Путешествие по реке Каква

На этой странице я предлагаю Вашему вниманию рассказ о нашем путешествии по реке Каква, совершенном на лодке из ПВХ в самом жарком месяце лета - июле. Почти все туристы, которые сплавлялись по реке, начинали обычно сплав от моста на Кытлымской дороге, но мы решили забраться в самые верховья. Конечно, был риск, что там река настолько мелкая, что придется идти по ней пешком, но мы были к этому готовы, ведь самое интересное именно в той глухомани, где нет ни рыбаков, ни других туристов. Так все и оказалось.

Большинство относительно доступных чистых и безлюдных рек мы уже прошли, и когда ехали на реку Косьва, проезжая по мосту через Какву, посмотрели на нее, и поняли, что для сплава она тоже подойдет. А потом я нашел на карте дорогу, что ведет в верховья, и наш знакомый из Краснотурьинска помог нам добраться туда на своей "Ниве".

Немного общей информации о реке: начало Каква берет на склонах горы Ольвинский Камень, и течет по тайге. Условно река делится на две части - от истоков до Кытлымской дороги, где единственный населенный пункт - Каквинские Печи, да и то практически пустой, и от моста на Кытлым до Серова, сразу за которым Каква впадает в реку Сосьва. На второй части реки людей гораздо больше, много сплавщиков, да и по берегам несколько мест, где близко подходит дорога, и там тоже встречаются отдыхающие.

Еще про Какву можно добавить, что в переводе с мансийского это название означает "Чистая вода", и она действительно очень чистая и холодная - настоящая горная речка, и русло у нее каменистое. Но чистая она только до моста на Кытлым, а точнее - до детского лагеря.

В прошлом, двадцатом веке, на Какве было много маленьких поселений, которые возникли при ссылке раскулаченных крестьян из средней России - Галка, Полутовка, Тота, Башеневка, Шихан... В каждом несколько десятков домов, жители которых занимались заготовкой леса и изготовлением древесного угля. Но существовали они недолго, уже в 60-е годы жители начали их покидать, либо умирать от старости. До наших времен остались только Каквинские Печи. Но в 90-х годах пришла перестройка, которая погубила множество деревень в России, в том числе и Каквинские Печи.

Ну, а что мы увидели на этой чистой таежной уральской реке с нетронутой природой, как мы отдохнули - читайте в рассказе.

Это вторая часть рассказа, рекомендую начать с первой

Верховья Каквы - чудесные места

День 2. Приключение начинается. Пешком по Какве. Веселый бурундук

Проснулись мы утром 4 июля на нашей отмели, даже раньше будильника, в 6.20 утра. Я спала хорошо, и кочка мне не мешала. Холодно не было. Стояла тишина, если не считать шума порога. Рано-рано, около четырех, я выходила по делам, и уже было светло - ночь здесь сейчас совсем короткая... Небо синее, чистое, без облаков, солнце уже светит. Кругом прекрасный речной пейзаж. И мимо пролетали кулички, тоскливо покрикивая. Все, как я люблю!

Александр спал в трусах и футболке, в летнем спальнике. Было ему тепло, только поясница под утро подмерзла. Просыпался он постепенно - сначала мозг, потом слух - как будто реку включили... Мы немного повалялись и встали. Из палатки вышли около семи. Сделали зарядку, умылись, позавтракали вкусным чаем с мятой и бутербродами. Саша еще поснимал утренние кадры.

Дальше я стала собирать вещи, а Саша пошел смотреть основное русло, чтобы определить, откуда будем отчаливать. Тент у палатки был мокрый, видимо, от конденсата. Я все вещи сложила по рюкзакам, потом вернулся Александр, и мы собрали палатку. Под ней обнаружилась маленькая лягушка. И всяких козявок кругом много и летало и ползало - лето!

Вернувшись, Александр пожалел, что пошел без камеры, много чего красивого там было поснимать. И мы решили отправляться с основного русла - там и река шире, и как раз кадры для фильма сделаем. Хотя там тоже было очень мелко. Кстати, там он встретил снова водителя машины, что ехала вечером, Евгения. Он дал свой телефон, сказал, что может забрать с реки и отвезти до Серова, или даже в Екатеринбург, если надо будет.

Выяснили, что сам он из Серова, живет уже на выезде в сторону Краснотурьинска. Он сказал, что нам лучше плыть до Шихана (это база отдыха), там есть большая поляна, и дорога к ней подходит. Все машины ездят снимать сплавщиков именно туда, к водохранилищу машины могут не поехать, дороги плохие. Да еще после скал Синие камни в Какву впадает речка, где моют золото, и вода становится очень мутной. Так что плыть не слишком большое удовольствие.

