--> Студия DV-PRO. Главная страница

Сплав по реке Чусовая

Это вторая часть описания реки Чусовая, от Кына до города Чусовой, что в Пермской области. Начало, от Коуровки до Кына, смотрите на страничке «Река Чусовая».

Общая характеристика реки:
Чусовая - левый приток Камы, наиболее живописная река Среднего Урала. Начало берет на восточном склоне Среднего Урала, в Челябинской области, и течет на север и северо-запад по юго-западу Свердловской области, а затем на северо-запад и запад по восточной части Пермской области, впадая в Камское водохранилище выше г. Пермь. Длина реки 777 км, площадь водосбора 23 тыс. кв. км.

Основные притоки: Ревда, Утка, Шайтанка, Илим, Кашка, Чизма, Кын, Кумыш, Лысьва (левые); Большой Шишим, Дарья, Сулем, Межевая Утка, Серебрянка, Сылвица, Койва, Усьва (правые).

Маршрут: ст. Коуровка - река Чусовая - г. Чусовой

Протяженность водной части: 350 км
Продолжительность похода: - 15 дней
Категория сложности: первая
Время проведения похода: с 13 по 27 июля
Средства сплава: катамаран
Численность группы: восемь человек
Руководитель группы: Рига Роман Александрович

Отчет о сплаве по реке Чусовая от Кына до города Чусовой

Кын основан Строгановым в 1760 году. Здесь был завод, работавший на местной руде. В 1911 году руда оказалась выработанной, завод закрылся. В Кыне в честь отмены крепостного права была построена церковь. Здание ее сохранилось до наших дней и может быть отнесено к памятникам архитектуры. К памятникам промышленной архитектуры относятся здания бывшего завода, плотина, пристань. Пристань оказалась наиболее жизнеспособной из всех сохранившихся на Чусовой.

Оригинально крепление больших каменных блоков металлическими скобами. С пристани отправлялась продукция Кыновского завода. В 1864 году в Кыновском заводе возникло первое в России кооперативное общество потребителей. Об этом событии напоминают две мемориальные доски: одна металлическая, другая мраморная. На большой металлической доске, на белой эмалированной поверхности рельефными буквами написано: "Первому организатору кооперативного движения в России Кыновскому обществу потребителей в день 70-летнего юбилея (1864-1934 гг.) Горком ВКП(б) Президиум Горсовета Президиум Горпрофсовета".

Вторая доска небольшого размера из серого мрамора укреплена на стене хозяйственного магазина. В 1964 году в Кыне отмечался 100-летний юбилей этого общества. В гражданскую войну за Кын шли ожесточенные бои. Во время мятежа белочехов, Кын несколько раз переходил из рук в руки, а в 1919 году вновь стал советским. В селе имеются памятники красноармейцам, погибшим во время гражданской войны.

В настоящее время в Кыне около 1,5 тысячи жителей. Имеются сельсовет, несколько магазинов, почта, пекарня. В 15 км. от села находится железнодорожная станция Кын. Напротив Кына река изобилует перекатами. Особенно быстрый перекат в начале села. Идти лучше у правого берега. За селом несколько строений фермы, слева за фермой в Чусовую впадает речка Кынок. Напротив Кынка, на правом берегу, отвесная стена камня Стенового, представляющая собой заросший густым лесом монолит с мелкими нишами. Стеновой является памятником природы.

Меняя направление, река Чусовая подходит к камню Мултык. Первая скала камня напоминает огромную пирамиду, покрытую лесом. Другие скалы ниже и различных форм. Около камня звучное эхо. Есть несколько ниш. В первой скале из пещеры течет ручей. Поляны на правом берегу удобны для дневки. Раньше камень Мултык был опасным бойцом. Подплывая к нему, сплавщики говорили: "Здесь помултывить придется", то есть крепко поработать, чтобы на быстром перекате отвернуть от камня. Так и прозвали камень Мултыком. Камень Мултык - памятник природы. С бивака напротив камня Мултык можно совершить радиальный выход на камень Великан.

