Студия DV-PRO. Главная страница  

Велоэкспедиция на Урал: Соликамск - Соль-Илецк
часть вторая

Это вторая часть рассказа о путешествии на велосипеде через весь Урал. Два путешественника решили проехать вдоль старинной дороги, известной как новая Верхотурская, или Бабиновская, по территории Северного, Среднего и Южного Урала. Маршрут был очень протяженным и насыщенным, занял у туристов 18 ходовых дней, они проехали в общей сложности 1541 км с общим набором высоты 17643 метра. Начался путь 2 августа от города Соликамск в Пермском крае, команда проехала поселки и города Яйва, Чикман, Верхняя Косьва, Кытлым, Павда, Старая Ляля, Верхняя и Нижняя Тура, Кушва, Сылва, Шаля, Верхний Уфалей.

Видели по пути большие и малые дикие и не очень речки - Косьва, Тыпыл, Тылай, Лобва, Чусовая, много маленьких ручьев и притоков, видели красивые горы - Косьвинский и Конжаковский камни. Путешественники преодолели множество трудностей: переправы и затяжные крутые подъемы, непролазную грязь и неудобные ночевки, дожди и жару. Случалось им и заблудиться, и встретить в тайге заблудившуюся женщину. Попадались и звери в дороге: зайцы, медведи, тетерева. Так что самых разных впечатлений хватало. Посмотрели, как и чем живут люди в глубинке.

Основные пункты маршрута: Соликамск, Березники, Яйва, Чикман, Верхняя Косьва, Кытлым, Павда, Старая Ляля, Ис, Верхняя Тура, Кушва, Серебрянка, Еква, Сылва, Шаля, Екатеринбург, Верхний Уфалей, Нязепетровск, Сатка, Тюлюк, Александровка, Николаевка, Белорецк, Кага, Бурзян, Гадельгареево, Кумертау, Оренбург, Соль-Илецк, Оренбург.

В этой части повествуется о событиях по пути от Верхнего Уфалея и далее. Начало рассказа читайте тут.

1 3

14 августа, 11-ый ходовой день. Верхний Уфалей - Нязепетровск - Бердяуш - Сатка. 86 км за 6 час. 47 мин., средняя скорость 12,6 км/час.
Наконец-то выспались, неторопясь собрались, попили чайку, и в магазин. Купили хлеб, сахар, молоко, творог, глазированные сырки. Едем на Нязепетровск. По первоначальному плану, ознакомившись с Екатеринбургом, мы рассчитывали доехать в этот же день до Глубоченского пруда и заночевать там на базе отдыха. Потом ехать до Нязепетровска мимо горы Красный Камень. Но, потеряв много времени на ремонт и из-за дождя, мы были вынуждены из Екатеринбурга уехать на поезде. Единственный приемлемый поезд в это время оказался до Верхнего Уфалея. Вот такая логика диктуется нам складывающимися обстоятельствами.

До Нязепетровска широкое асфальтовое шоссе. Покрытие с виду хорошее, но фактически очень корявое. На выезде из Уфалея знак - через десять километров место для отдыха, и сразу дорога в гору. И все эти десять километров затяжной подъем от 371 до 597 метров и против ветра. А он сегодня довольно сильный. Переменная облачность, на местных горках, которых немерено, при подъемах жарко, на спусках холодно, и мы постоянно варьируем форму одежды, то куртки оденем, то снимем, то одни, то другие.

К двум часам дня доканали мы до этой самой площадки отдыха. Отлично оборудованное местечко на самой вершине горы Высокой. Два оригинальных туалета, беседка под крышей со столиком и лавочками, тут же недалеко колодец. Конечно, все слегка загажено автомобилистами, которые то и дело пытаются тоже тут расположиться, но увидев нас, уезжают. Ветер тут вовсю разошелся, пришлось утеплиться по полной, а примус спрятать аж под лавочку, благо беседка обита железными листами высотой по грудь.

Неторопясь пообедав, едем дальше, сплошной спуск больше двадцати километров до красивой речки Куказар, где начинается Нязепетровское водохранилище. Но корявый асфальт и порывистый встречный ветер обломали нам весь кайф. Велосипед при порывах ветра аж вздрагивает и как бы врезается во что-то упругое. Машин мало, населенных пунктов вообще нет ни одного, а коровы, тем не менее, попадаются. Причем они часто бредут неторопясь посередине дороги. Одну такую группу из одной взрослой и нескольких малолеток я согнал на обочину сигналами своего клаксона. Так пожилая и телочки сразу ушли, а подросток бычок задержался. Я недоезжая нескольких метров крикнул ему, что если он будет тут шляться, то получит по жопе. Он как будто понял и скачком сиганул на обочину. Вот и все развлечения.

В городе асфальт стал хуже некуда, как после танковой войны, такое мы видели только на Украине, на подъезде к Белгород-Днестровскому. К пяти вечера мы все же приехали на вокзал. Приехали так, на всякий случай, а вдруг подвернется какой-нибудь поезд, чтобы еще срезать немного. Мы это так и планировали, если удастся, побыстрее проскочить до Сатки, потому что нас интересовал участок Сатка - Белорецк, не пройденный в прошлом нашем путешествии по Уралу. И нам повезло - через час отсюда отходил поезд на Златоуст через Кусу и Бердяуш. Бердяуш совсем рядом с Саткой, к тому же крупный железнодорожный узел, и мы надеялись там переночевать. Взяли билеты и стали ждать.

В положенное время подошел поезд, если можно так назвать состав из локомотива и двух вагонов. Один вагон был типа плацкартного, а другой с мягкими креслами, как в междугородних автобусах. Мы долго выбирали, в какой лучше сесть, так как в любом нам некуда девать велосипеды. Выбрали по проводнице - у которой лицо добрее. Вагон оказался мягкий. Мы не без труда запихтерили велики (платформ-то там вообще нет) и протащили их в нерабочий тамбур. Проводница, конечно, начала ворчать, что ей некогда будет с нами возиться, но за дополнительную оплату сразу подобрела и согласилась выпустить нас отдельно в Бердяуше.

Ехали с комфортом, сиденья удобные, туалет опять же недалеко, народу мало, тихо так в вагоне по сравнению с нашими электричками. За пять часов, и поужинали, и подремали, и в окошко насмотрелись. Перед Бердяушем проводница открыла нам тамбур, и мы не торопясь, спокойно выгрузились, а шел уже одиннадцатый час вечера и начанало темнеть. И тут выясняется, что гостиницы в Бердяуше все-таки нет, и надо ехать в Сатку. Не подготовились мы к этому, в смысле карту не рассмотрели как следует в вагоне, а сейчас уже некогда - едем по рассказу местного жителя. В результате вначале круголя сделали и на шоссе М5 возле Березового моста выскочили.

До магистрали ехали хорошо. Надели на шлемы фонарики, утеплились и вперед. Машин было мало. Фонарики светят лунным светом. Все замечательно. А потом М5. И хоть ехать по магистрали пришлось немного, но страху натерпелись. Встречные полудурки-машинисты, обгоняющие огромные фуры, пару раз согнали нас на обочину, слепя встречным светом. У какой-то стелы свернули мы по указателю на Сатку и стало гораздо спокойнее. Въехав в город стали срочно искать языка и тут выяснилось, что гостиницу в этой части города ликвидировали и надо ехать в новый район, а это еще семь километров. В конце концов, удалось выяснить, что гостиница находится рядом с автовокзалом. Но нам повезло, в час ночи встречили парнишку, который делает пробежки по ночам, он нас до гостиницы и проводил. Самым коротким путем. Заселились мы в шикарный семиместный номер, расположенный почти напротив туалета.

15 августа, Отдыхаем. Сатка.

16 августа, 12-ый ходовой день. Сатка - Сибирка - Тюлюк. 76 км за 8 час. 02 мин., средняя скорость 9,3 км/час.
Вчера целый день отдыхали, только до рынка доехали и все, хотя нам очень хочется в Башкирию. Там тепло, замечательный мед и запах душицы. Но у меня 15-го августа три биоритма сошлись в нулевой точке, как при рождении, а это значит, что лучше в этот день не рисковать - возможен летальный исход. Обнаружил я это случайно, еще весной, просматривая из любопытства график биоритмов вперед на год, поэтому на этот день у нас запланирован отдых. Лучше перебдить, чем недоспать. А мед башкирский мы купили и здесь, причем он оказался лучше купленного потом в Башкирии.

