Путешествие по реке Каква

Наше путешествие по реке Каква началось от самых верховий, у впадения Ольвы. Те места, что до Кытлымской дороги, понравились нам гораздо больше, несмотря на то, что река там была узковата, и периодически приходилось проводить лодку пешком по мелям. Зато вода чистая, нет ни рыбаков, ни туристов, и есть чувство, что ты в таежной глухомани, среди дикой природы.

Большинство туристов начинают сплав по Какве от Кытлымского моста, куда легко добраться из Краснотурьинска. Здесь уже можно свободно плыть на любом плавсредстве, река широкая и не мелкая, но течение при этом очень бодрое, так как значительный уклон сохраняется. Дальше на этом участке реки достаточно много крупных скал, Глыба, Мелехинский, Ступеньки, и другие, в некоторых из них есть пещеры и гроты. Отмелей становится гораздо меньше, так как и поворотов меньше, и крутизна их тоже снижается. Так что со стоянками посложнее. Тем более что в туристический сезон хорошие стоянки могут быть заняты, особенно там, где к реке подходят дороги.

Мы были сильно удивлены тем, что на участке Каквы, примерно чуть ниже урочища Каква, на нас налетело безумное количество совершенно невменяемых слепней, просто какая-то аномальная зона! Мы много путешествуем, и на других реках, и на велосипеде, но такого нигде еще не встречали - и количество, и степень агрессивности. И странно, что начались они внезапно, и примерно через километров 10 закончились. Ну, то есть их количество стало обычным для уральского лета.

Можно еще добавить, что окончание маршрута получилось у нас не таким, как планировали. Изначально мы хотели плыть до Киселевского водохранилища в Серове, но так как река стала грязнее, а людей намного больше, удовольствия от такого сплава уже было мало. И мы решили сойти с реки возле урочища Полутовка, ниже базы отдыха Шихан.

Вообще Каква нам очень понравилась, и мы хотели бы вернуться сюда, но уже только до Кытлымского моста. Если соберетесь на эту реку и у Вас будут вопросы - звоните, поделюсь информацией, а также могу дать координаты водителей для заброски до реки Каква, Косьва, Пожва, или гору Конжаковский камень. И мне было бы интересно узнать Ваши впечатления от поездок по тем местам.

Это восьмая часть рассказа, рекомендую начать с первой

Каква ниже Кытлымского моста. Скалы, жужи, база Шихан

День 8. Миссионеры у базы Шихан. Чудовищный мост из труб. Урочище Полутовка

Ночь снова выдалась теплой, мы даже не застегивали спальники, а просто ими слегка накрывались. Разок в реке сильно плеснула то ли рыба, то ли зверь, а под утро пролетала, громко крича, чайка. Мы проснулись по будильнику, а Саша - даже немного раньше. И шевелились мы сегодня пошустрее. Комаров под тентом палатки оказалось не так много, да я еще их постаралась перебить. А вот когда перевернули лодку - там да, налетела толпа... Но главное, не было пока слепней - мы же в тени.

Пока складывала вещи в палатке, я почуяла запах, будто кто-то начал костер разжигать. Смотрю - Саша еще не брался за это... Потом над водой повис дымок, и мы поняли, что рыбак вчера остановился где-то недалеко от нас. В конце концов углядели на заросшей отмели ниже по течению того рыбака, видно, сил плыть дальше у него уже не было, вот и встал на неудобном пятачке. Он нас тоже заметил, и помахал приветственно.

Утренний пейзаж был великолепен - высокая величественная скала с названием "Ступеньки" была ярко освещена солнцем, и на темной глади реки красовалось ее четкое отражение. На нашей отмели в тени еще прохладно, свежий ветерок веет... Батон мы в завтрак доели, я уже даже черный хлеб с сыром жевала. Искупались хорошенько, собрались, и отплыли в последний дневной переход нашего путешествия.

Проплывая мимо рыбака, Саша спросил у него, моют ли еще золото на речке Холодная у Шихана? Пока мы неслись по течению, рыбак успел ответить, что был там неделю назад - все чисто, они закончили мыть. Мы порадовались доброй вести. И дальше по реке долго-долго не встречалось никаких отмелей, одни скалы! Так что мы вчера вовремя заметили нашу стоянку, а то бы не знаю, где ночевали... И опять вернулись стаи диких оводов. Мы только и успевали их бить на себе и друг на друге! Хорошо хоть сложных мест на реке пока не было.