Камень Мултык - деревня Заречная - 9 км, от турбазы 229 км

От Мултыка Чусовая начинает поворот вправо и через 3 км. подходит, минуя перекат, к камню Востряку. Камень почти весь зарос лесом и возвышается на правом берегу холмом с высокими елями и соснами. Между Востряком и Великаном в этом месте по прямой около километра, а по реке 9 км. За Востряком через 1,5-2 км. Чусовая вступает в пределы Свердловской области. На Востряке экспедиция Свердловского архитектурного института установила пограничную плиту, на которой написано: "Пермская обл.- граница - Свердловская обл."

Ниже на правом берегу камень темного цвета - Безымянный. На этом участке до устья реки Сылвицы (30 км.) светлые известняковые камни сменяются темно-бурыми и зеленоватыми песчаниками. Через 2 км. начинается плес, называемый Бабенским, так как в конце его впадает река Бабенка. На левом берегу видна деревня Заречная.

Деревня Заречная - село Верхняя Ослянка - 6 км, от турбазы 235 км

За деревней (левый берег) в Чусовую впадает река Бабенка. В устье ее остров. Обходить его лучше слева. Справа была деревня Ялунина. За ней еще один остров с перекатами в обоих протоках. Резкий поворот вправо, и на левом берегу остается камень Сосун, а впереди виден камень Безымянный. От него река поворачивает влево, и вдали видно раскинувшееся на правом берегу село Верхняя Ослянка. В селе есть магазины, почта, сельсовет. Отсюда по тракту 80 км. до Нижнего Тагила.

Раньше Верхняя Ослянка была сплавной пристанью Гороблагодатских заводов. Барки для Ослянки готовили в Илиме и после ледохода сплавляли в Ослянку, где суда и нагружались заводской продукцией. Напротив села в русле остров. Плыть лучше правым протоком. За островом и перекатом на левом берегу камень Ослянский. В конце деревни на правом берегу причал. К услугам туристов турбаза, палаточный городок, баня. Здесь можно закончить сплав по Чусовой, и уехать на автобусе в Нижний Тагил.

Село Верхняя Ослянка - камень Малый Стрельный - 29 км, от турбазы 264 км

За камнем Ослянским снова перекат. Справа Чусовая принимает реку Ослянку. В устье ее удобная поляна для обеда. За Ослянкой деревня Нижняя Ослянка. Она расположилась на обоих берегах. В русле остров. Обходить его нужно правым протоком. Однако в разные годы река, намывая песок, меняет условия прохода протоков (туристы, не учитывая этого, иногда сетуют на неточность информации). За деревней еще перекат, и затем Чусовая поворачивает на юг. Слева невзрачный камень Стерляжий. В русле встречаются на перекате таши. На левом берегу отличная поляна. Оттолкнувшись от камня Омут (левый берег), река вновь идет в северо-западном направлении. На правом берегу есть песчаная коса. Спокойное течение, ровные лесистые берега создают впечатление равнинной реки. Слева и справа можно выбрать поляны для привалов.

На крутом левом берегу виднеется деревня Луговая. За Луговой - остров, возле которого желательно идти правым протоком. Через километр справа в Чусовую впадает река Чувашка. Еще через километр виден дом пастухов (бывшая деревня Коноваловка), сразу за домом - остров и быстрый перекат. У левого берега русло более глубокое. В конце острова Чусовая принимает справа реку Сылвицу, за ней находится камень Сылвицкий.

Возле Сылвицы стоят опоры моста, возведенные еще в 1915 году. В то время здесь был задуман Коноваловский лесопильный завод. Но в 1916 году строительство его было прекращено, и остались лишь немые свидетели стройки. Далее следуют перекат, Безымянный камень, слева и справа невысокий камень Антонов. За ним хорошая поляна, ниже справа впадает река Ермаковка. Рядом с речкой 40-метровый, овеянный легендами камень Ермак. В середине камня виден вход в пещеру. Предания связывают этот камень с зимовкой Ермака, но история этого не подтверждает. Труднодоступный вход в пещеру (спуск по веревке сверху или подъем по лестнице снизу) и размеры (грот около 4 м.) также говорят не в пользу легенд. Пещера находится на высоте 21 м. от воды и на расстоянии 17 м. от верха камня.