А еще водохранилище очень большое, широкое, течения там вообще нет, так что на лодке придется хорошенько погрести. Поэтому советовал он высадиться до Труб (это такой насыпной мост), и вызвать там такси или поймать попутку, до вокзала вроде рублей 150 будет. Либо он довезет. Мы поблагодарили его, попрощались, дочистили зубы и собрали вещи. Навьючились рюкзаками, и пошли к основному руслу.

Пришли, и я увидела роскошную обширную отмель размером с футбольное поле, всю посыпанную песочком и мелкой галькой. Там же остатки моста, бетонные трубы от него. И еще на краю речки лежит кусок леса - оторванная часть берега примерно 3 на 5 метров с большой сосной и двумя березами. Все это упало недавно, так что деревья все еще живые и зеленые. Дорога через брод уходила за реку, которая здесь была шириной метров 20. Брод мелкий, наверное, любая машина проедет.

Саша еще раз сходил к месту ночевки за лодкой, еле нацепил на себя, тяжело одному-то. Ну, принес все-таки. Отмель продолжалась и дальше, но уже не такая широкая. Но палатку поставить спокойно можно, и не одну. Там слева был уютный заливчик, виды красивые. Александр пошел туда поснимать, а я достала лодку, разложила ее и стала накачивать. Хорошо, что долгое лежание в чулане никак на ней не сказались, она не потрескалась, не лопнула.

Я посмотрела, откуда нам лучше отплывать, и нашла маленький залив у песчаного пляжа, решила, что грузиться удобнее здесь. Мы довольно долго копошились перед отплытием - сгрузили вещи, намазались кремом, Саша в речке побулькался... Его успели еще и оводы покусать! В лодке у нас получилось 2 рюкзака, канистра для воды, и сумка от лодки, а в ней тележка. Вещей немного. Кроссовки мы не стали далеко убирать, потому что опасались завалов, где надо будет обносить по лесу.

И вот мы отплыли, отсняли этот исторический момент, а потом, конечно, пришлось идти пешком, речка была здесь совсем мелкая. Вода поначалу казалась холодной, но через полчаса мы ее просто перестали замечать. Вскоре стали попадаться места, где поглубже, и можно плыть по 20-30 метров. Солнце стало уже прилично жарить, так что мы не возражали против прохладной речной воды. Камни на дне были не такими скользкими, как на Улсе, идти было довольно удобно, острых камней тоже не было. В прозрачной воде дно хорошо просматривалось - и цветные камушки, и какая глубина.

Река вскоре сузилась метров до 7 или даже меньше, и в русле было такое множество отмелей, как нигде до этого - большие, очень большие, поменьше... Но, в основном, на них лежали крупные камни... Только ближе к полудню начали попадаться отмели с мелкой галькой или даже песчаные. Так что со стоянками на Какве проблем нет. Дров тоже было полно - валежник, плавник, выбирай, что нравится.

Лес вокруг тоже разнообразный - у берега кусты и лиственные деревья, а поглубже - елки и сосны. По берегам множество упавших деревьев, но, на наше счастье, все они лежат вдоль реки, а не поперек. И еще много наклоненных над рекой берез и елок. Проплывать под ними было волнительно - вдруг упадет? У нас, один раз на Вагране, здоровенная ель прямо перед нами упала в воду - незабываемое ощущение...

Иногда прямо в воду свисали ветви черемухи с зелеными ягодками. И ароматы витали приятные - от упавших елок - запах хвои и смолы, лопушки мать-и-мачехи тоже добавляли свой запах, который всегда сопровождает в путешествии по уральским рекам. И ко всему у нас еще была полезная составляющая, как ее назвал Саша "Каква-аэробика" - сели в лодку, проплыли метров 30, выпрыгнули, прошли пешком мель, снова сели - проплыли - выпрыгнули - прошли... Прямо тренировка получилась!

Видели мы на реке утку с маленькими утятами, они подпустили нас близко, и потом с мамой побежали, развивая бешеную скорость, на повороте даже ложились на бок, как мотоциклисты на треке! Утка была коричнево-рыжая, а утята рыжие с белыми пятнами. Пока наше путешествие по Какве складывалось весьма удачно.

Двигались мы примерно до 12 часов, прошли 4 километра. В последние полчаса стало уже лучше, глубоких мест больше. В лодку мы не поставили пайолы, а просто положили их на дно, так что можно было мягко проходить по камням. На одной отмели мы заметили остатки костра, явно этого года, а потом увидели распиленное дерево, которое перегораживало реку. Кто-то любезно избавил нас от завала. Так что люди в этом году здесь плавали, и появилась надежда, что они и остальные завалы пропилили.