Дошли до камня Бабушкин на левом берегу, он был высокий, заросший лесом. Мы знали, что там есть пещера, но с воды ее не увидели. И вот здесь жужи резко кончились... После камня Бабушкин мы подплыли к большой поляне, и на ней уже были люди - человек 5-7 молодежи, разворачивается и уезжает УАЗик, и кто-то уже накачивает лодку. А еще на берегу стоял деревянный идол, а дальше, через поляну, деревянный крест с табличкой. Саша, конечно, решил сходить, посмотреть, что за крест.

Мы пристали к берегу, и Александр все поснимал. Причем, когда он спросил у одного из парней, не знает ли он, чему посвящен этот крест, то удивился - какой крест? Они его даже не заметили... Мне хотелось поскорее покинуть это место, потому что у молодняка из портативной колонки гремела музыка, хотя музыкой назвать это можно было с трудом, пердеж один, и они еще распускали хвосты друг перед другом, состязаясь в плоском юморе, да еще с матом.

Мы отчалили, прошли протоку и поворот налево, на правом берегу показалась скала из трех частей, а на левом - полянка, и там парень с девушкой. У них была палатка, столик и раскладные стульчики, они там загорали. Мы у них спросили, не в этих ли скалах пещера? Парень сказал, что да, есть такая, но тропа туда плохая, вся осыпается, а пещерка маленькая и невзрачная. Решили мы, что туда не пойдем. Поплыли дальше.

От усиливающейся жары все сильнее хотелось в речку. Так что мы в 11 часов остановились, искупались, и потом еще в 12 - на красивой и удобной отмели, там не только окунулись, но и позагорали, пользуясь отсутствием кусачих насекомых. Просто рай! Да, в этом месте мы прошли ровно 100 км от начала пути. Когда продолжили путь, встретили большое семейство уток. Я сначала заметила на камне одну, а потом гляжу - а там еще на бревне утка, и три-четыре утенка пасутся в естественном загончике из палок. Они даже не встревожились при нашем появлении.

Прошли впадение с левой стороны речки Пещерная, сантиметров 40 всего. И вода в ней была чистая, но с серо-белым оттенком, как будто глину вымывает откуда-то. А напротив нее хорошая большая отмель со стоянкой. Да и вообще со стоянками здесь дефицита не было - видимо, люди приезжали по дорогам большими компаниями, и вытаптывали себе полянки на берегу. Но все не слишком удобное, спуски к воде крутые или земляные, в дождь опасно подниматься.

Было множество скал, в основном, по левому берегу, высокие, на точеных ножках, с нишами и маленькими гротами у воды. А перед одной скалой - мель вместо обычного омута. А в воде от лодки врассыпную бросались стаи рыб, уже не маленьких, сантиметров по 25 и не худеньких. Вода в реке Саше казалась холодной, а мне в такую жару - просто прекрасной! Хотелось туда лечь, и не вставать...

Примерно к часу дня мы решили вставать на обед, но не на солнцепеке, а поискать там, где есть тень. И нашли! Речка слегка завернула, и на отмели ракитовые кусты давали кусочек тени - ровно двум людям посидеть. Мы высадились в 13.00, пройдя к тому времени 104 км. Я порезала салат из помидоров с чесноком, достала остатки гречки и колбасы, большой козинак... Роскошно. Еще и по полкружки горячего чая выпили. Наговорили на диктофон и поплыли дальше, снова по жаре.

Прошли два поворота, скалы, не слишком высокие. Проходили камень, такие обычно называют "Дыроватый" - в нем был маленький грот и три сквозные дырки, причем в одну ползком человек пролезет. Миновали несколько светло-серых округлых скал, потом скалу, словно искусно сложенную из мелких кирпичиков, да еще волной - красиво! На Чусовой есть похожий камень Дужной. Еще пара поворотов и отмелей... Но нам надо было доплыть именно до Шихана, потому что надо было посмотреть, есть ли там связь, можно ли на чем уехать до трассы, где ночевать.