Подниматься в нее без специального снаряжения и навыков скалолазания не следует. Нередки случаи, когда туристы, попав в пещеру, не могут спуститься к подножию камня без посторонней помощи. Овальное отверстие входа (около 3 м. по вертикали) переходит в грот (2хЗ м.) с расходящимися влево и вправо слепыми щелями. После входа дно грота резко опускается. В пещере могут одновременно поместиться не более 10-12 человек. У камня звучное эхо.

На правом берегу за поляной недавно возник бурный родник с холодной водой (10-12 градусов). Слева виден камень Безымянный, ниже которого перекат. У следующего камня Котла (правый берег) река Чусовая покидает пределы Свердловской области и уже до конца течет по Пермской. Снова перекат, остров, и на левом берегу виден камень Темный. Впереди встречаются еще два острова (проходить слева). Между ними на левом берегу стоит камень Малый Стрельный.

Камень Малый Стрельный - камень Пять братьев - 28 км, от турбазы 292 км

На повороте справа в Чусовую впадает река Свадебная. За ней - камень Свадебный, остров и слева камень Большой Стрельный. Справа впадает речка Малая Свадебная, видны камни Веер и Печка, в Печке есть пещеры. Слева Чусовая принимает реку Чизму, а на правом берегу стоят дома бывшей деревни Чизма. За Чизмой русло выпрямляется, и лишь камень Острый справа нарушает однообразный пейзаж.

Пройдя 4 км, Чусовая, как бы натолкнувшись на камни Круглый мыс, поворачивает на 180 градусов. Более 4 км. тянется излучина Круглого мыса. В начале излучины правый берег высокий, заросший хвойным лесом, а левый - низкий, безлесный. В конце мыса картина меняется. На выходе из Круглого мыса два переката, которые лучше проходить справа. В направлении на запад слева и справа стоят камни Кумышанские. Между ними три небольших острова. Левый проток выносит лодки к устью светлой реки Кумыш. В 300 метрах вверх по ней имеется пещера. За Кумышом Чусовая образует S-образную излучину, на поворотах которой стоят самые грозные камни - бойцы: Горчак, Молоков, Разбойник.

Во время сплава эти камни причиняли огромный ущерб караванам и унесли сотни человеческих жизней. "Бойцы, расположенные за деревней Кумышом, представляют последнюю каменную преграду, с какой борется Чусовая. Старик Урал напрягает здесь последние силы, чтобы загородить дорогу убегающей от него горной красавице" (Д. Н. Мамин-Сибиряк. "Бойцы"). После устья реки Кумыш, Чусовая, минуя быстрый перекат, ударяется о камень Горчак (правый берег). От Горчака Чусовая уходит под 90 градусов влево, потом вправо, и вот уже слева виден камень Молоков. Наклонное ребро камня, вставая преградой на пути воды, вспенивает ее, как молоко. От Молокова быстрая струя стремительно несется к Разбойнику. Можно представить себе: если барка не успевала пересечь эту струю у самого Молокова, то становилась неуправляемой, и бешеный поток беспощадно разбивал ее о выступающий до середины реки камень Разбойник.

На правом же берегу перед Разбойником расположен высокий камень Кликунчик. По преданиям, на ровной площадке его во время сплава стояли девки в красных сарафанах из деревни Кумыш, пели и плясали, отвлекая сплавщиков и бурлаков. Потерпевшая крушение барка становилась добычей местных разбойников, выезжавших на лодках к тонущему судну. Особенно трагичным был 1877 год, когда у Разбойника в течение дня разбилось 23 барки и погибло более ста человек. После этого бойцы частично были взорваны. Считается, что это одни из первых подводных взрывов в мире. За Разбойником выступает отдельно стоящими скалами камень Пять братьев. Камни Разбойник и Пять братьев являются памятниками природы.

Камень Пять братьев - камень Стенка - 23 км, от турбазы 315 км

Через 5 км. от Пяти братьев с правого берега Чусовой выступает камень Отметыш. Между ними можно найти несколько полян для остановок. Близ камня несколько лет назад возник родник. От Отметыша, как и от Молокова, отходит быстрая струя, а за ней образуется суводь - обратное течение. Барка, спокойно проходя мимо Отметыша, попадала в суводь и неожиданно для экипажа ударялась о камень с обратной стороны. Отметыш тоже был взорван. Напротив камня в русле перекат.

