Путешествие по реке Каква

Наше путешествие по реке Каква началось от самых верховий, у впадения Ольвы. Те места, что до Кытлымской дороги, понравились нам гораздо больше, несмотря на то, что река там была узковата, и периодически приходилось проводить лодку пешком по мелям. Зато вода чистая, нет ни рыбаков, ни туристов, и есть чувство, что ты в таежной глухомани, среди дикой природы.

Большинство туристов начинают сплав по Какве от Кытлымского моста, куда легко добраться из Краснотурьинска. Здесь уже можно свободно плыть на любом плавсредстве, река широкая и не мелкая, но течение при этом очень бодрое, так как значительный уклон сохраняется. Дальше на этом участке реки достаточно много крупных скал, Глыба, Мелехинский, Ступеньки, и другие, в некоторых из них есть пещеры и гроты. Отмелей становится гораздо меньше, так как и поворотов меньше, и крутизна их тоже снижается. Так что со стоянками посложнее. Тем более что в туристический сезон хорошие стоянки могут быть заняты, особенно там, где к реке подходят дороги.

Мы были сильно удивлены тем, что на участке Каквы, примерно чуть ниже урочища Каква, на нас налетело безумное количество совершенно невменяемых слепней, просто какая-то аномальная зона! Мы много путешествуем, и на других реках, и на велосипеде, но такого нигде еще не встречали - и количество, и степень агрессивности. И странно, что начались они внезапно, и примерно через километров 10 закончились. Ну, то есть их количество стало обычным для уральского лета.

Можно еще добавить, что окончание маршрута получилось у нас не таким, как планировали. Изначально мы хотели плыть до Киселевского водохранилища в Серове, но так как река стала грязнее, а людей намного больше, удовольствия от такого сплава уже было мало. И мы решили сойти с реки возле урочища Полутовка, ниже базы отдыха Шихан.

Вообще Каква нам очень понравилась, и мы хотели бы вернуться сюда, но уже только до Кытлымского моста. Если соберетесь на эту реку и у Вас будут вопросы - звоните, поделюсь информацией, а также могу дать координаты водителей для заброски до реки Каква, Косьва, Пожва, или гору Конжаковский камень. И мне было бы интересно узнать Ваши впечатления от поездок по тем местам.

Это седьмая часть рассказа, рекомендую начать с первой

Каква ниже Кытлымского моста. Скалы, жужи, база Шихан

День 7. Каквинские скалы. Таинственная речка Тота. Безумные жужи

Спалось нам чудесно. Мы даже спальники не застегивали. Только к утру Саше приснился страшный сон. Он, кстати, ночью несколько раз выглядывал из палатки через сетку, но звезд видно не было. Только костер немного дымит... Утром проснулись по будильнику - кругом уже летают жужи, видимо тоже будильник услышали. Мы его отключили, и еще полчаса поспали.

Когда вышли наружу, уже было жарко. И жужи кусались, заставляя нас часто оставлять дела, чтоб их перебить. Видно, такая активность у них из-за жаркой погоды. Мы позавтракали, я ела бутерброды с черным хлебом и сыром. Александр подкачал баллоны лодки, поставил штатив прямо в русло реки, чтобы с интересного ракурса снять наше отплытие. Собрались, и отправились навстречу очередному дню нашего приключения.

Река дальше изгибалась, встретилась нам скала "Камешок", низенькая, метра три всего, и вся какая-то шарообразная. Через километр мы выплыли к большому полю с дорогой и стоянкой. Там еще торчали два высоких столба от старого моста. В этом месте раньше была деревня Каква. Аж до 2008 года тут жила Таисия Ивановна Константинова. А еще раньше, в 18 веке, тут проходил Верхотурский тракт... Нам открылась большая отмель, к которой подводила дорога. На дороге стояла пара машин, и на берегу загорали люди. Кто-то плавал на матрасе, кто-то снимал окрестности на телефон...