Гостиница нам обошлась дешевле, чем мы ожидали, так как мы приехали по записи в журнале 15-го, то формально мы прожили здесь только сутки, хотя фактически почти двое. С нас и взяли деньги только за сутки проживания, 15-го вселились, 16-го выехали. Выехали мы рано, в половине девятого, отдохнувшие, бодрые, а я так как будто вообще заново родился. Погода пасмурная, но дождя нет. Едем мимо Зюраткуля, это озеро расположенное высоко в горах, говорят, что там очень красиво. Но мы, прикинув, сколько нам еще ехать до Соль-Илецка и оценив свои силы, поняли, что мы не уложимся в срок, если будем отвлекаться. У нас совершенно нет сведений о дороге до Тюлюка, скольких водителей мы ни спрашивали, не нашлось ни одного, кто хоть раз туда ездил из Сатки. До Сибирки ездят, а дальше ни-ни.

Чтобы попасть на дорогу до Сибирки, надо вернуться в старую часть города. По пути пытаемся купить молоко, но рынки еще не работают и, сделав несколько попыток, покупаем молоко в частном доме, на выезде из Сатки. Заодно хозяин показывает нам короткую дорогу на Сибирку без машин. Для этого придется спуститься по грунтовому серпантину к пруду и проехать по берегу до моста. Поднявшись от моста в горку, видим город как ладони. Переведя дух, едем до пересечения с шоссе М5, после чего асфальт кончается и начинается опять грейдер сквозь стену леса. Душица уже растет по обочинам, но резкого запаха нет - это хорошо, значит дождя в ближайшее время не предвидится.

Неожиданно быстро доезжаем до Сибирки, но это еще не деревня, а только река и пара домиков на берегу. За рекой информационные плакаты о заповедной зоне вокруг Зюраткуля. Проезжая вскоре деревню Сибирку, притормаживаем на середине, чтобы высмотреть магазин и узнать заодно про дорогу на Тюлюк. И тут же к нам подбегает какой-то мужик, очень похожий на украинского президента Кучму. Оказывается, это егерь, и он требует, чтобы мы заплатили за проезд по заповеднику. Сумма небольшая и мы платим, но при этом пытаемся узнать что-нибудь про дорогу на Тюлюк. Живу здесь только семь лет, поэтому пока окрестностей не изучил - таков был ответ. Да еще запугивает, мол если не заплатите, то дальше егеря вас оштрафуют. Туфта все это, если не ехать на Зюраткуль, а сразу на Тюлюк, то никаких егерей там нет, да и не проехать там никакому транспорту, кроме лошадей и велосипеда.

От деревни до поворота на знаменитый фонтан, который бьет из земли на высоту до 10 метров - 4,5 километра, на повороте беседка с лавочками. Там мы расположились на завтрак, время уже половина второго дня, поэтому на фонтан мы тоже не поехали, а дождик все же немного покапал. Дальше кордон Олимпийский, а фактически табличка на дереве и развилка. Налево дорога получше, но нам направо. Съехав вниз пару сотен метров, слева сзади увидели наверху избушку, и около нее какой-то народ копошится. Любопытно стало, и мы немного поднялись по склону вместе с велосипедами, а потом пошли уже без них. Там у избушки целый лагерь, оказывается, это пешие туристы из Мордовии, 18 человек. Пообщались, мы показали свои велики, а ребята (они пришли с Тюлюка) рассказали нам про дорогу. Теперь мы имеем отличный ориентир - тропу, которую они протоптали. Ребята были очень удивлены подвигами таких старых людей, как мы.

Поворот на Тюлюк мы все же проскочили, опомнились уже на мосту через речку Большая Калгаза, дорога хорошая, но идет совсем не туда. Нашли на карте этот мостик, прикинули расстояние до поворота и поехали назад искать его. Нашли, но с трудом, так как уж больно неявно он выглядит. Помогли следы тех ребят, но пришлось проводить сыскную работу. Дальше все и проще и сложней. Проще, потому что почти везде есть следы наших знакомых туристов. Сложнее, потому что дорога становится все хуже и хуже. Конечно, она получше чем дорога от Кытлыма, но колеи заросли и много мест с травой в воде. Еще перед нами кто-то, похоже, проехал на мотоцикле или мопеде. Но следы есть не везде, там где голые камни, мы проводим разведку, пройдя немного вперед пешком. Там, где дорога становится совсем плохой, мы изредка слышим отдаленный шум мотоциклетного мотора. Видимо, ему тоже непросто, и приходится проявлять чудеса эквилибристики, объезжая огромные лужи, а местами идти пешком.

Через некоторое время дорога начинает улучшаться, и в какой-то момент становится лесовозной, да и по километражу мы приближаемся к трассе Тюлюк - Меседы. Замечаем на обочине обжитое местечко, тут, видимо, отдыхали и обедали лесорубы. Столик, лавочки и даже свитер висит на дереве, ну и, конечно, горы бутылок. Здесь мы устроились на отдых и обед. Вскоре после этого мы подъехали к мосту через эту Калгазу и вышли на прямую дорогу до Тюлюка. Это уже настоящее шоссе, только из гравия, оно идет по берегу Юрюзани, и мы ее часто видим сквозь кусты. К восьми вечера доехали Тюлюка, из рассказов ребят мы уже знаем, что здесь бывает много туристов и с ночевкой нет проблем - есть и турбазы, и частники пускают. Отсюда уходят маршруты на Иремель.

Первым делом, въехав в деревню, отловили мужика, который заезжал к себе во двор, узнали у него, где турбаза, и попытались расспросить про дорогу на Николаевку. В результате разговора у нас сложилось мнение, что ехать лучше всего через деревню Александровку, и, в принципе, пробиться можно. На карте четыре дороги: - на Байсакалово через седловину, между Малым и Большим Иремелем, мимо горы Жеребчик, мимо горы Финагеева с востока, все время на юг, почти прямо на Николаевку, через деревню Александровка, мост через Юрюзань, хребет Бакты, мимо горы Финагеевa с запада (этой дороги и моста нет на карте Челябинской области), через деревню Александровка, по заповеднику до деревни Юрюзань, а потом на Верхнеаршинский.

Завтра нам предстоит сделать выбор, а пока едем на турбазу, которая находится на самом краю Тюлюка, в восточной его части. Там почти нет мест, но часть туристов ушли на пару дней в горы, и нас селят на их места. Заведение частное, называется приют Роза Ветров, все очень красиво и ухоженно. В подвале огромная бильярдная, во дворе русская баня, которую только затопили. Наши велосипеды ставят в подвал, и мы первые занимаем очередь в баню. Подъехали на машине два байкера из Челябинска, но общаются неохотно, даже не сказали как их зовут. У нас с этим делом проще.

От души напарившись в бане, принялись за ужин. Для этого в приюте специальный большущий обеденный стол, есть бесплатный кипяток. Постоянно работает спутниковое телевидение, можно поговорить по спутниковому телефону (мобильная связь там не работает). Взяли у хозяйки Ларисы пивка и продожили расслабление, Челябинцы рассляблялись рядом полусухим вином. Они советовали нам ехать через заповедник, на Верхнеаршинский и сказали, что завтра сами едут до деревни Юрюзань, а дальше в сторону Катав-Ивановска. Я предложил выехать вместе, но поддержки мое предложение не нашло. Тогда мы пошли спать.

17 августа, 13-ый ходовой день. Верхний Тюлюк - Александровка - Николаевка - Терлян - Белорецк. 108 км за 11 час. 19 мин., средняя скорость 9,5 км/час.
Комнатки для отдыха в приюте малюсенькие, в них четыре двухэтажных кровати. Вчера, ложась спать, расслабленные баней и пивом, забыли открыть на ночь окошко, и всю ночь снились от духоты кошмары. Выехали рано, собирались вместе с челябинцами, у них велики без багажников - рюкзаки на плечах. Говорят, что так легче управлять, но лично мой опыт этого не подтверждает. Центр тяжести поднимается, на поворотах заносит, да и устаешь гораздо больше.

