Гора Юрьев Камень

Юрьев Камень - гора примерно в 25 километрах от Нижнего Тагила и в 7 километрах от поселка Черноисточинск. Она относится к горному хребту Веселые горы и находится практически по центру между двумя водохранилищами - Черноисточинским и Леневским. Гора Юрьев Камень примечательна тем, что на ее вершине находятся скальные образования, некоторые высотой метров до 15. Эти скалы имеют очень живописный вид, многие напоминают очертаниями различных животных и сказочных персонажей. На горе встречаются курумники, похожие на небольшие каменные потоки.

С подножия Юрьева Камня стекают несколько маленьких речек, часть из них впадает в Черноисточинский пруд, часть в Леневское водохранилище. Но речки настолько малы, что найти их довольно затруднительно, да и летом они часто пересыхают. На Леневское водохранилище и его плотину открывается чудесный вид с некоторых скал горы Юрьев Камень. Лес, покрывающий гору, очень разнообразен по составу - хвойные сосны, ели, кедры, пихты и лиственницы соседствуют с лиственными березами, осинами, ольхой, вербой, рябиной и многими видами кустарников.

Нетрудно догадаться, что гора Юрьев Камень получила название в честь Юрия. Но вот какого - непонятно. Предположительно это либо в честь праздника Юрьев День, либо в честь отшельника Юрия, который вроде как раньше жил в этих местах. Близость Веселых гор позволяет это предположение.

Некоторое время назад, Юрьев Камень пытались приговорить к переработке на щебенку! Компания с одноименным названием, оформив разрешение у продажных чиновников, хотела вырубить здесь огромное количество леса, построить щебеночный завод и разрушить скалы дивной красоты, размолов их на мелкие кусочки. Местные жители и жители Нижнего Тагила встали на защиту уникального места и приостановили осуществление этих вандальских планов.

Ну а в поселке Черноисточинск Вы можете осмотреть церковь Петра и Павла, стоящую на холме, и посетить музей истории поселка, только неплохо бы узнать заранее расписание его работы и адрес.

Первомайский поход на гору Юрьев Камень

День 1

30 апреля вечером мы начали сборы в первый в этом сезоне поход - на три дня на гору Юрьев Камень под Нижним Тагилом. Вещей получилось немало - палатка, спальники, посуда, теплые вещи, да еще еда. Поскольку шли ненадолго, то еду взяли обычную, объемную - овощи, фрукты, пирожки, хлеб. И в наши два рюкзака все не вошло. У Саши в Татонке лежали палатка, спальники и теплые вещи, а в мой маленький ранец уложилась только посуда (котелок, термос, две миски и две кружки) и часть еды. Остальное пришлось сложить в прочную хозяйственную сумку, вроде тех, с какими ездили "челноки".

Рюкзак Александра вышел набитым, но не тяжелым. Особый колорит ему придавали два туристических коврика, притороченные по бокам - Саша походил с ним на ракету с турбинами. На этот рюкзак можно много чего навесить снаружи, удобно. А мой ранец получился тяжелым - там же почти все было металлическое, да и еда увесистая. Уложили все, кроме продуктов, с вечера.

Утром я встала в шесть часов, а Сашу разбудила в половине седьмого. Вышли мы вовремя, в 7.30. Сели в поезд метро, приехали на вокзал. Хотелось нам успеть на экспресс до Нижнего Тагила, он идет всего два часа. Наивные... Билетов уже давно не было, оказалось, что их начинают продавать за 10 дней, и они давно раскуплены. Так что пришлось приобрести билеты на обычную электричку, которая отправлялась на полчаса позже, и ехать на ней три часа. Мы как раз успели позавтракать в зале ожидания на втором этаже.

Итак, мы сели в электричку, где уже было порядочно людей, но свободные места нашлись. Потом еще много пассажиров прибавилось на ВИЗе и Электродепо. Зато после Таватуя снова стало свободно - все садоводы вытряхнулись. Всю дорогу до Тагила я вязала, а Александр читал газету, смотрел на черного кота, которого везли в вагоне, да любовался в окно на оттаявшую природу.

Мы прибыли в Нижний Тагил в 11.55. Спросили у людей, где тут транспорт до Черноисточинска - нам подсказали, что либо на автовокзале, либо через дорогу остановка маршруток. Мы сначала было пошли на маршрутку, но сообразили, что с рюкзаками в ней будет не слишком удобно, и повернули в сторону автовокзала, он слева от ж.д. вокзала. По пути еще купили бутылочку воды.

