--> Студия DV-PRO. Главная страница

Путешествие по реке Каква

Наше путешествие по реке Каква началось от самых верховий, у впадения Ольвы. Те места, что до Кытлымской дороги, понравились нам гораздо больше, несмотря на то, что река там была узковата, и периодически приходилось проводить лодку пешком по мелям. Зато вода чистая, нет ни рыбаков, ни туристов, и есть чувство, что ты в таежной глухомани, среди дикой природы.

Большинство туристов начинают сплав по Какве от Кытлымского моста, куда легко добраться из Краснотурьинска. Здесь уже можно свободно плыть на любом плавсредстве, река широкая и не мелкая, но течение при этом очень бодрое, так как значительный уклон сохраняется. Дальше на этом участке реки достаточно много крупных скал, Глыба, Мелехинский, Ступеньки, и другие, в некоторых из них есть пещеры и гроты. Отмелей становится гораздо меньше, так как и поворотов меньше, и крутизна их тоже снижается. Так что со стоянками посложнее. Тем более что в туристический сезон хорошие стоянки могут быть заняты, особенно там, где к реке подходят дороги.

Мы были сильно удивлены тем, что на участке Каквы, примерно чуть ниже урочища Каква, на нас налетело безумное количество совершенно невменяемых слепней, просто какая-то аномальная зона! Мы много путешествуем, и на других реках, и на велосипеде, но такого нигде еще не встречали - и количество, и степень агрессивности. И странно, что начались они внезапно, и примерно через километров 10 закончились. Ну, то есть их количество стало обычным для уральского лета.

Можно еще добавить, что окончание маршрута получилось у нас не таким, как планировали. Изначально мы хотели плыть до Киселевского водохранилища в Серове, но так как река стала грязнее, а людей намного больше, удовольствия от такого сплава уже было мало. И мы решили сойти с реки возле урочища Полутовка, ниже базы отдыха Шихан.

Вообще Каква нам очень понравилась, и мы хотели бы вернуться сюда, но уже только до Кытлымского моста. Если соберетесь на эту реку и у Вас будут вопросы - звоните, поделюсь информацией, а также могу дать координаты водителей для заброски до реки Каква, Косьва, Пожва, или гору Конжаковский камень. И мне было бы интересно узнать Ваши впечатления от поездок по тем местам.

Это девятая часть рассказа, рекомендую начать с первой

Каква ниже Кытлымского моста. Скалы, жужи, база Шихан

День 9. Прощание в Каквой. Трудности обратной дороги. Добрые люди еще не перевелись

Ночка у нас прошла, скажем так, не идеально. Во-первых, в бока упирались разнообразные камни, во-вторых, по брегу несколько раз с грохотом проезжали машины, а тела у нас устали от всяких физических упражнений с тасканием тяжестей в предыдущий день. Ну, а в остальном все нормально, тепло хотя бы было. Но просыпаться в предвкушении неизвестно дороги домой я начала часа в 4 утра. Да еще то чайка пролетит с воплем, то ворон проорет, то дятел подолбит...

В 5.30 по звонку будильника уже можно было вставать. Я первая выползла из палатки. А там красота летнего утра - тишина, яркие краски зелени и цветов, чистое небо, река спокойная. И слепни пока не в диком количестве летают. Мы размялись, позавтракали черным хлебушком с сыром и чаем, собрали вещи, и отправились переходить реку обратно. Кстати, первая машина по тому берегу проехала аж в 6 утра - рыбаки, наверное.

Я помогла Александру надеть на плечи сумку с лодкой (хорошо, что там есть лямки!), сама надела рюкзак, и мы пошли. Саша еще снял на видеокамеру мой переход. Потом он перенес и свой рюкзак, и мы еще успели, пока не было машин, искупаться и одеться. И около восьми утра мы сделали последние кадры - как уходим от реки по дороге с рюкзаками и лодкой на тележке.

