Путешествие по Улсу и Вишере

О Вишере мы знали уже давно. Знали, что река эта течет на севере Пермского края, славится своими удивительными скалами, часто в литературе называется "Алмазная Вишера", и добраться до нее из наших мест непросто и недешево. Наверное, поэтому, мы не спешили туда попасть, но мечтали, а пока путешествовали по уральским рекам, что поближе. Но вот настал момент, когда все наиболее интересные и доступные реки были нами пройдены, дошла очередь и до неизведанной Вишеры.

Река Вишера поразила нас своей суровой красотой и отдаленностью от большой земли, там особенно чувствовалось, что она более северная. Вокруг дремучие еловые леса, местами непроходимые. А таких скал, как здесь, мы не видели больше нигде. Даже широко известная Чусовая не может сравниться с Вишерой, с ее великолепными, огромными Камнями - Писаный, Говорливый, да один Ветлан чего стоит!

Множество исторических мест в окрестностях Вишеры тоже прибавляет ей очарования. По берегам заброшенные деревни и села, раньше довольно людные, а сейчас пустые и тихие. То и дело видишь древние бревна, которыми были укреплены берега, остатки пристаней и мостов, загадочные намеки на просеки в лесах - следы работы лесорубов, рудокопов... И более свежие исторические перемены - старые паромные переправы, замененные теперь железными мостами.

На Вишере мы прожили несколько дней нашей жизни - насыщенных, интересных и спокойных. Прошли мы по ней около 130 километров, по самому популярному участку от Усть-Улса до Красновишерска. Жилых деревень на этом участке Вишеры немного - Вая, Сыпучи, Вишерогорск, Заговоруха и Романиха. Вишера полноводная, большая река, и сплавляться по ней можно в любое теплое время года.

Места для стоянок проблемы не составляют, отмелей достаточно. Питьевая вода на всем протяжении реки - из впадающих ручьев и речушек. Дно реки каменистое, потому вода прозрачная. Она теплее, чем в Улсе, так что всякие утки, цапли уже встречаются, а вот рыбы немного, хоть местные рыбаки и говорят, что и щуки водятся. Приглянулась нам Вишера, не зря мы о ней мечтали, все ожидания оправдались, и хочется когда-нибудь еще раз туда вернуться.

Это девятая часть рассказа о нашем путешествии. Рекомендую начать с первой

По реке Улс

День 9. Из Улса в Вишеру, бывший поселок Усть-Улс, опять дождь

На следующее утро я проснулась очень рано, часов в шесть, а то и раньше. Вышла на воздух, приняв по пути душ - меня окатил целый водопад капель конденсата с тента. Но я об этом сразу забыла - так хорошо было на берегу. Во все небо передо мной играл дивными красками рассвет. Солнце еще не встало, но уже щедро позолотило розовые, оранжевые и красные облака.

У меня мелькнула мысль разбудить нашего оператора, чтобы он это чудо снял, но стало жалко - он так мирно сопел... Потом уже сообразила, что можно было и самой это заснять, но, простите меня, я же и сама была спросонья тормознутая. Постояла я еще немного, оглядела остальное небо, нет ли где обещаний дождя - но нет, все было чисто. Я пошла обратно в палатку и уснула, тем более что ночью спалось не слишком спокойно.

В 7 утра прозвенел будильник, и вместе с его звуком я услышала, что по палатке барабанит дождь. Я изумилась, откуда он взялся? Выглянули мы - а там все затянуто, ветер гонит клоки черных туч, и дождь вовсе не слабенький. Пришлось валяться дальше.

Часов в 9 решили позавтракать. Пока доставали еду, дождь вроде прекратился. Даже хотели сделать костерок, подогреть чаю, но коварные осадки снова начались. Так что мы позавтракали, запивая теплым чаем. Саше еще хватило батона на бутерброд, а я уже складывала сыр на зерновой хлебец. Тоже, между прочим, неплохо. Потом ждали, когда прекратится дождь и все подсохнет. Я вязала жилет, Саша просто валялся.

