--> Студия DV-PRO. Главная страница

Голубые озера и карьер Лазурный

Совершая очередной облет над Уралом с помощью спутника Google, я заметил водоемы, расположенные в лесном массиве. Стал изучать подробнее, и обнаружил, что эти места довольно интересны. Среди Уральских лесов находятся несколько озер, образовавшихся из затопленных карьеров (в народе - голубые озера). А в нескольких километрах от них есть еще два удивительных озера, неизвестные большинству людей, но очень популярные среди дайверов Свердловской, Тюменской и других ближайших областей.

Немного истории: В конце двадцатых годов ХХ века было открыто Анатольское никелевое месторождение, в сороковых его начали разрабатывать. Добывали там не только никель, но и различные виды асбеста, некоторые строго засекреченные как сырье для военной промышленности (асбест - это не какой-то определенный минерал, а группа минералов с волокнистой структурой). Например, редкий "голубой асбест", необходимый для атомной промышленности, синтетических заменителей которому не было. Его приходилось добывать вручную, забойщики пользовались обычной каелкой и ведром, выбирая из вскрышной породы асбест, ссыпали его в бачки, которые увозили на фабрику. А вот пустую породу грузили уже экскаваторами и вывозили. Добыча продолжалась до 1992 года, когда сократились потребности Российской армии, и карьеры были законсервированы, то есть залиты водой - она не вредна асбесту.

С окончанием разработок на затопленные карьеры пришли дайверы. Ведь удобнее места для тренировочных погружений придумать трудно - достаточная глубина, изумительная прозрачность воды, наличие подъездных путей, небольшая удаленность от крупных городов, живописные берега... Поэтому у карьера Лазурный со временем вырос целый лагерь любителей глубоководных путешествий. А сами карьеры-озера стали обзаводиться разными дайверскими достопримечательностями: затопленными на дне автомашинами, шлюпками, будками, и даже автобусом и банкоматом. И все это в обрамлении подводного подлеска - елочек и сосен, запорошенных частичками ила.

Ныряют в любое время года, даже зимой под лед. Иногда это небезопасно - как минимум двое дайверов не смогли подняться из карьера Тритон в марте 2010 года. Но, в основном, все погружения проходят удачно, и люди обкатывают на Лазурном и Тритоне новое снаряжение, учатся ориентироваться и фотографировать под водой, благо вода очень прозрачная. Можно сказать еще, что в отвалах, террасами окружающих карьер Лазурный, много нефрита самых разных оттенков зеленого цвета, ведь нефрит - тоже разновидность асбеста.

Часть первая - Голубые озера

В середине июля, когда стояла самая жара, мы отправились в места, о которых узнали года два назад из интернета. Это бывшие карьеры по добыче никелевой руды и асбеста в районе Нижнего Тагила, а точнее, станции Анатольская. Они лежат довольно далеко от населенных пунктов в лесах, но к ним ведут грунтовые дороги. Там находятся три больших карьера - самый дальний "Хургада" (12 километров от Анатольской), поближе "Тритон" и "Лазурный" (7,5 км.). А еще ближе к станции и к шоссе Екатеринбург - Нижний Тагил, так называемые "Голубые озера", на месте затопленных карьеров поменьше.

Мы выехали электричкой на Нижний Тагил в 10.35 утра, так как это было воскресенье и не рано - вагон практически пустовал. Ехать пришлось долго, три часа. Мы и поспать успели, и почитать, и в окно посмотреть… Вышли на Анатольской в половине второго дня, самая жара. Поправили на плечах рюкзаки и зашагали в сторону магазина (его расположение прямо на перроне было обозначено стрелками). Там купили квасу, минералки и сахара. Выбор, кстати, в магазине большой. Перешли пути, обогнув грузовой состав, записали расписание поездов обратно, и свернули к домам поселочка. Там женщина подсказала, что на Никель надо идти направо до магазинчика из красного кирпича, у него свернуть налево и по дороге, никуда не сворачивая, мы и придем на карьеры.

Дорога мимо Анатольской оказалась довольно противной - она была засыпана каким-то шлаком, который сильно пылил и содержал острые камни, чувствительно коловшие ноги даже через подошву. Хорошо, что метров через 500 дорога эта привела к трассе на Нижний Тагил и там закончилась. Александр притормозил, натянул штаны во избежание укусов комаров и слепней, мы перешли шоссе и углубились в лес по грунтовке.