Примерно за 15-20 минут мы одолели 600 метров до грунтовки с базы "Шихан", и встали там ждать попутку. Оводы там уже летали, но пока не сильно приставали, садились, в основном, нам на штаны, да на сумку черную. Я предлагала идти вдоль обочины к трассе, поскольку не слишком надеялась на удачу поймать здесь машину. Но Александр возражал, сказал, что лучше постоять и подождать, типа, время у нас еще есть.

Конечно я волновалась, потому что на 10.20 в Серов на встречу с водителем, которого бронировал мой брат, мы могли не успеть. А Саша надо мной всячески подшучивал и называл паникершей. Ну, как всегда... Да, заброску мы продумали получше. А вот как выбираться с реки, да еще в месте, которое не планировали... Мы же думали плыть до Киселевского водохранилища возле Серова, и уже оттуда сниматься.

Кстати, сейчас уже мало кто помнит, но в 1993 году река Каква стала причиной огромных убытков, и гибели людей. В июне, после обильных дождей, прорвало плотину Киселевского водохранилища, и вода затопила город Серов. Тысячи частных домов были затоплены, многие просто уплыли, у всех людей смыло все огороды и плодородный слой почвы. Были разрушены 5 автомобильных и 1 железнодорожный мост, многим предприятиям Серова нанесен экономический ущерб. Там все потом долго восстанавливали. В интернете есть фото Владимира Суворина, если интересно, поищите...

Ну так вот, простояли мы так на пустынной дороге примерно минут 30. За это время проехал только один автомобиль, но к реке. А потом появилась "Нива" с надписью "Охрана", и в ней два парня. Саша их остановил. Ехали они на "Шихан", видимо, с проверкой, и на просьбу подкинуть нас до Воронцовки, хоть это и не по пути, ответили - "Да мы минут через 10 обратно поедем, так что подбросим, если подождете". Мы обрадовались, и остались ждать - куда же мы отсюда денемся с вещами!

В обещанное время парни вернулись, вместе с Сашей закинули лодку на багажник на крыше, а рюкзаки мы запихали в салон, себе на колени. Не сильно удобно, но потерпим! Ребята довезли нас быстро и совершенно бесплатно, высадили в 9.25 утра, у автобусной остановки в поселке. Рядом была администрация и детская площадка. Дорога до Воронцовки была ровная, местами грунтовка, местами асфальт. Проезжали мы родник, потом большой карьер, потом промзону с отвалами... И въехали в Воронцовку.

На остановке Александр достал навигатор, и мы стали решать, что делать дальше. Выяснилось, что до трассы на Серов здесь всего 1 километр. Я продиктовала Саше телефон некоего Андрея, который должен был забирать нас в Серове. Позвонив ему, мы узнали, что он едет уже не утром, а в 17.20 - слишком поздно. И второй водитель, Данил, из Североуральска тоже выдвигался только в 16 часов. На Бла-Бла-Каре появился еще вариант на 15.00 - чуть получше. Но, в любом случае, нам надо было сначала добраться до Серова. Отсюда 23 км по прямой.

Мы посмотрели, в какую сторону идти на трассу, не поняли. Спросили у двух тетушек - они показали, прямо по улице Первая Северная. А можно вообще уехать на маршрутке в Краснотурьинск, а уже оттуда на автобусе в Екатеринбург - предложила одна из тетушек. Но нам это не подходило, мы решили отправиться к трассе. Прошли мимо домов поселка - вполне приличных, деревенских, с большими огородами. Пахло скотиной, одну корову мы даже видели.

Скоро мы услышали шум трассы, и увидели машины на ней, а налево заметили два водоема - поменьше и большой. На берегах люди отдыхали, место явно популярное. Все были в купальниках и плавках, пока жара позволяла. Но уже поднялся довольно сильный, хотя и приятный, ветер. И облака стали на небо набегать, помогая нам дойти до трассы с тяжелыми рюкзаками. На выходе из Воронцовки Александр меня сфотографировал, и скоро мы уже стояли у дороги - метрах в 300 оказалась остановка, там была тень.