В одном месте видели чомгу со взрослыми птенцами. Она нас заметила, выстроила детей клином и повела почему-то в нашу сторону. А потом немного развернулась, и повела их уже к берегу. Александр их снял с близкого расстояния. Очень интересно - она когда плывет, периодически погружает голову в воду, видимо высматривает фарватер...

Следующая протока немного загибалась, и оттуда уже слышались детские голоса. Наверное, приплыли. Вдали виднелось что-то, напоминающее отмель или обрывистый берег. Оказалось - это плавник, накиданный на отмель. А слева - большая поляна, и на ней торчит крыша желто-синего шатра. Есть выход на берег, и там сидит парень, а в речке плескается девочка. Только вода мутная, вся взбаламученная.

Мы решили причалить в этот заливчик и осмотреться. Я осталась с лодкой, а Александр отправился на поляну на разведку. Проверила пока телефоны - связи нет. Стала вести беседу с девочкой, но она оказалась очень глупой. Выглядит лет на семь, а по развитию года четыре... Толстый парень был ее родственником, и за ней присматривал. По нему было видно, что он уже слышать ее не может.

Когда-то давно в этом месте был поселок лесозаготовителей Шихан. После того, как древесину сплавлять по Какве перестали, поселок опустел. Еще через некоторое время на месте поселка появился дом отдыха, многие жители Краснотурьинска ездили сюда на отдых. Ну а когда капитализм настал в России, и предприятия перешли в частные руки, тут началось обветшание - собственники не вкладывают деньги, тем более в социальную сферу. Сейчас непонятно, то ли база работает, то ли на продажу выставлена...

Вернулся Саша, и сказал, что это лагерь не от базы Шихан, а отдельный поход какой-то организации. Связи здесь нет, но один парень сейчас поедет на родник в двух километрах от базы, и там связь есть. Александр предложил мне с ним скататься с телефоном. Парня звали Сергей. Я села в машину, и мы поехали. Парень сказал, что туда он поедет быстро, а обратно - очень медленно, потому что воду набрать ему надо не только в пластиковые канистры, но и в большие кастрюли с крышками! Блин, тут такая дорога, что ни одного шанса довезти воду в открытой таре нет!

Минуты через три мы выехали с поля на дорогу (очень круто, кстати), на дорогу к мосту на базу Шихан. И ворота были закрыты, и еще завалены большими камнями - интересно, это для чего. Мы поехали к роднику, и я стала расспрашивать Сергея, что это за лагерь на поляне? Он ответил, что это выезд Евангелисткой церкви города Карпинска. Он традиционный, каждый год проходит. И сюда вечером должны приехать 50 человек, и к этому времени надо приготовить на всех еду. А воды нет. Из двух привезенных газовых плит работает только одна. Как, говорит, мы будем готовить, непонятно. И никто не подумал взять для воды нормальные большие емкости, типа бидонов.

Доехали мы до родника минут за семь. Я включила телефон - связи нет. Тогда Сергей предложил выехать выше по дороге, ехали еще столько же, и вот там появилась связь. Я набрала брата, водитель заглушил мотор и подождал меня. Брат сказал, что удалось забронировать на Бла-Бла-Каре только один вариант, завтра из Серова в 10.20 утра, Фольксваген с большим багажником. Я попросила выслать телефон водителя СМС-кой. Хотя, как и когда мы ее получим - вопрос.

Парень довез меня обратно до родника. Там стояла большая машина, типа ГАЗели, только иномарка, и рядом огромный толстый мужчина странного вида. Как-то сразу было ясно, что он иностранец. И точно, его звали Джордж, он уже набрал воды, и готовился ехать в лагерь к реке. Сергей попросил взять меня с собой, чтобы мне долго не ждать. Я поблагодарила Сергея, пересела в машину Джорджа - там было так грязно, что даже удивительно. Беспорядок - пила, футбольный мячик, тряпки, обрывки ниток, щепки, толстый слой пыли...

Джордж сказал с сильным британским акцентом, что у меня очень знакомое лицо, не виделись ли мы раньше? Я ответила, что вряд ли, я бы запомнила. Он сказал, что сам из Карпинска, видимо, давно там живет с миссионерской целью. Так он довез меня до лагеря, и высадил у шатра, пожелав, чтобы меня хранил господь. Я его тоже поблагодарила, и пошла к лодке.