Через километр слева в Чусовую впадает речка Коровья, за ней стоит камень Коровий. На правом берегу виден камень, издали похожий на сложенную из круглых пластов гигантскую ковригу. Он так и зовется - Коврижка. Рядом с камнем устье одноименной речки. Ниже - камень Щит, состоящий из наклонных, наложенных друг на друга плит.

На пологом повороте слева Чусовая принимает шумную речку Шумиловку, справа - речку Воробьевку, за которой на фоне леса белеет камень Воронки. Напротив камень одноименного названия. Спокойное течение позволяет рассмотреть справа и слева удобные поляны для биваков. На повороте впадает справа река Рассольная, за ней один за другим идут камни: Гнутый, Башня и один из красивейших, правильной трапециевидной формы - Гусельный. Издали он похож на взлетающую гигантскую птицу.

Ниже за быстрым перекатом на левом берегу стоят камни Кобыльи ребра и Сосун. Еще через километр река протекает мимо камня Дыроватые ребра, или, как он раньше назывался, Филин. В камне оригинальная каменная арка. Под ней можно пройти и подняться выше. Длительное пребывание под сводом небезопасно, особенно во время дождя, так как происходит саморазрушение камня. Левее в камне слепая пещера.

Быстрое течение за камнем выносит лодки к рабочему поселку Усть-Койва. В нем есть магазин, почта. На левом берегу камень Койвинский, чуть ниже за поселком справа впадает река Койва. В переводе с пермяцкого: "кой" - брызги, "ва" - вода. Койва - горная река, длина ее около 200 км. В верхнем течении реки находили алмазы. Койва представляет интерес для туристов - водников. Отклоняясь влево, Чусовая демонстрирует по правому берегу камни: Красный, Таш, Стенка. Перед последним камнем огромная поляна, на противоположном берегу имеется родник.

Камень Стенка - камни Большие Глухие - 17 км, от турбазы 332 км

На повороте слева из ущелья вытекает речка Поныш. Скалы носят то же название. Раньше место между камнями Понышами и Стенкой гидростроители находили подходящим для плотины. Через 2 км. залесенный камень Шаков. Еще через 2, ниже на правом берегу, расположен камень Печка. В нем пещера и постоянно журчащий ручей. Пещера довольно длинная (20-30 м.) и доступная. За пологим поворотом на обоих берегах видны поляны для ночлега. В былые времена здесь была зона особого режима, и туристы высаживаться на берег не могли. Подробнее об этом можно прочитать на страничке «Бывший лагерь для политических заключенных Створ».

Слева Чусовая принимает реку Большую Исаковку, а за ней мрачной стеной стоит камень Плакун. Постоянно струящаяся по камню вода дала повод для его названия. В камне есть ниши, самая глубокая около 10 м. За Плакуном остров и перекат. Справа высится гора Алебастровая. На обоих берегах удобные поляны для биваков. После резкого поворота, справа третий камень Шайтан. Красив его белый утес - обелиск на фоне темного леса. В камне пещера, за камнем речка Шайтанка. Ниже на левом берегу из леса выступает небольшой стенкой камень Медвежка. На правом виден камень Гладкий.

За поворотом в Чусовую справа впадает речка Глухая. Она берет начало из озера, находящегося от Чусовой в нескольких десятках метров. Озеро - не что иное, как карстовая воронка. Она невелика в диаметре - 15-20 м. Цвет воды голубовато-зеленый. На обоих берегах камни Большие Глухие. В камнях на правом берегу самый крупный из доступных гротов. Вход его 10 на 6 метров, глубина около 20. В грот ведет тропа. Километром ниже на обоих берегах камни Малые Глухие.

Камни Большие Глухие - город Чусовой - 13 км, от турбазы 345 км

После Больших Глухих камней уже чувствуется дыхание города, виден первый ледорез. Река поворачивает влево и подходит к камню Гребешку (правый берег). Перед ним и на противоположном берегу поляны. Против Гребешка в Чусовую впадает река Вашкур. Рулевому нельзя ослаблять внимание, тем более что из города в город постоянно следуют жители на лодках с подвесными моторами. От них идут крупные волны. Чтобы волна не захлестывала лодку через борт, рулевой должен ставить нос перпендикулярно к волне.