И тут мне стало казаться, что в этом есть что-то неправильное - сидеть в палатке, когда нет дождя. Я стала тормошить Александра, чтобы начать хоть вещи собирать, чтобы после обеда отплыть. Он не возражал. Сделали зарядку, сложили вещи, развели костер - варить гречневую кашу с салом. Обнаружилось, что рюкзак мой подмочен дождем, поролоновые вкладыши на лямках хоть выжимай. Но тут как раз вышло солнце, стало жарить вовсю, и сушить все вокруг. Небо расчистилось, погода наладилась, и лишь где-то вдалеке, на западе у горизонта маячила черная тучка.

Пообедав, мы простились с чудесной отмелью, и поплыли к Вишере. Сначала нас подгонял попутный ветерок, что было непривычно. Кое-где снова вели лодку пешком. А за поворотом и длинной протокой, где ветер уже был встречным, нам открылся целый лагерь рыбаков - палатки, лодки, люди ходят. Стало ясно, что это место впадения Улса в Вишеру, и его активно посещают любители половить хариуса.

Улс впадал в Вишеру плавно. Она текла справа налево, спокойно и широко. Александр проверил по навигатору, точно ли это Вишера, заснял это важное место, и мы вплыли в долгожданную реку...

Любопытная информация о реке Вишера

Общая длина реки более 400 км. Устье Улса находится примерно на 180-ом километре от устья Вишеры. Начинается Вишера в горах северной части Пермской области, впадает в Каму, недалеко от Соликамска. По берегам реки много грандиозных скал, в которых есть пещеры. Верховья Вишеры труднодоступные по причине удаленности от дорог и нахождения на территории Вишерского заповедника, свободный доступ в который запрещен.

Название "Вишера алмазная" река получила не только за месторождения алмазов, но и за красоту. Кстати большинство месторождений находятся опять-таки на территории заповедника, и законсервированы на будущее. На Вишере, и особенно в заповедной ее части богатейший животный мир, а также большое количество редких видов растений.

Вишера имеет богатейшую историю. В давние времена в этих местах жили манси, поэтому в лесах, при большом везении, можно отыскать следы их пребывания. Кстати, они называли реку Пассер-Я, то есть "Большая вода".

Более ста лет назад по Вишере сплавляли продукцию Кутимского и Велсовского чугуноплавильных заводов. В начале 1900-х годов заводы закрылись, и пошел отток людей из тех мест. В 30-е годы про Вишеру опять вспомнили, точнее - про лес вокруг, стали строить лагеря для добычи древесины руками заключенных. Сейчас и те времена канули в лету, и Вишера опять приняла облик тихой, таежной реки.

По реке Вишера

Надо сказать, что обычно после маленькой речки плыть по большой мне первые полчаса страшновато - кажется, что до берега так далеко, а до дна так глубоко. Потом это проходит. Но сначала я попросила держаться ближе к правому берегу, не посередине. Мы прижались, насколько было можно, там оказалась мель, чуть ли не до половины реки. Вода была прозрачной, течение довольно сильным.

Мы поглядели вперед по ходу движения, и поняли, что теперь плывем прямо к той черной тучке, что маячила вдалеке. Только она уже стала матерой тучей, закрывшей полнеба, и висела, обмотавшись седыми клочьями, зацепившись за высокую гору на левом берегу Вишеры. Мы поняли, что дождя не избежать.

Тем временем мы проплыли по Вишере примерно полкилометра, и поравнялись с большой отмелью по правому берегу. Она была из мелкой гальки, а местами даже из светлого песка, в самом широком месте метров 20, и длиной метров 200-300. Напротив нее был островок и просторная поляна по левому берегу. Там стояла машина, деревянный навес и палатка. Там же видна и дорога.