Еще на одной отмели лежало большое дерево, и бегало какое-то мелкое существо. По характерно задранному хвостику мы узнали бурундука. Он был настолько любопытен, что побежал не от нас, а навстречу нам, чтобы рассмотреть, кто это пожаловал. Был совсем маленький, худенький, и глазенки прямо блестели от интереса. Саша предположил, что это еще подросток, которому все в новинку. Малыш посмотрел на нас секунд 20, и убежал за елку. А мы оставили ему угощение, несколько кусочков овсяного печенья.

На реке Александр снял много кадров - как мы идем, как плывем, поваленные деревья, светлые перекатики... Мы уже разделись, было очень жарко. Хорошо, что к обеду набежали облачка, и периодически скрывали нас от палящего солнца. Вдоль реки сновали пары куличков и трясогузки, серые и желтые. Течение было сильным, и в крутые повороты надо было успевать вписываться.

Около часа дня мы пристали к большой отмели с мелкой галькой. Саша пошел устанавливать штатив, а я достала обед - жареная курица, огурец, помидор, Саше пирожок и шоколадка, мне чай и конфета "Гусиные лапки". Сразу достала на полдник грушу и банан, положила в лодку. Пока все это делали, мне пришла в голову мысль сейчас накипятить воды и заварить термос. Дрова здесь есть, место удобное, а к вечеру кто знает, вдруг дождь пойдет? Мы так и сделали.

Пока отдыхали после обеда, я развела костер, набрала из реки воды, процедила на всякий случай через тряпку, и вскипятила в котелке. Заварила термос. Саша валялся на коврике, а я болтала на диктофон. Нам все очень нравилось - вот по такому отдыху скучаем мы зимой - тишина, солнечная погода, речка журчит, дымком пахнет... Подумалось, что скорость наша выше, чем мы ожидали, засад никаких пока нет, все складывается отлично.

Еще полчаса мы вздремнули, хотя с непривычки отвлекались на всяких букашек - то муравей проползет по ноге, то мушка сядет на руку... А потом вылетели мелкие кусачие мошки, и мы быстренько отплыли, где-то в два тридцать. Река становилась лучше - все больше глубоких участков, все меньше мелей и перекатов. Так что теперь мы, в основном, все-таки плыли, а не пешком шли.

В нескольких местах заметили пропиленные завалы - толстые бревна, упавшие поперек реки. А однажды пришлось выходить из лодки, и проводить ее пешком возле елки, которая перегородила почти всю реку, оставила только узенький проход у берега. И еще переползали на лодке над длинной березой - хорошо, она была тонкая и немного провисла, так что удалось протащить лодку над ней, притопив ствол поглубже.

Александр волновался, что кончатся хорошие отмели, потому что облаков становилось в небе больше - вдруг дождик соберется? Ну, пока до этого было далеко, и облака нам приносили облегчение, спасая от жары. Над рекой стелились ароматы - то мелиссой, то цветами, то свежезаваренным чаем... Тишина, особенно на спокойной воде. Все это так успокаивало...

На одной спокойной протоке увидели утку с утятами, и улететь от нас она не смогла, так как утят было целых 9 штук! Они разбрелись выше и ниже по течению, и мама начала метаться с забавным кваканьем от одной группы деток до другой, а Саша как раз все это успел заснять. Кажется, это был белоглазый нырок. От утки мы проплыли метрах в 5, совсем рядом. Мы хорошо разглядели и ее, и утят.

Мы долго плыли, любуясь прекрасными отмелями, хоть на каждой становись! Кстати, здесь местами было сильное течение, и иногда, когда надо было проводить лодку пешком, она прямо наезжала на меня с силой, чуть не роняя. Видели в воде чью-то челюсть с зубами, скорее всего, медвежью. Встречались погрызенные бобрами деревья, но плотин и хаток не видно, наверное, бобры живут где-то на притоках. Да и к реке много звериных троп спускалось.

И вот мы дошли до отмели, которая очень нам приглянулась, и, несмотря на то, что было только 15 минут пятого, мы решили встать на ночевку. Проплыли почти 10 километров, а тучки все сгущались. Решили, что на первый день достаточно. У отмели было глубокое место для купания, где-то по грудь. На верхушке отмели было место с очень мелкими камушками, даже траву стелить не пришлось, и так мягко. Было хорошее место для костра с бревнами, дров валяется достаточно. И есть выходы на противоположный берег - сходить можно, грибов посмотреть.

Я совершила вылазку в лес, взяв с собой кроссовки, штаны и ветровку. Но здешнее место ничем не порадовало - там везде рос высокий папоротник, выше колена, густые кустарники, земли не видно. Под травой и кустами - валежник, такой, что ноги можно сломать. Добавляют прелести ямы и ямки с водой. И никаких грибов. Да и вообще никого - ни птиц, ни даже комаров. Короче, лес для меня бесполезный и даже опасный.