К нам подошли мужчина и женщина, и сказали, что они приехали на разведку, посмотреть перед сплавом уровень воды. Поспрашивали нас, как часто нам приходиться лодку таскать по мелям. А мы у них поинтересовались, знают ли они места, обозначенные на карте. Пещеру Мрака в 500 метрах отсюда они не знали, а вот о лагере "Солнечный" слышали, от него только поляна осталась. Еще дальше будут скалы по левому берегу, в которых пещеры прямо с воды видны. Здесь тоже было много оводов, так что я стояла поглубже в воде, чтобы хоть ноги спасти. Решили в Пещеру Мрака не ходить, потому что лень было одеваться, и жужи сожрут. К тому же там ползком нужно...

Каква снова стала кудрявая, образуя прижимы, пороги, да еще "расчески" торчали местами. И где-то здесь должна была впадать речка Талица. Мне очень хотелось набрать чистой воды, а то жажда нешуточная... Но со всеми сложностями на реке и в борьбе с оводами мы как-то пропустили место впадения. Я вспомнила про него только метров на 200 ниже, и сказала что схожу туда пешком. Частью шла по реке, частью по берегу. Но везде вода была теплая, гораздо теплее, чем ниже по течению. Где же эта речка? Но вот я сделал шаг - и вода стала очень холодной! Но никакого впадения не видно. Странно... Видно, ключ бьет со дна реки.

Обратно к лодке я поплыла по течению. Жаль только, что речки не нашла. Поплыли дальше. На правом берегу увидели камень посерьезнее, как один из утесов на Чусовой. Но он был против солнца, и Саша его не смог нормально снять. Было еще несколько наклонных деревьев, под которыми приходилось буквально ложиться на спину, чтобы с лодки не снесло. После одного такого наклона я даже встать не смогла, пришлось Сашу просить помогать, вот он надо мной посмеялся...

За утесом открылось широкое пространство, и новые величественные скалы, такие серо-синие, метров по 30, не меньше. Вот их Александр заснял. Это были Мелехинские скалы, вроде. Тянулись они на полкилометра. Дальше снова была дуга и длинная протока. А на всех узких местах в засаде сидели оводы, и кидались на нас, как разбойники, как только надо было усиленно грести, или лавировать между камнями. У нас уже все спины были искусаны! А Саше еще приходилось терпеть укусы, пока снимает видео.

Прошли мы еще некоторое расстояние, снова были высокие скалы. А по левому берегу утесы еще выше! И у одного внизу темнеет большой грот, и пара маленьких. Это была скала Пузан. Напротив стоянка с песчаным пляжем и самодельными скамейками. В большой грот мы даже заплыли на лодке, он в глубину был метра 4, и в ширину метра 3. В нем был выход на берег, там кусочек суши метра полтора, и уходит ввысь каменная щель, а над выходом из грота - сквозная дыра в скале. И глубина воды такая, что с головой человека скроет. В гроте было очень приятно, прохладно. Никто не кусал. Со стены в одном месте капала вода. На серой земле виднелись отпечатки чьих-то ног.

Выйдя из грота, мы прошли мимо затопленного бревна, потом очередную петлю с "расческами". На прибрежных скалах иногда очень красиво пробегали ажурные золотые блики от отражающей солнце воды, словно светящаяся сеть. Но вот мы почувствовали, что зуд от укусов жужей уже сложно терпеть, надо было остановиться, и окунуться в реку. Мы вышли на отмель, и я немедленно бухнулась в воду. А она, надо сказать, здесь снова стала холодной, как в верховьях. То ли ключи бьют, то ли под скалами охлаждается. Но в такую жару это было очень приятно.

Отмель эта была в пяти километрах от нашей стоянки. Времени было 12.20. Мы решили наговорить события на диктофон, а потом пообедать. Отметили, что в реке прибавилось рыбы, причем разных видов - пескари, ротаны, еще кто-то. Видели в воде улиток. А по берегам стали гораздо чаще попадаться разные стоянки, и вообще всякие следы пребывания человека... Проболтались мы на тенистой отмели часа два! Там нас не беспокоили оводы, и мы вволю накупались. Саша снял кадры, как мы лежим в реке, блаженствуем... А потом уже поплыли.

