На дороге увидели мы большой трактор, и Александр спросил у тракториста, чего это ему днем не работается? А тот отвечает - да вы что, я сюда только что приехал, это вам золотодобытчики спать мешали, вон они, на соседнем поле, на новом Зыряновском прииске. И правда, проехав сотню метров, мы увидели на поле справа от дороги огромное сооружение - драгу, из которой хлестала двумя ярусами рыжая вода - золото мыли. Но шума от нее не было.

Видимо, ночью что-то загружали и вывозили машинами, Мы даже предположили, что это была нелегальная добыча. Сейчас машины молча стояли позади драги. Кругом все пространство было изрыто ямами, кучами отвалов, канавами... Виднелось еще озерцо, но не такое чистое, как у нас. Саша отдал мне подержать свой велосипед, а сам пошел в поля - фотографировать золотодобычу.

Дальше дорога опять начала забирать в горку. Мы ехали, глотая пыль от проходящих немногочисленных машин. В лесу все так же цвело море белых цветов, а ручьи теперь струились нам навстречу. Последние полкилометра перевала пришлось идти пешком. Потом спустились, переехали речку по мосту, и снова начался длинный подъем. И было очень жарко, мы все время останавливались попить.

Наконец мы добрались до последнего перевала Большой Урал, за ним уже Синегорский. Сначала увидели какой-то полосатый столбик, потом справа на горе стелу "Европа-Азия", выкрашенную в яркий голубой цвет. С нашей стороны было написано "Азия". И тут я поняла - Саша! Мы едем отдыхать в Европу! Так всем и скажем!

Дотолкали мы велосипеды до стелы, но нас немного обогнал автомобиль, у которого в прицепе большим пирогом были сложены 3 надувные лодки, видимо, люди на Чусовую поехали. Парни явно решили расположиться на стеле покушать, но мы попросили их подождать, пока мы сделаем фотографии. Потом к ним подъехали еще две машины. Отсюда поселок Синегорский был виден, как на ладони. А справа в лесу виднелся старенький одинокий домик, и мимо уходила куда-то еще дорога, потом мы узнали, что там находится поселок Дальний.

Мы отправились дальше. Но уклон с горы был настолько крутым, что мы не решились ехать, а пошли пешком, пока дорога не стала более пологой, и так все тормоза уже стерли. Александр еще сделал фото крошечного домика с надписью "Родник Студеный". А потом мы поехали, и через километр ураганом влетели в Синегорский, притормозив у местной колонки, чтобы набрать воды. Там нужно было нажимать на кнопку, чтобы заработал насос. Местный житель сказал, что воду можно пить некипяченой. Мы набрали все емкости, какие у нас были, потому что пить хотелось постоянно.

Проехали пруд в начале поселка, на реке Межевая Утка, она в Чусовую впадает. Видели здание администрации и магазина, памятник погибшим в войне. Здесь даже начался асфальт. Но нам надо было сворачивать налево, и там снова дорога была щебеночной. Машин по ней ехало еще меньше, и вскоре нас накрыла тишина, только птицы щебечут. Двигались мы снова в горку, любовались лесом и полянам белых цветов. Вскоре пришлось снова идти пешком, периодически припадая к бутылке с водой. Жара!

И вот мы увидели своротку от дороги налево, а напротив лежала целая россыпь крупных обломков белого мрамора. Александр поглядел по навигатору, и сказал, что нам сюда. Повернули мы на лесную земляную дорогу. Очень радовало, что нет больших луж и жидкой грязи, и подъем не крутой. Колеи, конечно, довольно глубокие, и с груженым велосипедом идти не слишком удобно, но вполне терпимо. Зато кругом такая красота! Тишина, цветы цветут, елово-лиственный лес чередуется с полянами, да кроме того деревья давали тень, и это было так чудесно!

Теперь вблизи можно было рассмотреть те белые цветы, что коврами раскинулись повсюду - я-то думала, это подснежники, но было не похоже. Потом уже дома я нашла, что это ветреница алтайская. Крупные цветы, сантиметра 4 в диаметре, с 9 лепестками и бледно-желтой серединкой. При этом они источали тонкий, но ощутимый аромат, что-то среднее между сиренью и черемухой, очень приятный. И еще встречались невысокие цветочки, похожие на мелкие кисти сирени, тоже очень красивые.