Пока туда шли, рядом тормознула машина, из нее вышел мужчина, и спросил у нас, нет ли рядом хорошего места для купания и катания на лодке? С ним были жена и двое детей. Про озера, которые были видны, мы ничего сказать не могли, но выразили мнение, что у трассы в любом случае будет шумно, и чистыми они быть не могут. И посоветовали ехать на Какву - рядом же совсем на машине, 10 км. Они уехали, а мы стали ловить попутку.

Автобусов не было ни одного, а машины не останавливались - у кого мест не было, у кого желания брать пыльных туристов. Я позвонила брату, дать отбой по бронированию машин, сказала, что уже на трассе, и выберемся сами. Потом брат позвонил сам, и сообщил, что ждать здесь автобус мы будем долго - они едут по другой дороге, через поселок Рудничный. И ближайший автобус идет в 10.30. Но мы уже никак не успевали.

Стоять здесь было не плохо - прохладно, машины не слишком плотным потоком, красиво... Но как-то двигаться все равно надо. Мы стали вырабатывать план. Проверили сайт "Едем РФ" - вариантов не было. Позвонили в такси Серова, узнали, сколько стоит нас отсюда забрать до города. До объездной дороги на Екатеринбург - 500 рублей. Позвонили Евгению, с которым познакомились на Какве, - он согласился за 400, но надо минут 20 подождать, пока он поест. По факту приехал он через 40 минут, но нас это не сильно расстроило - главное довезет куда надо.

И вот он появился на своем УАЗике, радостный такой, стал спрашивать, как прошел сплав. Сказал, что был на Кытлымском (они здесь говорят "Башеневском") мосту через 3 дня, мог нас забрать. Мы объяснили, что никуда не спешили, и туда дошли только на 4 день, и сниматься там не планировали. Поведали, что особых завалов в верхнем течении Каквы нам не встретилось. А он рассказал, что может довезти туристов до любых окрестных достопримечательностей, и на Кваркуш, и на Жиголан, и на Улс, и на Пожву...

Он обвез нас вокруг Серова к трассе на Екатеринбург, и высадил там, где заправка у поста ГИБДД - чтобы была крыша на случай дождя. И тут выяснилось, что у него нет сдачи с тысячи, и мы спросили, как ему лучше оплатить - то ли в магазине разменять, то ли на карту перевести? Он сначала вообще сказал, что денег не надо, но потом по моей просьбе все-таки дал номер карты, и я пообещала из дома перевести, что и сделала. Он пригласил почаще ездить в походы, и звонить ему, и уехал.

Выйдя от заправки к дороге, мы почувствовали нехилую жару, а тени особо нет нигде. Ну, что делать. Мы прошли немного назад, и встали на обочине ловить попутку или автобус. Простояли до половины первого, и решили пообедать. Мы выложили еду прямо на сумку с лодкой, и перекусили консервами из фасоли и паштетом. За полчаса ничего подходящего мимо нас не прошло. Я как раз пила чай, а Саша ел козинак, и мы еще даже не начинали голосовать, и тут к нам подъехала машина, причем она сначала проехала мимо, а потом развернулась. Большая Хонда, с багажником.

За рулем сидел рыжий парень, а рядом женщина. Они представились как Марина и Алексей. Мы удивленно спросили их - вы к нам? Марина решительно подтвердила, и сказала - давайте, грузите вещи! У нас места много, подвезем. Мы Вас с рюкзаками сразу определили - туристы. Причем оказалось, что едут они в Верхнюю Пышму, прямо к нашему дому, можно сказать! Мы обрадовались, закинули вещи в просторный багажник, и уселись позади, наслаждаясь прохладой кондиционера.