Нас байкеры дожидаться не стали, да мы и не стремились к ним присоединиться. У нас свой темп, сложившийся годами, да нам еще и молоко надо было купить. Выехали-то мы без завтрака, только чайку попили. Покупая молоко, опять спросили про дорогу, и напрасно, так как ничего нового не услышали, только женщина долго искала карты и притащила, в конце концов, точно такие, как у нас. Турист-инструктор, между прочим, но больше знает дорогу на Иремель, это более модное сейчас направление. Эта инструкторша нас задержала. Ей хотелось пообщаться, показать свои знания. Ничего путного не сказала, а времени отняла уйму.

Мы, в конце концов, решили ехать через старый мост в Александровке и хребет Бакты. Про дорогу мимо горы Жеребчик никто ничего путного нам рассказать не смог, вроде, сильно заросла. Через заповедник получается приличный круг, нам все же в Белорецк надо. Вот и поехали по следам челябинцев, на Александровку сначала. Доехали нормально, дорога хоть и насыпная, но много луж и разбитая. В одном месте, на карте показан мост (самый последний перед деревней), но он давно пришел в негодность, и все ездят через очень мелкий брод. Но дно сильно каменистое, и мы не стали, ни разуваться, ни штурмовать его на велосипедах, просто накидали камушков побольше поперек и по ним спокойно перешли речку.

Перед деревней встретили двух косцов, деда и внука, отвлекли их от работы с расспросами про дорогу. Дед, как мог, рассказал нам про старый мост через Юрюзань, и как его найти. Домов в деревне немного, у некоторых стоят легковые машины, ближе к краю на дорогу выбежали две собаки, и давай на нас лаять. Собаки породистые, но пришлось обстрелять их из рогатки (ну раз русского языка не понимают) - сразу зауважали, стали хвостом крутить. На лай вышел пьяный в дупель хозяин Володя и первым делом спросил - водки хотите? Я ему говорю: мы еще не завтракали, а натощак не пьем, и тогда он стал объяснять нам дорогу. На ногах он стоял совсем плохо и карту все норовил перевернуть кверху ногами. С ним вышел его гость из Челябинска, поэт Дмитрий Сидоров. Поэт был совершенно трезвый, но ...поэт.

Поехали искать мост, за деревней хорошая проселочная дорога и, проехав немного, мы решили сначала позавтракать. А как потом оказалось, и пообедать. Устроились на месте, где то ли отдыхали косцы, то ли пикник был. Отдохнули, сгрупировались, и вперед. Сначала проскочили почти до границы заповедника, за маленьким мостиком через ручей повернули по луговой дороге к Юрюзани, полкилометра спуска и дорога закончилась. В траве стоит Нива, вокруг никого. Мы попробовали по тропе пройти еще ниже, сначала мокровато, потом гать, потом совсем сыро - ну, по колено, наверное. Вернулись сначала к машине, а потом, внимательно изучив карту, на дорогу. Оказывается, настоящий поворот, что показан на карте, мы проехали.

Чтобы точно выяснить свои координаты, доехали до границы с Башкирией, там же и граница заповедника, обозначенная воротами в чистом поле. Поехали назад, очень внимательно изучая обочину. И на середине луга нашли нужный поворот к реке. Сначала нормальная луговая дорога, через метров сто началась крапива ростом с нас, едем рядом вдоль. Приезжаем к броду, как и показано на карте, переходим ручей и что мы видим? Правильно - Ниву, стоящую на лугу. Все, круг замкнулся. Мы в растерянности, очень обидно, потеряли час времени, а цель не достигнута. Тут Ксюша (вот умница) предложила дойти к речке вдоль ручья, и точно, мы сразу там обнаружили хорошую тропу. Вот и Юрюзань, а где же мост? Пошли вдоль берега, это было нелегко, трава по плечи, сыровато, но тропа четкая и много сходов к реке. Наконец увидели и мост, совсем рядом, но еще попетляли, пока на него вступили. Большой деревянный и совершенно целый мост, да по нему еще на машинах можно ездить, только некуда. На другом берегу только еле различимые остатки дороги. Сориентировались по компасу - идем, ехать тут, конечно, невозможно.

Сначала колеи идут вдоль реки, а потом круто лезут вверх. Вот как на карте нарисовано, почти поперек горизонталей, так дорога и идет на перевал, без всякого серпантина. Много ям, поваленных деревьев, огромных валунов, местами трава по пояс. Три километра непрерывного кошмарного слаломного подъема. Очень круто и неимоверно тяжело, отдыхаем через каждые 10-20 метров. Велосипед часто приходилось нести. Пристроишь седло велика себе на бедро, и вроде так легче. На боку потом был синяк. Одна мысль - это должно когда-то кончиться.

Наконец, на высоте примерно 820 метров выходим на плато. Еще надо сказать, что почти от самой реки видим отчетливые следы туристических ботинок и это придает нам уверенности и вселяет надежду. Мы назвали эти следы следами святого Николая. На плато видим место стоянки этих туристов, возможно, здесь они ночевали. На одном из огромных валунов у дороги на плато, я делаю надпись спиртовым маркером - дату проезда. Спуск с перевала довольно пологий и качество дороги получше, поэтому, на радостях почти бежим. Но усилием воли резко снижаю темп, велика вероятность напороться на сучок, провалиться в яму и получить травму или покалечить велосипед. Тогда..., об этом даже страшно думать!

По карте должен быть поворот направо и мы все время сверяем направление движения по компасу, следим за высотой, за пройденным расстоянием и ищем глазами ответвления. Наконец, на расстоянии примерно 31 км от Тюлюка, на высоте 600 м, видим четкий поворот от основной дороги направо. Но следы туристов идут прямо. Пьяный дядька и поэт предупреждали нас - не ходить на восток, тропа идет на Иремель. По идее, все сходится, и мы поворачиваем на юг. Некоторое время все хорошо, дорога идет по явной просеке, немного вниз, похоже на траверс. Только вот трава становится все выше и скоро она уже выше Ксюшинного роста, радует, что крапивы нет. Настоящие джунгли, а мачете у нас нет.

Иду впереди, проламывая тропу велосипедом и ногами, хорошо хоть деревья не успели вырасти. Успокаивает то, что четко просматриваются колеи и просека. Местами трава сильно примята, видимо отдыхал кто-то очень большой, наверное, медведь, потому что попадается согнутая до земли черемуха. Несколько раз проваливаюсь в колеи с водой, но ноги от травы насквозь мокрые и так. Еще попадаются остатки деревянных настилов или гати.

Пробовали мы и сойти с дороги и идти рядом прямо по лесу, но там столько завалов и сырости, что вынуждены были вскоре вернуться на дорогу и продолжить с остервенением проламывать себе путь в гигантской осоке. Идти приходилось чрезвычайно тяжело. Прокладывал дорогу как ледокол! Голени посечены травой, и кровавые ранки облепили мухи... Когда вспомнил, что надо сфотографироваться, заставил Ксюшу пройти вперед, она два шага сделала и все, никак - трава не пускает.

Продирались вечность, хотя по карте 1,5 - 2 км. Через три или четыре километра, а может и меньше, видим впереди долгожданный просвет и небольшой подъем. Травы больше нет, на дороге хороший укатанный гравий. Все, можно даже ехать, но все звездочки и переключатель напрочь забиты травой. Тогда еду как на самокате. Дорога просто улеплена грибами, и мы едем прямо по ним. Пытаюсь собрать немного, но Ксюша торопит, да и сам понимаю, что надо спешить. Поэтому останавливаюсь и очищаю велик от травы, тучи мух сразу облепляют поцарапанные ноги. Они не кусают, а только щекочут слизывая кровь.