Идти нам надо было примерно километра полтора. За одним из поворотов мы уткнулись в поваленную ель, она, видимо совсем недавно упала, потому что на дороге были явные следы шин, то есть машины здесь проезжали этой весной. Елка сломалась метрах в трех над землей, явно сама, подгнила, что ли... Нам пришлось искать обход по довольно густому лесу, что с велосипедами далось нелегко - снизу валежник переваливать приходилось, сверху ветки и сучья цеплялись.

Ну, вышли снова на дорогу. А здесь в колеях лежал лед! И вот по этому ровному твердому покрытию стало очень легко вести велосипеды. А вот воды нигде не было видно - ни луж, ни ручьев. Руки-ноги помыть будет проблема. Прошли мы мимо большого участка вырубки, о котором Саша прочитал в интернете, что еще несколько лет назад здесь жила артель углежогов, и видимо, работала незаконно. Мы видели остатки их строений, почти совсем разрушенные - то ли шалаши, то ли навесы, непонятно.

Дорога наша свернула правее, и стала забирать чуть выше. И тут Александр говорит - ой, а я уже вижу скалы! Я пригляделась - и правда, через ветки деревьев сквозят силуэты скал. К этому времени я уже порядком измоталась, еле шла. Александр затащил наши велосипеды в горку, на поляну перед скалами, а я опустилась на камень, чтобы не упасть. Достала пару печений, и съела с соком, который предусмотрительно купила в Нижнем Тагиле. Это помогло, я пришла в себя.

Оглядевшись, мы поняли, что скал здесь много - большие и мощные, поменьше, совсем маленькие, но замысловатой формы, они торчали повсюду. На полянке было костровище, ясно, что люди сюда приезжают, но нечасто, и мусор за собой убирают. Это приятно. И здесь тоже везде цвели эти белые цветы, напитывая ароматом воздух. И еще пахло нагретой сосновой смолой. Место под палатку здесь было, но не самое лучшее, кривоватое. Да и сама полянка не предел мечтаний. Так что мы захотели прогуляться по округе, поискать, а вдруг получше стоянку найдем?

По узкому каменному коридору между скал мы поднялись на вторую поляну, прямо у подножия главных вершин, и вот здесь нам очень понравилось. Скалы и деревья окружали ее, не загораживая видов, но придавая уют, и земля была ровнее. Вот тут и встанем, решили мы. Но сначала отправились на вершину, чтобы посмотреть с высоты, куда мы попали. Да и фотографии надо было сделать, пока солнечный свет хороший.

Поначалу вход на скалы был несложный, и до общей площадки, объединяющей две самые высокие вершины, мы дошли без труда. А вот дальше на ту вершину, где кто-то установил кирпичную трубу, лезть было уже сложнее, мне даже показалось, что я не смогу, там был такой узкий карниз прямо над обрывом, что страшно смотреть. Но Александр очень легко его преодолел, и принялся меня обрабатывать - надо подняться сюда, зря что ли шли, да тут совсем легко, да я тебе помогу... Короче, я поняла, что легче залезть, а то ведь не оставит в покое.

Ладно, начала продвигаться понемногу. Но, когда настала пора вползать на этот карниз, у меня началась паника, даже дыхание стало быстрым и прерывистым, ерунда какая-то! Минут пять я там зависала, не решаясь сделать финальный рывок, но, в конце концов, все же сделала. В результате оказались мы на вершине. И вид там нас ожидал роскошный! Мы стояли на ровной площадке два на три метра, у той самой кирпичной трубы, сколотой с одного края, и видели все на многие километры вокруг.

Ничто не загораживало горизонт, потому что скалы были намного выше леса, да еще и на горе. В зеленом море выделялись поселок Синегорский, золотые прииски, дороги, другие одиночные скалы возвышаются - Арка, Палец, Перья. В одной стороне - намек на дома Нижнего Тагила, в другой стороне - высокая гора, кажется, с горнолыжными трассами. Высоких гор было достаточно много, метров по 600-700. Горизонт утопал в дымке, а надо всем этим - огромное синее небо и солнце жарит вовсю.