Поначалу вид был довольно нерадостный - все обочины густо присыпаны мусором. К тому же с интервалом минут в пять то нам навстречу, то обгоняя нас, шли легковые машины. Стало понятно, что люди на карьере есть, и немало. Еще одно неудобство встреч с автомобилями состояло в том, что они приводили за собой хвост из слепней, которые с радостью переключались на нас. На наших брюках копошилось десятка по два жужей, но прокусить они одежду не могли, так что не сильно нас беспокоили, так, иногда кусали в голые руки и плечи, да лезли в лицо.

Гораздо больше донимала жара. Рюкзаки уже не казались такими тяжелыми, как в начале пути, но все время хотелось пить. Мы прошли мимо места, где навигатор показывал речку - от нее осталось лишь высохшее русло и жалкая лужица воды, где Александр сполоснул руки. Потом справа показалась вышка - то ли сотовой связи, то ли радио. Она была тонкая, а наверху большая круглая будка, вся усаженная круглыми же антеннами.

Дорога почти все время шла в гору, а жара усиливалась. Уже очень хотелось добраться до цели, и мы с надеждой заглядывали в навигатор и за каждый пригорок. И вот, наконец, показалась небольшая площадка у дороги, где стояли несколько машин, а справа даже был виден краешек озерца в карьере. Но радость наша была недолгой - сразу же стали видны ужасные язвы этого места - дикое количество мусора, насыпанного в кучи и кучки, повсюду машины, люди… Они оккупировали все берега достаточно большого карьера. Меня даже посетила мысль - зря мы сюда притащились, это еще хуже, чем на каком-нибудь Балтыме или Чусовском.

Александр предложил подняться на поляну на высоком берегу, посмотреть обстановку там. Поднялись. Кругом стояли палатки, загорали компании. Спусков к воде было мало, и они выглядели неудобными, а то и просто опасными. Хотя в озере плескались и плавали несколько десятков человек. Некоторые прыгали в воду прямо с отвесных высоких берегов, восторженно вопя. Вода в карьере казалась чистой и прозрачной.

Александр попробовал спуститься с бережка в одном месте, но оставил эту затею - земля осыпалась, и с рюкзаком можно было поскользнуться и скатиться в воду. Решили мы тогда обойти карьер по левому берегу - там, вроде, людей было поменьше. Прошли краем, увидели полянку на середине высоты берега, где сидели всего три человека. Свернули туда, скинули рюкзаки и присели попить водички. Потом я отошла в лес переодеться в купальник, и вернулась, чтобы пообедать.

Александр поел нормально, а у меня совершенно не было аппетита. Я съела помидор, и попила водички. Саша спросил, что будем делать. Варианты были такие: идти поискать место получше поблизости, или двигать дальше по дороге к карьеру Лазурный, это еще километра два. Я предложила поискать здесь - дело в том, что переодеваясь, я заметила в лесу еще один водоемчик, значительно меньше и мельче, чем первый, зато там была всего одна компания отдыхающих. Александр, заглянув в навигатор, сказал, что есть еще один маленький карьер, и один побольше за ним. Вот туда мы и пошли.

К этим карьерам тоже вели по лесу дороги и тропинки. Мы миновали два маленьких озерца с темноватой водой, и увидели большое красивое озеро шириной метров 30-40 и длиной больше 100 метров. Берега были также отвесные, но в нескольких местах виднелся спуск. Людей было мало, и вели они себя тихо. Да еще и палаток у них не было, так что, скорее всего, они вечером собирались уезжать. На противоположном берегу на большой поляне стоял автомобиль, рядом загорали мужчина и женщина. Вот туда мы и направились. Спросили, будут ли они ночевать здесь, и, когда узнали, что нет, спокойно выбрали место для палатки, поставили ее и осмотрелись.

Вид с высокого берега был чудесный, вода - чистая и прозрачная, вокруг сосновый лес, сверху - синее небо. Воздух напитан ароматами хвои, травы, свежести. Нам все понравилось. На самой полянке стоял кем-то привезенный стол, имелась самодельная переносная скамейка. Также были несколько костровищ, обложенных камнями. Резала глаз только большая куча мусора на краю поляны, но, с другой стороны, она была одна, и мусор не был разбросан по земле.

