Путешествие по Улсу и Вишере

Поскольку наше путешествие по Вишере начиналось с реки Улс, мы решили и о ней рассказать свои впечатления. Надо заметить, что со стороны Свердловской области на Вишеру попасть можно только через Улс, иначе никак. Или заезжать уже со стороны Пермского края. Улс - река небольшая, узкая и мелкая, причем настолько, что для сплава по ней надо выбирать время весенней большой воды, либо после обильных дождей. Иначе Вам придется большую часть пути шлепать по руслу пешочком. До места начала сплава добираются по дороге от Североуральска на Жигаланские водопады. Но учтите, дорога эта в плохом состоянии, а ехать далеко, так что заброска обойдется недешево.

Улс выглядит как настоящая таежная река, берега ее близко друг от друга и покрыты густым лесом. Первые 10-15 километров встречаются рыбаки, потому что есть там лесные дороги. А вот дальше - уже никого, полная глушь, до самой Золотанки. Удобных мест для ночевки на реке хватает - это и отмели, и рыбацкие стоянки. Вдоль Улса встречается немало охотничьих изб, и прямо на берегу, и поодаль. Вода в реке отменно чистая и прозрачная, к тому же в Улс впадает много мелких речек и ручьев, стекающих с гор, так что с питьевой водой проблем нет. Наиболее крупные впадающие реки - Жигалан, Сурья, Лямпа, Кутим, на которой стоял когда-то Кутимский железоделательный завод.

Дно реки из некрупной гальки, больших валунов нет. Течение быстрое, так что, когда позволяет глубина, можно даже не грести особо - само несет. Отсутствие скал по берегам с лихвой искупается тем, что со многих мест Улса открываются величественные виды Уральских гор - вершин хребта Кваркуш. Вода в Улсе холодная, и рыбы, кроме хариуса, никакой практически не водится, да и водоплавающей птицы не встретишь - ни уток, ни цапель. А еще Улс знаменит своим завалом - копился он, видно, десятки лет, и, как бы мы ни старались его описать, все равно это будет далеко от реальности, это надо видеть... Целый участок реки, около сотни метров, просто исчез под толстым слоем намертво перепутанных бревен, веток, пней и корней. Но не волнуйтесь, по берегу есть тропа для обхода.

Нужно обязательно учитывать, что Улс совершенно оторван от цивилизации, и возможности схода с маршрута просто нет. Нет ни магазинов, ни медпунктов, ни почты или телефона. Если что - Вам в любом случае придется добираться до единственной жилой точки на Улсе - Золотанки, где есть турбаза со спутниковым телефоном и дорога на Красновишерск. Как раз своей дикостью Улс нам и понравился, и еще великолепными горными видами и хрустальной быстрой водой.

Это седьмая часть рассказа о нашем путешествии. Рекомендую начать с первой

По реке Улс

День 7. Про хождение по Улсу. Помывка в речке, рыбак, охотничья избушка, стоянка у речки Леппель

Когда утром я выбралась наружу, палатка была вся в конденсате, меня просто окатило водой! Изо рта шел пар, и воздух был такой, как будто уже выпал снег. Трава тоже была мокрая, и наводила на мысль, что еще полчаса назад все эти капли были инеем... Александр еще не сразу закрыл дверцы палатки и спальник, потому застудил поясницу, лежал-то спиной к выходу. А я просто не выспалась. Но радовало то, что солнце уже светило, и вскоре обещало высушить нашу палатку и все вокруг.

Место у костра уже было ярко освещено и немного согрето, так что я скорее побежала туда делать зарядку, и сразу полегчало. А Сашу укрыла своим спальником. Я развела костер и вскипятила чай - он был совершенно необходим сегодня. Пока завтракали, любовались синим небом, горой, покрытой серым курумником, вдалеке. Раньше на реках мы таких гор не видели, настоящий Север. Вещички собирать на мокрой траве было неудобно. Но мы с этим закончили, и отплыли.

Сильное течение, в этом месте Улса, нам не помешало, вопреки опасениям. Мы плавно вписались в поворот налево. Посередине реки на мели увидели какую-то железную ржавую деталь от машины, поставленную на полозья. Когда-то она была покрашена в оранжевый цвет. Понятно, что относилась она не к чугунолитейному заводу, а к более поздним временам. Может, зимой на льду провалилась. Река Кутим впадала ниже, очень спокойно и незаметно.

Вопреки нашим ожиданиям, мели не закончились даже после прибавления немаленького потока этой реки. Несколько раз приходилось выходить из лодки и гулять пешочком. За очередным поворотом снова видели ту гору, с курумником, но снять ее на видео не смогли из-за быстрого течения. Ниже нам навстречу попались двое рыбаков на лодке-деревяшке с мотором. Я удивилась, как они с ним здесь ходят, по местным-то мелям и камням. Скорее всего, они были из Золотанки, до которой километров 20-30 осталось. Улс здесь уже становился местами очень широкий, но все такой же мелкий.