Скоро слева должна была впадать речка Тота, где хотели набрать воды. А вот камень Жилище Сокола мы прошли мимо, он оказался по другой протоке, заросшей, так что лишь издалека на него посмотрели. Пещеру не заметили. Прошли еще высокую скалу, под ней небольшая отмель и грот, тоже довольно большой. Там рыбачил мужчина, местный, и он нам сказал, что эту скалу они называют "третьей". Вот так люди не заморачиваются, просто нумеруют скалы, и все.

Дальше по реке были изгибы вправо и влево, а за ними как раз где-то впадение речки Тота. Мы медленно плыли, смотрели внимательно, но ничего не заметили. Только у одной отмели вглубь уходил коридор из лопухов. Александр предположил, что там и есть впадение, и предложил мне сходить на разведку. Мы пристали, и я пошла. Миновала коридор в ракитнике, потом целую поляну лопухов, и увидела открытое пространство. Но было пока неясно, это рукав Каквы, или другая река. Подошла ближе - точно, речка! Сразу видно, что вода прозрачная, намыта темная сероватая земля, и уходит речка в лес.

Шириной она была метра 3-4. Был там заливчик с мягким дном, а потом в середине русла кучка мелкой гальки, и вот там вода чистейшая, холодная, ни соринки, как раз, чтобы набрать. Попробовала я воду - вкусная! Я вернулась, мы втащили лодку на сушу, взяли канистру, кружку и две бутылки, и отправились по воду. Александр удивился, что речка такая большая, даже засомневался, не рукав ли это Каквы?

Набрали мы воды, напились, как следует, и вернулись к лодке. Поплыли дальше, и метров через 20 увидели само впадение Тоты в Какву - если не знать, что это другая река, и не поймешь, русло у них одной высоты, и не похоже, что лесная речка. Так что хорошо, что мы вышли выше по течению. А еще там стоял небольшой, но затейливой формы, утес, Затотинский камень, и в нем намек на треугольный грот. Саша стал его снимать, и у него улетел в реку полиэтиленовый пакетик от камеры. Мы заметили это поздно, и потом долго гнались за ним. В конце протоки поймали! Но не успели снять еще один красивый камень.

Погребли дальше, но скоро остановились, чтобы искупаться, жара снова невероятная! Еще приставали к стану рыбаков, который чудом заметил Александр. Наверху еле видной тропки оказались ветхие строения, да еще в таком неудобном месте - на крутом склоне, у обрыва, и входить туда удобно только по высокой воде, по поваленной березе. Совершенно непонятно, зачем все это построили именно здесь.

Стояли там две скамейки под наклонившейся крышей с остатками рубероида, длинный стол, сколоченный из четырех жердей. Скамьи человек на 8 - зачем так много? Было старое костровище, чайник, консервные банки. Какие-то опоры от чего-то непонятного... Где здесь люди ночевали - загадка. Места для палатки нет, навесов тоже... Стоянок по берегам встречалось много, но все в неудобных местах, на маленьких выкошенных полянках, или вообще в лесу, куда надо идти по тропе. Видимо, это все рыбаки делали.

Потом прошли гору высотой 400 метров с названием Холмы, она возвышалась над всей местностью. В одном месте на отмели лежало штук пять куч камней - как будто похоронили кого-то... Осмотрели еще стоянку - но она совсем никакая была, вся заросшая травой, выхода к лесу через дебри кустов нет, только что вид на реку симпатичный сверху. Кругом летали черные дрозды, и даже два ворона. В реке копошился у берега забавный пескарик. Было уже 4 часа вечера, и мы съели здесь по яблоку в качестве полдника. Но останавливаться не стали, надо было пройти еще хотя бы 5 км.