Нам повезло - автобус (обычный ПАЗик), отправлялся через 5 минут, так что мы купили билеты и сразу поехали. Разместились удобно, но с комфортом ехали только остановки три, дальше на остановках набилось столько народа, что Александру пришлось рюкзак взять на колени, а в салоне стало душно. Выезжали из Нижнего Тагила мы долго - пробки, почти как в Екатеринбурге. Видимо, 1 мая, выходной, погода хорошая, все стремятся за город... По расписанию до Черноисточинска должны были ехать сорок минут, а пилили целый час.

Про поселок нам было известно, что появился он, как и многие другие поселки на Урале, в результате строительства железоделательного завода, лет триста тому назад. Также был обустроен пруд на речке Черный исток, отсюда и название. В наше время в поселке много дачников из Тагила, ну а местные в Тагил на работу ездят. Есть краеведческий музей, в котором рассказывается об истории завода, поселка и его жителей. Находится он на ул. Юбилейная 2А, но мы туда в этот раз не попадаем.

В Черноисточинске мы по незнанию проехали мимо нужной остановки, прямо до конечной маршрута 104-к. И пришлось нам идти с рюкзаками километра два обратно, а потом еще столько же до начала маршрута на выходе из поселка. Так что если вы собрались на Юрьев Камень, выходить нужно у плотины и памятника героям войны, там еще пушка стоит. Это угол улиц Ленина - Ломоносова - Первомайская. Дальше идти по Первомайской до конца. Ее легко узнать по брусчатке, и ведет она вдоль берега Черноисточинского пруда.

А вообще из Тагила есть маршрутка № 104, которая идет до остановки "Психбольница", то есть прямо до конца поселка, где и есть начало маршрута. Мы не знали об этом, а то бы сразу на ней и поехали. Ну, зато посмотрели поселок - вполне приличный, дома добротные, много старинных каменных, видимо зажиточных торговцев, купцов. Есть и новые коттеджи, недавно построенные. А вот газа в Черноисточинске нет, печное отопление у всех.

По жаре с рюкзаками мы шли не торопясь, как раз к обеду добрели до края поселка, там были синие ворота и розовый одноэтажный дом с надписью "1973". Мимо шла дорога в лес - куда нам и надо. Между прочим, последние метров сто мы двигались прямо рядом с водохранилищем, где еще лежал лед, и от него веяло такой приятной прохладой! А за водной гладью вдали виднелись горы, покрытые снегом. Мы прошли между последними домами, и решили присесть на бревно, пообедать. Пока доставали еду, подъехали две легковые машины, из них вышли человек 6-7, и направились по дороге, уточнив у нас, она ли ведет на Юрьев Камень. Сказали, что просто дойдут, посмотрят, а ночевать не будут. Мы поели, отдохнули, побрызгались от клещей и отправились в лес.

На наше счастье, дорога до Юрьева Камня была почти вся сухая, ровная и удобная. Правда, часто встречались всякие развилки, на одной из них мы случайно свернули не туда - пришлось возвращаться, хорошо, что вовремя заметили отклонение. На развилке трех дорог идти нужно по центральной, а потом выбирать те, что справа. Еще примета - колеи от квадроциклов и машин. Были и дороги, пересекающие нашу перпендикулярно. Листвы на березах и осинах еще не было, зато хвойные радовали яркой зеленью. Кое-где цвели цветы - сиреневые и желтые.

Идти по мягкой земле было хорошо. Часто встречались муравейники, где обитатели резво бегали, радуясь теплой погоде. Встретили мы еще одну группу, они уже возвращались из леса, не знаю, на Юрьев Камень ходили, или нет. И тут Саша говорит: надо воду экономить, потому что по навигатору он не нашел в окрестностях Юрьева Камня и по пути к нему ни одного родника или водоема, где можно пополнить запас. Я немного напряглась - жить три дня в условиях дефицита воды мне совсем не улыбалось. Это же ни руки помыть, ни чаю попить. Стала выпытывать - что, ни ручейка нигде? Ну, где-то на половине пути, на старой карте вроде бы отмечена речушка, но на других картах ее нет.

Теперь я шла, зорко выглядывая признаки воды. Пока их не было. Лес шел на удивление сухой. Александр на всякий случай отмечал точки, где есть хотя бы лужи на дороге. Погода стояла совершенно как летом, а дорога шла в гору, и с непривычки топать с рюкзаком было тяжеловато. Так что мы каждые полчаса устраивали отдых минут на 5-10. Дальше в колеях дороги стали протекать крошечные, но зато чистые ручейки. Набрать из них воды нельзя было даже чайной ложкой, но появилась надежда, мы поняли, что выше лежит снег, и он тает, так что без воды мы не останемся. И правда, впереди показалось небольшое снеговое поле. Мы взяли в руки по маленькому комочку снега - для охлаждения, идти стало приятнее.