Наконец едем, дорога тем временем резко поворачивает на восток, а нам надо на юг, но деваться некуда. Видим первые признаки человеской деятельности, колеи от телеги, мотоциклетный след, на лугах жерди под стога. Лес здесь не такой густой уже, на дороге стали попадаться большие лужи, значит, здесь уже иногда ездят большие машины. Да и дорога постепенно поворачивает на юго-восток, вот и первые стога на лугу. Переходим вброд какую-ту речушку и опять едем на восток.

По компьютеру, по расчетам и по времени мы уже должны быть на трассе, а едем по лугу, и справа стена леса. Окончательно дезорентированные, движемся на автомате, по инерции, ну куда-нибудь эта дорога должна нас привести. И вдруг, справа метрах в 50, по краю этого леса, проносится на приличной скорости Волга - оказывается мы уже давно едем паралельно трассе Верхнеаршинский - Белорецк, но отсутствие машин и лес скрыли ее от нас. Там даже электрические столбы вдоль дороги стоят, теперь-то мы замечаем даже насыпь и спазм сжимает горло. Мы радовались, как сумашедшие. От радости на глазах появились слезы. Но расслабляться еще рано, до темноты меньше двух часов, а до Белорецка 60 км. И практически сразу слева видим людей, они грузят на машину сено, но нам уже нечего у них спрашивать, выезжаем на грейдер и мчимся, упиваясь скоростью.

Смотрю на компьютер, всего 15 км/час, а кажется так быстро, потом 20 - просто бешеная скорость, после пешего рейда по зарослям тайги. И тут накатывает голод, начинаем ощущать, что ноги наши совсем мокрые, поэтому на первом же удобном бревне на обочине приводим себя в порядок. Переодеваем носки, надеваем на сухие носки полиэтиленовые пакеты и еще обертываем это все газетой, потом холодный ужин - мясо, печенье, зеленый чай, приготовленный с вечера. И опять мчимся под горку аж со скоростью 25 км/час, на большее уже нет сил и малейший подъем нас почти останавливает.

Николаевку проезжаем еще засветло, крупное ухоженное село, много лошадей. В сумерках въезжаем, как мы думали в Терлянский, а оказалось это еще Совхоз. У нас почти закончилась вода, осталось только для промытия ран в случае падения, поэтому на колонке набираем литр и еще удается купить в закрывающемся магазине два литра сока, один из которых мы тут же и выпиваем.

Прoезжая мимо Терляна (шоссе в него не заходит) прилаживаем на каски фонари, уже совсем темно. Пока нет машин все замечательно и можно ехать 15-18 км/час, но встречный свет слепит нас и скорость приходится снижать. От Терляна хороший асфальт, но дорога, неожиданно для нас пошла в гору. Я почему-то думал, что будет спуск и твердил об этом всю дорогу: мол вот доедем до Терляна, а там асфальт и спуск - отдохнем. Из последних сил вползаем на перевал 690 метров. В глазах желтые круги, поэтому долго отдыхаем. Резко похолодало, +7, над головой яркое звездное небо, красота необыкновенная, но все дрожит от усталости и холода.

В прошлый поход по Уралу мы спутали выезд из Белорецка и доехали почти до Терляна. Шоссе было замечательное, но шло все время вверх. Очухались мы только когда увидели плакат, что строительство дороги до Терляна ведет такая-то организация. К Белорецку слетели в полчаса. Помня все это, мы думали - нам бы только до Терляна дотянуть, а там и город и гостиница и душ. Покой и отдых... Усталость такая, что в голове стоит звон. Глаза отведешь на обочину или лес, и с трудом потом фокусируешь на дороге. На работе, каждый раз, когда я прихожу из отпуска, народ риторически спрашивает - как отдохнул? Ну что им можно ответить, вспоминая сегодняшнее состояние: до полного изнеможения!

На спуске крутить уже не надо, другая беда - жутко мерзнут руки и немеют ноги, ломит от усталости и холода шею и плечи над лопатками. И опять останавливаемся, на этот раз, чтобы согреться. Наконец, над дорогой показались огни Белорецка. К часу ночи мы уже в городе, а еще через полчаса в теплом, уютном номере. Мы знали куда стремились, в Белорецке отличная недорогая гостиница с приветливым персоналом. А горячий душ, после такого экстрима, ни с чем несравнимый кайф.

18 августа, Отдыхаем. Белорецк.

19 августа, 14-ый ходовой день. Белорецк - Серменево - Узян - Кага - Байназарово - Старосубхангулово (Бурзян). 141 км за 10 час. 31 мин., средняя скорость 13,3 км/час.
Ну вот, мы и в Башкирии, в этой гостинице ночуем уже третий раз, просто какой-то оазис в капиталистической пустыне. И не дорого, и уютно. Да и в Башкирии нам тоже хорошо, здесь в отличие от России гораздо меньше мусора на дорогах, все ухожено, нет битого стекла. Не знаю, как здесь жить, а отдыхать комфортно. Я имею в виду активный отдых, а не прожигание денег в ресторанах. Хотя жажда наживы любой ценой проникает и сюда. Вчера на рынке, когда покупали мед, одна пчеловодка пыталась всучить мне подделку, но слава Богу обоняние еще не потерял. Я ей так прямо и сказал, что мед у нее не настоящий, так обиделась вроде, губы поджала - ах оскорбили недоверием. Но настоящий башкирский мед ни с чем не перепутаешь, стоит только один раз попробовать! А Ксюша в Сатке купила себе новые босоножки, так они к вечеру расклеились, и теперь она вместо одних полуразвалившихся возит двое - не может никак решить, какие выкинуть.

Сегодня мы решили доехать до Бурзяна, а это около 140 км, но дорога идет по плато, и наверняка везде асфальт, так как Старосубхангулово это любимое место отдыха Башкирского президента. С асфальтом я верно угадал, а вот с плато... Это только на карте оно ровным кажется, а фактически это непрерывная череда спусков и подъемов, и нет ни одного метра ровной поверхности. По такой местности ездить нам еще не приходилось. Или летишь вниз с бешеной скоростью, или заползаешь вверх на передаче 1:2, 1:1. Причем глубина и крутизна спуска, а следовательно, и подъема такова, что с ходу забраться на бугор не получается. Но спускаемся мы, конечно, гораздо быстрей. В результате получается, что по времени мы все время поднимаемся. Но это началось, в основном, после Каги. А утром, когда выехали из Белорецка, над дорогой стлался туман, было тихо, и мы наслаждались красивой местностью.

В Серменеве мы купили молоко, кое-что из продуктов, и поехали искать местечко, где бы можно было позавтракать. Тумана уже нет и в помине, все сильнее припекает солнце, а место все не попадается, то одно не нравится, то другое. Наконец, отчаявшись, и почти в полуголодном обмороке, после очередного подъема, просто сворачиваем на обочину и располагаемся прямо на траве, загородившись от шоссе, небольшим бугорком.

Дальше едем вдоль реки Белой, поворачивая по большой дуге на юг. Чем дальше продвигаемся, тем красивее становятся пейзажи, глубже и чаще спуски и сильнее встречный ветер. Перед Узяном головокружительный спуск, тут мы уже были раньше, только заезжали со стороны Узянбаша. Тогда, мокрым и грязным, нам дала приют тетя Рая, и мы решили навестить свою случайную знакомую. Но для начала зашли в магазин за гостинцами и разведать обстановку. К сожалению, Рая умерла года полтора назад и родственики продали дом, а на вид крепкая была женщина. Грустно...

До Каги мы тоже доезжали, но сейчас едем, как в первый раз, в памяти ничего не сохранилось. Так всегда, когда дорога хорошего качества, все быстро забывается, поэтому мы все реже и реже стали ездить по асфальту. Легко пришло, легко и уходит. Хотя дорогу от Каги легкой не назовешь, усилился встречный ветер, нарастает усталость. Едем практически на автомате, если на севере мы ехали в постоянной тревоге за направление, мучались на развилках, то здесь этого нет. Путь наш предопределен, хватило бы сил - мозги отдыхают.

