Студия DV-PRO. Главная страница  

Дидинский тоннель

Чаще всего места для своих путешествий мы выбираем за их красоту, удаленность от цивилизации и уникальность. Но в этот раз решено было отступить от этих принципов и осмотреть близко расположенный и не слишком красивый объект. А заинтересовал он нас своей историей, необычностью и некоторой таинственностью.

Одно из интересных, и, в то же время легко доступных мест для однодневного похода под Екатеринбургом - заброшенный тоннель в Дидино. Сейчас от этой деревни осталось лишь несколько домиков. По известным данным, построен тоннель был в 1913 году, поезда по нему ходили до 1995 года, причем последние несколько лет с ограничением скорости до 25 км/ч, потому, что грунтовые воды стали подмывать стены тоннеля. Сейчас рельсы давно разобраны, осталось лишь несколько шпал перед входом.

Уже намного позже 1913 года в тоннеле была прорыта система из двух параллельных маленьких тоннелей, один выше главного, другой ниже, для вентиляции и водоотведения соответственно. Вентиляционную шахту и дренажную систему соединяет вертикальная шахта-колодец с лестницей, выходящая на поверхность примерно посередине длины тоннеля. Говорят, что, так как Дидинский тоннель был стратегическим объектом, он хорошо охранялся, подходы к нему были затянуты колючей проволокой, и еще где-то вокруг него есть остатки дотов, построенных в 60-е годы. Дотов мы не видели, так как не искали, поэтому точно сказать не можем.

1 3

Заброшенный тоннель в Дидино

4 сентября была на удивление теплая, просто летняя, погода, и мы отправились на экскурсию в заброшенный Дидинский тоннель. Добираться на место несложно: проще всего доехать на электричке в направлении Дружинино до остановочной платформы 1590 километр, там направо ведет через дачи дорога, по ней еще раз сворачиваем направо за садами, и метров через 100 - тоннель. Можно попасть туда и со станции Дидино, но там дорогу искать чуть сложнее, поскольку она не одна, и идти дальше, километра два. Так что мы шли с 1590 километра.

Удивительно, что почти за сто метров от входа в тоннель уже сильно ощущается холодный воздух, даже когда тоннель еще не видно. По краям дороги валяются остатки шпал, поваленные бетонные столбы. И вот сквозь деревья показывается черная дыра в обрамлении каменных стен, сложенных в форме башен - высоких, метров 12-15. А высота самого тоннеля 6 метров, ширина метра 4-5. Противоположный вход просматривается в виде крошечного пятнышка света, величиной с копеечную монетку: длина тоннеля 1110 метров, к тому же он немного искривлен, поэтому выход виден только с определенной точки. Хороший фонарик - обязательное условие посещения тоннеля, так как темнота после прохождения первой трети пути наступает почти полная.

Сфотографировав эффектный вход, мы входим в тоннель. Сразу охватывает сыроватый холод. Но пока что светло, все видно: каменная кладка стен, белые натеки на них и на потолке. Сначала мы приняли их за лед, но оказалось, что это известковые пятна, как в пещерах. Пол был сухой, покрытый мелким гравием, ровный. Идти легко. Метров через 50 - первая ниша в стене, видимо, чтобы можно было переждать проезжающий поезд. На потолке сохранились еще плафоны освещения, какие-то провода. Вдоль левого края тоннеля тянется канавка для стока воды, воды в ней совсем мало. Через несколько сотен метров становится холодно, начинают мерзнуть руки. По стенам все чаще стекают капельки воды, натеки местами превращаются в известковые сосульки 10-20 сантиметров. В одной из ниш справа видим остатки костра и несколько бревен, принесенных туристами, но, в основном, вокруг чисто, мусора нет (а может его не видно в темноте). Становится еще темнее.

Оборачиваюсь ко входу и вижу, что светлый проем (теперь уже не больше оконной форточки) окружен радужным сиянием - это от довольно густого тумана в тоннеле. При попытке сфотографировать сияние получается какая-то размазня. Я свечу фонариком на пол, стены и потолок, выискивая интересные подробности тоннеля. При взгляде вперед замечаю высокую темную фигуру в тумане - недоумеваю, что это может быть, потом доходит - это же моя тень. Слева обнаруживается вход в боковой дренажный тоннель, он гораздо уже, ниже уровнем, по нему струится ручей. Жаль, что у нас не резиновые сапоги, можно было бы и туда прогуляться, стройному туристу пройти вполне можно. Этот дренажный тоннель сделали уже после пуска основного, он длиной примерно 500 метров. А есть еще верхний тоннель, вентиляционный, метров 200. Вход в него тоже оказался по левой стороне, вместе с еще одним входом в нижний. Там воды уже было гораздо больше, она текла и со стен, и по дну дренажной канавы. С потолка местами капало, но пол все еще был сухой. Ямки попадались редко, обломки плит иногда, но в целом - даже в темноте ноги не переломаешь. Вот только руки мерзли.