Выяснилось, что Марина к туризму неравнодушна, и муж у нее рыбак и охотник. Живут они сами с мужем в Ивделе, а в Пышме - сын с семьей, и они туда по делам и в гости едут. Марина была очень разговорчива, и за время пути успела нам рассказать о семье все - что жила в Верхней Пышме, вышла замуж за военного летчика, помотались с ним по стране, и осели в Ивделе, что сын Алексей тоже военный летчик, только год как демобилизовался.

Сын больше молчал, и невозмутимо слушал мамины разговоры. Только добавил, что ездил на снегоходе на перевал Дятлова и Кваркуш. В Ивделе у них гостевой дом, бар, магазин. То, что сын летчик чувствовалось - он вел машину очень быстро, маневренно и уверенно. Как выразился Александр - скорее, медленно летел. 120-140 км в час. Его навигатор предупреждал, где могут быть камеры, чтобы за превышение скорости не штрафанули.

Марина еще рассказывала, куда, в какие страны она ездила - она-то предпочитала отдых "все включено", а не с рюкзаком по лесам мотаться. Рассказала о благоустройстве города Ивдель. Даже успела попробовать предсказать нам на основе нумерологии, чем нам лучше в жизни заниматься... Мы смотрели в окно, отмечая знакомые места - Медведь-камень на реке Тагил, Невьянск и т.д.

Так постепенно мы заехали в Верхнюю Пышму, и я впервые увидела город изнутри - вполне приличное впечатление, никакой разрухи, не то, что в Первоуральске! Много новых домов, и вообще похоже на Екатеринбург. Много зелени, парк, храмы... Красота! Возле большого дома мы остановились, и Марина по телефону вызвала мужа - оказалось, у нее был план довезти нас прямо домой, потому что они сейчас должны были на другой машине ехать в Екатеринбург в Леруа Мерлен.

Так что наши вещи переложили в багажник другого внедорожника, муж сел за руль, мы отдали Алексею тысячу рублей "на бензин", Александр договорился, что с ним потом свяжется, чтобы дать адрес сайта с рассказом. Мы поблагодарили парня, попрощались, и поехали. У музея военной техники увидели, как много нового там построили, куча экспонатов, паровозы... И высадили нас практически у дома. Мы поблагодарили добрых людей, и они уехали.

Мы как-то моментально добрались, неожиданно без особых трудностей. Вот ведь как странно все сложилось, еще утром в глуши, на тихой реке, а сейчас людный город...

Некоторые выводы из этого путешествия

Данные с навигатора. В первый день мы прошли 8 км, время в пути 6 часов 30 минут; за второй день 15 км, время в пути 9 часов 30 минут; в третий день - 11 км, в пути 8 часов 30 минут; в четвертый день 16 км, в пути 9 часов; в пятый день - 17 км за 7 часов; в шестой день 19 км за 9 часов; в седьмой день - 18 км за 9 часов.

Удобное направление со множеством северных маршрутов. Заброска не слишком сложна. Дорога до Каквы хорошая, в сухую погоду практически любая машина доедет. Маршрут был почти весь осуществлен, с максимальной верхней точки течения Каквы. Именно верхний отрезок был самый интересный, чистый и безлюдный. Ничего, что мелко и перекаты. Был у нас вариант начать сплав с реки от Каквинских Печей, если воды наверху будет совсем мало.

Вот завершение маршрута мы изменили - и люди нам сказали, что на Киселевском водохранилище ничего хорошего - ветер, волны, грести долго. Да и Каква после базы Шихан уже не та - грязноватая, многолюдная, дорог куча... Но сейчас Александр понял, что лучше было бы все же пройти всю реку, и посмотреть водохранилище. Ну, как получилось, так получилось. Хорошо, что мы взяли телефоны такси в Серове, это могло помочь. Еще ошибка была в том, что мы планировали добираться автобусом или попуткой с трассы у Воронцовки, но оказалось, что автобусы идут другой дорогой.