За камнем Гребешок река Чусовая как бы раздвигает надоевшие ей узкие берега и, сделав два пологих поворота, выносит лодки в пределы города. Справа выстроились дома деревни Архиповки. Там же устье светлой речки Архиповки. На левом берегу раскинулась деревня Чунжино, почти слившаяся с городом. Обе части города соединяет большой мост, перекрывающий почти 250-метровую, уже равнинную здесь Чусовую. Перед мостом, справа, нужно найти место для остановки и закончить путешествие. На правом берегу видна железнодорожная станция Чусовская.

Город Чусовой

Чусовой - один из крупнейших промышленных центров Пермской области. В 1878 году была построена Уральская горнозаводская железная дорога, соединившая главные города Урала (Пермь с Екатеринбургом) через Нижний Тагил. В это время Франко-Русское Уральское общество стальных и железобетонных заводов начало строить Чусовской завод в районе железнодорожной станции Чусовская. Достраивало завод уже Камское акционерное общество.

Завод длительное время пользовался водным путем. По реке доставлялась значительная часть готовой продукции. Условия работы на заводе были каторжными. Это вызывало протесты и выступления рабочих. 1 мая 1918 года завод был национализирован. В декабре его захватили колчаковцы, семь месяцев город был оккупирован. В 1919 году поселок был освобожден от Колчака. Началась мирная жизнь. В 1933 году рабочий поселок стал городом. Годы первых пятилеток превратили завод в современное промышленное предприятие. Во время Великой Отечественной войны завод варил чугун и сталь, давал прокат для победы. Более восьми тысяч жителей города погибли на фронтах Великой Отечественной.

В настоящее время это современный индустриальный город, в нем живет более ста тысяч человек, работают 45 школ, 3 профессионально-технических училища, медицинское училище, индустриальный техникум, библиотеки, клубы, кинотеатры, филиал Лысьвенского драматического театра, большой дом культуры Чусовского металлургического завода. На левом берегу реки Чусовая вырос практически второй город. В городе лучшая в стране санная трасса. Город Чусовой - крупнейший железнодорожный узел, он соединен с Пермью, Свердловском, Тагилом, Соликамском и Москвой.

Из истории реки Чусовая

Археологи считают, что именно на берегах реки Чусовая обнаружены наиболее древние следы жизни человека на Урале. Первое упоминание Чусовой в русских летописях относится к 1396 году. Тогда ее берега заселяли мансийские племена. Первое русское поселение на Чусовой - Нижнечусовские Городки - появилось в 1568 году. С 1579 года гарнизон Нижнечусовских Городков состоял из казаков во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем. Именно отсюда и начался в сентябре 1581 года поход дружины Ермака в Сибирь. Вверх по Чусовой дружина поднималась до реки Серебрянки, проникла в ее верховья, а затем переправилась в бассейн реки Тагил. После разгрома Ермаком сибирского хана Кучума, Чусовая стала активно заселяться русскими людьми. Но особенно ожили берега Чусовой в XVIII веке, когда на Урале выросли крупные металлургические заводы. Река Чусовая стала главной транспортной магистралью, по которой с Урала в Европейскую Россию сплавляли на коломенках металл и другую продукцию.

Начало весеннего сплава - самое важное событие года на Чусовой: "Понятно то оживление, какое охватило всю Каменку, когда по улице пронесся крик: - Вода пришла!.. Вода... Лед тронулся! Это был глубоко торжественный момент. Все, что было живо и не потеряло способности двигаться, высыпало на берег. В серой, однообразной толпе бурлаков, как маки, запестрели женские платки, яркие сарафаны, цветные шугаи. Ребятишкам был настоящий праздник, и они метались по берегу, как стая воробьев. Выползли старые-старые старики и самые древние старушки, чтобы хоть одним глазом взглянуть, как нынче взыграет матушка Чусовая".