Перед Кагой, спускаясь к реке Белой, видим турбазу Агидель, выглядит очень прилично. Как потом мы узнали, теперь здесь отдыхают дети, но переночевать пускают. И еще в Каге открыт прокат горных велосипедов, и есть маршруты на лошадях, об этом нам рассказали жители на колодце, а также о том, что на границе с Бурзянским районом есть придорожная шашлычная. Может быть, удастся сократить время и усилия, затрачиваемые на обед. Но подъем следует за подъемом, голод все сильнее, а границы все нет. Жарко, проезжая очередную речку, видим спрятавшихся под мостом в тени нескольких лошадок. Эх, прокатиться бы здесь неторопясь, с попутным ветерком, да еще без груза, попить кумысу, потусоваться в деревнях.

Увидев навес со столиком и лавочками справа от дороги, располагаемся на отдых. Кипятим воду на суп и на чай, обедаем. Этот навес даже на карте показан, только слева. До шашлычной, как потом оказалось, мы не доехали всего метров триста. И правильно сделали, так как там кроме беседки ничего не было, а мусора побольше. Беседка новая, а надписей побывавших тут уже набралось изрядное количество. Чем ближе к Бурзяну, тем разнообразнее природа вдоль дороги. То едем через обширные ухоженные поля, то вдоль реки, то в неглубоком ущелье - все это красиво и разнообразно. Проезжая по мосту через реку Белая, из деревни Байназарово в Кургашлы, видим на реке группу водных туристов. Видимо, они заходили в магазин за продуктами и только отчалили.

Под вечер очень устали, доканывает встречный ветер, даже на спуске приходится подкручивать, все равно больше 45 км/час разогнаться не удается, а когда выползаем на гребень, встречный порыв почти останавливает. Нам очень нравится кумыс, но проезжаем мимо указатель: Кумыс 300 м. Мысль, что надо свернуть с дороги, может быть опять куда-то подниматься, вызывает внутренний протест, и мы едем дальше. Кстати, чем ближе мы приближаемся к райцентру, тем хуже народ говорит по русски, кроме башкир здесь живет много татар. К Старомусятову подъезжаем в сумерках, прилаживаем фонари, утепляемся, так как предстоит длинный и крутой спуск.

Наконец, въезжаем в Бурзян, в первых же домах пытаемся узнать насчет гостиницы, нас посылают совсем недалеко, но там только поликлиника и пожарная часть. Проехав чуть дальше, спрашиваем еще, теперь нам говорят, что надо ехать в центр. В центре народу побольше, но толком никто ничего не знает. В результате нашли две частные гостиницы, но в одной из них нет хозяина, а в другой нет ключей, которые у хозяина, который где-то дома. Там, где нет хозяина, есть башкирская девушка Гюзель, которая без Сергея (хозяин) не знает, сколько стоит.

Тогда Ксюша посылает меня искать еще, я иду и нахожу ту, где нет ключей, но есть охранник Дамир. Я посылаю его за ключами, он звонит из соседнего магазина хозяину и уходит. Через некоторое время прибегает Ксюша и говорит, что Сергей приехал и пускает нас бесплатно. Вы не утомились читать? А теперь представьте нас: мы проехали 140 км по горам, устали как собаки, время уже около полуночи - так что терпите... Я остаюсь ждать Дамира, а то неудобно как-то получается, он прибегает, я дoлго извиняюсь, и иду к теплой компании. Там Сергей пьет пиво, Гюзель чистит грибы и конца болтовне не видно. Наконец, мы, не умывшись даже, укладываемся, а они еще ходят, ходят. Потом богатырский храп Сергея и едва начало светать они уже опять ходят, ходят..., ну разве это отдых. Зато бесплатно.

20 августа, 15-ый ходовой день. Бурзян - Киекбаево - Гадельгареево - Кумертау. 52 км за 5 час. 30 мин., средняя скорость 9,3 км/час.
Дом, где мы ночевали, только называется гостиницой, на самом деле это обычный большой деревенский дом, разгороженный фанерными перегородками на отсеки, и там стоят кровати. Есть общая кухня, туалет во дворе, водопроводная колонка на улице, рядом. Раньше этот дом действительно использовался как гостиница, но был продан, а мы приехали в момент перестройки, и кровати просто не успели вывезти. Гюзель вчера вечером вообще сначала даже дверь нам не открыла, но потом нам удалось ее разжалобить, и она нас впустила внутрь.

Сегодня они с Сергеем уехали в пять утра, так что после них удалось немного поспать. Мы попили чаю с бутербродами, закрыли дом и пошли относить ключи и покупать молоко на рынке. Пока Ксюша ходила по рынку, я разговорился с двумя местными татарами. Мужики среднего возраста очень заинтересовались нашими велосипедами, а меня интересовала дорога от Иргизлы. Когда мы выбирали маршрут по карте, нас одолевали всяческие сомнения, проедем ли. Мужики подтвердили, да, дорога вполне проезжая, только в Кутаново для машин брод (их там перетягивают канатом), но существует подвесной мост для пешеходов.

Ободренные, мы двинулись искать выезд из Бурзяна. Нашли мы его быстро, правда, для этого пришлось вернуться почти в начало деревни. Асфальт кончился еще на повороте, вдобавок заморосило. Поднявшись на бугор к последним домам, мы переоделись под дождь и вышли на оперативный простор. И тут выяснилось, что вчера мы израсходовали почти все свои ресурсы, а восстановиться не успели. К тому же перепады высот стали больше, а дорога значительно хуже. Настолько хуже, что даже машины едут по ней с трудом. Много сильно выступающих довольно крупных камней, то и дело попадается сыпучка, а в конце спусков машины все раздолбили, и приходится перед подъемом сильно притормаживать, поэтому в гору часто приходится идти пешком. И поняли мы, что вчера были цветочки, а ягодки вот они, и что или мы что-то придумываем, или будем идти по этим горам до конца своего отпуска.

Тем временем Киекбаево мы все же проехали, машины тут очень редко ездят, больше легковые попадаются да "Газики". "Урал" попутный прошел еще утром, но тогда мы завтракали на обочине, и пока соображали, машина уже уехала. И с тех пор ни одного грузовика. До Гадельгареево мы все же доехали стиснув зубы, рискуя раскрошить их от жуткой тряски. Въехав в деревню, стали сразу искать дворы с машинами. Мы обошли все, где что-либо напоминало о машинах - безрезультатно! В большинстве случаев техника сломана, у некоторых нет горючего, у одного мужика кто-то уехал на сенокос и вернется только после восьми. Мужик уже начал подсчитывать, сколько он на нас заработает, и блаженство проступило на его челе, но узнав, что до вечера мы ждать не можем, почти рвал на себе волосы. Гадельгареево очень большая деревня, но мы не смогли найти там машину и поехали дальше, нам сказали, что из Иргизлы мы наверняка сумеем уехать на машине до Мраково, а там уже начинается асфальт.

Выехали мы за околицу, залезли на гору, потому что все деревни тут расположены во впадинах, и кондыляем себе обреченно с камушка на камушек. И тут из-за бугра появляется вахтовка, это "Урал" с пассажирской кабиной вместо кузова. Провидение сжалилось над нами и послало нам спасителя в виде молодого парня по имени Андрей, который возил туристов к пещерам и теперь возвращается домой в Салават, и нам по пути. Он без разговоров разрешил нам залезть в кузов, только предупредил, что торопится, и миндальничать на дороге из-за нас не будет.

В кабине уже сидели попутчики, а мы прекрасно устроились в кузове. Рюкзаки сняли, а велосипеды привязали эспандерами к сиденьям. Преисполненные чувства благодарности мы были счастливы. Это было блаженство. Сидишь, вжавшись в мягкое сиденье, широко расставив руки, крепко ухватившись за поручни, и дремлешь, а машина несется по этой жуткой дороге, все трясется мелкой и крупной дрожью, и грохот стоит невообразимый. А с наших лиц не сходит блаженная улыбка сквозь дрему. Краем глаза еще следишь за своими вещами. Как все относительно. В таких походах по настоящему начинаешь понимать, что лучший повар - голод, а лучшее снотворное - усталость.