А ручейки тем временем стали поглубже, теперь воды уже можно было набрать. Я повеселела. Саша снова поставил точку на навигаторе. Мы прошли уже две трети пути, поднялись на очередную горку, спустились - и увидели, что дорогу пересекает разлившаяся метров на 15-20 речушка. Я обрадовалась ей, как родной. Но для переправы нужно было разуваться. Мы еще поднялись выше по течению - а вдруг есть переход? Но его не было. Вернулись к дороге, переобулись в сланцы, предусмотрительно взятые с собой, и я первой вступила в холодную воду. Она оказалась очень приятной, не ледяной, а просто освежала усталые ноги. Я перенесла рюкзак и сумку, оставила на берегу, взяла у Саши фотоаппарат и сняла, как он переходит речку. Мы еще умылись, попили водички, и отправились дальше.

После речки дорога пошла мокрая - ручьи текли по колеям с двух сторон, периодически сливаясь в большие лужи, и их надо было обходить по лесу. К тому же раскисшая земля на дороге была очень скользкой. И временами на дороге лежал снег, под которым пряталась вода. Путь наш шел теперь почти по прямой, от снега стало прохладнее, идти легче. Почему-то следы компании, идущей впереди нас, пропали. Мы думали - не заблудились ли они. И тут впереди послышались голоса, и показалась именно эта компания - они уже шли обратно. Одни из них, подбадривая нас, сказали, что идти уже недалеко, а другие изумились, что мы все еще в пути. А что странного - мы не торопимся, на несколько дней же. Да и налегке идти быстрее, чем с рюкзаками.

Дорога становилась все мокрее, под конец ее покрывала просто сырая снежная каша. Но вскоре, действительно, показались скалы, возле них - стоянка со столом и скамейками, с костровищем, и с местами под палатку. Место было довольно открытое, ярко освещенное солнышком. Росли там березы, сосны, лиственницы, осины, ольха и ели. Скалы казались невысокими, метров 10-12, но симпатичными. Мы сняли рюкзаки, дали отдых плечам, а потом отправились наверх, на скалы. Забираться было просто, а с вершины открывался чудный вид на Леневское водохранилище и окрестные леса, поселки вдалеке, внизу под ногами зиял обрыв метров 20 (примерно высота седьмого этажа).

Под скальной стеной лежал снег, а прямо под нами внизу цвело большое дерево, что-то вроде ветлы - с пушистыми желтыми барашками. На снегу виднелись следы людей и косуль. На самой вершине росли молодые березы и кедры. Сама скальная стенка тянулась метров на 30-40, а справа от нее продолжались другие группы камней, тоже высокие. Саша стал фотографировать виды, пока солнце светит. Затем мы спустились, стали собирать дрова для костра, чтобы подогреть ужин и вскипятить чай. Дул сильный ветер, и сухие дрова горели великолепно, так что наша курочка в фольге быстро разогрелась. Мы поели ее с салатом, и я отправилась в дальний путь - взяла пустую двухлитровую бутылку, котелок, грязную посуду, и побрела на поляну, чтобы в ручьях набрать воды и помыть посуду. До нее было метров 500.

Не спеша, напевая песенки, дошла до поляны, освещенной вечерним солнцем. Полюбовалась, помыла посуду, налила водички. Она была чистой, только из-за хвои немного желтоватой. Ну да нам все равно ее кипятить. Вокруг пели птицы - зяблики, дрозды и еще кто-то. Покой и благодать. Цветы сиреневые повсюду. А над нашей стоянкой летали два ворона, большие, черные, видимо, живут неподалеку. Вернулась я, и Александр отправился разведывать местность на главной вершине Юрьева Камня, дорога туда вела от последней развилки направо, а мы пошли левее. Так что он немного вернулся по дороге, и пошел туда - нам хотелось выяснить, может быть, на том месте лучше, тогда и палатку бы там поставили. А я пока сидела у костра, читала газетку и наслаждалась лесной тишиной.

Идти Саше было недалеко. Он увидел, что скалы там выше, больше, и тянутся дальше. Но вот хорошего места под стоянку с нашей стороны не нашлось. Тогда он спустился между скалами вниз, вот там обнаружился стол под каменным козырьком, костровище, место под палатку. Но скамеек не было, а главное, от лежащего вокруг снега тянуло холодом. Поэтому Александр решил, что мы останемся там, куда пришли сперва. А пока быстренько поднялся на вершину, поглядеть, что оттуда видно.

Когда поднимался, на вершину елки прилетел и сел клест с изумительным пестро-красным оперением, довольно крупный. Он посидел секунд пять, давая себя рассмотреть, а потом улетел. Если бы фотоаппарат был у Саши в руках, он бы успел сфотографировать птицу... Вид со скал был приблизительно такой же, как с нашего места. Александр пошел обратно, по пути захватив несколько сухих лесин для костра. Вернувшись, он объявил, что палатку будем ставить здесь, и снова пошел собирать дрова. Спустился налево от скал, где росли ели, и было много сушняка. Пока возился с дровами, принял решение, что пора покупать новый топор - старому-то уже лет тридцать, рассыпается весь. А еще лучше брать в поход и пилу, с ней удобнее. Я пока развела костер побольше, поставила кипятить воду на чай.