На середине тоннеля туман стал уже совсем густым, ни входа, ни выхода видно не было. Попался участок метров 10 длиной, где еще не растаял лед - это в начале сентября! Лед был довольно скользкий, толщиной сантиметров 15. Мы аккуратно по нему прошли. Дальше справа увидели обвал, кусок стены метров 20 квадратных сполз и лежал грудой камней. Стало понятно, что шуметь здесь нежелательно, может что-нибудь упасть на голову.

Мы приближались к выходу, стало чуть светлее, показалось светлое пятно. И вот здесь пол стал мокрым, появились лужи, которые тянулись до самого конца. Но пройти было можно - где-то по центру, где-то вдоль стен. Контраст температуры после выхода из тоннеля был резким, на улице жарко, душно, а внутри зима. У входа в нерешительности топтались три человека. Они поприветствовали нас, спросили, как там, в тоннеле, можно ли пройти, а лучше проехать... на машине. Оказалось, Дидинский тоннель они уже посещали, но зимой, и тогда центр тоннеля был весь занят льдом на высоту метров 2-3, и приходилось идти, нагибаясь под самым потолком. Мы сказали, что проехать и пройти можно. Обернулись от дуновения прохладного ветра, и увидели, что туман рассеялся, стал виден противоположный вход.

Мы еще сфотографировали въезд машины в тоннель, забрались наверх, на стены, а потом поднялись на дорогу, чтобы согреться и пообедать. На поверхности было еще несколько объектов, имеющих отношение к Дидинскому тоннелю - это вентиляционная шахта и бункеры охраны, но для нас они интереса не представляли, поэтому искать мы их не стали.

В тоннеле мы пробыли около часа. Чтобы не ехать домой в середине дня, решили пройти до горы Белая, указанной на карте. До нее от Дидинского тоннеля километра четыре. Как оказалось, гора эта ничего интересного собой не представляет, хотя ее высота больше 400 метров. Дорога ведет на вершину плавно, почти незаметно, а вершина покрыта лесом, поэтому с нее окрестности не видны. Единственный плюс - на вершине есть поляна с костровищем, чурбачками и тишиной, где мы и отдохнули: позагорали, вздремнули, переждали под елкой мелкий дождик и отправились домой.

Надо еще сказать, что раньше вокруг Дидино были вырубки, а потом посадили лес. Поэтому он совсем молодой, худосочный, ни грибов, ни ягод в нем обнаружено не было, и особой живописностью он не отличался. Правда, аромат везде стоял чудесный - пахло травами, опавшими листьями и как будто какими-то фруктами. На остановочной платформе 1590 километр дождались последней электрички в 21.00. Людей было совсем мало, всех провожала местная кошка. Кстати, с платформы открывается красивый вид на долину с туманами, облака и закат. Сели мы в поезд, полюбовались по дороге кострами на берегу Волчихинского водохранилища, таинственно блестевшего уже в темноте, и около 23 часов были в Екатеринбурге.

1 3

Фото заброшенного тоннеля в Дидино

Остановочная платформа Дидино

Таинственный вход

Глядя на Дидинский тоннель

Каменный свод

Известковые сосульки

Ниша для привала

Дренажная канава

Вход в тумане

Известковые натеки

Вход в подземелье

Вентиляционная шахта

Дренажный тоннель

Лед в середине тоннеля

Каменная кладка

Свет в конце тоннеля

Поехали!

Вместо паровоза

Джип садовода

1590 километр

Закат над Дидино

1 3

Понравился рассказ - поблагодарите автора,
или расскажите о нем другим людям в социальных сетях

Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в нашей студии Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма,
а из фотографий можно сделать музыкальное слайд-шоу.

Может быть Вы тоже бывали в красивых и интересных местах Урала. Я с удовольствием пообщаюсь с людьми, любящими путешествовать. При желании мы можем разместить Ваши фотографии и видеоматериалы, отчеты о походах, чтобы их могли увидеть и оценить другие любители природы и истории Урала.

 

 

1 3
О студии Отзывы Задать вопрос Карта сайта

© Студия DV-PRO
Любое использование материалов с разрешения студии DV-PRO

Руководитель студии: 8 904 98 25 250
Редактор: 8 904 98 78 418

Гарантия качества