Через какое-то время Андрей подобрал еще одну попутчицу, девушку-башкирку, она села рядом с Ксюшей, и они долго ворковали. Как ее зовут, мы не спросили. Работает учительницей начальных классов в Бурзяне. Рядом со школой снимает комнату - из дома не наездишься. На выходные на попутке домой. Училась в спортивном интернате (гимнастика). Со спортом не сложилось, но она не унывает - работа есть, родители рядом (46 км), любимый человек в соседней деревне живет (всего километров десять), познакомились и встречаются на дискотеках, но замуж пока не собирается, хочет дальше на учителя учиться. Кстати, Андрей сразу предложил довести нас до Кумертау, хотя просились мы только до Мраково. Мы сначала возражали, а потом, рассмотрев как следует карту, все же поддались соблазну (слаб человек до халявы). Ветер к этому времени образовался западный, вот мы и подумали, что лучше все-таки в таком случае ехать на юг.

Ехали, смотрели на дорогу. А дорога замечательная. Есть места, как на Красную Поляну дорога - с одной стороны обрыв, с другой скала, есть красиво оформленные родники. И вообще, я не знаю по какой дороге мы ехали от Иргизлы, но я хочу там поездить на велосипеде. Если бы не погоня за временем и не крайняя усталость, мы смогли бы все разведать. От Мраково асфальт, тут для нас совсем лафа наступила, поэтому не помню, как и доехали. Какая классная машина "Урал", в горах просто зверь, там подъемы такие, что даже она с трудом забирается, а как мы реку форсировали! Метров сто мы ехали прямо по руслу (там въезд и выезд сильно смещены), так волна даже капот заливала - зрелище феерическое, гигантский веер брызг от лобового стекла, и даже не кашлянул. И на асфальте только рокот от протекторов да ветер свистит.

Андрей высадил нас за Бугульчаном, как только выехали на трассу Кумертау - Мелеуз. И хотя он отказывался, мы ему все же немного заплатили (хорошие дела надо поощрять). Да он нам целый день сэкономил, а сил сколько! Дай Бог ему здоровья и успехов в жизни! При высадке произошел неприятный инциндент по моей вине. "Урал" машина очень высокая, и, подавая велосипед, я слишком рано выпустил его из рук, Ксюша не смогла правильно его поймать и передняя звездочка вонзилась ей в бедро. Мы были на волосок от катастрофы, но, слава Богу, все обошлось без последствий. Рано расслабился, проявил недопустимую небрежность, каюсь. Замазав раны, мы перекусили и поехали потихоньку, куда теперь торопиться, всего 12 км до города. Ну, до гостиницы немного больше получилось, да это уже не имело значения. Приехали засветло, гостиница у автовокзала, заселились, постирали все что нужно было. Хорошо.

21 августа, 16-ый ходовой день. Кумертау - Октябрьское - Татарская Каргала. 127 км за 7 час. 26 мин., средняя скорость 17 км/час.
Гостиница прямо на автовокзале, поэтому в 6.40 начал орать диспетчер, да еще комары, несмотря на включенный фумитокс, докучали. Но все равно хорошо, только спали мало. Собирались долго, погода здесь весьма теплая, поэтому накипятили зеленого чая в дорогу. Для нас это лучшее спасение от жажды, синтетикой (кола, пепси, спрайт, минералка) хорошо унитазы чистить, а чай с травами и бодрит, и освежает, и жажду утоляет, и не дает большой нагрузки на сердце и почки, так как его много и не надо. Все постиранное за ночь высохло, попили чайку и поехали на ж.д. вокзал, посмотреть, что куда отсюда едет.

В нашу сторону ничего, только на Тюльган и Стерлитамак. Ну что ж, не больно и хотелось, едем часто под горку и, кажется, впервые за эту поездку попутный ветер. Тепло. Дорога неширокая, но машин мало, вдоль трассы много торговли, продают мед, огурцы, картошку, лук. Молоко нынче не покупали, еще с Бурзяна возим какую-ту гадость, которую Ксюше продали в магазине под названием кумыс. Пить невозможно, до чего кислый, выбросить просто забыли. Завтрак и обед совместили, а так как едем по трассе, то зашли в кафе, сначала в Ермолаево, но там еще оглоедов из милиции не покормили, а ждать мы не стали.

Потом пошли Отрады, сначала Новая, потом Башкирская, и потом Старая. Вот в какой-то из них мы и приземлились, встретили нас приветливо, велики разрешили в уголок поставить при входе. Выбор блюд офигенный, ну мы и набрали! Щи, каша гречневая смясом, по огромному жареному окорочку, я еще кусок жареного минтая, по чаю, Ксюша еще кофе и пирожное. Я вот там раньше писал, что общепитовская еда быстро кончается, так вот здесь мы ошиблись - этой нам хватило на весь день, а некоторым (не буду показывать пальцем) пришлось таблетки пить от обжорства.

И все-таки, к пяти часам доехали мы до райцентра Октябрьское. Очень тепло. На самом въезде кемпинг, душ на улице. Заехали мы на вокзал (разъезд 24 км) и тут, так как едем-то вдоль железной дороги, но там посредине зала ожидания остатки костра, по углам нагажено и больше никакой информации. Едем до следующего райцентра, а это Сакмара. До нее всего 60 км. Перед Октябрьским стрельнули на заправке бензина, 600 мл, так на всякий случай. Трафик тут еще меньше, и населенка гораздо реже, поэтому, когда кончился чай, долго ехали до Имангулово, чтобы набрать воды и купить литр яблочного сока. Тоже, конечно, синтетика, но что делать.

Здесь мы проезжали мимо горы Фавор с надписью "СЛАВА ТРУДУ". Ближе к повороту на Сакмару оживилась придорожная торговля, появились шашлыки и придорожные забегаловки. Ну, у нас еще обед не до конца усвоился, поэтому на ужин обошлись фисташками и томатным соком. На самом повороте придорожное кафе, и мы решили уточнить, стоит ли ехать в эту самую Сакмару, а то что-то жарко стало. И какой-то сильно подвыпивший, сильно подозрительный клиент этого кафе, рассказал нам о профилактории за деревней Татарская Каргала. Очень сомнительный субъект, но мы ему, как ни странно, поверили, и правильно сделали.

Шикарный был когда-то санаторий-профилакторий, пруды, зимний сад, хорошая мебель, ковры, даже наглядная агитация сохранилась. Зимний сад еще живет, но все остальное уже сильно порушено, в пруду остались только один черный лебедь и один гусь, попрошайничают на пару. Мебель большей частью поломана, окна побиты, радиаторы отопления разбиты. Здание охраняют люди из Орска, они же оформляют жильцов.

На входе в профилакторий - Потемкинская лестница, и когда Ксюша корячила свой вел наверх, один молодой джентельмен решил ей помочь. Парень был поражен весом велика и что она с ним справляется. А что делать-то. Хотя, если вовремя избавится от двух пар рваных сандалет - рюкзак стал бы на один килограмм легче. При входе нас встретила большая компания подвыпившей молодежи, приехавшей сюда на выходные, которая очень оживилась при нашем появлении (ну скучно им). Но у нас это энтузиазма не вызвало и мы уговорили охрану на поселение в самый дальний и тихий уголок на третьем этаже. Там мы затаились, потому что нет страшнее зверя чем пьяный человек, особенно в стае, и про нас забыли. А мы накипятили воды, помылись, поужинали, все тихо и спокойно, ванная и туалет рядом, чистое белье нам выдали, что еще путнику надо.

22 августа, 17-ый ходовой день. Татарская Каргала - Оренбург - Соль-Илецк. 106 км за 6 час. 59 мин., средняя скорость 15,2 км/час.
Ну, наконец-то удалось полноцено отдохнуть. Быстро собрались и выехали, с утра уже очень тепло. Вот и Оренбург. Достаточно быстро нашли проспект Терешковой, а там и вокзал недалеко. Оренбург, красивый, но запущеный город, дороги просто ужас, канализационные люки большей частью отсутствуют. Не знаешь куда смотреть, то ли вокруг, то ли под колеса, потом приспособились, просто поехали по тротуарам. Названия улиц не рязглядишь, буковки мелкоскопические, прям хоть бинокль вози.