Мы сфотографировали друг друга, Саша поснимал панорамы. А потом босиком моментально слез с этой вершины, и залез на соседнюю, там было карабкаться легче, а высота больше. Потом и я аккуратно спустилась, и тоже поднялась на вторую скалу. Там я немного посидела на камне, наблюдая за порхающими бабочками, которых здесь было много. Они шустро гонялись друг за другом. Ну, пора было идти вниз, а то уже есть хотелось.

Спустились, затащили велосипеды с некоторым трудом по крутому склону в узком коридоре, разгрузили рюкзаки, и я начала накрывать обед. И столом и стулом нам послужил большой удобный камень. Мы поели картошки с жареной индейкой и огурчиком. А после еды я некоторые продуты - мясо, сливочное масло, воду - убрала в импровизированный "холодильник" на снежник. И там же мы помыли снегом руки, что в такую жару ужасно приятно.

Потом мы расчистили место под палатку от веток и шишек, поставили ее, сложили туда вещи, а потом отправились загорать. Слева от поляны был большой плоский камень, наклонный, но не настолько, чтобы с него сползать, вот там мы и постелили наши коврики. Разделись, и улеглись на солнцепеке. И подремали, и полежали... Смотрю - Александр от жары мучается, а встать лень. Пошла, принесла ему сначала квасу, а потом снега в кружке. Он его в тряпочку завернул, и стал обтирать голову и тело. Видно было, что это невероятное удовольствие! Ну, я тоже снежком обтерлась.

Примерно через час мы перебрались в палатку, там в тени на ветерке было прохладнее, и еще там немного полежали. А дальше поняли, что нам уже хватит сил, чтобы прогуляться вокруг скал, осмотреть, так сказать, весь комплекс. Велосипеды мы привязали цепью к березе, все вещи сложили в палатку и закрыли тентом, с собой взяли только самое ценное. Надеялись, что если кто-то и придет, ничего не тронет.

Кстати, как только мы собрались идти, внизу послышались голоса, и к нам на полянку поднялись трое мужчин и собака-лайка. Они были без рюкзаков, видно, просто подъехали с дороги на машине, и пешком сюда прогулялись, скалы посмотреть. Взобрались они на вершину, там некоторое время провели, спустились, и ушли обратно. Собака, между прочим, тоже с ними на скалы лазила, и довольно шустро там передвигалась. Большая такая серая лайка, красивая.

После их ухода мы отправились в обход скал против часовой стрелки. Насмотрелись самых разных, очень интересных и эффектных утесов, вершин, валунов... Многие вызывали такую мысль, что это кто-то специально строил и ваял, настолько линии камней были ровные и выверенные. Везде небольшие ниши, щели, отдельные камни стоят как бы на ножках. Кое-где огромные плиты еле держались на своих местах, равновесие такое хрупкое, кажется - ветер дунет, и все рассыплется. А они так стоят целые столетия... Под некоторыми большими скалами лежал курумник, уже проросший травой и кустарником.

Мы дошли до группы скал, которая нам показалась последней крупной. Саша влез наверх, посмотреть, что там дальше кругом, есть ли еще скальные выходы. А я должна была идти дальше, обойти скалы с другой стороны, и позвать его, если найду что интересное. Но в это время мне послышался со стороны нашей стоянки какой-то звук, похожий на женский голос. И мы решили, что мне нужно вернуться, проконтролировать там ситуацию. Я пошла обратно, но на стоянке и рядом никого не обнаружила. Видимо, это кричала лесная птица, а мне показалось, что человек.

Посидела я немного, и решила тогда пойти в обход скал влево, глянуть, где они там заканчиваются. Оказалось, что в пределах видимости нигде! За каждой группой камней открывалась следующая - поменьше, или побольше, в виде груды, или каменной площадки, или полосы курумника. И тоже видела большой камень, стоящий как бы на постаменте на коротких ножках. Все это каменное великолепие и буйство перемежалось полянами цветов и живописными группами берез, только начинающих зеленеть. Шмели летали, бабочки... Прелесть неописуемая!