До Золотанки решили мы сегодня не доплывать, заночевать раньше. Остановились мы у впадения в Улс очередной речки, Верхняя Петелиха, чтобы как следует умыться. Я хотела прогуляться в лес, но тропинка довела лишь до стоянки рыбаков, а дальше началось болото. Справа висело осиное гнездо, судя по всему, обитаемое. Саша пошел его изучать, а в это время по стволу дерева, зависшему над рекой, пробежала шустрая, пушистая, упитанная белка, посмотрела на нас, и снова скрылась в лесу. Жаль, Александр не успел ее снять. Мы набрали воды, и поплыли дальше.

Через час-полтора воздух прогрелся, вода уже не казалась нашим босым ногам ледяной при вынужденных прогулках по реке. Солнышко припекало, и мы плыли уже раздетые, загорали, как на пляже. Синее небо и река, отражающая его, чудные виды вокруг - все это поднимало настроение. Вот оно - настоящее путешествие! Иногда, оглянувшись назад, мы прямо ахали от восторга - то там поднималась крутая гора с живописными лесами и каменными осыпями, то луга на пологом склоне, а над ними - облачка причудливой формы. Скалы, курумники, лес какими-то полосами - то светлый, то темный...

В половине второго дня нам захотелось где-нибудь пристать, чтобы пообедать и позагорать. Стали выглядывать подходящее местечко, и вскоре увидели посреди реки большую отмель, частично заросшую травой, кустарником и цветами - пижмой, ромашкой, ястребинкой... А Александр еще и хотел помыться мочалкой, с мылом, и голову тоже помыть. На мой взгляд, это была довольно экстремальная затея, учитывая температуру воды в Улсе.

Для начала мы пообедали салатом, а потом расстелили коврики на пятачке, окруженном высокими цветущими растениями - они закрывали нас от ветра, и лежать здесь было очень приятно, просто солярий! Казалось, что загораем мы на южном пляже, а не на северной реке. Только вместо шума волн, равномерный рокот бегущей воды. Подрумяниваясь, между делом еще и семечек погрызли. Лодка в это время стояла метрах в двадцати от берега, ближе из-за мелкоты нельзя было ее подогнать.

И вот, Саша нагрелся до нужного градуса, и решился на водные процедуры. Я ему помогала по мере сил, поливая ледяной водичкой из бутылки. Надо отдать герою должное, он даже не орал громко, как обычно, только покряхтывал. Я, посмотрев на это, решила, что не хуже, и тоже могу помыться. Ну, голову, конечно, мыть не стала, шампунь с длинных волос такой водой не смыть, а вот тело - это пожалуйста! Солнце нас так нагрело, что и вода уже казалась тепленькой. После помывки мы причесались, намазались-напудрились, и поплыли дальше.

Мы проплыли несколько мелей. В одном месте увидели мы снова большую гору с курумником, а под горой - лодка, в ней рыбак спокойно ловит хариусов, а все пространство воды до лодки кипит, как суп на плите из-за камней, торчащих повсюду. Могу сказать, что Улс вообще беспокойная река, и таких мест на ней много. Нам уже несколько раз вода заплескивала в лодку, хотя нос высокий и борта широкие. Ну, эти камни мы вроде нормально прошли.

Мы поздоровались с рыбаком, он очень удивленно на нас посмотрел, кивнул в ответ. Дальше показался остров, и мы поплыли в его левой стороне. Мы как раз дошли до острова, но тут Александр заметил зорким глазом на правом берегу, за островом, свой излюбленный объект. Избушка. Ну и все, немедленно заявил, что меня с лодкой оставит здесь, на острове, а сам сбегает туда посмотреть-поснимать.

"Бежать" ему предстояло метров двести, и почти все по довольно глубокой воде с сильным течением. Но это товарища не остановило, ведь второго шанса там побывать не было. Он посадил меня на бревнышко и ушел. Я с волнением наблюдала за переходом Улса моим неадекватным смельчаком, и переживала, как бы он камеру не окунул, поскользнувшись на камнях. Но он потихоньку бочком добрался до берега и поднялся к избе.

Минут десять он изучал эту избушку, затем отправился в обратный опасный путь, и благополучно прибыл ко мне, довольный. Рассказал, что переходить правый рукав реки было тяжело, течение просто сбивало с ног, а дно очень неудобное, с крупными скользкими камнями. Еще приходилось и шорты наверху придерживать, чтобы не замочить.

Избушка оказалась еще меньше, чем первая, и по высоте, и по площади. Она от старости завалилась на левый бок, отчего дверь ее покосилась, и открывалась с трудом и не полностью. Пришлось снимать внутри, просунув туда руку с видеокамерой. Ну, набор стандартный - маленькое окно, печка, нары... Видно было, что избушкой давно не пользуются, туда вела чуть заметная тропка от прохода одного человека. Наверное, рыбак заглянул по пути.