У костра было очень уютно и тепло. В сумерках мы еще раз поднялись на скалы, чтобы полюбоваться закатом. Розовые облака на чистом небе были необыкновенно хороши. Вот только под вечер ветер усилился и стал очень холодным, пришлось нам приодеться. Потом мы грелись у огня, пили чай, беседовали. Кстати, вода из талого снега гораздо вкуснее городской. Костер у нас был знатный, почти как в пионерском лагере, и горел так ярко и жарко, что к нему близко подходить уже не получалось. А внутри переливались всеми цветами красной гаммы угли - алый, золотисто-оранжевый, бордовый. И пробегал иногда синий огонек. Мы даже вспомнили сказ Бажова "Огневушка-Поскакушка".

Я сложила вещи в палатку и постелила внутри спальники. Стало почти совсем темно. Александр собрался было идти умываться в те края, где я набирала воду, но я его отговорила - там грязно и мокро, и в темноте пройти сложно. Так что мы умылись снегом, почистили зубы, и на этом успокоились. Снег, если с него убрать верхний слой с хвоей и соринками, совершенно чистый. Уже в темноте мы взобрались на вершину скалы, чтобы увидеть огни поселков на другом берегу водохранилища, это смотрелось красиво - россыпи светлячков, там, где Леневка, Нижний Тагил, плотина Леневского водохранилища. К тому же на небо выкатилась большая полная луна, и стала освещать все, как прожектор. Потом отправились в палатку, там при свете фонарика осмотрелись на клещей - ничего. Утеплились на ночь, и легли в спальники.

В вершинах деревьев иногда завывал ветер, ночью ставший еще сильнее. Периодически потрескивал наш костер. Пока что в палатке было достаточно тепло. Спать мы легли около половины одиннадцатого. Усталой я себя не чувствовала, просто приятная расслабленность после дня в лесу. Лес здешний нам очень понравился, несмотря на близость Нижнего Тагила он чистый, красивый, да еще весенний - просто прелесть.

До половины ночи было достаточно тепло и комфортно, вот только ветер продолжал усиливаться. Его порывы уже периодически нас будили своими завываниями. К тому же ветер бросал на палатку горсти листьев, и они шуршали и постукивали по тенту. Я все опасалась, что это шум начавшегося дождя, но каждый раз ошибалась, к счастью. Потом к палатке со стуком стали подкатываться гонимые ветром пластиковые канистры, лежавшие до того у стола, метрах в двадцати от нас. В общем, звуковое сопровождение то еще. Утром я обнаружила одну из канистр прямо у входа - видно, она пыталась пробраться, чтобы погреться - ведь к утру температура уже была близка к нулю.

Ветер выдувал из палатки теплый воздух через сетку, поэтому внутри стало совсем прохладно. У Саши замерзла поясница в том месте, где она прилегает к спальнику плотно (он ведь лежит, согнувшись "калачиком"), а у меня - ноги ниже колен, особенно ступни, несмотря на шерстяные носки. Но главное, если при дыхании под спальник проникал холодный воздух - он сразу будил, такой казался ледяной. Так что вторая часть ночи отличалась очень неглубоким сном. К тому же от воя ветра Александру снились разнообразные фантасмагорические неприятности.

Продолжение рассказа о походе на Юрьев Камень

Как добраться до горы Юрьев Камень

Отправной точкой является Нижний Тагил. До него добраться не сложно, есть и электрички, и автобусы. В Нижнем Тагиле нужно выйти из здания вокзала и свернуть налево, там сразу на привокзальной площади находится автостанция. До Черноисточинска всего 25 км. Ехать лучше в автобусе, в маршрутках с рюкзаками тесно.

В Черноисточинске выходить либо у психбольницы - это лучший вариант, либо на повороте, у памятника участникам Великой Отечественной войны (зависит от номера автобуса), а потом идти по улице Первомайской 2,5 км. прямо до леса, она вымощена брусчаткой и ведет вдоль берега пруда, мимо той же психбольницы, но туда не сворачивайте.

Затем по лесной дороге до горы Юрьев Камень еще около 7 км. С собой желательно иметь навигатор, или компас, так как дорога часто раздваивается, можно запутаться.

При планировании похода нужно помнить, что на горе Юрьев Камень совершенно нет источников воды, так что ее надо запасать с собой из Черноисточинска. Мы были весной, и брали талую воду из ручьев, она оказалась довольно чистой.