Я поняла, что так могу уйти далеко. И решила перебраться на ту сторону гряды, чтобы посмотреть, может, там уже Александр идет. Взобралась на скалы, перешла на другую сторону, и оказалась над длинной терраской, а под ней идет тропа в обход скал, и за ней - обрыв, довольно крутой и высокий, покрытый курумником. Видимо, это склон горы. И вид отсюда открывался почти такой же эффектный, как с вершины - поселок Синегорский, дорога, лесные дали...

Затем я спустилась вниз, и отправилась обратно к стоянке. Там я тоже перебралась на другую сторону скал, над дорогой, и стала ждать Сашу, чтобы сказать ему, что скалы влево тянутся далеко. Может, он устал бродить, и поднимется здесь. Сидела минут 10, наверное, и услышала треск веток - Александр идет, вот и его яркая футболка замелькала... Он подошел внизу к снежнику, набрал снега, слепил снежок, и запустил в меня! Промазал. А вот второй упал ближе, я им как раз обтерла горящее лицо.

Предупредила Сашу, что ходить ему еще полчаса, и что впереди есть обрыв. Он сразу заинтересовался, и пошел туда, а я вернулась к палатке. Заглянула пока в маленькую пещерку под скалой, которую раньше приметила. Там было темно, но виднелась вдалеке дырочка на другую сторону скал. Я посветила фонариком - в пещере вполне можно было пройти, длиной она метров 10, и потолок очень высокий, только сыровато, кое-где вода капает сверху, так что я туда не пошла, а то испачкаюсь вся...

Тут вернулся Саша, немного уставший, но довольный, и снова со снежком. Видимо, снег ему облегчил путь. Он попил, сфотографировал главные вершины при другом освещении, сделал снимки с края пещерки. Было примерно половина пятого, и мы решили полежать в палатке, отдохнуть от прогулки. Там Александр рассказал, что видел по пути - много лежек косуль, их помет, много следов пребывания зайцев. Так что звери сюда приходят. Вот только бурундуков не видно.

А про сами скалы - они на вершине довольно высокой горы, их много, часть их них возвышаются над деревьями, и выглядят дикими. Своими причудливыми формами будят фантазию. Тянется эта скальная гряда метров на 500, если не больше. Они, конечно, не сплошные, а островками, но все равно впечатляют. Саша дошел до места, где склон идет уже на понижение, и камни закончились. Там он завернул, и пошел вдоль другой, восточной, стороны скальной гряды. Искал интересные ракурсы для фотосъемки, чтобы завтра утром поснимать.

Между камней с той стороны часто встречался снег, и Саша им с удовольствием обтирался. А в одном месте обнаружил крошечное озерцо-лужицу метр на полтора под скалой, с прозрачной водой, сантиметров 25 глубиной. Не то это талая вода, не то там ключик маленький. Но вода никуда не вытекает. Вот такой обход получился. Посмотрели мы еще в навигатор - от вокзала Нижнего Тагила проехали мы 44 км, из них пара-тройка по достопримечательностям. Повалялись мы еще в палатке, я почитала газетку. А часов в 6 уже было пора ужинать, но сначала мы решили еще раз подняться на скалы.

На выходе из палатки я просто так поинтересовалась у Саши - не ползает ли по нему где-нибудь клещ? Он говорит - да нет, вроде никого, так, только чешется в районе паха что-то... Посмотрели на всякий случай - блин! А там реально мелкий клещ ходит. Мы его скорее сняли и спалили. Удивились, что он целый час ползал, и так и не впился. Мы прямо в сланцах полезли наверх. В этот раз мне это далось уже легче. Саша сделал снимки, какие хотел, а потом мы просто сидели на вершине, наслаждаясь видами и теплым ароматным ветерком.

Кругом порхали все те же бабочки, что и днем, и казалось, что мы плывем на этом Кораблике где-то в небе, в волнах весеннего воздуха. А недалеко выдавал свои весенние трели старательный дятел. Мы удивились, как это он, практически не отдыхая, с самого утра музицирует... Потом спустились, и сели ужинать пирожками и салом.

После еды сделали костер, вскипятили воду, я выпила кружку кофе - какое удовольствие! А то все время пить хотелось... Под вечер вылезли комарики, и иногда нас покусывали, но были хоть и крупные, но не сильно злобные, как-то долго над нами кружили, не садясь. Потом еще заварили термос на завтра, Саша кофе тоже попил. И дальше весь вечер жгли костерок просто для удовольствия.