Пока Александр разбирал вещи, я спустилась к воде немного освежиться. Было немного крутовато, но вполне терпимо. Потом мы совсем привыкли лазить туда-сюда, как горные козы. Умывшись, я забралась в палатку, чтобы попытаться уснуть. Но это было нелегко - у наших соседей, видно, было нехорошо со слухом. Из их машины вещало Нижнетагильское "Дорожное радио". Мало того, что репертуар вульгарный, так истинным испытанием было слушать тагильскую рекламу. Я все-таки задремала, и мне стало полегче. Затем Саша позвал меня ужинать, и я выползла наружу. Было все так же жарко. Я подошла к соседям, и попросила их сделать радио потише. Они, к счастью, его совсем выключили, и наступила блаженная тишина. Мы поужинали наслаждаясь тишиной. Соседи тем временем уехали.

Тем временем небо постепенно затягивалось тучками, и вдалеке гремел гром. Над берегом внезапно появились десятки стрекоз. Александр все это время трудился, аки пчела - он собрал дровишек, развел костер, вскипятил воду, заварил чай. И тут пошел дождь, загремела гроза… Непогода разогнала отдыхающих, и мы остались на нашем озере одни. В палатке попили чай. Через час дождь кончился, и Александр сказал мне, что пойдет взглянуть на большой карьер, где было много людей. Сквозь сон я попросила не бродить долго.

Александр увидел карьер почти безлюдным - все покинули его накануне понедельника. Только в двух-трех местах стояли палатки и сидели люди. На одной стоянке Саша подобрал хорошие сухие поленца для нашего костра. Кстати, отдыхающие здесь в большинстве своем ленивые - вместо того, чтобы зайти в лес и насобирать валежника, которого великое множество, они рубят сосенки прямо у стоянок.

Потом Саша вернулся, но не один. С ним пришли два пеших туриста - парень и девушка. Я еще отразила в темноте, что они ставят палатку, обсуждают туристическое снаряжение, а потом опять заснула. А Александр еще долго, до половины первого ночи, сидел на берегу, смотрел на полет летучей мыши над водой, на звездное небо, на темные воды карьера, и только потом забрался в палатку спать.

Спалось нам чудесно, ночь было очень теплой - мы даже спальники не застегивали. Свежий воздух стал прохладнее, чем днем, дул ветер, вокруг стояла тишина. Палатка была на ровном месте, поэтому спали мягко. Проснулись мы по будильнику в 7 утра. Палатка трепыхалась от сильного ветра, но он не был холодным. Мы блаженно валялись еще час. А наши соседи так вообще встали часов в 11 утра, так устали прошлым днем (пришли они около 12 ночи).

Сначала Саше показалось, что небо серое, но я вышла - и оказалось, что оно голубое и чистое, просто солнце еще не выглянуло из-за сосен. Мы соорудили костер, вскипятили чай, сделали зарядку. Потом позавтракали. Дальше Александр ушел на фотоохоту по соседним карьерам-озерцам, а я осталась загорать на коврике и читать детектив Агаты Кристи. Еще успела сходить набрать полстакана голубики. Вышли из палатки парень с девушкой, они оказались молоденькими, небольшого роста и довольно упитанными людьми. Легли на бережку и почти не двигались. Потом достали надутый синий матрас, подкачали его, спустили на воду и отплыли к середине озера.

Саша вернулся с рассказом о своем походе. Он обошел все водоемы в округе. Вдоль всех них по берегам идут натоптанные тропинки, полянки под стоянки с костровищами и чурбачками. Большой карьер самый впечатляющий из всех, там и были 4 компании, а больше никого. Александр пошел плавать, а я начала готовить обед - салат, пюре с тушенкой, фрукты. На поляну к нам прилетала крупная кукушка, потом заметила меня и улетела.