До Соль-Илецка ходит местный поезд, уходит с Оренбурга в 19 часов, еще можно доехать на маршрутке, но нам это ни к чему, у нас свой транспорт. Проехав до вокзала почти через весь город, мы решили, что достаточно с ним ознакомились, и стали искать выезд в нужном нам направлении. На улице Чичерина заскочили в гостиницу, посмотрели цену, все вроде устраивает, и вокзал близко, но в подробности не вникали. Удачно выехали, только вот мост через реку Урал на ремонте, и мы сгоряча рванули вместе с машинами. В спешке я не заметил огромной глубокой ямы, и только вилка спасла меня от катастрофы, а то быть бы мне под автобусом.

Проехав мост, остановились на окраине города перекусить, а то дальше степь да степь кругом, и населенки совсем мало. Взяли в магазине вкусного хлеба и по йогурту - нормально пошло, а то уже жарко. Хорошо хоть ветер встречный, конечно, ехать тяжелее, но на жаре при попутном ветре перегревается голова, даже в шлеме. И не спасает шапочка, обильно смоченная водой. При встречном ветре все нормально, вода испаряется и голове прохладно, а каска хорошо защищает от прямых солнечных лучей.

Дорога хорошая, машин немного, да и те объезжают нас по встречной (кроме треллеров), видать велотуристы здесь большая редкость. Хоть и степь, а все время едем немного вверх, в Оренбурге высота была около 80 метров, а перед Соль-Илецком уже 220. Пустячок, а напрягает. Очень жарко. Хорошо бы арбузика, но на протяжении километров семидесяти никаких признаков. Где-то посередине дороги зашли в придорожное кафе, которое держит армянская семья, арбузов нет и у них, зато великолепный ледяной хлебный квас (сами делают). Полтора литра пошли на ура, но не на пользу. Я предупредил Ксюшу, чтобы пила аккуратней, да толку-то, конечно простудилась.

Перед самым городом пошли арбузы, умяли 4 кг, даже не заметили как. За 7 км начинается длинный спуск, прямо до озер, ради которых мы сюда и приехали. Повсюду плакаты "Вас приветствует город-курорт". Еще за городом стоят машины с плакатами о сдаче жилья. Почти на каждом доме висит объявление: "сдаются комнаты". Подъехали к озерам, они окружены двухметровым забором, проход через турникеты, как в метро, вход платный. Прямо на берегу (до забора, конечно) частная гостиница, оказалaсь забитой под завязку, зато горячая вода и вообще все удобства.

Пошли по частникам, предложений много, а выбрать нечего. Все, что есть, вместе с хозяевами или вообще закутки какие-то. Нам нужно отдельное помещение, пусть небольшое, пусть без удобств, но обязательно отдельно, а не шалманом. Искали больше часа, методично прочесывая улицу за улицей, уже почти отчаялись и хотели ехать в муниципальную гостиницу, к черту на куличики к вокзалу. Но повезло, совсем недалеко от входа на озера, на улице Уральской, нашелся маленький сарайчик. Он, конечно, был занят, но Анатолий из Магнитогорска уезжал наутро и любезно переехал в дом к хозяевам на одну ночь. Туалет во дворе, стены все в дырках, зато проветривается хорошо. Есть даже "душ", на самом деле огороженный закуток с ковшиком висящим на стене, воду надо приносить с собой.

С водой вообще проблема, за ней надо ходить на колонку, для этого есть бидоны и специальная тележка. Во дворе стоит для общего пользования газовая плита, и на ней почти непрерывно кто-нибудь греет воду. В каморке нашей мух оказалось немерено, несмотря на марлевый полог, поэтому первым делом я принялся за их уничтожение. Хозяйка, увидев мой энтузиазм, притащила мухобойку. С применением малой механизации вскоре с этими тварями было покончено, а то они уже кусаться начали. Так что шикарно разместились.

С Анатолием мы быстро нашли общий язык, ну, о чем обычно говорят старики на курорте - о болезнях, конечно. Он оказался младше меня на год и тоже приехал лечить колено, правда, на машине. Мы сходили с ним по воду и долго разговаривали за жизнь. Да, совсем забыл сказать, зачем мы вообще сюда приехали, не для благозвучия, конечно, Соликамск - Соль-Илецк. Здесь до сих пор добывают соль, а на месте выработанных карьеров образовались озера, соленые, очень соленые, солоней чем Мертвое Море в Израиле. А климат здесь сухой, поэтому образовалось сочетание, очень полезное для здоровья. Похожее место есть на Украине, называется Солотвино, мы там были много лет назад. Ксюша в Соль-Илецке тоже была, но давно, и кое-что рассказывала, но за давностью лет многое из памяти стерлось, вот мы и решили обновить информацию, а заодно и подлечиться. Действительность превзошла все ожидания.

23 августа, Лечимся. Соль-Илецк.
Вчера мы все разузнали о здешних порядках, что-то увидели сами, что-то рассказал Анатолий. Для прохода на озера надо брать билеты, причем есть озера с водой, а есть с грязью, и вход и плата отдельно. Мы решили начать с воды, а уж грязь-то мы где хошь найдем и сами. По пути купили арбуз, килограммов на девять, полтора литра кумыса. Заехали через машинный вход, проехались вдоль озера и выбрали место, где можно (в случае чего) спрятаться от солнца. Берега неплохо благоустроены, много едальных точек, есть кабинки для переодевания, туалеты. Еще есть душевые, но посещения их платные. Цена пока небольшая. Вся территория достаточно хорошо убирается, но там ничего не растет, все выжжено солнцем и солью.

Первое купание повергло меня в шоковый восторг, там практически невозможно плавать. Тело совершенно не погружается в раствор, поэтому руки и ноги плохо загребают, голову приходится держать высоко над водой, иначе жутко начинает щипать глаза, нос, губы. И вобще если на теле имеются какие-либо малейшие повреждения, то их сразу начинает щипать. Я потом приспособился немного и плавал на спине, со всеми мерами предосторожности, чтобы не брызнуть на лицо. Но самое поразительное, там можно просто ходить по воде, ну не как Христос, конечно, а просто идешь сначала по дну, а когда вода доходит примерно до груди, погружение прекращается и ты повисаешь. Если не дергаться, а аккуратно продолжать перебирать ногами и помогать руками сохранять балансировку, то можно медленно передвигаться оставаясь в вертикальном положении. А можно еще качаться в вертикальном положении, и еще просто сидеть полупогруженным и тоже качаться, как поплавок. Балдеж и восторг. Но сначала щиплет - заживляет значит.

Когда выходишь на берег, то рассол быстро высыхает и покрывает тело толстой ровной искрящейся на солнце коркой. При движении соль начинает осыпаться, с характерным шуршанием. Вещи и велики мы спрятали в тень от торгового павильона, там и отдыхали большую часть времени, иногда купаясь и немного загорая. Ведь за исключением немногих мест кожа наша солнце видела очень мало. Озеро тут не одно, недалеко есть еще, менее соленое, ходить по воде там нельзя, но и утонуть тоже.

Многие, искупавшись в более крепком рассоле, ополаскиваться ходят туда. Во втором озере к тому же грязь добывают, намазывают больные места и ходят, лечатся, некоторые с ног до головы больные получаются. Вообще очень много пожилых и старых людей, и вот что поразительно, они целый день сидят на солнцепеке, и хоть бы хрен по деревне. Мы поражались глядя на них, сколько они тут здоровья нагуляли, если такую жару выдерживают. К некоторым, правда, все же врача вызывали, но это редко, видимо, только приехали и еще не оздоровели как следует. Мы же тем временем принялись за арбуз, но вот что значит в дороге ослабли совсем, на такой жаре (40C) не смогли его одолеть до конца, как ни старались, так и пришлось домой везти обратно. Велочехол постирали, а то он у нас после Еквы еще не просох и подплесневел немного. Так мы рассольчиком его и на забор - все выело, к концу дня как новый стал.