В какой-то момент Александр встал, хотел пойти к палатке, и говорит - посмотри, кто у меня тут ползет? Я задрала рукав его футболки - а там снова клещ! Сняли и этого, кинули в огонь. И откуда он здесь? После этого мне все время казалось, что и по мне тоже ползут, и даже уже кусают... Но, к счастью, это было не так.

Солнце опускалось все ниже, начали посвистывать ночные птички. Нам здесь ужасно нравилось, на этой тихой, уютной поляне под охраной скал. Часов в девять я решила, что уже пора мне идти в палатку спать, день был длинный. А Александр пошел снова на вершину скал, посидеть, посмотреть на закат, и очки с собой взял - чтобы солнце не слепило. Я переоделась в ночную одежду, утеплилась, и забралась в спальник.

Саша вернулся минут через сорок, вдоволь насидевшись наверху. Я уже дремала. Он рассказал, что, пока сидел, с той стороны, где песчаные поля золотодобычи, послышались звуки, похожие на выстрелы - один, и потом еще два. Может, и не выстрелы, а техника какая-нибудь. Садящееся солнце напомнило Саше юг - там так же оно закатывается на чистом небе в море, только у нас море лесное...

Поглядел и туда, куда нам надо завтра заглянуть на скалы - да, много еще километров надо будет пройти-проехать, зато и интересного много увидим. Подумал, что, наверное, надо было из Синегорского ехать сначала на эти малые скалы - Палец, Перья и Арка, а уже потом на Кораблик, здесь ночевать, и отсюда в Нижний Тагил. Так время и километры были бы распределены ровнее. Но хорошая мысля приходит опосля...

Солнце было совершенно круглым, и, чем ближе опускалось к горизонту, тем краснее становилось. А на макушке солнышка была надета желтая, как расплавленный металл, шапочка. А над нами еще и месяц висел в небе, и ни одного облачка!

Солнце село, Александр сказал миру спасибо за прекрасный день, и спустился вниз. Подкинул пару бревнышек в костер, сходил на снежник, протер ноги снегом перед сном, умыл руки и лицо, и забрался в палатку. Уже в сумерках мы заснули, планируя встать пораньше. Этой ночью было еще теплее, чем прошлой. Спалось волшебно, потому что здесь тишина. Так что отдохнули замечательно!

Продолжение рассказа о велопоездке на скалу Кораблик

Как добраться до скалы Кораблик

Вариант первый - на велосипеде. Отправной точкой на скалу Кораблик является Нижний Тагил. Из Екатеринбурга туда можно добраться на электричке, время в пути около трех часов. Как Вы поняли из рассказа, в Нижнем Тагиле очень много объектов достойных внимания, и многие из них находятся по пути.

По городу нужно проехать около 11 км, в сторону Серебрянского тракта. Там, от круговой развязки до поселка Синегорский еще 20 км. В Синегорском, сразу после пруда - дорога налево. По ней еще 3.800, и там влево уже лесная дорога, хотя точнее - тропа, по ней до скал полтора километра.

Если Вы пешком, то добраться до скалы Кораблик тоже не составит особого труда. С автовокзала в Нижнем Тагиле туда едут два автобуса. Первый - до поселка Синегорский, а второй - до Верхней Ослянки. Это даже лучше, можно попросить водителя высадить Вас прямо возле поворота, там где начинается лесная тропа, и Вам останется до Кораблика всего полтора километра. Расписание не пишу - может измениться, узнавайте самостоятельно. Кстати, автовокзал в Тагиле рядом с железнодорожным, сто метров всего.

Карта нашего пути до Синегорского и скалы Кораблик

Фотографии с велопутешествия на скалу Кораблик

Пляж возле отеля Демидов
Сквер на набережной
Фонтан в Центральном сквере
Демидовский завод
Озеро на золотом прииске
Драга на Зыряновском прииске
Стела на перевале Большой Урал
Вид на поселок Синегорский с перевала
Вершина Кораблика
Скала Арка
Трехголовый дракон
Скала Палец
Эти скалы я спутал с Перьями