Весенний сплав по Чусовой был опасен. Бурные воды нередко выбрасывали коломенки и барки на береговые скалы - бойцы. Чусовая - писал Д. Н. Мамин-Сибиряк, одна из самых капризных горных рек... Начать с того, что падение Чусовой превосходит все сплавные русские реки... в самом гористом месте течения Чусовой это падение достигает двадцати двух сотых сажени на версту. Поэтому сплав по Чусовой требовал особого искусства. Тип чусовского сплавщика вырабатывался в течение многих поколений путем самой упорной борьбы с бешеной горной рекой, причем ремесло сплавщика переходило вместе с кровью от отца к сыну.

Всю зиму к пристаням подвозились железо, пушнина, хлеб. Многие пристани одновременно были и верфями. Обычно в течение зимы одна или две семьи строили на плотбище (так называлась судоверфь) барку или коломенку из "коломенных" - столетних сосен. На каждую барку уходило до 300 бревен, и стоила она, вместе с работой, по тем временам 500 рублей. По форме барка напоминала громадную черепаху и была длиной 35-40 м, шириной 6-8, грузоподъемностью до 200 тонн. На реке Чусовой применялось несколько типов судов, аналогичных по конструкции и форме, но различных по габаритам и пропорциям: коломенка, гибежная лодка, барка, полубарок.

Конструкция этих судов довольно оригинальна. В основе ее вертикальные борта и плоское дно, суживающееся у носа и кормы. Четыре боковых закругления на участках перехода прямых бортов к носу и корме получили название плеч. Носовые плечи делались шире кормовых на 15-20 см. При укладке груза больше нагружали носовые плечи. Таким образом, центр тяжести смещался к носу. Носовые плечи раздвигали струю воды, что удерживало судно на курсе, и, как говорили сплавщики, "барка не вертелась на ходу". В носовой и кормовой части укрепляли лыжи - большие бревна. Поперек барки на днище укладывали средней величины бревна, так называемые кокоры или корчи. К кокорам деревянными гвоздями пришивали днище и борта. Рядом с лыжами вертикально ставили березовые столбы - огнива, до 30 см. диаметром, на которые впоследствии наматывался толстый канат при остановке барки.

Вся внутренность барки - это сплошной трюм для укладки груза. Сверху в носу и корме устраивались палубы для бурлаков. Середина закрывалась конем - крышей на два ската, в центре которой сооружалась высокая скамейка для сплавщиков. Руля у барки не было. Его заменяли огромные весла - потеси, или поносные (весной четыре, а летом при низком уровне воды - два). На конце потеси, называемом губой, ставился сильный и опытный подгубщик, остальные бурлаки держались за специальные колышки - кочетки. Наиболее распространенным типом судна была коломенка. Особой прочностью отличались суда Гороблагодатских и Верх-Исетских заводов. Барки Верх-Исетских заводов обивались изнутри полосовым железом. Подобные барки могли ходить до 10 навигаций. История реки Чусовой XVIII и XIX веков - это сотни погибших коломенок и тысячи загубленных человеческих жизней.

Транспортное значение Чусовой упало после 1878 года, когда на Урале построили первую железную дорогу, связавшую Екатеринбург с Пермью через Нижний Тагил. У реки Чусовая и своя революционная история. На Ревдинском, Васильево-Шайтанском и других причусовских заводах еще в XVIII веке происходили крупные волнения работных людей. А в знаменитом ревдинском восстании 1841 года принимало участие несколько тысяч мастеровых и приписных крестьян. В 1905 году чусовские металлурги организовали забастовку, а затем начали вооруженное восстание. В годы гражданской войны на берегах Чусовой шла ожесточенная борьба Красной Армии с белогвардейцами и интервентами. Об этом рассказывают памятники красным героям, погибшим на чусовских берегах.

В верхнем и нижнем течении Чусовой расположены крупные промышленные города: Ревда, Первоуральск, Чусовой, Пермь. В средней части находятся сравнительно небольшие рабочие поселки и деревни. Общее направление развития сельского хозяйства долины Чусовой - откорм молодняка крупного рогатого скота и выращивание злаковых и корнеплодов. Кроме того, в ряде поселков и деревень местное население работает на лесоучастках леспромхозов Кашкинского, Висимо-Утинского и Коуровского.