Людей пока не было видно - рыбачат, наверное. Но до их лагеря все равно было далеко, метров триста, так что можно было не опасаться, что мы помешаем друг другу. Мы причалили к отмели, и стали готовиться к встрече дождя. Саша предположил, что как раз здесь и стоял когда-то поселок Усть-Улс.

Мы выгрузили вещи, сложили их на берегу, закрыли лодкой, а сами нарядились в дождевики. И вовремя - сразу пошел дождь. Следующие полтора часа мы гуляли по отмели, а дождь то лил, то капал, то хлестал... А тучи все выползали из-за горы, тащились брюхом по лесу, иногда совсем закрывая его. С реки из леса начал подниматься пар. Стал греметь гром, засверкали молнии. Я порадовалась - ведь гроза долгой не бывает, так что скоро это все должно было закончиться.

Когда дождь прекратился, мы еще полчаса стояли и старались угадать, куда же пойдет туча от горы. Вокруг небо уже было почти чистым, а она все угрожающе висела на вершине. Раздумывали, плыть нам все-таки или нет. Тут Александр посмотрел, который час, оказалось, половина шестого вечера. Стало ясно, что уже и плыть никуда не надо - а вдруг дальше стоянки долго не будет и снова дождь начнется. А здесь хотя бы место для ночлега удобное, и мы пока сухие. Стали разворачивать лагерь снова. Я только попросила, чтобы завтра мы отплыли пораньше, хотелось успеть в Ваю, пока работают магазины.

За полосой кустов нашли место, где кто-то уже ставил палатку, там осталась подстилка, вот ею мы и воспользовались, добавив немного лопухов. Поставили палатку, а я еще нашла большую доску, которая только сверху была мокрой, а внутри - сухая. Мы ее распилили и сварили ужин, вскипятили чай. Пока все это делали, мимо проходили лодки в обоих направлениях, с мотором и без мотора.

Вернулись в свой лагерь на левом берегу рыбаки, тоже стали готовить ужин. А у нас на отмели жили три трясогузки, абсолютно нас не боявшиеся. Они деловито сновали, выискивая под камешками насекомых, ловили их, смешно подпрыгивая, поглядывали на нас с любопытством.

Под вечер небо расчистилось совсем, только над горой все также висела туча, периодически отправляя свои куски то правее нас, то левее. А на отмели появились безобидные, но очень навязчивые мелкие мухи. Больше всего они реагировали на яркие цвета, и я, в своей желтой ветровке, была ими просто облеплена. Были и мошки с комарами, но немного.

Мы сидели на берегу Вишеры, наблюдая за рыбаком у островка и за трясогузками. Реку начало заволакивать туманом, он полз по левому берегу снизу по реке. Холодало, и я решила забираться в палатку. Александр меня поддержал.

Продолжение рассказа о нашем путешествии по Улсу и Вишере

Как вернуться с Вишеры на большую землю

О том, как добраться до Вишеры, написано в первой части, где мы плыли по реке Улс. Также есть информация о заброске в верховья реки в другом рассказе про Вишеру, читайте. Тут я скажу, как сняться с реки.

Заканчивать сплав по Вишере лучше в городе Красновишерск. Железной дороги там нет, но есть автостанция, и можно на автобусе доехать до Перми или других крупных городов Пермской области.

Железная дорога в тех местах идет от Соликамска через Яйву, Кизел, Губаху, город Чусовой, и далее через Тагил до Екатеринбурга. Это самый удобный вариант, в пути 15 часов. Там, где проезжает автобус, можно сделать пересадку. Если на этот паровоз мест нет, то можно добраться на электричке от станции Калийная до Чусового, и там будут другие варианты. Либо в Пермь, там рейсов побольше.

На автобусе от Красновишерска до Соликамска 100 километров, это примерно 2 часа, до Перми - 320 км, в пути около 6 часов.

А это уже Вишера

Карта реки Вишера

Фрагмент из фильма о путешествии по Улсу и Вишере

Остальные фрагменты из путешествия по рекам Улс и Вишера
Вы можете посмотреть на ютубе