На поляне, изъезженной машинами, стоял большой сине-желтый шатер. Еще были штук шесть двух-трех местных палаток, навесы из жердей, столы, две газовые плиты, скамейки. Несколько пожилых женщин хлопотали по хозяйству, готовя еду - шинковали капусту, что-то раскладывали. Вокруг бегали 5-6 детей и подростков.

Пока меня не было, Саша обнаружил, что девочка залила водой нашу лодку - за те полторы минуты, пока мы на берегу были. Он спросил ее, зачем она так набрызгала, но она затупила и пошла в глухой отказ. Все было мокрое - фотосумка, рюкзак и т.п. Так что Александр вывел лодку на открытое место, и стал промокать воду со дна и вытирать вещи. Тут к берегу спустились три бабульки, и стали его просить подняться на берег и отойти, чтобы они могли искупаться. На берег он идти отказался, там слепней много, да и девочка безумная еще здесь, а просто отвернулся и обещал не подсматривать. Сидел, созерцал природу.

Я доложила, что связь есть только далеко, и что брат постарается забронировать нам машину на 10.20 от Серова. И мы договорились доплыть до места, где Каква ближе всего подходит к дороге от базы Шихан. Тут оставалось всего километра три. И вот там утром надо будет или ловить попутку, или пешком идти до поселка Воронцовка (6 км). Мы отплыли, река сделала петлю налево, и мы прошли под зеленым железным мостом на базу Шихан. Видели только ворота, самой базы было не видно. У моста купались несколько девчонок и старушка из евангелистской церкви.

Поплыли дальше - удобных мест для стоянки не было. У моста - не вариант, учитывая, что вечером здесь будет 50 человек, и половина - дети. Покоя не видать... А дальше никаких отмелей, скалистые обрывистые берега, и все. Проверяли везде связь - ее нет. И вот в одном месте на левом берегу мы услышали бензопилу, там в лесу стояла машина, и сидели несколько мужчин. Дальше на поляне загорали люди, торчали машины, плескались в воде мамаши с детьми. Мы поняли, что дорога уже недалеко.

Потом мы увидели трубы, такие же, как на газопроводе - уложенные вдоль течения. И на трубах насыпана дорога. Там как раз пылил УАЗик... Подплыли мы поближе, и Александр пошел искать, где удобнее делать обнос. А я ждала у лодки, и била оводов... Нашел он место, поднялся на поле, видел там маленькую вытоптанную полянку, тропку в сторону моста, там еще полянка, и с нее спуск к воде, ему это показалось подходящим, и мы направились туда, к правому берегу.

Но я посмотрела - а там на дне серая жижа с водорослями, и на вид топкая. А наверху, куда выходить - жирная, скользкая, мокрая земля. И тропинка наверх крутая. Тут и ноги вывихнешь, и вещи уронишь, перепачкаешь. Я предложила сюда не соваться. Саша подумал, согласился, и мы направились к левому берегу. Там берег был не такой крутой. Надо было только на островке-отмели собрать все рюкзаки, чтобы удобно было их выгружать и перетаскивать.

И вот, мы освободили лодку, Саша говорит - все, давай, потащили обносить. И тут я посмотрела, куда именно надо идти. Да, выход на берег там получше, зато нести вещи чуть ли не километр потом - вдоль моста до его конца по полю, там неизвестно куда, и реки вообще не видно! Я поинтересовалась, отчего Александр не обратил мое внимание на то, что в первом месте обнос короче раза в три? Он-то на берег ходил, видел! Блин, сложили вещи в лодку, поплыли обратно...

У берега под слоем глины я с трудом нащупала камень, куда можно встать, но все равно, пока я держала лодку и прижимала ее к берегу, тапки мои резиновые засосало в грязь, и для любого движения их надо было с усилием вытаскивать. При этом раздавался смачный чмок. Ну вот, Саша вытащил вещи наверх, и сложил их на кривенькой скамейке, которая там оказалась. Теперь мне надо было подняться, а в скользких тапках по мокрой глине это был тот еще трюк... Было чувство, что внутри моя обувь смазана маслом. Как не убилась - не знаю. А дальше, чтобы подняться к дороге, мне пришлось вообще разуться и идти босиком, потому что тропинка была еще круче и гораздо длиннее.