Некоторые деревни оказались вдалеке от головных сел и жители их переехали в более крупные селения (в деревнях Пермякова, Волегова, Усть-Серебрянка, Чизма и других сейчас никто не живет). Но в целом река течет по довольно населенному району. Достаточно сказать, что слева от Чусовой на расстоянии 15-40 км. почти параллельно реке проходит железная дорога. От станции Калино можно проехать в город Чусовой или в Пермь. Минимальное расстояние между железной дорогой и Чусовой около села Кын - 15 км. Кроме того, имеется автобусное сообщение: село Чусовое - город Екатеринбург.

Транспортное значение Чусовой в настоящее время невелико. После окончания сплава "железных караванов" по реке стали сплавлять плоты с лесом. С 30-х годов начался молевой сплав (одиночных деревьев), и только в 1973 году прошел последний сплав. Сейчас берега реки очищены, и ничто не мешает наслаждаться их красотой. Однако волей человека пейзаж Чусовой может измениться. Начиная с прошлого века, было предложено много проектов по соединению бассейнов Волги и Оби через Чусовую и Исеть. Но пока ни один не претворен в жизнь. В случае осуществления трансуральского пути из Европы в Азию на Чусовой возникнет ряд плотин, исчезнут прежде опасные камни - бойцы, а небольшие поселки превратятся в крупные речные порты.

Техника безопасности на Чусовой

При сплаве по реке Чусовая на байдарках требования к безопасности несколько выше, чем для сплава на надувных судах. Байдарка может опрокинуться на мели и при наезде на камень, что и повышает требования к экипировке экипажа и упаковке вещей. Мы же сплавлялись на катамаране, где все предосторожности сведены к минимуму. Каски в этом случае вообще не нужны. Спасжилеты необходимы лишь тем, кто не умеет плавать - местами бывает глубоко и можно свалиться в воду. Все естественные и искусственные препятствия на реке легко проходятся без какой-либо разведки и страховки. В верхнем течении Чусовой часто приходится вылазить в воду для стаскивания катамарана с мели и, чтобы не поранить ноги, необходима обувь. Необходим также комплект теплой одежды на воду, может быть холодно. Спальный комплект - обычный летний сибирский вариант.

На Чусовой стоит большой промышленный город Первоуральск, который периодически сбрасывает в реку отходы химической промышленности. Воду из реки, по этой причине, пить не рекомендуется, даже в кипяченом виде. В верхнем течении Чусовой есть районы, зараженные энцефалитным клещом, и меры предосторожности необходимо соблюдать, особенно если есть дети. Если нет прививки от клеща (местные жители поголовно ее имеют), следует придерживаться правил: не лазить голым по кустам, не ложиться в траву и вечером обязательно осматривать друг друга. При подъеме на скалы или посещении пещер необходимо соблюдать обычные меры предосторожности.

Змей или иных ядовитых представителей фауны, опасных для жизни и здоровья людей, мы не видели. Согласно описанию реки, на Чусовой летом бывают подъемы воды, что необходимо учитывать при постановке лагеря. Палатки и кострище ставить повыше от воды, плавсредства привязывать на ночь. Ну, и обычные меры предосторожности следует соблюдать при сборе грибов и ягод.

Итоги путешествия, выводы, рекомендации

Маршрут по реке Чусовая пройден полностью, от станции Коуровка до города Чусовой, всеми участниками похода. Категория сложности маршрута не превышает первой. Место старта расположено удачно - лес для строительства рамы катамарана и дрова есть в достатке, лагерь расположен достаточно удобно. Водный режим реки желает лучшего, но берега довольно живописны - изобилуют величественными скальными массивами, иногда причудливой формы. В прибрежных скалах много пещер. Особенно нам понравилась пещера Чудесница, с огромным количеством сталактитов, расположенная в четырех километрах от Чусовой на реке Поныш. По берегам реки много грибов и ягод, что скрашивает однообразный походный рацион.

К недостаткам реки можно отнести большое количество мелких перекатов в верхней части Чусовой и огромный наплыв туристов. Перекаты часто вынуждают лезть в воду. С другой стороны, при большой заселенности берегов абсолютно отсутствует движение моторок, что очень приятно. Большое количество населенных пунктов по берегам позволяет докупать продукты, в основном хлеб, но отсутствие судоходства делает населенку почти незаметной. В основном все продукты мы везли из дома. Во-первых, так дешевле, во-вторых, нам было неизвестно наличие необходимого ассортимента в этих краях. Еще один крупный недостаток маршрута заключается в том, что нельзя пить воду из реки. Воду необходимо брать из ручьев, ключей или колодцев, которых по берегам достаточное количество, но в нужный момент может и не оказаться. Неплохо иметь канистру с запасом воды.