За обедом Александр обратил внимание на разную насекомую мелочь в траве - муравьев двух видов, осу с гусеницей. Оса его особенно поразила. Она тащила гусеницу к незаметной норке в земле, норку распечатала, гусеницу туда затащила, несмотря не ее ярое сопротивление, норку закрыла куском деревяшки, потом закопала землей, взлетела, посмотрела, еще больше закопала землей, и улетела. Называется эта оса, кажется, Андрэна. Она в норке отложила яйца, а гусеница - корм для будущих личинок.

Муравьи были маленькие и большие, жили рядом в подземных муравейниках, и при встрече отпрыгивали один от другого в испуге. Они с удовольствием собирали крошки нашей еды и слепней, которых мы периодически хлопали. Причем маленькие таскают слепней гораздо быстрее, чем крупные.

После обеда мы собирались пойти на дальние карьеры, до которых всего пара километров - это карьер Лазурный и Тритон. Но сначала, конечно, купались. Александр плавал долго, со вкусом, изображая китов и дельфинов, пуская фонтанчики воды и дурачась. Выходя из воды, он убил слепня, и кинул его водомеркам, которые снуют везде вдоль берега. И тут началось водное шоу! Один водомерка схватил добычу, другие бросились ее отнимать. Тут он поднялся высоко на лапки, и слепня поднял. А сам стал прыжками, как лягушка, удирать от собратьев прямо по воде. Они его потеряли, стали хватать других водомерок, без добычи… Куча мала, короче.

После этого водного шоу мы вернулись на полянку. Попросили парня и девушку приглядеть за палаткой, пока нас не будет. Они согласились, и сказали, что тоже потом сходят на эти карьеры, так как ничего о них до этого не слышали, а на этом озере уже не впервые. Взяли мы с собой пакет с двумя бутылками воды, фотоаппарат, и пошли.

Продолжение рассказа о нашем посещении Карьера Лазурный и Голубых озер


Как добраться до карьера Лазурный и Голубых озер

Основной путь к карьерам ведет со стороны Серовского тракта. Из Екатеринбурга сначала нужно доехать до станции Анатольская, это тагильское направление. Время в пути 2 часа 30 минут. Возле станции есть магазин, можно воды купить, на карьерах чистой не будет.

Затем переходите трассу и по колдобистой дороге идете до Голубых озер, это 6 км. Озер несколько, на дальних народу поменьше и потише.

Если пройти мимо озер, и перед отвалами повернуть налево - придете к карьеру Лазурный, это еще плюс два километра. Там есть два подхода к воде, первый - это где лагерь дайверов, а второй - на противоположном берегу, там увидите. У дайверов есть кафе и можно снять палатку, или место для своей. Там все чисто, аккуратно, и удобный спуск к воде. В общем все цивилизовано, в отличие от Голубых озер.

Такой путь можно проделать и на велосипеде. Дорога местами сильно кудрявая, зато в целом быстрее доберетесь.

На автомобиле до Голубых озер, с трудом, но можно доехать, а до Лазурного только с другой стороны, через Шиловку или Новоасбест. Автомобиль лучше внедорожник.

Есть еще один карьер - Хургада. Он самый дальний. О нем можно почитать на страничке «Отдых на Тритоне, или почти Турция...»

Карта Голубых озер и карьеров Лазурный, Тритон, Хургада

Фото карьера Лазурный и Голубых озер

Вышка по пути на карьеры
Ближний край карьера
Первое из Голубых озер
И среди людей бывают свиньи
Искупаться тут не просто
Дальнее голубое озеро
Неприступное озерцо
Карьер Лазурный
Лагерь дайверов
Кафе на Лазурном
Манящая глубина
Рай для дайверов
Дальний съезд Лазурного
Карьер Тритон
Тритон - самый глубокий

Если материал был полезен - поблагодарите автора
или расскажите о нем другим людям в социальных сетях

Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в нашей студии Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма,
а из фотографий можно сделать музыкальное слайд-шоу.

Для тех, кто хочет самостоятельно монтировать свои фильмы, предлагаем обучение видеомонтажу он-лайн
А для начинающих фотографов - обучение по программе Adobe Photoshop

 

 

1 3
О студии Отзывы Задать вопрос Карта сайта

© Студия DV-PRO
Любое использование материалов с разрешения студии DV-PRO

Руководитель студии: 8 904 98 25 250
Редактор: 8 904 98 78 418

Гарантия качества