Александр закончил осмотр и пошел обратно, это было еще сложнее, так как он решил пойти напрямик, а там оказалось глубже, да еще против течения. Но все завершилось удачно, в воду он не упал, камеру не намочил, и избушечку эту увековечил на видео. Мы отчалили, и двинулись в дальнейший путь, размышляя, насколько далеко надо уплыть сегодня, чтобы завтра посетить Золотанку.

Мы хотели попробовать остановиться там в гостинице охотничьего общества, о которой нам поведал Василий из Кутима. Теоретически там могла быть горячая вода - помыться, и нам надо было зарядить аккумуляторы для видеокамеры. Александр, конечно, взял пару запасных, но ведь нам еще плыть и плыть. Пробыли бы денек в Золотанке, переночевали, закупили чего-нибудь свежего в магазине, осмотрели бы деревню, а утром поплыли бы дальше. Вот наивные...

Решили встать на ночевку, не доплыв до Золотанки. Прошли мимо нескольких хороших отмелей, потому что было еще слишком рано вставать на ночлег. Одна нам сильно понравилась - она была двухэтажная, внизу отмель, а наверху хорошенько вытоптанная поляна с костровищем, каменной печью, дровами. Даже хотели встать там, но было всего пять часов, и если ночевать здесь, то к Золотанке приплывем только к вечеру. Так что взяли мы там два сухих чурбачка, да и дальше пошли.

Еще на одной отмели Саша хотел встать, но я возразила. Дело в том, что дальше по течению была мель, а начинать утро с прогулки по ледяной воде мне не хотелось. И попросила еще поискать. Сначала все было неподходящее, то низко, то травой заросло. Вот вид позади нас с одного места открылся замечательный, это да. Обширная, довольно высокая гора, по карте вроде Пелины Уши, покрытая лесом, по краям горки пониже, и Улс широкий, как Волга. Еще проплывали полускрытую сосновым лесом черную, мрачную скалу, как замок Дракулы.

Солнце стало клониться к закату, появились мечты о супчике. И тут мы увидели большую отмель, невысокую, но вроде подходящую. На противоположном берегу виднелась стоянка, но на травянистой поляне. Место это было почти напротив впадения речки со смешным названием Леппель, в 6 километрах по прямой от Золотанки. А еще рядом высилась длинная скала примерно с пятиэтажный дом, которая обещала утром очень красивый при солнышке вид. На другом берегу Улса когда-то было урочище Двадцатка, но сейчас никаких следов не наблюдалось.

На нашей отмели камни были крупноваты, но мы застелили их травой. Соорудили костер, сварили гороховый суп с салом. Поели, занялись обустройством лагеря и кипячением чая. Вокруг отмели, находившейся ровно посреди Улса, было много открытого пространства, солнце нам не закрывали ни деревья, ни скалы, так что оно было до самого заката, да и с утра сразу нас осветит, согреет.

Перед сном выпили чаю с пряниками, попутно любуясь вечерними красками неба и видами вокруг, да и стали готовиться ко сну. Помня, как я мерзла прошлой ночью, я надела на себя весь имеющийся гардероб - двое носков, брюки, две майки и две кофты, на шею намотала шарф и поверх брюк нацепила еще шорты. На голову надела капюшон кофты и спальника. Александр дико веселился, сказал, что я похожа на инопланетянина в коконе и на Наполеона в треуголке. Зато мне было тепло!

Продолжение рассказа о нашем путешествии по Улсу и Вишере

Как добраться до реки Улс

Со стороны Свердловской области до реки Улс можно добраться через Североуральск. Если Вы едете на своем транспорте, то после Североуральска двигаетесь на Покровск-Уральский, и далее по дороге мимо горы Золотой Камень, в сторону Вогульского Камня и Жигаланских водопадов, это довольно популярное место.

Дорога грунтовка, но на всем протяжении вся в ямах, поэтому ехать придется медленно и долго. Расстояние от Североуральска до реки Улс составляет примерно 80 км, мы ехали около пяти часов. До моста можно доехать практически на любом автомобиле.

Если Вам нужно нанимать машину, то для начала рекомендую познакомиться с моей статьей «Заброска туристов». Можете искать машину с помощью интернета, можете читать объявления в Североуральских газетах, либо просто голосовать на выезде из Североуральска на Баяновку. Этот способ подойдет, если Вы путешествуете один, большую компанию вряд ли подберут.

Таежная изба на реке Улс

Карта реки Улс

Фрагменты из фильма о путешествие по Улсу и Вишере

Остальные фрагменты из нашего путешествия по рекам Улс и Вишера
Вы можете посмотреть на ютубе