Маршрут по реке Чусовая пройден за 13 ходовых дней при двух дневках. График получился довольно напряженный, учитывая плохую погоду в начале похода. Для ознакомительного похода по Чусовой следует планировать не менее 15 ходовых дней. В начале похода погода была прохладная и дождливая, необходимо иметь комплект теплой одежды на воду, желательно даже иметь гидроизоляцию. Остальная часть похода прошла при отличной погоде, напоминающей крымскую. Днем было очень жарко, и мы часто купались в реке. Ночи также сравнительно теплые. Туристов на реке несметное количество, что создает проблемы при постановке лагеря на ночь. Дров не хватает, да и свободное место не всегда есть. Много туристов, особенно детей, из Екатеринбурга и Нижнего Тагила, встречаются даже иностранцы. Одна такая группа даже принимала с нами участие в тушении лесного пожара.

Раньше на реке Чусовая действовал плановый маршрут. Туристы сплавлялись от Коуровской турбазы до Верхней Ослянки. Все камни в этом промежутке промаркированы металлическими табличками с названием камня и пройденным расстоянием от Коуровской турбазы, что очень облегчает ориентирование на реке. Маршрут очень интересен в познавательном отношении.

Средний Урал - индустриальное сердце России. Почти все поселки на Чусовой - бывшие и ныне действующие металлургические заводы, становление которых проходило еще в допетровские времена. Река Чусовая, до постройки железной дороги в 19 веке, служила главной транспортной артерией по доставке металла в центральную часть России. Каждый камень на Чусовой дышит историей. Многие места на реке связаны с пребыванием и деятельностью Ермака. Маршрут очень хорош для семейного туризма и первого знакомства со Средним Уралом. Для нас же это знакомство уже состоялось!

Автор: Рига Роман Александрович


Где начать сплав по Чусовой

Отрезок реки пригодный для путешествий составляет около 350 км. За один раз пройти весь путь бывает довольно сложно, поэтому многие сплавляются по Чусовой так сказать частями. Тем более что подъезды к реке это позволяют. На предыдущей странице я написал о возможных точках начала маршрута на участке до деревни Трека. Условно, вторую часть сплава, можно начинать из следующих пунктов.

Село Чусовое. Из Екатеринбурга добраться можно на автобусе. Прямой автобус отправляется с северного автовокзала. Время в пути - 3 часа 10 минут.

Можно начать сплав от села Кын. Вообще населенных пунктов с таким названием два, первый - это на реке, называется Кын завод, а второй - в 15 км. от реки, называется просто Кын. Из Екатеринбурга сначала нужно доехать на электричке до Кузино, там сделать пересадку уже до Кына. А в Кыне искать транспорт, чтобы Вас довезли до реки, 15 км.

В этих же населенных пунктах можно закончить первую часть сплава и вернуться в Екатеринбург.

Фотографии реки Чусовая
Камень Стеновой
Июль в разгаре
Камень Ермак
Скалы Четыре Брата
Будущая рыбалка
Скала Царские Ворота
Скала Красный камень
Лучший транспорт для водных путешествий
Камень Илимский
Пещера в скале Печка
Вечер на Чусовой
Бывший лагерь Створ
Камень Плакун
Утро на Чусовой
Город Чусовой

Карта реки Чусовая

Если материал был полезен - поблагодарите автора
или расскажите о нем другим людям в социальных сетях

Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в нашей студии Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма,
а из фотографий можно сделать музыкальное слайд-шоу.

Для тех, кто хочет самостоятельно монтировать свои фильмы, предлагаем обучение видеомонтажу он-лайн
А для начинающих фотографов - обучение по программе Adobe Photoshop

 

 

1 3
О студии Отзывы Задать вопрос Карта сайта

© Студия DV-PRO
Любое использование материалов с разрешения студии DV-PRO

Руководитель студии: 8 904 98 25 250
Редактор: 8 904 98 78 418

Гарантия качества