На реке сегодня сильно мучили слепни. Их было очень много, поведение их как-то отличалось от привычного, они были словно бешенные: летали с большой скоростью кругами, врезаясь в нас, постоянно лезли в лицо. Ну, и кусали тоже, конечно. Приходилось прекращать грести, чтобы перебить очередную оголтелую толпу. В лодке у нас валялись десятки их трупов, ползали недобитки... А главное, налетали жужи в самых сложных местах реки - там, где течение сильное, перекаты с камнями, "расчески", крутые повороты и прижимы. Из-за этого скорость наша замедлялась, лодку разворачивало. Искусанные наши тела гудели и горели...

Проплыли мы мимо нескольких больших хороших отмелей, пара стоянок виднелась в лесу, и туда тропы. Заметили и три ручья, один, небольшой, впадал слева недалеко от стоянки на высоком берегу. Следующий по правому берегу, километра через полтора, он был уже побольше, шириной примерно метр, и бежал шустро. И третий встретился еще через два километра, снова маленький. И все с чистой водой.

Часов в пять, обессиленные жарой и слепнями, мы подплыли к отмели, которая нам понравилась. Высокая, с готовым костровищем, с дровами, галька мелкая, пространство открытое - все, как мы любим. Ходили мы там, ходили, любовались... Но потом подумали, что на завтра нам получается плыть многовато. И печально вздохнув, покинули это идеальное место, ведь по времени у нас еще был запас, да и ужин готовить не надо. Отправились дальше.

Сразу за этой отмелью мы снова подверглись массированной атаке жужей! К тому же по берегам пошли скалы, высокие, длинными коридорами, с одной, а то и с двух сторон. А в таких местах отмелей не бывает, разве что метр шириной вдоль скалы... Где-то здесь мы обогнали рыбака, который плыл от Кытлымского моста. Он рыбачил нахлыстом, лодка стояла у бережка. Видели мы еще пару стоянок, совершенно заросших ракитником и лопухами. Вот и пришлось нам плыть все дальше. А я от слепней уже была близка к помешательству, и согласна была встать хоть в лесу, лишь бы в палатку спрятаться от этого кошмара.

В 6 часов вечера мы проголодались, и решили тормознуть у крохотной отмели. Но я попросила потерпеть, и все же найти нормальное место для ужина и стоянки. Хотя жужи меня уже окончательно загрызли, и от жары голове звенело. А места кругом красивейшие! Миновали огромные скалы. Жаль, что спокойно ими любоваться не получалось. Я уже стала подозревать, что мы сейчас к Серову подплывем, так долго шли.

И вот, нам повезло. За очередным поворотом маленькая аккуратная отмель напротив высоченных скал, метров 30, наверное. А сама отмель метров 5 в ширину, метров 20 в длину, высокая, и есть выход наверх в лес, как раз за дровами можно сходить. И галечка мелкая под палатку. Я обрадовалась этой отмели, как родной. Так что мы высадились, Александр стал вытаскивать вещи из лодки, а я надела кроссовки, штаны и ветровку, взяла топор, и пошла в лес за дровами.

Наверх забираться было сложно, тропа очень крутая, и земля на ней осыпается. В лесу тоже были две маленькие тропинки - одна вела просто в лес, а вторая - на крошечный открытый пятачок, где были углом сложены два бревна и рядом - остатки костра. Кто-то вечерком здесь сидел у огня... Сам лес не был дремучим и непроходимым, трава всего по колено. Растет множество молодых березок и осинок. Я хотела найти сухую, и ее срубить, но все были живы-здоровы.

Прошла я дальше, и увидела березу метров 5 высотой, вроде сухую. Я ее пошатала, а она вдруг сломалась наверху сразу в двух местах! Мне осталось только подобрать упавшие куски, я срубила остаток, принесла все это и ветки елок. Потом еще сходила за жердью для котелка, и за хворостом на растопку. Пока ходила, меня покусали комары, особенно досталось рукам, пальцы даже распухли немного. Спустилась вниз, и с шеи сняла клеща, которого в лесу подцепила. Кинула его подальше в реку. Одежду и меня осмотрели, но других клещей не обнаружили.