Так мы оздоровлялись до самого вечера, а потом домой поехали и по пути в магазин заглянули. Я уж не помню чем мы там вечером оздоровлялись, то ли пиво, то ли вино. Интересный разговор состоялся у меня с местными мужиками, пока Ксюша за покупками ходила. Ну сначала как всегда, сколько скоростей, как быстро может ехать (про велосипеды, конечно). Про маршрут им бесполезно рассказывать, они дальше Оренбурга ничего не знают. А потом, когда Ксюша уже пришла, один и говорит, вот мы вчера двух велосипедистов на трассе видели, тоже сюда ехали, одеты так классно, ну во-още настоящие рыцари! Спрашиваю: в касках, а куда они делись, как выглядят, на нас не похожи? Нет, говорит, те молодые были... И тут его осенило, это надо было видеть, его лицо, такого изумление я видел только на картинках. Вы что ли? Я ему на прощанье сказал: катайтесь на велосипедах, а не на машинах и вы будете так же молодо выглядеть до самой старости. Как форма преображает человека, когда одеваю ее, внутренне становлюсь моложе лет на тридцать. Оказывается, это заметно и со стороны.

24 августа, 18-ый ходовой день. Соль-Илецк - Оренбург. 81 км за 5 час. 03 мин., средняя скорость 16,1 км/час.
Вчерашнее резкое расслабление не пошло на пользу, сегодня силы оставили нас. У Ксюши начался кашель (последствия ледянного кваса). С утра пасмурно, и идти купаться не хочется, вот мы и не пошли, хотя еще вчера собирались, я там даже пакетик с лечебной грязью закопал. Потихоньку прогулялись до рынка, купили еще меду, хотя здесь он не такой ароматный, как в Башкирии. Взяли три литра кумыса в качестве гостинца. Ксюша купила две каких-то фигни из верблюжей шерсти для мамы. Потом долго собирались, обедать сходили в пельменную - вполне приличная еда, и около трех часов дня выехали.

Еще вечером заселились новые жильцы и своей машиной перегородили дверь нашего сарайчика. Вот из-за таких водителей пробки на дорогах и происходят. Полчаса пыхтел, паркуя свою железяку, сам весь в поту вылез, и все равно не пройти не пролезть, так поставил. Отчасти поэтому, когда выносили вещи, стукнулся я (вроде несильно) правым бедром. Ну потер, как всегда, не впервой, пройдет. Не тут-то было, уже через сто метров, жуткая боль распространилась на всю мышцу. Это не была судорога, в покое нога почти не болела, поэтому пришлось остановиться, присесть на лавочку и натереть всеми имеющимися у нас средствами (гель от радикулита, бишолин).

Кое-как выехали из города, и там снова стало совсем больно. Свернули на обочину, и я попытался расслабиться, лежа на траве. С помощью "ношпы" удалось снять острую боль, но ногу через раму пришлось перетаскивать руками, и проковырялись мы таким образом аж до половины пятого. Тем не менее поехали, сначала очень медленно, но постепенно раскатились. Ветер боковой, и, проехав семь километров в гору, поехали под уклон до самого Оренбурга. Сзади нас стимулировала огромная сине-фиолетовая туча.

Перед Ельшанской последние развалы дынь и арбузов. Купили большую дыню и попытались оторваться от грозы. В районе Розенберга нас все-таки догнал моросящий дождь, и начались сыльные порывы ветра. Пришлось укрыться на автобусной остановке, а чтобы не терять времени, прикончили дыню. Молнии сверкали и грохотали совсем рядом. И ехать, и сидеть в железной коробке - страшно. Гроза прошла в основном стороной, ветер стих и стал попутным, около тридцати тепла, моросящий дождь. Мы едем дальше, я с остатками боли в ногах, которая перемещается по всем крупным мышцам, а Ксюша с соплями и кашлем.

Вчера обнаружил, что у нее на багажнике лопнула вторая стойка, первая отвалилась еще раньше (не помню уж где) - прикрутил проволокой, вроде нормально держится. Последние 35 км ехали с ветерком в обалденном аромате полыни. На глазах высыхает мокрое шоссе, изредка проносятся машины, объезжая нас на приличном рассстоянии. В Оренбург приехали вечером, мост через Урал проехали на этот раз вместе с пешеходами. На улицах полно байкеров, ездят, выпендриваются, приятно смотреть. Мы сразу на улицу Чичерина в гостиницу Мечта. Ксюша пошла оформляться, и тут выясняется, что за велосипеды надо платить отдельно. И сказано это было в таком тоне, что у нас сразу отпала охота здесь селиться. Администратор прямо вопила: ваши грязные велосипеды в наш дворец!... Ксюша, конечно, такого хамства не вынесла, и они начали интенсивно препираться. После этого нам оставалось только уехать.

B Турции нас тоже, помнится, не пустили с велосипедами в номера, но сказано это было извиняющим тоном, и денег с нас за их хранение никто не требовал. Да и не грязные у нас велосипеды вовсе, вот рюкзаки те действительно собрали грязь со всего Урала. Бывало, пока донесешь их до номера, руки потом мочалкой отмываешь. Поэтому мы предпочитаем их вообще не снимать, чтоб не пачкаться.

Узнав у этой же тетки адреса других гостиниц, поехали дальше, а время уже девять. На улице Кирова гостиница потребсоюза - все занято. На улице Невельской, за ОВД - нет мест, только в 4-х местном номере с подселением. У вокзала видели еще одну гостиницу ("Факел"), но мы до нее не доехали. Ксюша договорилась на самом вокзале, нас пустили в комнаты отдыха для пассажиров, велики и здесь отдельно. В некоторых из этих комнат идет интенсивный ремонт, в туалетах нет света, в мужском нет воды, но народу мало, и я в женском помылся. Комнаты очень чистые и уютные, есть даже цветной телевизор с десятком программ, только душновато из-за жары. Поезд у нас утром, но мы уже на месте и ехать никуда не надо - хорошо-то как! Ну накатались! Спал как убитый, не слышал ни Ксюшиного кашля, ни комаров.

Поезд подали минут за 50, загрузились неторопясь, без скандалов. Приятные попутчики, симпатичные проводники и страшная, удушающая жара в вагоне почти до самой Москвы. Ксюше с ее простудой пришлось нелегко, но, хотел сказать выстояли, но, точнее будет - вылежали и это испытание. Мы изменились, пройдя этот путь, больше узнали об Урале, о его природе, людях и, что самое удивительное, - о себе. Не представляю, где мы (исходя из наших возможностей) найдем такой же замечательный и разнообразный маршрут. Путешествие, как хорошая книга: прочитал-проехал и такая тоска, что все кончилось. Мы проехали и прошли этот маршрут, нигде не переступая через себя, через свои возможности. Этому мы учились семь лет: распределять свои силы, возвращаться, когда надо, а не переть напролом, терпеть, когда трудно, шаг за шагом поднимаясь все выше и выше, и приближаясь к цели. И теперь иногда снится мне один и тот же сон: дорога, каменистая извилистая дорога, которая бежит у меня перед глазами со все возрастающей скоростью, и захватывает дыхание, и нет этой дороге конца.

Достигнутые результаты.
1. Бабиновская дорога, проложенная 400 лет назад, существует, проезжая и сегодня, хотя местами сильно зарастает (мы проехали только некоторые ее участки, так изначально и было задумано).
2. Дороги (местные) Северного, Среднего и Южного Урала интересны и вполне пригодны для эстремального велотуризма.
3. Маршрут успешно пройден, команда целая и невредимая вернулась домой в срок (кроме нескольких кг лишнего личного веса), приобретен опыт, позволяющий проходить маршруты высшей категории сложности.
Для успешного прохождения маршрута в столь сжатые сроки потребовалась максимальная концентрация физических и моральных сил и надежная техника.

Автор: Праслов Михаил Александрович

1 3
Велоэкспедиция на Урал: Соликамск - Соль-Илецк Велоэкспедиция на Урал: Соликамск - Соль-Илецк
1 3
О студии Отзывы Задать вопрос Карта сайта

© Студия DV-PRO
Любое использование материалов с разрешения студии DV-PRO

Руководитель студии: 8 904 98 25 250
Редактор: 8 904 98 78 418

Гарантия качества