Долго там бродить я не стала, минут через 30 вернулась обратно к реке. Здесь на песке были две цепочки следов - лосиные и крупных то ли собачьих, то ли волчьих. Скорее волчьих, они немного другой формы. Перешла, переоделась, полежала в палатке, даже поспала. В это время прошелестел мельчайший короткий дождик, мне пришлось выскочить и накрыть вещи лодкой, на всякий случай. Так что большого ливня, который обещал прогноз, так и не случилось.

Примерно в половине шестого я вышла готовить ужин. Мы сделали костер, сварили рис с тушенкой, и поели сытной горячей еды. А пока варился ужин, я успела еще искупаться, пока яркое солнце светило. Зашла на глубокое место, представила, что я в проруби, и резко присела. И тут же стало очень хорошо! Никакого холода, приятная бодрость. Так что я с удовольствие поплескалась и помылась. Поплавать только не удалось, уж больно течение сильное!

Александр пошел купаться позже, но солнце еще было. Он прямо подпрыгнул, и бултыхнулся в воду! Потом помылся с мылом, и надел другую футболку. Обнаружил попутно, что у него отслоился ноготь на правом мизинце, пострадавший в каком-то из предыдущих походов. У меня от долгого пребывания в воде начали снова шелушиться ноги, в палке было прямо видно, как чешуйки осыпаются... Хоть и кремом мажу.

Решили еще накипятить воды на завтра, чтобы остудить и пить ее днем, потому что питьевой воды у нас осталось совсем мало, а лесных ручьев пока не попадалось. А жара возбуждает жажду. Хотя, конечно, на реке переносить жару легче, чем в велопоходе, например. Меня тут напугал здоровый коровий слепень, размером сантиметра 4, и гудящий, как бомбардировщик. Он все пытался на меня сесть, а я уворачивалась и махала руками.

Вечером мы сделали кофе, посидели у костра. Подходил к концу наш первый день на реке. На небе были и облака, и чистые участки. Погода хороша! Воздух был не холодный, так что ночью не замерзнем. Сегодня надо было лечь пораньше, и встать тоже пораньше, чтобы отплыть не поздно. Да и утро здесь чудо как хорошо! Солнце появится рано, потому что отмель открытая. Так что в 21.15 мы уже забрались в палатку.

Продолжение рассказа - Путешествие по реке Каква

Где начать сплав по Какве

Для начала Вам нужно попасть в Карпинск, или Краснотурьинск (от Екатеринбурга 400 км. по Серовскому тракту). Можно доехать на автобусе, но это неудобно и дорого - за каждое место багажа платить. Можно до Серова на паровозе или электричке, и уже из Серова до Краснотурьинска. Но тут надо подгадать стыковку, чтобы не ждать долго на вокзале.

Ну а можно на прямой электричке от Екатеринбурга до Бокситов. До Краснотурьинска 6 час. 40 мин. Но время неудобное. Ну а лучше всего договориться на Бла-бла-каре, по цене сопоставимо с электричкой, направление популярное, машин много. Мы обычно всю машину арендуем, у нас багажа много, и лодка.

Самый простой и доступный вариант, начать сплав от моста через Какву, по дороге на Кытлым. С недавних пор туда ведет новая асфальтированная дорога, от Карпинска до моста 20 км.

Второй вариант - это от поселка, теперь уже бывшего - Каквинские Печи. Недоезжая пару километров, будет мост через Какву, там можно стать на воду, или в самих Печах. От Карпинска это 32 км. Дорога хорошая, доедет любая машина.

Ну и самый лучший вариант - начать сплав по Какве от брода, там где мы стартовали. Это можно сказать верховья, но воды для сплава достаточно. От Карпинска это около 60 км, но машина только с высокой посадкой, там уже колдобины.

Если воды много, можно проехать по этой дороге дальше места нашего старта, еще 8 км, до брода через речку Ольва, и стать на воду там, а через 11 км. вплыть, или пешечком войти в Какву. А вообще дорога эта ведет до реки Тыпыл. Там типа охотничья база какая-то.

Для совсем экстремалов - ехать по нашему пути, но после речки Лягушка, через километр свернуть налево, и примерно через 20 км. доберетесь до речки Буртымка. Но дорога там плохая, очень, а река мелкая, пешком идти придется, до впадения ее в Какву. И завалов, думаю, много будет. Зато приключение настоящее. Если сможете пройти - мое Вам уважение. Напишите, мне интересны те места.

Карта нашего путешествия по реке Каква