Мне очень хотелось окунуться в реку, смыть с себя зуд от укусов (а жужи все так же летали и кусались, хотя уже и солнце село) и полежать. Но сначала я накрыла ужин - гречку, сало, салатик... Пока я возилась. Александр уже полностью сделал костер, и когда поужинали, разжег огонь - чай кипятить. Как раз впервые использовал жидкость для розжига, а то мы ее с собой возим просто так. Он, кстати, сразу здесь нарядился в штаны и кофту, и ноги побрызгал репеллентом. Но кофту пришлось снять, а потом и штаны - слишком жарко, да и жужей стало меньше.

Потом мы поставили палатку, близко к воде, полметра всего. Я скидала все внутрь. Термос помыла, засыпала туда новой заварки. Скоро вскипел котелок, и Александр заварил термос, и мне кружку чая. А я выяснила, что у нас испортились все, кроме одного, огурцы. Они распухли и стали мягкими и желтыми. Жара, видимо! Первый раз вижу, как огурцы портятся. А помидорам - нормально!

Саша сказал, что в лодке сегодня было много воды, и она подмочила сумку от лодки. Это на одном из сливов волна через нос захлестнула внутрь... Все трупы слепней он вытряхнул, и лодку внутри протер. Нам повезло, что эту стоянку закрывала от солнца высокая красивая скала, а то плохо бы нам пришлось. А так все же гораздо прохладнее... Я смогла в себя впихнуть пару ложек каши, и с удовольствие выпила кружку чая с парой сушек. В палатке уже был наведен порядок, вещи убраны под лодку. Можно было идти купаться и залезать спать.

В реке сразу начиналась глубина, довольно резко, так что выходить из воды было непросто - галька и песок ехали под ногами. Видно, под скалами был нехилый омут. Плавать было приятно... На отмель к нам прилетал попить водички поползень. Покосился на нас опасливо, спустился к мелкому заливчику, и напился. Рядом где-то тенькал луговой чекан. Над рекой пролетела чайка. И еще мимо проплыл тот рыбак, нам уже знакомый. Помахал нам с лодки... И вот, в 9.16 мы залегли в палатку, помытые, уставшие, покусанные. На небе к этому моменту не было ни облачка, наверное, завтра снова будет жара.

Продолжение рассказа - Путешествие по реке Каква

Где можно закончить сплав по Какве

Это зависит от того, где Вы планируете стать на воду, и сколько у Вас есть времени на сам сплав. Обозначу несколько мест на реке, где есть дорога, и можно с воды вернуться на большую землю.

Мост через Какву на Кытлымской дороге. Это если проплыть самые верховья реки. Сюда можно заранее заказать такси и добраться до вокзала в Карпинске или Краснотурьинске. От моста перед Каквинскими Печами до сюда 18 км, от брода, где мы стартовали - около 50.

Можно закончить сплав по Какве недалеко от поселка Воронцовка, рядом с карьерами, это после скал Синие. Там есть дорога до насосной станции, по ней можно выехать в поселок и на дорогу Ивдель - Серов. Но, как Вы помните из рассказа, автобусы на Екатеринбург по ней не идут. От Кытлымской дороги по реке до сюда 42 км.

Можно проплыть дальше, до базы отдыха Шихан, и оттуда по дороге до той же Воронцовки. Либо плыть до места, где мы закончили сплав, там дорога подходит прямо к берегу, доедет любая машина в любую погоду.

Ну или плыть уже до плотины Киселевского водохранилища, это ближе с Серову. И если нужна заброска или снятие с реки, звоните, могу дать телефоны своих знакомых на Ниве или УАЗике с прицепом.

И еще: в интернете, в разных источниках, даны названия скал, но я не уверен в правильности этих названий, один автор так назовет, другой по-другому, так что учитывайте...

Карта нашего путешествия по реке Каква

Одна из скал на реке Каква