Бла-Бла-Кар нам не помог, потому, что предложений было мало и в неудобное для нас время. Так что остались нам только попутки, а это самое ненадежное. Тем более, два человека с рюкзаками и лодкой. Так что нам сильно повезло, что попались хорошие люди! Лодка еще раз порадовала. На мелях и перекатах мы скребли дном, но ничего плохого с ней не случилось.

С погодой повезло - по прогнозу были кратковременные дожди и переменная облачность, но в реальности - ясно, солнце, жара 30-33 градуса. Мы смогли и погреться, и накупаться. Грести много километров в этот раз не надо было, так что мы отдыхали, сильно физически не напрягаясь. Поплыли мы после дождей, и воды было больше, что хорошо. А то запарились бы лодку таскать. Комаров и мошки было совсем мало из-за жары. А вот оводов два дня в аномальных местах было дикое количество - никогда такого мы в походах не встречали! Просто нашествие. Хорошо, что не весь поход так было.

Очень понравилось то, что так много отмелей прекрасного качества, разные, красивые, удобные! Наверное, на Какве их больше, чем на любой реке, где мы были. Это здорово. Может, мы еще туда приедем. Лес в тех местах много где непроходимый, грибов-ягод особо не пособираешь...

Деревня Каквинские Печи, наверное, скоро станет заброшенной. Рыбы в Какве крайне мало, почти нет. Зато и рыбаков нет. Вот на Улсе или Косьве их было гораздо больше. В этот раз мы взяли на заметку несколько мест, где можно пожить без сплава.

Время этого путешествия с легким интересным маршрутом - прекрасно! Именно отдых. Лучшие минуты лета, отдыха, жизни вообще. После возвращения домой началась опять будничная жизнь, хорошо, что есть видео, оно будет напоминать нам о чудесном сплаве.


Где можно закончить сплав по Какве

Это зависит от того, где Вы планируете стать на воду, и сколько у Вас есть времени на сам сплав. Обозначу несколько мест на реке, где есть дорога, и можно с воды вернуться на большую землю.

Мост через Какву на Кытлымской дороге. Это если проплыть самые верховья реки. Сюда можно заранее заказать такси и добраться до вокзала в Карпинске или Краснотурьинске. От моста перед Каквинскими Печами до сюда 18 км, от брода, где мы стартовали - около 50.

Можно закончить сплав по Какве недалеко от поселка Воронцовка, рядом с карьерами, это после скал Синие. Там есть дорога до насосной станции, по ней можно выехать в поселок и на дорогу Ивдель - Серов. Но, как Вы помните из рассказа, автобусы на Екатеринбург по ней не идут. От Кытлымской дороги по реке до сюда 42 км.

Можно проплыть дальше, до базы отдыха Шихан, и оттуда по дороге до той же Воронцовки. Либо плыть до места, где мы закончили сплав, там дорога подходит прямо к берегу, доедет любая машина в любую погоду.

Ну или плыть уже до плотины Киселевского водохранилища, это ближе с Серову. И если нужна заброска или снятие с реки, звоните, могу дать телефоны своих знакомых на Ниве или УАЗике с прицепом.

И еще: в интернете, в разных источниках, даны названия скал, но я не уверен в правильности этих названий, один автор так назовет, другой по-другому, так что учитывайте...

Карта нашего путешествия по реке Каква

Одна из скал на реке Каква

Одна из скал на реке Каква

Если материал был полезен - поблагодарите автора
или расскажите о нем другим людям в социальных сетях

Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в нашей студии Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма,
а из фотографий можно сделать музыкальное слайд-шоу.

Для тех, кто хочет самостоятельно монтировать свои фильмы, предлагаем обучение видеомонтажу он-лайн
А для начинающих фотографов - обучение по программе Adobe Photoshop

 

 

 
1 3
О студии Отзывы Задать вопрос Карта сайта

© Студия DV-PRO
Любое использование материалов с разрешения студии DV-PRO

Руководитель студии: 8 904 98 25 250
Редактор: 8 904 98 78 418

Гарантия качества