И вот я тащила лодку, ступая голыми ногами по острой щебенке и засохшим комьям грязи на дороге и на мосту. Непередаваемые ощущения! Ноги потом долго горели. Лодку мы спустили, и спуск был тоже весь из кусков земли, грязи, камней... Все берега у реки перелопатили, а обратно в порядок привести даже в голову не пришло. Но зато сбоку откуда-то журчал ручеек из леса с совершенно прозрачной и холодной водой. Мы ее даже в бутылку на всякий случай набрали.

Александр послал меня проверить, есть ли связь. Я помыла тапки, надела их, взяла телефон, и стала подниматься по дороге. Но, видимо, помыла не очень старательно, они все равно остались скользкими, и я как брякнулась там! Снова сняла тапки, поднялась, и уже только на дороге их надела. Дошла с телефоном до верха горки, метров 150, наверное, а связи так и не обнаружила. Ну, хоть тапки по пути подсохли... Спустилась снова к реке, взяла канистру и кроссовки, и пошла к лодке. Сели мы, и поплыли дальше.

Слева было большое поле, и по нему, по дороге, ехали, пыля, несколько машин. Спусков к реке здесь уже не было, все кустами заросло. Но отдыхающие на поле попадались... Раньше, до 1972 года, тут был поселок Полутовка. Где-то и Полутовские скалы должны быть. Через реку Каква в этом месте в те времена был подвесной мост, но его давно демонтировали, мы заметили только намек на фундамент, скал тоже не углядели...

И вот мы подплыли к броду, там стояли два автомобиля, рядом сидела семья на пикнике - муж, жена и двое детей. У них была палатка, чайник на треноге, мангал с шашлыком. Еще были папа, мама и дочка, они просто купались. Как только мы причалили, чтобы оглядеться, стал собираться дождик. Саша сходил дальше по течению по левому берегу, на разведку, и как раз пошел крупными каплями дождь. Я скорее закрыла вещи резиновыми ковриками.

Александр вернулся, сказал, что полянка есть, но плохонькая, и предложил остановиться на противоположной стороне брода. Но сначала мы решили его проверить, а то утром плыть обратно на лодке смысла нет, ее лучше сегодня уже высушить и сдуть. Я направилась по большой дуге, как обычно идут броды, и смогла пройти, не замочив шорты. Вернулась, и сказала, что можно идти на другой берег. К тому времени одна машина уже уехала, осталась только семья на пикнике. Глава семейства расспрашивал Сашу, кто мы, откуда, как сплавлялись и много ли воды.

Ну вот, переправились мы на другой берег, на очаровательную ромашковую поляну, и тут на нас снова насели оводы! Мы их били-били, руки уже устали! Ну, определились, что палатку поставим слева от дороги, и надо было поторапливаться, а то снова к нам подкрадывалось подозрительное облако. Кстати, земля здесь была тоже людьми испохабленная, вперемешку со щебенкой, и травы совсем мало. Но пейзаж вокруг был красивый. Сосновый лес, заросшие ромашками широкие обочины, на другом берегу реки пышные кусты, поле с цветущими зарослями иван-чая. Через поле убегает дорога, изгибаясь, какие-то скалы видны, видимо как раз Полутовские...

Мы быстро все достали, поставили палатку, разгрузили лодку. Но все это с большим трудом - нас грызли оводы, стояла невыносимая жара - весь набор удовольствий. Я закинула некоторые вещи внутрь, извинилась, и сказала Саше, что должна немного полежать. Он любезно кинул мне в палатку спальник, и я свернулась там калачиком. Немножко отдохнула и вышла наружу. Саша мыл лодку, отбиваясь от жужей. А я решила сходить в лес за дровами. Нарядилась в кроссовки, штаны и ветровку, и пошла.

Нашла чье-то старое костровище, взяла там жердь для котелка и полено, еще набрала в лесу хвороста на растопку. Там тоже было полно оводов. Принесла все это к палатке, вместе с новой партией оводов. Александр тем временем уже все помыл и поставил сушиться. Он предложил собирать вещи, но я напомнила про ужин и костер, еду надо готовить, а то на завтрашний день не останется консервов. Так что развели мы костер, я налила воды в котелок - заварить термос, лапшу, и добавить в лапшу цыпленка в собственном соку.

Пока кипятилась вода, я пошла поискать ягод - и вот вдоль дороги было столько жужей, что прямо не верилось! Пока идешь прямо - они садятся только на темные штаны, но стоит наклониться за земляникой - как будто окунаешься в слой оводов. Я собрала горсточку ягод, вернулась, заварила лапшу. Через пять минут уже сели ужинать. Лапша получилась вполне съедобная, типа супчика. Термос был заварен, и мы поставили еще котелок на чай-кофе, потому что пить хотелось постоянно. Мы же еще и одетые по жаре бродили из-за кусачих насекомых!

После ужина Саша сдул лодку. Кстати, мы видели, что оводы облепили черные крепления для весел, как осы на гнезде! Причем были в два-три слоя, безумные. Я сходила помыть посуду. Александр посоветовал мне сначала окунуться, а потом полежать, чтобы хоть немного охладиться. Я его послушала, как раз машины уже все уехали, и можно было совсем раздетой погрузиться в реку, смыть с себя пот, пыль и зуд от укусов.

Полежала я в палатке, потом заварила вкуснейший чай с филипендулой (она же таволга, но нам по-латыни больше нравится ее называть). Почти все выпили сразу, только пол-литра оставили на завтра в бутылочке. Александра тяпнул овод прямо в губу, и она знатно распухла, и мешала нормально пить чай - давала протечку, и разговаривал он какое-то время не совсем внятно. Мы даже на видео это сняли, ну и так похохотали.

Между прочим, Саша долго не мог окунуться, потому что снова одна за другой к броду подъезжали машины, и голяком неудобно, они все с детьми. Наконец, он смог искупаться в уединении, помылся с мылом, и довольный пришел в палатку. Хотя, надо сказать, что Каква здесь никак не может считаться чистой - вода уже мутная, на дне хлопья осадка, глубина маленькая... Но хотя бы холодная.

Мы поставили сумку с лодкой вертикально за палатку, туда же тележку, а рюкзаки с другой стороны у входа. Накрыли тентом, но вроде дождя не ожидалось, ни сегодня, ни завтра. По другому берегу то и дело проезжали машины на реку и с реки. На том большом поле все места, наверное, уже были заняты, вот что значит выходной и жара! Потом машины постепенно потянулись уже от реки, остались только те, что с ночевкой.

Перед сном я тоже сходила искупаться. Забралась в палатку чистая, освеженная. Еще намазали кремом ноги-руки, чтобы укротить жжение от солнца и укусов. Я все изумлялась, как такое чудесное путешествие так сурово оканчивается... Спать легли около 10 вечера. Будильник завели на 5.30 утра, чтобы был запас времени. Идти завтра не близко. Непонятно же, найдется ли попутка до Воронцовки, если что, придется 6 километров тащиться с лодкой и рюкзаками.

Продолжение рассказа - Путешествие по реке Каква

Где можно закончить сплав по Какве

Это зависит от того, где Вы планируете стать на воду, и сколько у Вас есть времени на сам сплав. Обозначу несколько мест на реке, где есть дорога, и можно с воды вернуться на большую землю.

Мост через Какву на Кытлымской дороге. Это если проплыть самые верховья реки. Сюда можно заранее заказать такси и добраться до вокзала в Карпинске или Краснотурьинске. От моста перед Каквинскими Печами до сюда 18 км, от брода, где мы стартовали - около 50.

Можно закончить сплав по Какве недалеко от поселка Воронцовка, рядом с карьерами, это после скал Синие. Там есть дорога до насосной станции, по ней можно выехать в поселок и на дорогу Ивдель - Серов. Но, как Вы помните из рассказа, автобусы на Екатеринбург по ней не идут. От Кытлымской дороги по реке до сюда 42 км.

Можно проплыть дальше, до базы отдыха Шихан, и оттуда по дороге до той же Воронцовки. Либо плыть до места, где мы закончили сплав, там дорога подходит прямо к берегу, доедет любая машина в любую погоду.

Ну или плыть уже до плотины Киселевского водохранилища, это ближе с Серову. И если нужна заброска или снятие с реки, звоните, могу дать телефоны своих знакомых на Ниве или УАЗике с прицепом.

И еще: в интернете, в разных источниках, даны названия скал, но я не уверен в правильности этих названий, один автор так назовет, другой по-другому, так что учитывайте...

Карта нашего путешествия по реке Каква

Одна из скал на реке Каква